Десятинная церковь. Уроки истории

Олег Киселев
На фотографии - Десятинная церковь в 1906 году. Справа от неё виден существующий и сейчас Андреевский собор.

                ***

Десятинная церковь построена в 989 – 996 гг. князем Владимиром. После крещения Руси он поставил в Киеве эту церковь, на содержание которой отдавал десятую часть своих доходов. Под угрозой проклятия он обязал своих преемников соблюдать это обязательство. В 1017 Десятинная церковь сгорела и отстроена заново. Древние источники называют Десятинную церковь церковью Пресвятой Богородицы.
Десятинная церковь представляла собой крестого-купольный шестистолбный храм. В начале ХI века её окружили с трех сторон галереями. Десятинная церковь была украшена мозаиками, фресками, резными, мраморными и шиферными украшениями. Иконы, кресты и церковную утварь привезли из Корсуня (Херсонеса Таврического). В Десятинной церкви были похоронены Владимир Святославович и его жена – византийская царевна Анна. Из Вышгорода в Десятинную церковь перенесли прах княгини Ольги.

                ***

Десятинная церковь - это трагедия Руси. В декабре 1240 года войска хана Батыя подступили к Киеву. Из-за рёва верблюдов и скрипа телег кияне не могли слышать друг друга. Еще неразрушенным городом любовался хан Батый, шатёр которого стоял на горе, впоследствии и до наших дней называвшейся Батыевой горой.

Нападающие ринулись на решающий штурм 5 декабря 1240 года. Кияне вышли на защиту города. Один из них, по профессии художник, уходя из своего дома, закрыл в нём кота до своего возвращения. Увы, он не вернулся, а его дом вместе с котом сгорел. Город защитить от монголо-татар кияне не смогли. Тем более что оборонительные сооружения ещё не были восстановлены после их разрушения владимирским князем Андреем Боголюбским в 1169 году и смоленским князем Рюриком Ростиславичем в 1203 году. Монголо-татары пробили стены города сразу в нескольких местах и ворвались в город 6 декабря 1240 года. Киев запылал. В доме возле нынешней Мало-Подвальной улицы родители спрятали от монголо-татар двух своих малолетних дочек в русской печи. Судьбы этих родителей не знаю, но девочки сгорели вместе с домом.
Кияне продолжали сопротивление. Шли уличные бои. Защитники Киева отошли в  центральную часть города. Последним оплотом русичей была Десятинная церковь. На следующий день воины Батыя приступили к её штурму. Когда захватчики смогли разрушить ограду церкви, то во дворе церкви путь им преградила только что сооружённая баррикада. Но и после того, как была разрушена эта последняя баррикада, враги не смогли ворваться в церковь. Кияне, нашедшие в церкви последнее убежище, отбивались, швыряя во врагов всё, что попадалось под руки, в том числе и церковную утварь. В конце концов, церковь рухнула. В летописях записано, что Десятинная церковь рухнула под весом забравшегося на своды народа, пытавшегося спастись от врагов. Зная прочность стен и сводов Десятинной церкви, я убеждён, что она не могла разрушиться даже от такой нагрузки. Ученые высказывали обоснованное предположение, что здание рухнуло только после применения татарами стенобитных орудий.


Под церковью находилось подземелье, проще говоря, глубокая яма. В неё забилось много жителей Киева. После того, как церковь обрунилась, они были ещё живы и пытались выкопать подземный ход, чтобы выбраться на Божий Свет. Это была безнадёжная попытка. Помолимся за упокой героических защитников Киева! Имена же их, Господь, Ты Сам в поминание внеси!
Но одного из них я знаю по имени. Это был литейщик Максим. Он жил рядом с Десятинной церковью и спрятался под ней, захватив с собой самое ценное, что у него было - литейные формочки, на каждой из которых был его именной знак "МАКСИМЪ". Более тяжёлые литейные формы со своим именем на них он оставил в своём доме, сгоревшем при падении Киева.




 
В истории сохранилось и имя боярина Димитрия, который руководил обороной Киева. Великий князь Киевский и Всея Руси Михаил Всеволодович, предвидя нападение моголо-татар, бежал в Венгрию. Князь Даниил Галицкий, въехавший в Киев в этом же 1240 году, тоже не остался в Киеве, но главным в столице оставил боярина Димитрия. Этот боярин не знал страха, хладнокровно распоряжался обороной города и сам сражался в последнем бою у Десятинной церкви. Он не мыслил о переговорах и не собирался просить лютого Батыя о пощаде. Димитрий, исходя кровью от раны, держал свое копье все еще твердой рукой и старался затруднить врагам победу. Варвары достигли храма только устелив путь к Десятинной церкви своими трупами. Они схватили мужественного Димитрия и привели его к Батыю. Этот грозный завоеватель не знал, что такое человеколюбие. Но и он оценил необыкновенную храбрость. С видом гордого удовольствия хан сказал Димитрию: "Я дарую тебе жизнь!" (1) 

                ***

В том, что я написал, нет ни слова фантазии. Это всё действительно происходило и было обнаружено археологами, с которыми я разговаривал и научные работы которых читал. Жили в Киеве и погибли в 1240 году и литейщик Максим с его литейными формами, и художник, и кот художника, и две девочки, спрятанные или спрятавшиеся от монголо-татар. Все они погибли, их дома сгорели. Археологи нашли следы пожарищ этих трёх домов, литейные формы Максима под Десятинной церковью и в пожарище дома литейщика, остатки замкА, которым художник закрыл двери своего дома, уходя защищать Киев, косточки его кота в пожарище дома художника да косточки двух девочек в развалинах печки в районе Мало-Подвальной.
Это те жертвы, о которых что-то стало известно. А сколько ещё киян и защитников Киева было убито и угнано в рабство!

                ***

Развалины церкви стояли под открытым небом. Десятинная церковь была первый раз восстановлена в XVII веке во времена митрополита Петра Могилы. Новый храм был устроен в юго-западном углу первоначального, с частичным использованием остатков древних стен. В 1654 году новую Десятинную церковь освятили в честь Рождества Богородицы. В августе 1828 года ее разобрали в связи с началом строительства новой Десятинной церкви.

                ***

Десятинная церковь - это трагедия СССР. Часть стен Десятинной церкви ни враги, ни время разрушить не смогли. Но воинствующие атеисты-руководители не уважали своих предков, а память о религии искореняли до основания. В 1929 году церковь была закрыта, а в 1936 году – разобрана по камешкам. Стены Десятинной церкви уничтожали с огромными трудностями. Десятинная церковь продолжала сопротивляться. Оказалось, что камни её чрезвычайно толстых стен скреплены друг с другом особым составом на основе яичного белка. Помню, что свидетели разрушения этих стен рассказывали: скрепляющая связка камней в течение веков становилась всё крепче и крепче. К моменту разрушения стен в их глубине эта связка ещё не полностью затвердела и продолжала укрепляться. Даже в ХХ веке остатки стен Десятинной церкви с каждым годом становились всё прочнее. Умели же наши предки строить! Но и для большевиков не было непреодолимых преград. Стены разрушили до основанья, а затем ... А затем остатки фундамента Десятинной церкви, которые и большевикам полностью выкорчевать не удалось, перекрыли стеклянной витриной и ВЗЯЛИ ПОД ОХРАНУ ГОСУДАРСТВА. Как историческую ценность! 

Литература
1. Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. IV, изд. "Наука", М., 1992, стр. 11
2. Каргер М.К. Древний Киев. По следам древних культур.— Государственное издательство культурно-просветительской литературы, 1953.