Бриллиантовое колечко

Паршин Дмитрий Борисович
***
Часть первая. «Материнское сердце»

*
Не могу уснуть… Гоню от себя мысли, а они, как прилипчивые мухи, сделав круг, возвращаются на место.

Машинально в задумчивости коснулась своего безымянного пальца на левой руке… собиралась поправить колечко, а его нет… очнулась, отряхнула задумчивость. Когда успела появиться эта привычка, поправлять колечко? Ведь оно было у меня совсем недолго – месяцев шесть или семь. Арсений подарил мне его на пятнадцатилетие нашей свадьбы, а вернее даже не свадьбы, а нашей первой с ним ночи… свадьба была три месяца спустя, когда я уже носила под сердцем Лисёнка (так любил он называть нашу дочь – Лизу).
Вот в ту самую первую ночь он и пообещал подарить мне когда-нибудь кольцо с бриллиантом. Помню, как я тогда посмеялась над ним:
– Какой бриллиант, откуда?
– Сказал, подарю, значит подарю, – слегка обиделся Арсен (так называли его близкие).
– Ну, ладно, – отшутилась я, – подаришь к золотой свадьбе… Сказали и забыли. Вернее это я «забыла», а он не забыл, подарил, через пятнадцать лет (!) я даже ахнула, сделала вид, что не помню тот разговор.
– Не помнишь? – спросил Арсен.
– Было чем заняться и поважнее, – с улыбкой сказала я.
– А ты мне тогда не поверила, ведь не поверила же?
– ПовЕрила, повЕрила, когда цвели садЫ-ы, когда однажды вечЕром домой вернулся тЫ-ы… – запела я и поцеловала мужа в щёку. Да, в щёку, в щёку… в губы мы давно не целовались… не дети уже.
Арсен одел мне колечко на безымянный палец левой руки, ткнулся сухими губами в мою щёку и замолчал... Как будто даже съёжился.
– Алё-о, часовой, не спи на посту :–) – я слегка коснулась его плеча.
– Устал?
– Устал… Да, устал. Завтра опять совет директоров. Пойду, лягу.
– Опять в кабинете?
– Да, Ирен, полистаю отчёт…
– А, я хотела… ну, ладно, спокойной ночи, на завтрак что тебе приготовить?
– Что… на завтрак? Ничего сразу поеду в офис, там перекушу. Ты знаешь, какая сейчас запарка, готовим контракт с Голландией.

Я не знала, я ничего не знала… Арес (так я называла его, когда обижалась.) А ему нравилось:
– Бог войны, что может быть лучше для бывшего военного? – смеялся он и уходил в свои бумаги или просто уходил…
– К ужину что приготовить? – кричала я ему вдогонку.
– Ничего, поужинаю в ресторане с Партнёром. Не ждите меня, ужинайте и ложитесь спать.
– Ты совсем не видишь ребёнка, а у ней сейчас такой возраст… ей нужна мужская рука.
Он уже не слышал… звук спускающегося лифта, выводил меня из диалога, во внутренний монолог, который я иногда воображала в лицах за нас обоих. Мы так мало стали общаться, мы почти не видимся (!) Эти короткие встречи, как на вокзале: увиделись, перекинулись парой слов и каждый по своим «вагонам».  Комок подкатил к горлу, слёзы были уже готовы брызнуть из глаз… Как у Вячеслава Полунина, вспомнила и улыбнулась… заставила себя улыбнуться. Не надо плакать. Жизнь удалась. Надо подумать о Лизе, у неё следующий год выпускной, ей нужно поступать. И о чём только она думает?.. Утром отвожу её в лицей, вечером привожу, когда остаются силы, чаще приезжает сама на такси... удобно, позвонил по мобильнику и такси уже у порога… Да, пятнадцать лет назад всё было по-другому…

*
– Можно вас пригласить?
– Меня?
– Да, вы танцуете?
– Пока нет. Жду, когда пригласят…
– Приглашаю.
– Вы?!
– Ну, да, я… а что не подхожу?
– Танцевать – не целовать :–) Пойдёмте.
– А вы хорошо танцуете…
– Занималась в балетной школе.
– В балетной?!
– В балетной… а что не подхожу :–(
– Не знаю…
– Чего «не знаю»?
– …в балет, не знаю, а мне подходите.

Так мы и познакомились с Арсением. Он был тогда курсантом Артиллерийского училища. Мы с моей школьной подругой Ингой, – по настоятельному совету  наших мам, – (обе были помешаны на военных, а «всю жизнь промаялись с сухопутными») отправились на эту дискотеку…
«На ло’влю – живца!», – как шутила Инга. Я не верила, что вот так можно встретить свою судьбу, но пошла… в конце концов чего я теряю?.. Оказалось многое… Я потеряла голову. Конечно не сразу. Поначалу Арес мне не очень понравился… и я не хотела больше с ним встречаться, я вообще не хотела встречаться, меня и дома хорошо кормили :–)
Но мама не унималась:
– Прислушайся ко мне, доченька, моё материнское сердце подсказывает…
– А оно не ошибается?
– Нет. Оно-то как раз не ошибается. Вот будешь матерью, тогда поймёшь!
– Вы что хотите от меня избавится?
– Что ты, дурочка, я хочу устроить твою жизнь.
– Я сама её как-нибудь устрою.
– Вот именно, «как-нибудь», а я знаю как, я прожила жизнь! И наконец – я мать!

Это был её железный аргумент. Может быть она действительно права, а я чего-то не понимаю в жизни, в мужчинах?.. Да, я в них решительно ничего не понимаю… Ничего! По-моему, они все одинаковые, одна извилина и та на ширинке (так говорила Инга). Я смеялась и верила ей. Когда в очередной раз мама пыталась меня наставить на путь истинный, я ей процитировала Ингу. Она усмехнулась, потом быстро взяла себя в руки, подумала и сказала:
– Может и так, но это только у гражданских… у военных  по крайней мере две извилины!
– А где вторая?..
– Над кокардой, – серьёзно ответила Ма.

И я сдалась. Мы стали встречаться,  Арсен стал бывать у нас дома. Им занималась мама,  она его вкусно кормила, подолгу с ним разговаривала. Поначалу Арсен очень стеснялся, пытался отказываться, говорил, что их хорошо кормят, но мама была неумолима:
– Народ должен кормить свою армию, а иначе ему придётся, кормить чужую! – многозначительно произносила она.
В общем, они очень подружились, он произвёл на неё хорошее впечатление:
– Серьёзный, целеустремлённый, не то, что эти ваши «певуны из подворотни»!
– Мама, во-первых, они не мои, а, во-вторых, они тоже люди и тоже заслуживают ува…
– Ничего они не заслуживают, они ещё не служили, вот пусть сначала послужат, а потом может быть и заслужат чего-нибудь.
Арсен приходил к нам в выходные неизменно с цветами… Маму не смущало, что эти цветы полчаса назад росли на клумбе в парке культуры имени М. Горького.
– Во всяком случае, он знает, что дамам дарят цветы, а ни какие-нибудь компакт-параболики!
– Мама, это компакт-диски, между прочим они очень дорогие…
– Но ведь это не подарок, а так на вечер… Дрень-брень и никакой романтики – возражала она.
В конце концов, я от неё отстала, цветы он оставлял счастливой маме, а мы удалялись в мою комнату… слушать компакт–параболики.

Арсен закончил учёбу и его направили служить в дальневосточный военный округ… В первое же увольнение, он приехал и мы подали заявление в ЗАГС…

***
Часть вторая: "Да, здравствует свобода!"

*
Нервы совсем ни к чёрту… ночью не могу уснуть, а днём не могу себя собрать.

Я должна, я должна собраться! Должна, у меня дочь. «Лиза, Лиза, Лизавета! Я люблю тебя за это. И за это, и за то… Я люблю тебя и всё!». Вспомнилась эта песенка, которую придумал Арсен и напевал дочери, в те редкие часы, когда мы были вместе. Когда мы ЕЩЁ были вместе… вместе, душа не на месте… Вот сейчас опять вспомнила о бриллиантовом колечке, которого уже нет… А может его и вовсе не было, может мне всё это приснилось?! Может и Арсен мне приснился, может и его не было?.. Не было, не было… Было не было?! Был и сейчас есть, только далеко ни со мной, ни с нами… Как же Лизок на него похожа (!) просто одно лицо… И лицо, и душа, и мысли…
Опять эти цитаты! Не известно откуда всплывающие в моей голове, словно обломки большого корабля, долго лежащие на дне под спудом суеты повседневного ила… А сейчас, когда суеты заметно поубавилось, вдруг всплывающие – совершенно неожиданно, непрошено… нагло врываясь в мою истерзанную душу… Откуда у меня этот слог, эти мысли? А может я укрываюсь ими от реальности, или пытаюсь понять эту изменившуюся реальность? Изменившуюся. Изменившую себя, изменившую себе, изменившую мне… Измена! Измена! За что мне это? Что я сделала не так… Что, что, что?!! Может быть я не была идеальной женой, но я ему никогда не изменяла, даже в мыслях… А может быть я его не любила, и Арес чувствовал это? Любила! Конечно же любила! Я никого кроме него не видела, не хотела видеть, он был для меня всё, или почти всё… Почти… потому что есть ещё старенькая мама, есть Лиза. Ни работа, ни подруги не в счёт, даже город не имеет значения. Моё место всегда было рядом с ним. Там, где Арсен, там и хорошо… хоть на Северном полюсе, хоть на необитаемом острове, лишь бы он был рядом. А он был рядом, все эти годы?! Ведь мы с ним почти не виделись, почти не разговаривали… последние лет шесть или семь. Он подал рапорт об увольнении из армии, сказал, что надоело исполнять чужие приказы, надоело мотаться по гарнизонам, надоело влачить жалкое существование. Так и сказал: «жалкое существование», а оно действительно было жалким или нам только так казалось?

Ведь, мы тогда почти не расставались! Да, поездить пришлось, везде съёмные квартиры, полуразрушенная мебель от постоянных переездов… А всё-таки права была Инга, сказав, покупайте импортную мебель, наша на переезды не рассчитана – будете спать на опилках. А где её было взять эту заграничную мебель? Правда потом её стали ввозить, но она стоила, столько, что на офицерскую зарплату можно было купить только итальянский прикроватный столик… Вот тогда-то и стали мы считать себя бедными – «униженными и оскорблёнными». Тогда-то и стал Арсен всерьёз подумывать об увольнении из армии. Он был не первый, кто так поступил, были и другие. Поначалу я его пыталась отговаривать… Всё думала о маме, как это она воспримет? Это для неё будет настоящим ударом – крушением идеалов.

– Что так и будешь штопать мне носки? – говорил Арсен, – вон, Сашка уволился год назад, сейчас работает в фирме, говорит, что намечается слияние с одной иностранной «конторой», нужны новые люди, зовёт к себе замом. Зря, что ли мы с ним на Дальнем Востоке мошкару кормили? Ну, далась тебе эта армия, заживём как люди, мир посмотрим. И потом, ведь у нас – Лисёнок, её на офицерский паёк на ноги не поднимешь. Что мы хуже других? Так и будем по пустой тарелке капусту гонять? А ведь её можно «рубить»… такие возможности открываются, соглашайся, Ирка, а то так и не получишь обещанного колечка с бриллиантиком. 
– Какой уж тут бриллиант? Одеть нечего. Скоро вынужденный стриптиз буду показывать :-)
– А я про что? Решено, увольняюсь из армии, мы не рабы, рабы не мы! Да, здравствует свобода! Свобода предпринимательства и Свободная экономическая зона!
 Всё, Ирен, мужик сказал, мужик сделал. Будут тебе и портянки батистовые, и кольцо с бриллиантом!
– А если мужик сказал и не сделал?
– Значит, мужик пошутил, Ирка, а я не шучу, завтра же подам рапорт.

***
Часть третья. «Батистовые портянки»

*
Опять это серое безрадостное утро… В голове, как гвоздь, застряла фраза Далай Ламы:
«Помни, что иногда не получить то, что хочешь, это удивительный подарок судьбы».

Далось мне это бриллиантовое кольцо! Я и не думала, и не гадала его получить… Ну, пошутили и пошутили, с кем не бывает?

Вчера Лиза очень поздно вернулась домой. Ужинать отказалась, сразу ушла в свою комнату, сославшись на усталость… Что с ней происходит? Ведь уже скоро выпускной. А она так и витает в облаках. Всё-таки нужно поговорить с дочерью. Сегодня как раз подходящее хмурое воскресное утро :-(
– Лиза, ты спишь?
– Нет, Ма, уже не сплю. А ты «уже», или ещё «не»?
– Что не поняла?
– Ну, что тут непонятного? Ты уже проснулась или ещё не ложилась?
– Не знаю, такое ощущение, что поднять, подняли, а разбудить забыли…
– Ма, нам надо серьёзно поговорить, о твоём душевном консенсусе.
– Этому вас в лицее учат?
– Не, там не учат, там деньги зарабатывают.
– Кто зарабатывает?
– Те, кто делают вид, что учат :-)
– Опять ты шутишь!
– Нет, Мам, я не шучу, а вполне серьёзно, хочу тебя вывести из состояния ползучей апатии.
– И откуда, ты этих слов нахваталась? «Ползучей апатии» – будешь думать, не придумаешь.
– А ты не думай, расслабься и наслаждайся!
– Чем?
– Свободой! Свободой от не нужных улыбок, вранья. Просто – свободой!
– Ну, вся в отца и повадкой, и мыслями; тот тоже всё о свободе мечтал…
– Мам, а ты его любила?
– Почему любила? Я и сейчас его люблю... Трудно забыть и перечеркнуть свою собствнную жизнь.
– А сейчас он помогает тебе состариться раньше времени и забыть, что ты – женщина.
– Лиза, я тебя прошу, прекрати, а то я заплачу.
– Ой, мамочка, мамочка, прости, я умолкаю. Подвинься ко мне поближе… Вот, так и будем вместе всегда и никого нам не надо, правда, Мам?
– Пойдём завтракать.

– Лиза, скажи мне, почему ты вчера так поздно вернулась? Ты не думай, я не вторгаюсь в твои личные дела, но всё же я мать…
– Я  была на показе мод от Юдашкина.
– Опять ты со своими шуточками :-(
– Нет, Мам, на этот раз всё абсолютно серьёзно.
– А почему ты мне об этом не сказала?
– Ты бы меня не пустила, потому что  пригласительный достал отец.
– Он что там был?!
– И не один…
– А с кем?
– С ней...
Прости, я бы не начала этот разговор,  если бы он не передал тебе это…

Лиза немного замешкалась и положила на стол, то самое колечко с бриллиантом, которое Ирина считала потерянным…  и даже вредным (!) Она как-то подспудно стала увязывать все свои неурядицы с мужем с этим злосчастным кольцом… Не было бы этого кольца, и разлуки бы не было, – думала Ирина… И постепенно не только примирилась с мыслью о его утере, но даже нашла в этом положительное зерно.

Потерялось кольцо-разлучное,
может и жизнь наладится?

«Вот побарствует, и придёт!» - вспоминала она фразу из любимого кинофильма. И тут вдруг опять это кольцо…

– Что он ещё велел передать?
– Сказал, что подарит мне свадебное платье от Валентина Юдашкина… Не надо, я замуж не собираюсь, не хочу, чтобы меня предали. 
– Ты что ему так и сказала?
– Да, сказала.
– Ну, зачем ты так… Он же нам помогает, оплачивает твою учёбу... и потом не забывай, он твой отец.
– Я не забыла, но он пускай знает. Мам, а ещё он велел тебе передать: «Мужик сказал, мужик сделал!»
– А где он нашёл кольцо?
– В машине… Стали обшивку в салоне снимать, оно и выкатилось.
– Значит, я потеряла его в машине, наверное, когда снимала перчатку. Оно мне чуть великовато, вот и соскользнуло с руки… а я не заметила.
– Ты плачешь? Оно тебе так дорого?
– Нет, дочка, не дорого… это просто кусок мой жизни… вырванный с кровью.
– Мам, а что значит: «Мужик сказал, мужик сделал…»? Па, сказал, ты поймёшь…
– Не всё сделал этот «мужик» – не всё…
– А, по-моему, он даже лишку хватил!

– Нет, Лизок, не всё… Он обещал мне – батистовые портянки…

***

 © Dm B. Pure, 2012/02/05