Повесть 3 из книги мы славяне п. краснощеков

Павел Краснощеков
ЧАСТЬ 3 из книги "МЫ СЛАВЯНЕ" П.Краснощеков

О партиях России.

- Андрей, вначале надо немного вспомнить из истории этого вопроса. Сельское население дореволюционной России составляло 85%, в конце ХХ века в сельском хозяйстве за счёт технического прогресса произошло сокращение занятости и отток населения в города, в промышленность, но всё же, сельские жители составляют около половины населения. И крестьянская жизнь отличается от городской, близостью человека к земле, большей зависимостью от природы. Землепашец просит у природы весной дождя, а в уборку наоборот сухой погоды, просит обойти стороной его поле град. Он религиозен и речь идёт скорее не о церкви, а о космическом чувстве, крестьянин видит высший смысл во всех проявлениях природы от рождения человека, его жизни в природе, и его смерти.
 Земные потребности селян намного проще и естественнее, но в то же время и возвышенней. Теплый дождик весной или грибной осенью, утренний туман и роса на траве, цветущие полевые тюльпаны, или запах полыни, песня жаворонка, трели соловья под окном, облако пыльцы над цветущей рожью – всё это волнует душу и наполняет крестьянина неосознанным счастьем единения человека с матерью – Природой.
   Тысячи лет крестьянин руководствовался народными мудростями: «На Бога надейся, а сам не плошай», « До Бога высоко, а до царя далёко», «Сам помирай, а жито засевай». Всё время крестьянин рассчитывал только на себя, ну, разве немного, в самый критический момент на свою общину и на милость природы. Всеми силами старались «отсахнуться» вначале от разорительной  «опеки» князей с дворянами, затем от царя с помещиками, а в последний век от ненасытных капиталистов. Разобщенные крестьяне по своей природе не могли противостоять княжеской дружине, царской армии, разросшимися до неприличия силовыми структурами в настоящее время. Раньше крестьяне были объединены в общины, при советской власти в колхозы, сейчас же крестьяне полностью разъединены. Нас в перестройке развалив колхозы, увели от этого вопроса, предложив внешне похожую тему политической свободы, предложив жизнеустройство, основанное на принципе конкуренции, «война всех против всех». Всех людей столкнули как на ринге. Но монополии хорошо, даже очень хорошо организованы, а крестьяне разобщены, получается разные весовые категории. И не составляет труда угадать, кто же побеждает. А государство как рефери – полицейский следит за соблюдением правил войны, а часто за взяточку и помогает. Как результат почти треть населения попало в нищету, борется за выживание. Главная их задача - найти где им перезимовать, что поесть и никаких мыслей нет, и в основном, это сельское население. Другой части населения предложен лабиринт предпринимательства, риск и азарт которого поглощает страсть и всю энергию тех, кто в него входит.
   Для молодёжи предложили табак, спиртное, наркотики, разврат на дискотеках, целую индустрию развлечений шоу-бизнеса, виртуальных войн. Появились виды спорта «Последний герой», «Жестокие игры», «Бои без правил», женские драки в грязи, возрождающие гладиаторство. Более безобидные телеконкурсы «Поле чудес», «Кто хочет стать миллионером», «Шоу 10 миллионов». Миллионы людей уставились в телевизоры и гадают, узнает ли он букву, угадает ли  слово, получит ли парень миллион. Но самое захватывающее шоу это политика, в ход идёт чернуха, враньё, обман, подкуп избирателей, раздача направо и налево заранее невыполнимых обещаний. Появились политические партии типа «Любителей пива», партии двойники с одинаковыми целями, программами, но с разными «лидерами». Главная их задача прорваться любыми средствами к власти, к распределению бюджета, народного богатства. Здесь работает один принцип «деньги дают власть, власть делает деньги». Проходит шоу «Выборы», и уже никому дела нет до избирателей, до предвыборных обещаний.
    - Я недавно из интернета почерпнул интересную мысль:  «Демократическое общество разделяется по социальному, национальному, территориальному, религиозному и другим признакам. Все слои стравливаются между собой по принципу «Разделяй и властвуй!» Главная роль отводится «многопартийности». То есть партиям и особенно «вождям» партий — «пастухам», пасущим свои стада «баранов». Народу сообщается, что теперь в его стране царит настоящая свобода и демократия. При этом вся власть выбора теперь у него, так как демократия – это власть народа. Однако надо вникнуть в суть демократии: дословное определение демократии – это власть народа, осуществляемая им через народных избранников. Это заблуждение построено на том, что слово «демократия» происходит от греческих слов «demos» и «kratos». Где «demos» – народ, а «кратос» – власть. Но в действительности, здесь применяется жонглирование понятиями, так как слово «демос» в древней Греции означало буквально следующее: «свободные граждане Греции, имеющие рабов»… А мы с вами с точки зрения греческой лингвистики – не «demos»… Мы в лучшем случае «ohlos» – «ограниченно свободные граждане Греции нанятые для обслуживания», если не сказать хуже – рабы. Отсюда и слово, точно описывающее нашу роль в этом обществе – «охломоны». Поэтому строй, в котором вся власть действительно принадлежала бы народу, назывался бы «охлократия».
Конечно, я согласен, время требует организовываться крестьянам для защиты своих интересов от насевших монополий, от распоясавшихся чиновников, от всяких прилипал – перекупщиков.
   - Интересно, а как в России происходил процесс политического просвещения крестьян?
*          *          *
НАРОДНИЧЕСТВО В РОССИИ

   - Рост национального самосознания Русского народа стал возрастать после победы над наполеоновскими войсками в 1812 году. Русская армия победоносно прошла по всей Европе, неся свободу многим европейским странам. Отношение к России резко изменилось, усилилось положительное влияние и обучение русского народа  европейской культурой. Но вместе с тем из Европы  тянулись и удручающие факты западного «дикого капитализма», попирающие все нравственные устои общества, культуры в угоду наживы. Декабристы в газете «Русская правда» и в частности П.И. Пестель констатировал, что в западных странах на смену феодальной аристократии пришла аристократия денег. Неприятие надвигающейся капиталистической цивилизации, с ее нарочитой «буржуазностью», уже пронизывающее всю русскую литературу и культуру XIX века, стимулировало народническую  поиска иного пути в будущее, минуя или смягчая капитализм. Вскоре она оформилась в теорию некапиталистического развития, в которой, однако, капитализм сохранял значение быстрого зародышевого развития.
Герцен по этому поводу писал: «Мы можем и должны пройти через скорбные, трудные фазы исторического развития наших предшественников, но так, как зародыш проходит низшие ступени зоологического существования». (В этом их поддерживал и карл Маркс, с которым они были в переписке.) А для этого в России, чтобы избежать худшего, нужно отменить крепостное право, вместе с этим ввести аграрный закон о частичном введении общественной собственности в форме общественного фонда земли. Главными целями народников были социальная справедливость и хотя бы относительное социальное равенство. Основа для справедливого общества в России уже существовала в виде русской крестьянской общины. Впоследствии из этих планов выкристаллизовался главный лозунг: «Земля и Воля» и название партии: «Социалисты революционеры», а кратко ЭСЕРы. Народники - разночинцы шли в крестьянские общины, объясняя задачи и цели своей партии, вместе с крестьянскими депутатами в думах пытались проводить закон о национализации земли, блокировали законы о праве частной собственности на землю.
Ткачев был убежден, что установление полного равенства возможностей для индивидуального развития есть конечная цель истории человечества, показатель прогрессивного общественного развития. Человеческое счастье, братство и равенство гармония средств и потребностей каждого со средствами и потребностями всех и есть идеал «общества равных возможностей». В этом обществе «каждый будет иметь — и что главное, — будет желать иметь только столько, сколько он может иметь, не нарушая ничьих прав, не посягая на доли своих ближних».
    Выбирая между ценностями сильного государства и народного благосостояния, народники всегда стояли на улучшении жизни народа. «Народники, — писал  И. Берлин, — большей частью были истинными демократами; они верили, что любая власть склонна портиться, что любая концентрация власти ведет к стремлению властвовать вечно, что любая централизация — принуждение и зло». Они точно знали, что без кровопролития, без ожесточённой борьбы власть не отдают.
   Опыт гражданской войны в Америке убедительно показал, что феодальные пережитки порой слишком живучи, чтобы можно было всерьез надеяться на мирный исход. Американская Конституция долгие годы оставалась простым фиговым листком, прикрывавшим вопиющее рабство, до тех пор, пока не была принята соответствующая поправка, но за нее было пролито море крови в одной из самых кровопролитных гражданских войн человечества.
Характерно, что анархическое течение народничества, представленное прежде всего именами М.А. Бакунина и П.А. Кропоткина, хотя и спорило с ткачевской линией, но было с ней неразрывно связано. Анархизм в России также имел свои глубокие культурно-исторические предпосылки, связанные с особенностями российской цивилизации.
 А опыт русского капитализма выявил еще и уникальную тенденцию его фатального врастания в феодализм, в самодержавную патриархальность. Все это и предопределило самые радикальные установки многих отрядов русского народничества.  Русское барство так же не желало сдавать своих исторических позиций без боя. Оно готово было идти на жестокое кровопролитие в многолетней гражданской войне в надежде доказать, что рабство и в наши дни имеет право на существование, если оно освящено многовековой самодержавной и православной традицией.
   Февральскую революцию спровоцировало самодержавие своею  неспособностью управлять страной в военное время, непомерно выросшим мошенничеством на военных поставках металла, угля, нещадной эксплуатацией рабочих и крестьян. Организующий характер придавало участие в событиях социалистов (социалистов революционеров, социалистов демократов, анархистов, большевиков и др.
   Началось всё это 18 февраля (по старому стилю 1917 года), когда не вышли на работу 36 тысяч Путиловских рабочих, которых в тот же день уволила администрация. А уже 23 февраля вышли почти 130 тысяч человек на демонстрацию под лозунгами: «Долой войну», «Долой самодержавие». 24 февраля в акциях протеста принимало уже 214 тысяч, 25 февраля – 305 тысяч, 26 февраля – 306 тысяч, 27 февраля – 385 тысяч, 28 февраля – 393 тысяч, 1 – 2 марта – по 394 тысяч. С 26 февраля на сторону революции стали переходить вооружённые солдаты. 26 февраля - 0,6 тысяч, 27 февраля – 70 тысяч, 28 февраля – 127 тысяч, а 1 марта на стороне  революции в Петрограде было 170 тысяч солдат.
   Николай 11 под давлением генералов подписал отречение в пользу брата Михаила, но и Михаил Александрович отказывается от престола. Русское самодержавие свергнуто почти бескровно. Начался длительный революционный процесс с 1917 по 1922 годы,
 полный трагизма для всех социалистических партий, за исключением коммунистической, которая и вышла победительницей в этом жестоком противостоянии.
    Левые эсеровские лидеры, идя на объединение с большевиками, не осознавали, какую опасность представляют для них их политические конкуренты – большевики, взявшие курс на вооруженное свержение временного правительства. За эту ошибку эсерам пришлось заплатить дорогой ценой, но ещё большую цену заплатило крестьянство.
   Расстреливали ЭСЕРов – защитников русского крестьянства  вплоть до 1941 года.
*         *         *
История одной партии.

Чтобы понять партийную жизнь в современной России как нельзя лучше подходит история Аграрной партии России. На наших глазах эта партия родилась, на наших глазах прошла её такая недолгая жизнь, на наших глазах она растеряла своё влияние на  свой электорат и поглотилась более сильной партией.
Само название Аграрной партии говорит о том, что партия призвана отстаивать интересы крестьян, её электорат - это сельские жители, частично и горожане, имеющие свои дачные участки. Казалось бы, бери программу ЭСЕРов, изучай работу ЭСЕРов, продолжай политику ЭСЕРов, и признание с успехом придут.
 Число потенциальных избирателей партии могло достигать до 40 миллионов человек. Это почти половину всех избирателей России!
- Наверное, крестьяне надеялись на свою партию? Как же так случилось, что партия оказалась без поддержки крестьян?
- Вот сейчас и «пробежимся» по истории этой партии.
Аграрная партия России (АПР) была создана 26 февраля 1993 года, инициаторами были Аграрный союз России, Профсоюз работников агропромышленного комплекса России и парламентская фракция «Аграрный союз» Съезда народных депутатов РФ. Как видите, создавали партию довольно влиятельные на тот момент силы. И лидеры были авторитетные в стране и узнаваемые в крестьянской среде. Василий Стародубцев, Николай Харитонов, Михаил Лапшин, последний и стал первым председателем АПР.
На выборах в Госдуму в 1993 году партия провела 55 человек, образовав солидную фракцию. Однако в партии не было основного лидера, за лидерство шла постоянная борьба, другие партии старались по отдельности «перетянуть» на свою сторону то Харитонова, то Лапшина, то Стародубцева. Так что партийной работой не только на местах, но и во фракции заниматься было недосуг. Возникшее противостояние между Харитоновым и Лапшиным не было исчерпано и до самой смерти Лапшина в 2006 году.
 Крестьяне, видя все эти непонятные «манёвры» своих лидеров, отсутствие какой-либо работы на местах, разочаровались в «аграрной партии Садового кольца». В 1995 году АПР отказалась войти в блок левоцентристских партий, надеясь на своих сельских избирателей. Накануне думских выборах в 1999 году «шатания» усилились, большая часть партии вошла в блок Евгения Примакова и Юрия Лужкова «Отечество – вся Россия», а Харитонов с частью своих соратников пошёл на выборы по списку КПРФ. В результате в Думу прошло всего 16 аграриев. Харитонов сформировал в Думе Агропромышленную депутатскую группу (АПГ) в составе фракции КПРФ, а Лапшин нашёл новых союзников – «Единство». Лапшин решительно стал «на путь сотрудничества с властью», и поддержал кандидата на пост главы государства В.В. Путина, а вскоре стал в благодарность за это главой республики Алтай.
Дрязги в партии продолжались, а партийной работы так и не велось. Только в декабре 2001 году, всё же, АПР приняла программу, 8 лет жизни партии прошла без целей, без программы. Но в этой программе партия не определилась в вопросе о собственности на землю, размытое определение: «земли сельскохозяйственного назначения должны находиться в собственности, владении или пользовании тех, кто на них трудится". Не понятно было, какому же способу хозяйствования партия отдаёт предпочтение: колхозному, фермерскому, подсобным хозяйствам?
В экономике аграрии придерживаются социально ориентированного рыночного хозяйства – популярного лозунга всех умеренно-левых партий. Выступает за укрепление государственного сектора экономики, регулирование деятельности естественных монополий, настаивает на необходимости субсидирования производителей сельхозпродукции, «разумном протекционализме собственных производителей». АПР намерена добиваться значительных инвестиций в социальную сферу села, в частности, добиваться 25-процентной надбавки к зарплатам сельских учителей и врачей.
Словом программа в основном отвечала чаяниям сельских жителей, оставалось проводить активно её в жизнь. Но этого как раз и не происходило. А пусто место долго не остаётся, почти такие же лозунги были и у «партии власти». Бездеятельность АПР на местах, дрязги в «верхах» привели к тому, что в 2003 году в Думу из списка партии не попал никто, и только по одномандатным округам прошли Николай Харитонов и Владимир Плотников, причём и здесь они разделились, Харитонов примкнул к КПРФ, а Плотников - к «Единой России».
Аграрная партия – одна из самых массовых в России. По данным Росрегистрации, в партии, имеющей 73 региональных отделения, состоят 164089 человек. Лидер партии является к тому же президентом Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) – организации, объединяющей региональные фермерские союзы, то есть людей, которые не просто работают на земле, но и делают на ней бизнес. Эта партия за десять лет бездействия, постоянных склок, дрязг растеряла свой электорат, а вместе с ним и депутатские мандаты в Государственной думе.
   К выборам 2007 года село стало охотнее голосовать «за власть». Накануне выборов эксперты советовали активизировать политическую работу в массах, возродить узнаваемость и обновить имидж партии. Но лидер партии Плотников надеялся, что партии удастся преодолеть семипроцентный барьер: «… мы оттуда, из деревни, и знаем проблемы крестьян лучше всех, поэтому доверяют они нам больше». Как результат бездеятельности и самонадеятельности - в пятой думе не оказалось ни одного депутата от АПР. А подарив место сенатора её лидеру Плотникову, «Единая Россия» проглотила «Аграрную партию России».
   - Что же, надо вновь создавать крестьянскую партию?
   - Да! Надо бы, но время и возможности упущены, и вряд ли теперь основные партии допустят возрождение АПР. Но партия необходима крестьянству, особенно в наше время, когда в селе насаждается капитализм, крестьянская община в виде совхозов и колхозов уничтожена, земля переходит в частные руки, хорошо организованные монополии грабят крестьян. Если раньше, в начале ХХ века, крестьяне сообща, всей общиной отстаивали свои права, сообща боролись с угнетателями, то сейчас в селе каждый сам за себя, а, как известно, веник сломать по прутику намного легче. Но для этого в России еще не создались ни условия, ни ситуация. Организовывать общественные движения, копить и объединять силы, просвещать крестьянство. Надо ждать.
   - Чего? Нового Всероссийского Крестьянского Союза?
   - Партии, созданные сверху, получаются нежизнеспособными, надо, что бы партия начала создаваться с низов,  начиналась от крестьянства, рабочих, а ещё партии нужен лидер,
  - А «Единая Россия»?
  - Она и создавалась с низов.
  - Как же с низов, ведь она создавалась в Москве большими начальниками.
  - Правильно, это и есть её низы, ведь «Единая Россия» это партия чиновников и для чиновников. Как и КПСС, в конечном счёте, стала партией для сословия номенклатуры и партией номенклатуры. Просто поменяли название партии и её имидж. Теперь членам партии можно быть и богатыми, не прятать свою жизнь и кошелёк, а вернее свои счета и акции от своих коллег, а главное, от обнищавших сограждан. А так всё осталось по-прежнему.
- Да-а!? Дела-а. Крестьяне в ХХ1 веке не имеют в Думе ни одного мандата, а помнится в 1 Думе, во 11  и даже в 111 Думе крестьянство имело внушительные фракции.  Выборы в I и II Думы рассеяли всякие сомнения - крестьяне выбирали своих депутатов, и не желали иметь ни помещиков, ни чиновников своими представителями.
- Паша, а как же случилось, что малограмотное и неорганизованное крестьянство сумело провести в первые Российские Государственные Думы своих депутатов? А в настоящее время, когда у каждого крестьянина как минимум среднее образование, а у каждого четвёртого имеется высшее, в Думе крестьянских депутатов - круглый ноль. Да и в нашей районной Думе есть учителя, врачи, чиновники, а крестьян «с гулькин нос». Да и те, что всё же избирались, начинали петь под чиновничью дудку.
 -Они, похоже, отчёта избирателям о своей работе в Думе не давали и не дают. Ты продолжай свою мысль.
     - Прежде выборов в июле 1905 г. возникла первая в истории общенациональная крестьянская организация — Всероссийский Крестьянский Союз. Делегаты избирались общинными или волостными сходами. Среди делегатов первого съезда только 9% считали себя членами или сторонниками какой-либо партии. Это был действительно Народный Крестьянский Союз без различных  партийных «окрасок»; левых, правых, либеральных, монархических, анархических и пр. и без их идейных руководств.
Насчитывал 470 местных организаций, около 200 тысяч членов, просуществовал до 1907 года. Возродился в 1917 году, с апреля по октябрь, но уже под эсеровским партийным руководством, поддерживал Временное правительство. После Октябрьской
Революции из-за расхождения по земельным вопросам с большевиками Крестьянский Союз был объединён с Советом рабочих и солдатских депутатов, а  эсеровская партия была разгромлена. Крестьянская масса была искусственно разделена коммунистами на кулаков, середняков и крестьянскую бедноту. Разделив, общину коммунисты организовали гражданскую войну внутри деревни. Комбеды «кулачили» сперва кулаков, затем «справных» хозяев, дошли и до середняков. А коммунисты, рабочие с продотрядами вывозили зерно из деревни.
    - И всё же, непонятно как без участия партий, без «направляющей», так сказать, силы был создан в 1905 году  Крестьянский Союз?
    - Справедливости ради в село уже проникали идеи «народников», их носителями были сельские учителя, врачи, ссыльные студенты. Уже нередко встречались грамотные крестьяне.
*          *          *
 
Продолжение в 4 части.