Повесть 13 из книги мы славяне п. краснощеков

Павел Краснощеков
ЧАСТЬ 13 книги МЫ СЛАВЯНЕ П.Краснощекова

                ГОСУДАРСТВА
                По Платону.

- Дедушка, на Руси были князья, великие князья, а кто они и откуда они взялись?
- Князь в древней Руси был вождём племени, избираемый за особые организаторские или военные заслуги. Много позже этот титул стал передаваться по наследству или просто завоёвываться. При объединении нескольких княжеств, старший из князей назывался великим князем, остальные князья назывались удельными князьями. С развитием феодализма великий князь и стал правителем государства.
-Дедушка, как и когда восточные славянские племена стали русским народом?
- Павлик, придётся сделать отступление. Словарь русского языка С.И. Ожегова говорит, что племя – это объединение людей в доклассовом обществе, связанное родовыми отношениями, общим языком и общей территорией.
С экономико-социологической точки зрения государство возникает благодаря разделению труда. Человек не способен в одиночку обеспечить себя всем необходимым. Отсюда появилось  различие видов деятельности.  Но, как известно, невозможно хорошо делать сразу несколько дел, люди специализируются, у них проявляются профессиональные склонности. Кто-то лучше делает плотницкие работы, кто-то кузнечные, кто-то лучше организовывает обмен товаров, а кто-то хорошо владеет оружием. Появляется обмен товаров, идей между племенами, племена объединяются под общим руководством на совместную защиту своих племён, территории от общих врагов. Различие интересов рождает споры, а чтобы разрешить их, нужны общепринятые принципы, законы, которые черпаются из мира идей. Так постепенно племена объединялись, строилась государственность, а население этих объединявшихся племен становилось нацией, народом. По словарю Даля «Народность – общность людей, исторически сложившаяся в процессе разложения племенных отношений на базе общности языка и территории и развивающейся общности экономической жизни, культуры и психологии».
А государство – это политическая организация господствующего класса страны во главе с правительством и его органами, имеющими задачей охрану существующего порядка и подавления классовых противников, а также сама страна с такой политической организацией.
Фундамент истории государства Руси Московской стал закладываться в девятом веке при Великом князе Густомысле и далее при Рюрике и Вещем Олеге. Особенно продвинулось становление государственности при княжении Ольги в 10 веке. Славянские, балтийские, финские, угорские, норманнские, тюркские корни постепенно смешивались и создавали, формировали новую общность – русский народ.
- А как развиваются государства, есть ли какие закономерности в этом развитии?
- Павлик, у всего есть начало и есть конец. И государства рождаются, развиваются, затем начинается упадок, дальше - неминуемая гибель. Так было с Римской империей (?? -476 г.г.), позже с Византийской империей (395 – 1453 г.г.), а что говорить о малых государствах?
Древний философ Платон считал, что главная цель государства всегда одна и та же - воспитание человека. Если граждане правильно воспитаны, между ними не будет конфликтов, и ими даже не нужно будет управлять, поскольку каждый сам будет видеть, в чем состоят добро, долг, справедливость. Когда идеи проникают в души, государство крепнет и приближается к своему идеалу. В другие времена земная часть души у массы людей преобладает: стремления к выгоде, славе, почестям, удовольствиям затемняют разум и общество деградирует.
Снова надо сделать отступление и рассказать немного о Платоне. Это один из умнейших людей человечества всех времён и народов.    
Настоящее его имя Аристокл, а Платон (427 – 347 г.г. до н.э.)
 ( греч.-широкий) - прозвище за его широкий лоб. В 407 году до н.э. он познакомился с Сократом и стал его преданным учеником. После казни в Афинах Сократа в 399 году до н.э. бежал в Мегару. Знакомится со многими философами, был советником у императоров, за что и попал даже в рабство. Вернулся в Афины и основал собственную школу - Академию. 20 лет преподавал в академии, здесь он и написал свои знаменитые диалоги «Апология Сократа», «Федон», «Пир», «Федр» (излагают основы учения об идеях), «Государство» и «Теэтет» (раскрывают теорию о познании). Его «Парменид» и «Софист» посвящены диалектике, «Тимей» - натурфилософии. В конце жизни он написал «Законы», где даются основы идеального законодательства. Его Академия просуществовала до 529 года (896 лет!), и закрыта императором Юстинианом, как оплот язычества, не принимавших христианство. В эпоху возрождения во Флоренции с 1459 по 1521 годы вновь работала Академия Платона.
      Платон, как ученик и последователь Сократа оказал громадное влияние на всю последующую философию.
      Под влиянием печального опыта и в результате философских размышлений он пришел к выводу, что невежество есть основное зло, и потому увещание правителя, воспитание юношества и просвещение народа являются главными задачами как философии, так и государства.
Учение о государстве изложено Платоном в трех диалогах: "Государство", "Политик", "Законы".
Наблюдая борьбу политических сил и тенденций, Платон создает теорию циклического развития государства. Пять основных типов государства поочерёдно сменяют друг друга, сдвиги в общественных настроениях приводят к смене идеологий.
«Первый, высший тип государства - полития - опирается на идею Добра. Он предполагает просвещенность, мудрость, честность, осознание каждым своего общественного долга, господство лучших, умнейших граждан. Едва ли полития встречается в чистом виде. Это скорее результат редкого стечения обстоятельств. "Лучшие вещи - редки, - говорит Платон, - потому что они - хрупки". Идеи как бы уступают силовому властному, порядок превращается в хаос».
- Так это же коммунизм! Похоже, что коммунисты в 19 и 20 –х веках идеи черпали у Платона?
- Да, у него! И идея – то, в общем, не плохая, но строить его, этот хрупкий, «хрустальный» тип государства  надо чистыми руками и с благими помыслами. Судьба социализма в России, как и судьба Сократа, которого казнили - лишнее тому подтверждение. Кстати, первые попытки построить коммунизм была предпринята в Персии ещё в начале шестого века. Там визирь Маздак захватил власть у слабого шаха Каваде. Маздак выдвинул лозунг, что несправедливость и неравенство в мире происходит от «неразумности», и надо исправлять мир путём «экспроприации экспроприаторов». Реформы маздакитов вылились в террор и банальные грабежи. Богатые слои общества объявлялись «сторонниками зла», их с лёгкостью и удовольствием казнили. По всей стране отнимали у богатых жилища, ценности, имущество, во имя справедливости обобществляли  женщин из гаремов, постановив иметь общих жён. Многие жители от такой жизни бежали в соседние страны. Только через несколько десятилетий удалось подавить революцию. Принц Хосрой Анушван казнил маздакитов без всякой пощады. Так печально, бесславно закончился первый кровавый опыт социальных революций, который ничему не научил наших революционеров 19 – 20 веков. Воистину, что «история учит, тому, что она ничему не учит».
Но и низший тип государства, в котором идеи вообще отсутствуют и вследствие этого господствует анархия, война всех против всех, обман, насилие - тоже не может долго существовать. В жизни добро и зло обычно перемешаны, преобладают средние формы. Второй тип государства, если идти по нисходящей линии - тимократия - опирается на идею чести. Здесь мудрость оттесняется на второй план славолюбием: ценятся сила, власть, умение повелевать. Разделение на власть имущих и непричастных к власти усиливает имущественное расслоение. Начинаются раздоры между классами, исчезает единомыслие во всем. Корыстолюбие, алчность проявляются все более явно. В конце концов, деньги становятся важнее чести, и достоинства и тимократия сменяется олигархией.
«Олигархия - это господство немногих, воодушевленных стремлением к богатству и власти. Власть, удовольствие и даже ум теперь можно купить за деньги. Таланты не развиваются. Душа черствеет. Общество раскалывается на богатых и бедных. Жалость, справедливость - не в моде. Деньги принято тратить ради почета и славы, но нет потребности в образовании. Наглость и черствость богатых рождают в душе бедных ненависть. Растет зависть к чужим богатствам. Грабеж, воровство, обман становятся нормой. Междоусобицы в государстве служат почвой для заговоров. Богатые или бедные призывают своих единомышленников из другого города и начинается гражданская война. Это - болезнь общества, смутное время, когда уничтожается добро, нажитое десятилетиями. В гражданской войне бедные обычно побеждают богатых, потому, что их большинство и их ненависть сильнее».
- Послушай, деда, да это же всё написано о нашем современном государстве, а нам говорят, что у нас демократическое государство!
- С тех далёких времён Платона произошла подмена понятия олигархия и понятия демократия.
«Демократия - четвертый тип государства. Богатых и знатных людей убивают, изгоняют или уравнивают с бедными. Свобода провозглашается главной ценностью. Каждый выбирает себе жизнь по вкусу. Но опьянение свободой быстро проходит, потому что люди не знают ни в чем меры. В условиях народовластия законы не действуют, нет уверенности в завтрашнем дне. Свобода рождает анархию, бессмыслицу. Отец - равен сыну. Ученики презирают учителя, старые заискивают перед молодыми. Мужчины и женщины - равны. Лошади и ослы не уступают дорогу человеку. Люди хитрые, коварные вербуют среди черни сторонников и захватывают власть. Преступники - на воле и живут как герои. На смену скупому и властному отцу идет расточительный и безвольный сын. Он легко предается страсти, всякому распутству, ничего не создает, живет сегодняшним днем. Властители льстят толпе, угождают массам. Разврат легализуется. Процветают софисты, которые знают повадки толпы, умеют успокаивать и льстить. Истинные философы - преследуются, их речи неугодны ни толпе, ни правителям. Из демократической свободы быстро вырастают тирания и сопутствующее ей рабство».
«Тирания - пятый, самый низший и самый худший тип государства. Идея свободы сходит со сцены, сменяется страхом и готовностью подчиниться силе». Платон со знанием дела вскрывает психологические механизмы тирании. «Будущий тиран пользуется тем, что народ в борьбе с богатыми ищет "твердой руки". Из софистов выбирают вождя, который способен красноречиво говорить. Ему даются неограниченные полномочия и он становится деспотом: убивает соперников, богатых и влиятельных людей "тащит в суд", а когда на него устраивают покушения, просит у народа увеличить число телохранителей, обещая при этом простить всем долги, разделить деньги и сделать все, чего хочет народ, не заботясь о том, как этого достичь. Число телохранителей и чиновников растет, они грабят и притесняют простых людей. Народ сопротивляется, что служит тирану поводом еще раз увеличить армию телохранителей и начать массовый террор».
Тиран, по Платону, «сначала ласков, приветлив, всем делает подарки. Потом уничтожает соперников и врагов: сначала внешних, явных, потом внутренних, и, наконец, соратников, которые могут стать конкурентами. Он старается держать народ в страхе. Начинает войну, чтобы отнять у людей досуг и время для размышлений. Истребляет всех независимых, свободолюбивых, талантливых, храбрых, красноречивых, мудрых. Тиран "очищает" государство от всего лучшего - поступая противоположно врачу, который устраняет из организма худшее. Ненависть к тирану растет, и он живет в страхе и трепете, не имея друзей, окруженный только военными. Народ живет все беднее и все более ограничен в правах. Так, радуясь демократии, народ взращивает тирана на свою голову. Экономическое и политическое рабство влечет за собой рабство духовное. Разум подавляется. В каждом человеке просыпается зверь, так что он становится способен совершить любое святотатство».
 Таковы пять ступеней разложения государства, соответствующие смене господствующих идей: Блага, Чести, Золота, Свободы, Произвола.
Из этих пяти ступеней государства только две наиболее устойчивы и распространены в настоящее время: это олигархия и тирания, остальные неустойчивы, время их существования исчисляется от нескольких месяцев до нескольких десятков лет.
- И всё же, демократических государств сейчас насчитывается великое множество, например США, Англия, Франция, наконец. И они существуют сотни лет.
- Давай, Павлик, начнём с самого начала. Демократия подразумевает власть народа, верно? А во времена Платона рабы и наёмные работники считались охлосом и не имели права избирать и быть избранными. И тогда демократия не была властью всего народа. Да и сейчас к избирательным урнам допускают не всех, ограничивая по различным причинам, например, есть ценз оседлости, есть поражение в правах, национальность и пр. Но даже те избиратели, которые были допущены к урнам для голосования, вряд ли участвуют в управлении государства. Всё это, Паша, только видимость демократии.
- Но ведь народ с помощью избирательной системы выбирает парламент, президента с их программами на их срок управления, которые от имени избирателей и управляют государством. Если они будут плохо управлять, народ их на следующий срок не изберёт.
- Да, может и не избрать, но кто придёт им на смену? Представь себе, что очень талантливый и честный человек решил баллотироваться во власть. Чтобы его избрали, необходима программа - это раз, нужно провести предвыборную агитацию в печати, на телевидении, нужно провести встречи с избирателями в разных районах страны. Наконец нужен предвыборный штаб из специалистов. А для всего этого нужны деньги, деньги и ещё много денег. Где их взять? Есть два пути, самый простой это отказаться от этой дорогостоящей затеи, а второй просить деньги у тех, у кого они есть – олигархов. А это значит, что он будет выполнять волю олигархов или бандюков, а это опять будет совсем  не демократия. 
Вроде бы все называют такое государство демократическим, а если присмотреться внимательно, отбросить предвыборную фальшь, да ещё с позиций древнего философа Платона - это не что иное, как олигархическое государство. 
Вообще-то государство является орудием политической власти одного класса над всеми остальными. В феодальном государстве оно защищало интересы феодалов, а в рабовладельческом – интересы рабовладельцев, в капиталистическом, естественно, защищает интересы капиталистов.
- А в социалистическом государстве кого защищало?
- Социализм (от латинского слова социум – общество) – общественный строй, основанный на общественной и коллективной собственности на средства производства. Из этого следует, что оно защищает всех граждан общества.
 Попытка коммунистов  в ускоренном темпе создать социалистическое общество в СССР на базе отсталой России привело к созданию «реального социализма».
- Социализм – это понятно, а что такое этот «реальный социализм»?
- Да-а, Паша. Прошло время и новое поколение уже не знает что такое «реальный социализм», а моя жизнь почти вся прошла в этом самом «реальном социализме». Это такое общество, в котором власть принадлежала партийно –  государственной бюрократии. В наше время её называли номенклатурой. Вся экономика, да что экономика, вся жизнь общества и каждого отдельного человека оказалась под контролем этой чиновничьей номенклатуры. У номенклатуры были свои законы, своя жизнь, сокрытая глубоко от народа.
 Если рассмотреть «реальный социализм» с позиций Платона, то получится, что сталинский социализм можно твёрдо назвать тиранией, а хрущёвский, брежневский социализм – переходный период от тирании к олигархии современной России. Между тиранией и олигархией был небольшой отрезок времени демократии, когда народ избирал себе «хороших» директоров заводов, совхозов, «хозяев» районов, областей. Но всё это длилось недолго, в конце концов, дети главной номенклатуры («золотая молодёжь») уже не довольствуясь званием подпольных миллионеров, не довольствуясь привилегиями (смотри пророчества Троцкого), совершили ползучую революцию, разделили огромную страну на лоскутные государства, а заодно в мутной воде этой самой революции и «прихватизировали» народное достояние. Да так «прихватизировали», что многие русские новые нувориши оказались в числе первой сотни миллиардеров Земли, а десятки миллионов бывшего населения СССР влачат жалкое существование, а многие оказались на правах бомжей или того хуже - рабов. Но в самой сложной ситуации оказались, как всегда было на Руси, крестьяне и, конечно же, рабочие, все честные труженики.
*         *         *

                Российское   крестьянство

- Дедушка, а как на Руси появилось крепостное право?
- Человечество знало различные формы эксплуатации. Самая первая  форма эксплуатации людей была рабство биологических роботов – «черноголовых», специально созданных генетически для работы в шахтах Южной Африки, Южной Америки по добыче золота. Это было не менее 40 – 50 тысяч лет назад. Но это не признаётся официальной наукой. Официально признаётся, что рабство существовало ещё до нашей эры. Ещё Аристотель дал определение раба – это «одушевлённое орудие труда», рабы были лишены собственных имён. Собственник раба мог распоряжаться им как вещью. Рабами становились в основном военнопленные, даже целые народы захватывались и угонялись в рабство. В 423 году до н. э. более 7 тысяч свободных афинских граждан попали в плен к жителям Сиракуз и до смерти были вынуждены трудиться в каменоломнях. Ещё рабство могло быть наследственным (дети рабов тоже становились рабами), долговым, когда разорившиеся крестьяне или ремесленники попадали в рабство за долги или неуплату налогов. Поставщиками рабов были и пираты, викинги, варяги Средиземного и Балтийского морей. Вообще существование городов и свободных граждан Древнего Египта, Древнего Рима было возможно только благодаря наличию рабского труда.  Рабство существовало в Америке до 19 века, а в некоторых странах Африки и до середины 20 века. На смену рабовладельческому строю  в Западной Европе пришёл феодализм. (Феодал – земельный собственник, получивший земельное владение от сеньора, князя под условием несения службы (военной, управленческой, судебной), или уплаты установленной обычаем взносов в казну). Русь не знала рабовладельческого строя, но славяне очень часто попадали в рабство к другим народам, персам, грекам, туркам, монголам, половцам, хазарам. Так что прелести рабства славяне познали сполна.
На Руси феодализм, породивший крепостное право пришёл с 9 века на смену первобытнообщинному строю.
- А можно поподробнее о первобытнообщинном строе?
- Вначале было первобытное человеческое стадо – условное название начального этапа первобытнообщинного строя, его дородовой стадии, относящейся к эпохе палеолита. Это период становления человека и общества. Переход от «стада» к роду завершает сложение человеческого общества. Общиннородовой, родовой, первобытный коммунизм – это первая  в истории человечества социально - экономичская формация, она характеризуется общей собственностью на средства производства, коллективным трудом и потреблением и низким уровнем развития производительных сил. Но по мере развития и роста производительных сил, развития общественного разделения труда привели к возникновению частной собственности, индивидуального хозяйства и распаду рода, выделению зажиточной верхушки и обедневших соплеменников. Этот процесс шёл во всём мире, но на Руси, где климатические условия не баловали земледельцев, возобладала не конкуренция крестьян за лакомый кусок, будь-то лучшее поле, лучший сенокос как в западной Европе, а взаимопомощь при постоянной угрозе вымирания целыми племенами длинной и голодной зимой, не мене голодной весной. Наш историк В.П. Данилов писал: «На Калимантане можно заниматься сельским хозяйством и собирать плоды круглый год. В Центральной Европе и в Англии работы на земле продолжаются до конца ноября, а подчас и в декабре, в марте полностью возобновляясь. На большей части территории России они жестко ограничены продолжительностью зимы и заканчиваются к Покрову (день Покрова Богородицы — 14 октября) волей природы. И хорошо, если снова начать их окажется возможным на Егория (день Георгия весеннего — 6 мая). От Егория до Покрова — традиционный сельскохозяйственный год в Центральной России» Этот факт и объединял крестьян в общину, которая называлась «миром» иногда «вервью» и состояла из одного большого села, или нескольких мелких разбросанных селений. Жили большими семьями, именно большие семьи могли выживать в тех экстремальных условиях, именно взаимопомощь, взаимная ответственность, круговая порука членов верви повышала выживаемость общины. В общине помимо земледельцев всегда жили ремесленники: кузнецы, гончары, шорники и др. Но они выделились из членов этой же общины.
 Намного позже и княжеская власть стала поддерживать общинное устройство селян. Так им легче было собирать «полюдье», дань, даже помогали общине организоваться, назначали старост, обязывали проводить общественные работы:  обводнять или осушать земли, строить дороги, гати. Но княжеская дружина приходила за данью раз в году, община жила своей жизнью, вырабатывали законы общественной крестьянской жизни. Старшие, умудрённые жизненным опытом на сельском сходе, разводили трудные житейские ситуации, наказывали виновных, мирили, обязывали, достигалось «мирское согласие» с его решениями (приговорами). Именно отсюда были Петровские формы органов власти, именно отсюда были казачий принцип «схода» («круга») с выборностью атамана, есаула, сотника, тысяцкого. Отсюда были и повстанченские органы местного самоуправления Пугачёва. Волостные земские избы избирались с «мирского согласия», таким же способом избирались старосты, есаулы, десятники. В основу был положен  принцип схода и выборности. В.И. Ленин отмечал значение «мира»: «Мир был силою, когда среди крестьян почти не было батраков и рабочих, бродящих по всей России за заработком, когда не было почти и богатеев, когда всех давил одинаково барин – крепостник». Именно из тысячелетней истории общины выросли «Советы народных депутатов», и вся Советская власть. 
Изначально на Руси земля была того кто «сел» на неё, кто её освоил, она была землёй общины, божья земля. И тысячу лет крестьяне не признавали частную собственность на землю: «земля того, кто её обрабатывает». Землю в общине делили на каждую семью по работникам, способных обрабатывать её, или по едокам в семье. Князья, бояре, дворяне принуждали крестьян признать частную собственность на землю почти всю эту тысячу лет. В общине была частная собственность на жильё с постройками, на рабочий и домашний скот, на многое, но не на землю.
 Общинники изначально были свободными людьми, но всё же на Руси со временем стали появляться холопы, «закупы», кабальные, а впоследствии - крепостные.
- А можно поподробнее?
- Можно и поподробнее. Русская традиция в первом тысячелетии не знала кастового разрыва, ещё в Древней Руси было разделение общества на «людей» - свободных членов общества и холопов - несвободных людей. Холопами становились пленные у князя, у близких к князю дружинников, а затем у дворян, захваченные в военных столкновениях с другими племенами, народами. «Люди» – соплеменники, становились холопами в исключительных случаях. Ими становились воры, убийцы, изменники, насильники по княжьему суду, словом – изгои общества. Но в основном, разделение в обществе было не кастовое, а внешнее – племенное. Делились на «наших» и «не наших», на «своих» и «чужих».
Первым этапом подчинения князьям, боярам, дружинникам подвластного населения было полюдье, а позднее и упорядоченный сбор дани с населения. Дань представляла собой первую форму зависимости населения от государства. Ею облагались как завоёванные княжества, так и собственное население – «люди» - свободные жители сельских общин, которые отдавали князю и его дружинникам часть своего продукта.
Полюдье – процесс сбора дани с подвластного населения, оно существовало на Руси с глубокой древности до12 века. Осенью или зимой князь с дружиной отправлялся в земли зависимых племён и собирал дань. Брали столько, сколько заблагорассудится, а бывало что и «дочиста», поэтому в это время люди семьями со своим скарбом уходили, прятались в лесах. Возвращались чаще всего на пепелище, оставленное разгневанным князем. Так во время полюдья древлянами был убит киевский князь Игорь Старый, пытавшийся повторно взять дань и в большем размере. Впоследствии вдова княгиня Ольга ввела фиксированную дань (урок), а для сбора и хранения полюдья построила специальные погосты (крепостицы). Именно с этого момента и можно говорить о развитии славянского феодального государства с системой органов власти, с системой норм и определённой территорией.
Кроме сдачи или выплаты государственной дани общинники обязаны были выполнять ряд повинностей: принимать участие в строительстве городских укреплений (городовое дело), предоставлять подводы для государственных нужд (подводная повинность), содержать дороги, мосты (дорожная повинность). Жизнь общинников не всегда складывалась успешно, бывали недородные года, бывали несчастья: град, засуха, пожар, а дань платить надо ежегодно и в срок. Вот в такие моменты для оплаты дани общинник брал «купу» на себя, как на страдника у князя или феодала. Или отдавал детей в «закуп», надеясь со временем выкупиться самому или выкупить детей. Но однажды попав в «закуп», свободный общинник в большинстве случаев скатывались  до полного холопства. Так постепенно многие свободные люди - общинники оказывались под влиянием князя и превращались в лично зависимых от него работников – закупов. Земля и работающие на ней  люди - общинники всегда представляла собой большую ценность для нарождающихся феодалов. Разновидностью земельной собственности были "чёрные", государственные земли. Права князей, как верховных собственников этих земель, выражались в свободном распоряжении этими землями (дарение, продажа, обмен) вместе с жившими на них "чёрными" крестьянами. Для "чёрных" земель было характерным общинное землевладение крестьян с индивидуальным владением, приусадебным участком и пашенной землёй, наличие выборного крестьянского волостного самоуправления под контролем представителей княжеской администрации - наместников и волостелей, которые управляли, ведали судебными и административными делами. К середине XI века все чаще земли попадают в частные руки. Это родственники, чаще дети, реже многочисленные жёны. Расплачивался князь за службу с приближёнными, дружинниками государственной землёй вместе с общинниками. Пользуясь своей силой, собственники присваивали себе обширные земли и помимо воли князя на так называемом «диком поле». Владения обустраивались, из военных походов приводили  пленных, превращали их в постоянных работников - холопов. В личных владениях строились хозяйственные дворы, возводились хоромы и охотничьи дома. В этих местах хозяева сажали своих управителей и создавали здесь собственное хозяйство. Покупались и перекупались закупы, смерды, челядь, холопы. Внутри княжества владения рядовых свободных общинников окружались княжескими землями, в которые переходили лучшие земельные участки, леса, водные пространства. Холопы, челядь, закупы – это начало крепостной зависимости на Руси.
 - А почему оно называется «крепостным правом?»
- Крепостью в дневнерусском праве назывался акт, символический или письменный, утверждавший власть лица над известной вещью. Власть, укрепленная таким актом, давала владельцу крепостное право на эту вещь. Предметом крепостного обладания в Древней Руси были и люди. Такие крепостные назывались холопами (мужчины) и робами (женщины). На древнерусском юридическом языке холопом назывался крепостной мужчина, рабой — крепостная женщина. Холопство и было древнейшим крепостным состоянием на Руси, установившимся за много веков до возникновения крепостной неволи крестьян. Но не было ещё понятий «оброк», «барщина» и не было оно ещё столь массовым явлением.
- А что такое оброк, барщина и когда они появились?
- Оброк и барщина появились, когда государственная, княжеская земля стала передаваться в аренду, пользование, в «кормление» частные руки. Самое главное ограбление крестьян было тогда, когда «ничейная», общая земля вдруг стала принадлежать князю.
- Получается, что князь «прихватизировал» плохо лежащую землю?
- Да, получается так. Но сам князь не мог один справиться с приватизированной землёй, пришлось делиться с дружинниками и приближенными к князю - «братками», как сейчас говорят. За пользование землёй с общинников брали «полюдье», дань, а новые хозяева земли стали требовать с общинников, живущих на теперь уже его земле оброк (арендная плата за землю в денежном или натуральном эквиваленте), или барщину (отработка на барских полях).
*        *         *

            Крестьянский вопрос и этапы закрепления крепостного права.
                Безуказное закрепощение.

Вопрос о крепостном праве в исторической науке обсуждается уже несколькими поколениями историков. И это подтверждает факт дозирования, подтасовки, переписывания истории в угоду очередного властителя. Ведь прошло всего 5-8 столетий, а свою историю народы, историки плохо знают, спорят, доказывают. А вот о началах физики, арифметики, медицины, агрономии не спорят, хотя корни этих наук уходят не на века, а на тысячелетия вглубь истории. Один мудрый человек давно-давно сказал, что, если отнять историю у народа, им управлять можно, как стадом всего через два поколения.
       Так вот, в вопросе закрепощения крестьян существует две основные теории.
Первая версия - указного закрепощения. Один из ее сторонников - Карамзин, считал, что крестьян закрепостил Годунов специальным указом 1592г., но текст этого указа был со временем утерян. Казалось бы, Карамзин – придворный историк, имевший доступ к государственным документам и расписывается в беспомощности найти следы такого судьбоносного указа. Что-то здесь «нечисто».
Вторая версия - безуказного закрепощения. Её сторонник Ключевский утверждал, что условия жизни крестьян, их долги феодалам, а не указание правительства стали причиной начала закрепощения крестьян. Это уже потом фактическое закрепощение оформлялось юридически.
- Всё же, как стало возникать крепостное право на Руси?
- Крепостное право возникло не на пустом месте и не вдруг. Были предпосылки его возникновения, были предпосылки закрепощения крестьян задолго до Рюриковичей. Люди тогда, да и сейчас живут по принципу: «наглость – второе счастье», «кто сильнее, тот и прав». Простым, совестливым людям оставалось утираться, да вопрошать: «Да что же, на тебе креста нет?».
При общинном строе с древнейших времен крестьяне на Руси объединялись в общины. Избранный вождь - князь знал, что в таком-то месте стоит некоторое количество крестьянских дворов. Он налагал на них общий податной оклад, вначале полюдье, а затем тягло, который в установленные сроки община во главе с выборным старостой (ратай), доставляла князю. При этом люди могли приходить в общину и уходить из неё без ведома княжеской администрации. Их принимала и отпускала сама община, но величина полюдья от этого не менялась.
 Между князьями часто возникали разногласия, споры, которые решались в основном военным путём. Для ведения военных действий князья набирали из общинников свою дружину и, если война оказывалась длительной, то возникала нехватка воинов. Тогда князья стали набирать ратников из плебейских слоев и селить их на общинных землях, населенных крестьянами. Так формировалось дворянское сословие (Двор – дворяне, поместье – помещик). Именно в это время дворяне стали приводить с войны для работы в своём поместье пленных чужаков – холопов. Полюдье и холопство стали предпосылками крепостного права.
С появлением дворян, помещиков положение крестьян менялось. Чтобы помещик мог служить князю, крестьяне должны были содержать не только княжеский двор, но и его, подселённого к ним помещика.
 Прошло время, и государству стал крайне невыгоден, свободный уход крестьян из общины. Россия втягивалась в международную торговлю, и в страну попадало все больше импортных товаров. Раньше дворянин был доволен оловянной посудой или кольчугой, сделанными своими деревенскими мастерами. Теперь же все это стало признаком нищеты, и наоборот признаком богатства, успешности, если сосед выставлял на пиру серебряную посуду или являлся на военный смотр в кольчуге, сделанной в Иране. Кроме того, в соответствии с Уложением о службе дворяне должны были выступать в поход «конно, людно и оружно». Как правило, они выступали  в поход в сопровождении многих десятков слуг. В поместье военные слуги пользовались особым положением. Господин выделял им отдельные дворы и «служнюю» пашню, которую они пахали «на себя». Этот привилегированный слой кабальных людей пополнялся за счет разорённых посадских людей и общинных крестьян. Нередко пополнялись и из оскудевших и покинувших свои запустевшие поместья и государевых служилых людей.
Что бы выступить с военными слугами в поход, нужны были деньги, и помещики старались усилить эксплуатацию крестьян, но им сильно мешало установившиеся негласное крестьянское право Юрьева дня (в течение двух недель в году до и после 26 ноября крестьянин законно мог уйти от феодала, заплатив свой долг). Таким образом, алчный феодал мог остаться без крестьян, и крестьянское право Юрьева дня ограничивало его аппетит. В итоге, и у государства и у дворянства возникла потребность навечно прикрепить крестьян к земле, потребность в крепостном праве в России.
На начальном этапе это были пленные – холопы, в лично зависимые холопы попадали иноплеменники во время военных действий.
- Как же происходил процесс изъятия у крестьян их конечного продукта?
- Для этого было введены: оброк – обязанность крестьянина поставлять землевладельцу – зерно, мясо, овощи, молоко (натуральный оброк). Или деньги (денежный оброк) за полученный в пользование участок земли (по другому – продуктовая или денежная рента).
Барщина – обязанность крестьянина за полученный от землевладельца надел земли нести повинности. Прежде всего, обрабатывать барское поле, выполнять другие работы – ловлю рыбы, уход за скотом и пр. С ростом барщины и ужесточением её условий связано постепенное оформление на Руси крепостного права.  Подробный перечень повинностей крестьян в феодальном хозяйстве содержится в уставной грамоте митрополита Киприана владимирскому монастырю. Крестьяне обязаны были работать на монастырской пашне, косить луга, обмолачивать зерно, варить пиво для монастыря, печь хлебы, ловить рыбу, производить строительные работы в монастыре.
     Кроме занятости в вотчине крестьяне обязаны были платить ещё и государственные дани и выполнять ряд повинностей: принимать участие в строительстве городских укреплений. Получается, что монастырские и вотчинские общинники платили и князю, (впоследствии государству) и своему феодалу, землевладельцу, а с крещением Руси ещё и десятину (десятую часть дохода) отдавали церкви.
     - Это уже насчитывается три повинности у крестьянина?
- А с нашествием монголо-татарского ига еще десятину платили им.
- Уже четыре повинности? А что же оставалось крестьянину?
- Крестьяне вынуждены были бросать свои поля и искать лучшей доли за рекой, за лесом, в «диком поле», где ещё не доставала рука князя, феодала. Бегство крестьян было спонтанным ответом на возрастающее угнетение со стороны феодалов.
Такое своеволие было не по нраву землевладельцам, которые в любой момент могли остаться без работников.
С 10 по 15 века на территории восточных славянских княжеств одновременно с развитием феодализма шли ожесточенные междоусобные войны за первенство, за власть. На всё это накладывались набеги, нашествия врагов извне, массовые разграбления угоны славян в рабство. И славяне ходили военными походами на соседние народы вплоть до средиземноморья. Всё это тормозило развитие феодализма, крепостничества и государственности у восточных славян.
      С 1055 года по 1462 Соловьев насчитывает 245 известий о нашествиях на Русь и внешних столкновениях, причем 200 из них приходятся на 1240 — 1462 гг. (время монголо-татарского нашествия), что дает в среднем по одному почти на каждый год. В дальнейшем — с XIV века, с которого можно считать возрождение русского государства, — говорит знаток русской военной истории ген. Н. Н. Сухотин (“Война в истории русского мира”. СПб.. 1894.) — и до наших дней, в течение 525 лет Россия провела в войнах 305 лет, а, считая войну на Кавказе, — 329 лет, то есть почти две трети своей жизни.
Любая война тяжким и основным бременем ложится на крестьян, их жизнь во время боевых действий всегда была тяжелой и полной опасности. В любой момент крестьяне могли быть ограбленными не только и не столько своими князьями, но и соседними. При систематических набегах половчан, поляков, литовцев, монголов население могло быть угнанными в полон, и быть проданными в рабство. Города и сельцы разграблялись, сжигались, сравнивались с землёй.
В это время закрепощение крестьян происходило медленно и спонтанно или наоборот, число крепостных сокращалось естественным путём – угоном в рабство, гибелью на полях сражений или при защите селений.
Самым длительным и самым разорительным было нашествие монголо – татар. И, как всегда, славянские князья были разобщены, единого управления, единой армии не было. Каждый князь защищал своё княжество самостоятельно, как мог.
*         *         *


                МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ НАШЕСТВИЕ

В 1194 году удачливый воин-монгол Темучин (Темуджин) был провозглашен ханом, а в 1206 году на курултае (большой совет монгольской знати) избран верховным ханом (каганом) под именем Чингисхан («повелитель вселенной»). Разработал и принял кодекс законов и распоряжений – Великую Ясу. С 1211 по 1215 год захватил и разрушил около 90 городов Северного Китая. С 1219 года начинаются походы Чингисхана на запад и в течении четырёх лет это войско завоевало территории Средней Азии, Афганистана, Ирана, Закавказья, Северного Кавказа. Покорённые народы вливались в армию монголов или уничтожались, поэтому численность войск нарастала как снежный ком. Разноплемённая монголо-татарская орда скреплялась железной дисциплиной, показательная смертная казнь была почти развлечением в орде.
За 20 лет походов Чингисхан и его потомки покорили 720 самых разных племён и народов, создали огромную империю от Тихого океана до Карпат со столицей в г. Каракорум (основан в 1220 году в долине Орхон).
                Монголо-татарская армия

Она состояла из подразделений лёгкой и тяжёлой конницы. Чингисхан ввёл чёткое разделение войска на тумены (подразделение в 10 тысяч воинов), тысячи, сотни, десятки. Разно Дисциплина была жёсткой. Если «дрогнет» и побежит с поля боя десятка – казнили всю десятку, а «дрогнет» сотня – казнят всю сотню. Не жалели побежавшую тысячу.
Боевой порядок монгольской армии состоял из 5 рядов конных сотен. Два ряда тяжеловооруженная конница и три ряда – легковооружённая. Боевое расположение напоминало полумесяц, вогнутой стороной обращённого к противнику. Такое построение позволяло охватывать конными крыльями фланги вражеского войска и уничтожать его, лишая его маневрирования и отрезая путь к отступлению. Легковооружённые воины завязывали бой, непрерывно осыпая противника стрелами, причём у каждого воина было по два лука и по три колчана со стрелами разных типов. Один лук использовался для стрельбы на предельные дистанции лёгкими стрелами с широкими наконечниками поражающих коней и людей, не прикрытых доспехами. Другой лук использовался для поражения противника одетого в броню. Тяжёлые стрелы с узкими закалёнными наконечниками летели точно в цель. Кроме этого они использовали лёгкие копья, кривые мечи, лёгкие боевые топоры, кожаные доспехи и арканы.
Тяжеловооружённый воин имел 2 лука с большим запасом стрел, два меча – кривой и прямой, длинное копьё, зачастую с приваренным крюком к наконечнику. Была кольчуга или панцирь из слоёных пластин буйволиной кожи, пропитанные китайским лаком. По прочности такие панцири не уступали стальным, но были намного легче. На голове у воина был железный шлём. Щит был невелик диаметром не более 70 сантиметров, а плели его из толстых и гибких прутьев, выдерживающих рубящий удар. В середине его было металлическое навершие, дающее дополнительную прочность и гасящее прямой колющий удар. В пластинчатые доспехи облачался и конь.
В составе войска были и специалисты по управлению метательными орудиями, это монголы научились у китайцев.

                Нашествие на Восточную Европу.

Решение о походе на Европу было принято на курултае в 1235 году. Численность армии составила почти 150 тыс. воинов. В армию вошли отряды всех улусов империи Чингисхана, а во главе встал Батухан (Батый), он был сыном и наследником хана Джучи.
Осенью 1236 года пала Волжская Болгария, весной и летом 1237 года в ожесточенных боях они нанесли поражение аланам и половцам. Осенью 1237 года Батый двинулся на Русь. В декабре на пограничье разгромил дружины рязанского княжества, и после 6-дневной осады взял Рязань. По замёршим рекам двинулся на Владимир-на-Клязму. По пути захватил и разграбил Коломну и Москву, в феврале пали Суздаль и Владимир. Затем разделившись на отряды разграбили и превратили в руины 14 русских городов: Ростов, Углич, Ярославль, Кострому, Тверь и др. Монголы не дошли 100 вёрст до Великого Новгорода и только потому, что начался падёж лошадей. Два года монголы грабили и разоряли центральную восточную и южную Русь, по очереди разбивая разрозненные княжеские дружины. Каждый князь пытался защищаться, только тогда, когда враг был на пороге его княжества.
     Осенью, в ноябре 1240 года  войско Батыя осадило Киев. А 6 декабря город пал, погибли все жители-защитники города вместе со стариками и грудными младенцами. В плен не брали никого.
 После тяжёлой победы над Киевом хан Батый прошёл Галицко-Волынскую землю, вступил в Польшу, Венгрию. Только осенью 1242 года, дойдя до побережья Адриатического моря, он остановился. Хан получил известие, что в тылу на Руси зреет недовольство и собираются войска. Возвращался он через Боснию, Сербию и Болгарию в причерноморские степи, где и основал Золотую Орду со столицей в Сарай-Бату.
 
                МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ ИГО
   
Большая часть Руси представляла пустыню, люди, скот угнаны и проданы в рабство, города и села сожжены, маломальские ценные вещи увезены в обозах поработителей. Остальная часть Руси, изъявившая покорность, сохранила некоторую автономию, государственное устройство и династии, не вошли в состав Монгольской империи. Ханы Золотой Орды  наложили на правителей «Русского улуса» тяжелую дань («ордынский выход»). Кроме того принуждали князей принимать участие в своих походах.   
     В 1243 году Великий князь владимирский Ярослав Всеволодович  был вызван в  ставку Батыя, где он вынужденно покорился Орде, получив ярлык на право своего княжения.
     Первоначально существовала специальная служба баскаков (ханских наместников), она контролировала действия княжеской администрации. Главная обязанность князей и баскаков была организация своевременной выплаты дани. Для определения величины дани в 1257-1259 годах была проведена перепись населения по всем русским землям татарскими «численниками».
     Всего было 14 видов повинностей и поборов, из них главная –«выход» (или «царёва дань»). В Орду отправлялись серебряные слитки каждый весом в 155 граммов. Затем были торговые сборы, подводная и вестовая (ямская) повинности, обязанности содержать ханских послов и их отрядов, собирать «поминки»- подарки для приближённых хана и пр.
      Конечно, основная тяжесть выплаты Золотой Орде дани, сборов и повинностей легло на плечи крестьян. Их в первую очередь грабили, убивали, продавали в рабство.
    В конце 13 века хан Берке передал сбор дани на откуп мусульманским купцам (бесерменам). Их произвол вызвал ряд крупных восстаний в русских городах, после чего ханы передали сбор дани в руки московского князя Ивана-1 Калита с 1327 года.
   С 1359 года в Золотой Орде началась «Великая замятня» (междоусобица), начался распад монгольской империи.
    А на Руси Дмитрий Иванович Донской посвятил все силы объединению русских земель для борьбы с Золотой Ордой. Были поражения от орды (1377 г.), но на Куликовом поле 8 сентября 1380 года уже объединённые русские полки под командованием Дмитрия Ивановича нанесли сокрушительное поражение войскам Мамая. Однако в 1382 году хан Тохтамыш захватил Москву и вынудил московского князя возобновить выплату дани. С тех пор великокняжеский стол стал передаваться московскими князьями своим детям по наследству, как их «отчина». А восстановленное Тохтамышем монголо-татарское иго просуществовало ещё целое столетие. Лишь в 1476 году великий князь Иван-111 окончательно прекратил выплату дани Ахмат-хану (правителю Золотой Орды).
   До 1380 года хан Ахмат пытался силой заставить Московию платить дань, но его набеги успешно отражали московские полки.
   
                «Стояние на Угре»

В 1480 году летом хан Ахмат выступил в «великий поход», но подойдя к реке Оке хан увидел, что все переправы уже заняты московскими полками. Надеясь переправиться, они пошли к Угре (левый приток Оки), однако и русские полки были уже там. Иван-111  обосновал свою ставку в г. Кременец.
В октябре хан Ахмат начал военные действия, но русские войска успешно отразили несколько попыток форсировать реку. Русские войска уже имели пушки и ручное огнестрельное оружие. 26 октября мороз сковал Угру и, со дня на день ожидалось решительное наступление хана. Но орда не получив поддержки поляков, испытывая растущий недостаток продовольствия, 9 ноября поднялись и стали отходить в степь. 11 ноября 1480 года ушёл в Орду и хан Ахмат, а в январе 1481 года на пути в Орду Ахмат был убит за нерешительность своими же воинами.
С монголо-татарским игом на Руси было покончено, но оно было триста лет тормозом экономического, политического, демографического и культурного развития и одной из главных причин отставания Руси от передовых западноевропейских стран.
- С окончанием монгольского ига, наверное, крестьяне зажили лучше, богаче, спокойнее?
- Да ничего подобного, Русь лежала в руинах, надо восстанавливать города, села, дворцы для знати в городах, усадьбы помещиков в их вотчинах, церкви, наконец. Кто и за чей счет всё это будет делать? Догадываешься? На Руси только одна производящая сила - крестьянство. А войны? Думаешь, с распадом монголо-татарского ига войны закончились?

• 1483 г. Восстание "черных людей" в Пскове, недовольство новой грамотой о смердах.

• 1489 г. Покорение Иваном III удмуртов. Взятие Вятки и включение Вятской земли под власть Москвы. Разгром Вятки сопровождался большими жестокостями.

• В 1489 г. крымские татары совершили набег на украинские земли и сожгли Киев.

• 1492 г. Иван III начал первую войну с Литвой (1492 - 1494 гг.), воспользовавшись смертью Казимира IV. При поддержке крымского хана Менгли-Гирея захватывает часть владений Александра, великого князя Литовского.

• В 1492-1493 годах «казаки ордынские» нечаянно пришли в Рязанскую землю и взяли три села.

• 1494 г. Иван III разгромил ганзейское подворье в Новгороде, изгнал купцов 49 ганзейских городов, отобрал их склады.

• 1495 г. Начало войны со Швецией (1495 - 1497 гг.).

• 1499 г. Окончено покорение Москвой Югорской земли.  поход на Урал князя Курбского.

• В 1499 г. "ордынские казаки и азовские под Козельск пришли, взяли село Олешию".

• 1500 г. – Иоанн 3 объявил войну князю литовскому Александру Казимировичу. Победа русских над поляками. Иван III предпринял второй поход на Литву под предлогом защиты права Елены, жены Александра, исповедовать православную веру.

• 1501 г. Иван III предпринял поход на Ливонский орден.

• 1503 г. Московское войско одержало победу над ливонскими рыцарями, напавшими на Псков. Заключено 50-летнее перемирие с Ливонским орденом, по условиям которого орден обязан выплачивать ежегодно дань великому князю за Юрьевскую землю. Иоанн 3 отобрал у литовцев Северскую землю.

• 1507 г. Началась русско-польская война из-за Смоленска (продолжалась до 1522 г).

• 1512 г. Возобновляется война с Литовским Великим княжеством за Смоленск.

• 1514 г. – победа под Оршей литовско-русских войск князя литовского и короля польского Сигизмунда 1 Старого над московскими войсками Василия 3. Взятие Смоленска.

• 1521 г. Крымско-казанское войско совершило поход на Москву.

• 1523 г. – удачный поход Василия 3 на Казань.

• 1524 г. Русские разгромили чувашей. Основан город Василь-сурск на реке Суре.

• 1535 г. Восстание в Казани, провозглашение царем крымского хана Сафа-Гирея.

• 1541 г. Крымский хан Сахиб-Гирей отправился в поход на Москву. После безуспешной осады Зарайска войска хана двинулись к  берегам Оки. Но русские войска, которыми командовал князь Дмитрий Федорович Бельский, вынудили их отступить.

• 1544 г. Волнение в Пскове.

• 1546 г. Волнение в Казани, изгнание крымского хана Сафа-Гирея, его возвращение в Казань.

• Крымский хан Саип-Гирей в течение тринадцатилетнего правления Думы, до венчания Ивана IV на царство (в 1547), подкупаемый Сигизмундом, пять раз врывался в Северскую и Рязанскую области и предавал все огню и мечу. Казанцы неистовствовали в северо-восточных областях. Азовские, ногайские и астраханские наездники соединялись с крымцами и господствовали на всем протяжении донского Поля.

• 1547 г. Восстание в Москве.

• 1547 г. Первый поход на Казань. Из-за внезапного потепления лед на Волге проваливается. Осадная артиллерия и часть войск пропадают. В 1548 г. поход против казанских татар заканчивается неудачей. Царь прервал поход.

• 1549 – 1550 гг. Второй  поход на Казань.
     Как видим из списка, расслабляться русским крестьянам после падения Орды не приходилось. За 70 лет 30 войн проходило на Руси, а кто воевал? Кто снабжал армию всем необходимым? Опять же крестьяне.
*         *         *
 Продолжение в части 14.