Глава 6. Следы Черномора и Аргуса

Владилен Николаев
 
 Тесные деловые и дружеские контакты с болгарскими коллегами - океанологами сохранялись у меня и после окончания работ по программе "Шелф-Черномор". С некоторыми из них я встречался впоследствии и в Болгарии, и в Москве, и в Геленджике на нашем гипербарическом комплексе и даже в экспедиции с подводным обитаемым аппаратом "Аргус" к побережью Кубы.

Некоторое время я общался с ьолгарскими коллегами, участвуя в работах по тематике КЦ стран - участниц СЭВ по проблеме «Изучение Мирового океана». Вместе с врачом спецфизиологом В.К.Скудиным и водолазом О.А. Куприковым я занимался разработкой «Правил охраны труда на водолазных работах в океанологических экспедициях стран - участниц СЭВ».

Подготовленный нами текст, одобренный российскими специалистами и согласованный с ЦК Профсоюза работников образования, высшей школы и научных учреждений, сначала был утверждён в качестве «Правил…» для океанологических экспедиций АН СССР, а затем и для стран – участниц СЭВ. По понятным причинам я считал выполнение этой работы своим моральным долгом. Но до сих пор не знаю, использовались ли где - нибудь и когда - нибудь эти официально утверждённые Правила.

  ДОКЛАД В СТАМБУЛЕ.
  О работах по программе "Чеономор" мне приходилось докладывать неоднократно. Самая удивительная аудитория собралась на последнем моём докладе, который я делал в Стамбуле в 1996 году на конференции, организованной медико-физиологическим факультетом Стамбульского международного университета.

Большинство участников конференции составляли обычно преподаватели, аспиранты и студенты старших курсов названного факультета. Но на моём докладе появилась группа людей в военной форме. Я спросил у сотрудника орг.комитета конференции, что это за люди. Он сказал: турецкие подводные диверсанты.