повести начало из книги Мы были все учениками

Павел Краснощеков
 ЧАСТЬ 1 книги МЫ БЫЛИ ВСЕ УЧЕНИКАМИ П.Краснощеков
Издание 2010 г. ISBN 978-59652-0080-1               

                П. КРАСНОЩЁКОВ 



                Посвящается
                учителям сельских школ


                МЫ БЫЛИ  ВСЕ УЧЕНИКАМИ…



                2010 год

                … Не смейте забывать учителей
                Да будем мы достойны их усилий.
                Учителями славится Россия
                Ученики приносят славу ей.
                Не смейте забывать учителей!

                Андрей Дементьев



                ПРЕДИСЛОВИЕ

Так случилось, что выпускников Кисловской школы можно встретить где угодно; в городах и сёлах бывшего Союза, в других странах, на высоких и не очень должностях. Начиная с 1950 года, ежегодно около десяти выпускников кисловской школы стали поступать и заканчивать самые разные высшие учебные заведения.
 Кислово сегодня - это совсем другое село, с другой природой и даже другим климатом. Казалось, я живу рядом со своим селом, но бываю там не часто. Родной улицы уже почти нет, она «съедена» обрушением берегов. Да и отчий дом сгорел. Куда ехать? И всё же нет-нет, да и заеду в Кислово, особенно люблю субботние кисловские базары. И цены здесь не так «кусаются», как в Быково, даже дешевле, чем на николаевских базарах. Но особенно люблю встречи с земляками, поговорить о том, о сём, вспомнить детство, нашу пойму, людей ныне живущих в селе и далёких краях, а чаще приходится говорить о земляках уже ушедших в мир иной. Время, время неумолимо. Я в этом не одинок, в гости к родственникам, знакомым в отпуск приезжают бывшие выпускники Кисловской школы, а теперь жители далёких городов и сёл России. Этим летом из Ярославля приезжал художник Павлик Вальковский, из Питера приезжал философ Василий Стрельченко. Часто собирается большая семья Олейниковых. Из-за Волги периодически приезжает со своей выставкой картин художник Юра Бондаренко. Часто бывают в родном селе мои одноклассники Юра Самарин, Вася Олейников, Гена Крютченко, Надя Марченко, Валя Радченко, из далёкой Сибири приезжает Надя Князева, с Украины Лида Сосницкая. Не забывают своё село, свою малую родину крестьянские дети.
Само село уже давно не в состоянии использовать всех молодых специалистов – земляков. Только в одной нашей большой крестьянской семье Краснощёкова Фёдора Павловича сейчас насчитывается семь инженеров, десять врачей, восемь учителей. И таких семей в нашем селе немало!
Почему же так случилось, что в середине двадцатого века крестьянские дети потянулись к знаниям, что повлияло на возникновение жажды к знаниям?  Обстановка в стране? Родители? Учителя?
Об этом и рассказывается в этой книге.
В книге использованы материалы школьного музея кисловской школы, воспоминания и автобиографические записи учителей, учеников, родителей, фотографии из их семейных альбомов.
Я заранее приношу извинения за возможно допущенные неточности, неполный список учителей, учеников, родителей. Книга составлена на воспоминаниях друзей, родственников, земляков, а память, как известно, с годами стирается. А ведь прошло уже более полвека!
                Автор.

               

                ТАКИЕ РАЗНЫЕ СУДЬБЫ

                ИСТОРИЧЕСКАЯ  СПРАВКА

...В лето 6496г. (988г(Володимеръ) ...Послав,нача поимати у нарочитые чади дети, и даяти нача на учение книжное.
Матери же чад сихъ плакахуся по нихъ, ещё не бяху утвердили верою, но акы по мертвеци плакахуся.

"Повесть временных лет" Часть первая. Стр 81. М.-Л. Издательство АН СССР. Д.С.Лихачёв.

"Через посланных людей стал собирать детей у знатных (лучших) дружинников и отдал в учение книжное.
 Матери тех детей плакали по ним, ещё не утвердившихся верою, но плакали, как по мёртвым".

В лето 6496 года от Сотворения Мира или 988 года от Рождества Христова на Руси впервые была открыта первая школа сначала для детей знати. Эта первая школа призвана была обучить книжным знаниям, а в дальнейшем использовать их священнослужителями в открывающихся на Руси церквях.
 После крещения Руси строились всё новые и новые церкви, монастыри, и в них требовалось всё больше и больше грамотных, хорошо подготовленных русских священников. Конечно, некоторые из окончивших эту школу, стали служить у князей при дворах, вести переписку, учёт, учить княжеских и придворных детей. Так что школа, открытая первоначально для нужд церкви, стала служить и для светских целей.
Более семи веков на Руси школы были при монастырях и обслуживали в основном церкви. Об этом можно судить по тому, что наш русский учёный М.В. Ломоносов начинал своё обучение  в 1730 году в училище при Заиконоспасском монастыре (Славяно-греко-латинская академия при Московском Заиконоспасском монастыре). В 1733 году он добился отправки его на год в Киево-Могилянскую духовную академию. И только в конце 1735 года был переведён в Петербургский Академический Университет. Через год он был направлен за границу в Марбург к известному учёному Христиану Вольфу. Вернулся Ломоносов только в 1741 году, а в 1745 году он первым из русских учёных произведён в профессоры Русской Академии.
Светская Русская школа начала зарождаться с Указа Петра 1 от 14 января 1701 года об основании школы математических и навигационных наук. Учащихся набирали из добровольцев и по принуждению.
Первая светская школа была создана в столице для обучения морских офицеров для нарождающегося Русского флота.
Следующий шаг был сделан 20 января 1714 года. Указ Петра 1 Сенату гласил:
«Послать во все губернии по несколько человек из школ математических, чтобы учить дворянских детей, кроме однодворцев, приказного чина цифири и геометрии. За отказ от учёбы – штраф и не давать разрешения на женитьбу до окончания учёбы».
Следом Указ от 28 февраля 1714 года.
«Во всех губерниях учить цифири и геометрии дворянских детей, кроме однодворцев, и приказного чина, дьячих и подъячих детей от 10 до 15 лет. В архиерейских дворах и в монастырях отвести им школы. С учащихся ничего не брать, а после окончания выдавать свидетельствованные письма и брать с учащегося по 1 рублю. Без свидетельства дворянских детей к женитьбе не допускать, венечных памятей не делать».
В России понадобились грамотные люди не только в армии, но и в управлении губерниями, в торговле.
Вопрос об обучении народа грамоте впервые поднимает И.Т. Посошков в «Книге о скудости и богатстве» в 1724 году. «Крестьянская жизнь скудостна не только от их лености (крестьян), нерасторопности властей и от помещичьего насилия… но немалая пакость крестьянам чинится от того, что грамотных людей у них нет. Приезжают разные бедовые люди с бумагой, а крестьяне, словно слепые не могут прочесть. Они и чинят разные пакости великие, а они оспорить не могут, из-за этого в поборах излишние деньги собирают… Грамотные крестьяне, думается, лучше будут работать у помещиков, да и в государственных делах будут угодны».
И.Т. Посошков предлагал крестьянских детей до 10 лет отдавать в учение грамоте дьячкам на 3 или 4 года.
Спор об обучении грамоте крестьянских детей шёл почти половину века. Шёл он и в законодательной комиссии. Так в 1767 году депутат С.Любавцев в законодательной комиссии доказывал, что народу, крестьянам от учения только вред. Они забывают свою обязанность – хлебопашество и вдаются во многие непотребности: в обман, в мотовство, леность и воровство.
И, наконец, в 1786 году Екатерина 11 утверждает Устав народным училищам в Российской империи.
Главные народные училища открываются в каждом губернском городе, они должны быть четырёхклассными.
Малые народные училища открываются как в губернских городах, так и  в уездных. Они должны быть двухклассными.
Школы открываются и в уездах, но подавляющая масса  крестьянских детей в сёлах и деревнях остаются всё ещё неграмотными, пока ещё без школ.
Почти сто лет еще не открывались школы для крестьян, только после реформ 1860 годов при каждой церкви в сельской местности открываются церковно-приходские школы. В школе преподаёт сам батюшка или его помощники, дети изучали грамоту, арифметику, историю церкви, часослов, псалтырь. Обучение длилось один – два года.
Разрешалось в крупных поселениях открывать земские школы  двух – трёхгодичные. В них изучались более углубленно чтение, письмо, арифметика, Закон Божий, природоведение, история и география.
Обучение крестьянских детей осуществлялось в церковно-приходских школах на средства прихожан, а в земских школах на средства сельского общества – земства.
К концу девятнадцатого века, началу двадцатого Россия по образовательному уровню населения была самой отсталой среди развитых стран в Европе.
 А в то же время, бурно развивающее Российское промышленное производство требовало грамотных рабочих.
По производству сельскохозяйственной продукции страна выходила на передовые позиции в мире, а дальнейшее повышение производительности труда на селе возможно только с механизацией производства. Промышленность начала производить веялки, сеялки, молотилки, уже планировалось производство тракторов, а ведь для работы на сельхозмашинах  требовались грамотные крестьяне. С повышением производительности труда в сельском хозяйстве ожидалось увеличение миграции населения из села в город. Образованным крестьянам было бы легче адаптироваться и обучиться новым профессиям на производстве в городе.
 Переоснащалась армия, обращение с новейшими видами вооружения требовало грамотных солдат, а, как известно,  большинство солдат рекрутировалось из крестьян, из сельской местности. Как ни поверни, а крестьян надо обучать не только азам счёта и грамоты, церковно-приходские и земские школы уже не удовлетворяли растущие потребности Российской империи в грамотном населении.
Вот почему и было принято решение достичь к 1922 году всеобщего начального образования, а в дальнейшем и неполного среднего образования. На реформы образования были выделены значительные бюджетные средства, привлекались средства и частных пожертвований.
В волостях стали строиться и открываться министерские школы. Они строились и содержались на средства Министерства просвещения России и были четырёх или пятилетние. Выпускники, успешно окончившие эту школу, имели право поступать в реальные училища в уездах или губернских городах.
 Планы были для такой огромной страны, как Россия, грандиозные и крайне необходимые.
*            *           *
                НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КИСЛОВО
В Кисловской волости  первой открылась церковно-приходская школа, для неё отвели небольшое церковное здание, впоследствии, полстолетия спустя, в нём был школьный физкультурный зал, намного позже, ещё полстолетия спустя – почта. Это здание и сейчас ещё сохранилось.
Несколько позже в Кислово на сходе решили открыть сельскую, или земскую школу. Открыли её  в 1884 году. Работал в ней один учитель и вёл он сразу два класса. Закон Божий вёл батюшка местной трёхапостольской церкви. Школа начинала работать в октябре и заканчивала ранней весной, когда начинались полевые работы. В то далёкое время крестьянские дети уже с десяти лет, а иногда и с восьми, работали вместе с родителями в хозяйствах своей семьи.
В Кислово сложилось так, что в земской школе занимались только мальчики, а в церковно-приходской только девочки.
Здания земской школы в настоящее время уже не существует, водохранилище «съело» землю, на которой стояла та школа.
Намного позже, в начале двадцатого века, исполняя принятое решение о всеобщем начальном образовании, в Кислово была построена и открыта министерская пятилетняя школа. Здание имело три больших классных комнат и квартиру из трёх комнат поменьше  для учителей.
Именно с открытия министерской начальной школы некоторые сельские способные и настырные, в хорошем смысле этого слова, дети получили возможность продолжать учёбу в уездном реальном училище, а некоторые и в губернском городе Астрахани.
Скоро, очень скоро в Кисловской школе появятся свои, местные учителя, это Швец Дарья, Тыщенко Марина, Тыщенко Мария, Бурлова Лиза.
Согласно постановлению Временного Правительства от 20 июня 1917 года все церковно-приходские школы должны войти в систему министерских школ, все ученики будут учиться в единой школе народного просвещения, ей же передадут и все здания закрытых школ.
*             *            *
                НЕПОЛНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
Второй этап становления Кисловской школы начался в 1932 году, когда начальная школа была преобразована в семилетнюю, или, как тогда их называли - «неполная средняя школа». Поток выпускников Кисловской школы поступающих в техникумы, в средние школы Николаевской слободы, Камышина, Быково резко увеличился. Механики, агрономы, медсёстры и фельдшеры, учителя и, конечно же, механизаторы стали комплектоваться из местных кадров.
В школу после окончания педагогических училищ приходят молодые местные учителя новой волны: Олейников Тихон, Олейников Пётр, Киселёв Дмитрий, Руденко Георгий,  Олейникова (Васютенко) Мария, Ситко (Руденко) Анна, Соколова (Змеевская) Катя.
Пока ещё большинство выпускников Кисловской школы, получив профессии в техникумах, училищах и курсах возвращаются в село, где они были обеспечены работой в школе, больнице, МТС и колхозах. Уровень жизни крестьян, получивших образование, становится несравнимо выше.
Именно к середине 20 века у крестьянства пробуждается сильная потребность образования своих детей. Выход из их тяжёлой, беспросветной колхозной жизни просматривался только через получение детьми хорошего образования. К тому же во второй половине 20 века крестьяне стали жить материально несколько лучше. Появились в колхозах ежемесячные авансовые выплаты, хоть и символическая  колхозная пенсия, ЛПХ давало дополнительный семейный доход. Между городом и деревней кроме пароходного, наконец, установили автобусное сообщение. Получать образование крестьянским детям стало намного проще.   
 После 1950 года выпускники семилетки стали больше идти учиться в средние школы, а затем поступать в институты. Семь выпускников 1950 года пошли учиться в  средние школы Быково, Камышина, Николаевки, а затем все они продолжили учёбу в ВУЗах. Но особо увеличился поток обучающих в институтах после преобразования  Кисловской семилетней школы в среднюю.
*           *           *
                СРЕДНЯЯ  ШКОЛА 
Третий этап становления школы начался в 1953 году, когда школа была преобразована в среднюю. Усилился и стал главным поток выпускников, выезжающих на учёбу минуя техникумы сразу в институты Волгограда, Саратова, Москвы и многих других городов. Около 25 %, поступивших в первый класс, стали заканчивать институты, ещё 15 %  заканчивали техникумы.
Вскоре среди наших выпускников появятся свои инженеры, врачи, учёные, художники, писатели, военные, юристы, партийные и советские работники.
Родному селу Кислово такое количество высокообразованных специалистов не по силам обеспечить работой. Темпы механизации, электрификации и автоматизации сельского хозяйства не поспевали за темпами повышения образовательного уровня в стране. Поэтому наши молодые люди, получив высшее образование, по распределению начинали работать в народном хозяйстве за пределами села.
 Кисловская школа стала полноправным звеном в системе образования  высококвалифицированных специалистов народному хозяйству страны, но в то же время стала сокращать поток возобновления рабочих кадров для родного села. Во второй половине 20 века пришлось приглашать в село переселенцев – трактористов, доярок, скотников и просто разнорабочих из Мордовии, Чувашии.
 Наших же выпускников можно было встретить на севере и юге, востоке и западе нашей необъятной Родины. В сёлах и городах, заводах и институтах, министерствах и офисах компаний. Их можно сейчас встретить и в других странах и континентах, в Австралии и Америке, Африке и Европе, в средней и восточной Азии.
  Но выпускники Кисловских школ - земской, церковно-приходской, а затем уже и министерской школы были первыми, искали и находили дорогу к знаниям, это они были маяками для сотен способных, талантливых сельских девчонок и мальчишек. А началось всё с детей крестьянской семьи Тыщенко Ивана Степановича - Петра, Марины и Марии в самом конце 19 и начале 20-го века. Возможно, что такие случаи были и раньше, возможно, спорить не буду, но ни в устной, ни в письменной памяти жителей нашего села они не сохранились.
И так… конец 19 века, ещё не было в селе министерской школы. Крестьянские дети с 8-10 лет уже начинали работать вместе с отцом или матерью в поле, в семейном хозяйстве, если оно было, а многие в этом возрасте уже шли в наёмные рабочие. Судьба готовила  проторенную дорогу: сын батрака должен быть батраком, сын крепкого крестьянина должен стать крепким крестьянином, сын купца пойдёт в купцы. Именно семейное воспитание, учёба детей в семейном хозяйстве при отсутствии в сёлах школ  предусматривала эту закономерность. Но появились на селе школы, и эта закономерность стала давать сбои.
*           *           *
Марина родилась третьим ребенком, а всего в семье было шесть детей, для того времени это было обычное количество детей в крестьянских семьях. Семья была бедная, занималась, как и большинство в селе хлебопашеством. Отец, Тыщенко Иван Степанович, глубоко набожный человек, в своём хозяйстве имел двух волов, на которых пахал свой надел, корову, которая кормила и выручала всю семью особенно в неурожайные годы. Небольшой, уже вросший в землю домик под соломенной крышей стоял у крутого, почти отвесного склона к реке Арапке. Было непонятно, как умещалась эта семья в таком маленьком доме.  Со двора к реке вела тропинка, по которой дети спускались к реке за водой, купаться. Здесь был маленький огородик, в котором постоянно копалась мать семейства – Варвара Григорьевна. Во время половодья её детишки катались на деревянном корыте по затопленному огороду. Бывало, и рыбачили здесь же в огороде. Когда шла на нерест волжская сельдь, Иван Степанович открывал в огороде настежь калитки и «бешаки» заходили в огород нереститься. Но надо было вовремя закрыть калитки, поэтому в это время постоянно кто-то дежурил в огороде. Селёдку вычерпывали корзинами и тут же солили в приготовленных заранее бочках. Малосольную сельдь ели всё лето, оставалась она и на зиму. 
 Рядом с домом во дворе росло несколько старых  фруктовых деревьев. Самой старой из них – дуле было не меньше сотни лет. С самого верха этого дерева плоды дули со сладкой и вкусной тёмно-коричневой мякотью срывали только отчаянные пацаны да Марина, известная всей улице «сорвиголова». Её твёрдый, напористый характер не раз испытали на себе соседские пацаны, решившиеся обидеть девочку.
Отец, когда был не в поле, постоянно посещал церковные службы. Он сам отвёл свою дочку Марину учиться в церковно-приходскую школу. Учителем в этой школе был батюшка, отец Евлампий. Тогда ещё писали мелом на грифельных досочках, с неё стирали написанное маленькой сырой подушечкой, привязанной на ниточке к грифельной доске.
Марина от рождения была любознательной, имела аналитический склад ума. Ей всё хотелось понять, до всего дойти своим умом. Грамота, арифметика, даже «Божие науки» ей давались легко, в классе ей не было равных в учёбе.
Зачастую отец Евлампий отлучался по срочным делам в церковь, тогда он поручал Марине вести занятие. В это время Марина чувствовала себя учительницей и была на седьмом небе от счастья. Возможно, именно в такие моменты у Марины и зародилась мечта стать учительницей.
  Обучались в этой школе исключительно на церковных книгах. Крестьянская жизнь в селе, в окружающем мире частенько входила в противоречие с церковными книгами. Божие Заповеди в жизни частенько не выполнялись.
Россию, как и всегда, европейские страны втягивали в ненужные для неё войны.  В село приходили письма на убитых кисловских солдат, домой возвращались раненые, покалеченные солдаты, а недавно вернулся безногий солдат-калека.
- Батюшка, в заповедях сказано «не убий», а солдат посылают на войну убивать друг друга? Почему? – поделилась своими сомнениями Марина.
- Дети мои, защита отечества от иноплемённых захватчиков считается богоугодным делом, а души погибших при защите отечества попадают прямиком в Царствие Небесное.
В следующий раз в классе читали «Новый Завет от Матфея», где Иисус беседовал с богачом. После беседы Иисус сказал своим ученикам:
- Говорю вам истину: трудно богатому войти в Небесное Царство, легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царство Божье.
Марина спросила:
- Батюшка, а вы разве не хотите попасть в рай?
- Дочь моя, все люди хотят попасть в рай, и я в том числе.
- Тогда почему у вас лучшие в пойме сенокосы, поля в степи, есть лошади, коровы, имеете работника?
- Во-первых, я не богатый человек. Как такового богатства я не имею. Да, мы, ваши учителя успешные люди, но не порочные.
Каждый божий человек должен быть успешным, но, повторяю, не порочным.
А бедность происходит от незнания, неумения и лени, поэтому, дети мои, надо учиться, тогда вы будете больше знать, больше уметь, презирать лень, будете жить по Божеским законам не в бедности или богатстве, а в необходимом для человека достатке.
- А откуда же возьмётся у нас достаток?
-  Всё придёт от Бога, Марина, всё придёт от Бога и, конечно же, от вашего старания. А  чтобы тебя не посещали такие крамольные мысли, ты в воскресенье в церкви перед алтарём положишь сто земных поклонов.
И действительно, в воскресенье Марина после службы начала отдавать земные поклоны. Перекрестившись, падала на колени, касалась лбом земли, вставала, снова перекрестившись, падала на колени. И так сто раз. Прихожане церкви были удивлены усердию девочки, а батюшка про себя думал:
- Ничего, это ей пойдёт на пользу, не все мысли надо высказывать вслух. Прежде, чем сказать, надо хороше-енько подумать, кому ты это говоришь, и надо ли это говорить. «Слово – серебро, а молчание – золото».
Окончив церковно-приходскую школу с похвальным листом, Марине хотелось учиться дальше, но в селе училищ для девочек не было. Она обратилась к заведующему и единственному учителю земского училища, с просьбой записать её в списки учащихся, но девочек в училище не принимали. Тогда Марина стала на колени и стала слёзно умолять принять её учиться. Видя такое желание девочки учиться, он сжалился и, к её радости, записал Марину Тыщенко в первый класс, но… условно.
Мать так обрадовалась тому, что её Марина будет учиться в училище, станет образованной, что не пожалела своей лучшей  юбки с яркими вишнями по чёрному полю и сшила ей  из неё платье с украинским фартуком. На голову накинула свою венчальную шаль.
Пришло время занятий в училище, они начинались с первого октября. Перед первым же уроком гурьбой пацаны в классе поколотили Марину. С одним бы Марина, несомненно, справилась, дала бы достойный отпор, но тут их было много. Марина стояла у стенки и тихо вытирала горькие слёзы, а ей неслись крики:
- Это наша, мальчишечья школа!
- Не хотим, и не будем учиться с девчонкой.
- Тебе нет в школе места. За партой с тобой никто и рядом не будет сидеть.
А в первом классе тогда, надо сказать, парты были четырёхместные.
 Учитель вошёл в класс, успокоил Марину, а мальчишкам сказал:
- Марина место за партой занимать не будет, она будет сидеть сбоку учительского стола.
Начались долгожданные для Марины уроки.
 Но на этом беды  Марины не закончились. Прошло несколько дней, однажды по дороге в школу мальчишки встретили её на улице и стали дразнить, выкрикивая: «Насенчиха – полубарышня, Насенчиха – полубарушня», - затем стали кидать в неё камни, палки. Недалеко стояли мужики,  девочка подбежала к ним, ища защиты, а те только посмеялись.
- Зачем в школу ходишь? Не девчачье это дело.
- Над твоим батькой уже соседи смеются.
- Бросай школу и учись лучше у матери домашним делам, станешь хозяйкой, а затем замуж выйдешь. А такую «грамотейку», как ты, ребята и замуж не возьмут.
Но они получили достойный ответ от Марины.
- Нет, я школу не брошу, всё равно выучусь на учительницу.
И пошла в школу, гордо подняв голову.
Вскоре отцу надоели насмешки соседских мужиков, и он запретил Марине ходить в школу.
- В школу больше не пойдёшь, хватит с нас одного учёного – Петра. Неизвестно где он, ни слуху, ни духу от него, как в воду канул. А также как и ты все говорил: - «учиться хочу, учиться хочу».
-  Тятька, школу я не брошу, я то же хочу учиться.
- Ах, ты ещё перечишь отцу? – он схватил вожжи, собираясь побить настырную дочь.
В доме мать, братья, сёстры подняли плачь, а Марина легла на лавку и твёрдо заявила отцу:
- Можешь меня убить, а школу я не брошу, всё равно буду учиться.
В сердцах отец сильно отстегал вожжами Марину и за её строптивый характер, и за старшего сына, променявшего крестьянскую жизнь на обучение.
- В школу больше ни ногой. Поняла?
 В ответ Марина объявила голодовку, четыре дня она не садилась за стол. На пятый день материнское сердце не выдержало, она зарезала курочку и, в тайне от мужа, пошла в церковь к батюшке.
- Батюшка Евлампий, что делать? Иван Степанович сильно избил Марину, запрещает ходить в школу. А та, такая же настырная, ну, вся в него, объявила голодовку и уже пятый день не ест, лежит больная. Моё сердце кровью обливается, тает на глазах дочка, так и помереть не долго.
- Иди домой Варвара, сегодня я приду к вам. Я и сам уже хотел прийти к вам, ни в школе, ни в церкви Марины что-то не видно в последнее время, а оно во-от как повернулось. Иди, иди, дочь моя, я обязательно улажу это дело.
Иван Степанович увидел подходящим к его двору батюшку, поспешил к калитке открыть её перед высоким гостем.
- Иван, сын мой, кого же ты избил в своём доме?
- Батюшка, я только немного поучил строптивую дочь.
- Не-ет, сын мой, ты теми вожжами избил не дочь, а ангела хранителя своей дочки.
- Да нет, отче. Я только изгонял из неё строптивость, надо, чтобы дети уважали и боялись своих родителей. Так и в библии записано.
- Ну да, Иван, ты ещё меня и Библии учить вздумал.  Ты думаешь, что в десять лет дитё само к учёбе любовью воспылало? А я тебе скажу, это её ангел хранитель шепчет на ухо и наставляет её на путь истинный, угодный Богу, а ты ангела избил, противишься ему. Да-а, не богоугодное дело ты творишь, Иван, не богоугодное. Давай зайдём к твоей дочке.
- Да она в доме лежит, не встаёт. Да и двери у нас низкие, не зацепитесь головой, и в доме у нас темновато, - все не хотел Иван Степанович, чтобы батюшка встретился с Мариной.
Но батюшка не обращал внимания на отговорки, зашёл в дом, перекрестился на образа.
- Марина, дочь моя, почему не ходишь в школу? И учитель беспокоится, и ребята уже ждут тебя.
- Меня тятька не пускает учиться.
- А сама-то ты хочешь учиться?
- Очень хочу, батюшка, - и глаза на впалом лице ее засветились.
- Ну что, Иван Степанович, что ты скажешь дочке?
- Нехай ходить, Бог с ней, - тяжело выдохнул он, вспоминая старшего непокорного сына. - Видно судьба моя такая.
Марина обрадовалась, с трудом встала с постели, поела, а назавтра она уже была в школе. Больше её никто ни в школе, ни на улице не обижал. Как же, сам батюшка за неё заступился, да ещё и ангел хранитель у неё за спиной.
Во втором классе Марина уже иногда подменяла учителя в классе, когда он болел или занят был по школьным делам. Ученики принимали это, уже как должное.
К концу второго года учёбы в земской школе батюшка Евлампий вместе с Мариной написали прошение владыке Астраханской епархии с просьбой направить сельскую ученицу на учёбу в прогимназию. Через два месяца на имя Марины Тыщенко пришёл пакет. Марина получила отказ, мол, женщины – учителя не особенно востребованы, да и владыка не красное солнышко – всех не обогреет.
 Закончила два класса земского училища первой ученицей с похвальным листом и направлением в Астраханскую женскую гимназию. Она уже несколько месяцев готовилась самостоятельно в гимназию по книге «Гимназия на дому», подаренной ей учителем.
По предложению учителя и батюшки волость выделила кое-какие деньги на дорогу Марине, родители собрали, что могли, и Марина Тыщенко поехала на пароходе в Астрахань учиться «на учительницу». И всё же, Марина ехала не в неизвестность, в Астрахани уже учился и заканчивал гимназию её старший брат Пётр Тыщенко.
Первенец Ивана Степановича и Варвары Григорьевны Тыщенко Петя был очень способным к обучению мальчиком. Земскую школу в Кислово он окончил с похвальным листом и направлением учиться в Астраханской гимназии за счёт епархии с дальнейшей работой учителем в церковно-приходских школах епархии.
Но у отца были другие планы на старшего сына. В семье уже было трое детей, намечался и четвёртый ребёнок. Отцу был нужен помощник в поле, да и надел земли, который выделялся сельской общиной только на детей мужского пола, тоже был бы подспорьем в семье. Родители о поездке сына на учёбу в далёкую Астрахань не хотели и слушать.
Августовским днём 1896 года Петро, заранее припасший продукты и деньги, заработанные перепиской церковных записей, текстов песнопений для хоров, сбежал из дома. Оставил записку у местного батюшки для отца и матери с просьбой не искать его и не держать на него зла, он уехал учиться в Астрахань.
Три дня отец с родственниками караулили его на пристанях Антиповки, Быково и Николаевской слободы. И всё напрасно. Петро пешком дошёл до села Водяного, а там, на лодке с рыбаками добрался до проходящего плота. Неделю Петро работал наравне со сплавщиками, рыбачил, варил на костре уху, отгоняя дымом назойливых речных комаров. Плот медленно проплывал мимо незнакомых городов и сёл, иногда Петру становилось не по себе от той неизвестности, что ждала его впереди. Оторванность от дома от семьи давила на него, но желание учиться пересиливало все его страхи. Вперёд, только вперёд к знаниям!
Отец, похоже, не простил бегство старшего сына, вскоре после этого у Варвары родился четвёртый ребёнок, а назвали его Петром. Скорее всего, родители считали, что старший сын Петро потерян для них.
И действительно Пётр Иванович (старший) Тыщенко ни разу не приезжал в Кислово к родителям. Переписывался с сёстрами Мариной, Марией, с племянницами Раей и Аней. Радовался за них, что они пошли по его учительским стопам. Очень редко передавал в письмах приветы родителям и братьям.
Пётр Иванович после окончания учёбы работал учителем в церковно-приходских школах Астрахани, затем учителем в земских, а позже в министерских школах. После революционных событий 1917 года судьба забросила Петра в Актюбинск, никогда он не жалел о принятом в детстве решении учиться.
Пётр Иванович Тыщенко стал первым из выходцев Кислово, кто смог получить учительское образование, причём самостоятельно наперекор родительской воли, а значит и без родительской помощи. Это через половину века из Кислово ежегодно будут выезжать выпускники Кисловской школы на обучение в город десятками, и также не возвращаться в родное село. Многие из них получали образование почти без материальной родительской помощи. Зачастую молодые люди повторяли судьбу  П.И. Тыщенко, хотя и не знали этого. В этом деле  он был забытый и неизвестный для них первопроходец.
*             *             *
Младшие братья Тыщенко все закончили Кисловскую четырехклассную Министерскую школу. В то время четырёхклассного образования для крестьянской деревни, для армейской службы было вполне достаточно.
 Андрей Иванович Тыщенко (1887-1961 г.г.) вплоть до войны хлебопашествовал с отцом, а после войны работал в Кислово сборщиком налогов, заготовителем сельхозпродукции. Во время войны 1914-1917 годов воевал в Русском экспедиционном корпусе во Франции, защищая Париж от австро-венгров, а затем и от немцев. За личную храбрость получил три солдатских креста, дослужился до унтер-офицера.  В связи с революционными событиями 1917 года в России, экспедиционный корпус был отозван на Родину. Участвовал Андрей Иванович и в гражданской войне на стороне красных.
Пётр Иванович (младший) Тыщенко закончил четыре класса Кисловской Министерской школы, работал вместе с отцом в своём крестьянском хозяйстве, затем долгое время был секретарём Кисловского сельсовета. В 1942 году погиб, защищая от фашистов Москву.
Самый младший сын Иван Иванович Тыщенко 1904 года рождения так же закончил четыре класса Кисловской Министерской школы. Они с другом Марченко Иваном Степановичем горячо, всем сердцем приняли революцию, активно участвовали в её становлении. Оба вступили в Комсомол, оба принимали активное участие в становлении Советской власти, коллективизации.
В 1929 году поздно осенью он возвращался из Николаевки с районного комсомольского актива. Ещё с обеда зарядил холодный осенний дождь. В открытой повозке он полностью промок, в довершение поздно ночью стало подмораживать. В результате у Ивана случилось
двухстороннее воспаление лёгких. Врач Кисловской больницы Фёдор Углов, в последствии знаменитый врач, тогда ничего не смог сделать.
Ивана Тыщенко похоронили в центре села, рядом с погибшими старшими товарищами: Фёдором Черноиваненко, Фёдором Яндовицким, Алексеем Триголос, Михаилом Ивченко, Михаилом Горькавенко.
*                *              *
Конечно, Петро, как старший брат, на первых порах помог Марине поступить в прогимназию, подсказывал ей, как заработать копейки, так необходимые для пропитания и покупку скромной одежды.
За время обучения Марина раза два навещала на каникулах родительский дом. В отличие от Петра её тянуло домой, скучала по своей семье, но учеба для неё была превыше всего.       
Плату за обучение с неё не брали, как из бедной семьи и хорошо успевающей в учёбе. Жила она с одинокой  сторожем – истопницей,  здесь же на служебной квартире при прогимназии, подрабатывала она и репетиторством с дочками и сыночками богатых горожан.
 И это в 12 лет!! Просто поражаешься такой настойчивости, такому стремлению учиться простой крестьянской девчонки.
И всё же, Марина ехала не в неизвестность. Скорее всего, пример старшего брата Петра сыграл определённую роль в появлении стремления к учёбе младших детей в семье Ивана Степановича Тыщенко. Следом за Мариной в Астрахань приедет учиться «на учительницу»  и младшая сестра Мария. Конечно, Марии было намного легче учиться, во многом ей помогали и Пётр, который уже работал учителем, и Марина, которая уже заканчивала прогимназию.
Две сестры Тыщенко подадут хороший пример крестьянским девочкам.
Закончив в Астрахани женскую прогимназию Марина Ивановна некоторое время работала в Кисловской Министерской школе учительницей, немного позже в Кисловку после окончания учёбы приехала работать и Мария. Она вскоре вышла замуж за местного парня Коломыйченко Андрея Андреевича, который и увёз её в Михаиловский район, где он всю оставшуюся жизнь директорствовал в совхозе. Мария Ивановна всю жизнь отдавала себя школе.
До революции Марина и Мария Тыщенко работали в школе, казалось бы, жизнь наладилась, но пришёл бурный, непредсказуемый и непонятный 1917 год. Следом гражданская война, ожесточившая сердца народа и разделившая его на «красных» и «белых», за ней военный коммунизм с экспроприациями, а проще - грабежами крестьян. А следствием такой политики – череда голодных годов в стране, которая ещё несколько лет назад была главным экспортёром продовольствия в мире.
Многие крестьяне тогда  уезжали с насиженных мест в города, а некоторые просто «куда глаза глядят». Марина Тыщенко выехала из голодного нижнего Поволжья в «верха», в город Самару.
 Там она работала учительницей, вышла замуж, стала Мариной Ивановной Сацик. Вскоре родилась дочь Раечка.
 За настойчивый и целеустремлённый характер Марины, творческий подход к работе её назначают директором школы. На этом посту за заслуги её наградили «Орденом Ленина». Жизнь Марины Ивановны налаживалась.
Незадолго перед войной её перевели работать директором школы в Москву.
Война! Как же она изменила жизнь всей страны и каждого человека. Бомбёжки, артобстрелы, скудные пайки, эвакуация.
 В самое тяжёлое  для москвичей время старших школьников её школы направляют в Поволжье на трудовые работы, а, главное, немного подкормиться и подальше от бомбёжек. Марина Ивановна выбирает место переезда родную Кисловку. Вместе с учителями школы они привозят старших школьников на работы в кисловские колхозы. Здесь ученики  работают в колхозах, учатся в школе, учителя преподают в местной школе, Марину Ивановну назначают директором Кисловской школы, её дочь Раиса Ионовна Щуцкая преподаёт в школе иностранный язык.
Родное село, родные люди, воспоминания детства нахлынули на Марину Ивановну. Она, как будто и не уезжала из села, вот знакомый и такой родной дом, под спуском родная Арапка, Волга всё также блестит за мелколесьем. Одно плохо – идёт война, многие уже на фронте, военная тыловая жизнь очень тяжёлая: «все для фронта, всё для победы» - не пустые слова, а определяющие жизнь всей страны, каждого жителя.   
Фашистов отогнали от Москвы. Летом 1942 года московским школьникам разрешили возвращаться домой в Москву.
 Марине Ивановне предложили остаться работать директором школы в Кислово. Была война и не особо спрашивали согласие работника. В Москву учеников повезла Раиса Ионовна одна.
 Марина Ивановна до октября 1942 года   работала директором Кисловской школы, пока не нашли замену. Сдав школу Тетерятникову Ивану Петровичау, Марина Ивановна выехала в Москву, в свою школу, где и работала, сколько хватило сил.
В 1965 году внучатая племянница Валя Вакуленко и её подруга Валя Здобнова  вместе поступали в МГУ. В перерывах между экзаменами они посетили Марину Ивановну в подмосковном доме дачного посёлка.
- Удивило нас то, что во дворах росли в основном высокие ели, причём на три четверти от земли стволы были без веток. И только где-то высоко-высоко вверху в их пышных кронах пряталось солнышко и шустрые белки. Газонная трава была ровно подстрижена, кое-где своим разноцветьем радовали глаз маленькие клумбы. Ни овощей, ни фруктовых деревьев не произрастало, это для нас было особенно удивительным. К маленькому старому домику с южной стороны была пристроена веранда. От входа на веранду к клумбам разбегались уже заросшие тропинки, затем они терялись между деревьями. К стволам деревьев были прикреплены кормушки для птиц и для юрких местных белок, которые были ручными и совсем не боялись Марины Ивановны.
Нас встретила стройная с благородными сединами невысокая женщина.
- Кто это к нам приехал? - нараспев сказала хозяйка, - девочки, а я вас уже жду. Мне письмо из Кислово ещё пять дней тому назад пришло. Проходите, проходите, сейчас завтракать будем. Как ваши экзамены в университете? Как устроились в Москве? – засыпала нас вопросами Марина Ивановна и в то же время расставляла тарелки на небольшом столике светлой веранды.
Мы отвечали на её вопросы, задавали свои о здоровье, о житье-бытье, а, когда мы собрались уезжать в Москву, она спросила нас о Кислово.
- Как там Кислово? Как школа? Как Волга, наш старый домик ещё стоит или его уже водой смыло?
- Дом новые хозяева перевезли на новое место, ближе к мосту, а дворик уже больше половины волной обрушило. Скоро и совсем ничего от него не останется, да и вся улица уже переселена.
А школа в этом году перейдёт в новое здание, наш выпуск был последним в нашей старой школе. Говорят, что здание под больницу отдадут.
- А церковно-приходская школа?
- Это наш физзал? Его под почту отдают, старое здание почты под переселение подпадает, как и старые здания больницы, Бырчина школа и многие дома прибрежных улиц. Морская волна за год съедает 15 – 20 метров.
- Эх, море, море. Горе ты наше, ничего не остаётся от нашего детства, - как-то задумчиво произнесла пожилая женщина, видно, вспоминая что-то своё, сокровенное.
*            *           *
Мы сидим в тенистой беседке под раскидистой яблоней во дворе Анны Андреевны Вакуленко. Недалеко от беседки идут ряды ухоженного винограда, сбоку от беседки стоит высокий деревянный дом, его окрашенные ставни закрыты, так одинокая хозяйка спасается от июльской жары. Рядом с домом на тоненькой блестящей цепочке, свернувшись клубочком, прячется от палящей жары в прохладной ямке разноцветная собачонка – Дик. И дом, и беседка, и деревянная кухня были когда-то с любовью и выдумкой построены умелой хозяйской рукой её мужа - Павла Егоровича Вакуленко. Но это было так давно, время, в отсутствии в доме мужчины,  безжалостной рукой коснулось всего хозяйства Анны Андреевны, урожденной Тыщенко. Её отец Андрей Иванович Тыщенко приходится родным братом двум родным братьям Петрам Ивановичам, Марине Ивановне Сацик, Марии Ивановне  Коломыйченко и младшему Ивану Ивановичу Тыщенко. От некогда большой семьи Тыщенко в Кисловке в настоящее время осталась только внучка Ивана Степановича, дочь Андрея Ивановича Тыщенко Анна Андреевна по мужу Вакуленко.
 Кажется, недавно маленькая Анечка бегала босиком по пойменным лугам, купалась в Арапке, а сейчас…
 Время, ах, время! Оно безжалостно ко всему в этом мире. 
*            *           *
Продолжение в части 2.