Былое и думы. а. и. герцен

Раев Анатолий Михайлович
     В дальнейшем я вам хочу представить выписки в том порядке, как я их фиксировал из какой-либо книги, какого-либо произведения не раскладывая по темам:


                "БЫЛОЕ И ДУМЫ".
               
                Александр Иванович Герцен.

Мегапроект: "Пушкинская библиотека".
Институт: "Открытое общество".
Части 1-5.
Москва. Слово/Slovo. 2001 г.
Редакционная коллегия: М.Л.Гаспаров, Б.В.Дубин, Д.С.Лихачёв,
Н.Н.Скатов, В.Н.Торопов.
Главный редактор Д.В.Тевекелян.
Составитель И.Г.Птушкина.
Текст печатался по изданию: А.И.Герцен. Собрание сочинений в
30-ти томах. Издательство Академии наук СССР, 1956.
Редактор В.Д.Талызин.
Корректор С.В.Щербич.

     1. Стр. 5. "Меня заставляет какая-то внутренняя сила, которой я не могу победить, высказывать истину - даже в тех случаях, когда она мне вредна".
                А.И.Герцен.
"Об авторе великой книги". И. Птушкина.

     2. Стр. 5. "Мой крест, который я несу с детства, - это безбоязненное принятие всякой истины".
                А.И.Герцен.
"Об авторе великой книги". И. Птушкина.

     3. Стр. 8. "Семья начинается с детства", - утверждал Герцен.
"Об авторе великой книги". И. Птушкина.

     4. Стр. 10. Всё человечество больно безумием.
"Об авторе великой книги". И.Птушкина.

     5. Стр. 13. "В истории самое с м е р т н о е преступление - быть несовременным", - считал Герцен.
"Об авторе великой книги". И.Птушкина.

     6. Стр. 16-17. "Главный характер нашего языка, - писал Герцен, - состоит в чрезвычайной лёгкости, с которой всё выражается на нём, - отвлечённые мысли, внутренние лирические чувствования, "жизни мышья беготня", крик негодования, искрящая шалость и потрясающая страсть".
"Об авторе великой книги". И. Птушкина.

     7. Стр. 23. Людям хотелось бы всё сохранить: и розы, и снег; им хотелось бы, чтоб около спелых гроздьев винограда вились майские цветы!

     8. Стр. 23. Кто не знает, как старчество близко к детству?

     9. Стр. 23. Вглядитесь, и вы увидите, что по обе стороны полного разгара жизни, с её венками из цветов и терний, с её колыбельными и гробами, часто повторяются эпохи, сходные в главных чертах.

     10. Стр. 25. Когда мы в памяти своей
                Проходим прежнюю дорогу,
                В душе все чувства прежних дней
                Вновь оживают понемногу... 
                Н. Огарёв. ("Юмор".)

     11. Стр. 30. Предложить мир скорее дело победителя.

     12. Стр. 33. Исключительное чувство национальности никогда до добра не доводит.

     13. Стр. 41. Дети вообще проницательнее, нежели думают, они быстро рассеиваются, на время забывают, что их поразило, но упорно возвращаются, особенно ко всему таинственному или страшному, и допытываются с удивительной настойчивостью и ловкостью до истины.

     14. Стр. 45. Вино оглушает человека, даёт возможность забыться, искусственно веселит, раздражает; это оглушение и раздражение тем больше нравятся, чем меньше человек развит и чем больше сведён на узкую, пустую жизнь.

     15. Стр. 56. ... солдат (вероятно, беглый) Фёдор Карлович, отличавшийся каллиграфией и непомерным тупоумием...

     16. Стр. 57. ... он, собственно, не жил после неё, а тихо, торжественно умирал.

     17. Стр. 64. ... Он был красив, но красота его обдавала холодом; нет лица, которое бы так беспощадно обличало характер человека, как его лицо. Лоб, быстро бегущий назад, нижняя челюсть, развитая на счёт черепа, выражали непреклонную волю и слабую мысль, больше жестокости, нежели чувственности. Но главное - глаза, без всякой теплоты, без всякого милосердия, зимние глаза.

     18. Стр. 67. Люди обыкновенно вспоминают о первой молодости, о тогдашних печалях и радостях немного с улыбкой снисхождения.

     19. Стр. 67. Пока человек идёт скорым шагом вперёд, не останавливаясь, не задумываясь, пока не пришёл к оврагу или не сломал себе шею, он всё полагает, что его жизнь впереди, свысока смотрит на прошедшее и не умеет ценить настоящее. Но когда опыт прибил весенние цветы и остудил летний румянец, когда он догадывается, что жизнь, собственно, прошла, а осталось её продолжение, тогда он иначе возвращается к светлым, к тёплым, к прекрасным воспоминаниям первой молодости.

     20. Стр. 67. Природа с своими вечными уловками и экономическими хитростями д а ё т юность человеку, но человека сложившегося б е р ё т для себя, она его втягивает, впутывает в ткань общественных и семейных отношений, в три четверти не зависящих от него; он, разумеется, даёт своим действиям свой личный характер, но он гораздо меньше принадлежит себе, лирический элемент личности ослаблен, а потому и чувства и наслаждение - всё слабее, кроме ума и воли.

     21. Стр. 68. Новое лицо, вводимое вместо матери, вызывает со стороны детей отвращение.

     22. Стр. 68. Второй брак - вообще нелепость.

     23. Стр. 84. ... Когда он воспитывался, европейская цивилизация была ещё так нова в России, что быть образованным значило быть наименее русским ...

     24. Стр. 85. ... Везде уметь найтиться, нигде не соваться вперёд, со всеми чрезвычайная вежливость и ни с кем фамильярности ...

     25. Стр. 104. Эгоизм - исключительное начало всех действий.

     26. Стр. 105. Есть истины... которые... не передаются раньше известного возраста.

     27. Стр. 107. Мудрые правила - со всеми быть учтивым и ни с кем близким, никому не доверяться.

     28. Стр. 111. ... он отступил на шаг, посмотрел на меня с тем грозно-грациозным видом, с которым в балетах цари и герои пляшут гнев ...

     29. Стр. 113. ... и всё это в этих страшных каменных трубах, называемых коридорами, в которых нельзя остановиться на минуту, чтоб не простудиться на месяц ...

     30. Стр. 113. Мы до сих пор смотрим на европейцев и Европу в том роде, как провинциалы смотрят на столичных жителей, - с подобострастием и чувством собственной вины, принимая каждую разницу за недостаток, краснея своих особенностей, скрывая их, подчиняясь и подражая. Дело в том, что мы были застращены и не оправились от насмешек Петра Первого, от оскорблений Бирона, от высокомерия служебных немцев и воспитателей-французов.

     31. Стр. 125. ... они умеют не видеть человека, глядя на него, и не слушать его, стоя возле ...

     32. Стр. 128. Хронического счастья так же нет, как не тающего льда.

     33. Стр. 134. ... Всё делалось открыто, - открыто редко делается дурное.

     34. Стр. 135. Артистический период оставляет на дне души одну страсть - жажду денег, и ей жертвуется вся будущая жизнь, других интересов нет.

     35. Стр. 144. Обуздать мысль труднее, чем всякую страсть.

     36. Стр. 145. Какое счастье вовремя умереть для человека, не умеющего в свой час сойти со сцены, ни идти вперёд.

     37. Стр. 151-152. ... я так много перенесла несчастий, что на новые недостаёт сил ...

     38. Стр. 153. Пожар имеет в себе что-то революционное: он смеётся над собственностью, нивелирует состояния.

     39. Стр. 156. Люди так поверхностны и невнимательны, что они больше смотрят на слова, чем на действия, и отдельным ошибкам дают больше веса, чем совокупности всего характера.

     40. Стр. 158. ... В дверях залы стояла фигура, завёрнутая в военную шинель ...

     41. Стр. 161. ... да вас назвать нельзя не выругавшись ...

     42. Стр. 163. ... Изверг этот взял стакан, наполнил его до невозможной полноты и вылил его себе внутрь.

     43. Стр. 175. Ж.-П.Рихтер говорит с чрезвычайной верностью: если дитя солжёт, попугайте его дурным действием, скажите, что он солгал, но не говорите, что он -
л г у н. Вы разрушаете его нравственное доверие к себе, определяя его как лгуна.

     44. Стр. 175. "Это - убийца", говорят нам, и нам тотчас кажется спрятанный кинжал, зверское выражение, чёрные замыслы, точно будто убивать - постоянное занятие, ремесло человека, которому случилось раз в жизни кого-нибудь убить.

     45. Стр. 175. Нельзя быть... торгашом чужого разврата и честным человеком.

     46. Стр. 175. ... Я имею отвращение к людям, которые не умеют, не хотят или не дают себе труда идти далее названия, перешагнуть через преступление, через запутанное, ложное положение, целомудренно отворачиваясь или грубо отталкивая. Это делают обыкновенно отвлечённые, сухие, себялюбивые, противные в своей чистоте натуры или натуры пошлые, низкие, которым ещё не удалось или не было нужды заявить себя официально.

     47. Стр. 179. Яд в ловких руках опаснее.

     48. Стр. 190. "У нас всё так, - говаривал А.А., - кто первый даст острастку, начнёт кричать, тот и одержит верх. Если, говоря с начальником, вы ему позволите поднять голос, вы пропали; услышав себя кричащим, он сделается дикий зверь. Если же при первом грубом слове вы закричали, он непременно испугается и уступит, думая, что вы с характером и что таких людей не надобно слишком дразнить".

     49. Стр. 192. Жизнь впоследствии отучает от гордой веры, наказывает за неё; оттого-то юность и отважна и полна героизма, а в летах человек осторожен и редко увлекается.

     50. Вот за то-то я и люблю природу: её никак не отнимешь, где бы человек ни был.

     51. Стр. 200. ... Дверь растворилась, и вошёл небольшого роста плечистый старик, с головой, посаженной на плечи, как у бульдога; большие челюсти продолжили сходство с собакой ...

     52. Стр. 203. Уверьте человека, что убить родного отца ни копейки не будет стоить, - он убьёт.

     53. Стр. 204. Женщина, как бы ни была умна и о чём бы ни шла речь, не может никогда стать выше кухни.

     54. Стр. 207. Всему порочному позволяют у нас развиваться долгое время беспрепятственно.

     55. Стр. 208. Нет возможности проводить несколько часов дня с одними и теми же людьми, не перезнакомившись с ними.

     56. Стр. 208. ... не должно забывать, как провинциалы льнут к постороннему, особенно приехавшему из столицы, и притом ещё с какой-то интересной историей за спиной ...

     57. Стр. 211. Достаток людей для того, чтоб их накормить до тошноты, - не трудная задача.

     58. Стр. 215. Генерал-губернатор Западной Сибири Пестель, отец знаменитого Пестеля, казнённого Николаем, был настоящий римский проконсул, да ещё из самых яростных. Он завёл открытый, систематический грабёж во всём крае, отрезанном его лазутчиками от России. Ни одно письмо не переходило границы нераспечатанное, и горе человеку, который осмелился бы написать что-нибудь о его управлении. Он купцов первой гильдии держал по году в тюрьме, в цепях, он их пытал. Чиновников посылал на границу Восточной Сибири и оставлял там года на два, на три...

     59. Стр. 217. Усердие всё превозмогает.

     60. Стр. 228. ... Речь идёт о картофельном бунте 1842 г. Русские крестьяне неохотно сажали картофель, как некогда крестьяне всей Европы: как будто инстинкт говорил народу, что это дрянная пища, не дающая ни сил, ни здоровья. Впрочем, у порядочных помещиков и во многих казённых деревнях "земельные яблоки" саживались гораздо прежде картофельного террора. Русскому правительству то-то и противно, что делается само собою. Всё надобно, чтоб делалось из-под палки.

     61. Стр. 229. Не могло быть оскорбления более дерзкого труду, как приказ делать явным образом нелепость.

     62. Стр. 229. Знаменитый Тюрго, видя ненависть французов к картофелю, разослал всем откупщикам, поставщикам и другим подвластным лицам картофель на посев, строго запретив давать крестьянам. С тем вместе он сообщил им тайно, чтоб они не препятствовали крестьянам красть на посев картофель. В несколько лет часть Франции обсеялась картофелем...

     63. Стр. 230. ... Цыгане эти таскались до Тобольска и Ирбита, продолжая с незапамятных времён свою вольную бродячую жизнь, с вечным учёным медведем и ничему не учёными детьми ...

     64. Стр. 231. ... Но много несчастий может произойти между взяткой и рукой того, который её берёт ...

     65. Стр. 233. ... "Экой беспорядок", - скажут многие: но пусть же они вспомнят, что только этот беспорядок и делает возможною жизнь в России.

     66. Стр. 238. Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое даром.

     67. Стр. 240. Казённое добро, говорят, ни на огне не горит, ни в воде не тонет, - оно только крадётся.

     68. Стр. 242. ... Он умел своему мистицизму придавать такую пластичность и такой изящный колорит, что возражение замирало на губах.

     69. Стр. 248. ... Новый губернатор был умён, но ум его как-то светил, а не грел, вроде ясного зимнего дня - приятного, но от которого плодов не дождёшься.

     70. Стр. 250. Прокричит "айда", запоёт песню в две ноты...

     71. Стр. 254. ... так усердно занимались отечественной историей, что не имели досуга заняться серьёзно современностью ...

     72. Стр. 156. Видеть себя в печати - одна из самых сильных искусственных страстей человека, испорченного книжным веком.

     73. Стр. 259. Страшные события, всякое горе всё же легче кладутся на бумагу, чем воспоминания совершенно светлые и безоблачные.

     74. Стр. 263. ... против которой иногда возмущался на словах, особенно после наливок, но никогда на деле ...

     75. Стр. 263. ... он был артистически доволен, когда случалось (да и то по его мнению), что он надул купца ...

     76. Стр. 268. "Мне казалось, - писала она, - что я попала ошибкой в эту жизнь и что скоро ворочусь домой, - но где же был мой дом?..

     77. Стр. 269. Жить своею жизнию в среде неприязненной и пошлой, гнетущей и безвыходной могут очень немногие. Иной раз дух не вынесет, иной раз тело сломится.

     78. Стр. 270. Так мало нужно для развития, если только есть чему развиваться.

     79. Стр. 288. Умственное совершеннолетие начинается для человека только тогда, когда его слог устанавливается и принимает свой последний склад.

     80. Стр. 289. ... в Вятке не было четырёх человек, говоривших по-немецки. Даже учитель немецкого языка в гимназии не знал его ...

     81. Стр. 290. Бывают минуты, в которые потребность высказаться становится невыносимою.

     82. Стр. 290. Много дурного надобно испытать, чтоб уметь вынести женские слёзы, чтоб уметь сомневаться, пока они, ещё тёплые, текут по воспалённой щеке.

     83. Стр. 294. У меня была одна дама, которая любит меня и которую я за это не люблю.

     84. Стр. 294. Боже мой, моих сил недостаёт, ни на кого не могу опереться из тех, которые могли быть опорой; одна - на краю пропасти, и целая толпа употребляет все усилия, чтоб столкнуть меня.

     85. Стр. 298. Я ни разу прежде не думал об устройстве будущего; я верил, знал, что оно моё, что оно наше, и предоставлял подробности случаю.

     86. Стр. 298. Нам было довольно сознания любви, желания не шли дальше минутного свидания.

     87. Стр. 299. Он имел в высшей степени всё то, что должно было окончательно испортить дело.

     88. Стр. 299. Открытая, благородная натура с детства поставила его в прямую ссору с окружающим миром.

     89. Стр. 301. ... потом отправился со мной в свою спальню, украшенную сёдлами и чепраками, так что можно было думать, что он спит верхом ...

     90. Стр. 301. ... Я снова очутился под охраной солдата, с той разницей, что в Крутицах жандарм меня караулил от всего мира, а тут гусар караулил весь мир от меня.

     91. Стр. 303. Выражение счастья в её глазах доходило до страдания.

     92. Стр. 304. Женщина эта принадлежала к тем удивительным явлениям русской жизни... которых всё существование - подвиг, никому неведомый, кроме небольшого круга друзей.

     93. Стр. 304-305. Человек, объятый сильной страстью, - страшный эгоист.

     94. Стр. 305. В мире нет ничего разрушительнее, как бездействие и ожидание.

     95. Стр. 308. Смелым владеет Бог.

     96. Стр. 314. Беззаботность свойственна всему молодому и не лишённому сил, в ней выражается доверие к жизни, к себе.

     97. Стр. 314. Чувство полного обладания своей судьбой усыпляет нас... а тёмные силы, а чёрные люди влекут, не говоря ни слова, на край пропасти.

     98. Стр. 314. Полного счастья нет с тревогой; полное счастье покойно, как море во время летней тишины.

     99. Стр. 314-315. Настоящему мешает обыкновенно внешняя тревога, пустые заботы, раздражительная строптивость - весь этот сор, который к полудню жизни наносит суета суетств и глупое устройство нашего обихода. Мы тратим, пропускаем сквозь пальцы лучшие минуты, как будто их и невесть сколько в запасе. Мы обыкновенно думаем о завтрашнем дне, о будущем годе, в то время как надобно обеими руками уцепиться за чашу, налитую через край, которую протягивает сама жизнь, не прошенная, с обычной щедростью своей, - и пить, и пить, пока чаша не перешла в другие руки. Природа долго потчевать и предлагать не любит.

     100. Стр. 315. Семья начинается с детей.

     101. Стр. 315. Путаница всех нравственных понятий такова, что беременность считается чем-то неприличным; требуя от человека безусловного уважения к матери, какова бы она не была, завершают тайну рождения не из чувства уважения, внутренней скромности, а из приличия...

     102. Стр. 317. ... Она принадлежала к почётному гражданству разврата ...

     103. Стр. 318. ... я повиновался, как негр ...

     104. Стр. 320. ... естественными родами мстит она за неестественное зачатие ...

     105. Стр. 323. ... Никто не хотел тобою заняться, ты была оставлена себе. Что же может быть лучше для развития?

     106. Стр. 323. Лучше в монастырь, чем в толпу.

     107. Стр. 329. Жизни май цветёт один раз и не больше.

     108. Стр. 333. Жесток человек, и одни долгие испытания укрощают его; жесток, в своём неведении, ребёнок, жесток юноша, гордый своей чистотой, жесток поп, гордый своей святостью, и доктринёр, гордый своей наукой, - все мы беспощадны и всего беспощаднее, когда мы правы.

     109. Стр. 334. Проповедовать с амвона, увлекать с трибуны, учить с кафедры гораздо легче, чем воспитывать о д н о г о ребёнка.

     110. Стр. 341. ... Седые волосы рано покрыли его голову, и добродушно-грустная улыбка больше выражала страданий, нежели морщины ...

     111. Стр. 342. Вообще женское развитие - тайна: всё ничего, наряды да танцы, шаловливое злословие и чтение романов, глазки и слёзы - и вдруг является гигантская воля, зрелая мысль, колоссальный ум. Девочка, увлечённая страстями, исчезла.

     112. Стр. 342. ... Вместо того чтоб ненавидеть смерть, она, лишившись своих малюток, возненавидела жизнь ...

     113. Стр. 346. ... А.К. домолчался там до того, что генералы принимали его за авторитет ...

     114. Стр. 346. ... Белинский был совершенно потерян на этих вечерах между каким-нибудь саксонским посланником, не понимавшим ни слова по-русски, и каким-нибудь чиновником  Третьего отделения, понимавшим даже те слова, которые умалчивались.

     115. Стр. 355. ... видел в людях такие качества, которых не было в них вовсе, и удивлялся им.

     116. Стр. 357. ... Теперь всё ещё не верю в возможность потери - только иногда сжимается сердце. Он унёс с собой что-то необходимое для моей жизни.

     117. Стр. 363. В Европе люди одеваются, а мы рядимся.

     118. Стр. 363. ... такое полнейшее отсутствие справедливости, такое наглое, бесстыдное беззаконие удивило даже в России ...

     119. Стр. 364. ... спросил каким-то стёртым голосом ...

     120. Стр. 371. Робость сказать слово в защиту гонимых стоит всякого преступления.

     121. Стр. 372. - Что за польза будет из всего, что вы мне скажите и что я вам скажу? Это - потерянные слова...

     122. Стр. 372. ... Как эти люди бесчеловечны, когда на них приходит каприз быть человечными!..

     123. Стр. 374. ... Я вообще не люблю важных людей, особенно женщин.

     124. Стр. 376. ... Доля жалованья шла, в случае начёта, на уплату казне и могла длиться двести, триста лет, если б чиновник длился так долго. Обыкновенно или чиновник умирал или государь - и тогда наследник на радостях прощал долги.

     125. Стр. 387. ... Всё дело не стоит трёх слов.

     126. Стр. 388. Справками и ненужными переписками можно всегда затянуть дело.

     127. Стр. 388. ... Предводитель приехал в губернское правление для свидетельства в сумасшествии какого-то церковника; после того как все председатели всех палат истощили весь запас глупых вопросов, по которым сумасшедший мог заключить об них, что и они не совсем в своём уме ...

     128. Стр. 390. ... ровно столько ума, сколько нужно для исполнителя, и ровно столько честолюбия, зависти, желчи, чтоб предпочитать власть деньгам.

     129. Стр. 392. ... с такими разбойниками вовсе была не шутка показать человеческое чувство.

     130. Стр. 395. И наслаждение и страдание необходимы для полной жизни.

     131. Стр. 396. Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования? А между тем наши страдания - почки, из которых разовьётся их счастье.

     132. Стр. 396. Завоюешь славу - и люди изменят свои мнения.

     133. Стр. 400. Мы были больше умны и меньше счастливы...

     134. Стр. 419. ... Не только слова его действовали, но и его молчание.

     135. Стр. 419. Мысль его, не имея права высказаться, проступала так ярко в чертах его лица, что её трудно было не прочесть.

     136. Стр. 420. Ты любовь только глубока и прочна, которая восполняет друг друга.

     137. Стр. 434. Прошедшее России пусто, настоящее невыносимо, а будущего для неё вовсе нет.

     138. Стр. 439. Переворот Петра сделал из нас худшее, что можно сделать из людей, -    п р о с в е щ ё н н ы х рабов.

     139. Стр. 440. ... чутьё их было проницательнее разумения.

     140. Стр. 440. История не возвращается.

     141. Стр. 442. Восприимчивый характер славян, их ж е н с т в е н н о с т ь, недостаток самодеятельности и большая способность усвоения и пластицизма делают их по преимуществу народом, нуждающимся в других народах, они не вполне девлеют себе. Оставленные на себя, славяне легко "убаюкиваются своими песнями", как заметил один византийский летописец, и "дремлют". Возбуждённые другими, они идут до крайних следствий; нет народа, который глубже и полнее усваивал бы себе мысль других народов, оставаясь самим собою. Того упорного непонимания друг друга, которое существует теперь, как за тысячу лет, между народами германскими и романскими, между ими и славянами нет. В этой симпатичной, легко усвояющей, воспринимающей натуре лежит необходимость отдаваться и быть увлекаемым.
     Чтобы сложиться в княжество, России были нужны варяги.
     Чтобы сделаться государством - монголы.
     Европеизм развил из царства московского колоссальную империю петербургскую.

     142. Стр. 448. Выводы разума независимы от того, хочу я их или нет.

     143. Стр. 455. Примирения, вообще, только тогда возможны, когда они не нужны, т.е. когда личное озлобление прошло или мнения сблизились и люди сами видят, что не из чего ссориться.

     144. Стр. 461. ... болезнь за ночь сделала страшный успех.

     145. Стр. 463. Наследство имеет в себе сторону глубоко безнравственную: оно искажает законную печаль о потере близкого лица введением во владение его вещами.

     146. Стр. 464. ... Голохвастов несколько смешался и поэтому ещё больше доказывал мне всё то, что я так хорошо понял по первым двум словам.

     147. Стр. 472. Воровать вовсе не отдохновение, а работа очень неприятная и чрезвычайно опасная.

     148. Стр. 482. А сколько тружеников, работавших всю жизнь, с горькой слезой закрывают глаза, глядя на детей, которым они не могли дать ни воспитания, ни куска хлеба?

     149. Стр. 482. ... Другой брат совсем не жил, он с л у ж и л жизни.

     150. Стр. 483. Личные отношения много вредят прямоте мнений. Уважая прекрасные качества лиц, мы жертвуем для них резкостью мнений.

     151. Стр. 488. Жизнь только тогда бойко и хорошо идёт, когда не чувствуешь, как кровь по жилам течёт, и не думаешь, как легкие поднимаются.

     152. Стр. 490. Можно быть хорошим и верным с о ю з н и к о м, сходясь в каком-нибудь определённом деле и расходясь в мнениях.

     153. Стр. 491. Трещина, которую дала одна из стен нашей дружеской храмины, увеличилась, как всегда бывает, мелочами, недоразумениями, ненужной откровенностью там, где лучше было бы молчать, и вредным молчанием там, где необходимо было говорить.

     154. Стр. 497. В русской службе всего страшнее бескорыстные люди.

     155. Стр. 504. ... он старался всему придать вид шутки и опять переходил за те пределы, за которыми шутка не веселит.

     156. Стр. 504. Кто не видал детей, которые, закусив удила, нервно не могут остановиться в какой-нибудь шалости, уверенность в том, что будет наказание, как будто усиливает искушение.

     157.  Стр. 508. Конст. Аксаков замечал шутя, что "Кетчер отличается от людей тем, что люди обедают, а Кетчер ест".

     158. Стр. 510-511. Всякий mesalliance (неравный брак - фр.) - вперёд посеянное
несчастие.

     159. Стр. 511. Экспансивные люди страстно требуют, чтоб всё близкое им было близко их мыслям, их религии.

     160. Стр. 511. ... их счастие оканчивается там, где их не понимают.

     161. Стр. 511-512. Позднее воспитание сложившейся женщины дело очень трудное, особенно трудное в тех сожитиях, которыми оканчиваются, а не начинаются близкие отношения. Связи, легко, ветрено начатые, редко поднимаются выше спальной и кухни. Общая крыша слишком поздно покрывает их, чтоб под ней можно было учиться, разве какое-нибудь страшное несчастие разбудит душу спящую, но способную проснуться. По большей части la petit famme не делается б о л ь ш о й, никогда не делается женой и сестрой вместе. Она остаётся или любовницей и лореткой или делается кухаркой и любовницей.
     Сожитие под одной крышей само по себе вещь страшная, на которой рушилась половина браков. Живя тесно вместе, люди слишком близко подходят друг к другу, видят друг друга слишком подробно, слишком нараспашку и незаметно срывают по лепестку все цветы венка, окружающего поэзией и грацией личность. Но одинаковость развития сглаживает многое. А когда его нет, а есть праздный досуг, нельзя вечно пороть вздор, говорить о хозяйстве или любезничать; а что же делать с женщиной, когда она - что-то промежуточное между одалиской и служанкой, существо телесно близкое и умственно далёкое. Её не нужно днём, а она беспрестанно тут; мужчина не может делать с ней своих интересов, она не может не делить с ним своих сплетен.

     162. Стр. 512. Всякая женщина постоянно остаётся ж е н щ и н о й  н а 
с о д е р ж а н и и, если не у постороннего, то у своего мужа.

     163. Стр. 512. Чей хлеб ешь, того песню поёшь.

     164. Стр. 513. Нетерпимость воспитывается уступками.

     165. Стр. 514. Ещё раз - без равенства нет брака в самом деле. Жена, исключённая из всех интересов, занимающих её мужа, чуждая им, не делящая их, - наложница, экономка, нянька, но  н е  ж е н а  в полном, в благородном значении слова. Гейне говорил о своей "Терезе" (имеется в виду Матильда Гейне, жена поэта, которую Герцен называет "Терезой", имея в виду жену Ж.Ж.Руссо - Терезу Левассор, по словам Герцена, "существо неразвитое, полное предрассудков"), что "она не знает и никогда не узнает о том, что он писал". Это находили милым, смешным, и никому не приходило в голову спросить: "Зачем же она была его женой?"...
     Я нисколько не хочу сказать, чтоб жена непременно должна и делать и любить что делает и любит муж. Жена может предпочитать музыку, а муж - живопись, - это не разрушит равенства. Для меня всегда были ужасны, смешны и бессмысленны официальные таскания мужа и жены, и чем выше,  тем смешнее; зачем какой-нибудь императрице Евгении являться на кавалерийское учение и зачем Виктории возить "своего мужчину", le Prince Consort (принца-супруга - фр.), на открытие парламента, до которого ему дела нет.

     166. Стр. 519. Много угловатого обтачивается теченьем времени.

     167. Стр. 522. Сомнение - открытый вопрос, доктрина - вопрос закрытый, решённый.

     168. Стр. 522. Gi la raison dominait le monde? il ne s"y passerait rien". - "Если бы разум царил в мире, в нём ничего не происходило бы". (фр.)

     169. Стр. 526. ... такие девушки могут легко отдаться, но взять их невзначай, врасплох трудно.

     170. Стр. 536. ... старый сержант взял пассы, надел очки и с чрезвычайной отчётливостью стал вслух читать всё, что не нужно.

     171. Стр. 541. Что же, вообще, письма, как не  з а п и с к и  о коротком времени.

     172. Стр. 541. Что прочувствовано, то останется в душе.

     173. Стр. 545. Когда человек хочет верить, его веру трудно искоренить.

     174. Стр. 548. ... и ничего не сумел сделать, потому что хотел сделать больше обыкновенного.

     175. Стр. 557. ... они подходили к нему, как монахи к игумну, уничтожаясь, благоговея.

     176. Стр. 569. Идеи, пережившие своё время, могут долго ходить с клюкой, могут даже, как Христос, ещё раз, два показаться после смерти своим адептам - но трудно для них снова завладеть жизнью и вести её. Они не увлекают только неполных людей.

     177. Стр. 572-573. Эмиграции, предпринимаемые не с определённой целью, а вытесняемые победой противной партии, замыкают развитие и утягивают людей из живой деятельности в призрачную. Выходя из родины с затаённой злобой, с постоянной мыслию завтра снова в неё ехать, люди не идут вперёд, а постоянно возвращаются к старому; надежда мешает оседлости и длинному труду; раздражение и пустые, но озлобленные споры не позволяют выйти из известного числа вопросов, мыслей, воспоминаний, из которых образуется обязательное, тяготящее предание...
     Все эмиграции, отрезанные от живой среды, к которой принадлежали, закрывают глаза, чтоб не видеть горьких истин, и вживаются больше в фантастический, замкнутый круг, состоящий из косных воспоминаний и несбыточных надежд. Если прибавим к тому отчуждение от не-эмигрантов, что-то озлобленное, подозревающее, исключительное, ревнивое, то новый, упрямый Израиль будет совершенно понятен.

     178. Стр. 574. ... мне казалось, что это или какой-нибудь фантастический пастор из войска Густава-Адольфа, забывший умереть, или...

     179. Стр. 578. Улыбка скользнула по его лицу и так быстро исчезла, как будто её и не было никогда.

     180. Стр. 581. ... Но такие люди не сдаются, не уступают: чем хуже дела их, тем выше знамя.

     181. Стр. 581. Великий человек, действующий непосредственно, должен быть великим маньяком.

     182. Стр. 581. Не разум, не логика ведёт народы, а вера, любовь и ненависть.

     183. Стр. 582. ... он не находит, что работа - наслаждение ...

     184. Стр. 586. ... Они дети, но дети злые.

     185. Стр. 586. ... видно было, что с этих улыбающихся губ не пало ни одного слова без его воли.

     186. Стр. 588. Талантливые натуры редко бывают просты.

     187. Стр. 590. Для художественной натуры искусство дорого уже само по себе, без его отношения к действительности.

     188. Стр. 592. Факт так же легко кладётся под мысль, как смысл факта переходит в сознание.

     189. Стр. 595. ... считал, что социализм состоит не в общественной организации, а в бессмысленном дележе бессмысленно полученного достояния.

     190. Стр. 596. ... требовать от лошади бифстекса и от быков иноходи - всё же нелепость.

     191. Стр. 602. Вопросы внешней политики совсем не так близки к сердцу народа, как вопросы внутренние.

     192. Стр. 603. Без столицы нельзя себе представить короля.

     193. Стр. 607. ... Много поломал я копий с обоими и с удивлением увидел, как мало можно взять логикой, когда человек  н е  х о ч е т  убедиться.

     194. Стр. 610. ... Зная необузданно вспыльчивый нрав моего женевского тирана и зная, что, при всей раздражительности его, он, в сущности, был во сто раз лучше своих слов и человек не злой ...

     195. Стр. 613. Даль от людей и изящная природа имеют удивительно целебное влияние.

     196. Стр. 614. Нашему брату, жителю долин и лугов, горы через некоторое время мешают: они слишком громадны, близки, теснят, ограничивают.

     197. Стр. 620. ... у них было одно орудие - убеждение, но для убеждения недостаточно   п р а в о т ы.

     198. Стр. 621. Пора догадаться, что в природе и истории много случайного, глупого, неудавшегося, спутанного.

     199. Стр. 624. Полипы умирают, не подозревая, что они служили п р о г р е с с у рифа.

     200. Стр. 624. Мы, для утешения себя, х о т и м другой Европы и верим в неё так, как христиане верят в рай.

     201. Стр. 624. Разрушать мечты вообще дело неприятное.

     202. Стр. 627-628. Продать товар лицом, купить за полцены, выдать дрянь за дело, форму за сущность, умолчать какое-нибудь условие, воспользоваться буквальным смыслом,    к а з а т ь с я, вместо того чтоб быть, вести себя п р и л и ч н о, вместо того чтоб вести себя хорошо, хранить внешнюю благопристойность вместо внутреннего достоинства.
     В этом мире все до такой степени декорация, что самое грубое невежество получило вид образования.

     203. Стр. 628. Вообще, хитрость и лицемерие далеко не так умны и дальновидны, как воображают.

     204. Стр. 631. Глупо или притворно было бы в наше время денежного неустройства пренебрегать состоянием. Деньги - независимость, сила, оружие. А оружие никто не бросает во время войны, хотя бы оно и было неприятельское, даже ржавое. Рабство нищеты страшно.         

     205. Стр. 632. Вообще, чем меньше страстности в финансовых делах, беспокойствия и тревоги, тем они легче удаются.

     206. Стр. 632. Состояния рушатся так же часто у жадных стяжателей и финансовых трусов, как у мотов.

     207. Стр. 643. Одинакие причины ведут к одинаким последствиям.

     208. Стр. 643. Всё же лучше, чтоб была дурная погода, чем чтоб совсем погоды не было.

     209. Стр. 647. Самые серьёзные люди ужасно легко увлекаются формализмом и уверяют себя, что они делают  ч т о - н и б у д ь.

     210. Стр. 656. Америка, как сказал Гарибальди, - "страна забвения родины"; пусть же в неё едут те, которые не имеют веры в своё отечество.

     211. Стр. 659. Надобно иметь много храбрости, чтоб признаваться в таких впечатлениях, которые противоречат общепринятому предрассудку или мнению.

     212. Стр. 663. Трудных наук нет, есть только трудные изложения.

     213. Стр. 664. Кто не заметил, что учащиеся вообще употребляют гораздо больше трудных терминов, чем выучившиеся?

     214. Стр. 664. ... для сбитых с толку, рассеянных, смутных умов только то и понятно, чего понять нельзя, что невозможно или нелепо.

     215. Стр. 664. Литература, образованные круги, судебные места, учебные заведения, правительства и революционеры поддерживают наперерыв родовое безумие человечества.

     216. Стр. 665. Единственное условие гражданского общества, что для того, чтоб человек спокойно жил возле человека, надобно обоих свести с ума и запугать.

     217. Стр. 667. ... При этом он был до того учтив, что у меня не осталось никакого сомнения, что всё это напакостил он.

     218. Стр. 668-669. ... произнёс правительственную речь на таком германо-швейцарском наречии, что я ничего не понял. Приблизительно можно было догадаться, что он мог мне сказать, а потому, да ещё взяв в соображение, что если я скрыл, что не понимаю его, то и он скроет, что не понимает меня, я смело отвечал на его речь.

     219. Стр. 670. ... канцлер немного вздрогнул и, чтоб скрыть это, первый похвалил оратора.

     220. Стр. 670-571. ... Пастор непременно испортил бы всё, сказал бы глупую проповедь и с своим чинным благочестием похож был бы на муху в стакане с вином, которую непременно надобно вынуть, чтоб пить с удовольствием.

     221. Стр. 672. Судебная власть во всех политических преследованиях действует заодно с правительством.

     222. Стр. 674. ... Это-то именно и сбивает его соотечественников, привыкших к нравоучениям на конце басни.

     223. Стр. 674. Умирающему не поможешь, строя идеальную теорию о том, как он мог бы быть здоров, не будь он болен, или предлагая ему лекарства, превосходные сами по себе, но которых он принять не может или которых совсем нет налицо.

     224. Стр. 677. В 1850 году Э. Жирарден напечатал в "Прессе" смелую и новую мысль, что основы права не вечны, а идут, изменяясь с историческим развитием.

     225. Стр. 679. Согласные в идеях, мы можем только расходиться в выводах.

     226. Стр. 681. Со времени Возрождения талант становится до некоторой степени охраной: ни Спинозу, ни Лессинга не сажали в тёмную комнату, не ставили в угол; таких людей иногда преследуют и убивают, но не унижают мелочами.

     227. Стр. 684. Брак, собственно, победа над любовью.

     228. Стр. 684. Человек осуждён на работу.

     229. Стр. 685. Работа - не долг, а необходимость.

     230. Стр. 685. ... Для меня семья совсем не пожизненные колодки, а среда для моей жизни, для моего развития.

     231. Стр. 685. Ничто так не похоже на преднамеренность, как логика фактов.

     232. Стр. 687. Ревность... Верность... Измена... Чистота... Тёмные силы, грозные слова, по милости которых текли реки слёз, реки крови, - слова, заставляющие содрогаться нас, как воспоминание об инквизиции, пытке, чуме... и притом слова, под которыми, как под Дамокловым мечом, жила и живёт семья.
     Их не выгонишь за дверь ни бранью, ни отрицанием. Они остаются з а 
у г л о м  и дремлют, готовые при малейшем поводе всё губить: близкое и дальнее, губить нас самих...

     233. Стр. 687. Логикой страстей обуздать нельзя, так, как судом нельзя их оправдать. Страсти - факты, а не догмы.

     234. Стр. 689. Страсть сама по себе несправедлива. Справедливость отвлекает от личностей, она междулична - страсть только индивидуальна.

     235. Стр. 689. Радикально умножить ревность значит уничтожить
л ю б о в ь.

     236. Стр. 689. Только  л и ч н о е,  и н д и в и д у а л ь н о е  и нравится, оно-то и даёт колорит, tonus, страстность всей нашей жизни.

     237. Стр. 689. Ни слёз о потере, ни слёз ревности вытереть нельзя и не должно, но можно и должно достигнуть, чтоб  о н и  л и л и с ь 
ч е л о в е ч е с к и... и чтоб в них равно не было ни монашеского яда, ни дикости зверя, ни вопля уязвлённого собственника.

     238. Стр. 690. Любовь... выходя из церкви... становится излишней и заменяется долгом и обязанностью.

     239. Стр. 692. На любовь суда нет, против неё сил нет.

     240. Стр. 692. ... Да, женщину в этом вопросе мне всего больше жаль: её безвозвратнее точит и губит всепожирающий Молох любви. Она больше верует в него, больше страдает. Она больше сосредоточена на одном половом отношении, больше
з а г н а н а  в  л ю б о в ь... Она больше сведена с ума и меньше нас доведена до него.
     Мне её жаль.

     241. Стр. 693. Разве кто-нибудь серьёзно, честно старался разбить предрассудки в женском воспитании? Их разбивает опыт и оттого-то ломится не предрассудок, а жизнь.

     242. Стр. 693-694. Трезвый взгляд на людские отношения гораздо труднее для женщины, чем для нас, в этом нет сомнения; они больше обмануты воспитанием, меньше знают жизнь и оттого чаще оступаются и ломают голову и сердце, чем освобождаются, всегда бунтуют и остаются в рабстве, стремятся к перевороту и пуще всего поддерживают существующее.
     С детских лет девушка испугана половым отношением, какой-то
с т р а ш н о й,  н е ч и с т о й  т а й н о й, от которой её предостерегают, отстращивают, как будто этот грех имеет какую-то чарующую силу. И потом то же чудовище неизгладимым пятном, дальнейший намёк на которое заставляет краснеть и позорит, становится целью её жизни. Мальчику, едва умеющему ходить, дают жестяную саблю, приучая его к убийству, ему пророчат гусарский мундир и эполеты; девочку убаюкивают надеждой богатого, красивого жениха, и она мечтает об эполетах, но не на своих плечах, а на плечах суженного...
     ... оно будит в ребёнке опасный вопрос, бросает тревогу в отроческую душу, и, когда приходит время ответа,  д р у г о е  учение возводит, как мы сказали, для девушки половое назначение в искомый идеал; ученица становится н е в е с т о й, и та же тайна, тот же грех, но очищенный, является венцом воспитанья, желанием всех родных, стремлением всех усилий, чуть не общественным долгом. Искусства и науки, образование, ум, красота, богатство, грация - всё устремлено туда же, всё это розы, которыми усыпается путь к 
о ф и ц и а л ь н о м у  падению... к тому же греху, мысль о котором считалась преступлением, но которое изменило свою сущность тем чудом, которым папа, взалкавши на дороге, благословил с к о р о м н о е  б л ю д о  в  п о с т н о е.
     С л о в о м, отрицательно и положительно всё воспитание женщины останется воспитанием половых отношений, около них вертится вся её последующая жизнь... о т
н и х  она бежит, к  н и м  она бежит,  и м и  опозорена,  и м и  гордится... Сегодня хранит отрицательную святость непорочности, сегодня, ближайшей подруге, краснея, шёпотом говорит о любви; завтра, при блеске и шуме, при толпе, зажжёных люстрах и громе музыки, бросается в объятия мужчины.
     Н е в е с т а,  ж е н а,  м а т ь,  женщина едва под старость,  б а б у ш к о й, освобождается от половой жизни, и становится самобытным существом, особенно если
д е д у ш к а  умер. Женщина, помеченная любовью, не скоро ускользает от неё... беременность, кормление, воспитание, развитие той же тайны, того же акта любви; в женщине он продолжается не в одной памяти, а в крови и в теле, в ней он бродит и зреет и, развиваясь, не разрывается.

     243. Стр. 700. Где эгоизм, тут порок.

     244. Стр. 701. ... не знаю, но как-то нет сил не отдёрнуть свечи, когда ребёнок протягивает к ней руку.

     245. Стр. 702. ... никто его не понимает, оттого что наружное слишком противуречит с внутренним.

     246. Стр. 702. ... довольно видеть его наружность, чтоб понять, что этот человек не рядовой.

     247. Стр. 703. ... Его любишь бескорыстно, как-то и не думается, чтоб он тебя любил ...

     248. Стр. 704. Как нелепо устроена жизнь, вместо того, чтобы облегчить, прочистить себе как-нибудь дорогу - люди отдаются слепому произволу, идут и погибают с каким-то самоотвержением, как будто не в их воле существовать хорошо. Иные с большим трудом выработали себе внутреннюю свободу, но им нельзя проявить её, потому что другие, оставаясь рабами в самих себе - не дают им воли действовать, и всё это так бессмысленно, безотчётно, сами не понимая, что делают и зачем?

     249. Стр. 704. Дети - это естественная близость, ей нельзя не быть.

     250. Стр. 705. ... я отдавалась дружбе от всей души, и кто же этого не знает, что, отдаваясь, берёшь вдвое более.

     251. Стр. 705. Реальное всегда лучше всякого бреда.

     252. Стр. 711. Я желаю иметь так мало сил, чтоб не чувствовать своего существования, когда я его чувствую, я чувствую всю дисгармонию всего существую щего.

     253. Стр. 714. ... Я чувствовал, что они ошибаются, но мне нравилась их ошибка.

     254. Стр. 714. ... факты сурово подымались со всех сторон.

     255. Стр. 714. Мысль смела, язык дерзок, он легко произносит слова, которых сердце боится, в груди ещё тлеют верования и надежды, тогда, когда забежавший ум качает головой. Сердце отстаёт, потому что любит - и когда ум приговаривает и казнит, оно ещё прощается.

     256. Стр. 714. ... может, в юности, когда всё кипит и несётся, когда так много  будущего, когда потеря одних верований расчищает место другим; может, в старости, когда всё становится безразлично от устали, эти переломы делаются легче.

     257. Стр. 714. Всё заветное, что мы любили, к чему стремились, чему жертвовали. Жизнь обманула, история обманула, обманула в свою пользу; ей нужны для закваски сумасшедшие и дела нет, что с ними будет, когда они придут в себя, она их употребила - пусть доживают свой век в инвалидном доме. Стыд, досада!

     258. Стр. 717. Несчастие - самая плохая школа! Конечно, человек, много испытавший, выносливее, но ведь это оттого, что душа его помята, ослаблена. Человек изнашивается и становится трусливее от перенесённого. Он теряет ту уверенность в завтрашнем дне, без которой ничего делать нельзя; он становится равнодушнее, потому что свыкается с страшными мыслями, наконец, он боится несчастий эгоистически, т.е. боится снова перечувствовать ряд щемящих страданий, ряд замираний сердца, которых память - не разносится с тучами.

     259. Стр. 719. Всемирная история, распускаясь в сплетни, становится ближе к нам,
соизмеримее, живее.

     260. Стр. 719-720. Мы легко отдаёмся человеку, касающемуся наших святынь,
п о н и м а ю щ е м у  наши заповедные мысли, смело говорящему то, о чём мы привыкли молчать или говорить шёпотом на ухо другу.

     261. Стр. 721. ... Судьба поставила возле него женщину, которая своей мозговой любовью, своим преувеличенным ухаживанием раздувала его эгоистические наклонности и поддерживала его слабости, охорошивая их в его собственных глаз.

     262. Стр. 724. ... она бездну читала - но не то, что нужно, училась всякой всячине - не доходя ни в чём до ясности.

     263. Стр. 724. ... У них бывали и сцены иногда из-за этого - после ухода гостей; но на другой день влюблённая Эмма снова начинала ту же травлю любовью.

     264. Стр. 728. ... Её заботило одно - недостаток денег и положительная надежда вскоре их не иметь совсем.

     265. Стр. 729. ... Она врывалась середь ночи или с анекдотом или с дельным замечанием, но дельность которого была низшего порядка.

     266. Стр. 729. ... Ему был постоянно нужен - проводник, наперстник - друг и раб вместе (именно такой, как Эмма), который бы мог выносить холодность и упрёки, когда его служба не нужна, и который при первом знаке готов снова броситься сломя голову и делать с улыбкой и покорностью, что прикажут.

     267. Стр. 730. ... бедность грубее стучалась в двери поэта ...

     268. Стр. 736. Жизнь так скверно устроена, что поэт вносит всюду несчастие. Сам страдает и заставляет страдать всё ему близкое.

     269. Стр. 737. ... когда жизнь свою я уже не ставил ни в грош. Это  о д н о 
и з  п е р в ы х  у с л о в и й - для дел страшных и безумных.

     270. Стр. 738. ... А мы - начнём новую жизнь - и пусть всё прошедшее будет прошедшее.

     271. Стр. 740. ... вы, может, правы - но вы жестокий человек.

     272. Стр. 742. Русская слабость пить с горя - совсем не так дурна, как говорят.

     273. Стр. 742. Тяжёлый сон лучше тяжелой бессонницы, и головная боль утром с похмелья лучше мертвящей печали натощак.

     274. Стр. 745. ... Сердце билось так, как я отвык чувствовать в последнее время.

     275. Стр. 747. ... Разумеется, от прошедшего остался осадок, до которого нельзя было касаться безнаказанно.

     276. Стр. 747. Прошедшее - не корректурный лист, а нож гильотины, после его падения многое не срастается и не всё можно поправить. Оно остаётся, как отлитое в металле, подробное, неизменное, тёмное, как бронза. Люди вообще забывают только то, чего не стоит помнить или чего они не понимают. Дайте иному забыть два-три случая, такие-то черты, такой-то день, такое-то слово, - и он будет юн, смел, силён, - а с ними он идёт, как ключ, ко дну.

     277. Стр. 747. Прошедшее имеет свои права, оно факт, с ним надобно 
с л а д и т ь, а не забывать его.

     278. Стр. 747. Случалось, ничтожное слово, сказанное посторонними, какая-нибудь вещь, попавшаяся на глаза, проводила бритвой по сердцу, и кровь лилась, и было нестерпимо больно.

     279. Стр. 753. ... что-то вроде существования людей между приговором и казнию, когда человек разом надеется и наверное знает, что он от топора не уйдёт!

     280. Стр. 754. ... Заглянуть вперёд было страшнее, чем обернуться.

     281. Стр. 756. Отказаться от дуэли - дело трудное и требует или много твёрдости духа, или много его слабости.

     282. Стр. 756. Худшая сторона дуэли в том, что она оправдывает всякого мерзавца - или его  п о ч ё т н о й  смертью или тем, что делает из него  п о ч ё т н о г о  убийцу.

     283. Стр. 760. ... вы мне сделали отвратительным самоё прошедшее.

     284. Стр. 762. ... Да и какое великодушее или сострадание было возможно с этим героем в обратную сторону.

     285. Стр. 764. ... Судьба не золотила мне больше пилюли, не пожалели меня и люди.

     286. Стр. 768. Что же любовь отца в сравнении с материнской.

     287. Стр. 776. ... и при всём эта встреча была печальнее всех разлук.

     288. Стр. 782. ... Между нами и вами та разница, которая между человеком, упавшим в воду, и купающимся: обоим надобно плыть, но одному по необходимости, а другому из удовольствия.

     289. Стр. 785. ... всё ещё полон своей мучительной, "злой, любви к России.

     290. Стр. 791. ... как уже её заменила дебилая итальянка, с голосом, перед которым ещё раз пали бы стены иерихонские.

     291. Стр. 791. ... они её тем больше удивили, чем меньше они ожидали.

     292. Стр. 793. ... в его лице были зря перемешаны гений и безумие.

     293. Стр. 798. ... Я на ней на первой изучил, как мало можно взять логикой в споре с женщиной.

     294. Стр. 799. ... Ей хотелось учиться или, лучше, знать не учась.

     295. Стр. 802. ... Счастье для них не существовало, они не умели его беречь.

     296. Стр. 803. ... а что во мне есть хорошего - для неё китайская грамота.

     297. Стр. 805. ... а сомневался, не наслождение ли вместо горести доставляют ей слёзы.

     298. Стр. 806. Но личности и самолюбия пьянят и, вступая в тёмную игру страстей, трудно остановиться и трудно что-нибудь разглядеть.

     299. Стр. 807. "Кто на море не был, тот Богу не молился".

     300. Стр. 807-808. Женщина, у которой детей не бывало, не знает бескорыстной преданности, и это особенно относится к замужним женщинам.

     301. Стр. 808. Мать с ребёнком не считается, она ничего не требуется от него, кроме здоровья, аппетита, сна и - и его улыбки.

     302. Стр. 810. В серьёзных делах откровенность есть необходимое условие честности.

     303. Стр. 819. ... он середь опасностей был расчётлив, обдумывал каждый шаг и не решался сбрызгу, потому что, однажды решившись, он не тратил время на критику, на перерешения, на сомнения, а исполнял.

     304. Стр. 826. Улыбка и излишняя развязность не идут к похоронам.

     305. Стр. 826. Люди невольно понижают голос и становятся задумчивы в комнате, где стоит гроб незнакомого даже им покойника.

     306. Стр. 828. Цепкая жевучесть человека всего более видна в невероятной силе рассеяния и себяоглушения. Сегодня пусто, вчера страшно, завтра безразлично; человек рассеивается, перебирая давно прошедшее, играя на собственном кладбище.

     307. Стр. 828. Для того, чтобы написать свои воспоминания, вовсе не нужно быть великим человеком или видавшим виды авантюристом, прославленным художником или государственным деятелем. Вполне достаточно быть просто человеком, у которого есть что рассказать и который может и хочет это сделать.

     308. Стр. 828. Жизнь обыкновенного человека тоже может вызвать интерес, если и не по отношению к личности, то по отношению к стране и эпохе, в которую эта личность жила.

     309. Стр. 828-829. Мы любим проникать во внутренний мир другого человека, нам нравится коснуться самой чувствительной струны в чужом сердце и наблюдать его тайные содрагания, мы стремимся познать его сокровенные тайны, чтобы сравнивать, подтверждать, находить оправдание, утешение, доказательства сходства.

     310. Стр. 829. Не всякое произведение может найти читателей.

     311. Стр. 829-830. В настоящее время нет такой страны, в которой мемуары были бы более полезны, чем в России.

     312. Стр. 831. - Кто имеет право писать свои воспоминания?
     - В с я к и й.
     Потому, что  н и к т о  их не обязан читать.

     313. Стр. 831. Всякая жизнь интересна.