Аллен Микле. От греха к чистоте образа Божия

Инквизитор Эйзенхорн 2
ОТ ГРЕХА К ЧИСТОТЕ ОБРАЗА БОЖИЯ
Аллен Микле
http://allenmickle.wordpress.com/2011/05/
 
Было время, когда катехизисы были обычным явлением в жизни Церкви. С помощью серий вопросов и ответов люди изучали основы богословия. В церкви, где я служу как пастор, мы еженедельно изучаем баптистский катехизис (1), стремясь расти в своем познании Бога и лучше понять наших предков. Будет логично, что в предпасхальное время мы можем ответить на вопрос 38: «Что такое освящение?». В Пасху мы празднуем смерть и Воскресение нашего Господа Иисуса Христа, и через это мы становимся едины с Ним, и через наш союз со Христом мы получаем благословение освящения (1 Кор.1.30), так что вполне уместно считать, что освящение как таковое вытекает из Креста Христова. Посмотрим, как это связано с христианской жизнью. 
 
К определению освящения
 
Великий пуританин Уильям Эймс (1576-1633) пишет, что освящение является «реальным изменением в человеке от отвратительности греха к чистоте образа Божия» (1). Мы понимаем освящение как процесс, посредством которого мы все более и более возрастаем в святости.  Мы постоянно меняемся и все более соответствуем образу Христа через сотрудничество с работой Святого Духа в нас. В частности, мы можем считать, что ответ на один из вопросов Баптистского катехизиса говорит о святости: «Освящение есть дело благодати Божией, которым мы преобразуемся в нового человека по образу Божию, и все больше и больше умираем для греха и живем для праведности». В это понятие освящения включается ряд вещей.
Во-первых, освящение – это работа благодати Божией.  Павел в 2 Фес.2.13 отмечает, что оно есть работа Духа, которая вытекает из суверенного избрания Бога:  «Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению» (3). Мы часто думаем так, как будто когда мы получаем спасение, наше оправдание осуществляется силой Божьей, но наше стремление к святости зависит от наших собственных усилий. Однако видно, что даже способности расти в благочестии является даром Божиим.
Во-вторых, мы видим, что освящение включает в себя обновление целостного человека по образу Божию. Падение в корне омрачило наш образ. Греховность повредила все, что есть человеческого в человеке, и мы стали полностью порочными из-за нашего греха. Тем не менее наша цель состоит в том, чтобы восстановить в себе полный образ Божий через стремление к святости. Таким образом, освящение – это процесс, которым мы в настоящее время преобразуемся в Его образ. Павел пишет ефесским верующим, что мы должны  "обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по подобию Богу, в праведности и святости" (Еф. 4:23-24). Как мы выбрасываем грязную одежду, мы должны удалить наше старое и грешное я и заменить его на нового человека, созданного по подобию Бога.
Наконец, мы видим, что освящение имеет тот результат, что представляет нам все большую возможность, избавившись от грехов, жить для правды. Поскольку мы все более возрастаем в святости и начинаем соответствовать образу Божию в нашей жизни, мы становимся способны противостоять греху и соблазнам и вместо этого следовать праведности. На самом деле Павел в Рим.6.6 ставит нашу способность избавляться от греха в тесную связь со смертью Христа: «Мы знаем, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное и могло быть сведены на нет, так что мы больше не будем порабощены грехом.". Если наш ветхий человек будет распят, мы больше не будем рабами греха и, следовательно, будем иметь все больше возможностей противостоять ему и умерщвлять его, и вместо этого держаться правды. Это целожизненное стремление, и мы никогда не достигнем в нем совершенства по эту сторону славы, но из-за того, что сделал Христос на Кресте, мы можем возрастать в святости и становиться все более подобными образу Бога в Иисусе!
 
Освящение и Крест
 
На Пасху чрезвычайно важно поэтому рассмотреть Крест Христов. Крест и Воскресение Иисуса Христа являются основой нашей веры. Без этого христианство просто исчезает. Именно потому мы должны иметь правильное понимание соотношения смерти и Воскресения, ибо с этим стоит и падает наше Евангелие. Тем не менее Крест есть не просто расплата за наш грех и вину, когда Христос стал нашим Заместителем, но Он предусмотрел нашу способность возрастать в подобие Христа через наше стремление к святости.
Рим.6.1-13 является одним из наиболее ярких отрывков из Писания, который соединяет Крест и наше освящение. Наша способность практиковать святость четко приходит как результат Креста. Павел начинает с рассмотрения  возражения: что, если когда мы грешим, благодать возрастает, мы должны продолжать жить во грехе? Павел говорит: ни в коем случае! Так как мы умерли для греха, мы не можем больше жить в нем. Что имеет в виду Павел под смертью для греха? Он говорит, что те, для кого умер Христос, сами умерли в Нем.  Подобно тому, как Христос был распят за нас, мы тоже были распяты с Ним. Мы едины с Ним и в кресте и Воскресении. На самом деле Павел имеет в виду не только наше крещение, но и наше отождествление со смертью Христа.   Все, кто был крещен во Христа, крестились в Его смерть. Крещение – это центр нашего отождествления со Христом. Если мы отождествили себя с Христом, то отождествили и с Его смертью. Таким образом, Павел может сказать, что когда мы погружаемся в воду крещения, это соответствует тому, что мы погребены со Христом, и когда мы выходим из воды, это значит, что мы воскресли к новой жизни с Ним. Эта обновленная жизнь является ключом к нашему пониманию соотношения святости и Креста. Через смерть Христа и наше отождествление с Ним мы умерли для власти греха, который больше не должен контролировать нас, и получили новую жизнь и способность практиковать благочестие.
Павел утверждает далее, что если мы умерли со Христом, мы также и воскресли с Ним и что наш ветхий человек или греховная природа распят со Христом, так что грех больше не имеет власти над нами. Он делает смелое заявление: «Кто умер, освобожден от греха» (ст.7). Итак, если мы умерли со Христом, мы продолжаем жить с Ним, и как смерть не удержала Его, так она не будет иметь власти над нами. В этой смерти Христос умер без греха, хотя смерть является следствием греха, и Он теперь живет для Бога, и, следовательно, мы тоже мертвы для греха, но живы для Бога. В результате нашего отождествления со Христом в Его смерти и Воскресении мы больше не живем во грехе, но мы рабы праведности. Поэтому  «да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; []и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности» (ст.12-13).
Мы получили власть жить для праведности, потому что мы более не контролируемы грехом. Мы умерли для него, потому что умер Христос., и поскольку Он жив, мы тоже можем жить в праведности. Мы можем быть святыми, потому что Святой умер для нас, и через наш союз с Ним мы тоже умерли и для себя и для греха. Как пишет Дэвид Петерсон: «Бог освятил Себе новых людей через смерть и Воскресение Сына Своего. Верой мы были погребены с Ним крещением в смерть и объединены с Ним в Его смерти. Бог имел дело с нашими грехами и связал нас с Собою, что делает для нас возможным жить новой жизнью в Его славу и в конечном счете быть едиными со Христом в воскресении, как и Он воскрес» (4).
 
Освящение и христианская жизнь
 
При рассмотрении освящения великий баптистский богослов Джон Джилл (1697-1771) пишет о святости как о «живой воде благодати в душе, текущей в жизнь вечную» (5). Стремление к святости не есть тяжелый труд послушания закону, но работа благодати для души. Святой Дух, обитающий внутри верующего обличает нас во грехе и подводит нас все ближе к образу Иисуса Христа. Бог призывает нас быть святыми, потому что Он свят (1 Пет. 1.16). Нашей целью является, следовательно, быть как Бог, совершенным образом явившийся во плоти в лице Иисуса Христа. Мы приходим к этому не за счет наших собственных усилий, но совместными усилиями с благодатью, работающей в нас, так что мы можем отложить грех и облечься в праведность. Эта сила в нас приходит как результат единства со Христом в Его смерти и Воскресении.
Такова главная цель нашей жизни. Поскольку мы едины со Христом в Его смерти через Крест, мы призваны прославлять Бога и все более походить на Его совершенного Сына. Это и происходит через процесс освящения. Этот славный процесс занимает всю нашу жизнь с того момента, как мы обретаем спасение во Христе, до нашего совершенства в славе. Так что, если чего-то не хватает в нашей жизни для того, чтобы мы неутомимо стремились к славе Божией, то мы должны остановиться и понять, как быть верными этому стремлению к святости. Ибо мы приобретены великой ценой – смертью Иисуса Христа. Через Его смерть у нас есть силы стать святыми. Как пишет Энтони Хукема:   «Божья цель для нас, следовательно – это не только будущее счастье или гарантированный вход в рай, но совершенное подобие Христу и, следовательно, Самому Богу. Бог не мог бы сотворить более высокой судьбы для Своего народа, чем полностью уподобить Его Своему Единородному Сыну, к Которому Он благоволит» (6). Пасха – свидетельство тому, что смерть Христа не только поставила нас в определенное положение пред Богом, но что чрез Крест Христов мы достигаем высшей цели Бога для нас: соответствуем образу Бога во всей нашей жизни!
 
 [1] Для краткого введения в баптистский катехизис см.: James M. Renihan in The Baptist Confession of Faith and the Baptist Catechism (Vestavia Hills, AL/Carlisle, PA: Solid Ground Christian Books/Reformed Baptist Publications, 2010), pp. 89–91. Длядетализациисм.: Tom J. Nettles, Teaching Truth, Training Hearts: The Study of Catechisms in Baptist Life (Amityville, NY: Calvary Press Publishing, 1998), pp. 47–58.
[2] William Ames, The Marrow of Theology (Grand Rapids, MI: Baker, 1997), p. 168.
[3] ВсецитатыпоEnglish Standard Version.
[4] David Peterson, Possessed by God: A New Testament Theology of Sanctification and Holiness. New Studies in Biblical Theology (Downers Grove, IL: Inter-Varsity Press, 1995), p. 100.
[5] John Gill, A Complete Body of Doctrinal and Practical Divinity, 3 vols. (London: Printed for W. Winterbotham, 1796),II, 312.
[6] Anthony A. Hoekema, Saved by Grace (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1989), p. 233.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn