Народовластие

Лев Ольшанский
Со времён Новгородской республики в России не было народовластия. Только в мае 1917 года выборы в верховный законодательный орган – Учредительное собрание - стали всеобщими, без сословных и имущественных ограничений для лиц обоего пола всех национальностей и вероисповеданий, достигших 20 лет.

Большевики, захватившие власть в свои руки, разогнали Учредительное собрание, поскольку «караул устал». Верхушка  РСДРП(б) не пожелала выпускать власть из своих рук. Народная манифестация в поддержку Учредительного собрания была расстреляна из пулемётов.

С утверждением у власти партии РСДРП(б) и роспуском Учредительного Собрания перспектива демократического развития России была утрачена. Установившаяся в стране жёсткая однопартийная политическая система не допускала проведения свободных выборов.

Хотя избирательное законодательство советской России включало демократические принципы проведения выборов, фактически выборы находились под жёстким контролем властей. На выборную должность выдвигался безальтернативный кандидат, прошедший тщательный отбор со стороны партийных органов.

Большевики, а за ними коммунисты, не отдавали себе отчёта в том, что монополия на власть неизбежно приведут к застою, загниванию и разложению как самой партии и власти, так и общества в целом.

Таковы были плоды единоличного правления большевистской партии на протяжении 70 лет.

В постсоветский период избирательное законодательство стало развиваться на демократических принципах, но недолго – до 4 октября 1993 года, когда исполнительная власть в лице Президента РФ Ельцина расстреляла законодательную  - Верховный Совет Российской Федерации.

События начались с издания президентом  Ельциным указа № 1400 о роспуске Верховного Совета, чем была нарушена действовавшая тогда Конституция РФ.

Ныне высший законодательный орган Российского государства находится под жёстким прессингом исполнительной власти. 

Оппозиционные партии в нашем парламенте – игрушечные, «карманные»; большинство парламентариев послушно следуют в фарватере правящей «Единой России».

Как показывает история, повторюсь, монополия на власть неизбежно приводит к застою, загниванию и разложению как самой партии и власти, так и общества в целом, как бы при этом ни называлась существующая политическая система - будь то капитализм, социализм  или, хлеще того, коммунизм.

Отсюда вытекают следующие требования времени:

- главенство законодательной власти над исполнительной;
- немедленное пресечение всяческих попыток тем или иным способом переподчинить законодательную власть исполнительной;
- преследование в уголовном порядке лиц, пытающихся нарушить Конституцию РФ.

Как показало последнее десятилетие, сегодняшняя исполнительная власть не намерена уступать ни ойты захваченных ею неограниченных полномочий.

До тех пор, пока у нас телега едет впереди лошади (то есть, исполнительная власть помыкает законодательной), какого-либо развития  в стране ожидать не приходится.

Общество может оказаться в условиях, когда ему потребуется "твёрдая рука", способная сконцентрировать все его силы на решение первостепенной, важнейшей задачи, но это допустимо лишь на непродолжительное время, иначе за кратковременным успехом неизбежно последуют застой и деградация гражданского общества.

Вся история России свидетельствует о пагубности недемократического пути развития: за длительным периодом застоя следует интенсивный рывок вперёд, после чего вновь устанавливаются периоды продолжительной стагнации и упадка. В какой-то исторический момент длительное отставание неизбежно приведёт к краху государства.

Судя по современной политической обстановке в мире, это трагическое для страны и народа событие не заставит себя долго ждать.