архетипические технологии. Лотос как метафора

Екатерина Бычковская
Цветок лотоса – традиционный символ просветления. Но просветление, как и цветок, расцветает не сразу. Путь к цветку – через корни и листья, путь лотоса к свету – через толщу земли и воды. В этой работе в качестве исцеляющего вымысла мы проводим аналогии между стадиями роста растения лотоса и расширением осознания человека на семь пространств – пространства тела, сил, отражений, имен, событий, ценностей и начал.
Начнем снизу.
Пространству тела мы ставим в соответствие корни лотоса, его подземную часть. Пространство сил – граница двух сред, земли и воды. Именно там находится точка роста растения. Там семя прорастает и дает ростки. Корни тянутся вниз – и, чуть позже, появляются первые листья, тянущиеся вверх. Это пространство – момент принципиального перехода: суждено ли семени прорасти, суждено ли человеку родится в мир? Тут  формируется тело, отсюда создается пространство тела отдельного человека.
Пространство эмоций  (отражений)– первые, прикорневые листья растения.  Небольшое ботаническое отступление: Листья у лотоса родственных ему растений – двух типов. Первые листья – лентовидные, плоские и тонкие, бледнозеленые. Они усваивают свет, проникающий на этот уровень, трансформируют его в энергию  и дают растению пищу – и возможность расти дальше. На поверхность воды они никогда не поднимаются. Когда эти первые листья достаточно развились, появляются листья второго типа. Это – плавающие листья. Они растут в толще воды в свернутом виде, стремятся вверх и раскрываются на поверхности. Там они получают интенсивное питание от  солнца. Теперь растение готово исполнить свое предназначение –  теперь достигает поверхности и расцветает  его прекраснейший цветок.
Итак, прикорневые листья….Толща воды, все смутно, все - только отблески и тени. Они волнуются  от волнения воды, они впитывают – воду и свет. Все  процессы вокруг отражается в них, на них. Всё нечетко, нет имени, нет знания, есть только бытие…
Пространство имён. В нашей метафорической системе  это стадия и слой воды в котором происходит начало роста поверхностных листьев. Они еще свернуты в трубочки, они синтезируют мало энергии, но они есть. Пространство имен – прообраз пространства ценностей: не может быть ценности без возможности ее назвать. Стадия Имен – становление человека как хомо сапиенс. Прорастая в это пространство, человек может назвать то, что он чувствует (пространство отражений) и то, к чему он стремится (события, ценности). Можно даже сказать, что то, что листья второго порядка имеют отчетливую форму, перекликается с понятием «сформулировать», с логикой, которая приходит вместе с Именами.
Пространство событий совсем близко к поверхности, к зеркалу воды. Тут больше волнения, больше жизни, свет проникает ярче и резче, тут интересно. И тут возникает предчувствие, предвестие того, что  там, вверху, может ждать иное, принципиально новое.
 Однако большинство людей заканчивает свое развитие тут. Просуетившись всю жизнь и вздохнув с облегчением:  вот и смерть пришла..  Такая смерть сильно похожа на смерть от скуки.  «Большая скука» - так  образно и  называет Смерть герой одноименного романа Богомила Райнова.
 Чтобы выйти на новый уровень, избежать опасности остаться лишь в пространстве событий нужен качественный скачок- следующее пространство (пространство Ценностей) расположено на границе двух сред – воды и воздуха (света).  Туда нас ведет предназначение, наш Атман, наше пространство начал. Возвращаясь к ботанической аналогии, мы можем сказать, что листья и цветок лотоса «тащит» вверх заложенная в семени информация об эталонном растении данного вида. Растение, развиваясь, имеет некий образец себя.  Такой образец есть и у каждого из нас. В системе МТ мы называем его совокупным заказчиком судьбы человека.
Седьмое пространство – пространство Начал. В нем раскрывается цветок лотоса.. Там – воздух и свет. Дыхание мира и вибрации тонких энергий. Бутон зреет постепенно, под водой и постепенно приближается к поверхности. Тогда он закрыт. Когда он выныривает в воздушную среду, он рождается для света Солнца и – раскрывается. Растение достигает реализации, вступает в фазу цветения и плодоношения.
Есть еще восьмое пространство – пространство метаморфоз. Это – само Солнце, дающее жизнь бесчисленным цветам…
Как мы видим,  предложенная метафорическая система  вполне логична и наполнена многообразием символических связей и интерпретаций.  Сейчас мы рассмотрим на нескольких примерах,  как она работает на практике.

Пример 1:
Ведущий: Есть ли у тебя  внутреннее согласие с  предлагаемой метафорой?
Света: Да, есть.
Ведущий: Тогда стань этим образом – тем лотосом, каким Света является в настоящий момент. Каковы верхние листья (пространство ценностей)? Сфокусируйся на них.
Света: Они развернуты как детские ладошки в горизонтальной плоскости. Но они – в толще воды.
Ведущий:А как чувствуют себя корни?
 Света: Корни белые, довольно толстые. Но они почему- то стремятся загнуться вверх.
Ведущий: Сейчас - стань корнями.
Света: Мы корни. Сейчас мы прямо-таки ринулись вверх!
Ведущий: Корни, с чем в Светиной жизни это связано?
Света: С ее родителями.
Ведущий: Света, ты позволяешь родителям жить (стремиться вверх, к реализации) через тебя. Живешь не свою жизнь, а отвечаешь на ожидания родителей. Признаешь ли ты это в себе? Говори как Света.
Света: Да, я осознаю это.
Ведущий: Корни, что с вами сейчас?
Света: Мы стали расти вниз. Всё хорошо.
Ведущий: С какой частью тела светы вы связаны?
Света: Это ноги.
Комментарий: Самостоятельность (Стоять на ногах самому) – отделение от родителей. Поставить на ноги ребенка – дать ему самостоятельность, его свободу и его риски. Дать возможность пройти (ногами!) свой уникальный жизненный путь.
Ведущий: Теперь стань точкой роста растения, той, что на границе земли и воды.
Света: Я – полая трубка. Пустота внутри – наполненная, энергетическая. Она – как неслышный густой гул.
Ведущий: Где ты в теле Светы?
Света: Это  низ живота, муладхара.
Ведущий: Теперь фокус внимания перемещается в нижние листья. Какие они?
Света: Их практически нет. Так, какие-то сухие чешуйки.
Ведущий: Это хорошо?
Света: Да. Они уже отслужили своё.
Ведущий: Но ведь верхние листья не достигли поверхности, они развернулись преждевременно. Чтобы быть на поверхности, им нужно питание. Света, ты внутренне согласна с тем, что нижние листья – это эмоции, пространство отражений?
Света: Да.
Ведущий: Что случилось с твоими эмоциями?
Света: Они отмерли. Да, я засушила их – так проще.
Ведущий: Стань сейчас нижними листьями лотоса.
Света: Мы – нижние листья-чешуйки.
Ведущий: Когда вы стали чешуйками?
Света:2 года назад.
Ведущий: Что тогда произошло в жизни Светы?
Света: Родился Федя (младший сын) и  Света с мужем переехали из Сибири в Краснодарский край и обзавелись собственным домом.
Ведущий: Листья, сейчас энергия через вас уходит или приходит? Как это ощущаете?
Света: Энергия через нас уходит. И, чтобы ее не терять, мы засохли…
Ведущий: Теперь вы, листья, снова оживаете. Вы растете в толще воды, поддерживающей вас. Вы нежные, салатного цвета, вы трепещете в воде и вбираете в себя ее колебания, свет, проникающий сверху, изменения температуры, изменения химического состава воды., приглушенные звуки… Все это питает вас, вы вбираете это каждой клеточкой ивибрируете в согласии с существованием. Сейчас  вы вбираете в себя энергию существования и она течет вниз от ваших кончиков к точке роста. Эмоции могут быть «приятными» и нет, но питают и те и другие.
Нижние листья, как вы теперь?
Света: Мы выросли, мы вбираем энергию.
Ведущий:Что теперь с верхними листьями?
Света: Они свернулись в трубочки, но уже – у поверхности воды. Они тыкаются в поверхность кончиками, но неуверенно, вслепую.
Ведущий: Верхние листья, кто «тянет» вас за кончики? Кто там, наверху?
Света (в образе верхних листьев): Там – девочка.
Ведущий: Какая она, сколько ей лет?
Света: Лет 7-8, она в платьице, сидит у озера и смотрит на листья. Ей очень важно, чтобы они росли. Она приходит сюда каждый день, когда улучает свободную минутку.
Ведущий: Где сейчас напряжение в теле Светы?
Света: На плечах – как лямки. Тяжесть…
Ведущий: Это – школьный ранец?
Света: Да.
Ведущий: Сейчас мы снимем его (Происходит работа с телом)  Теперь стань этой девочкой.
Света: Я – девочка, которая сидит и смотрит сверху на листья.
Ведущий: Сейчас мы сняли и забросили в кусты школьный ранец.  Твое дело, то, для чего ты существуешь – смотреть на листья и хотеть, чтобы они вышли на поверхность.
Скажи, что с ними происходит сейчас?
Света: Листья уже развернулись, лежат на поверхности, блестят.
Ведущий: Сфокусируйся на одном из них. Опиши его.
Света: Это – узкий лист в форме лодочки. Это - лист-лодочка.
Ведущий: Стань этой лодочкой.
Света: Я – лодочка. Я – дощатая, очень хорошая, ладная, крепкая. У меня хорошо сделанные весла, надежные уключины. На мне можно спокойно плыть и плыть, созерцая…
Ведущий: Что за ценность ты символизируешь для Светы?
Света: Я сейчас стала комнаткой, местом уединения, личным пространством, где можно медитировать, созерцать. Я – Созерцание.
 Ведущий: Что теперь с девочкой, как она выглядит, как себя чувствует?
Света: Девочка выросла, ей 13-14 лет.
Ведущий: Что у нее на голове? Веночек? Корона принцессы?
Света: Это коса, уложенная вокруг головы. Девочка смотрит на листья, там солнце, стрекозы, тепло, хорошо.
Ведущий:   Стань девочкой и посмотри на следующий лист. Какой он?
Света: Он – узкий-узкий. На нем – скелет, какие-то косточки. Они  выбелены временем, лежат тут давно.
Ведущий: С чем это связано в жизни Светы?
Света: Это – ее брат. Он родился мёртвым.
Ведущий: Хорошо. Сейчас я сгущу на тебя архетип Аида.
Происходит сгущение архетипа.
Ведущий: Аид, ты здесь?
 Аид: Да.
Запросивец: Ты поможешь Свете?
Аид: Да.
Ведущий: Когда-то ты, Света приняла решение не быть живой, не чувствовать свое тело.  Возможно, так ты «искупала свою вину» перед братом. Для того, чтобы осуществить это решение, ты взяла силу у Аида, бога мёртвых. Ты  вот и внешне выглядишь какой-то потусторонней, очень худая и как бы прозрачная.  И в тебе (за тобой) чувствуется какая-то большая сила, к тебе тянет, как тянет к пропасти, к Смерти.
Эта сила – не твоя. Ты взяла ее у Аида. Сейчас ты можешь «передоговориться», «отменить свое решение», вернуть Аиду долг. И ты сможешь стать более жизненной, более живой, но, может быть, менее значимой. Менее интересной и менее защищенной своим решением «не жить». Если ты не живешь, тебе ведь и не страшно ничего…
Сейчас ты поняла, о чем идет речь? Ты готова отдать Аиду этот долг?
Света: Да.
Ведущий: Скажи: «Аид, я благодарю тебя за твои уроки и отдаю тебе твою силу, которую я использовала на то, чтобы не  признавать свое живое  тело.»
Происходит ритуал отдавания долга архетипу
Ведущий: Аид, можем мы теперь тебя отпустить?
Аид:  Теперь – да.
Ведущий: Спасибо, Аид (рассеивание архетипа). Света, что теперь со вторым листом?
Света: Там лежит девушка и загорает! На ней солнечные очки, она нежится в лучах солнца.
Ведущий: Отлично.  Теперь снова перемести фокус внимания на девочку. Что с ней?
Света: Она повзрослела, ей лет 20. В белом платье, с оформившейся женской фигурой. Она красивая, статная, спокойная.
Ведущий: Стань этой девушкой и смотри на следующий лист. Что ты видишь?
Света: На этом листе – рояль.
Ведущий: А что за музыку он играет?
Света: Музыки не слышно. А рояль - обшарпанный, наглухо закрытый. На нем лежат деревянные шумовые инструменты – рожки, трещотки, ложки.
Ведущий: А они играют музыку?
Света: Они просто лежат. Музыки нет.
Ведущий: Света, с чем связана эта ситуация?
Света: С музыкальной школой. Это рояль из «музыкалки», потертый, расстроенный. Это музыка, которая мне не нравилась.
Ведущий: И ты заменила ее деревянными трещотками? Но они тоже молчат… Стань теперь этим роялем.
Света: Я – обшарпанный рояль из музыкальной школы.
Ведущий: Теперь ты начал трансформироваться. Теперь ты блестящий концертный рояль, уникальный, живой, чудесный, как породистый конь. Слышна ли теперь музыка?
Света: Да, я нахожусь посредине концертного зала, на подиуме. Звучит очень приятный джаз.
Ведущий: трещотки и рожки участвуют?
Света: Нет, их тут нет. На заднем плане – контрабас. Играет мужчина, музыкант.
Ведущий: Стань сейчас им.
Света: Я – француз. Я играю чудесную, легкую и живую музыку, которую сочиняю сам.
Ведущий: Ты можешь что-нибудь сказать Свете?
Света: Я ничего не знаю про Свету.
Ведущий: Сейчас ты познакомишься с ней. Может сейчас Света войти в этот зал?
Света: Да, она входит. Она приятная девушка. Пожалуй, я могу предложит ей бокал вина. Но играть вместе со мной она не сможет…
Ведущий: Это и не надо. Достаточно того, что она слушает. Света? сейчас я сгущу архетип твоего Анимуса. Анимус – это внутренний мужчина, та мужская часть, что есть в каждой женской душе. Если Анимус хорошо развит и хорошо интегрирован, женщина успешна во внешнем мире.  Если  контакт  с Анимусом  нарушен –  она либо  вечно  озирается в поисках «сильного плеча» и может стать жертвой насилия, либо становится черезчур резкой, догматичной и прагматичной.
 Кларисса Пинкола Эстес  в своей книге «Бегущая с волками» сравнивает  Анимус с мостом, соединяющим женскую часть души и внешний мир. Если мост широк – проблем с вовлеченностью в жизнь нет. А если узок или сломан, то мир не может тебе дать того, что в глубине души ты  так жаждешь.
(Происходит ритуал сгущения архетипа)
Ведущий: Анимус. Ты здесь? Ты поможешь Свете?
Анимус: Да.
Ведущий: Света, ты  не проводишь своего внутреннего мужчину, отторгаешь эту часть себя. Вместе с тем внешне ты пытаешься имитировать мужчину – берешь на себя ответственность. Принимаешь решения. А помощи от мужчин не принимаешь. Не позволяешь себе быть слабой. Стала «сильной». Но сила эта не твоя. Ты берешь ее у этого архетипа, чтоб его же и заблокировать. Сейчас можно часть силы ему вернуть и освободится от схемы «я всё решу сама». Тогда ты просто позволь угостить себя вином и музыкой. Готова ли ты?
Света: Да. Анимус, я благодарю тебя за твои уроки и я хочу отдать тебе ту силу. Которую я брала у тебя, чтобы не принимать помощи мужчин, чтоб разъединится с тобой, закрыться в мечтах от мира.
Ведущий: Да, и ты заколотила рояль и завалила его идиотскими свистульками. Идет ли сейчас энергия?
Света: Да. Чувствую приятное тепло в области манипуры.
Происходит обмен энергиями.
Ведущий: Анимус, можно ли теперь отпустить тебя?
Анимус: Да.
Ведущий: Света, сфокусируй виденье на девушке сверху.
Света: Она стала старше. Более зрелой. Ей лет 25. Она спокойная, смотрит на лотос.
Ведущий: Появился ли у растения цветок?
Света: Это - готовый раскрыться бутон. Он уже очень близко к поверхности воды.
Ведущий: Хорошо, оставим это так, дальше идти пока не надо. Сколько тебе лет сейчас в реальности?
Запросивец:29.
Ведущий: Стань собой, Светой 29 лет. Назовись.
Света: Я – Света.

( Далее происходит работа с  семейной системой – признание роли брата в семейной системе, благодарность ему и отпускание своей связи с умершим братом)
Комментируя это исследование, хочется обратить внимание на то, что в процессе работы явно выделились 2 потока  энергии – восходящий и нисходящий. Соответственно возможна гармонизация , приведение в баланс  этих потоков и выявление блокировок и соответствующих им «обесточенный объемов» на каждом.

Пример 2
Ведущий: Если ты готова, стань тем лотосом, который соответствует состоянию Даши здесь и сейчас.
Даша: Сперва расскажу о воде вокруг меня. Она  - цвета коричневого бутылочного стекла, прозрачная, но темная.
Ведущий: Как себя чувствуют корни?
Даша: Они не все в земле, процентов на 30 – точка роста растения висит в придонном слое воды, а не лежит на поверхности почвы.
Ведущий: Ты знаешь, Даша, почему это так?
Даша: Это связано с родом, по отцовской линии. Там была история про то, как братья убили брата. Может быть даже не физически, а, как говорится, сжили со света.
Ведущий: Как там корни теперь?
Даша: Они чуть подросли и очень стремятся вниз, но….
Ведущий: Сконцентрируйся на точке роста растения. А в своем физическом теле концентрируйся на  харе, точке под пупком. Там, в центре тяжести, у тебя сейчас нет чувства собственной весомости, своей ценности, нет уверенности в своем праве на жизнь. Там каверны, полости, наполненные воздухом. Сейчас дыши животом. С каждым вдохом туда входит тяжесть, вес, с каждым выдохом уходит спертый  воздух, следы атмосферы недоверия, скептицизма. Воздух – это то, что тебе внушили  другие. Весомость – это твоя Самость…
Как теперь ситуация с корнями?
Даша: Точка роста опустилась ниже, корней стало больше, они толще, но…Что-то как будто тянет вверх, не дает точке роста лечь на дно.
Ведущий: Ощути нижние листья. Как они?
Даша: Они хорошие – длинные, широкие, салатного цвета. Но в воде вокруг – муть и эта муть оседает на листья. Они покрыты грязноватым налётом.
Ведущий: Почему вода мутная?
Даша: Сейчас вода стала околоплодными водами. Я – в материнской утробе. Муть – это мамины тревожные черные мысли, ее уныние, неуверенность.
Ведущий: Взаимоотношения с мужем?
Даша: Да. В воде вихри, воронки.
Ведущий:  Мы внутри мирового яйца, Хаоса, из которого родился Порядок-Мир. Это вихри и потоки Хаоса. Сейчас вода очищается, она сияет внутренним светом.
Даша: Там, внутри - как грани кристалла, как узоры на потолке от бегущей воды под солнцем.
Ведущий: Как нижние листья теперь?
Даша: Вода очистилась и налет исчез. Им хорошо.
Ведущий: Фокусируйся на верхних листьях.
Даша: Один из них на поверхности, остальные - свернутые, внизу. Тот, что на поверхности – большой, прямо-таки огромный. Он немного погрызен какими-то насекомыми и с одного бока желтый, пожухлый.
Ведущий: Какой-то самодовольный. И черешок такой жесткий и широкий. Немножко пылью пахнет. Что это за лист, что это за ценность?
Даша: Это мои оккультные занятия.
Ведущий: Блаватская? Теософка? Мне пришло слово «бабушка».
Даша: Да, действительно, у  одной из моих бабушек я видела книжки по хиромантии.
Ведущий: Сейчас этот лист не сотрудничает с растением, а почти паразитирует на нем, нарушен баланс. Он берет больше, чем дает и занимает место цветка. Становится не средством, а целью. Поэтому и другие листья не вышли на поверхность.
Даша: Да.
Ведущий: Может он стать зеленей, меньше, гибче?
Даша: Да, это происходит. Он качается на воде, мягко, сливаясь с ее движениями. Черешок уходит в воду, обеспечивая связь с точкой роста.
Ведущий: Посмотри туда.
Даша: Там всё в порядке! Точка роста – на поверхности земли, корни уходят в землю. Это гигантский лист тянул ее вверх.
Ведущий: Стань корнями.
Даша: Мы – корни. Мы толстые,
белые, мы стремительно ринулись вниз. 
Хлоп! Перескок на другой уровень! Мы оплетаем весь земной шар и  весь земной шар –луковица, точка роста!
Ведущий: Что сейчас с  бутоном?
Даша: Это не бутон –  это цветок на поверхности воды. Но он не материальный – это энергия, все колышется, изменяется, светится.
Ведущий: Это потому, что корни оплели Землю. Это уже уровень пространства Начал. Теперь займемся листьями-ценностями. Выросли ли еще листья, достигли ли они поверхности?
Даша: Да, там  есть листья.
Ведущий: Давай посмотрим несколько из них – каким твоим ценностям они соответствуют. Сперва - концентрируйся на каком-то одном.
Даша: Я вижу, что этот лист связан с гармоничными отношениями с мужчиной. Отношениями, ведущими к взаимному росту.
Ведущий: Смотри сверху на следующий лист.
Даша: Он такой нежно-зеленый, еще чуть свернутый. От него исходит какая-то светлая весёлость, чувство нежности.
Ведущий: Эта ценность – твои будущие дети?
Даша: Да.
Ведущий: Возможно, поэтому лист чуть свернут – он оберегает тайну рождения новой жизни.
Даша: Или я не решаюсь еще в полной мере осознать эту ценность.
Ведущий: Возможно и так. Мы определили сейчас 3 твоих ценности. Достаточно ли на сегодня?
Даша: Да, спасибо. Спасибо, Лотос.

В этом исследовании интересно, что лист-ценность «просветление» занял место цветка –реального просветления. Эрзац, словесный  симулякр, заменил настоящее, невыразимое словами. Эта опасность, которая грозит многим. И это еще раз подтверждает, что выбранная  метафорическая система «работает».

Пример 3

Ведущий: Катя, можешь стать сейчас «своим» лотосом?
Катя: Я не вижу картинку, ощущения - в теле (трет нос). Нос – стебель лотоса.
Ведущий: А что в носу?
Катя: Сопли.
Ведущий: Сейчас они растворяются, разжижаются, исчезают. Из всех пазух носа, лба… В пазухах - мириады алмазных частичек света, они чистят всю грязь, застой, вязкость… Они вибрируют и поют… И когда они заканчивают полностью свою работу – они выходят на поверхность и  твое лицо начинает светиться от них изнутри.
Катя: Я чувствую теперь очень хорошо свою голову как бутон (цветок) а шею - как гибкий стебель. Очень приятное ощущение в шее!
Ведущий: Что еще?
Катя: Мои ступни – это корни, согнутые в коленях ноги – нижние листья. Руки – верхние листья, но они неразвиты. Рук от плечей не чувствую…
Ведущий: Где неудобство в теле?
Катя: Плечевой пояс. Там латунные крылья, скрепленные  обручем. Обруч – вокруг тела на уровне сердца – сдавливает.
Ведущий: что это значит для тебя?
Катя: Это связано с детством. Я вижу себя, склонившуюся над столиком, на котором лежит красивая книга – «Потерянный и возвращенный рай» с гравюрами Доре. Я рассматриваю картинки – падшие ангелы низвергаются с небес. Эти крылья – оттуда. Этот пояс с крыльями мешает мне вырасти, мешает вырасти рукам. И еще я вспомнила вторую книгу – большого «Фауста» с четырьмя металлическими медальонами на обложке – Фауст, Мефистофель,  Гретхен, Марта.  Книга на немецком языке, я еще не знаю, о чем она и долгие часы провожу, рассматривая ее. Этот металл с обложки теперь мне мешает.
Ведущий: Откуда взять энергию, чтобы «растворить» латунный пояс с крыльями и дать силу рукам – листьям лотоса?
Катя: Снизу, из точки роста.
Ведущий: Где она?
Катя: Муладхара. Там сила рода, оттуда растут корни. Это большая сила, но я не могу ее взять. Мне все-время стыдно перед своим родом, чувствую себя недостойной. Стыдно за то, что не реализовалась, а не реализовалась потому, что отсекаю питание снизу… Чувствую себя не вправе… Получается замкнутый круг.
Ведущий: Где в теле блок?
Катя: В солнечном сплетении, в манипуре. Это - золотая затычка в ванной. Ванна белая, а затычка – золотая. Теперь затычка стала краном. Он чуть приоткрыт, вода течет узкой струйкой, с натугой, с шипением.
Ведущий: Открой этот кран.
Катя: А как? Рук-то нет, открыть нечем! А руки не растут из-за того, что кран едва открыт! Я вот не могу брать деньги у мамы, потому что я не состоялась, у меня нет денег. А если бы я, скажем, продавала дорого свои картины, я могла бы и у мамы взять еще денег – на свое развитие дальнейшее, на путешествия. Эти два денежных потока слились бы. Если бы я имела руки, я бы открыла кран.
Ведущий: Но ведь многие люди чувствуют себя состоявшимися и без денег?
Катя: Да, и многие богатые и знаменитые  страдают от пустоты в жизни.
Ведущий: Попробуй открыть кран не руками.
Катя: Да чего-то не очень получается.
Ведущий: Поработаем с родом. Я чувствую присутствие отца.
Катя: Да, на прошлые выходные я ездила в Финляндию с сестрой, дочерью отца. Мы с ней познакомились уже взрослыми, несколько лет назад. Она успешна в социуме, что называется «крепко стоит на ногах».  И она меня возила на машине, оплатила гостиницу, все расходы, мы ели в ресторанах и она купила мне подарки. Для меня это представляло определенную психологическую трудность, ведь я старше и по каким-то моим убеждениям это я должна быть «круче». А получилась, что я ровесница ее 13 летней дочке (она тоже с нами ездила). Но ведь правда состоит в том, что  это именно так. Я застряла в возрасте 12-13 лет… И, размышляя об этом, погружаясь в это, я почувствовала присутствие отца – почувствовала что это папа меня возит и опекает. И – приняла это, немного почувствовала вкус этого, ведь в детстве общения с отцом не было.
Ведущий. Мысленно представь отца за правым плечом и попроси его дать тебе силу.
Катя: Папа, пожалуйста, дай мне энергию!
Ведущий: Идет поток?
Катя: Да, он золотого цвета. Правая рука немного «ожила». Левой – не чувствую.

Ведущий: Теперь представь маму за левым плечом и попроси ее дать энергию, дать поддержку.
Катя: О, тут труднее. Какое-то неприятие. Энергия пошла, по левой стороне тела, она черного цвета. Вспомнился рассказ Бажова «Голубая змейка». Там стихийная сила, воплощенная в Голубой змейке, окружала себя кольцами – наполовину золотыми, наполовину черными. А когда она представала в образе женщины, то из одного рукава сыпались золотые слитки, а из другого – черные камни.
Ведущий: Что еще приходит?
Катя: Приходит образ «вагина дентата», то, что называется «П. с зубами». Образ черной пещеры с острыми краями, черное, косматое… Теперь приходит образ кромки елового темного леса. Ели – как зубы.  На границе леса – баба яга. Она может пропустить внутрь, в лес, тех, кто доказал свою силу, прошел испытание. Остальных, слабых – съест! Еще вспоминается тут лекция Мантека Чиа, про необходимость тренировать мышцы влагалища для сохранения жизненной силы. Там была история про какую-то мстительную  наложницу какого-то императора, которая откусила ему член сокращением своих интимных мышц. Все это связано с архетипом Бабы Яги…
Ведущий: Идет эта энергия?
Катя: Да. Я осознаю, как мало я пропускала эту энергию и как много ее брала.  И это меня мучило. Сейчас начался процесс гармонизации.
Ведущий: Можем сейчас поработать с ценностями – листьями лотоса?
Катя: Один из этих листьев – это «вагина дентата», Баба Яга. И это с творчеством связано – способность отсекать лишнее, выбирать достойное, выбирать жизнеспособное, давать инициацию, проводить через границу миров то, что способно реализоваться в физическом мире. И не жалеть о том, чему состояться не суждено. Но это так трудно, воплощать это…
Ведущий: А придется.
Катя: Анекдот вспомнила: Идет паренек по лесу, навстречу – баба яга. Шамкает ему: «Да ты, милок, никак меня изнасиловать хочешь?» «Ну что Вы, бабушка и в мыслях не держал!» «А придется….!»
Ведущий: Посмотрим на другие листья. Что на следующем?
Катя: Вижу мостки-причал и белый катер у причала. Это большая вода – озеро или холодное море. Можно сесть в катер и отплыть одной. Это путешествие к полюсу – к почти космической чистоте и мощи. Я вижу гигантские пенные волны, льдины-айсберги.
Ведущий: Это значимо для тебя?
Катя: Конечно, но я не могу назвать эту ценность каким-либо словом.
Ведущий: Тогда пока не надо. Просто запомни это. И переведи внимание на следующий лист.
Катя: Там что-то вроде лоскутного одеяльца. Уютное, самодельное. И поезд едет по этому лоскутному одеяльцу возделанных полей, садов, огородов. В поезде, в купе – тоже уютик. Временный, простой, но этим и ценный.  Чай в подстаканнике, за окном – домики, деревеньки. Возникает желание вышивать подушечки и вязать кружевные салфетки.
Ведущий: Это ценно для тебя?
Катя: Да, ценно, и всегда было очень ценно. Но как это совместить с одиноким путешествием  на катере на Северный Полюс?
Ведущий: Но ведь можно и каюту катера украсить кружевными салфетками?
Катя: Ну да, наверное, можно…
Ведущий: Посмотри еще, еще  на один лист.
Катя: Этот лист трансформировался из той книги, «Фауста». Книга стала округлой еще в процессе работы с этим воспоминанием. Теперь это лист, который я могу назвать «Чудеса».
Ведущий: Магический театр – с этим связан?
Катя: Да, и Магический Театр – тоже. Он же появился в моей жизни не случайно. Я всегда отмечала в жизни то, что называется «синхронией» и в моей жизни было много чудес. А магический театр – концентрированный раствор чудес.
Ведущий: На этот раз мы закончили работу с метафорой лотоса?
Катя: Да, спасибо.

Пример4

Ведущий: Мы можем начать работу? Принимаешь ли ты метафору лотоса?
Тару: Да. Только это не лотос, а желтенькая кувшинка – кубышка. Я смотрю на нее сверху. Она – нераскрывшейся бутончик. Ощущения очень теплые, нежные. Светит солнце, легкий ветерок.
Ведущий: Стань корнями этой кувшинки.
Тару: Мы – корни. Нас много, мы  активно растем вниз. Всё хорошо.
Ведущий: Можно сейчас дать этому росту еще больше энергии.
Тару: Да, мы стали расти еще быстрее.
Ведущий:  Теперь стань точкой роста растения.
Тару: Я – точка роста. В теле ощущаю крестец и низ живота. Как точка роста я расту, расширяюсь, чувствую себя хорошо.
Ведущий: Сфокусируйся на нижних листьях. Какие они?
Тару: Они есть, но узкие, небольшие и очень-очень тоненькие – как прозрачные мембраны.
Ведущий: Эти листья – это твои эмоции. Что случилось в твоей жизни, почему они непроявлены, «недозволены», балансируют на грани существования и не-существования?
Тару: Меня бросили. Это было очень больно.  Возникло ощущение, что если ты проявляешь, если испытываешь чувства, над ними кто-то может посмеяться, отвергнуть их.
Ведущий: Поэтому проще самой  запретить свои чувства, не дожидаясь, что это сделает кто-то другой. Заранее, оберегая себя, храня себя? Закрывшись?
Тару: Да. Теперь я вижу, что тогда меня покинули какие-то большие светящиеся существа. И я осталась одна, такая маленькая-маленькая.
Ведущий: Я вижу тебя в погребе, в подвале. Что теперь с точкой роста?
Тару. Она больше не растет, не пульсирует. Я чувствую небезопасность окружающей среды. Надо защититься! Рост и расширение, открытость – опасны.
Ведущий: Когда тебя покинули светящиеся существа, ты совершила подвиг – ты выжила. Ты не ушла с ними. Ты сумела спрятаться и выжить, как семя под кожурой, под слоем земли. Но плохие времена давно миновали. А ты все еще прячешься, как партизан, укрывающийся в подполе. Какие были эти светящиеся существа, сколько их было?
Тару: Их несколько было, но на передний план выходит образ старика в белом, «дедушки».
Ведущий: Этот «дедушка» теперь находится вверху, над водой. Он смотрит на твоё растение. Он – тот, кто хранит и выращивает его. Он не покинул тебя.
Тару: Да, он там. Он – тот, кому необходимо, чтобы это растение расцвело. Оно тянется к нему из глубины воды.
Ведущий: А как с точкой роста теперь?
Тару: Опасности больше нет. Она может расти и быть.
Ведущий: А нижние листья?
Тару: Они стали толще, ярче, длиннее и шире.
Ведущий: Теперь смотрим на верхние листья.
Тару: Это листья  растения «Виктория Регия», я видела его  в ботаническом саду. Они большие, блестящие. Они могут выдержать вес маленького ребенка: это растение - самая большая кувшинка в мире.
Ведущий: Была ты скромной кубышкой, а стала Королевской Победой... Или Победой Королевы? ... Теперь стань тем существом, которое смотрит сверху, своим пространством Начал, Атманом.
Тару: Я как будто крестом вишу над растением. Чувствую поток энергии идущий оттуда, очень мощный. Теперь энергия идет от цветка в центр креста.
Это очень сильное ощущение. Мне хочется оказаться там, в пространстве начал, целиком.
Ведущий: Пока ты не можешь этого сделать. Просто побудь в этом (происходит  энергетическое взаимодействие с пространством Начал).
...Теперь смотри внимательно на листья. Какие они?
Тару: Это четыре крупных листа, они расположены крестом. Два больших листа – листья Виктории Регии. Два других – овальные.
Ведущий: Сконцентрируйся на одном из листьев. Что видишь?
Тару: Жемчужину. Она переливается. Ядро – плотное, а вокруг - переливающийся туман. Она очень, очень красивая.
Ведущий: Стань этой жемчужиной.
Тару: Я – жемчужина. Я – очень красивая (хихикает). Я – такааая!
Ведущий: Какие ощущения в теле?
Тару: Ощущаю живот – матку. Это – резервуар энергии. Еще – макушку и центры ладоней. Из них как будто идет свет.
Ведущий: Я чувствую присутствие какого-то архетипа, но не знаю его имени.  Может быть Афродита, но… Что-то  Афро….Ты можешь сказать, что это за архетип?
Тару: Это большая статная женщина, она стоит по грудь в воде.
Ведущий: Назовем сейчас  эту силу Афродитой. Но это не  гламурная  Афродита-Венера с картины Ботичелли. Это то древнее божество, которое впоследствии стали почитать как богиню любви. Женское морское божество. Обращаясь к Афродите, мы будем обращаться к этой богине. (происходит ритуал сгущения архетипа)
Ведущий: Афродита, ты здесь?
Архетип: Да.
Ведущий: Тару, ты можешь  сейчас «наладить отношения» с этим божеством, очистить канал, который пропускает ее силу через тебя в мир. Для меня это выглядит так: ты - труба между миром того океана, в котором живет божество и реальным миром. Но эта труба заросла внутри ржавчиной, стала узкой. Сейчас эту ржавчину можно очистить, соединиться с архетипом богини, полностью проводить ее силу. А сила ее – это сила жизни. Она рождает в маточном растворе океана  несметное число форм.  Но выживают, обретают реальность – не все.  В этой избыточности – сила и мудрость жизни.
Тару: Что я должна делать? (хихикает).
Ведущий: Ты смеешься и смехом принижаешь свою значимость, значимость связи с этим архетипом. Стесняешься своей силы – вот и труба стала тесной, узкой. Соединись сейчас с архетипом и проводи силу.
Тару: Да. (идет процесс энергетического взаимодействия)
Ведущий: Я вижу море, полное светящихся огоньков. Это личинки медуз, их много-много. Их выносит на берег, они колышутся в глубине. И это что-то волшебное, всё море насквозь живое. Теперь я понимаю, как правильно назвать эту богиню – это Йеманжа, Мать Вод в пантеоне  религии Вуду. Это древнее божество пришло из африканских культов, с прародины человечества.
…. Теперь мы можем отпускать архетип?
Архетип: Я могу побыть ещё (происходит энергетическое взаимодействие). Теперь можете отпустить ( происходит ритуал отпускания архетипа.)
Ведущий: Назовись!
Тару: Я – Тару.

На основании этих четырех примеров (а работ с использованием этой метафоры было проведено больше) можно судить о том, что метафора достаточно целостна и  может быть использована как рабочий инструмент в архетипотерапии. Но главное, конечно, лично для меня, как автора этой статьи – то удовольствие, которое мы получили от работы с системой пространств, с «лотосом», с архетипами и друг с другом.