Всю жизнь учись у матроса бороться за живучесть...

Константин Семынин
                Дню Защитника Отечества посвящается!

    
          Никто точно не знает, сколько лет этой традиции. Но из года в год везут отслужившие воины в своём нехитром багаже фотоальбомы и блокнотики с афоризмами в память о службе и солдатской дружбе. Не избежал этой участи и я, поддавшись соблазну собрать эти сокровища военного сарказма и юмора. И сегодня, накануне Дня защитника Отечества, хочу предложить вам смахнуть архивную пыль с обложки дембельского блокнота и совершить захватывающее путешествие по его по истрепавшимся страницам. Итак, в путь!..

          Как сейчас помню, всё началось с повестки: "Военкомат - страна чудес, туда попал и в ней исчез". Уже там нам, будущим воинам, популярно разъяснили, что прежде чем любовь крутить, надо научиться крутить портянки. Ощущая всю трагическую неизбежность и неотвратимость быть подстриженными под мини копию земного шара, уже тогда кто-то с тоской прикинул, что армия - это 2 года нервов, 24 месяца терпения, 104 недели разлуки, 730 дней жизни, 2028000 минут тревог, 137680000 секунд ожидания и 1 день счастья, то бишь дембель. Но и это было ещё не столь страшно для неокрепшей юношеской психики. Настоящий шок случился на сборном пункте под Копейском, когда грянуло распределение, прошедшее под лозунгом: "Попал на флот - гордись, не попал - радуйся!" Мне, в составе 35 "счастливчиков", пришлось "гордиться", причём истина, что "моряк не найдёт выхода только из могилы", утешала мало. В пору было совсем скиснуть, когда конечной точкой пути нам определили Кольский полуостров. Но, как метко подметил кто-то из наших безымянных предшественников, который "готов был в золотой коляске всю жизнь царский прах возить за то, что продал царь Аляску, а то пришлось бы там служить!" Что же, Северный флот, встречай пополнение!

          За пять дней пути от бравых морячков-сопровождающих мы почерпнули свои первые сведения о севере и нашей предстоящей службе: "На севере жизнь без сласти и медведицы без страсти. На Кольском 1000 рублей - не деньги, 1000 километров - не расстояние, цветы без запаха, а белые медведицы без огонька". Одной из первых важных истин для нас должны были стать три заповеди настоящего матроса: зверский аппетит, сон в любом положении и лютая ненависть к любой работе. Когда же кто-то с верхней полки плацкарта спросил: "А как определить истинного моряка?" - наш гуру-сопровождающий изрёк: "Если роба из рогожи, а ремень из чёрной кожи, если борз он или пьян... сразу видно - мореман". С тех самых пор главным тостом нашей жизни стала фраза: "Мы всё пропьём, но флот не опозорим!" Но для того, чтобы с гордостью опрокинуть рюмашку-другую чего-то горячительного, небрежно бросив: "Я пью за тех, кто на борту!.. Кто за бортом - напьются сами!" - предстояло пройти семь кругов ада и познать все тяготы и лишения флотской службы." Нас топтали, как снег, нас вгоняли в асфальт... Кто прошёл ВМФ, тот прошёл Бухенвальд!.." Флот - это романтика для тех, кто там не был!

          Потянулись серые монотонные будни с камбузными нарядами, политзанятиями, спортивными праздниками, которые для любого матроса были, что для лошади свадьба, когда голова в цветах, а задница в мыле... После учебки, которая оказалась похожей на рощу, где много дубов, мы приобрели негласное звание "духи" и стали потихоньку приближать такой желанный, но ещё столь недосягаемый ДМБ. "Кто летал быстрее мухи? Это "духи", "духи", "духи". Иногда получалось и с музыкой: "Это не рэп, это не джаз... Просто два "духа" скребут унитаз." К сожалению, а может и к счастью, флот не стал для нас большой коммунальной семьёй:

             Замполит мне - мать родная,
             Старшина - отец родной.
             Я е***л семью такую,
             Лучше буду сиротой!

          Но если с замполитом приходилось, в основном, сталкиваться на занятиях, где "стоят столы дубовые, идут политзанятия: сидят "дубы" здоровые без всякого понятия", то старшина имел обыкновение появляться всегда тогда, когда его меньше всего ожидали. И чем дольше мы служили, тем сильнее в нас крепло мнение, что страшнее старшины природа чудовища не порождала: "Мать ждёт вечно. Девушка - 2 года. Старшина - 3 секунды." И каждую ночь один и тот же навязчивый сон:

              Старшина у нас хороший,
              Старшина у нас один...
              Мы на дембель соберёмся
              И п***ы ему дадим!..
 
          Шло время. Потихоньку бывшие "духи" мужали, становились "карасями", потом "борзыми" рыбами, то есть занимали более высокие ступени в неофициальном табеле о рангах. Прав становилось всё больше, а обязанности убывали в обратной пропорциональности. Но выходных у нас по-прежнему не было, а были лишь напряжённые часы отдыха. В свободное время мы познавали суровую правду жизни, которую от нас тщательно скрывали всё время нашей службы: "Когда Бог раздавал дисциплину, стройбат был на работе. Когда Бог наводил порядок, авиация была в воздухе. А когда Бог вознамерился раздать совесть, моряки ушли в плавание". Поэтому счастливый матрос и получил сытый желудок, наглую рожу и ни грамма совести.

          Как быстро промчалось время!.. Вот уже и мы просвещаем молодое пополнение, что флот ума не прибавит, но дурь выбьет хорошо. Да и в самую пору уже воскликнуть: "Дембель неизбежен, как крах мирового капитализма!" Мы стали "годками", то бишь "заслуженными дедами Северного флота".  А как же иначе, ведь армия и флот - единственное место на земле, откуда молодые ребята возвращаются "дедушками" . Не грех уже было и выпить "огненной воды", зажав стакан ладонью сверху, чтобы старшина не услышал, а если вдруг погоришь, с бравадой заявить: "Матрос не пьян, его просто качает. Да! Водка - враг, но кто сказал, что моряки бояться врагов?" И уже совсем грозно звучало: "Не бей лежачего матроса, вдруг он поднимется, и обидчик станет загадкой для хирурга". Конечно, далеко не все "шалости" сходили с рук, но и воевать с нами уже было без толку, ибо страшные сны о мести старшине к тому времени уже сменились сладостными грёзами о родном доме. А бегать с лопатой или чистить картошку считалось не позволительно по сроку службы. И ждали мы, как сыра от вороны, приказ министра обороны. А в наши сны всё чаще стали приходить "дом и речка, девка голая на печке, море пива, водки таз..." Вот такое оно, дембельское счастье! Теперь мы были уверенны в том, что дембель не девушка и мимо не пройдёт! "Дух" на "деда" смотрит нежно и качает головой: "Скоро ты пойдёшь на дембель, забери меня с собой!"

          Мы ладили чемоданы в дальнюю дорогу, и каждый из нас был твёрдо уверен в том, что лучше уж попасть под танк, чем лечь под моряка, что на два года был лишён женской ласки... Мы возвращались, лихо заломив бескозырки и чёрные береты, выставив на обозрение сине-белые тельняшки, ведь ДМБ только раз в жизни, и мы его честно заслужили:

              Вернёмся мы домой, ребята!
              И будут нам сверкать издалека
              Не звёзды на погонах у комбата,
              А звёзды на бутылках коньяка!
 
          На этом краткий курс военно-морской службы в стихах и афоризмах из дембельского блокнота считаю оконченным. От всей души поздравляю всех тех, кому когда-либо пришлось месить сапогами грязь бездорожья, испытывать ломоту в позвоночнике от тяжести каски и вдыхать "свежий" воздух через фильтр противогаза, а ещё тех, кому только предстоит незабываемое ощущение от марш-броска в полной боевой выкладке с Днём Защитника Отечества! Счастья, здоровья, удачи!.. И пусть больше никому и никогда не придётся применять автомат по его прямому назначению!