32. Впечатления Ч1 Трик2

Александр Шадрин
               

Как это ни грустно, но, прочитав то, что выплеснула на лист моя Душа, я понял, что все проблемы россиян исходят из одной причины- православные люди разучились ПРАВИЛЬНО СЛАВИТЬ Господа. Почувствуйте разницу - так установилось, будто правильно славить его нужно боязливо, более, как всемогущего Бога, но менее, с радостью, как любимого Отца. Христос пытался привить нам искреннюю любовь к Отцу, но тысячелетия, постепенно, выветрили из его высказываний этот смысл. Впрочем, и многое другое. А страхи приучили нас к скукоживанию, что совершенно не способствует наполнению нашего образа подобием.

 Думается, что в любом понимании, страх, это пережиток язычества. Служителям разных культов важно было нагнетать страхи, чтобы люди преклонялись перед величием и могуществом их божеств, что способствовало бы легкому подчинению и их наместникам на земле. Замечу, что и тогда пояснялось, что, мол, это не тот страх, о котором вы все думаете. Сознание обмануть легко. Также легко, как нас заставили поверить в то, что атомное оружие- гарант мира на планете. И что дорогущие разведки мира, необходимы для борьбы с терроризмом. И что торговля оружием способствует процветанию общества. И что западные ценности делают нас культурнее. И что именно прогресс цивилизации, способен устроить благоденствие на земле, и многое другое. А в том числе и то, что страх способствует любви, только подставь рядом слово Бог. Полный нонсенс, а ведь мы верим.   

 Перепуганной логике трудно понять, как осознать в единстве процесс материального самоуничижения, с поднятием в Духе. Великий опыт нам подсказывает, что соединять несоединимое, может только магнит Любви, Божественной, лишённой всех страхов. И этому способствует наше всё более частое пребывание в душевном состоянии, ритуально- молитвенном, а более - в духовном, тонкомолитвенном. Но, с другой стороны, хоть всю жизнь молись, но присутствие страхов в нас, нейтрализует их действие.

А пока всё, что происходит в храмах и наших головах сейчас, навеяно истерией Душ по тому великому греху, которое совершило человечество на заре своего рождения. Культ жестокого возмездия за это, у маловеров рождает непонимание, а у большинства - страхи. И корень всех страхов уже внедрился намного глубже сфер, в которых пребывает наше сознание. Именно поэтому убедить нас перестать бояться, просто не возможно.

 А раз мы бессильны перед ним, то и назван он - страхом Божьим. Так и привыкли к нему издревле, тем более что это понятие несёт некоторую сдерживающую, воспитательную функцию. Но по мере оцивилизовывания, разум, при поддержке эгоизма, стал всё более подчинять себе сознание, особенно в вопросах веры. Он многих людей научил превозмогать этот страх, но не по собственной безгрешности, а по расчётливости. Мозг сопоставил для себя опыт других людей, что серьёзно согрешили, а не наказаны, и, осторожно, по началу, решил, что кое- что можно себе и позволять. Только не учёл он, что на самом- то деле причиной задержек является не само отсутствие фактора воздаяния, а его доверие к человеку, что предоставляет ему возможность исправиться.

 Страх Божий сдерживает лишь не верующих, или сомневающихся, то есть, верящих за тот же страх. Искренне верующим он не нужен ни в каких пониманиях. На благоговейный трепет перед величием Божьим должна нас сподвигать лишь любовь, а никак не страх. Именно поэтому я радуюсь, что, видимо, настала пора пересмотреть положительность фактора страха для истинно верующего православного человека, как бы он ни был благопристойно оформлен. А на кого он всё же воздействует положительно, удерживая от разных соблазнов и искушений, бойтесь на здоровье. Я же заметил, что меня почему- то, сдерживает не боязнь быть наказанным, а скорее совестливость перед самим собой.      
 
 Чтобы Душа не восприняла все эти слова пугающе, действительно, нужно самому докопаться до духовной глубины понимания этого условного словосочетания - страх Божий. В нём, коль оно пока есть, нам пора научиться ощущать лишь благоговейный трепет перед величием Божьим, и, главное, бессознательное чувствование нашей разобщённости с Ним, и духовную жажду к единению. То есть «страх Божий»- это словосочетание, поясняющее наше стояние вне Божьей любви, один на один с вселенской бездной. И страх в этом понимании скорее формируется не с Божьей стороны, а, как боль Души по удалённости от Источника.

 Страх и любовь - вещи несоединимые, но взаимотрансформируемые друг в друга. В человеке первородный страх оторванности от Начала, должен постепенно гаситься верой и заполняться любовью. Настоящая, искренняя любовь возродится в нас с последней покинувшей волной страха.  Вот Христос и пришёл забрать наши грехи, порождаемые этими страхами, чтобы дать возможность искренне уверовать и возлюбить Бога.

По- моему, именно, чисто человеческое восприятие явления, которое мы называем грехом, вносит столько неразберихи в наши головы. А более истинное отношение к греху описано в притче о блудном сыне. Заметили, как часто мы обращаемся к ней. Ведь в ней ёмко и кратко вложены по сути все загадки человечества. Отец принимает с любовью своего скитальца, чем даже вызывает ревность старшего сына. Но меня разволновало, как обычно, человеческое пояснение к теме. Понятно, что под отцом следует понимать Бога, а блудный сын- это всякий грешный человек. Расшифровка из Закона Божьего звучит так - «Когда же грешник, образумившись, приносит Богу искреннее покаяние, со смирением и с надеждою на Его милосердие, то Господь, как Отец милосердный, радуется с ангелами Своими обращению грешника, прощает ему все его беззакония (грехи), как бы велики они ни были, и возвращает ему Свои милости и дары». Всё очень мудро и справедливо на первый взгляд.

 Но почему во мне опять рождаются сомнительные нотки? Да потому что моё нутро считает настоящим отцом не того, кто умеет прощать, а того, кто, видя, что сын выбрал недостойный путь, не осуждает, а всё же благословляет. Это даёт ему право не гордо прощать своего сына по возвращении, а просто говорить правду – «Сын я всегда верил в Бога, и Он дал мне мудрость любить тебя всегда, и верить в важность твоего выбора. Поэтому я рад, что пройденная тобой жизненная школа, пошла тебе на пользу». Или, что- то подобное.

В самой притче нет ни слова упрёка сына в греховности. Нет слов и о возвращении милостей и даров кающемуся грешнику. Есть лишь сыновье ощущение собственной греховности и жажды покаяния. Поэтому считаю наши человеческие оговорки лишними красивостями, отвлекающими от сути. Они ведь могут означать и то, что при нашем самостоятельном шаге, но в отцовском понимании- неверном, он может лишить нас «милостей и даров», то есть по простому выгнать и проклять по возвращении. На самом деле в напутствии речь идёт даже не о куске хлеба на дорожку, а о благословлении и духовной поддержке на пути. Думаю, что любые неглубокие пояснения мудрых вещей, не на пользу делу. Поэтому, когда мы интерпретируем что- то серьёзное, стоит оговаривать, что это только мнение, а не утверждаемая нами истина.