Одним из ярчайших представителей русского авангарда был Казимир Малевич. Он тоже стоял у истоков русского абстракционизма и прошел путь от импрессионизма к супрематизму, оставив гигантское наследие, которое до сих пор до конца не изучено. И кто не знает его знаменитый «Черный квадрат»? Только шел он к своему квадрату целой серией работ.
А как начинался его путь в искусство?
Родился Малевич в 1878 году в Киеве. Отец его был управляющим сахарного завода. В семье было 14 детей! Казимир был старшим и во всем помогал родителям. Мальчиком он увидел однажды, как маляр красит крышу зеленой краской, и в нем проснулась тяга к рисованию, кистям и краскам.
Учился Малевич в Киевской рисовальной школе, потом семья переехала в Курск. Там молодой Казимир женится на Казимире, а его брат - на ее сестре Марии, и начинающий художник устраивается работать чертежником в конторе железной дороги, но эта работа не интересна ему, он словно отрабатывает повинность и каждую свободную минуту посвящает любимому занятию - рисованию.
На Малевича смотрят, как на чудака, а он не выдерживает рутины и едет в Москву, и с 1905 года три года подряд пытается поступить в Московское училище живописи, но его не приняли, и он учится в частной студии Рерберга в Москве.
Рерберг был почитателем Поля Сезанна, в его мастерской Казимир Малевич вскоре познакомился с Михаилом Ларионовым и вошел в круг авангардистов.
В 1910 году Ларионов пригласил его участвовать в первой выставке « Бубнового валета».
Малевич работает в неопримитивистском стиле, делает кубофутуристические работы, в 1912- 13 годах участвует в организованных Ларионовым выставках «Ослиный хвост» и «Мишень», иллюстрирует книги футуристов Хлебникова и Крученых.
В 1912 Малевич создает свои замечательные картины - красочные, яркие работы «Косарь» и «Жница». Фигуры их на ярком пылающем фоне деформированы и укрупнены, они выглядят настоящими героями – художник поэтизирует крестьянский труд.
А «Дама у рояля», « Самовар» и «Жизнь в большой гостинице» 1913 года, изображены художником уже в стиле супрематизма - условно, беспредметно.
В этом же - последнем мирном году Малевич с семьей переезжает в Петербург и там снимает дачу – это было намного дешевле, чем снимать квартиру, а художника всегда преследовала нужда, а у него к этому времени были жена и двое детей.
Денег у Малевича не хватало на холст, и он рисовал даже на полках разобранной для этой цели этажерки! Так были созданы три картины: «Туалетная шкатулка», «Станция без остановки», и «Корова и скрипка», а полки разобранной этажерки стали произведениями нового искусства…
* * *
В 1915 году Казимир Малевич пишет первую программную теоретическую работу «От кубизма к супрематизму» и 19 декабря устраивает футуристическую выставку в Петербурге, выставляя 39 беспредметных работ под названием «новый живописный реализм», среди которых были супрематический «Черный квадрат» и «Черный круг».
Художник поместил свой «Черный квадрат» в красном углу зала. Картина вызвала яростные споры в среде художников и критиков.
Казимир Малевич в своей статье «Государственникам от искусства» писал: « Через многие годы наша живая жизнь работы в новых дорогах творчества была загнана академическими генералами в застенки, целая орава критиков, как борзые, охотились за нами.
На простынях газет аршинные статьи бранных слов выбрасывались на наши головы.
Авторитеты, а больше подавторитеты, где только можно, подзвякивали и старались оборвать полы нашего нового мышления.
Величаво в золотых коронах сидели мудрецы из «Аполлоновых костей» и судили нас.
Вот что думает историк и критик Александр Бенуа о новом творчестве – футуризме, кубизме и супрематизме: «Это какая-то недотыкомка, которая вот-вот бросится на слона искусства нашего и вопьется до самого мозга, и слон свалится и больше не встанет».
Писатель Мережковский также поддерживает гонение Бенуа и говорит следующее: «Футуризм - это Грядущий хам, святотатцы, дикари, расчленившие язык.
Шайка хулиганов, табор дикарей, голый дикарь, готтентот в котелке».
Да, погиб слон, древний, упитанный вином и развратом Венер.
Его не подняли даже мадонны.
Хам пришел…
Трезвый, мускулистый, полный жизни.
Плюнул и растоптал пьяное, обрюзгшее тело.
Наша гениальность – найти новые формы современного нам дня. Мы нашли в творчестве красочном, музыке и литературе новые формы, которые не затеряются на фоне прошлых дней.
Мы идем к супрематии каждого искусства.
Предметы остались торговцам и хлопотливым хозяйкам, художественным ремесленникам.
С нами же остались: горе, ужас, злоба, любовь, нравственность и все пороки и добродетели.
Сознание новых живописцев горит пламенем цвета».
« Черный квадрат» - самая известная работа Малевича. Это полотно размером 79,5 на 79, 5 см., на котором изображен черный квадрат на белом фоне. Ни одна из сторон черного квадрата не параллельна другой стороне. Он словно вобрал в себя все формы и все краски мира, сведя их к черной и белой! Так вот в чем главная загадка «Черного квадрата»! Эта картина сделала Малевича известным на весь мир! Художник шел к ней годы, а, осуществив мечту, не мог есть и пить от пережитого волнения…
А в воздухе витало революционное брожение умов, тянулась длительная кровопролитная война, унося новые жертвы.
И Малевич пишет новую работу « Красный квадрат», как символ революции.
А в 1916 году организует группу «Супремус», в которую вошли еще шесть художников-авангардистов.
* * *
Свежим ветром грянула в 1917 году революция и вихрем подхватила художников, которые примкнули к ней и остались вместе с трудовым народом.
После революции Казимир Малевич активно участвует в новой жизни. В 1918 году он избирается членом Коллегии по делам искусств Наркомпроса, комиссии по охране художественных ценностей, музейной комиссии, преподает, руководит живописной мастерской, участвует в Государственных выставках.
В 1919 году Малевич едет в Витебск - преподавать в художественном училище. В результате споров с Марком Шагалом о новых методах преподавания, Шагал покидает Витебск, а Малевич занимает его место директора этой школы до 1922 года. В 1920 году Малевич организует общество художников «Уновис»( учредители нового искусства, они утверждали принципы коллективного творчества и картины их были анонимными).
У Казимира Малевича и его единомышленников - авангардистов была мечта – создать по всей стране Музеи современного искусства. Мечте этой не удалось сбыться, хотя отдельные музеи современного искусства все же были открыты.
В 1927 году Малевич везет свои работы на выставку в Берлин через Варшаву. До этого он никогда не был за границей. Вскоре после приезда художник был арестован на несколько дней. Вскоре он возвращается в Россию, а картины и рукописи остаются в Берлине.
Художник много работал в те годы, писал статьи об искусстве, а в 1929 году в Третьяковской галерее открылась его персональная выставка. Малевич участвует еще в нескольких выставках в начале тридцатых годов, у художника много планов, но внезапно обнаруженная неизлечимая болезнь в 1933 году прерывает их.…
Казимир Малевич умер в мае 1935 года. До последнего дня его не покидал верный друг Иван Клюн – тоже художник – авангардист, он и написал последний портрет Малевича за два часа до смерти…
Необычной была, как и его творчество, и траурная процессия – на капоте ехавшего по Невскому проспекту в Ленинграде был черный квадрат. А тело художника в супрематическом саркофаге перевезли в Москву и дальше в Немчиновку.
Похоронили его, как он и завещал незадолго до смерти, на родине близ села Немчиновка у любимого дуба. На могиле поставили памятник- куб с черным квадратом.
Во время войны могила Малевича затерялась, сравнялась с землей. Памятник был восстановлен лишь в 1988 году и поставлен на опушке леса близ Немчиновки.
После войны вернулись и картины из Германии – они чудом сохранились в подвале, который случайно уцелел во время бомбежек.
Художник прожил жизнь полную трудностей и лишений, но это не сломало его духовно - он преодолевал все препятствия к своей цели..
Хотя имя его, как впрочем, и других художников - авангардистов, на долгое время было забыто.
И лишь спустя многие годы в 1988 году творчество Казимира Малевича возвратилось к почитателям его таланта, когда в Третьяковской галерее открылась первая выставка из тех картин, находились в Русском музее, Третьяковке и других музеях.
Очереди на выставку были такие, что на нее долго не могла попасть внучка Казимира Малевича - Нинель Николаевна Быкова, приехавшая из Ульяновска. Ее пропустили в здание Третьяковки лишь после того, как она перед самым закрытием выставки обратилась к охраннику и со слезами сказала: « Я – внучка Малевича, пропустите меня, пожалуйста…»