Наша мама уехала от нас!

Юрий Литвак
                НАША  МАМА  УЕХАЛА  ОТ  НАС...


     Когда  ребёнку 10 лет, у  него всё  впервые.  А, когда  впервые не стало мамы… Жизнь  остановилась. Впервые  самому  надо вставать, умываться, заправлять  кровать, одеваться.  Самому  делать  уроки, собираться в  школу,  кушать, самому ложиться  спать.  Как  жить?  Да, ещё  надо  кормить  отца  и старшего  брата.  Как-то сложилось, что  на  кухне с  мамой  проводил  больше  времени,  младший брат.  Поэтому,  мамину  кухню  закрепили  за  ним.  Как  они будут  без  мамы?

     Эту  трагедию  им  предстояло  пережить. Но  как? Отец  паниковал.  Дом – без  хозяйки, это не  дом. Это  мужское  общежитие  холостяков.  Ну, не  искать  же  другую?  А  дети?  Что  будет  с  ними?  Что из  них  вырастет  без  мамы?  Бросят  школу,  начнут  курить.  А,  старший?  Он  ведь  может и выпить! Ему  уже, кажется,  14  лет… или  15 ?   Нет,  вроде – 14.   За  ними  нужен  глаз  да  глаз. А если, какая нибудь женщина соблазнит? Он вон какой
высокий, не подумаешь, что 14 лет или 15.


      Наша  мама впервые в жизни  уехала  от  нас  на  целый  месяц,  на  курорт  в  Ялту - одна,  без  папы! Как он её отпустил? И как её отпустили
учителя Челябинской школы №30, где учились её дети в 4 и 7 классах, - они были далеко не отличники. За ними нужен был присмотр! А мать взяла да уехала!

     Мне  кажется, что  к  маминому  отъезду  мы  готовились  полгода.  Особенно,  папа.  Ещё с зимы  он  стал  волноваться, что  без  мамы  не  справится  с  двумя  сыновьями.  Мне  было 10, а  старшему 14 лет.

     Мама  исписала  целую  тетрадь с инструкциями  для папы.  Первое  дело – питание,  готовка,  варка, жарка… Родители  несколько  дней  ездили  по  магазинам  и закупали  продукты.  Купили  ящик горбуши в консервах,  100 штук  яиц (по 3 на день), 5 банок  сгущёнки и столько же - тушёнки, пакеты  лапши,  макарон,  гречки. Купили масло, сосиски,  колбасу.  Холодильник у  нас  маленький  «Саратов»  как  тумбочка.  Скоропортящиеся продукты  еле  втолкали  в  него.

    Перед отъездом  мама наварила  борща  и отварила  курицу.  Всё  поставили  в холодильник  к  соседке. Мама  успела  с  ней  договориться.  Старушка  лет  90  живёт  одна.  У  неё  в  холодильнике  лежат  два яйца  да  бутылка  кефира,  и  кусочек  масла… и  всё.   А  холодильник  большой - «Юрюзань».

     Мама  научила  меня  варить  суп  молочный  с лапшей.  И - всё.  Раньше  в магазинах  не  было  никаких  полуфабрикатов:  суп  или  каша  в пакетиках,  пельмени, котлеты…  Ничего  такого  не  было.


     Присели  на  дорожку,  мама  всплакнула,  и они  вместе  с  папой  поехали  на  вокзал.  Ехать  маме от Челябинска предстояло  двое  суток.  Мы  ей  тоже  в  дорогу  дали  много  продуктов.  По крайней  мере,  курицу  от соседки  она всю целиком  забрала  с  собой  в дорогу.

     Так  пусто  стало  в доме.  Я  всплакнул.  Сидим  с  братом  на  кухне  в  темноте  молча.  Телевизора тогда у  нас  ещё  не  было,  а  заводить  радиолу  было бы  не кстати.

     Накануне,  нас  радовало  ожидание  маминого  отъезда.  Останемся  одни!  Сами  себе  хозяева! Отец на  работе, а  мы…  свободные  люди!  Делай,  что  хочешь.  Зови  ребят  в  гости,  прыгай  до  потолка…

     А  сейчас  мы  молча  сидим  без  родителей.  И  прыгать, почему-то  не  хочется.   Наконец, вернулся папа.  Включили  свет  на  кухне.  Он  подсел  к  нам,  и  мы  молча  просидели  ещё минут  пять. Явно, растерялись.

     Ну,  что,- начал  папа.  Приступим  к  новой  жизни?! Юрчик,  чем  ты  нас  будешь  кормить  на  ужин?   А вы, уроки  подготовили?  Кто,в какую  смену  учится?  Кстати,  кто  из  вас  в  каком  классе  учится? В какой школе?  Двойки  есть? Чтоб меня на педсовет не вызывали! Показывайте  дневники.

     Пап,  ты  что?  Шутишь,  что  ли?  Какие  дневники,  какие  двойки,  какие  уроки? Какая школа?  Зачем  это  тебе? -Возмутился  старший  брат.  У  нас  всё  идёт  по  плану. Я добавил: у  нас  всё  в  порядке. Учимся мы в школе №30.  Мама никогда  не  проверяла  у  нас  уроки,  дневники…  Ну,  если  ты  так  хочешь, - пожалуйста!  И  мы  с  братом  молча  пошли  в  комнату  за  портфелями.

     Ну,  хорошо,- остановил  нас  отец.  Если  всё  у  вас  в  порядке,  значит  давайте  ужинать  и  спать.

     Мы  пили  чай, и  наворачивали  батон  с  маслом  и  малиновым  вареньем. Первый  «холостяцкий» ужин  всем  понравился.  Наелись  и  разошлись  по  комнатам.  Старший  брат  сразу  засопел,  а  я ещё долго  лежал  и  думал,  что  же  сделать  на  завтрак. Сделаю  глазунью  с  колбасой  и  чай  с  хлебом. Довольный  своим  решением,  я  уснул.

     Проснулись  мы от  шума  и отцовской  ругани.  Вы  что  спите?  Вам,  что,  не  в  школу?  Думаете, мать  уехала, и  можно  не  учиться?  И  я  на  службу  проспал.  Не  успею  побриться…  Чёрти  что! Вставайте  быстро!  Мойтесь  и  в  школу!  Завтрак  свой  проспали!   Пойдёте  в  школу -  голодные!

     Старший  брат  успокаивает отца: папа,  мне  в  школу  во  вторую  смену  к  2  часа  дня.  Что  ты меня  поднял  и  ещё  ругаешься?  Это  Юрке  –  в  школу.  Его  всегда  мама  будила.

     Отец  говорит:  меня  тоже   ваша  мама  будила.  И  что  будем  делать?  Каждый  день  просыпать? Зачем  она  будильник  увезла?  На  процедуры, видите ли,  боялась  опоздать.  А  нам  на  работу  и  в  школу  можно  опаздывать?

     Ладно,  Юрчик,  побежали.  Вечером  разберёмся.  Без  завтрака  не  умрёшь?  Сегодня  же  куплю будильник.  Отцовский  Газик  уже  давно  стоит  под  окном.   Я успел  только  ко  второму  уроку. Учительница Антонина Константиновна  меня  не  ругала,  она  знала,  что  мама  уехала  и  мы – одни.  Она  только  сказала  – раньше ложись  и  больше  не  опаздывай.

     За  первую  неделю  без  мамы,  мужчины  съели  все  запасы  продуктов,  заготовленные  на месяц. Горбуша  уже  в  рот  не  лезет.  От  яиц  скоро  желтеть  начнём.  Сосиски,  колбасу  и  трёхлитровую  банку  малинового  варенья – скушали.  Картошка  закончилась,  макароны – надоели.
    
     Старший  брат  более  терпеливый,  а  я  начал  капризничать.  Совершенно  случайно  вспомнил  про  борщ,  который  поставили  в  соседский  холодильник.  Счастливый,  побежал  к  бабке.  Долго  звонил, она  глухая.  Наконец открыла  дверь.  – Чаво тибе,  сынок?  Я говорю,  что  за  борщом  пришёл,  мама у  вас  оставляла  в  холодильнике.  Бабка  и  говорит:  откель  он  у  меня?  Я  его  давно весь  выхлебала. Аннушка  когды  курицу  забирала,  я  её  спрашивала,  можно ли  вашего  супа  немножко  отхлебнуть? Она немножко  разрешила.  Я  понемножку  кажон  день  и  брала.  Вы – не приходите, знать-то  обошлись. Ты  кастрюльку – то  возьми, сынок,  я  её  отмыла.       Покушали  борща!  Спасибо,  бабуля!

     В выходной  день (воскресенье),  мы  все  собрались  на  кухне  и  стали  думать,  что бы  такого  приготовить  на  обед,  чтоб  всем  понравилось.  Пельмени  хотелось,  но  не  сумеем  сделать  тесто,  да и  мяса – нет.  Захотелось  блинчиков,  но  не  знаем,  как  тесто  делать.  Каши – надоели.  Сделали  на завтрак  снова  глазунью  с  колбасой.  Но,  недоели.  Пересолили.  Я  посолил  и  папа тоже  посолил.  Кто  его  просил?

     На  голодный  желудок  пошёл  отец  на  почту  заказывать  телефонные  переговоры  с  Ялтой.  Мама, когда  уехала  к  морю,  сразу  нам  позвонила,  и  они  с  отцом  договорились, как  до  неё  дозваниваться,  чтоб  ей  там  не  бегать  на  почту.  Можно  заказать телефон  прямо  в  санатории,  её  найдут  и  позовут.

     Через  два  часа  зазвенел  наш  домашний  телефон.  Ялту заказывали?  На  проводе.  И  вот,  наконец, мы  услышали  родной  мамин  голос.  Пока  она  говорила  с  отцом  о  нас (как учимся,  как слушаемся), пока  я  её  послушал, пока  Валера  рассказал про  свои  успехи,  вмешалась  телефонистка - заканчивайте  разговор.  Отец  только  успел  спросить  на  счёт  теста, а  мать  быстро  ему  говорит: Своди  ребят  в  столовую.  Что  ты  их  голодом  моришь.   Разговор  закончен,  разъединили.

     Что  она  сказала? – спросили  мы  вместе  с братом.  Отец,  улыбаясь,  говорит: хорошую  вещь мама  сказала. Обедать  сегодня  будём  -  в   столовой!  Мы  закричали -  Ура!!!  Мы  ещё  не  знали,  что  это, такое,   но  что  там  вкусно  готовят,  не  как  мы  дома,  и  отлично  кормят,  это  мы  знали - точно!


     В  два  часа  дня  отец  одел  свой  гражданский  костюм,  который  последний  раз  одевал  на  Новый Год.  Заставил  нас  надеть  белые  рубашки,  этот  сентябрь  был  тёплый.  И  мы  все  вместе  пошли  в  столовую в подвальчике, напротив Детского парка  на углу Красной улицы и  Ленина. Сами мы жили на улице Сони Кривой у пединститута.  Мы  видели,  что  отец  волнуется.

     Зачем-то,  все  вначале  зашли  в  столовский  туалет.  На  кабинке   висит  бумажка   «не работает!».  Посмотрелись  в  зеркало  и  вышли.  Увидели  умывальник,  и  кусок  хозяйственного  мыла.  Помыли  руки.  Полотенца  нету.  Отец  нам  подмигнул,  и  мы  все  быстро  вытерли  руки  об  грязные  шторы.

     На  раздаче  стоит  очередь  с  подносами.  Отец  взял  три  подноса  и  занял  очередь.  А  мы  с  братом обошли  всю  столовую.  На  одной  стене  нарисована  колхозница  со  снопом  пшеницы,  на  другой стене – сталевар  у  мартена.  С  люстр,  чуть  не  в  тарелки  посетителей,  свисают  липучки  с  мухами. Кафельный  пол  такой  жирный,  что  можно  по  нему  кататься.  На  столах  ничего  нет,  кроме пластмассовых  стаканчиков.  Из  некоторых  торчит  бумажная  розочка.

     Наконец,  наша  очередь  подошла  к  раздаче.  Медленно  движемся  вдоль  стойки  с  разной  едой. Берите,  что  нравится  и  ставьте  на  поднос,- сказал отец  и  первым  двинулся  к  кассе.


     Это  был  наш  первый  в  жизни  поход  в  городскую  столовую  самообслуживания.  Первый  раз  в жизни!   Идём  вдоль  стоек  с  разной  едой.  Бери,  что  хочешь?  Мы  растерялись.  Глаза  разбегаются. Сколько  разных  блюд  и  все  такие  заманчивые,  красивые  и,  наверное, - вкусные.

     Отец  уже  у  кассы, а  мы  с  братом  ещё  выбираем  холодные  закуски.  Всё  хочется  взять:  и  холодец,  и  селёдочку  с  луком,  и  мамин  салат  Оливье,  салат  из  огурцов  и помидор,  нарезку  из колбасы  и  ветчины  с  зелёным  горошком  и  сыром,  блинчики  со  сметаной,  нарезанную  кусочками жирную скумбрию  холодного  копчения,  мою  любимую  сметану  с  сахаром.

     Я  ставлю  всё  на  поднос.  Подошли  к  первым  блюдам, а  там – окрошка!  Взял, а  ставить  некуда. Что  делать?  Я  стою,  люди  шумят.  Отец  на  кассе  волнуется. Принёс  мне  второй  поднос  и  говорит: Не  жадничай,  ведь  не  съешь.  Я  ставлю  окрошку  на  поднос  и  двигаюсь  ко  вторым  блюдам. А там! Котлета  с  жареной  картошкой,  биточки, гуляш  с  подливом.  Мне  отец  что-то  поставил на поднос  и  пошли  к третьим  блюдам.  А,  здесь: чай,  компот,  кофе с  молоком, молоко,  кефир,  соки.  Родные  беляши, булочки  с  маком,  оладьи  с  вареньем,  пирожки  с  повидлом.  Я,  конечно,  взял  беляши  и  пирожок, потом  ещё  оладьи  с  повидлом.  К  кассе  я  толкал  два  полных  подноса.  Брат  заполнил  только  один  поднос, но  хлеб уже  держал  в  руках. Отец  рассчитался  с  кассиром,  и  мы  за  два  захода  перенесли  подносы  на  свободный  столик.  Отец сквозь  зубы  процедил:  опозорили  вы  меня,  как  с  голодного  края…

     Я  всей  этой  кухней  так  надышался,  что  аппетит  куда-то  пропал.  Смотрю  на   все  тарелки  и  стаканы  и  никакого  желания   кушать  –  не  испытываю.

     Отец  заставил  вначале  съесть  селёдку  с  луком (появился  аппетит),  потом – окрошку  и  котлету с  картошкой.  Через  силу  выпил  немного  кофе с молоком.  Брат  помог  съесть  сметану,  салат  Оливье  и  допил  мой   компот.
     Отец  вышел  на  улицу  и  вернулся  с  газетами  в  руках.  Мы  сообща  делали  кульки  и  высыпали в  них  еду  с  наших  тарелок: салаты,  нарезки, булочки,  оладьи… Холодец  уже  растаял,  поэтому  его  съел  отец.  Он  расстелил  на  столе  газету  и  на  неё  стал  укладывать  наши  кульки.  У  отца  нашлась сетка  «авоська»,  и  мы  в  неё  уложили  весь  наш  провиант.  Пойдём  быстрее,- скомандовал  отец. А  то  сейчас  все  салаты  через  газету  поплывут.   Я  еле  встал  из-за  стола.  Мы  почти  бегом отправились  домой.  Мне  трудно  было  бежать,  я  объелся  и  не  мог  отдышаться.  Это  был  явный перебор.  Может  быть, именно  с  этого  случая, я  стал  набирать  вес  и  всю  жизнь  назывался  плотным  мужчиной.

     Мне  так  понравилось  кушать  в  столовой, что я  специально  копил  деньги  и иногда  ходил  в  эту же  или  другую  столовую. Не  для  того,  чтоб  объедаться,  меня  дома  мама  прекрасно  и  вкусно  кормила.  В  столовой я чувствовал  себя  взрослым и самостоятельным  человеком.  В  старших  классах,  я  побывал  в  кафе на Свердловском проспекте не далеко от нашей школы №30. где  меня  обслуживали,  а  я  сидел  как  барин.  После  школы,  уже  работая  на радиозаводе,  я   впервые  сходил  в  ресторан.  Ну, - это уже  совсем   другая   история.


     А  сегодня  мне  всего  лишь  10  лет.  Завтра,  наконец-то,  приезжает  наша  мама.  Соскучились ужасно!   Сегодня – суббота,  у  отца  короткий  день.  У  нас  в  квартире  генеральная  уборка. К приезду мамы  выбили  ковровые  дорожки,  впервые  помыли  полы (раньше  только  подметали).
     К  приезду  мамы  мы  приготовили  ей  сюрприз.  У  нас  в  холодильнике  на  подносе  мёрзнут настоящие,   нами  самими  слепленные,   уральские (Челябинские)   пельмени - фирменное   блюдо   в  нашем   доме.
     Отец  в  кулинарии  купил  пельменное  тесто  и  мясной  фарш.  Вчера   весь  вечер  мы   втроём  лепили  пельмени.  А  завтра  мы  свою  маму  будем  ими  угощать.  Хорошо,  что  завтра – воскресенье!


     Пап, а  давай  завтра  все  вместе,  поедем  на  вокзал  маму  встречать!     Вот,   будет   здорово!

     Молодцы,   ребята!    Вы  меня  не  подвели!   Да,  кстати,  а  как  у   вас  там  дела   в 30-й   школе? Антонина Константиновна тобой довольна, она же твой, Юрчик, -  классный руководитель? А, Нина Матвеевна - литератор?

     Ну, папа…  -  Всё,   молчу,  молчу!  Знаю,  что  у   вас   в   школе   всё   в   порядке.  Молодцы!