Роковые женщины

Вова Осипов
               


            В рок-музыку я влюбился давно, ещё школьником. Отчаянно и бесповоротно! На фоне ровной и почти безликой советской эстрады семидесятых, ворвавшиеся в мою жизнь мощные гитарные рифы, надрывные вокалы и сумасшедшие ритмы просто затмили на время всё, даже книги, рисование и спорт, не говоря уже про учёбу. «Deep-Purple», «Led Zeppelin», «Queen», «Nazareth», «Uriah Heep», «Sweet», «Slade», «Grand Funk», «Creedence», «Pink Floyd» - стали моими духовными поводырями и кумирами. Как наркоманы трясутся за дозой, так и мы, почти все мальчишки того времени, жадно искали любую возможность переписать новый концерт, раздобыть хоть на часок любимую пластинку. С огромными катушечными магнитофонами и магнитолами носились мы по дворам в гости к какому-нибудь счастливому обладателю редкой записи, выстраиваясь в очередях, а то и попросту подключая последовательно сразу несколько пишущих аппаратов.

          Современной молодёжи, обвешенной плеерами и паутиной инета,  не понять того болезненного ажиотажа, той заразной страсти, готовности потратить последнюю копейку на приобретение любимой музыки. Да и музыка ведь была! Разве могло кому-нибудь прийти в голову купить место в хит-параде или на телевидении? Рок-музыку не нужно было продвигать, она сама, словно новая религия, овладевала миллионами сердец и душ своих поклонников. Газетчики и телевизионщики бегали за рок-идолами и тянули их на свои полосы и в свои передачи, а не наоборот. Это был звёздный час рок-музыки! Она накрыла планету, сметая границы и языковые барьеры, и прочно соткала особую бунтарскую ткань из внутреннего стремления каждого молодого человека быть свободным, услышанным и понятым. Для каждого из нас это был первый глоток свободы, окошко в другой, запретный мир. Алкоголь и женщины много лет спустя лишь слегка приблизились к этому первому фетишу.

         Смелые звуковые эксперименты, взвинченный темп и шаманские ритмы – всё смешалось в этой музыке, обязательно громкой, ритмичной и искренней. Завораживающие мелодии, раскатистые барабаны, истеричные электрогитары и непременно надрывный, до хрипоты или даже визга, вокал – вот основные приметы рок-музыки семидесятых. Вокал – обязательно мужской, брутальный или романтический, низкий или высокий, переходящий в писк или вопль, но непременно мужской. Пусть с оперными распевками, с бэк-вокалом, какой угодно, но только без всякой слащавой женской попсовости. 

          И вдруг, как гром среди ясного неба, - «Suzi Quatro»! Маленькая, озорная, симпатичная девчонка с огромной бас-гитарой, высекающей  заводной ритм, и просто надрывным, до истошного крика, вокалом. Её, облегающий чёрный кожаный комбинезон с обложки первой пластинки врезался в мою память навсегда. Это была бомба! Оказалось вдруг , что фронтмэном группы может быть сексуально притягательная женщина! Да какая там женщина, - девчонка-подросток! Это ломало все моё представления о рок-музыке, как о некоем особом мужском секрете, братстве, как о занятии только для храбрых и отважных. Сюзи стала моей первой виртуальной любовью.

          Примерно в это же время в каждом подъезде, в каждой подворотне длинноволосые мальчишки били по струнам гитар и выкрикивали заветные слова: «Щизгаре!». Это потом все стали начитанными и узнали, что ярко накрашенная, излучающая какую-то мистическую ауру певица Маришка Верес в знаменитой «Venus» пела: «She’s got it», но тогда, кому какое дело было до этого! Все песни перепевались «на слух», аккорды подбирались наугад, и каждому казалось, что он прикоснулся к чему-то великому, одухотворённому, выделяющему его из серых будней и посредственности. Голландская группа «Shocking Blue» тогда реально повергла в шок многих фанатов, музыканты так и пели в своей хитовой песне: «We shocking You!».  Но мне больше нравилась вальяжная, плывущая над всей мирской суетой «Never release the one you love» с таким трогательным, почти дрожащим голосом Маришки. Кто бы знал тогда, что скоротечный успех этой эпатажной девушки так же быстро и закончится? Вызывающе сексуальная, с густой копной смоляных волос и ярко подведёнными огромными синими глазами, похожая скорее на инопланетянку из эротических фантазий, смелая и раскрепощённая на сцене, - она в реальной жизни сторонилась мужчин, никогда не была замужем и детей тоже не завела.   

       Когда я впервые услышал «Fleetwood Mac», то кроме необычного, мелодичного кантри-рока из смешанного многоголосья сразу же выделил один нервный тембр: низкий, чувственный, перекатывающийся из октавы в октаву, порой срывающийся на взвинченный фальцет, а затем снова опускающийся на глубину, до хрипоты. Девушку звали Стиви Никс. Голос её меня просто очаровал. Когда же я впервые увидел эту экстравагантную певицу на сцене, с её горящими глазами и магическими пассами рук, кажущихся крыльями из-за широких платков с бахромой, то был просто загипнотизирован её харизмой. Тем более на фоне другой вокалистки группы,  флегматично ровной, как английская королева, Кристин Макви.  Прошло уже много лет, но привитое тогда чувство не ослабевает. Всякий раз, когда я пересматриваю концертные записи группы, испытываю это завораживающее ощущение и тот первоначальный трепет. И каждый раз мысленно переношусь на ту яркую, оформленную в стиле волшебной летающей тарелки, лондонскую сцену, и мне реально начинает казаться, что это я, а не Линдсей Бакингэм, стою рядом со Стиви, сжимая в руках коричневую лидер-гитару. 

           Лита Форд записала с Ози Осборном всего один видеоклип. Зато какой!  Смотришь на эту эффектную блондинку в рваных голубых джинсах, отчаянно рвущую струны электрогитары, и на молодого Озика в чёрном плаще, скромно стоящего в сторонке, но открывающего рот так широко, что кажется он вот-вот проглотит свою голову, а по коже невольно «бегут мурашки».  Она поёт свою партию низко, почти навзрыд, а он - высоко и звонко. «When I close my eyes forever», - я не видел ни одного человека, которого этот пронзительный блюз оставил бы равнодушным. 

            После ухода Тарьи Турунен из финской группы «Nightwish» мировая рок-культура потеряла свою самую яркую и, я думаю, последнюю звёздочку. Как вообще на закате ушедшего века, а не в середине семидесятых, могло возникнуть такое явление, для меня загадка! Хочется ошибиться, но мне кажется, что уже не будет ни таких певиц, ни такой музыки. В эпоху, когда все хотят успеха сегодня и сразу, когда каждый бездарь может купить эфирное время для своих длинноногих сирен, а молодёжь потребляет музыкальные шедевры исключительно со своих айподов или мобильных телефонов с соответствующим звучанием на уровне рингтона, в такую эпоху не могут рождаться настоящие музыканты, по зову неравнодушного сердца, одарённые свыше. Исчезла благодатная почва для зарождения и соответствующая среда взращивания таких талантов.

           Великолепны клавишные и гитарные партии музыкантов из «Nightwish», но когда на сцену выходила Тарья, нет не выходила, выносилась, словно фурия, то весь зал, всё пространство заполнялось её глубоким меццо-сопрано. То мощным и раскатистым, как океанские волны, то нежным и мягким, словно колыбельная матери. Каждую свою песню Тарья превращала в маленький спектакль, маленький рассказ о своей красивой северной родине.

           На последнем концерте в Хельсинки осенью 2005 года, проходившем на Хартвал-Арене, Тарья была в особенном вдохновении. Роскошные оперные партии, трогательные фольклорные напевы и какие-то невероятные вокальные хода из репертуара финских Вуду! Даже индеец шаманить выходил! Пять раз певица меняла свои наряды. Сначала это было жёлтый длинный плащ, потом чёрный брючный костюм, затем белое платье, строгий костюм вишнёвого цвета, снова чёрное эротичное одеяние, и под конец, - какая-то белая, почти прозрачная, свободного покроя ткань. С каждой сменой наряда менялся и микрофон в тон одежде. Только законченный импотент не захотел бы в тот миг обладать этой женщиной. Хорошо, что она самозабвенно пела, полностью растворившись в музыке и переполненном, ревущем концертном зале не ведая, что сразу после концерта, ночью, музыканты  вручат ей письмо-ультиматум с требованием покинуть группу. На том выступлении Тарья решилась исполнить и знаменитую арию из «Призрака в опере». Спела здорово, на свой манер, в дуэте с бас-гитаристом, привнеся в тему более жёсткое, металлическое звучание. А я-то считал, что никто не сможет спеть эту вещь лучше, чем та, для которой и сочинил одноимённую рок-оперу великий Эндрю Ллойд Вебер, автор непревзойдённого шедевра «Иисус Христос – Суперзвезда». А сочинил её влюблённый композитор для своей юной жены, бывшей танцовщицы, Сары Брайтман. 

           По большому счёту Сару Брайтман нельзя отнести к рок-певицам. Популярные версии опереточных шлягеров и оперных арий, успешные дуэты с Андреа Бочелли, Аллесандро Сафина и Фернандо Лима сделали эту красивую женщину и без того известной и знаменитой. Но то, что она сотворила в Венском кафедральном соборе Святого Стефана в 2009 году не с чем сравнить! Как удалось ей уговорить католическое руководство и лично отца Фабера, чтобы тот разрешили затащить внутрь действующего собора, одного из самых величественных во всей Европе, ударную установку, колонки, усилители, осветительные приборы?

             Концерт проходил  в закрытом режиме, свободной продажи билетов не было вообще, публику пускали только по пригласительным. Старинные готические изваяния на стенах, роскошные мозаики и разноцветные витражи на высоких стрельчатых окнах, - что могло стать лучшей декорацией для возвышенной музыки? Сара пела в сопровождении рок-группы, симфонического оркестра и хора. Арию Кристины из «Призрака в опере» она исполняла в дуэте с бывшим вокалистом группы «Manfred Mann», заметно постаревшим, Крисом Томпсоном. Зато Сара выглядела свежее и моложе, чем даже на концертах десятилетней давности. Может тут есть какой-то секрет, как в фильме «Загадочная история Бенджамина Баттона», и возраст певицы движется теперь в противоположном обычному направлении?

              Само собой разумеется, что партия клавишных исполнялась на кафедральном органе, торжественные звуки наполняли весь зал и в сочетании с электроинструментами и ударными создавали запредельное ощущение сопричастности с чем-то возвышенным и великим. Что ещё можно сказать? Только тост! Разведите огонь в камине, налейте полный бокал красного вина и включите погромче бессмертную музыку!

             Да, кстати, чуть не забыл про тост:
Когда у цыгана украли жену, он рассмеялся.
Когда у цыгана украли коня, он загрустил.
Когда же у цыгана украли песню, он заплакал!
Так выпьем же за то, чтобы прекрасная музыка была всегда с нами!
Ваше здоровье!



               
Вова Осипов