Казимир Малевич и черный квадрат

Татьяна Шмидт
  Одним из ярчайших представителей  русского авангарда был  Казимир Малевич. Он тоже стоял у истоков русского абстракционизма и прошел путь  от импрессионизма  к  супрематизму, оставив гигантское наследие, которое до сих пор до конца не изучено. И кто не знает его  знаменитый  «Черный квадрат»?  Только   шел  он  к своему квадрату целой серией работ.


А как начинался его путь в искусство?

Родился Малевич в 1878 году в Киеве. Отец его был управляющим сахарного завода. В семье было 14 детей!  Казимир был старшим  и во всем  помогал родителям.  Мальчиком он увидел однажды, как маляр красит крышу зеленой краской, и в нем проснулась тяга к рисованию,  кистям и  краскам.

 Учился  Малевич  в Киевской рисовальной  школе,  потом семья переехала в Курск. Там молодой Казимир  женится на Казимире, а его брат -   на ее сестре Марии,  и начинающий художник устраивается работать чертежником в конторе  железной дороги, но эта работа не интересна ему, он словно отрабатывает повинность и каждую свободную минуту посвящает любимому занятию - рисованию.

 На Малевича  смотрят, как на чудака, а он не выдерживает рутины и едет в Москву, и  с 1905 года  три  года подряд  пытается поступить в Московское училище  живописи,  но  его не приняли, и  он   учится в частной студии  Рерберга  в Москве.

  Рерберг был почитателем Поля Сезанна,  в его мастерской Казимир Малевич  вскоре познакомился с Михаилом Ларионовым и  вошел  в круг авангардистов.
 В 1910 году Ларионов пригласил его участвовать в первой выставке « Бубнового валета».
 
  Малевич  работает в неопримитивистском стиле,  делает кубофутуристические работы,  в 1912- 13 годах участвует  в организованных Ларионовым выставках «Ослиный хвост»  и  «Мишень», иллюстрирует  книги футуристов Хлебникова и Крученых.

В 1912  Малевич создает свои замечательные картины  -  красочные,  яркие работы «Косарь» и  «Жница». Фигуры их на ярком пылающем фоне  деформированы и укрупнены, они выглядят настоящими героями – художник  поэтизирует крестьянский труд.

А   «Дама  у рояля», « Самовар» и «Жизнь в большой гостинице» 1913 года,   изображены художником   уже  в стиле супрематизма  - условно, беспредметно.
 В этом же  - последнем мирном году Малевич с семьей переезжает в Петербург и там снимает дачу – это было намного дешевле, чем снимать квартиру, а художника всегда преследовала нужда, а у него к этому времени были  жена и двое детей.

 Денег у   Малевича  не хватало на холст, и он  рисовал даже  на полках  разобранной для этой цели этажерки! Так были созданы три картины: «Туалетная шкатулка»,  «Станция без остановки», и  «Корова и скрипка», а полки разобранной этажерки стали произведениями  нового искусства…



* * *


 В 1915 году Казимир Малевич пишет первую  программную теоретическую работу «От кубизма к супрематизму» и  19 декабря устраивает   футуристическую  выставку  в Петербурге,  выставляя  39 беспредметных работ под названием «новый живописный реализм», среди которых  были   супрематический  «Черный квадрат» и «Черный круг».
Художник поместил свой «Черный квадрат» в красном углу  зала. Картина вызвала яростные споры в среде художников и критиков.

Казимир Малевич в своей статье «Государственникам от искусства» писал: « Через многие годы наша живая жизнь работы в новых дорогах творчества была загнана академическими генералами в застенки, целая  орава  критиков,  как борзые, охотились за нами.
На простынях газет аршинные статьи бранных слов выбрасывались на наши головы.

 Авторитеты, а больше подавторитеты,   где только можно,  подзвякивали и старались оборвать полы нашего нового мышления.
Величаво в золотых  коронах сидели мудрецы из «Аполлоновых костей» и судили нас.

Вот что думает историк и критик Александр Бенуа о  новом творчестве – футуризме,  кубизме и супрематизме: «Это какая-то  недотыкомка, которая  вот-вот бросится на слона искусства нашего и вопьется до самого  мозга, и слон свалится и больше не встанет».

Писатель Мережковский также поддерживает гонение Бенуа и говорит следующее: «Футуризм  - это Грядущий  хам, святотатцы, дикари, расчленившие язык.
Шайка хулиганов, табор дикарей, голый дикарь, готтентот в котелке».


Да, погиб слон,  древний, упитанный вином и развратом Венер.
Его не подняли даже мадонны.
 Хам  пришел…
Трезвый,  мускулистый,  полный жизни.
Плюнул и растоптал пьяное, обрюзгшее тело.
Наша гениальность – найти новые формы современного нам дня.  Мы нашли в творчестве красочном,  музыке и литературе новые формы, которые не затеряются на фоне прошлых дней.
Мы идем к супрематии каждого искусства.
Предметы остались торговцам и хлопотливым хозяйкам,  художественным  ремесленникам.
С нами же остались: горе, ужас,  злоба,  любовь, нравственность и все пороки  и добродетели.
Сознание новых живописцев горит пламенем цвета».




 « Черный квадрат» -  самая известная  работа  Малевича. Это полотно размером 79,5  на 79, 5 см., на котором изображен черный квадрат на белом фоне. Ни одна из сторон черного квадрата не параллельна другой стороне.  Он словно вобрал в себя все формы  и все краски  мира, сведя их  к  черной и белой!  Так вот  в  чем  главная загадка «Черного квадрата»!  Эта картина сделала Малевича известным на весь мир! Художник шел  к ней годы,  а,  осуществив мечту, не мог есть и пить от пережитого волнения…


 
 А в воздухе витало революционное брожение умов, тянулась длительная кровопролитная война,  унося новые жертвы.
И Малевич пишет новую работу « Красный квадрат», как символ революции.


   А в 1916 году организует группу «Супремус», в которую вошли  еще  шесть  художников-авангардистов.

 
* * *
 Свежим ветром грянула в 1917  году революция и  вихрем  подхватила художников, которые примкнули к ней и остались вместе с трудовым народом.

После революции Казимир Малевич активно участвует в новой жизни. В 1918 году он избирается членом Коллегии по делам искусств  Наркомпроса, комиссии по охране художественных ценностей,  музейной комиссии, преподает, руководит живописной мастерской,  участвует в Государственных выставках.

 В 1919 году  Малевич едет в Витебск  - преподавать в художественном училище. В результате споров с Марком Шагалом о новых методах преподавания,   Шагал покидает Витебск, а  Малевич занимает его место директора этой школы до 1922 года. В 1920 году Малевич организует общество художников «Уновис»( учредители нового искусства, они утверждали принципы коллективного творчества  и картины их были анонимными).

У Казимира Малевича и его единомышленников  - авангардистов была мечта – создать по всей стране Музеи современного искусства.  Мечте этой не удалось сбыться, хотя отдельные музеи современного искусства все же были открыты.

В 1927 году  Малевич  везет свои работы на выставку в Берлин через Варшаву. До этого он никогда не был  за границей. Вскоре после приезда художник был арестован на несколько дней. Вскоре  он возвращается в Россию, а картины и рукописи остаются в Берлине.

 Художник много работал  в те годы, писал статьи об искусстве, а в 1929 году  в Третьяковской галерее открылась  его персональная выставка.  Малевич  участвует еще в нескольких выставках в начале тридцатых годов,  у художника много планов, но   внезапно обнаруженная  неизлечимая  болезнь в 1933 году  прерывает их.…

Казимир Малевич умер  в мае 1935 года. До последнего дня его не покидал верный друг  Иван Клюн –  тоже художник – авангардист, он и написал последний портрет  Малевича за два часа до смерти…

Необычной была,  как и его творчество, и траурная процессия –  на капоте ехавшего по Невскому проспекту в Ленинграде был черный квадрат. А тело художника в супрематическом  саркофаге перевезли в Москву и дальше в Немчиновку.

Похоронили его, как он   и  завещал незадолго до смерти, на родине близ села Немчиновка у  любимого дуба.  На могиле поставили памятник- куб с черным квадратом.

 Во время войны могила Малевича затерялась,  сравнялась с землей. Памятник был восстановлен лишь в 1988 году и поставлен на опушке леса близ Немчиновки.

 После войны вернулись и картины из Германии – они чудом сохранились в подвале, который случайно уцелел во время бомбежек.

 Художник прожил жизнь полную трудностей и лишений,  но это не сломало его духовно  - он преодолевал все препятствия к своей цели..
Хотя  имя его,  как   впрочем,  и других художников  - авангардистов,  на долгое время было забыто.

 И лишь спустя многие годы  в 1988 году творчество Казимира Малевича возвратилось к  почитателям  его таланта,  когда  в Третьяковской галерее открылась первая выставка из тех картин, находились в Русском музее, Третьяковке и других музеях.

 Очереди на выставку были  такие, что  на нее   долго не могла попасть  внучка  Казимира Малевича   - Нинель Николаевна Быкова, приехавшая из Ульяновска. Ее пропустили в здание Третьяковки лишь после того,  как она  перед самым закрытием выставки обратилась к охраннику   и   со слезами сказала:  « Я – внучка Малевича, пропустите меня, пожалуйста…»