Что нам стоит дом построить!

Виктор Некрасов
  Наш дом.Май 2018 год.


              Вот и начался  совершенно новый, незнакомый период жизни, который официально звучит пенсионный. Есть и другие  определения, более прямые и не очень приятные на слух, как эти: доживание,  старение, завершение земных дел и другие. Ни одно из них мне как-то  не хотелось на себя  примерять. Я и по возрасту ещё не  чувствовал  себя причастным к этим определениям, а пролечившись, и по  физическому  состоянию не подходил  к оным, а по характеру и мировоззрению -  вообще  вечный оптимист.  Поэтому новый период  я и называю продолжением жизни в новом качестве - не более того.

              А качество, действительно, сразу дало о себе знать количеством:  входящих звонков по телефону, который с каждым днём всё реже напоминал о себе, «друзей», которые как – то быстро перешли в категорию знакомых.  Просителей не стало, что само по себе не так уж и плохо - им я уже не мог что-либо дать. И, наконец, денег в бумажнике как – то мало стало, так как пенсия моя была  мизерная. Это  одна сторона медали, но была и вторая, более приятная, так скажем. Не надо было чуть свет бежать на работу, никто не требовал никаких отчётов и сообщений,  исчезли вообще все школьные проблемы. Школа,  которую я считал  своим  вторым домом, а сделал для неё больше чем первому, оказывается вовсе и не моя,  о чём  на проводах преемница  дипломатично дала понять, сказав, что  могу приходить в неё как гость, и мне  всегда будут  здесь «рады», в чём я вскоре засомневался. Спустя некоторое время я узнал, что подобное изменение человеческих отношений к бывшему руководителю  происходит сплошь и рядом,  и ничего необычного в этом нет. Хотя, справедливости ради, должен сказать, что  с большинством коллег мы остались  в очень хороших, дружественных отношениях. Из всего  вышесказанного я сделал определённые выводы и  постепенно, загрузив себя «по самое некуда»,  осваивался  в новом качестве.


      А вот как дальше построить своё повествование надо подумать. О болезнях  писать вообще не хочется: их много, одни сменяют других или   уживаются букетом, порой, и не знаешь какую лечить. Операции в течение нескольких лет следовали одна за другой, но, может  хирургам я надоел, и они,  наконец, оставили  меня в покое  (на долго ли?).  Хотя покой нам только снится. Как бы то ни было, но руки и ноги, да ещё и голова работают, и я  продолжаю  активно жить. Бывали, правда, моменты, когда раскисал, но тут  и любой бы на моём месте не пел серенады. Ждать результаты биопсии  - это так  просто? Две недели волосы на голове ёжиком стояли, путал день с ночью. Ну, да больше  не буду. Обещаю!


       Начну я с самого масштабного дела в  моей  пенсионной жизни – это строительство дома. Пробный сбор учеников у нас всегда 30 августа проходил. То ли случайность, то ли по традиции приступать к действию именно в этот день, но 30 августа 2000 года бригада из 12 человек начала копать фундамент под будущий дом.  К этому времени  в основном заканчивается реализация мёда и  у  меня появляется больше свободного времени.  Даже и не это сейчас главное. Деньги у нас   появляются после реализации -  вот что главное. На вопросы и «добрые  советы» благожелателей типа: « Ну, зачем Вам Виктор Иванович эта стройка? Дело трудоёмкое и дорогостоящее. Вам и в старой квартире места хватает. Вы что, до ста лет жить думаете? А вдруг начнёте, да не закончите». Примерно так говорили многие. А мы же с женой упорно говорили всем, что хотим жить, а не доживать, по-человечески, в хорошем доме с удобствами в нём, а не  на улице, а проживём столько, сколько Бог даст. И решение наше было непоколебимо. И что удивительно – мы верили, что мечту  свою осуществим. Да и не такая уж она и нереальная. 


               Одним словом,  начали с закладки фундамента и выведения  цоколя той осенью.   Дней за десять работа была завершена. Принято у нас кормить строителей. Может и не все так поступают, но  мы кормили всех  рабочих от закладки фундамента   до последних отделочных работ.  Стройка же всегда шла в августе, а  то и в сентябре, когда  жена  уже выходила на работу, и  успевать всюду ей было,  ой, как тяжело. Дом строили почти полностью на деньги от продажи мёда, а это как раз август-сентябрь.  Бывало, что я  исполнял роль официанта, и  довольно часто приходилось быть на раздаче, так сказать. Люда с вечера приготовит, утром ещё добавит, а моё дело подогреть  пищу   и  накормить людей.  Не Бог  весть,  какими деликатесами кормили, но без мяса, рыбы, мёда, фруктов и свежей выпечки, рабочие не были. А ещё хочу отметить, что несколько раз на выручку  жены   приезжали мои сёстры, Аня и Надя.  Брали на несколько дней отгула,  и  к нам на прорыв, так сказать. Совмещали приятное с полезным.  Готовили пищу рабочим, а затем шли на рыбалку.  Рыбалкой я их давно заразил, ещё с семидесятых годов. Специально для них  снаряжал по паре удочек, и они всегда были готовы  к их приезду. Ловили они карасей. В основном мелюзгу для своих  кошек, а порой и крупных, если везло, но это бывало редко. Чистили, потрошили рыбу и клали  на хранение в морозилку. По окончании  «командировки» набиралось её по ведру и более. Сёстры,  кстати,  и  раньше приезжали  нередко на выходные дни со своими детьми и внуками. Место всем находилось для ночлега, а гостей каждое лето у нас  было  хоть  отбавляй.


На следующий год  мы смогли осилить кладку стен, на большее  пчёлки  не принесли мёда.  Когда я начинал стройку, то по моим грубым подсчётам уложиться  должны были в три сезона. Однако мы, как говорится, предполагаем, а рынок распорядился диспаритетом цен. Причём не в нашу  пользу. Цены на все строительные материалы и,соответственно, расценки на выполняемые работы росли в разы быстрее, чем цены на мёд и продукты питания. Оно и понятно, доходы населения росли медленно, и взвинтить цены на продукты было невозможно, так как это  могло привести к бунту, да и правительство всеми силами пытались сдерживать их. А мёд  - это же не хлеб, и не мясо, без него и обойтись можно. Цена на него застопорилась на одной отметке лет на пять,  и наши  прогнозы по срокам не подтвердились. Кредит же брать  под  драконовские проценты мы не стали, да и своевременное  погашение его  никак не могли обеспечить. Стройка затянулась. Однако чем  больше возникало препятствий и неожиданностей, тем  сильнее росло желание их преодолеть. Возрастал азарт охотника,  если хотите. В этом трудном деле (для простого россиянина)  между тем  появились и положительные тенденции. В отличие от советского времени абсолютно не стало проблем с ассортиментом и доставкой строительных материалов, а грузоперевозчики  предлагали любой вид транспорта, и на любое расстояние.


Ход  строительства, конечно, мог быть и короче, при моём определённом участии в этом деле, но здоровье не позволяло мне выполнять  что-либо, да и  желания лезть не в своё дело не было. Я занимался знакомым мне ремеслом -  пчеловодством, тем самым зарабатывал деньги, и этого было достаточно. Большинство работ, кроме электрики и сантехники, выполнялось под руководством и непосредственном участии в них  Литвиновым Виктором Ивановичем. Это наш бывший ученик, окончивший Воронежский строительный институт. В конце 90-х годов он возглавил бригаду и стал, так сказать, вольным строителем, а по-народному – шабашником.  Он и цену за работу определял божескую, и выполнялась она качественно (на наш взгляд). Уже после окончания строительства мы не раз обращались к нему по   различным вопросам,  и он  никогда не отказывал в помощи. А специалист, Виктор, надо сказать, многопрофильный, просто мастер «на все руки». Я считаю, что нам просто повезло  сотрудничать с этим порядочным, отзывчивым человеком.

 
           В новый дом мы перешли 2 октября 2006 года. День для нас памятен ещё и тем, что  36 лет назад, именно 2 октября, в День Всесоюзной радиолинейки (пионерской) мы подали  заявление в   сельский Совет на регистрацию брака. Таким образом,  стройка длилась шесть лет.  Упустил одну немаловажную деталь.  Первого октября  священник Демшинской церкви   отец Михаил освятил дом. Никаких кошек или кроликов мы не запускали в новодел,  да и не считаем это обязательным. Во что обошлась стройка? Трудно сказать. Вначале я вёл учёт, но росли цены, изменялся курс рубля по отношению к доллару. И, в конце концов, я бросил этим заниматься. Думаю, что сумма  солидная, да и не так уж это и важно. Дом оказался очень сухим (он из газосиликатных блоков и обложен кирпичом), тёплым и уютным. Газовое отопление и удобства  в самом доме, главное преимущество перед старой квартирой. Кстати о ней.  Я уже отмечал, что квартира наша была, извините за тавтологию, в двухквартирном доме. Её мы подарили (один рубль всё же взяли за неё) племяннику моей жены, Андрею.

  О том, чем  ещё занимался за эти годы,как изменилась жизнь в нашем селе, поговорим в следующих главах. Они, кстати, и по хронологическим рамкам являются итоговыми, завершающими. Разве что - то дополню и вставлю из воспоминаний. Этого я не исключаю.