ВЕЛИКИЙ БУНТАРЬ И ОТШЕЛЬНИК
ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ
Роль этого художника в развитии современного искусства огромна – он был идейным вдохновителем русского авангарда. И теории его оказали огромное влияние.
Родился он в Москве в семье коммерсанта в 1866 году. Кандинский учился на юридическом факультете Московского университета и даже работал там некоторое время ассистентом на кафедре, но вдруг решил посвятить себя искусству и отказался от предложенной ему должности профессора Дерптского университета.
Для осуществления своей мечты Кандинский в 1896 году едет в Мюнхен, учится в частной художественной студии Ашбе, а в 1900 году поступает в Мюнхенскую Академию художеств и сразу с головой оказывается в гуще художественной жизни.
В 1901 году он становится одним из основателей объединения художников «Фаланга» и за три года организует 12 выставок!
До первой мировой войны Василий Кандинский живет в Мюнхене, имеет прекрасную мастерскую для работы, он обеспечен и много путешествует, но поддерживает постоянные связи с Россией. В 1910 году художник создает первые абстрактные композиции и пишет первый большой теоретический труд – книгу «О духовном в искусстве»
В 1912 году в Берлине открылась первая персональная выставка Кандинского. После начала войны в 1914 году он возвращается в Россию и живет здесь постоянно семь лет.
* * *
Василий Кандинский был очевидцем Октябрьской революции и горячо принял народную власть. С 1918 года художник становится активным организатором новой художественной жизни в России, он был инициатором многих идей – в том числе ратовал за создание в столице и провинции музеев современного искусств, преподавал в ГСХМ и вместе с народом жил впроголодь во время гражданской войны. Хотя ему, привыкшему жить в достатке, было нелегко переносить испытания лихолетья.
В декабре 1921 года по заданию Российской академии художественных наук Кандинский едет в Берлин и решает остаться там…
Он больше не возвращается в Россию.
Этот художник по воспоминаниям очевидцев обладал удивительным даром слова – он любил говорить много и вроде бы просто, но понять смысл его речи было трудно. Ко всем явлениям первых лет советской жизни он подходил с легкостью и умел их решать. От Кандинского исходили сила, здоровье, у него была уравновешенная натура, и современникам было непонятно, как такой человек может писать картины, в которых нельзя ничего понять.
В картинах его – сверхфутуризм. Василий Кандинский старался обогнать всех и свое время тоже. У него был бунтарский дух, и это отражалось в его творчестве. Уловить сюжет его картин сложно. Чаще - это просто яркие цветовые пятна, такие, как в картине «Декоративный мотив» 1909 года или изображение пейзажа тихого немецкого городка («Церковь в Мурнау»), а на картине «Купола» пейзаж впечатляет своей яркостью; на переднем плане картины две неясных фигуры у бурного сине-зеленого потока, за этим потоком большая и длинная красная стена, за которой возвышаются разноцветные купола.
* * *
В дальнейшем работы Кандинского становятся все более расплывчатыми. Это хаос импровизации, нагромождение цветовых пятен различной формы. И как апофеоз его творчества офорт «Беспредметная композиция» в черном цвете 1916 года, состоящая из хаотических линий с авторской монограммой в виде буквы «К» в круге.
За этой работой следует «Формалистический рисунок» 1918 года, написанный черной тушью на бумаге с той же монограммой. «Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин» 1919 года - тоже с беспредметным содержанием. Очень выразительная по форме композиция «Красное с черным» 1920 года и другие, не менее выразительные.
Отстаивая свои принципы в искусстве, Кандинский утверждал: «Наша гениальность – найти новые формы современного нам дня.
Сознание новых живописцев горит пламенем цвета». Он работал очень много и оставил богатейшее наследие, но собственной школы создать за границей Кандинскому не удалось. Он работал уединенно и друзья-живописцы, посмеиваясь, называли его между собой "мюнхенским отшельником" - ведь боьшую часть своей жизни художник прожил в Мюнхене.
Картины Кандинского находятся в различных музеях, как в России, так и за рубежом.
После отъезда из России он до начала тридцатых годов жил в Мюнхене и его пригороде – альпийской деревне Мурнау. В тридцать третьем году художник эмигрировал во Францию и жил там до конца жизни.
Умер художник в Нейи - сюр-Сен близ Парижа в 1944 году.