Повесть 8 из книги мы славяне п. краснощеков

Павел Краснощеков
 ЧАСТЬ 8 книги МЫ СЛАВЯНЕ П.Краснощеков

                КАНАДА

   Канада вобрала от всех стран по немного, от Америки, Франции, Нидерландов, часть даже от Советского Союза.
Канада площадью около 10000 тысяч квадратных километров и населением 32 миллиона человек имеет разветвлённую сеть железных и шоссейных дорог (особенно в её южной части), морские порты, как на тихоокеанском побережье, так и на атлантическом, имеет речные порты внутри страны. Страна имеет развитую промышленность, добывающую отрасль, но больше всего она знаменита своим сельским хозяйством
    В ХУ1 веке началась французская, а в ХУ11- английская колонизация. Тогда начиналось сельское хозяйство Канады, тогда и появилась частная собственность на землю.
    Коренное население индейцы и эскимосы (около 300 тыс. чел.), 542 племени сейчас живут в 2250  резервациях (посёлки от 50 до 500 жителей).
80% жителей страны живёт на южной трёхсоткилометровой полосе вдоль границ с США, где расположены лучшие почвы (чернозёмы) (68 млн.га), из них 60% занято пашней, а остальные лугами, пастбищами и лесами. Именно здесь климат умеренный и субтропический, а близость Атлантического, Тихого и Северного ледовитого океанов обеспечивает необходимыми для сельхозкультур осадками. Средние температуры января составляют +4 градуса, а июля +21 градуса. Огромные пространства плодородных земель, благоприятные климатические условия способствуют развитию разнообразных отраслей сельского хозяйства.
    Растениеводство дает 40% стоимости продукции сельского хозяйства. Главная зерновая культура — пшеница, по экспорту которой Канада занимает третье место в мире.  Развито животноводство (молочное, мясо-шерстное, птицеводство). Молочное животноводство и птицеводство характерны для юга провинций Онтарио и Квебек, юго-западной части Британской Колумбии; мясо-шерстное скотоводство — для провинций Альберта и Британская Колумбия. Среднегодовой сбор составляет: 32 млн. т – пшеницы, 15 млн. т – ячменя, 7 млн. т – кукурузы.     Животноводство развивается с неменьшим успехом. Поголовье скота в Канаде составляет: 16 млн. голов – КРС, 11 млн. голов – свиней, 600 тыс. голов – овец, 80 млн. шт. – птицы.
   - Неплохие условия, Павел, для ведения сельского хозяйства, не находишь?
   - Согласен с тобой, Володя. Я вот недавно был в нашем ООО «Семена» у Ивана Ивановича Рогозы, он рассказывал о своей поездке в составе Волгоградской делегации крестьян к фермерам Канады. Очень интересно и познавательно рассказывал. Я даже записал на диктофон его рассказ.
   - Ну, ты, Пашка, уже как настоящий писатель, записываешь всё.
   - Так я уже тогда начал писать книгу о российских крестьянах, но ведь надо описать и жизнь крестьян в соседних странах. Ведь всё познаётся в сравнении. Так я включаю диктофон?
   Диктофон голосом Ивана Ивановича немного потрескивая, иногда перебиваясь телефонными звонками в его кабинете, просвещал нас о далёкой и таинственной Канаде.
   - Прилетели мы в Канаду, побеседовали с исполнительным директором «Canadian Organic Growers» Лорой Телфорд, дали нам цифры об успехах и задачах канадского сельского хозяйства, назначили гида – переводчика, посадили нас в автобус и мы покатили. Дороги, я вам скажу, в Канаде это наша голубая мечта, под стать дороге и комфортабельный автобус,  удобные кресла, великолепный обзор проплывающих мимо красивых ландшафтов, шума мотора автобуса совсем не слышно. В автобусе видео, телик, некоторые сразу свои ноутбуки включили в интернет – с домашними по скайпу беседуют. Я не успел и задремать, а мы уже прибыли в первое хозяйство Тараса Царук, что в провинции Альберта. Семейную ферму (здесь её называют общиной) братьев Царуков можно отнести к крупным. Основное направление деятельности - выращивание зерна и скота. Имеют 2000 гектаров  земли и 300 голов КРС, выращивают пшеницу, ячмень, рапс, люцерну.
    Общинная усадьба Царуков простая (такие почти у всех фермеров) - нет заборов, оград, картофельного участка и огорода, фруктовых деревьев и ягодников, нет надворных построек для всех видов животных и домашней птицы, как у нас. Есть три двухэтажных дома, рядом с каждым домом гараж и легкий навес на две-четыре легковые машины, хорошо ухоженные газоны, клумбы, декоративные кустарники, а в стороне стоят крупные животноводческие помещения, ангары для хранения техники и силосы для хранения зерна.
Семейный хуторок стоит у асфальтированной дороги, которые проходят по полям параллельно через каждые 6 миль. Через дорогу  стоит почти такой же хуторок, но поменьше. Земля между дорогами разделена на стандартные поля в 60 гектаров, от асфальта до асфальта проложены профилированные и покрытые щебнем полевые дороги. К каждому хуторку за государственный счёт, как и дороги,  подведена вода, электроэнергия, газ.
 Семья Царуков приехала с Украины в конце Х1Х века в первой волне переселенцев. Братья с детства работали с дедом затем с  отцом на своей ферме. Сейчас три брата управляются на ферме своими семьями, уже помогают подросшие дети, в свободное от учёбы время они  проходят практику, набираются фермерского опыта, а наёмные работники слишком дорогие, общинникам выгоднее работать самим. Кроме того все братья и их жены ещё работают в городе: кто в банке, кто на базе, кто в учреждениях. Чтобы купить новые технологии, технику денег от фермерских доходов не хватает, а кредиты в банке братья принципиально не берут.
   Цены на источники энергии, оплату квалифицированных специалистов в мире растут, а на сельзопродукцию снижаются, поэтому аграрии во всём мире просто вынуждены искать более надёжные и более дешёвые способы выращивания своей продукции.  Сейчас братья работают по технологии «No Till» (нулевая обработка земли), основная техника хозяйства одна сеялка со спутниковой навигацией «Seed Hawk». Это сеялка точного высева с захватом сева 18 метров, высевает по стерне без предварительной обработки, один комбайн «Джон Дир» с захватом жатки 13 метров и рабочей скоростью 26 км/час, 38-тонный саморазгружающий зерновоз. Ещё есть самоходный опрыскиватель с захватом 27 метров, один мощный колёсный трактор, конечно же, есть система механизированных «силосов» для хранения зерна. Эта технология и набор машин позволяет затрачивать на гектар за весь сезон всего 20 литров солярки.
    О технике фермеров Канады. Некоторые фермеры старается взять в лизинг, а не покупать новые комбайны, трактора, сеялки. Многие работают по такой схеме: берут технику на год, впоследствии возвращают её дилеру, а с доплатой берут новую. Это позволяет им не скапливать у себя старую технику и с каждым годом увеличивать свои мощности. Дилеру, в свою очередь, это тоже выгодно, так как он отдает в лизинг или продаёт эту технику более мелким фермерам. Характерно то, что фермеры стараются купить техники больше, чем им необходимо. Это обусловлено тем, что время, трудовые затраты и скорость являются приоритетными факторами.
Работать на технике братья специализируются по желанию. Вся техника очень производительна, технологична, так что уборка не затягивается. Пробы зерна с каждого «силоса» сдают на подробный анализ в независимую лабораторию.
    В Канаде зерно до отгрузки хранится у фермера, но перевалочные элеваторы расположены на железной дороге и не далее, чем в 20-30 километрах от самой дальней фермы. Что касается скорости сдачи зерна, то фермер может разгрузиться на элеваторе за 10-15 мин, сюда входит всё время нахождения на элеваторе зерновоза: от взвешивания до выдачи документов на сданное зерно. Очереди на элеваторах нет, весь день приёма зерна элеватором расписан по минутам, и зерновозы фермеров принимают точно по графику. Здесь же производится погрузка зерна в железнодорожный эшелон, которого в ближайшем порту уже ожидает корабль.
    Немного о системе продажи зерна в Канаде. 85% канадских фермеров, которые выращивают пшеницу и ячмень, продают своё зерно через CWB (Канадская зерновая организация). Основной задачей CWB является получение фермерами полной отдачи и прибыли от продажи своей пшеницы и ячменя. В совет правления CWB входят 15 человек: 10 членов - это фермеры и 5 - представители государства. Такая структура организации позволяет защитить интересы всех сторон в данной сфере. CWB обеспечивает фермеру достойные цены за его товар, продажу 100% его зерна, берёт на себя государство, производит транспортировку зерна и отвечает за качество товара в дальнейшем. Цена назначается средневзвешенная по Канаде за десять последних лет. Если зерно продаётся за рубежом и цена там сложилась больше, чем в Канаде, фермеру начисляют при окончательном расчете эту разницу. 
    Но CWB работает только с двумя культурами - это пшеница и ячмень. И здесь работает государственная система квотирования, по нашему - так это просто закупочные договоры, что были раньше у нас в Союзе. В январе – феврале фермеры, согласно заявленной  квоты, получают предоплату 70% и начинают работать. Закупают удобрения (кстати, там используют наши удобрения, которые стоят намного дешевле, чем продают его в нашей стране!), ядохимикаты, ГСМ и начинают работать.
   Всю остальную продукцию фермеры Канады продают через различные кооперативы. Ищут потребителя через кооперативы, через Интернет, словом, это для фермеров большая проблема, головная боль.
   Я спросил у старшего Царуки: будут ли они расширяться? На что  он ответил, что расширение хозяйства не планируют, потому что они сейчас  работают уже на пределе возможного. Общинники хотят иметь больше праздников, хотят иметь нормальный отдых, отпуск. Ну, как все обычные люди, а не только постоянно работать без перерыва. А ещё важно, что для расширения нужны большие средства, очень большие. Сюда входит земля, техника, зарплата наёмных рабочих.
   На вопрос одного нашего фермера, кажется из Михайловки: «Может ли фермер стать богатым?», - получил ответ:          
    - Фермеры и так богаты. Все дело в том, как мерить - или деньги в кармане, или деньги, которые у них в земле, в технике. Люди обычно любят считать только то, что в кармане, но если бы считали все - фермеры имеют много,  много больше. Образно говоря, пока фермер работает он как будто и не богат, но когда он умирает - продается земля (а она сейчас очень дорогая), техника, сооружения и все это превращается в реальные деньги - он  становится богат.
    - А Вам не хотелось бы заниматься только банковским делом, и бросить фермерство?
    - Никогда бы не бросил и не брошу. Я всегда занимаюсь двумя-тремя делами. Дохода как будто я получаю больше в банке. Но это потому, что по-другому считается. Если  считать всё, то на ферме мы больше зарабатываем. Просто этот заработок не в кармане. Кроме того, от работы на ферме я получаю очень большое удовольствие каждый день, мне очень нравится это дело.
   - Что нужно для успеха в фермерском бизнесе?
   - Первое - надо выращивать то, что имеет спрос на рынке, а не то, что мы любим или привыкли выращивать.
Второе - нужно считать, сколько денег вкладывать в землю, технику, удобрения и как их использовать.
Третье - все это надо учитывать в комплексе: и рынок, и что выращивать, и сколько выращивать, и как выращивать. И так обстоят дела у меня дома, так у вас, наверное, и так везде, где есть фермеры.
     - Что Вы можете сказать о своей организации труда?
     - У нас каждый занимается тем, что ему больше нравится делать. Кому больше нравится руководить, кому выполнять какую-то конкретную работу. Я люблю убирать зерно. Нам двум старшим братьям - очень нравится работать на комбайне. И во время уборки мы работаем на комбайне посменно. А сеять я не очень люблю, но это нравится другим. И мы так работаем - делаем то, что нам больше нравится делать. Но иногда нам приходится делать и то, что нам не очень нравится. Но надо! Дело есть дело. Мы каждое утро собираемся за столом и вместе обдумываем, что будем делать целый день, и кто что будет делать.
    - Что Вы думаете об организации труда канадских фермеров?
    - Я бы сказал, что они работают достаточно хорошо. Потому что фермеры составляют очень малый процент от всего населения, а умудряются произвести и продать так много. Мы имеем только 1% фермеров, а Канада съедает только 7% выращенной нами продукции, а остальное продается за границей. Поэтому можно сказать, что фермерство в Канаде успешно.
  - А какой, по Вашему мнению, оптимальный размер зернового хозяйства.
  - Я думаю, что размер хозяйства определяется несколькими факторами. Из них два основных – это технология и производительность сельскохозяйственных машин, и человеческий фактор. Для современной сеялки и комбайна, чтобы они работали с оптимальной нагрузкой по технологии «No Till»  надо 2 -2.5 тысячи гектаров, для двух комплектов – уже 4 -5 тысяч гектаров и т.д. Нас в семье всего 3 брата, а было бы 5 - 6 братьев, тогда мы бы смогли обрабатывать и пять тысяч гектаров. Следующие факторы – где взять эту землю, технику? Недалеко от нас работают общины из пяти, десяти семей с 10 - 20 тысячами гектаров, и довольно успешно работают. А вот малые фермы менее 200 гектаров уже менее рентабельные, они должны перепрофилироваться, например, на овощеводство, животноводство.
   - Что может помогать фермерам решать свои проблемы?
  - Фермеры должны объединяться, если не в общинах, то в различных кооперативах, для того, чтобы иметь силу. С одним отдельным фермером и разговаривать в кабинетах правительства, бизнеса не будут, а с кооперативом уже считаются. В объединении фермеры обязательно будут иметь лучшее будущее. 
    - У Вас есть мечта?
    - Когда-то в молодости этот список был большой, но сейчас этот  список, конечно же, короче, но я мечтаю, что наши внуки и внучки будут так же, как и мы выбирать фермерство. Так хочется надеяться на это.
   Побывали мы в общине из пяти семей, обрабатывающих 20000 гектаров, и так же силами только своих общинников. В другом месте понравилась нам общинная молочная ферма на 400 дойных коров с роботизированной дойкой и роботизированной раздачей кормов, где 14 человек общинников управляются со стадом КРС в 1000 голов. Они же на своих полях выращивают зерно, из которого приготавливают корма, они же на пастбищах с электрическим пастухом содержат свои стада.
    В США, по словам самих канадских фермеров, фермерское хозяйство находится в лучшем положении, чем в Канаде, так как государство субсидирует их, что касается Канады, то тут ситуация в корне иная. Государство не особо влияет на фермерское хозяйство, у фермеров нет субсидий от правительства, но сказать, что они никак не защищены и забыты государством, тоже нельзя. Если брать 2010 год, то 25% фермеров в Канаде пострадало из-за сильных дождей. В западной части Канады есть такие хозяйства, которые остались без урожая. В свою очередь, государство старается помочь таким фермерам, возместить их убытки и поддержать сельскохозяйственный сектор.
  И все же, Канада, обладая развитым сельским хозяйством, являясь вторым в мире экспортером продовольствия, достигнув высокого уровня товарности, механизации, специализации производства не может защитить своё сельское хозяйство от губительного действия  «ножниц цен» на продукцию фермерского хозяйства и на приобретаемые фермерами промышленные товары. Именно этот процесс и ведет к разорению мелких и средних ферм, концентрации производства и земельной собственности в руках крупных фермеров и сельскохозяйственных корпораций.
   Диктофон отключился, беседа с Иваном Ивановичем Рогозой закончилась.
   - Ну, во-от, - заметил Володя, - в Канаде фермеры кооперируются, объединяются в общины, внедряют новые технологии, а мы-ы в России… - забились по своим лоскутным паям, с допотопной техникой и технологиями начала прошлого века.
   - И стрыгуть нас «ножницы цен», як тих баранив, - добавил задумчиво Юра.
*          *          *

                ИЗРАИЛЬ

   - Ну, а теперь, господа – товарищи, я расскажу вам о том, что мы потеряли, а возможно не нашли. О социалистическом сельском хозяйстве в капиталистической стране, об Израиле, где почти половину живёт советских евреев. Само государство Израиль очень молодо, но и в то же время, очень старо. Народ израильтянский дважды терял родину, но возвращался на свою землю даже по истечению многих веков. Его возвращение он называл алия (восхождение). Первое «восхождение» было с Моисеем из Египта ещё до нашей эры.  Второе «восхождение» началось с 1882 года и было обусловлено вековой преданностью (а скорее всего, ностальгией) евреев своей исторической родине. Подталкивалось оно волной погромов в России и в других странах Запада и усилиями небольшой, но активной группы сионистов, мечтавшей  решить еврейский вопрос. Именно эта алия и создала первые сельскохозяйственные поселения – мошавот и кибуцы.
   Прибывающие на пустующие земли переселенцы не имели опыта сельскохозяйственных работ, зависимость урожая от почвенно-климатических условий, плюс витавший над Европой «призрак коммунизма» способствовали объединению переселенцев в коммуны, кооперативы (кибуцы и мошавы) с экстенсивным производством. Земля в Израиле не была в частной собственности на землю, она давалась в аренду на 50 лет и кибуцам, и мошавам,  Казалось всё двигалось как у нас в России, но там всё это происходило естественно, без «насильственной коллективизации».
  Кибуцы (община) организованы на принципах совместного труда коллективной собственности и коллективного потребления. Принцип коммунистического распределения "от каждого по способностям, каждому по потребностям" в  кибуцах получил продолжение - "соответственно уровню развития коллективного хозяйства". В кибуце доходы не распределяются ни в денежной, ни в натуральной форме - вместо этого кибуц удовлетворяет нужды своих членов в еде, одежде, жилье, досуге, образовании, медицинском обслуживании. Здесь кибуцы больше похожи на наши коммуны. .
   Мошав- кооперативное сельскохозяйственное поселение, основанное на совместном владении сельскохозяйственной техникой и совместном сбыте продукции при сохранении частной собственности на имущество и индивидуального землепользования.
  Если сравнивать с нашими сельхозпроизводителями, то мошав похож на нашу русскую общину начала ХХ века. Так же земля берётся в длительную аренду у государства, так же самостоятельное хозяйствование отдельной семьи, та же кооперация по закупке товаров и реализации производимой продукции.
В большинстве мошавов  из-за их небольших размеров отсутствуют собственные сбытовые, снабженченские и обслуживающие объединения, они не могут на равных конкурировать на рынке. Поэтому на региональном и общенациональном уровне возникла "кооперация кооперативов" или кооперативные консорциумы.
   Мошав шиттуфи (коллективный мошав) – по организации ближе к кибуцам, но сфера потребления и домашнее хозяйство оставались индивидуальными. Мошав шиттуфи сильно смахивают на наши колхозы.
Около 40% обрабатываемой земли Израиля находится в пользовании кибуцев, 29% - в пользовании мошавов, 4% - мошавов шиттуфи, около 10% - у еврейских частных хозяйств, около 17% - у арабских частных ферм. К слову сказать, среди арабов ни кибуцы, ни мошавы так и не «прижились». Можно сказать, что сельское хозяйство Израиля построено по социалистическому типу, ведь
Кибуцы и мошавы доминируют в израильском сельском хозяйстве - на их долю приходится около 80% производимой в стране аграрной продукции, они обрабатывают 70% пахотной земли, владеют 75% основных сельскохозяйственных производственных фондов. Почему же в капиталистическом Израиле кооперативное сельское хозяйство и сейчас живёт, а в России «приказало долго жить»? Почему наше сельское хозяйство так и осталось экстенсивным, а в Израиле давно оно уже интенсивное?
   Кибуц? Что это такое? Кибуц для неизраильтян — явление весьма загадочное. Поэтому иностранцы, приезжающие в Израиль, всегда рвутся увидеть кибуц, составить о нем собственное мнение. А для нас – российских колхозников очень интересно понять, где мы сделали не так, где произошёл сбой в развитии кооперативного сельского хозяйства в СССР.
В экономическом отношении кибуц  - это производственное объединение с полным обобществлением средств производства и коммунальной организацией быта. Но кибуц — это еще и особая форма расселения, специфический сельский населенный пункт, это еще и военная единица, защищающая страну от арабов, кибуцы принимали участие в  сионистском движении «национальное возрождение», в кибуцах подготавливали переселенцев-евреев к жизни в Израиле. И страна Израиль начиналась с первых поселений-кибуцев на палестинских землях. Поселения создавались на средства Всемирной сионистской организации. Первые поселенцы были вынуждены жить в палатках, не хватало часто самого необходимого с тяжелым физическим крестьянским трудом, болезнями. Поселениям угрожала опасность вооружённых нападений соседей-арабов. Сплочённость, самоотверженность, целеустремленность, продуманная и планомерная организация трудовой деятельности способствовали тому, что бедствия кибуцы переносили с меньшими потерями, чем поселения других типов. Переселенцы объединялись в общины, чтобы не пропасть поодиночке. Сама жизнь создания Израиля на земле арабов требовала этого.
Кибуцы и мошавы на земле израильского молодого государства
появились раньше самого государства, по сути, они были его предвестниками и его проводниками.
   Кибуцы, мошавы и всё сельское хозяйство в Израиле всегда было окружено заботой и вниманием. С 1950 года, когда был кризис с продовольствием, в государстве были введены карточки, остро стал необходим перевод сельского хозяйства на интенсивное производство. И евреи бы не были евреями, если бы не перевели свои кибуцы и мошавы с экстенсивного хозяйствование на интенсивное. Ни в одной стране мира переход от экстенсивного производства к интенсивному не был столь стремителен и результативен! Уже с конца 50-х годов существенные структурные изменения происходят в кибуцах. На эти же годы приходится появление первых межкибуцных предприятий - от комплексов по хранению и переработке продукции до спортивных сооружений и школ.
   Кибуцы дают примерно 40% сельскохозяйственной продукции Израиля. Возникнув как сельскохозяйственные поселения, кибуцы позднее расширили свою деятельность. Появляются первые промышленные подразделения в кибуцах. Сейчас сельское хозяйство приносит кибуцам лишь четверть их доходов.

Кибуцы под давлением капиталистических обстоятельств претерпели существенные изменения, трансформировавшись из аграрных в аграрно-индустриальные, а в 80-е годы – даже в индустриально-аграрные хозяйства. Доля членов кибуцев, занятых непосредственно сельскохозяйственным производством, резко сократилась и сегодня составляет не более 10%! В настоящее время кибуцы представляют собой  многоотраслевые экономические единицы, все они обзавелись хотя бы одним промышленным предприятием, но многие несколькими. На кибуцы приходится до 9% израильского промышленного производства и промышленного экспорта.
  Теперь о самом кибуце: Кибуцы насчитывают от 100 до 2000 жителей, но в среднем в кибуце проживает 500—600 человек (в том числе 300—400 взрослых). Из полумиллионного сельского населения Израиля кибуцники составляют около 120 тысяч человек.
Молодые, в основном образованные энтузиасты, приехавшие в Палестину в начале XX в., грезили о новом общественном устройстве, основанном на равенстве и взаимопомощи. Идеология кибуцев соответствовала идеологии социализма, свобода, равенство, братство, отрицание эксплуатации человека человеком. Основной принцип кибуцной жизни — от каждого по способностям, каждому — в зависимости от возможностей кибуца.
Никакой зарплаты или премиальных членам кибуца не платят. Люди получают необходимое из общего фонда независимо от личного трудового вклада. Получают многое, но не все, что хотелось бы. Дело в том, что базовый кибуцный принцип провозглашает: «или каждому — или никому». Другой базовый принцип: «самообеспечение и развитие кибуца», поэтому кибуц просто по экономическому состоянию не может обеспечить всех членов, например, автомашиной, или, скажем, самолётом.
В конце года часть денежных доходов кибуца переводится в фонд выплат кибуцникам. Конечно, всем — поровну. У каждого накапливается сумма денег, которую он может расходовать по своему усмотрению за пределами кибуца (обычные деньги в кибуце хождения не имеют). При выходе из членства в кибуце, человек получает определенную «выходную» сумму денег. Член кибуца имеет право работать и вне кибуца, в городе на заводе или преподавать в университете, но заработанные на стороне деньги должны поступать в общий котел. Среди жителей израильских кибуцев есть литераторы, ученые, музыканты, даже футболист в английском клубе.
Общепризнанный специалист в области сельского хозяйства Израиля Х. Гвати пишет: «Цель кибуцного движения - создание бесклассового сообщества, свободного от эксплуатации. Коллективная собственность на средства производства, коллективное производство и коллективное потребление призваны обеспечить экономическое равенство между членами кибуца. Обязанности трудиться соответствует право каждого на получение соответствующей доли в совокупном продукте для пожизненного удовлетворения всех его признанных потребностей, независимо от вида и количества затраченного им труда», так было запланировано при создании государства Израиль. И далее: «Сбыт кибуцной сельскохозяйственной продукции производится через специально созданные для этого кооперативные фирмы. Например, молоко, яйца, мясо, овощи, фрукты большинство кибуцев (а также мошавов - сельскохозяйственных кооперативов) сбывает в стране через кооператив "Тнува". Что касается агропродукции, предназначенной для экспорта, то ее сбывает другая фирма - "Агрекско", совладельцами которой являются сельскохозяйственные объединения государства Израиль. Некоторые другие виды продукции, например, цитрусовые, хлопок, земляные орехи (арахис) - сбываются непосредственно Советом производства и сбыта, созданным правительством при участии земледельцев". Что касается промышленных товаров, производимых кибуцами, то: "Ха-киббуц ха-арци сбывает часть своих изделий через организацию "Техен", но большая часть кибуцных предприятий вынуждена поставлять свои товары прямо на рынок либо самостоятельно, либо через посредников и эта прямая зависимость кибуца от рынка сильно мешает реорганизации фабрик, в результате которой они могли бы избавиться от наемного труда».
    В управлении кибуцем главенствует основной принцип  демократии. Каждый член кибуца имеет право участвовать в решении всех вопросов. Высший орган власти кибуца - общее собрание членов кибуца. Собрание формирует социальную и экономическую политику кибуца, утверждает бюджет, принимает в кибуц новых членов. На собраниях выбирают комиссии (жилищную, финансовую, планово-экономическую и др.). Председатели основных комиссий вместе с главой кибуца (он именуется «секретарем») образуют орган исполнительной власти - «правительство» кибуца.
    Жизнь заставила кибуцы менять многие свои  принципы и устои. Так, поначалу кибуцы принципиально не нанимали рабочих со стороны. Кибуцы обязаны обходиться своими силами, без «эксплуатации наемного труда». Однако по мере расширения специфики хозяйства кибуцы оказались вынужденными привлекать наемных работников. Если кибуц обзаводился заводом, его производство требует инженеров и техников соответствующего профиля, экспертов по маркетингу. Однако в некоторых случаях нужны кибуцам не только специалисты, но и малоквалифицированные работники (например, для работы в теплице или в пекарне). Теперь в кибуцах можно встретить и израильтян-арабов, и гастарбайтеров из-за границы (например, из Таиланда, Китая).
   В кибуцах изготавливают мебель, штампованные пластмассовые изделия, оборудование для капельного орошения, иногда даже сложные изделия, например, электронные изделия, промышленные роботы. Но не забывают и свою пищевую промышленность. Её продукцию (молочные, мясные изделия, консервы и пр.) реализуют в собственных фирменных магазинах, в супермаркетах пользуются популярностью у покупателей, как экологически чистые и всегда свежие продукты
   Многие кибуцы предоставляют гостиничные услуги в расчете на туристов, в том числе иностранных. Сервисная сеть насчитывает несколько десятков гостиниц, мотелей, пансионатов. В ряде таких гостиниц устраиваются даже международные конференции и симпозиумы.
   Вот как описывает свои впечатления мой Интернетский друг Геннадий Костинский, побывавший в разных кибуцах Израиля:
   «Внешне обычно посёлок кибуц напоминает пансионат на нашем черноморском побережье. Ядро и основой кибуца является сооружения общественного центра. А уж его окружает жилая зона. В отдалении за кольцом зелени располагается животноводческая часть кибуца, а также промышленные предприятия. Далее тянутся сады, поля, рыбные пруды. Архитектура и планировка продумана специалистами до мелочей.
  Семьи в кибуцах живут в одноэтажных, реже двухэтажных домах. Квартиры у кибуцников небольшие, чаще всего трехкомнатные. Семья может рассчитывать на улучшение жилищных условий. Решение об этом принимает руководство кибуца.
   Типичный дом в  кибуце рассчитан на две семьи, и у каждой квартиры отдельный вход. Перед домом под навесом устраивается своеобразная терраса, где вечером, когда опускается прохлада, семья в полном составе может проводить время за ужином. А вот завтракают и обедают кибуцники не дома, а совместно, в общей столовой. Разделение трапезы с другими людьми было и остается характерным символом кибуцной жизни. Но осталось далеко в прошлом то время, когда приготовление еды дома считалось тяжким грехом и выпадом против кибуца, а потому сурово осуждалось. Да и вообще, правила кибуца потеряли первоначальную жесткость, строгую регламентацию. Хотя многие кибуцники предпочитают ужинать дома в кругу семьи, в пятницу вечером (с заходом солнца для евреев пятница заканчивается и наступает суббота — шабат) все непременно собираются в кибуцной столовой. Это особый субботний («шабатный»), а значит, праздничный ужин.
  Столовая располагается в центре поселка, в составе общественного центра. Она располагается на втором этаже, а на первом вечернее кафе (разумеется, платить там не надо).
   Люди приходят в столовую в приподнятом настроении, по-вечернему одетые. Тепло здороваются, осведомляются о домашних новостях. Все искренне рады друг другу. Атмосфера большой дружной семьи и компании друзей-единомышленников одновременно. Обычно в столовой самообслуживание, но в шабатный ужин блюда разносят дежурные.
    В кибуцах действует система шведского стола. Каждый выбирает себе блюда по вкусу и ставит на поднос. Готовят очень вкусно, хотя деликатесов (шоколадных конфет, пирожных и т. п.) нет: идеология кибуца изначально предполагала умеренность в потреблении, отказ от излишеств. Много овощных, молочных блюд. Субботний ужин обязательно с мясом (чаще куриным, индюшачьим, говяжьим), супом, разнообразными салатами, закусками и, конечно, со сладким вином (открывай кран в бочонке и наполняй бокал). А вот благодарственная молитва перед трапезой, обязательная в религиозных семьях кибуца, здесь не произносится: подавляющее большинство кибуцев - подчеркнуто светские поселения.
   Общественный центр кибуца, помимо столовой, включает также киноконцертный и спортивный залы. Кибуцники, как и вообще израильтяне, любят и умеют весело отдыхать (наверное, сказывается теплый средиземноморский климат). В киноконцертном зале одного из кибуца, рассчитанном на 1000 мест, несколько раз в неделю демонстрируются фильмы, а также устраиваются концерты. Да и вообще в кибуце постоянно какие-то праздники — как личные (дни рождения, юбилеи, совершеннолетия), так и те, что отмечает вся страна.
   Спортивный зал с высокими трибунами и большим электронным табло можно с полным основанием назвать дворцом спорта. Здесь проводятся спортивные состязания отнюдь не кибуцного уровня. Кроме того, в спортивном зале работает школа танцев; на один такой танцевальный вечер я попал. Танцорами (их возраст на глаз от 13 до 75 лет) руководят педагоги. Израильтяне помешаны на танцах, и отношение к танцам очень серьезное. Люди танцуют с удовольствием, даже с упоением. В кибуц на танцы приезжают и жители соседних городов (их автомашины выстраиваются на стоянке перед спортивно-киноконцертным залом). Расходятся и разъезжаются почти в полночь.
   Перед общественным центром травяной газон с пальмами (обилие зелени усиливает иллюзию, что вы попали в пансионат). Часть газона используется под выставку сельскохозяйственной техники, на удивление украшающей площадку. Рядом с одной из пальм установлен прибор с датчиками, подведенными к стволу (замеряются температура, испарение с поверхности дерева). Поражает ухоженность территории, за газонами и деревьями ухаживают специальные работники.
   Здесь же, в центре поселка и «внутрикибуцный» магазин, где можно приобрести продукты и нехитрые бытовые товары повседневного спроса (например, батарейки, авторучки, видеокассеты, сигареты). Овощи в магазине берут бесплатно в любом количестве, а вот за фрукты, сладости, мороженое уже нужно платить. Торговля идет не на обычные деньги (то есть шекели), а на специальные кибуцные (их человек волен тратить по своему усмотрению). Наличные при этом не нужны, стоимость покупки вносится в память компьютера и списывается с его счёта.   Во всех кибуцах имеются хорошие библиотеки. Небольшие зверинцы есть почти во всех кибуцах. Животные в них не бог весть какие диковинные: совы, зайцы, белки и т. п. Держат их ради детворы, чтобы с малых лет приучались ухаживать за животными, любить их. Лошадей в кибуцах, имеют естественно, не как тягловую силу, а для верховой езды. Гарцующие по зелёному лугу наездники, чаще всего местные подростки.
   В распоряжении кибуцников имеется открытый плавательный бассейн (в жарком Израиле это отнюдь совсем не роскошь). Днем купающихся очень мало, так как народ на работе. В эту пору здесь лишь дети, да волонтеры-иностранцы, у которых выходной. При мне в кибуце находилась группа южнокорейской молодежи.
   Кибуцникам не надо заботиться о стирке, химчистке. Утром в кибуцную прачечную люди приносят, а точнее, подвозят в хозяйственной сумке с колесиками белье. Вечером узел с выстиранным бельем можно забрать. Работницы прачечной развешивают мешки с выстиранным бельем на веранде прачечной (у каждой семьи свой именной крючок). Постельное белье всегда неглаженое, его гладить в Израиле не принято. Кибуц берет на себя и заботу о здоровье своих членов. На простые случаи есть здравпункты. Если же пациент нуждается в серьезном осмотре врача-специалиста, кибуц предоставит микроавтобус или автомашину с водителем для поездки в город.
   Ключевую роль в кибуцной жизни играет система образования. На начальных этапах становления кибуцев молодежь почти с рождения и до конца учебы в школе (то есть до 18-летнего возраста) всю неделю жила и воспитывалась отдельно от семей. Тогда считалось, что в интернате под наблюдением профессионалов дети получат более правильное образование и воспитание, нежели дома. Матери же должны быть освобождены от семейных забот, поскольку на них и так ложилась нелегкая работа в кибуце (равенство полов — непререкаемое требование). Однако такого рода антисемейные установки не прошли проверки временем, и от них отказались. Кстати, первыми против педагогического новаторства взбунтовались сами мамаши. Теперь дети после обеда могут возвратиться домой и ночевать с родителями.
   В кибуце обязательно есть начальная или восьмилетняя школа. Полной же средней школы может и не быть; в этом случае на школьном автобусе детей везут в соседний кибуц в межкибуцную школу. Отношение к высшему образованию в кибуцах за 90 лет их существования изменилось кардинально. Вначале кибуцная идеология не одобряла стремление его членов поступать в университеты, получать высшее образование. Тогда идеологи вдохновлялись идеалами физического труда, да и особые специалисты в сельской местности не требовались. Сейчас кибуцы направляют способную молодежь в университеты, оплачивая их учебу (высшее образование в Израиле платное).
   Кибуцы играют в общественной и культурной жизни Израиля гораздо большую роль, чем следует из их скромной доли в населении страны. Названия многих кибуцев известны любому израильтянину. Нередко кибуцы имеют богатые музеи (археологические, краеведческие), танцевальные и драматические ансамбли, хоры, спортивные клубы. Ассоциация кибуцев содержит собственный филармонический оркестр, имеющий общенациональную известность.
   В 90-е годы кибуцы сыграли важную роль в национальной программе по приему новоприбывших репатриантов. Всех желающих на полгода поселяли в кибуц. Там люди, только прилетевшие в Израиль и еще смутно представлявшие себе, где они оказались, с первого дня получали не только жилье, питание, социальные услуги, уроки иврита, но также заботу и опеку старожилов. Осмотревшись в кибуце и взвесив все его достоинства и недостатки, многие семьи решали остаться в нем жить. Подле каждого дома — травяной газон, цветы, кустарники. Все дороги в кибуце асфальтированы. Основной внутрикибуцный транспорт — велосипед. Старики, у которых проблемы с движением, катят по дорожкам на немецких инвалидных колясках с электромотором. Разъезжать на автомобилях в пределах жилой зоны запрещено.
   После службы в армии лишь менее половины (40%) молодежи возвращаются жить в кибуц. Что поделаешь, мир кибуцем не ограничивается и большие города соблазняют своими возможностями. Но это вовсе не значит, что кибуцы потеряли свою популярность, вовсе нет. Более того, вступить в кибуц не так-то и просто. Предпочтение отдается перспективным молодым семьям, прошедших стажировку.Сейчас кибуцы так же как и 40 – 50 лет назад выполняют семитскую задачу адаптации новых переселенце к жизни в Израиле. Это уже и прибывшие переселенцы и колеблющиеся в качестве волонтёров.
   В кибуцах всегда можно встретить волонтеров (добровольцев) — молодых иностранцев (18—35 лет), прибывших сюда, чтобы познакомиться с израильской жизнью изнутри, поработав в кибуце от двух до шести месяцев. Желающие сначала должны обратиться в специальный центр в Тель-Авиве, где им подберут подходящий кибуц. Предпочтение отдается группам, а не одиночкам. Волонтеры имеют право на три дополнительных выходных дня в месяц. Денег они не получают (кроме небольшой суммы — около 100 долларов — на карманные расходы), но обеспечиваются бесплатным жильем, трехразовым питанием, бесплатными прачечными услугами. Разумеется, волонтеры — желанные участники всех общественных мероприятий.
   Одного такого кандидата я видел в кибуце. Это очаровательная, с ослепительной улыбкой девушка лет 18—19. Она не могла не привлечь мое внимание своей незаурядной внешностью. Девушка обслуживала наш стол в столовой, и тогда мне рассказали ее историю. По рождению она израильтянка, но когда ей было лет шесть, семья переселилась в Канаду. Спустя много лет девушка решила съездить в Израиль и в качестве волонтера пожить в кибуце. Ей понравилось, и она решила поселиться именно в кибуце, оставив родителей и брата в Канаде.
   Собрание кибуца тщательно обдумывает, подходит ли кибуцу тот или иной человек. При положительном решении человек становится кандидатом в члены кибуца и ему предстоит пройти испытательный срок.
   Девяносто лет существуют кибуцы. Теперь очевидно, что не все надежды, которые на них возлагались, реализовались; многие оказались утопическими. Суровая капиталистическая действительность вносит основательные коррективы и заставляет кибуцы постоянно адаптироваться, меняться.
   Даже самые горячие приверженцы кибуцной жизни признают, что по мере роста благосостояния страны и развития израильского общества как потребительского привлекательность кибуцев поблекла. И хотя жизнь в современных кибуцах отнюдь не такая аскетическая, какой была полвека назад, все же молодежь хочет иметь больше благ и удовольствий, чем может предоставить кибуц, даже процветающий.
   Не став островками счастья и полного равенства, кибуцы тем не менее не исчезли. Не погибли они ни экономически, ни социально, а ведь такую участь им тоже предрекали. Сегодня тысячи израильтян не променяют свой кибуц на шумные и соблазнительные большие города».
   - Что молчите мужики?
   - Дай нам немного прийти в себя.
   - Так это же коммунизм, который планировался у нас к 1980 году!
   - Что-то мне и не верится, что в капиталистической стране  возможно так жить крестьянам.
   - Да, в кибуцы наши селяне хоть сейчас поехали бы работать.
   - Да не-е-е, этого просто не может быть. Не верю я, вот не верю и всё.
    Наперебой заговорили мои друзья. Затем вдруг наступила тишина. Похоже, все собравшиеся на русском, заволжском  «отрубе» - хуторке снова стали внутренне сопоставлять крестьянскую жизнь в израильском кибуце, советском колхозе и российском фермерском хозяйстве. Гнетущая тишина прервалась предложенем самого молодого фермера: 
   - Штобы нам так жить! - выпил стопку водки и, не закусывая, захватив сигареты, молча вышел на веранду.
   - Что же мы сделали не так, почему находящиеся примерно в одинаковом состоянии в начале ХХ века сельские хозяйства России и Израиля, шедшие, считай, одним курсом получили такие разные результаты. Израильские процветающие кибуцы с «человеческим лицом» и развалившиеся колхозы, а сейчас и «приказывающие долго жить» фермерские хозяйства, почему их сравнение нагоняет такое жуткое состояние на нас?
   - Ты знаешь, Павел, мне кажется, что первоначальные задачи и цели при создании колхозов и кибуцев были разные.
   - Яки таки разные задачи и цели? У сельского хозяйства всегда одна задача и цель – накормить вдоволь себя, окружающих, в целом весь народ.
   - Не совсем так Юра, за счёт российского крестьянства тысячу лет кормилось вначале княжеская рать, затем царь с боярами, дворянами и помещиками. Государство российское становилось на костях и рабском труде крепостных, а уж после 17 года сам Бог  (читай Ленин) велел проводить становление Советской власти, восстановлении промышленности за счёт крестьян, а за счёт кого же, всё отработано веками. И колхозы стали создавать ускоренными, насильственными темпами под руководством великого Сталина, чтобы легче было отбирать всю произведённую в селе продукцию по резко заниженной цене. Воспитание нового человека передали в политорганы, и Карлаг (карагандинский лагерь для спецпереселенцев). В результате миллионы погибших крестьян от спровоцированного властями голода, замученных за колючей проволокой в Гулагах.
  И перед израильскими кибуцниками стояла задача накормить страну, но главная задача помочь еврейской нации закрепиться на исторической родине, помогать вновь прибывшим переселенцам осваиваться на новом месте. А вот задачи проводить создание промышленности за счёт крестьян в Израиле не стояло, на это приходили деньги мирового сионистского центра. Оказывали помощь страны Запада. Кибуцники работали на себя, на свой кибуц, ещё оказывали действенную помощь государству по защите от нападения арабов. Но кибуцы и мошавы работали на себя! Они оказывали помощь в становлении государству, но и получали от государства всю необходимую помощь и поддержку, от моральной до материальной.
   - Ну ладно, государство обирало колхозы, а фермеров налогами ведь сейчас не душат, не отбирают произведённую продукцию?
   - Анатолий, а как государство отбирало результаты труда у колхозов? Правильно за счет «ножниц цен». Только теперь эти «ножницы цен» в руках естественных монополий. Именно для этого и было придумано сдерживание цен для сельскохозяйственных товаров и свободный рыночный рост для промышленных товаров, которые за двадцать лет возросли в 7 -8 раз по отношению к фермерским товарам. Именно и за счёт этого и сдерживается рост зарплат рабочих, врачей, учителей по всей стране, конечно же и крестьян, именно и за счёт этого и происходит безудержное обогащение наших миллиардеров. Вот и получили конечный результат в сельском хозяйстве такой отличный, можно сказать противоположный от израильского.
   - Что же делать?
   - Ты, Андрей, задаёшь вопрос по-Чернышевски. Ещё и сон фермера надо увидеть.
   - А может быть по-Ленински?
   - Да можно сказать, что кооперацию в сельском хозяйстве надо начинать заново. А начинать на месте бывшего пожарища, как известно, всегда труднее, особенно в начале, но потом учтутся сделанные ранее ошибки и пойдёт процесс намного быстрее. Надо просто начать!!!
   - Только надо, чтобы это поняла наша власть, надо понять, что на западных продуктах далеко не уедем, или скорее приедем к полному краху. Ведь одно рабочее место в сельском хозяйстве даёт 7 – 8 рабочих мест в городе. Вот где то звено, как говорил дедушка Ленин, за которое можно вытащить всю цепь, то бишь всё государство. Ликвидировать безработицу, слезть с газовой и нефтяной иглы.
  - Похоже, правительство, как тот наркоман, сам с иглы слезть не сможет.
  - Очень жаль, что придется крестьянам и рабочим ссаживать его с иглы, а это чревато…народными катаклизмами. Так всё же с чего начинать?
   - Начинать надо с самого простого, как это шло в истории.
   1. С приветствия объединения крестьян, фермеров в общины.
   2. И землю общины, фермеры должны получать в аренду от государства на долгосрочное пользование, скажем на 50 лет.
   3. Помочь общинам организовать торгово-закупочные кооперативы с целью снабжения общин более дешёвыми промышленными товарами, реализации их продукции по реальным, а не «смешным» ценам.
   4. В связи с тем, что из сельского хозяйства в настоящее время выкачаны все средства, техника, оборудование, создать государственные машинотракторные станции для обеспечения общин по аренде или с оплатой за выполненную работу необходимой высокотехнологичной и производительной техникой.
    - Ха-ха-ха, в торгово-закупочные кооперативы засядут лихие люди, а машинотракторные станции возьмёт частник, и всё вернётся «на круги своя»! И опять крестьянин гол, как сокол.
   - Для этого нужен жёсткий контроль со стороны общин, и руководить ими должны общины. Всё должно быть прозрачным и должна быть отчётность перед собранием представителей общин,  ротация исполняющих обязанностей распорядителей. Почему Быковский кредитный кооператив сейчас процветает, а более десяти лет назад он же разваливался? Потому что члены правления сейчас постоянно вникают и контролируют работу кооператива. А сколько кооперативов «лопнули, как мыльные пузыри», оставив вкладчиков ни с чем, да они и не работали с крестьянами, собирали деньги, как МММ Мавроди.
    - Ну ладно, а дальше что делать?
    - А дальше работать, строить, создавать, улучшать жизнь крестьян своей общины. А если конкретней, то получится так.
    1. Надо в первую очередь создать в общине  переработку своей продукции.
    2. Вплотную заняться реализацией в своих фирменных магазинах в посёлках, в городе своими продуктами.
    3. Наладить производство товаров широко потребляемых общинами. Это комбикорма, бахчевая плёнка, производство оборудования для капельного полива, производство сельхозтехники, не выпускаемой нашей промышленностью.
   4. А дальше – жизнь покажет.
    Главное сейчас начать, и начинать надо с правительства, чтобы оно не считало деревню «чёрной дырой»,  а создало вокруг сельского хозяйства благожелательность, чтобы оградило его от «акул бизнеса». Чтобы оно его холило и лелеяло, ведь в стране и за границей столько недоброжелателей нашего сельского производителя, взять хотя бы ВТО.
*         *          *
   - Мужики, вот мы рассмотрели работу сельского хозяйства разных стран, а есть ли какой секрет у них такой успешной работы?
   - Никаких чудес и особых секретов нет, а есть:
   1. Разумная экономическая организация, начиная с каждого фермерского хозяйства и в целом всей отрасли;
    2. Современные технологии;
    3. Современные производительные машины.
    4. Спокойно работать, работать и работать. Работать десятилетиями, веками без перестроек, потрясений и революций.
   
*          *         *

Продолжение в части 9.