Повесть 12 из книги мы славяне п. краснощеков

Павел Краснощеков
ЧАСТЬ 12 книги МЫ СЛАВЯНЕ П.Краснощеков

                А КТО ЕЩЁ?

  А как же не вспомнить соседей, живших многие века рядом с руссами. Естественно, что и они оставили свой след в нашем генетическом наследии. Чуть севернее жили финские племена, восточнее жили угорские племена, рядом жили и сейчас живут болгарские племена, правда, сейчас они зовутся татарами.
- Дедушка, расскажи поподробнее о славянских племенах.
- Сначала о географии расселения славян. Западные славяне состоят из нескольких групп: 1) чехов, моравов и словаков; 2) поляков; 3) Балтийских славян венедов, или поморян. Эти славяне осели по нижнему течению Эльбы (Лабы), Одеру и южному Балтийского Поморья.
Южные славяне состояли из 1) славен (словенцев); 2) хорватов и сербов; 3) дунайских болгар. Они заняли бассейн Дуная.
 Восточные славяне занимали Среднее Поднепровье, бассейны Западной Двины, Эльбы, Днестра, Южного Буга, Волги. Это родина тех праславян, которых древние греки называли антами или скифами. Возможно они ошибались - анты и скифы были кочевниками, скотоводами, а праславяне были земледельцами, охотниками, звероловами. Скорее всего, и анты и праславяне были одного корня – древних ариев.
Сохранилось описание антов – славян в трактате Псевдо-Маврикия «Стратегикон»:
«Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всём остальном у обоих этих варварских племён вся жизнь и законы одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую – либо силу, и когда им вот – вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас принести богу жертву и выполняют то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой жертвы. Они почитают реки и нимф (русалок), и всякие другие божества, принося жертвы всем им и при помощи этих жертв производят гадания… Вступая в битву, большинство из них идёт на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают, иные не носят рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бёдрах, и в таком виде идут на сражение с врагами… По внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый или золотистый и не совсем чёрный, но все они темно-красные…
…Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе, их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К пребывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, охраняют их в случае надобности. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определённым временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там ( где они находятся) на положении свободных и друзей?... Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считает смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь…»
Здесь византийский автор, называя племена антов – славян варварами, извечными врагами их империи, всё же не мог скрыть своего восхищения ими и признания их высоких нравственных качеств.
В мировой литературе сложился миф «загадочности славянской души». В основу положены гениальные творения русских писателей, композиторов, художников. Действительно «славянская душа» хранит самобытность, то, что в неё заложено за тысячелетия ходом истории, образом жизни и самой русской природой. Именно природная среда оказала в значительной степени на характер и духовный мир этнической общности. Русские мелодии и ритмы многообразны: то плавные и раздольные, как и русские реки и степи, то буйные заухабистые, как русские тройки, а могут быть долгими и печальными, как зимние вечера и ночи. Вот откуда берётся богатство палитры русских музыкантов и художников. Свою лепту в загадочность «русской души» внесло и смешение большого количества племён восточных славян, которые были объединены в единую Русь.
Поляне – киевляне отличались добродушием и гостеприимностью, мужеством, отвагой в борьбе с врагами, не терпели диктата и изгоняли неугодных князей или посягавших на власть пришельцев.
У древлян был другой характер - более замкнутый и суровый, они, как и дреговичи жили в лесах и на болотах. Однако они были прямыми и простодушными.
Кривичи, жившие в среднем течении Днепра вокруг своей столицы – Смоленска. Они умели, и торговать и ладья смолить, и хлеб выращивать, и скот пасти.
Радимичи и северяне имели свой норов. Росли могучими и воинственными. Никому не хотели подчиняться, поэтому и вошли в состав Киевской Руси, позже других, долго укрывались в своих Брыньских лесах.
Вятичи. Это самый большой племенной союз Русского Севера. Они обитали на всём обширном пространстве приокских долин и возвышенностей. И характер у них под стать всему этому раздолью и простору. Это раздолье – та самая приокская рось, объединившаяся вокруг Москвы и стала впоследствии средневековой Россией.
Загадочность, высокую культуру, гениальность писателей, композиторов, художников заключалось в том, что Русь более двух тысячелетий следует рассматривать в контексте  исторического развития мировой цивилизации. Русь занимала срединное положение, располагаясь на равнине между великими империями Азии и Европы, воспринимая и творчески перерабатывая не только культуру античного мира, культуру стран Востока, она впитывала множество сопредельных культур различных племён и народностей Восточной Европы, Скандинавии, финских и тюркских племён Поволжья и Причерноморья. Русь создала особую, многообразную, неповторимую, присущими только ей чертами и признаками культуру. Это то, что Ф.И. Тютчевым названо «особой статью»:

«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить».

Именно эта «особенная стать» позволили русскому народу пройти великий исторический путь, преодолеть преграды, пережить испытания, каких не выпадало на долю ни одного другого народа мира.
*          *         *

                ЗОЛОТОЙ ВЕК

В конце восьмого века Балтику охватило движение викингов, варягов, норманнов, их пиратским промыслом не гнушались и многие властители Прибалтики – короли, герцоги, князья. Всем хотелось поживиться за чужой счёт, всем хотелось разбогатеть, а, главное, быстро.
Ладога притягивала к себе викингов, через Ладогу открывался путь во внутренние водоёмы страны драгоценных мехов. По Волге путь лежал в «хазары», где викинги сбывали своих пленников, через Ладогу открывался путь «из варяг в греки», в Византийскую империю. Викинги нападали на Ладогу не один раз. Пришельцы подмяли под себя не только словен, но и их соседей. «Словены, и кривичи, и меря, и чудь дань даяху варягам, а те насилие даяху» - гласят северные летописи. Только восстание всех этих народов освободило эти страны от бесчинств варягов. Коалицию возглавил князь Гостомысл, сын Буривоя.
 Именно под руководством Гостомысла в девятом веке были объединены словены, кривичи, меря, чудь для защиты от варягов. Изгнав варягов, этот союз не распался, каждый народ имел  своего вождя, а над ними был великий князь Гостомысл. Эта держава охватывала нынешние Ленинградскую, Новгородскую, Псковскую, Тверскую, Ярославскую, Смоленскую области, часть Белоруссии, Карелии. Гостомысл вёл активную внешнюю политику, и сам он бывал в городах прибалтийских славян. Наступил мирный созидательный «золотой век» Северной Руси.
Своих трёх дочерей Гостомысл выдал замуж за «суседних» князей. Среднюю дочь  Умилу дал в жёны славянскому князю Годолюбу  племени рарогов.  А вот четверо его сыновей умерли или погибли в войнах, причем наследников он лишился уже стариком.
Передать правление державой было некому. По преданию он перед смертью увидел сон, как «из чрева средней дочери его Умилы» выросло чудесное дерево, от плода которого насыщаются люди всей земли. Волхвы истолковали его так, что «От сынов ея имать наследити ему, и земля угобзится княжением его». После смерти Гостомысла его держава распалась в жестоких драках, Из летописи: «словены, и кривичи, и меря, и чудь всташа сами на ся воевать, и бысть межю ими рать велика и усобица». А в это время около 852 года на юге разворачивается агрессия Хазарского каганата, уже под его власть попали меряне. Пираты-датчане снова напали на Ладогу. В 854 году сын шведского короля Эмунда с викингами прошелся по восточным берегам Балтики, разгромив и обложив данью куров, эстов и финнов. Требовалось объединение славян, тут и всплыло «завещание Гостомысла».
Умила - дочь Гостомысла родила сына Рюрика около 808 года.
Отец Рюрика Годолюб, князь славянского племени рарогов, входящих в союз ободритов, при обороне города Рерик попал в плен к датчанами и был повешен.  Рос Рюрик с братом Харальдом без отца и они реально ничем не владели, им отцовского княжества так и не вернули. Сиротам – изгоям открывалась прямая дорога в «варяги», тогда на Балтике сбивались в стаи искатели удачи вокруг владельцев кораблей и на береговых базах пиратов.
Со временем Рюрик стал одним из удачливых пиратских вождей,  база его была на «острове Буяне» - Рюгене. Здесь строились корабли и формировались варяжские дружины, здесь был центр славянского пиратства. Рюрик был сильно обижен на франков из-за лишения отцовского наследства, поэтому и совершал набеги в основном на Францию. Захватил и сжёг Нант, разграбил все города по реке Гароны вплоть до Бордо. Затем флотилия пиратов отправилась на юг, взяли Ла-Корунью, Лисабон и достигли Африки, где разграбили город Нокур. На обратном пути они высадились в Андалусии и захватили неприступную Севилью. Это всё только за время одного похода. За ним числились и другие города: Нант, Орлеан, Лимузен, Тур, участие в осаде норманнами Парижа. Опустошал Рюрик со своими варягами и германские города по течению Рейна, причём систематически. Варяжские дружины Рюрика навели такой ужас, что император Лотарь запаниковал и вступил с ним в переговоры. Был возвращен его лен. Но Рюрик снова был обманут,  и снова он оказался без княжества в 45 лет и «у разбитого корыта».
 Русичи, призвав Рюрика на княжение, сразу же обезопасили себя от нападения варягов и приобретали в его лице уже состоявшегося военного деятеля и с профессиональной боевой дружиной. Балтика в это время стонала от бесчинств викингов, они же варяги, они же пираты. Только на Русь после прихода Рюрика со стороны балтийских варягов не зарегистрировано ни одного нападения. Наоборот, через Русь по Волге варяги на нескольких эскадрах переправили на рынки Востока до 10000 невольников и невольниц из Франции и Нидерландов. Кандидатура Рюрика удовлетворила все княжества бывшей державы Гостомысла. В 862 году Рюрик с дружинами и братьями по разбою Синеусом и Трувором пришли на Русь.
Рюрик придя на Русь воскликнул: «…земля богатая, да порядка в ней нету…». Изначально некому было держать порядок, то есть власть. И он принялся за укрепление государственности, создавать административную систему, назначая в подвластные ему города своих наместников, словом занялся внутренним устроением державы и укреплением её рубежей. Начал повсюду «грады ставити». В Ладоге и Изборске возводятся каменные городские стены. Держава богатела за счёт транзитных и торговых пошлин, не слишком обременяя подданных лишними налогами. В Ладоге, да и в других городах Руси вели торговлю, осуществляли транзит товаров хазарские иудейские купцы. Главными торговыми центрами были Старая Ладога, Булгар и Итиль. В Закавказье, в Арабский Халифат поступал янтарь, пушнина, цветные металлы, а из арабских стран – ремесленные изделия и предметы роскоши.
 Мир между хазарским каганатом и северной Русью приносил ощутимые плоды. Это было продолжение «золотого века» Северной Руси.
У Рюрика был сын Игорь от Ефанды, которая была родом из норвежских королей. Игорь был ещё ребёнком, когда Рюрик умер в 879 году. Регентом Игоря стал его дядя Олег (Хальги) Одда, так же из рода норвежских королей.
«…Как ныне сбирается Вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам…»
- Павлик, кто такой Вещий Олег, каким хазарам и за что он решил отмстить, а, главное, когда это было?
- Ну-у, как я зна-аю из истории, Вещий Олег это новгородский князь девятого века нашей эры, Очень воинственный, а, главное удачливый человек. Он захватил Смоленск, Любеч, а затем Киев и стал киевским князем, покорил древлян, северян, радимичей воевал с болгарами и хазарами. В 907 году во главе восьмидесятитысячного войска из всех подвластных ему племён совершил поход на Византию. Там ещё такой случай был у него: он поставил 2000 кораблей на колёса и под парусами двинулись на Царьград. Олег взял с Византии огромную дань, а уходя, прибил к городским вратам свой щит. Знай и помни наших.
 А умер Олег, как ему и предсказывали волхвы, от укуса змеи, выползшей из черепа давно погибшего его любимого коня.
- Видно, что ты историю Руси начиная со второго тысячелетия нашей эры учил и знаешь. И это меня радует.
 А вот знаешь ли ты, почему нас не любят на западе?
*         *        *

                ПОЧЕМУ ЕАС, РУССКИХ, НЕ ЛЮБЯТ В ЕВРОПЕ?

Индоевропейская русофобия не зависит от эпохи, государственного строя России, она не лечится, а только вырезается хирургическим путём Ледовым побоищем, позорным выпровождением французов в 1812 году, Сталинградской и Курской битвами. Гегель называл славян неисторическим народом, потому что не участвуют в истории Европы, они просто живут на земле и пашут эту землю. Карл Маркс пошёл ещё дальше: «Московиты узурпировали имя Россия. Они не являются славянами; они вообще не принадлежат к индо - европейской расе; они - пришельцы». (Интересно, откуда мы пришли?) Андрей Амальрик добавляет, что мы ещё и смертельно опасные пришельцы: «…славянское государство поочерёдно создавалось скандинавами, татарами, немцами и евреями – и оно поочерёдно уничтожало своих создателей». Ну-у, очень дельный совет не лезть к славянам – всё равно уничтожат. А Серано Суньора и вовсе заявил: «Уничтожение России – требование Истории и будущего Европы». Историю надо понимать не со Средневековья, Древнего Мира, а как Метаисторию с начала исхода, с момента разрыва Расы на Индоевропу и Русь. Всё это не являлось каким то откровение для русских, об этом писал Ф.М. Достоевский в своём «Дневнике писателя»: «Эти люди ненавидят Россию, так сказать, натурально, физически: за климат, за поля, за леса, за порядки, за освобождение мужика, за русскую историю, одним словом, за всё, за всё ненавидят».
Да, мы славяне - народ земледельцев, а для земледельцев не нужна  власть, не нужно и войско, поэтому племена скотоводов, у которых всегда было мощное войско для охраны скота, для завоеваний новых пастбищ часто разоряли земли славян. В молитвеннике «Авеста» зороастризма в начале первого тысячелетия до н.э. упоминается одна из лучших стран на севере, где бичом являются жестокие морозы и собственные плохие властители.
Немецкий философ Шубарт выразился проще: «Русские и европейцы являют по отношению друг к другу совершенно другой мир». И только Ницше заступился за русских, который считал, что вырождающуюся Европу может спасти славянский мир.
Отсутствие полярных корней у западно-европейской ветви, в отличие от восточной, славянской и индоиранской, отодвигает возможную общую точку не на одно тысячелетие назад, а на десятки тысяч лет.
Русь всегда была чужда Европе. Европейцы никогда не признавали русских за своих, да и сами русские считали, что между ними лежит огромная пропасть. Наш прославленный Александр Невский пошёл на сговор с Ордой, считай с Азией, но бился насмерть с тевтонскими рыцарями, с Европой. Наша Русская Православная Церковь терпима и мирно уживается с исламом, иудаизмом, буддизмом, но испытывает отторжение к западному христианству. Отторжение началось сразу же после крещения Руси. Основатель Киевско-Печёрского монастыря, Феодосий Печёрский в своих Поучениях в 1069 году писал: «Вере же латынской не приобщаться, не соблюдать их обычаев, и от причастия их отвращаться, и никакого учения их не слушать, и всех их обычаев и нравов гнушаться и блюстись; дочерей своих не давать за них замуж, ни у них дочерей брать; не брататься с ними, ни кланяться им, ни целовать его; и из одной посуды не есть и не пить с ним, и не брать у них пищи».
Русь и Европа – это два разных мира, два разных космоса, живущих в разных измерениях, очень уж точно выразился Киплинг: « Восток и Запад два полюса, и они никогда не сойдутся вместе».
Ни чаадаевы, ни Пётр-1 не приблизили Русь к Европе, но за 300 лет правления династии Романовых уже казалось, что Русь стала «принадлежать» Западу. Построена новая, нерусская с нерусским именем столица, приближенная максимально к Западу, власть говорит на хорошем французском и немецком языке, но на плохом русском, сплошь католические и протестантские заведения, границы открыты. Русские, а вернее русская элита стали своими в Париже, Берлине, на швейцарских и итальянских курортах. Наконец-то Русь в индоевропейском суперэтносе! Но … приходят большевики и всё обнуляют. Нет Романовых, нет «благородий», нет «блистательного» Петербурга. А есть железный занавес, есть великая «отечественная» и «священная» война с Западом. Есть снова два полюса и то же великое противостояние.
Прошло полвека, и уже новая элита тужится притянуть нас к Западу, и снова наша новая элита в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, на курортах в Швейцарии, Италии, на Мальдивах. Скоро, очень скоро нам (читай тем, кто наловил много «рыбы» в мутной воде перестройки, приватизации, передела государственной собственности), как подачку разрешат безвизовый режим в Европу.  Это лишний раз доказывает, что история ничему не учит, а только наказывает за совершённые ошибки.
-Дедушка, я недавно смотрел фильм об Иване Грозном, как же много жестокости было тогда. Неужели жестокость присуща только русским князьям и царям? Неужели нас заслуженно называли варварами?
*          *         *

                ВАРВАРЫ. КТО ОНИ?

- Надо отметить, что варварами называли древние римляне, а затем и древние греки всех неримлян, всех негреков. В Византии варварами называли западноевропейские народы, А в эпоху раннего христианства варварами стали называть язычников. Так что в числе  варваров числилось почти всё человечество и мы в том числе. И это вполне заслужено.
По каким признакам греки относили народы к варварам? Скифов, оказывается, они относили к варварам уже потому, что скифы пьют вино не разбавленным, носят штаны и ездят верхом!!! Даже Гиппократ пытался доказать, что носить штаны и ездить верхом вредно для здоровья. А цивилизация скифов была ничуть не ниже большинства известных государств Древнего мира.
А в жестокостях можно обвинить и даже в большей степени тех же римлян, тех же греков, а впоследствии уже и всех остальных властителей, завоевателей, узурпаторов.
Вспомни дело Иисуса Христа. Римский наместник-прокуратор не находит ни малейшего состава преступления, но «уважаемые люди» из Синедриона просят его, нет, они настаивают. Возбуждённая, подготовленная толпа орёт: «Распни его!» И прокуратор идёт на поводу толпы, а не закона, отправляет Христа на истязание, а потом на мучительную и позорную смерть на кресте.
В четвёртом веке при правлении Константина Великого Лактаций так описывает сбор налогов: «Это были картины ужаса, как при нападении врагов и уводе пленных… В города сгонялось всё городское и сельское население; все площади были забиты толпами людей…Ввели пытки и побои, сыновей пытали перед отцами, вернейших рабов перед хозяевами, жён перед мужьями. Если же всё это было безуспешно, пытали самого собственника, и если он не выдерживал боли, он записывал в собственность то, чего вообще не существовало. Ни возраст, ни немощи не находили снисхождения…».
Великие державы, в разное время выступающие хозяевами Азии, после побед отсчитывали такую часть населения, которую несложно удерживать в рабстве, а остальные безжалостно истреблялись. Царь Синаххериб в своих описаниях своих деяний хвастался: «Я отсёк головы воинам и сложил из них пирамиду перед городом. Я сжигал в огне юношей и девушек, оставшихся в живых пленных, я сажал на колья вокруг города, а остальным выкалывал глаза». Не зря же ассирийскую столицу Ниневию называли «городом кровей».  Чтобы внушить ужас всем народам, её башни и стены покрывала кожа, содранная с пленников и пленниц, а у восточных ворот располагалось что-то вроде зверинца, где в клетках на цепях сидели цари покоренных народов.
Те же авары придумали более «утончённые» развлечения – они ездили на собственных подневольных наложницах, а подневольных  мужчин гоняли в бой за свои интересы.
Ученик Аристотеля Александр Македонский приказал не просто перебить, а распять всех граждан непокорного Тира, включая женщин и детей всех возрастов, а в эпоху эллинизма в Египте приговоренных отдавали жрецам для медицинских экспериментов. Так знаменитая Клеопатра приказала оплодотворить провинившихся рабынь и вскрывать им животы на разных стадиях беременности.
Византийскому императору Фока всюду мерещились заговоры, и он лично пытал жён аристократов, вытягивая признания. Казнили целыми семьями вместе со слугами, знакомыми, близкими. Обезглавливали, вешали, но особенно Фока любил казни в медном быке. Внутрь быка помещали приговоренного, быка на костре раскаляли и жарили человека заживо. Правда, сместивший его новый император Ираклий так же поджарил Фока в том же медном быке.
Другой византийский император Юстиниан за переход славянского корпуса во главе с князем Небулосом на сторону неприятеля приказал истребить всю славянскую колонию. Десятки тысяч женщин, стариков, детей были преданы жесточайшим казням.
Римляне придумали изощрённые зрелища для своих граждан -  гладиаторские бои на арене цирка, конечно же, из рабов. Цезарь в 65 году до н.э. устроил кровавый бой из 320 пар гладиаторов, а Август немного позже в 8 году уже нашей эры устроил бой из 10 тысяч гладиаторов.
Это римляне выпускали на арену голодных львов для растерзания первых христиан. Римляне кроме хлеба жаждали зрелищ с кровью, но крови не своей, крови рабов из покорённых народов.
А человеческие жертвоприношения богам? а сжигание инквизицией еретиков на костре у средневековых католиков? 
Среди этих жестокостей императоров, царей, королей, римских пап наш последний рюрикович Иван Грозный  как-то даже и не очень-то и выглядит грозным. Кстати у последних рюриковичей и русской крови-то почти нет, все больше  шведская, польская да немецкая. Да и поплатился он за свою жестокость, его род на нём и пресёкся, а это считается самым страшным наказанием.
  Излишняя жестокость и садизм был чужд славянам. Свирепые в бою с побеждёнными обычно вели себя благодушно, а порой и беспечно. Например, захватив придунайские земли, они объявили крестьянам: «Выходите, сейте и жните, мы возьмём у вас только половину подати». Половину от византийской подати. А пленных захватывали в рабство не насовсем. Маврикий описывает, что они работали на славян 10 лет, а потом им предлагали выбор: вернуться на родину за небольшой выкуп или остаться уже на положении свободного и равноправного общинника.
А взять хотя бы грамотность народа? 
Считается, что письменность на Русь принесло христианство  вместе с крещением Руси в десятом веке, но упрямые факты говорят, что письменность была у наших предков задолго до этого. Многочисленные находки «славянских Рун» на ритуальном сосуде из села Войсковое на Днепре, на глиняных черепках из Рипнёва, на Микоржинском камне и на камнях острова Валаам. Русские летописи упоминают о древнейшей письменности в виде рунического письма. Римский папа Иоан У111 в своём послании утверждал, что славянские письмена существовали до св. Кирилла. Житие Св. Кирилла говорит, что он в Херсонесе видел и читал две книги со «славянскими письменами». Он их изучил, и на их основе разработал кириллицу. А «Велесова книга», она создана русскими жрецами – волхвами во второй половине девятого века. А берестяные грамоты, некоторые из них датируются до крещения Руси вплоть до 4 века н.э., но то, что они писались простыми людьми, говорит о том, что письменность получила на Руси уже широкое распространение. На бересте писали сапожники, писали слуги, переписывались влюблённые. Так что славяне ещё до христианизации были просвещённым народом наряду с другими цивилизованными народами, и нечего нам посыпать голову пеплом, признавать себя варварами.
Так что, Павлик, надо ещё подумать, кто были варварами.
- Дедушка прошло всего тысячу лет, а мы точно и не знаем своей истории до этого?
- Да, говорят, что прошлое непредсказуемо! И это верно. История многократно переписывалась в угоду очередным императорам, царям, вождям.
- А зачем?
- Один философ сказал: «Отними у народа историю - и он через поколение превратится в толпу, а ещё через поколение им можно управлять, как стадом». Поэтому историю народу властьимущие квотировали, а один китайский император Цзин Ши Хуанди в 3 веке до н.э. решил начать отсчёт истории с самого себя. Велел сжечь все книги, записи, документы за прошлые времена, словом всё-всё, кроме книг по медицине, агрономии и гаданию. Людей же, кто когда-либо читал эти книги, обезглавили.
- Ну-у, это же просто звери какие-то!
- Да и мы не лучше были в двадцатом веке. Что, у нас не запрещали печатать книги? А дореволюционное время мы что, не отбрасывали, объявляя, что нашей стране «стукнуло» всего пятьдесят лет, шестьдесят лет? А фотографии вождей, вдруг ставших неугодных, не вырезали из книг? А за чтение запрещенных книг не сажали в тюрьму? А книги Сталина из библиотек не изымали, и не сжигали в кострах?
  Было, ещё, как было! Ты думаешь, у нас только в Союзе так было? Глубоко ошибаешься! Все мы человеки, что в Союзе, что   на Западе. И у них там не лучше с этим делом. Поэтому, Павлик, официальной истории не всегда можно доверять. Как говорится, доверяй, но проверяй!
*          *         *
Продолжение в части 13.