Как человеку относиться к разуму?

Юрий Анников 2
Вначале предельно упростим наш вопрос: чем отличается умный человек от недостаточно умного?

Во-первых, существуют общепризнанные критерии: образование и опыт. По первому качеству мы оцениваем молодых. По второму – зрелых и пожилых людей.
Но давайте вспомним своих бабушек. Практически все они не имели образования, но именно они воспитывали нас до школы, настойчиво учили, что такое хорошо и что – плохо. Помогали «разбираться в людях», а в молодости – «открывали нам глаза» при избрании своих «спутников» жизни! Впрочем, последнее можно отнести уже к жизненному опыту постаревших родителей. А как же во времена их молодости, пока мы были детьми и подростками, жили рядом с ними и набирались «уму-разуму»? Тогда-то у них не было жизненного опыта?
Да. Но и «тогда», и «потом», и всегда у них была – ЛЮБОВЬ к нам!!

И мы делаем очень важный вывод: ещё до учёбы, с детства – в наш разум кто-то должен вложить любовь к жизни, доброжелательность… Может быть, допустима такая «словесная формула»: разум в своём развитии должен иметь «СВЕТЛЫЕ УСТРЕМЛЕНИЯ»! Это – основа!
После этого легко «просматриваются» ещё несколько качеств, ОБЯЗАТЕЛЬНО НЕОБХОДИМЫХ для умного человека:
*) доброжелательность (о ней уже говорили, но вскользь). А надо чётче!
*) умение ценить нравственность, моральные устои;
*) умение отвергать хитрость, тем более, злобу. Хитрость – блудная дочь разума. Мудрость и зло – несовместимы!
Знает ли об этом так называемый «злой гений»? Знает! Но отвергает, как свою противоположность! Разум ему нужен только как способ достижения своих целей. «Злой гений» с лёгкостью «идёт по труппам». Он - не для Жизни.

Так что же, озадаченно спрашиваем мы: в злом гении – разум «в конечном счёте» не полноценен?!
Да!!! И спасибо нашим бабушкам и дедушкам, что помогли нам сделать такой вывод! Именно он прочувствован нашими предками, принявшими религию христианства с её главной установкой: Бог – это ЛЮБОВЬ! «Придумать» такое без подсказки «свыше» две тысячи лет назад было бы невозможно! (А сейчас – и подавно!!)
Именно эта «установка» и нам помогла сделать важнейший вывод ПО СТРАТЕГИИ развития разума.

А не упустили ли мы что-то простое, но весомое ДЛЯ ТАКТИКИ? И вне связи с религиозными подсказками? Ведь Жизнь не отвергает и людей неверующих! И этот факт должен озадачивать людей веры! Но это – не сегодняшняя тема!

Итак. Весомые добавки «для тактики развития разума».
*) Умение отвергать крайности, умение отличать упорство от «упёртости». Нормально? (Имеется ввиду – для повседневной практики?)
*) Способность постоянно учиться новому, «работать» над собой.
*) Хорошо применим такой простой тест: умный человек способен учиться даже у недостаточно умного. А вот недостаточно умный - часто неспособен учиться даже у более опытного, умного, более достойного!
*) Нравственной оценкой достаточно просто тестируются не очевидные «замаскированные» случаи: разумен этот поступок или нет. Например, ложь. Почти всегда она в перспективе неразумна. (Но бывает и «ложь во спасение»!)

Наконец, есть качество, признаваемое всеми, в том числе и недостаточно умными: мудрость. Но она «по своему определению» не приходит сразу.
Почему мы отметили её, в связи с попыткой «препарировать» разум?
Ну, например, чтобы понять не совсем очевидную истину: зачем жизни нужна старость?

Почему Творец не сделал так: родился человек, вырос, созрел, родил детей, воспитал их, помог им получить образование. Пожил бы ещё какой-то срок полноценно, без затухания своих способностей. Пусть даже «вхолостую», но с удовольствием!… А потом щелчок, будто реле сработало! И всё! Ресурс выработан: смерть! Без всякой старости!
Без пенсионных забот государству?! Какое облегчение для общества!
Почешем оболочку своего недоумения. И ещё раз возрадуемся мудрости Творца! (Или «природы»? Как кому нравится!)

«Отбыв свой репродуктивный срок» жизни, человек обретает возможность приблизиться к мудрости. Ну, некогда было ему раньше: сажал дерево, строил дом, рожал и воспитывал…
Пожилые люди! Не списывайте себя «в расход»! Осмотритесь, «проинспектируйте» свою жизнь. Не торопясь, обдумайте всё. Ваш «поезд ушёл» только с участка «бурной жизни». Теперь нужен анализ, выводы и передача опыта тем, кому «некогда»! У них одни ДЕЛА. И им часто невдомёк, что многое вначале надо продумать! Ваша задача - помочь им вовремя!
А сколько вопросов у внуков?! Так что сомнения в сторону: вы нужны жизни!!

Вывод. Возрастание разума – процесс «общевозрастной». Мало того! «Общевременной»! Так что надо уметь слушать не только своих родителей, дедов и бабушек. Надо вслушиваться в мудрость предков! Не без здорового скепсиса, но, явно, без насмешек! Вспомним недавно усвоенное: умный человек способен учиться даже у недостаточно умного. Тем более, у мудрости предков! Этот кладезь неисчерпаемый!

И – главное! Мне кажется, что сейчас на верхней ступени пьедестала ценностей современный человек видит разум. Сам по-себе! Так ли это? Не следует ли разместить там «Наше отношение к Жизни и Её требованиям»? А разум должен оцениваться умением правильно жить!