Великий бунтарь и отшельник Василий Кандинский

Татьяна Шмидт
ВЕЛИКИЙ  БУНТАРЬ И ОТШЕЛЬНИК

ВАСИЛИЙ   КАНДИНСКИЙ



Роль этого художника в развитии  современного искусства огромна – он был идейным  вдохновителем русского авангарда. И теории его оказали огромное влияние.

Родился он в Москве в  семье коммерсанта в 1866 году. Кандинский учился на  юридическом факультете Московского университета и даже работал там  некоторое время ассистентом на кафедре, но вдруг решил посвятить себя искусству и отказался от предложенной ему  должности профессора Дерптского университета.

 Для осуществления своей мечты Кандинский в 1896 году  едет  в Мюнхен, учится  в частной  художественной  студии  Ашбе, а в 1900 году поступает в Мюнхенскую Академию художеств и  сразу  с головой  оказывается в гуще художественной  жизни.

 В 1901 году он становится одним из основателей объединения художников «Фаланга» и за три года организует 12 выставок!

До первой мировой войны Василий Кандинский живет в Мюнхене, имеет прекрасную мастерскую для работы, он обеспечен и  много путешествует, но поддерживает постоянные связи с  Россией. В 1910 году художник создает первые абстрактные композиции и пишет  первый большой теоретический труд –   книгу «О духовном в искусстве»

В 1912 году в Берлине открылась первая персональная выставка  Кандинского. После начала войны в 1914 году он возвращается  в  Россию и живет здесь постоянно семь лет.

 


*  *  *

Василий Кандинский был очевидцем  Октябрьской революции и горячо принял народную власть.  С 1918 года художник  становится активным организатором новой художественной жизни в России,  он был инициатором многих идей – в том числе ратовал за создание в столице и провинции музеев современного искусств,  преподавал  в ГСХМ и вместе  с народом  жил впроголодь во время гражданской войны.  Хотя ему,  привыкшему  жить в достатке,  было нелегко переносить  испытания  лихолетья.


В декабре  1921 года по заданию Российской академии художественных наук  Кандинский  едет  в Берлин  и решает  остаться там…
Он больше не возвращается в Россию.

Этот художник по воспоминаниям очевидцев обладал удивительным даром слова – он любил говорить много и вроде бы просто, но понять  смысл его речи было трудно. Ко всем явлениям первых лет советской жизни он подходил с легкостью и умел их решать. От Кандинского  исходили  сила, здоровье,  у него была уравновешенная натура, и современникам было непонятно, как такой человек может писать  картины, в которых нельзя ничего понять.

В картинах его – сверхфутуризм.  Василий Кандинский  старался обогнать всех и свое время тоже.  У него  был бунтарский дух,  и это отражалось в его творчестве. Уловить сюжет его картин сложно. Чаще  - это просто яркие цветовые пятна, такие, как в картине «Декоративный мотив» 1909 года или изображение  пейзажа  тихого немецкого городка («Церковь в Мурнау»), а на картине «Купола» пейзаж впечатляет своей яркостью; на переднем плане картины  две неясных фигуры у бурного сине-зеленого потока,  за  этим  потоком большая  и длинная красная стена, за  которой  возвышаются разноцветные купола.

* * *

В дальнейшем работы Кандинского становятся  все более  расплывчатыми.  Это хаос импровизации, нагромождение цветовых пятен  различной формы. И  как апофеоз его творчества   офорт «Беспредметная  композиция» в черном цвете 1916 года, состоящая из хаотических линий с авторской монограммой в виде буквы «К» в круге.

За этой работой следует  «Формалистический рисунок» 1918 года, написанный черной тушью на бумаге с той же монограммой. «Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин» 1919 года  -  тоже  с  беспредметным содержанием.  Очень выразительная по форме композиция «Красное  с черным» 1920 года   и другие,  не менее выразительные.

Отстаивая свои принципы в искусстве,  Кандинский утверждал: «Наша гениальность – найти новые формы современного нам дня.
Сознание  новых живописцев горит пламенем цвета». Он работал очень много и оставил богатейшее наследие, но собственной школы создать за границей Кандинскому не удалось. Он работал уединенно и друзья-живописцы, посмеиваясь, называли его между собой "мюнхенским отшельником" - ведь боьшую часть своей жизни художник прожил в Мюнхене.

Картины Кандинского находятся  в различных музеях, как в России, так и за рубежом.

После отъезда из России он до  начала тридцатых годов жил в Мюнхене и его пригороде – альпийской деревне Мурнау.  В тридцать третьем году художник эмигрировал во Францию и жил там до конца жизни.

Умер художник в Нейи - сюр-Сен близ Парижа в 1944 году.