Эпопея Ло Гуань-чжуна Троецарствие

Константин Рыжов
Хуа То оперирует руку Гуань Юя

Китайцы не имели развитого древнего эпоса, подобного греческому или индийскому. Эпос мифологический им заменили позже  средневековые эпические сказания о реальных исторических событиях и персонажах. Таким образом, китайский исторический эпос вытекает из двух традиций: устного прозаического сказа на исторические темы и книжной историографии, представленной летописными сводами.
Известно, что обычно  эпические сказания описывают эпоху максимально насыщенную драматическим содержанием, полную войн и захватившую огромные массы людей. Отрезок китайской истории от 184 г. по 280 г., как нельзя более соответствовал этому условию.  Смута, охватившая в конце II в. Ханьскую империю, привела к распаду страны. После долгой чреды междоусобий, на территории Китая сложились три больших государства. Самым могущественным и значительным из них стало царство Вэй в Северном Китае, основанное ханьским офицером Цао Цао. Второе царство У, начало которому положил военачальник Сунь Цэ, образовалось в Цзяндуне (на землях к югу от нижнего течения Янцзы). Основателем третьего царства - Шу – стал удачливый военачальник Лю Бэй.

Основным памятником исторической литературы, осветившим эти события стала «История Трех царств» Чэнь Шоу (233-297). Будучи близким современником минувшей эпохи, он собрал большой материал, позволивший ему ярко и в целом правдиво  поведать о перипетиях междоусобной войны.  Все последующие произведения, так или иначе описывающие события Троецарствия,  основывались прежде всего на труде Чэнь Шоу. Но для народной эпопеи он послужил только скелетом.

Как и положено историку, Чэнь Шоу чрезвычайно лаконично говорит о внутреннем мире своих героев, он скуп в описании эмоций и его совершенно не интересуют мысли персонажей. Для стиля Чэнь Шоу характерны строгость и простота, почти полное отсутствие эпитетов, сравнений, метафор. Однако, приводимые историком факты из жизни героев этой бурной эпохи, содержали в себе уже некоторое зерно фабулы, что и дало возможность последующим авторам развернуть их в сюжетные ходы повествовательной прозы.

Начиная с IV в. в Китае появляются сборники преданий о героях Троецарствия. Некоторые эпизоды обрастают легендарными подробностями. Особенно много таких рассказов  об основателе царства Вэй Цао Цао и о советнике Лю Бэя Чжугэ Ляне. В этих преданиях герои впервые обретают свои индивидуальные черты. (Так характерным знаком верного друга Лю Бэя, пьяницы и забияки Чжоу Фэя,  становятся его страшные тигровые усы). В эпоху Сун появились первые  профессиональные рассказчики, исполнявшие в базарные дни сказы на исторические темы, которые соединяли в себе прозу со стихотворными вставками. Тогда же утвердился в народе культ благородного соратника Лю Бэя бесстрашного воина  Гуань Юя, а в XII в. Гуань Юй был официально возведен в ранг божества.

В XIV в. появились первые книги  с записью преданий об эпохе Троецарствия. Здесь впервые вышел на передний план мотив побратимства Лю Бэя с Гуань Юем и Чжан Фэем. Чжугэ Лян предстал  в них не только талантливым  полководцем, но и искусным магом. Тогда же складываются первые пьесы на сюжеты народных книг о героях Троецарствия. Обычно каждая из них обрабатывала какой-нибудь яркий эпизод  этой бурной эпохи (например, эпизод братания в персиковом саду, или о том, как Лю Бэй скрылся от врагов, перескочив на коне через реку Таньси, или о том, как Чжан Фэй своим богатырским криком заставил отступить войско Цао Цао). Многие из этих эпизодов имели эпическое происхождение. О них лишь кратко упоминается в исторической хронике, или не упоминается вовсе (к числу последних относится полный драматизма рассказ о том, как Гуань Юй, сопровождая жен Лю Бэя, убил в поединках пять военачальников Цао Цао).

В том же XIV веке, лет через 50-70 после опубликования  народной книги была создана историческая эпопея «Троецарствие» Ло Гуань-чжуна. Этому автору в китайской литературе принадлежит миссия создания национальной эпопеи, подобная той, что в X-XI вв. выполнил в Иране Фирдоуси. Так же как Фирдоуси, Ло Гуань-чжун использовал в своей эпопее народные сказания и исторические хроники.
Об авторе этого великого творения мы знаем очень мало. По некоторым данным, Ло Гуань-чжун родился около 1330 гг.  в Цяньтане, недалеко от Ханчжоу. Он принимал какое-то участи в бурных событиях середины века, когда была свергнута  монгольская династия Юань и у власти утвердилась  китайская династия Мин. После этого он отошел от политики и всецело  посвятил себя литературным трудам. Кроме «Троецарствия» Ло Гуань-чжун  написал еще несколько пьес (из которых до наших дней дошла только одна). Умер он около 1400 г.

Приступая к своему великому труду, Ло Гуань-чжун попытался создать книгу, обращенную к читателю, которого мы теперь назвали бы массовым. Он значительно усилил авантюрное начало, придающее напряженность сюжету и усиливающее занимательность чтения, ради чего по-своему организовал и по-новому пересказал огромный фактический материал, уже бытовавший в различных вариантах и сюжетах. Что-то Ло Гуань-чжун заимствовал у народной традиции, что-то почерпнул из историографии, что-то принес сам. Последнее, впрочем, было незначительно. Ло Гуань-чжун конструировал свою книгу из уже готовых эпизодов. В результате на свет появилось по-настоящему занимательное художественное произведение большого  масштаба (объемом более полутора тысяч страниц печатного текста,  с огромным количеством действующих лиц и временным охватом событий приблизительно в сто лет) абсолютно нового жанра  – книжная эпопея. Соединяя различные анекдоты и случаи из жизни своих героев, Ло Гуань-чжун  сделал их мотивированными ходами единого сюжета. Вместе с тем он расцветил фактический стиль  исторической литературы множеством деталей, что придало его произведению ту неповторимую конкретность и осязаемость, которая позволяет читателю с головой окунуться в стихию событий. Он так же разработал живой диалог и придал жизненность главным персонажам.  На передний план в эпопее Ло Гуань-чжуна выдвигаются благородный Лю Бэй, его побратимы  Гуань Юй и Чжан Фэй, а также их мудрый советник и гениальный стратег  Чжугэ Лян. Основным положительным героям противостоит коварный царедворец Цао Цао, по-своему так же выдающийся деятель эпохи, но жестокий и беспринципный.

                ПОЖАЛУЙСТА, ВАШУ ГОЛОВУ
                (Эпизод взят из главы романа, описывающей осаду Шоучуня).
«Сто семьдесят тысяч войск Цао Цао ежедневно расходовали громадное количество провианта, и, поскольку во всех округах царил голод, продовольствие не успевали доставлять…
Когда запасы кончились, ведающий провиантом Жэнь Цзюнь и смотритель житниц Ван Хоу пришли с докладом:
- Что делать? Войск много, а провианта нет.
- Выдавайте малой мерой – это спасет нас на время, - сказал Цао Цао.
- А если в войсках поднимется ропот? – спросил Ван Хоу.
- Тогда я придумаю, что делать, - успокоил его Цао Цао.
Выполняя приказ, Ван Хоу стал выдавать провиант малой мерой. Прослышав, что среди воинов растет недовольство и ходят разговоры, что  якобы канцлер обманывает их, Цао Цао вызвал к себе Ван Хоу и сказал так:
- Я хочу кое-что попросить у вас. Необходимо успокоить воинов… Не поскупитесь.
- Что желает господин канцлер?
- Вашу голову.
- Я ни в чем не виновен! – воскликнул перепуганный Ван Хоу.
- Я и сам знаю, что вы не виновны. Но если я не казню вас, подымится бунт. Не беспокойтесь о семье, я обещаю вам обеспечить ее после вашей смерти.
Ван Хоу пытался что-то возразить, но Цао Цао кликнул палача; несчастного вытащили за ворота и обезглавили. Отрубленную голову выставили на высоком месте, а войскам зачитали приказ: «Ван Хоу при выдаче провианта пользовался малой мерой и таким образом обкрадывал наших воинов; за это, согласно военным законам, он казнен…»

Волнение среди воинов улеглось. На другой день в лагеря был разостлан приказ, гласящий, что если в течение трех дней город не будет взят, все военачальники поплатятся головой.

Цао Цао лично руководил воинами, засыпавшими городской ров землей и камнями. Двух младших военачальников, которые в страхе пытались бежать, Цао Цао собственноручно обезглавил тут же у стены. Затем он сошел с коня и стал наравне с другими таскать землю и засыпать ров. Воодушевленное этим примером, войско бросилось вперед. Проломив ворота, большой отряд воинов ворвался в город…»

                ПОТРАВА ПШЕНИЦЫ

Цао Цао овладел землями его противника Юань Шу. «Повсюду, где проходила армия Цао Цао, пшеница уже созрела, но народ при приближении войск разбегался, не смея приниматься за работу. Цао Цао послал людей объявить старикам в деревнях: «Я получил повеление Сына Неба покарать мятежников и избавить народ от зла. Ныне поспела пшеница, но я вынужден идти в поход. Старшие и младшие военачальники – все, кто позволит себе топтать пшеничные поля, будут обезглавлены. Военные законы  строги, и народу бояться нечего».
Люди радовались и восхваляли Цао Цао, глядели на пыльную дорогу и низко кланялись. Когда воины проходили среди пшеничных полей, они спешивались и раздвигали руками колосья, боясь их потоптать.

Цао Цао ехал верхом. Вдруг посреди поля вспорхнул испуганный голубь. Конь от неожиданности шарахнулся в пшеницу и вытоптал значительный участок. Цао Цао немедленно вызвал к себе начальника канцелярии, чтобы выяснить, какая кара ждет его за потраву пшеницы.

- Разве можно судить канцлера? – удивился начальник канцелярии.
- Я установил закон и сам же нарушил его, - заявил Цао Цао. – Народ не будет мне доверять.

Выхватив висевший у пояса меч, Цао Цао хотел заколоть себя, но люди его удержали.

- В древности, во времена «Чуньцю», законы не применялись к знатным, - напомнил Го Цзя. – Вы не можете убить себя. Ведь вы предводитель огромной армии!
Цао Цао долго охал и вздыхал.

- Ну, раз уж в такой книге, как «Чуньцю», сказано об этом, я пока могу сохранить свою жизнь.
И тут он мечом отрезал себе волосы и, бросив их на землю, сказал:
- Вместо головы я снял с себя волосы.
Об этом были оповещены три армии, и воины, устрашенные таким примером, с почтением выполняли приказы Цао Цао».

                ТАЙНАЯ ПЕРЕПИСКА В ЛАГЕРЕ ЮАНЬ ШАО
Одержав победу над своим противником Юань Шао, Цао Цао захватил в его лагере большую пачку писем. Это была тайная переписка Юань Шао с его тайными агентами в стане Цао Цао.

«- Запишите все имена и накажите изменников! – советовали Цао Цао приближенные.
- Не нужно, - возразил Цао Цао. – Когда Юань Шао был могущественен, я сам не знал, как от него защититься. Чего же требовать от других!
Бумаги он велел сжечь и больше об этом не упоминать.»

                ******
Противоположностью Цао Цао служит главный герой романа Лю Бэй, воплощающий в себе идеал высокой гуманности. Он самоотверженно борется с узурпатором Цао Цао, заботится о судьбе страны и народа.  Лю Бэю сопутствуют два побратима. Первый из них, Гуань Юй, олицетворяет собой безупречное благородство, воинскую честь и железную твердость характера. Его достоинства как бы оттеняет второй побратим Чжан Фэй – знаменитый силач, пьяница и драчун.

                ОПЕРАЦИЯ НА РУКЕ ГУАНЬ ЮЯ

Одной из сильных сцен, ярко характеризующих Гуань Юя, служит описание болезненной операции, предпринятой врачом Хуа То: «Хуа То глубоко разрезал рану. Кость уже почернела. Лекарь начал скоблить ее ножом. В шатре стояла мертвая тишина, слышался только скрежет железа о кость. Присутствующие побледнели и закрыли лица руками. Гуань Юй в это время ел, пил, разговаривал и смеялся, ничем не выдавая своих страданий».

                *****
Роман «Троецарствие» сразу стал  одним из самых популярных и любимых народом произведений. Его содержание было известно буквально каждому китайцу в городе или глухой деревне, грамотному и неграмотному. Роман дошел до нас во множестве  самых разнообразных вариантов: и в виде  рукописных списков, и в виде ксилографических копий, и в виде прекрасных иллюстрированных изданий.

Восточная культура в Древности и Средневековье  http://proza.ru/2013/07/11/270