КинОкрошка. Достояние республики. К 40-летию!

Владимир Плотников-Самарский
КинОкрошка



Эссе, заметки, рецки, споры о КИНО



«Достояние республики», Киностудия им. М.Горького, 2 серии (1971)

Режиссер Владимир Бычков, сценаристы Авенир Зак и Исай Кузнецов, операторы Юрий Малиновский, Борис Монастырский, Александр Филатов, композитор Евгений Крылатов, художники Николай Емельянов (II), Дмитрий Богородский.

В ролях: Олег Табаков, Андрей Миронов, Спартак Мишулин, Витя Галкин, Юрий Толубеев, Евгений Евстигнеев, Ольга Жизнева, Людмила Крылова, Михаил Екатерининский, Сергей Плотников, Николай Сергеев, Игорь Кваша, Георгий Милляр, Михаил Волков, Сергей Карнович-Валуа, Виктор Колпаков, Владимир Грамматиков, Аркадий Толбузин, Георгий Штиль, Аркадий Трусов, Юрий Потемкин, Инга Будкевич, Вася Бычков, Галина Булкина и др.

Премьера: 24 апреля 1972


Да, уж! «Достояние республики» навел тут «марафет». Страсти в клочья. Репы в параллелепипед*… Можно вообразить, что интернационалист Макар по новой схлестнулся с космополитом Маркизом, атаман Лагутин поупражнялся с живыми мишенями, а Тараканов почистил старенький обрез.

И это здорово! Достояние оно такое! Тем более – Республики. Сейчас даже термин гордый "на теле-визере"  появился: «Достояние республики» или там «Национальное достояние». Но не следует забывать: с этого кино оное и пошло. Тот детский двухсерийный боевичок и стал самым настоящим «достоянием», но не одной, а 15-ти республик - всесоюзным достоянием высшей пробы.

Ну, а если подключиться к разбору пост-полетов, то я бы начал с самого незамутненного, незаёмного, искреннего, чистого и честного - первых своих впечатлений-1972, покамест не обремененных  последующей эрудицией.

…А был рядовой 10-копеечный сеанс в маленьком кинотеатре «Луч», не обещавший никаких сенсаций. Шел туда с долевым скепсисом (мол, что еще за громкая вывеска?!). А спустя пару часов еще, минимум, трижды на ура "штурмовал" кассу, покоренный раз и навсегда.

Если честно, в 1972-м и близко не ведал, что Табаков через 4 года сыграет "голубого воришку" («12 стульев» Марка Захарова). Мне Олег Павлович именно ТУТ страшно понравился. Похоже, я и выделил Табакова с этой картины, одновременно с Мироновым (и нешуточно болел за обоих). Так и шли оба некое время на общую букву "м" - Макар и Маркиз, он же Мирон.

Потом уже состоялась более отчетливая идентификация. И уже не Маркизу, а Миронову рукоплескал в свежих премьерах ("Итальянцы в России", "Соломенная шляпка", плюс узнавание по новой в "Бриллиантовой руке"). А с Олегом Табаковым осмысленно и целенаправленно штудировал интервью в "Пионерской правде" (1974 или 1975), где искренне переживал и недоумевал, как же это такой сильный драчун в 40 лет инфаркт перенес?!

Тогда же (для вящего поклонения закрепительно) смотрел\слушал его дивный моно-спектакль «Конек-Горбунок». А вот «Испытательный срок» был назначен много-много спустя.

…Таким образом, наблюдая драку Маркиза и Макара, я буквально разрывался, точь-в-точь как буриданов осел. Ну, оба, понимаете, оба жутко импонировали неискушенной и верной ребяческой душе!

Однако (и это приходится признать честно), у героя Миронова был не только более выигрышный материал и более благодарная аудитория, но и значительно «ширше» простор для коллекционирования конкретно мальчишеских симпатий. А это, следует признать, именно долговременный капитальный вклад, приносящий «дивиденды» в виде новых поколений симпатизантов.

Да вы сами прикиньте. Маркиз - романтический человек мира, не приколотый ни к партии, ни к месту работы (в ЧК, не бранное тогда, кстати, слово, а даже наоборот), да и классовыми рамками не ограниченный. В этом его «обаятельное отличие» от более скованного идейными и моральными принципами (АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПАЛЛИАТИВЫ сути не меняют!) Макара. Уверен, такие плюсы\минусы надлежит учитывать обязательно, хотя бы объективности ради, тем более, когда сравниваешь актеров с разными по выгоде и импозантности стартовыми площадками для лепки образа.

А вот, когда все это взвесишь, то и поймешь (я тут сугубо про себя): омакаренный Табаков просто красавец! На таких дровишках Такой пожарище затеял: «Горим, братцы, горим»! Ведь это уже фольклор!

Ну, а зайдя в такие дебри, не замахнуться ли нам, братцы, на нашего, э, Евгения, значится, Евстигнеева?! Да, если уж взялись анализировать, то давайте и гениального Евстигнеева не обходить. Или кто-то вспомнил, что он тут ведь тоже сыграл? Я вот вспомнил и, если без экивоков, да: просто сыграл. Просто. Сыграл. И ничего постыдного. Коль не дали человеку поля для разгона, и Гений по полной не развернулся. Все это я к тому, что Табаков, имея хорошее поле (но не в пример Мироновскому), сделал, что мог и как мог, и сделал Классно!

Далее, Мишулин в своих черных очёчках выглядит колоритно. Абсолютно иной тип после Саида: бездушный, сухой, мертвяк.

А тот же Штиль (придурочный грабитель) в хрестоматию, можно сказать, с ходулями влетел: глава «Мастер эпизода».

Теперь Кваша. Этот господин врезался в память опять же с «ДР», персонально - с атамана Лагутина - и очень ярко, не буду лукавить. Даже, если он клонировал потом что-то похожее, то это – потом. А именно здесь, в «ДР», он отменно отобразил зверя лютого в манишках аристократа.

Для примера факт: к той поре был уже мною виденный Маркс ("Год как жизнь", где Энгельсом, кстати, Маркиз-Миронов). Таки там ни первого, ни второго, как актера, не выцелил, не офамилил. Притом что, не хухры-мухры-кырлы-мырлы, а Классики! Шутка ли? Зато из как бы детского «ДР» и мерзавца Лагутина, и блефмейкера Маркиза вынес и понес, и несу!

Квашу, правда, по младости какое-то время путал с другими исполнителями, скажем, с Бабятинским из «Портрета Дориана Грея» (который тоже обожал, покуда не сняли с экрана).

Разумеется, впечатлил Толбузин (залетный кинорежиссер) и, особенно, Толубеев. Его царский (и царственный) криминалист Доброво сразу отложился, как столп культуры, такта и ума.

А от Милляра вполне хватило его уникального\гениального визга: «Ящики, ящики, ящики», плюс озвучки попугая: «Тараканову ура». Это тоже навсегда! Как и крылатовский «Шпаги звон» с «Не знаю я, известно ль вам»…

Шли годы, я взрослел, и многие старые фильмы незаметненько так оказывались в «корзине» моего «рабочего стола».

В отличие от многих, «ДР» метелка не коснулась ни разу.

И вот еще что, в 1978 году наткнулся на толстый альманах «Мир приключений»... А в нем волшебный заголовок крохотной повести - первоисточника. Надо было видеть, с каким воодушевлением вгрызался в начало. А дальнейший эффект – ноль. Даже близко не цапануло...
Это ли не классический образец превращения заурядной прозы в кино-шедевр и, как теперь говорят, хит, только не сезона, а Жизни?

Одно жалко: не каждому поколению выпало такое «Достояние республики». И наше заслоняют. Невесть чем…

20.06.2010 01:46

* Тогдашняя характеристика бурного обсуждения фильма на «Кино-Театр.ру».


Дополнения (из дальнейшего обсуждения)*


№ 22   Людмила (Красноярск)   20.06.2010 06:58
Владимир, как хорошо вы написали об этом фильме. Лучше не скажешь. Я тоже очень люблю этот фильм с детства. Это не просто интересный фильм, а очень качественный фильм во всех аспектах его создания, о чем вы и написали подробно, с анализом и с чувством.
Я думаю, что роль Маркиза - эта лучшая роль Андрея Миронова. Еще мне нравится Козодоев в его исполнении, но Маркиз -вне конкуренции.

№ 23   Владимир Плотников  (Самара)  20.06.2010 10:21
Маркиз (не)против Маркса.

На № 22. Уважаемая Людмила, благодарю за поддержку, но я сейчас чуток о другом. Вы невольно на своем примере расширили и мое замечание, что первым стал Маркиз. В самом деле, "Бриллиантовую руку" с Козодоевым ребенком видел ДО, Но Миронова стал отличать после "дюмического романтика со шпагой" Маркиза. Хотя (повзрослев), конечно, увидел его изъяны, в чем-то довольно иронически, но щадяще проступаемые, благодаря ловкой игре самого актера и, может быть, сценарному замыслу.

Кстати, ниже, но позже прочитал хвалебный отзыв о фильме "Год как жизнь", о котором я также упомянул в том же ключе: Миронова в образе Энгельса (А Квашу - Маркса) не запомнил и не опознал. Это отнюдь не в контру самому фильму, это об особенностях детского восприятия в 7-8 лет. Самого-то Маркса с Энгельсом, как и картину, нормально принял (насколько дано в 7 лет), а вот актеров, увы, еще не выделял. Да и не мог тогда бородатый мыслитель Маркс превзойти отважного фехтовальщика Маркиза.

№ 24   ecva   20.06.2010 10:41
А я считаю, что Миронов в этом фильме такой, как и везде. А лучшие его роли, на мой взгляд, Ханин в "Лапшине", Фарятьев, Лямин в "Назначении". Очень колоритен Министр-администратор. В то время все ругали его Рудина. Соглашусь, возможно, исполнение не бесспорно, но уж по крайней мере, очень необычно и интересно.

№ 25   Людмила (Красноярск)   20.06.2010 10:51
Ваше право, Влада, иметь свое мнение относительно лучших ролей актеров. По мне так, Миронов Андрей - это прекрасный комедийный и водевильный актер, каких мало. А драма - это не его. Не могу смотреть на его грустный вид.


№ 26   ecva   20.06.2010 10:59
Конечно, моё. Но зачем же ставить на прекрасного актёра штамп? Тем он и интересен, что разнообразен. А грустный вид ему весьма к лицу.

№ 27   Владимир Плотников  (Самара)  20.06.2010 11:35
В "Возвращении" (по "Двум приятелям") печальный и утомленный Андрей Миронов - уже прижизненный труп. Его и убивает ушлый французик. И это соотносится с сюжетом Тургенева.

Только я ведь писал не о том, насколько выдающейся была роль Маркиза по сравнению с остальными, а специально оговаривался: это то, что произвело впечатление на мозги 8-летнего мальчишки и, как оказалось, миллионов его сверстников. Ни Ханина, ни Фарятьева тогда просто фактологически не было, да и будь, - в силу возраста ребенок бы их не оценил.

Суть размышлений сводилась к тому, какое влияние\очарование оказали образы Миронова, Табакова, Толубеева и Со на целое поколение ребятишек.
Это все равно, что доказывать в 1935 году восторженному зрителю "Чапаева": "Бабочкин хорош, но не глубок. И вообще это "лубок". Вот "Плотницкие рассказы" это вещь!"...

Одно Но: "Плотницкие рассказы" появятся через 38 лет, а мы говорим об атмосфере восприятия "Чапаева" в 1935-м, а скоро - Война, которую 20 миллионам не пережить и никогда уже не почувствовать разницу между Бабочкиным-комдивом и чудным плотником Василия Белова.

Точно так же в рассуждении о детском восприятии "ДР" 1972 года не совсем логично настаивать на более глубоком "Лапшине", выпущенном на большой экран через 13 лет!

В заданном контексте сослагательное наклонение не в тему.


О фильме и обсуждении подробнее:

http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/2011/annot/