Катоны, Карфаген и уроки истории

Clittary Hilton
Marcus Porcius Catо Censorius (Катон Старший, он же Катон Цензор) отличался скромностью в личной жизни. Как сообщает Плутарх, 80-летний старик, овдовев, принимал по ночам рабыню. Жил он при этом в доме сына своего от покойной жены Лицинии. Сын и в особенности невестка косо глядели на связь старика. Тогда он взял и женился на Салонии, юной дочери своего бывшего писца. И сумел родить с ней еще одного сына. Правда, вскоре после этого умер в возрасте 85 лет. Тут уж несчастной рабыне крепко досталось за наглость — как от невестки, так и юной вдовы.

Оба сына Катона, Marcus Porcius Catо Licinianus и Marcus Porcius Catо Salonianus, прославились своими деяниями, хотя не в той же степени как их папаша. Там еще был Катон Младший (Утический) – но это не сын и даже не внук, а правнук Цензора. Правнук этот, Marcus Porcius Catо Uticеnsis, был стоик и порядочный человек, самый приличный из всех Катонов. Хотя и очень упрямый. Прославился он не столько деяниями, сколько тем, что совсем не брал взяток, когда вокруг брали все. А также тем, что долго конфликтовал с Юлием Цезарем. С которым, как известно, долго не поконфликтуешь. Но тому было неудобно уничтожать Катона, отчасти из-за знаменитого прадеда, отчасти оттого, что когда человек не берет взяток, народ считает его блаженным и не даёт в обиду. В конце концов Катон Младший покончил с собой, совершив нечто вроде харакири. Через два года зарезали и Цезаря.

Катон Старший не был таким же симпатичным человеком, как его правнук. Но славы у него, пожалуй, больше. Все, абсолютно все, помнят его призыв уничтожить Карфаген, которым Цензор кончал каждую свою речугу в Сенате. «Предлагаю построить мост через Тибр в таком-то месте, а также уничтожить Карфаген» (Ceterum censeo Carthaginem esse delendam). Тем не менее при его жизни не было casus belli и третья Пуническая война началась только в 149 году ДРХ. Катон же умер на год раньше, в 150-м. Карфаген был уничтожен в 146 году злейшим врагом Катона Сципионом Африканским Младшим (не путать со Сципионом Африканским Старшим, победителем Ганнибала и тоже злейшим врагом Катона). К моменту рождения Юлия Цезаря (через 50 лет), над территорией бывшего Карфагена давно уже не летали вороны. Город не только был разрушен и сожжен дотла, а все его жители либо убиты, либо проданы в рабство, но и на пепелище римским законом никому не было разрешено селиться.

Интересен сам casus belli, послуживший началом Третьей Пунической Войны. По итогам Второй Пунической, Карфагену было запрещено иметь армию. Только милицию. И была проведена черта, которую вооруженные карфагеняне не имели права переступать. Несмотря на то (а может, именно потому) Карфаген расцвел, причем настолько, что Катон, посетивший город в составе римской сенатской делегации, пришел в ужас. Главное, что его пугало, это эффективность масличных жомов. Пуны торговали оливковым маслом по таким ценам, с которыми италийские жомы, в которые Катон Цензор вложил не один талант, не могли конкурировать. Несмотря на вышеупомянутую черту вокруг Карфагена.

Черта эта оказалась фатальной для города. Ею пользовались всякие племена террористов, совершавшие дерзкие набеги, а затем скрывавшиеся за чертой от преследования карфагенской милицией. Как нынче хотели бы действовать палестинцы из сектора Газа. Горсовет Карфагена решил их проучить. Дескать, Рим поймет. Ситуация требует. И проучили. Крепко проучили. Догнали и повесили. Но, как известно, Рим не понял...

И это, я бы сказала, главный урок истории: «Рим никогда не поймет!»

(впервые на Живом Журнале, http://clittary-hilton.livejournal.com/41222.html)