Три правила господина Ферре

Роман Крикунов
- Пять миллионов, черт меня подери! Пять гребаных миллионов евро!

В наше время все меньше и меньше людей занимают свое время игрой в лотерею. Вот, например, вспомните, как играли лет так десять назад. Вы приходите в супермаркет, находите нужный прилавок, берете с него лотерейный билет и доставая на ходу ручку идете к красной стойке у которой уже стоят несколько человек. Там Вы зачеркиваете крестиками девять цифр, пишите свои данные в заглавии и опускаете заветный билет в прорезь лотерейного ящика. Некоторые даже осеняли билет крестным знамением, как будто прося Господа Бога чтобы цифры на карточке совпали с цыфрами выпавшими на лотерейной комиссии. Можно подумать, что у Господа других дел нет, как только отслеживать судьбу "крещеных" билетов.

Теперь все не так. Игральные автоматы, заполонившие залы супермаркетов Старого Света почти вытеснили своими могучими электронными плечами бумажные билеты. Ведь чего проще: подошел к автомату, кинул в щель монетку достоинством в один или два евро, нажал кнопку (или в крайнем случае потянул за рычаг) - и все! Результат через секунду. А дальше ты можешь продолжать игру или, если угодно, забрать выигрыш.

- А где же романтика? - спрашиваю я.

- Некогда! - отвечает дородный мужчина в дорогом костюме. Он стоит у игрального автомата прижимая одной рукой бумажный пакет с продуктами, а другой нажимает на кнопки. Длинный, как тощая такса-переросток, французский батон  упирается ему в подбородок - не важно, игрок даже не замечает этого. Наконец автомат жадно проглатывает последнюю монетку, которую мужчина умудряется найти одной рукой в своих карманах. Игра закончена, к автомату подходит следующий и так далее, далее, далее... Конвейер.  Но ведь не все хотят быть шестеренками, катящимися на ленте конвейера.

Господин Ферре не молод. Одетый в зимнее время в длинное серое пальто, а в летнее в рубашку с коротким рукавом и неизменный клетчатый пиджак он был знаком всем жителям улицы своего города. Его знали все служащие супермаркета, в который он приходил каждый день в восемь утра, за исключением воскресенья. Воскресное утро он проводил дома, перед телевизором. Старенький "Филипс" был одним из не многих верных друзей. На протяжение вот уже двенадцати лет его выпуклый экран показывал своему хозяину новости, кинофильмы и, конечно - лотерею.  Когда в один из дней рождения он получил в подарок от своего сына новенькую "Тошибу", тонкую, как все современные жидкокристаллические панели, то отказался от подарка.

- Спасибо, мой дорогой. - сказал он своему сыну - Но это не по мне. Тут все слишком сложно и много кнопок.

- Па, все очень просто! Я покажу тебе!

- Нет сын, не нужно! Не научишь старого пса новым трюкам, ты знаешь! Да и к тому же мой старенький телевизор также хорошо показывает как и в тот, день, что я купил его.

- Но па, у него бывает рябь и цвета тусклые...

- Нет, сынок! Он приносит мне удачу, когда я играю в лотерею.

- Но ведь ты ничего не выиграл!

- Пока нет, но я чувствую, что вот-вот... Запомни важное правило, сынок. Оно не раз помогало мне в жизни: Держись тех людей или вещей, которые не мешают тебе жить! Пусть и не помогают, быть может, но и не мешают...

- Я не понимаю тебя, па!

- Вот смотри, сын. К примеру - мой телевизор. Он стоит себе спокойно, в своем уголке, когда мне нужно я включаю его или выключаю, если он надоел мне.  Он показывает то, что мне нужно и не мешает мне. Зачем менять его? Что, я от этого выиграю? Только трата денег, которых, надо сказать в наше время не бывает много. Меняя вещь, которая не мешает, на другую, похожую, ты ничего не выиграешь. В выигрыше от такой замены останется совершенно чужой тебе человек, владелец той компании, которая выпускает эти "открытки". - с этими словами господин Ферре презрительно махнул рукой в сторону ЖК дисплея принесенного сыном. - А зачем тебе обогащать чужого и без того богатого человека? Подумай лучше о себе и своей семье. Наверняка есть вещи более нужные, чем этот телевизор. Отдай его обратно в магазин и забери деньги.

- Па, мне кажется что твои траты на лотерейные билеты еще более бессмысленные, чем мои на телек!

Господин Ферре покачал головой.

- Запомни второе правило, мой дорогой. Всегда вкладывай деньги в возможные перспективы. Я трачу каждую неделю восемь евро. Тридцать два евро в месяц, триста восемьдесят четыре евро в год. За двенадцать лет я потратил четыре тысячи шестьсот евро... Много или мало? К примеру ты, на этот подарок мне потратил, наверное пятьсот евро за один день!

- Вообще-то семьсот..

- Семьсот, тем более! А что ты или я выиграли от этого? Плоский экран и яркие цвета, которые мои глаза теперь не так уж хорошо и видят...

- Но па, ты тоже ничего не выиграл...

- Нет. но у меня была и остается возможность остаться в выигрыше! Пусть и потенциальная. А у тебя - нет. Семьсот евро в карман дяде, сынок.

Тринадцатого декабря две тысячи десятого года запомнился всей улице старого города. Господин Ферре выиграл в лотерею. Выигрыш составил пять миллионов евро, за вычетом налогов. Не бывалая сумма для жителей города. Пять миллионов евро.

- Ха, - говорил сын - Па,  я должен извиниться. Твои правила оказались правильными, а я, какой дурак, считал их наивными. Я был не прав.

Ферре самодовольно улыбался в ответ.

- Я прощаю тебя, мой дорогой. Запомни третье правило, сын: Люди давно перестали верить словам, уж такое наше время, слова не в цене. Люди верят фактам и действиям. Действиями доказывай правду!

- Пять миллионов, черт меня подери! Пять гребаных миллионов евро! - Корь, так звали этого человека. Корь был вором. Из тех, что не пренебрегали ни сотовыми телефонами, отобранными у подростков или женщин,  ни сумками, оставленными доверчивыми людьми на задних сиденьях городских автомобилей.  Перебиваясь таким образом, вечно пьяный и от того еще более опасный он считал себя выдающимся человеком, в своем роде.  Узнав о выигрыше господина Ферре, он был в ярости. - Этот старикман заимел такие бабки! Какого черта, ему они уже не нужны в таком возрасте! Надо забрать их у старика!

Но его собратья по промыслу не поддержали Корь. Ферре стал слишком публичным человеком, человеком на виду и никто не решился участвовать в предприятие. Это еще больше разозлило Корь.  В одну ночь, он напился до такой степени, что заснул на скамье маленького сквера не далеко от супермаркета.

Господин Ферре с приходом богатства не изменил своим привычкам. Как всегда в восемь утра он шел за молоком, вот тут-то на его беду миллионер встретил проснувшегося от сухости в горле бандита.

Корь узнал героя новостей.

- А ну стой, скотина! - вскричал бандит - Давай суда свои деньги!

Старик молча шел дальше, никак не реагирую на крики бандита.

- Я кому сказал стой, старая сволочь!

Ферре прошел еще несколько шагов, когда кусок отточенной стали вонзился ему в спину.. Обыскав упавшего от раны господина Ферре бандит нашел только шесть евро. Ровно столько, сколько было нужно, что бы купить бутыль молока и хлеб.

Лежа под капельницей старик улыбался. Его сын спал в кресле, приставленным к постели больного и такое внимание делало Ферре счастливым. Как приятно знать, что ты не одинок, что тебя любят. Как приятно было знать, что ты смог сделать своего сына чуть более счастливым, оставив в наследство достаток.  С этими мыслями он и покинул мир.

На могильной плите господина Ферре его сын вычертил слова: Этот человек дал жизнь, научил жить и умер с улыбкой.

Корь арестовали через две недели после смерти Ферре.

Сын господина Ферре следует правилам своего отца.