Ортем метро

Вячеслав Апанасенко
Апанасенко Вячеслав Михайлович  ©

Сценарий полнометражного художественного фильма


                «ОРТЕМ|МЕТРО»

Жанр: Мелодрама.
Написан: март 2010года-апрель 2010 год
E-mail: cenga-2003@yandex.ru
www.cenga-2003.narod.ru
www.proza.ru/avtor/cenga2003
Тел.8-916-012-37-43
Тел.8-910-093-53-57




ВНИМАНИЕ! ДАННАЯ РАБОТА ЗАЩИЩЕНА ЗАКОНОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ АВТОРСКОМ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ»!





1. 2010 ГОД. ЛЕТО. МЕТРО. ВАГОН. ПОЛИНА. ОРТЕМ.
Большой поток людей спускается по эскалатору в метро. Среди людей на эскалаторе выделяется молодая, красивая Полина. Полина сходит с эскалатора, проходит по вестибюлю, останавливается у указателя станций метро. Подъезжает поезд. Полина заходит в полупустой вагон, садится на свободное место в центре вагона. Достает книгу, начинает читать. На следующей станции в инвалидной коляске заезжает молодой, изуродованный мужчина, без одной ноги. Поезд трогается.
ОРТЕМ
Граждане пассажиры! Простите меня бога ради за то, что я к вам обращаюсь. Помогите инвалиду на протез.
Полина отрывается от книги, внимательно наблюдает за тем, как практически все пассажиры подают инвалиду деньги. Полина лезет в сумку, достает кошелек, затем внимательно смотрит на инвалида, проваливаясь в него взглядом.
2. ФАНТАЗИЯ. МЕТРО. ВАГОН. ОРТЕМ. СЕМЕН.
Ортем, собрав деньги с пассажиров, выезжает на станции метро, переезжает в соседний вагон. Вагон плохо просматривается, в центре вагона стоят человек десять молодых людей.
ОРТЕМ
Граждане пассажиры! Простите меня...
Ортем замолкает. Из другого конца вагона слышен голос Семена.
СЕМЕН
Уважаемые граждане и гражданочки! Я инвалид не местный, помогите кто сколько может на билет домой добраться.
Услышав просящего, Ортем, не собирая деньги, двигается навстречу голосу. Молодые люди расступаются, пропуская инвалида. Взору Ортема предстает здоровый Семен, сидящий в коляске, без двух ног. Из толпы стоящей молодежи доносится реплика: Похоже, будет сеча! Ортем подъезжает к Семену.
ОРТЕМ
(Тихо)
Ты чего, сука, не на своей ветке работаешь?
СЕМЕН
Работаю там, где хочу! Ни тебе, таракан, мне указывать.
Ортем преграждает путь Семену. Поезд останавливается на станции.
ОРТЕМ
Выезжай, поговорим.
Семен выезжает из вагона. Следом Ортем. Из вагона выходит молодежь, наблюдает за инвалидами.
3. ФАНТАЗИЯ МОЛОДЕЖИ. МЕТРО. ОРТЕМ. СЕМЕН.
Семен и Ортем, выехав из вагона поезда, разъезжаются друг от друга на метров десять. Разворачиваются, набирают скорость, двигаются навстречу друг другу.
РЕПЛИКА ИЗ ТОЛПЫ
Вот это круто! Впрямь как рыцари.
Семен приближаясь к Ортему, ловким движение руки достает нож. Бьет им Ортема. Коляска с Ортемом переворачивается. Ортем лежит рядом с перевернутой коляской в луже крови.
РЕПЛИКА
Ни хрена себе!
4. ВОЗВРАТ В СЦЕНУ 2. МЕТРО. ОРТЕМ. СЕМЕН.
У отправляющегося поезда метро сидят в инвалидных колясках Ортем и Семен. Ортем смотрит на молодежь.
ОРТЕМ
Поехали на улицу, там поговорим. Много глаз.
СЕМЕН
Поехали-поехали. Там-то я тебе вторую ногу и отрежу.
Профессионально управляя колясками, они двигаются в сторону эскалатора.
РЕПЛИКА
Драка отменяется, едем дальше.
5. УЛИЦА. ОРТЕМ. СЕМЕН.
На выходе из станции метро на инвалидной коляске выезжает Ортем, за ним следом Семен. Останавливаются.
ОРТЕМ
Давай за мной. Знаю укромное место.
СЕМЕН
(Сам себе)
Молодец. Мне свидетели не нужны.
Ортем, срываясь на коляске, едет вперед, заворачивает за угол. Семен, замешкавшись, заезжает следом. К нему на двух ногах подбегает Ортем, набрасывает на шею удавку, давит. Семен просовывает руку между веревкой и шеей. Хрипит.
СЕМЕН
Брат, не дави, я все понял. Обещаю больше здесь не работать.
ОРТЕМ
(Удавку попускает)
Хряк обрезанный, с тебя штраф. Ты мне сломал рабочий день.
СЕМЕН
Хорошо, брат. Только отпусти.
Ортем убирает удавку в карман. Семен испуганно смотрит на Ортема, потирает шею.
ОРТЕМ
Сразу в состоянии рассчитаться? Деньги есть?
СЕМЕН
Сколько я должен?
ОРТЕМ
Не много, дневную выручку, и вали отсюда.
СЕМЕН
Пару тысяч хватит?
Ортем смеется, лезет в карман, достает веревку.
ОРТЕМ
Может, повторим?
СЕМЕН
Нет-нет! Скажи сам! Сколько?
ОРТЕМ
Вот ты дурак! Тридцатку гони, иначе задушу.
СЕМЕН
Да я такие бабки сроду в руках не держал. Мне надо неделю работать.
ОРТЕМ
Так иди и работай.
СЕМЕН
Я Костылю все отдаю. Он же узнает, убьет.
ОРТЕМ
Чего тогда приперся на мою территорию?
СЕМЕН
Костыль сказал.
ОРТЕМ
Костыль? Ладно, езжай, работай. Вечером продолжим.
Ортем берет коляску, уходит. Семен смотрит в след.
Затемнение.
6. ВЕЧЕР. МЕТРО. ОРТЕМ. НИЩИЙ.
В метрополитен заходит без грима, хорошо одетый, молодой, высокий красавец Ортем. Ему вслед кричит нищий.
НИЩИЙ
Подайте, ради Христа, на хлебушек.
ОРТЕМ
Пойдем в магазин, куплю.
НИЩИЙ
Да пошел ты! Буду я из-за твоего хлеба точку терять.
Ортем отходит от нищего, спускается по эскалатору.
7. ВЕЧЕР. МЕТРО. ОРТЕМ. ДЕВУШКА. МАШИНИСТ.
Ортем проходит по перрону, подходит к последнему вагону стоящего поезда, останавливается. Двери вагона закрываются, поезд уезжает. Ортем осматривается вокруг, моргает рядом стоящей девушке и спрыгивает с перрона на рельсы, входит в тоннель навстречу движущемуся поезду.
ДЕВУШКА
(В ужасе кричит)
Помогите! Человек на рельсах!
Машинист поезда сигналит, Ортем не уходит. Поезд начинает тормозить. Ортем за мгновение до столкновения сворачивает в сторону, заходит в открывшуюся дверь.
8. ВЕЧЕР. МЕТРО. ОРТЕМ. МАША.
Ортем идет по пешеходному тоннелю, подходит к двери, стучит. Открывается дверь, на пороге стоит неумытая девушка.
МАША
Мать твою, откуда такой красавец в нашем подземелье?
ОРТЕМ
Девушка, откуда столько вульгарщины?
МАША
Во-первых, не девушка, а Мария Ивановна. А во-вторых, не вульгарщина, а народный фольклор.
ОРТЕМ
Маша Ивановна, извини, забыл билет дома. Войти разреши.
МАША
У нас все дома! И вообще, эта дверь только для кипиша. Ты к кому? Я тебя не знаю.
ОРТЕМ
Маша, тебе - не обязательно. Я к Константину Петровичу.
МАША
К Константину Петровичу?
Маша показывает пальцем вверх.

МАША
Но он ведь к нам не спускается. К нему отдельный вход.
ОРТЕМ
Знаю! Старые тропы привычней.
МАША
Заходи! Интересно, почему это я тебя не знаю?
ОРТЕМ
(Протягивает руку)
Ортем.
Маша протягивает руку, Ортем наклоняется ее поцеловать.
МАША
Это лишнее. Руки не мыла, только с работы. Как идти знаешь?
ОРТЕМ
Да!
МАША
Тогда иди! Чего вылупился?
ОРТЕМ
Я не прощаюсь. До встречи!
9. ВЕЧЕР. МЕТРО. ОРТЕМ. СЕМЕН. УРОД.
Ортем идет по лабиринту коридоров. Заходит в просторное, оборудованное для жилья помещение. За столом сидит Семен, напротив Урод, играют в карты. Ортем подходит со спины Семена, наблюдает.
УРОД
Ты кто? Чего рот разинул?
ОРТЕМ
Я? Друг Семена!
Семен поворачивает голову в сторону Ортема.
СЕМЕН
Ты чего пиликаешь? Вали отседав, я тебя не знаю.
Ортем присаживается рядом на свободный стул, обращается к Уроду.
ОРТЕМ
Сдавай! Партийку сыграем.
УРОД
Тебе же сказали, иди туда, откуда пришел.
СЕМЕН
У нас ставки высокие. Деньги есть?
ОРТЕМ
Поставь за меня.
СЕМЕН
Красавчик, не мути воду! Говори, чего надо?
УРОД
(Показывает на шею)
Может, тебя… того?
ОРТЕМ
Ладно, не ёрзайте. Семен, поехали на верх к Костылю. Или ты готов рассчитаться?
Урод вскакивает из-за стола, хватает костыль, пытается ударить Ортема. Ортем уклоняется от удара и бьет Урода по спине стулом. Урод падает на пол без сознания. Ортем замахивается стулом на Семена.
СЕМЕН
Не надо, я тебя без грима не узнал. Извини!
ОРТЕМ
Вот и ладненько, поехали.
10. ВЕЧЕР. МЕТРО. ЛИФТ. ОРТЕМ. СЕМЕН. КОСТЫЛЬ.
Ортем с Семеном садятся в грузовой лифт, поднимаются вверх.
ОРТЕМ
Почему вас так мало?
СЕМЕН
На работе.
Лифт останавливается, открывается дверь. Перед дверью стоит вооруженный Костыль. Увидев Ортема, улыбается, пистолет прячет за пояс.
КОСТЫЛЬ
Ну, ты бы предупредил, что ли?
Ортем выходит из лифта, обнимаются.
НА ЭКРАНЕ ТИТРЫ: 10 ЛЕТ НАЗАД.
11. ФЛЭШБЕК. ВЕСНА. ЭЛЕКТРИЧКА. ОРТЕМ. КОСТЫЛЬ. РЕВИЗОРЫ. МИЛИЦИОНЕР.
В полном вагоне электропоезда Рязань - Москва на полке для вещей спят два подростка, Ортем и Костыль. Между пассажирами пронесся шепот: ревизоры. Большая часть пассажиров, оставляя вещи, переходит в соседние вагоны. В вагон заходят ревизоры, начинают проверять билеты. Берут деньги, билеты не дают. Ревизор смотрит на спящих на полке Ортема и Костыля.
РЕВИЗОР
Эй, молодежь! Просыпаемся, предъявляем билетики.
Ортем и Костыль не слышат ревизора, спят.
РЕВИЗОР
Эй, вставайте! Я что, для глухонемых говорю?
РЕВИЗОР-1
Да оставь их в покое. Не видишь, дети спят.
РЕВИЗОР
Спать дома надо.
Ревизор проходит к селектору, вызывает милицию. Электричка останавливается на станции, безбилетники перебегают по улице из вагона, в вагон.
Затемнение.
В темноте слышен голос: Просыпайтесь, приехали! Ортем открывает глаза, перед ним стоит милиционер.
МИЛИЦИОНЕР
Проснулся? Глазки протирай, слазь и за мной!
ОРТЕМ
Куда?
МИЛИЦИОНЕР
Москва! Приехали! Пойдемте, расскажете, откуда к нам пожаловали.
КОСТЫЛЬ
Дяденька милиционер, отпустите нас, пожалуйста.
МИЛИЦИОНЕР
Отпущу, но позже. А пока за мной, выясним ваши личности.
Ортем и Костыль слазят с полок, идут за милиционером.
12. МОСКВА. МИЛИЦИЯ. ОРТЕМ. КОСТЫЛЬ. МИЛИЦИОНЕР.
Ортем и Костыль сидят в отделении милиции в комнате перед милиционером. Милиционер сидит за столом, что-то записывает в протокол.
МИЛИЦИОНЕР
Откуда к нам пожаловали?
ОРТЕМ
Да мы не к вам. Мы проездом.
МИЛИЦИОНЕР
Отвечай на вопрос, иначе, не отпущу!
ОРТЕМ
Из Ростова мы.
МИЛИЦИОНЕР
А почему ехали Рязанской?
КОСТЫЛЬ
К другу в Рязань заезжали. Хотели с собой взять.
МИЛИЦИОНЕР
Что не поехал?
КОСТЫЛЬ
Не нашли.
ОРТЕМ
Вы нас отпустите?
МИЛИЦИОНЕР
Отпустить, говоришь? Пацаны, может, вам работа нужна?
У Ортема и Костыля загораются от радости глаза.
КОСТЫЛЬ
(С подозрением)
Вы не шутите?
МИЛИЦИОНЕР
Нет! Серьезно.
ОРТЕМ
Какая?
МИЛИЦИОНЕР
Здесь недалеко. Работниками метро.
КОСТЫЛЬ
Метро?
Костыль пристально смотрит на Ортема.
НА ЭКРАНЕ ТИТРЫ: 1 ГОД НАЗАД.
13. ФЛЭШБЕК. ДОМ. ОРТЕМ. КОСТЫЛЬ. ЦЫГАНКА.
В темной комнате за круглым столом сидит Ортем, Костыль и пожилая цыганка. Цыганка раскладывает колоду карт. Пишет на бумаге крупными буквами имя ОРТЕМ, подносит зеркало.
ЦЫГАНКА
В ближайшее время дорога вам предстоит длинная. Труден путь, но в итоге счастье будет. Посмотрите.
Ортем и Костыль подходят к цыганке, смотрят на выведенное на бумаге имя ОРТЕМ. Цыганка подносит зеркало, в зеркале отражается перевернутое имя ОРТЕМ|МЕТРО.
ОРТЕМ
Что это такое?
КОСТЫЛЬ
(Смеется)
Смотри, метро!
ЦЫГАНКА
Большими людьми станете.
КОСТЫЛЬ
Ага!
Костыль хлопает Ортема по плечу.
КОСТЫЛЬ
Будешь начальником метрополитена.
ОРТЕМ
А чего, я согласен!
14. ВОЗВРАТ В СЦЕНУ 12. МЕТРО. МИЛИЦИЯ. ОРТЕМ. КОСТЫЛЬ. МИЛИЦИОНЕР.
Костыль и Ортем сидят в комнате в милиции с милиционером, смотрят друг другу в глаза. В один голос: Мы согласны!
Затемнение.
15. МЕТРО. ПЕРЕХОД. ОРТЕМ. КОСТЫЛЬ.
В переходе между станциями сидит замотанный в старье дед. Рядом лежит шапка для подаяния. К старику подходит на костылях, без одной ноги, Ортем.
ОРТЕМ
Костыль, давай на перерыв! Пойдем пообедаем.
КОСТЫЛЬ
Пойдем! Устал сидеть, тело затекло.
16.ВОЗВРАТ В СЦЕНУ 10. КВАРТИРА. ОРТЕМ. КОСТЫЛЬ.
Ортем и Костыль сидят в креслах в дорого обставленной квартире пьют чай. Костыль показывает Ортему по телевизору видео своего отдыха.
КОСТЫЛЬ
Вот так я, Тёма, и живу. Работаю. Отдыхаю. Может быть, женюсь.
ОРТЕМ
Почему, может быть?
КОСТЫЛЬ
Не знаю, как она отреагирует на мой бизнес.
ОРТЕМ
Я её знаю?
КОСТЫЛЬ
Знаешь! Извини, пока говорить не могу. Все узнаешь, если, конечно, решусь, на свадьбе.
ОРТЕМ
Окей! Что будем делать с твоим Семеном?
КОСТЫЛЬ
Я думал, ты забыл.
ОРТЕМ
Костя, забыть-то, я забыл! Но это бизнес! Я после этого расстроился и не смог работать! И пойми, я не уверен, что это не повторится!
КОСТЫЛЬ
Тёма, неужели для тебя деньги дороже дружбы?
ОРТЕМ
Костыль, давай не будем о высоком! Из твоих уст это не убедительно. У тебя армия нищих, а я один! Давай будем справедливы!
КОСТЫЛЬ
Хорошо! Как скажешь! Сколько я должен?
ОРТЕМ
Тридцать рубликов!
КОСТЫЛЬ
Ты смеёшься?
ОРТЕМ
Тысяч! Нет, не смеюсь. Мой дневной заработок.
Костыль нехотя достает из сейфа деньги, отдает Ортему.
ОРТЕМ
И скажи своим, чтобы я их больше на моей ветке не видел! И ты не нарушай договоренности.
КОСТЫЛЬ
Хорошо, Тёма, прости.
Затемнение.
17. МЕТРО. ОРТЕМ. МАША.
Ортем в гриме, на костылях, волоча за собой ноги, двигается по переходу метрополитена. Видит стоящую у стены беременную Машу, просящую подаяние. Артем подходит, становится рядом.
Затемнение.
Проходящие мимо люди подают деньги Ортему, минуя беременную Марию. Мария начинает нервничать. Коситься в сторону Ортема. Срывается.
МАША
Слушай, ты! Вали отсюда! Не мешай работать!
ОРТЕМ
Девушка, вы на каком месяце?
МАША
Слушай, убогий, ты у меня сейчас сам родишь. Я кому сказала, вали!
ОРТЕМ
Не нервничайте. Плохо отразится на ребенке.
МАША
Все, достал!
Маша достает телефон, звонит. Разговора не слышно, играет музыка. Песня со словами угроз. Конец песни.
МАША
У тебя есть пять минут, чтобы успеть убежать.
Ортем смотрит на Машу. Сворачивает целлофановый пакет с деньгами, отдает Маше.
МАША
Это что?
ОРТЕМ
Хотел тебе помочь. Но, видать, не надо! Не узнаешь?
МАША
Нет! Ты кто, добрый фей?
ОРТЕМ
Ортем!
МАША
(Присматривается)
Быть такого не может! Классные гримеры!
ОРТЕМ
Приглашаю тебя сегодня в ресторан.
МАША
(Смеётся)
Меня? Прямо сейчас? В таком виде?
ОРТЕМ
Да! Прямо сейчас!
МАША
(Задумалась)
Я согласна. Только сейчас придут мордовороты Костыля и будут тебя костылять.
ОРТЕМ
Я ухожу. А через час жду на выходе из метро.
МАША
(Расцветает)
Договорились!
Ортем отходит. Маша видит с другой стороны тоннеля идущих к ней двоих бойцов Костыля.
Затемнение.
18. ВЕЧЕР. УЛИЦА. МАГАЗИН. РЕСТОРАН. ОРТЕМ. МАША.
Ортем стоит у выхода метро с цветами при параде, ждет Машу. Из двери метро выходит преобразившаяся Маша. Ортем её не узнает, стоит в ожидании. Маша подходит к Ортему.
МАША
Молодой человек, мне кажется, вы ждете меня!
Начинает играть музыка, звучит песня. Разговора не слышно. Слова песни говорят о трудности, о терпении, о любви. Ортем отдает букет роз, целует. Обнявшись, идут по улице. На протяжении песни они гуляют по городу, сидят в ресторане, заходят в магазины, что-то покупают, вновь гуляют по улице, по аллее парка. Заходят в подъезд дома. Загорается свет в окне. Песня заканчивается. Свет тухнет.
Затемнение.
19. ДЕНЬ. КВАРТИРА. КОСТЫЛЬ. МАША. МОРДОВОРОТЫ. ОРТЕМ.
Слышен свисток закипевшего чайника. К плите подходит Костыль, выключает плиту. Засыпает в чайничек чай, заливает кипятком. С чайничком заваренного чая идет в комнату, садится в кресло перед ноутбуком. Наливает в чашку из чайничка чай. Звонок в дверь.
КОСТЫЛЬ
Ни чая тебе, ни умереть спокойно!
Костыль открывает дверь, в квартиру вталкивается Маша, следующими за ней двумя мордоворотами.
КОСТЫЛЬ
Какие люди! Ты где, моя рыба, пропала?
Маша молчит.
КОСТЫЛЬ
Ты что, девочка, с ума сошла? Кто будет работать? Точнее, отрабатывать должок?
Маша молчит.
КОСТЫЛЬ
Понятно! С глаз её долой! Тащите вниз! Подлечите немного, только с гримом не переусердствуйте! Но небольшой макияж ей будет к лицу. Если все понятно, вперед. За работу, чего стоим?
Мордовороты молча берут Машу под локотки, выводят из квартиры. Костыль кричит в спину.
КОСТЫЛЬ
И выясните, где эта сука пропадала три дня!
Затемнение.
20. МЕТРО. МАША.
Переход между станциями метро. В инвалидной коляске, с отекшим от синяков лицом, сидит Маша, держит в руке бумажную коробку для подаяния.
Затемнение.
21. МЕТРО. ОРТЕМ. МОРДОВОРОТЫ.
По станции метро в инвалидной коляске, без одной ноги, едет Ортем. Выезжает на платформу, останавливается в ожидании поезда. В тоннеле появляется свет фар поезда, поезд приближается. При подъезде поезда Ортем падает на рельсы. Скрежет тормозов поезда. От перрона отходят два мордоворота, оглядываясь по сторонам.
Затемнение.
22. ВОЗВРАТ В СЦЕНУ 1. 2010. МЕТРО. ВАГОН. ПОЛИНА. ОРТЕМ.
В затемнении, слышен голос.
ГОЛОС
Осторожно! Двери закрываются, следующая станция Маяковская.
Полина открывает глаза, по вагону в инвалидной коляске едет Ортем. Собирает милостыню. Равняется с сидящей в центре вагона Полиной, останавливается, смотрит ей в глаза. Полина не подает деньги. Ортем едет в конец вагона. Поезд останавливается. Ортем выезжает из вагона, останавливается, стоит на платформе. В вагоне голос.
ГОЛОС
Осторожно! Двери закрываются, следующая станция Белорусская.
Полина вскакивает с места, выбегает из вагона на платформу.
23. МЕТРО. ПОЛИНА. ОРТЕМ.
Полина стоит в вестибюле метро, наблюдает со стороны за Ортемом. Подходит к нему.
ПОЛИНА
Извините! Я могу вам чем-нибудь помочь?
ОРТЕМ
(Измеряет ее взглядом с головы до ног)
Шла бы ты отсюда!
ПОЛИНА
Не нравлюсь?
ОРТЕМ
Нравишься! Только толку от этого. Кому нужен инвалид?
ПОЛИНА
Как ваше имя?
ОРТЕМ
Ортем!
ПОЛИНА
Ортем, давайте поднимемся наверх. Зайдем в кафе.
ОРТЕМ
Ты что, ненормальная? Кто меня туда пустит?!
ПОЛИНА
Зачем нам разрешение! Поехали! Там летняя веранда, пообедаем.
Ортем смотрит в глаза Полине.
Затемнение.
24. ДЕНЬ. УЛИЦА. КАФЕ. ПОЛИНА. ОРТЕМ.
Ортем и Полина сидят на летней веранде кафе. Официант приносит чайник чая, забирает грязную посуду.
ОРТЕМ
Благодарю! Давно так вкусно не ел.
ПОЛИНА
Что заставило вас спуститься в метро?
ОРТЕМ
(Смеется)
То же, что и вас.
ПОЛИНА
(Удивлена)
Интересно! Что именно!
ОРТЕМ
Нищета!
25. ФЛЭШБЕК. 1995 ГОД. УЛИЦА. ДОРОГА. МАШИНА. МУЖЧИНА. ЖЕНЩИНА. БАБУШКА. ОРТЕМ.
По пустой проселочной дороге едет машина Волга. За рулем мужчина средних лет, рядом ровесница жена. На заднем сидении пожилая бабушка с внуком десяти лет. Мужчина смотрит в зеркало заднего вида. Мальчик стоит на коленях на сидении, смотрит на дорогу через заднее стекло.
МУЖЧИНА
Ортем, ну-ка, расскажи бабушке, кем ты хочешь стать?
Ортем ничего не отвечает, продолжает смотреть на удаляющуюся дорогу.
МУЖЧИНА
Эй, мужичек, ты чего, спишь?
ОРТЕМ
Нет!
БАБУШКА
Отстань от ребенка, пусть смотрит на дорогу.
Женщина разворачивается к ребенку и бабушке.
ЖЕНЩИНА
Мам, представляешь, он нам сказал, что хочет быть банкиром.
БАБУШКА
А что, хорошая мечта. Всегда при деньгах.
МУЖЧИНА
Ага! Украл, сел в тюрьму. Вышел, украл, опять в тюрьму.
БАБУШКА
Ты бы лучше на дорогу смотрел, а не приговоры сыну выносил.
МУЖЧИНА
(Смеется)
Да шучу я. Мы наоборот рады. С этой перестройкой непонятно что будет. Везде разруха.
Машина выезжает на трассу, вокруг свалки мусора, разрушенные, брошенные здания.
МУЖЧИНА
Вон, посмотрите! Ужас! А Тёма нас радует. Светлые мысли. Вырастет, будет нам помогать. Правда, Ортем?
ОРТЕМ
Бабушка, когда я вырасту, я машину тебе куплю.
БАБУШКА
Ну, спасибо тебе, внучек. Только зачем она мне нужна? Я уж на автобусе как-нибудь.
МУЖЧИНА
Мама, отказываться нехорошо...
Сильный удар.
Затемнение.
26. БОЛЬНИЦА. ПАЛАТА. ОРТЕМ. ДОКТОР. МЕДСЕСТРА.
В темноте слышен мужской голос.
МУЖСКОЙ ГОЛОС
Мальчик в рубашке родился. Все родственники насмерть, а он, практически, ни одной царапины. Везунчик.
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС
Действительно! Сиротой остался.
Ортем открывает глаза, перед ним стоят два человека в белых халатах.
27. ВОЗВРАТ В СЦЕНУ 24. ДЕНЬ. КАФЕ. ОРТЕМ. ПОЛИНА.
Ортем и Полина сидят на летней веранде кафе. Смотрят друг другу в глаза.
ПОЛИНА
Ортем, и все же, я хочу вам помочь!
ОРТЕМ
(Смеется)
Как? Денег дадите? Так у меня их отберут!
ПОЛИНА
Нет! Я вас представляла другим.
ОРТЕМ
Вы в меня, что, влюбились?
ПОЛИНА
(Смеется)
А вы с юмором.
ОРТЕМ
Да, я такой.
ПОЛИНА
Вы симпатичный молодой человек, но это не говорит о том, что я в вас влюбилась. Денег я не даю, понятно, куда они пойдут, а помочь вам стать на ноги в наших силах.
ОРТЕМ
Не шутите так, а то я, действительно, поверю.
ПОЛИНА
Ортем, я как раз и не шучу. Если наше государство бездействует...
ОРТЕМ
Ой, не надо, а то я сейчас расплачусь.
ПОЛИНА
Вам не нужна помощь? Неужели вас все устраивает?
ОРТЕМ
У меня уже были помощнички. Квартиру отобрали. А меня в метро загнали попрошайничать. Вот так же мило улыбались, накормили, напоили. А через время узнал, что я, оказывается, бомж! Что моя квартира - не моя. И, в придачу, долг, за который всю жизнь не рассчитаться.
НА ЭКРАНЕ ТИТРЫ: 2000 ГОД.
28. ФЛЭШБЕК. 2000 ГОД. ДЕНЬ. УЛИЦА. ДЕТДОМ. ДИРЕКТОР. ОРТЕМ. УЧИТЕЛЬ. ВАДИМ.
На площадке перед детским домом проходит выпускная линейка. Ортем стоит в строю выпускников. Директор подходит к микрофону.
ДИРЕКТОР
Здравствуйте, мои любимые дети! Сегодня настал долгожданный для многих день! Окончание учебы и начало замечательного времени - каникул. Кто-то из присутствующих поедет в лагерь. Кто-то останется дома. А кто-то, мои друзья, стоит на пороге взрослой жизни. Давайте поприветствуем, друзья мои, наших выпускников.
Присутствующие на площадке перед детдомом дружно аплодируют.
Затемнение.
29. ДЕТДОМ. КЛАСС. ОРТЕМ. ВАДИМ. УЧИТЕЛЬ.
В класс заходят выпускники. Ортем садится за последнюю парту, рядом - Вадим.
ВАДИМ
Банкир, теперь можно заняться бизнесом.
ОРТЕМ
Ага! Семечками торговать.
ВАДИМ
Чего смеешься? Я знаю, где взять денег для старта!
ОРТЕМ
Может, училку убьем? Видал сколько у нее золота?
ВАДИМ
Тёма, ты че, трахнулся головой? Какую училку?
В класс заходит классный руководитель.
ОРТЕМ
Да, шучу я! Отстань ты со своим бизнесом.
УЧИТЕЛЬ
Ну что, обалдуи! Как настроение на взрослую жизнь?
ВАДИМ
Когда нам дадут ключи?
УЧИТЕЛЬ
Медведев, какие тебе ключи?
ВАДИМ
Как какие? От квартиры!
УЧИТЕЛЬ
Ты бы, Вадим, лучше бы на уроках был такой шустрый. Квартир не будет, будут комнаты в общежитиях.
Все в классе от недовольства загудели.
УЧИТЕЛЬ
Вот тебе на! Что за пасека? Чего гудим? Ключи от квартиры получит только Иванов Ортем.
РЕПЛИКА
Это почему только Иванов?
УЧИТЕЛЬ
Она ему осталась по закону после смерти родителей.
ВАДИМ
Банкир, а ты везунчик!
Затемнение.
30. ДЕНЬ. КВАРТИРА. ОРТЕМ. ВАДИМ. МАРИНА.
Темная квартира, мебель накрыта чехлами, шторы задернуты. Слышен звук открывающегося замка в двери. В квартиру, держа чемодан в руке, входит Ортем. Клацает выключатель, свет не загорается. Проходит в зал, открывает шторы, сбрасывает с дивана чехол, берет лежащие фото, садится на диван, перебирает их. Стук в двери. Ортем, от неожиданности, подскакивает. Открывает двери, на пороге стоит Вадим с пакетом в руке и девушка.
ОРТЕМ
Вадим, ты? Как ты меня нашел?
ВАДИМ
Какая разница. Ты что, не рад?
ОРТЕМ
Почему? Рад! Но как-то неожиданно.
ВАДИМ
Это Марина! Познакомься! Ты нас долго будешь держать в дверях?
ОРТЕМ
Ортем! Чего приперся-то?
ВАДИМ
По делу. Так ты пустишь или здесь будем разговаривать?
ОРТЕМ
Заходите! Свет только не работает.
Вадим и Марина заходят в прихожую. Вадим отдает пакет Ортему.
ВАДИМ
Держи пакет. Щас посмотрим твою электрику. Ты пробки проверял?
ОРТЕМ
Нет!
Вадим лезет к счетчику. Докручивает пробки, загорается свет.
ВАДИМ
Да будет свет, сказал электрик и вкрутил пробки.
МАРИНА
Медведев, а ты талант! Мастер на все руки!
ОРТЕМ
Действительно! Как это я не додумался?
ВАДИМ
Ну, чего пакет держишь, накрывай на стол!
Затемнение.
31. УТРО. КВАРТИРА. ОРТЕМ.
Ортем открывает глаза, резко встает с постели. Рядом лежит голая Марина. Марина открывает глаза, улыбается.
МАРИНА
Ортем, ты чего вскочил как ошпаренный?
ОРТЕМ
Ты чего тут делаешь? Где Вадим?
МАРИНА
Как где? Ты же его вчера выгнал.
ОРТЕМ
Как выгнал? А ты почему осталась?
МАРИНА
Ортем, ты что, ничего не помнишь?
ОРТЕМ
Нет, ничего!
Затемнение.
32. ДЕНЬ. УЛИЦА. ОРТЕМ. ВАДИМ. ФОРТОЧКА.
Ортем выходит из продуктового магазина, идет по улице. Возле него резко тормозит машина копейка. Из машины выходит Вадим и, лет тридцати, весь в наколках, уголовник.
ВАДИМ
Какие люди! Привет, дружок! Тебя совесть не грызет? Как ни как отобрал у меня невесту.
ОРТЕМ
Привет! Вадим, прости! Сам не знаю, как так вышло.
ФОРТОЧКА
Прости, брат мой, в карман не положишь. Не хорошо так с друзьями поступать. Хотя, какой ты мне брат, ты должник. Ты друга на девку кинул! А это не по понятиям.
ОРТЕМ
Какой должник? Какие понятия?
ВАДИМ
Понимаешь, Банкир, какая петрушка получается. Марина беременна - это раз. Два! Ей негде жить. Она сестра вот этого уважаемого человека по прозвищу Форточка. Это три!
ОРТЕМ
Что вы хотите от меня? Если она его сестра, так пусть у него и живет.
ВАДИМ
Форточка, ты слышал? Он ничего не понимает.
ФОРТОЧКА
Слушай ты, фраер дешевый! Я не позволю пятнать репутацию моей сестры. Ты, как порядочная сволочь, просто обязан на ней женится!
ОРТЕМ
Я? Женится на Марине? Зачем?
Форточка хватает Ортема за грудки, прижимает к машине.
ФОРТОЧКА
Чтобы детей воспитывать! И не вздумай отказаться. Кишки по асфальту гулять будут! Ты меня понял, сученок?
ОРТЕМ
Понял-понял, только отпусти.
33. ВОЗВРАТ В СЦЕНУ 27. ДЕНЬ. КАФЕ. ОРТЕМ. ПОЛИНА.
Полина и Ортем сидят в кафе.
ПОЛИНА
Извини, я отойду на минуточку.
ОРТЕМ
Конечно!
Полина встает из-за стола, идет в туалет. Ортем, осмотревшись по сторонам, достает мобильный телефон, звонит.
ОРТЕМ
Есть клиент...
Дальше текст не слышно, камера отдаляется, улетая за облака.
Затемнение.
34. НОЧЬ. КВАРТИРА. ОРТЕМ. ПОЛИНА.
Темнота. В темноте слышен разговор.
ОРТЕМ
Так меня женили на Марине. Потом у Марины якобы был выкидыш. Без моего ведома они заложили квартиру в ломбард. Когда я узнал, было поздно. Меня поставили перед фактом. Выкинули из квартиры, повесили на меня долги, заставили отрабатывать в метро, притворяясь инвалидом.
ПОЛИНА
Почему ты не обратился в милицию?
ОРТЕМ
Ты взрослый человек, а задаёшь не взрослые вопросы. Посмотри вокруг! Эти боровы в первую очередь пропитаны криминалом. Ведь на них все держится! Они все и создали! А теперь легализовались.
ПОЛИНА
Мне страшно от твоих темных красок.
ОРТЕМ
Нет проблем.
Ортем включает в квартире свет. Полина лежит в постели на груди у Ортема.
ОРТЕМ
Так ярче?
ПОЛИНА
Слишком просто. Ортем, бросай свое метро, я тебе помогу устроиться на работу. Решим с пропиской.
Ортем встает с постели, подходит к окну.
ОРТЕМ
Оттуда не так просто вырваться, нужны большие деньги. К сожалению, у меня таких денег нет.
ПОЛИНА
О какой сумме идет речь?
ОРТЕМ
Все! Мне не нравится эта тема. Давай закроем разговор.
ПОЛИНА
Но, ведь, от себя не убежишь! Или тебе нравится обманывать?
ОРТЕМ
Вот только не будем о святости! Я этим сыт по горло.
ПОЛИНА
Чем?
ОРТЕМ
Полина, ты сейчас притворяешься! Гадишь в глаза, а говоришь, что божья роса. Ты хочешь, чтобы я поменял уровень обмана?
ПОЛИНА
Разве у обмана есть уровни?
ОРТЕМ
Мой уровень - это когда не я обманываю, а люди обманываются, видя меня. За столько лет ты первая, кто подошел и предложил мне реальную помощь.
Ортем возвращается в постель, целует Полину.
ПОЛИНА
Ты забыл про мой уровень?
ОРТЕМ
Послушай лучше притчу...
35. ПРИТЧА. ДОМ. ОТЕЦ. ИВАН. ФОМА.
В доме на печи лежит больной отец. За столом сидит Иван, ремонтирует сапог. Фома сидит на лавке, играет в кости.
ОТЕЦ
Иван, сходил бы ты за водой.
ИВАН
Батя, не пойду, занят.
ОТЕЦ
Фома, тогда ты сходи.
ФОМА
Хорошо, батя, щас принесу.
Фома собирает кости, складывает их себе в карман, выходит из дому.
Затемнение.
Иван встает из-за стола, выходит из дому, возвращается в дом с ведром воды.
36. ВОЗВРАТ В СЦЕНУ 34. ДЕНЬ. КВАРТИРА. УЛИЦА. ОРТЕМ. ПОЛИНА.
Закрываются двери лифта, Полина закрывает входную дверь квартиры, идет к окну на кухню. Из подъезда выходит Ортем, катит впереди себя инвалидную коляску. Подходит к минивэну. Из него выходит водитель, помогает сложить и положить в машину коляску. Ортем смотрит на окна, замечает Полину, делает воздушный поцелуй, садится в машину, уезжает. От лифта и до отъезда машины слышен диалог Ортема и Полины.
ГОЛОС ОРТЕМА
Второй уровень вранья - это когда говорят, но не делают. Надеюсь, ты к нему не относишься. Иначе не подошла бы.
ГОЛОС ПОЛИНЫ
Ведь то, чем ты занимаешься, мошенничество! Лицедейство! Это большой грех!
ОРТЕМ
Милая моя, не там ищешь! Лицедейством занимаются там, куда люди молиться ходят!
Затемнение.
37. ДЕНЬ. АКТОВЫЙ ЗАЛ. ОРТЕМ. САМАРКАНД. СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ.
В актовый зал заходят в грязных одеждах инвалиды, рассаживаются по местам. Заезжают в инвалидных колясках, встают из колясок, пересаживаются в кресла. В зале стоит шум, слышны реплики.
РЕПЛИКА
Давно нас не собирали. Только с нас! Видать чего-то случилось.
В зал входят на костылях в дорогих костюмах Сергей Ильич, за ним следом Самарканд, за ним – Ортем. Садятся за стол в президиуме. Самарканд поднимает руку вверх, в зале повисает гробовая тишина.
САМАРКАНД
Друзья! Мы собрались в этот ответственный час по призыву лидера фонда, Сергея Ильича!
В зале бурные аплодисменты. Самарканд поднимает руку, зал замолкает.
САМАРКАНД
Слово предоставляется Сергею Ильичу!
СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ
Здравствуйте, достопочтенная публика! Собрались мы здесь по очень важному для нашего бытия поводу. Каждый день наши ряды пополняются! Мы растем, господа!
В зале бурные аплодисменты.
СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ
На основании этих радующих нас событий хочу предложить вам, господа присутствующие, преобразоваться в партию.
В зале бурные аплодисменты.
СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ
Уверен был, господа, что вы поддержите наше предложение.
В зале начинаются овации.
СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ
Друзья! Давайте сдерживать наши эмоции. Уважаемые здесь собравшиеся! Призываю всех проводить агитацию среди населения о вступлении в наши ряды. Разослать гонцов по стране. Создав партию, друзья мои, мы пойдем дальше, во власть! Нас ждет светлое будущее! Государственная дума! Совет федерации! Кремль! Мы выдвинем кандидата в президенты! Мы выйдем на мировую арену! И я уверен, господа, нас больше, и мы победим! За нами светлое будущее!
Видим довольные лица присутствующих в зале.
ОРТЕМ
Дорогие друзья! Сейчас вам раздадут листовки. Распространяйте их среди населения. Пропаганда! Пропаганда! И еще раз пропаганда!
В зал заходят три бомжоватого вида девушки, раздают листовки.
ОРТЕМ
Ильич, после этого сабантуя есть разговор тет-а-тет.
СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ
Пойдем в кабинет. Самарканд, закончи мероприятие. Мы ушли. Потом зайди ко мне.
САМАРКАНД
Не вопрос, понял.
Сергей Ильич и Ортем выходят из актового зала. Самарканд поднимает руку, все замолкают.
САМАРКАНД
Любезная, подай мне буклеты.
Ему подают рекламные буклеты. Самарканд рассматривает. На буклетах призыв: Господа! Курите - в этом истинная свобода! Господа! Пейте водку! Поддержите процветание нации! Наркотики - наша слабость! Дорогу нашим слабостям!
38. ДЕНЬ. КАБИНЕТ. ОРТЕМ. СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ. САМАРКАНД.
В дорого обставленном кабинете Ортем сидит за журнальным столиком пьет чай. Сергей Ильич мечется по кабинету.
СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ
Короче, будем считать, что ты мне ничего не говорил! Что я ничего не слышал! Я внятно говорю? Не слышу!
ОРТЕМ
Да!
СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ
Мы, можно сказать, выходим на международный уровень. В начале пути! А ты нас покидаешь! Не хорошо. Не по партийному.
ОРТЕМ
Так я ж нигде не состою.
СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ
Будешь! И твое второе предложение я одобряю, можно сказать, приветствую. Нам сейчас лишние деньги не помешают.
ОРТЕМ
Неужели ты думаешь, что есть перспектива?
СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ
Почему же нет? Давай ее разведем! Если человек сам этого хочет.
ОРТЕМ
Я о партийной перспективе.
Сергей Ильич внимательно смотрит на Ортема. В дверь без стука входит Самарканд.
САМАРКАНД
Ильич, я все сделал как...
СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ
Тебя кто приглашал? Почему не стучишь? Вон из кабинета!
Самарканд молча выходит из кабинета.
СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ
Короче, мой дорогой! Отдашь девку нам, а сам будешь заниматься созданием партии. Все! Свободен! Скажи, пусть зайдет!
Затемнение.
39. ДЕНЬ. УЛИЦА. МАШИНА. ОРТЕМ.
На улице у метро стоит машина, к ней выстроена небольшая очередь из людей непотребного вида. Сидя в машине, Ортем выдает пачками листовки.
ОРТЕМ
Молодцы! Активней работайте! В первую очередь сочувствующим - наш клиент!
Ортем продолжает выдавать листовки. В метро инвалиды раздают листовки в первую очередь тем, кто дал денег на пожертвование. Акции раздачи листовок проходят по всем вокзалам, города Москвы, в аэропортах, на улицах. К машине с Ортемом стоит очередь попрошаек.
ОРТЕМ
Уважаемые, минуточку, листовки закончились. Далеко не расходитесь, звонили, сейчас подвезут.
Затемнение.
40. ВЕЧЕР. КАБИНЕТ. ОРТЕМ. СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ. САМАРКАНД.
В кабинет к Сергею Ильичу заходит без костылей Ортем с полным мешком, следом с таким же мешком входит Самарканд.
СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ
Чего опоздали?
САМАРКАНД
Непонятка вышла. Конкуренты пытались сорвать раздачу листовок.
Самарканд и Ортем кидают мешки на пол.
СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ
Боятся, суки, что если к власти придем, вытесним их с рынка. Сколько в мешках бабла?
ОРТЕМ
Не считали. Не было время. Я ухожу, встреча.
Ортем выходит из кабинета.
САМАРКАНД
Это куда ты намылился? А кто будет считать?
СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ
Пусть идет! Сам посчитаешь!
САМАРКАНД
Да я до утра не управлюсь.
Самарканд высыпает из мешка деньги на пол, начинает считать.
СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ
Считай, тебе спешить некуда. Надо машинку купить.
САМАРКАНД
Давно пора!
41. ВЕЧЕР. УЛИЦА. ОРТЕМ.
Ортем выходит из метро, идет по улице. Покупает цветы, звонит по телефону.
ОРТЕМ
Через десять минут буду. (Пауза) Хорошо, куплю!
Ортем заходит в магазин в продуктовый магазин.
42. ВЕЧЕР. УЛИЦА. ОРТЕМ. ХУЛИГАНЫ.
Ортем выходит из магазина с продуктами, следом за ним два хулигана. Один из хулиганов подходит к Ортему.
ХУЛИГАН
Закурить не будет?
ОРТЕМ
Не курю!
ХУЛИГАН
Я у тебя че, спросил, куришь ты или нет?
Ортем продолжает идти, не отвечая на вопрос. Хулиган идет следом
ХУЛИГАН
Эй, угости пивком.
ОРТЕМ
Шел бы ты!
ХУЛИГАН
Ты чего мне угрожаешь?
Ортем останавливается, смотрит на хулигана. Сзади подбегает второй, становится на четвереньки. Первый хулиган толкает Ортема.
ХУЛИГАН
Не хорошо хамить незнакомым.
Ортем перелетает через стоящего на четвереньках, падает на землю. Хулиганы бьют Ортема.
43. ДЕНЬ. ПОЛЕ. ОРТЕМ. ПОЛИНА.
Летний солнечный день, луг в ромашках. По нему в лучах солнца бегут, взявшись за руки, счастливые Ортем и Полина. На горизонте видно море. Ортем и Полина подбегают к краю обрывистого берега. Ортем подходит на край обрыва, срывается вниз.
Затемнение.
44. НОЧЬ. СКОРАЯ ПОМОЩЬ. БОЛЬНИЦА. ОРТЕМ. ПОЛИНА. 
В приемный покой из подъехавшей кареты скорой помощи на носилках, всего в крови, без сознания, заносят Ортема. Следом, в слезах, заходит Полина.
Затемнение.
45. НОЧЬ. БОЛЬНИЦА. ОРТЕМ. ПОЛИНА. ДОКТОР.
Полина сидит, прислонившись к стене, в приемном покое. К ней подходит доктор.
ДОКТОР
Вы жена потерпевшего?
ПОЛИНА
Нет! То есть да! Как он, доктор?
ДОКТОР
Будем надеяться. Была остановка сердца, но сейчас все в порядке. Из операционной перевели в реанимацию. Кто его так?
ПОЛИНА
Я не знаю. Я его ждала, потом позвонила, не отвечает. Нашла его на улице, недалеко от подъезда.
ДОКТОР
Ладно, не волнуйтесь. С вами хотели переговорить работники милиции.
ПОЛИНА
(Плачет. Машет головой)
Хорошо!
ДОКТОР
Присядьте. Они сейчас приедут.
В приемный покой заходят двое оперов, подходят к доктору и Полине.
ОПЕР
Полина Ивановна, Вы?
Затемнение.
46. ДЕНЬ. КАБИНЕТ. СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ. САМАРКАНД. ОПЕР.
Сергей Ильич проходит по кабинету без костылей, садится за стол. За столом работает на компьютере. Стук в дверь. Дверь открывается, входит опер.
ОПЕР
Разрешите?
СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ
(Не поднимая головы)
Входите!
ОПЕР
Сергей Ильич, извините, я по вопросу избиения Иванова Ортема.
Сергей Ильич отрывается от компьютера, внимательно смотрит на опера.
СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ
Извините! Не расслышал.
Опер указывает на стул.
ОПЕР
Разрешите?
СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ
Да! Присаживайтесь.
ОПЕР
Я по поводу избиения Иванова Ортема.
СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ
Иванов, Иванов, не припоминаю. Вы не ошибаетесь? В нашем фонде такого инвалида не было.
ОПЕР
По нашим сведениям он из...
СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ
Так у него и спросите!
ОПЕР
Спросим-спросим! Придет в сознание, обязательно спросим. Ну, извините! Раз не знаете, будем искать, кто знает.
Опер встает из-за стола. Сергей Ильич, опираясь на костыли, провожает его. Опер выходит из кабинета. Сергей Ильич возвращается на место. Звонит.
СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ
Самарканд, срочно зайди!
Затемнение.
47. ДЕНЬ. БОЛЬНИЦА. ПАЛАТА. ОРТЕМ. СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ. САМАРКАНД. ПОЛИНА.
В больничной палате у бессознательного, подключенного к приборам Ортема, сидит Сергей Ильич и Самарканд. Сергей Ильич встает со стула без костылей, не хромая.
СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ
Пойдем, все равно без сознания.
Самарканд поднимается.
САМАРКАНД
Не вовремя ты, брат, скопытился!
СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ
Действительно! Работы невпроворот.
В палату заходит Полина.
ПОЛИНА
Здравствуйте! Не помешаю?
СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ
Здравствуйте! Заходите, нет.
САМАРКАНД
Привет! Вы не ошиблись?
ПОЛИНА
Нет! Я к Ортему! А вы, наверное, его друзья?
СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ
Да! Мы уже уходим. Опаздываем на встречу.
ПОЛИНА
Тогда до свидания!
Сергей Ильич и Самарканд, ничего не ответив, выходят из палаты.
48. ДЕНЬ. БОЛЬНИЦА. КОРИДОР. ОРТЕМ. СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ. САМАРКАНД. ОПЕР.
Сергей Ильич и Самарканд выходят из палаты в коридор и сталкиваются с опером.
ОПЕР
Сергей Ильич, вы что тут делаете? Без костылей!?
Сергей Ильич взволновано.
СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ
Ошибочка вышла, гражданин начальник. Вот! Помощник внес ясность. Оказалось, что Иванов наш инвалид.
ОПЕР
Странно! Не знаете подопечного, а приходите его навестить.
СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ
Я же сказал, что ошибочка вышла.
ОПЕР
Тогда, может, ответите на пару вопросов?
СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ
Извините, в следующий раз! Мы опаздываем!
Сергей Ильич берет Самарканда за руку, прихрамывая, тащит за собой. Уходят. Опер смотрит им в след. Открывается лифт, Самарканд и Сергей Ильич уезжают.
49. ДЕНЬ. БОЛЬНИЦА. ПАЛАТА. ОРТЕМ. ПОЛИНА. ОПЕР.
Опер заходит в палату к избитому Ортему.
ПОЛИНА
Случайно, не встретили двух подозрительных супчиков?
ОПЕР
Встретил, Полина Ивановна! Это...
Прибор, к которому подключен Ортем, показывает остановку сердца у Ортема. Полина бросается к Ортему.
ПОЛИНА
Срочно, позовите доктора!
Опер выбегает из палаты.
50. ДЕНЬ. УЛИЦА. СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ. САМАРКАНД.
Сергей Ильич и Самарканд выходят из больницы. Сергей Ильич рукой показывает на лавочку в парке.
СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ
Пойдем, присядем. Есть разговор.
САМАРКАНД
Может, поедем отсюда подальше?
СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ
Нет! Надо отдохнуть, а то сердце выскочит.
Подходят, садятся на лавочку. Сергей Ильич тяжело дышит.
САМАРКАНД
Экология проклятая, дышать нечем!
СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ
При чем тут экология? Идиот! Останешься здесь! Проследишь за девкой, которая пришла в палату. Понял?
САМАРКАНД
Понял! А зачем?
СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ
Делай, чего говорят. Не твоего ума дело.
Самарканд остается. Сергей Ильич поднимается с лавочки, идет к выходу, звонит.
Затемнение.
51. ДЕНЬ. КАБИНЕТ. СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ. ОПЕР. САМАРКАНД.
Сергей Ильич сидит в кабинете, разговаривает по телефону. Слушает, что ему говорят на другом конце провода.
СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ
Это я понимаю! Но зачем переборщили? Не до такой же степени...
В кабинет стучат, открывается дверь. На пороге опер.
ОПЕР
Разрешите?
СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ
(В телефонную трубку)
Перезвоню.
Рукой предлагает войти, присесть.
СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ
Проходите, присаживайтесь.
ОПЕР
Я к вам не с хорошей новостью.
СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ
Что случилось?
ОПЕР
Вчера после вашего ухода у Иванова Ортема произошла остановка сердца. Он умер.
СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ
Как? Извините! Вы что подозреваете нас?
ОПЕР
Нет! Вскрытие показало, что смерть наступила в связи с травмами несовместимыми с жизнью.
СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ
Ну, слава богу.
ОПЕР
Чему слава? В связи с чем?
СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ
Когда мы сможем получить тело?
ОПЕР
Зачем?
СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ
Как зачем? Для похорон!
ОПЕР
У него нашелся брат. Он и займется всем надлежащим.
СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ
Какой брат?
ОПЕР
Старший, двоюродный! Кстати, у Иванова была квартира?
СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ
Была. Но если мне память не изменяет, он ее заложил в ломбард, она там и осталась.
ОПЕР
Ладно, спасибо! С этим мы разберемся. Не буду вас отвлекать.
СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ
Всегда рады помочь. До свидания!
Опер подходит к двери, оборачивается.
ОПЕР
Да, чуть не забыл! Сергей Ильич, с какого времени Иванов был в вашем фонде?
СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ
Точно не помню. Наверное, с двухтысячного. А что?
ОПЕР
Странно! Доктора сказали, он был здоров.
Опер смотрит в глаза Сергею Ильичу, выходит из кабинета.
Затемнение.
52. ДЕНЬ. ЦКБ. ОРТЕМ. ПОЛИНА. ОПЕР. БРАТ. СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ. САМАРКАНД. ВАДИМ.
В помещении центральной клинической больницы в центре зала стоит гроб с телом Ортема. Вокруг гроба стоит Полина, Сергей Ильич, Самарканд, старший брат Ортема, одноклассник Вадим. Еще человек тридцать. За спинами людей стоит опер. Сергей Ильич подходит к микрофону.
СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ
Спасибо, друзья, что пришли проводить в последний путь нашего дорогого, всеми любимого приятеля, друга и незаменимого помощника в нашей непростой жизни. Ортем был для нас...
Сергей Ильич продолжает говорить. Брат обращается к Самарканду.
БРАТ
А где этот?
Копирует рукой машущего кадилом.
САМАРКАНД
Он переодевается. Но Ортем не любил этих клоунов.
БРАТ
Ничего не поделаешь. Мир - бардак, а клоуны в нем...
К гробу Ортема подходит поп. Начинает махать кадилом. Сергей Ильич заканчивает речь. К микрофону подходит старший Брат.
БРАТ
Хорошо видеть, как много у моего младшего брата друзей. Судьба так распорядилась, что нам с Ортемом не довелось встретиться при его взрослой жизни. Я его только помню, когда он был совсем маленьким. Да упокой Дух Святой, его душу.
Начинает играть поминальная музыка, гроб с покойником увозят из зала.
САМАРКАНД
А куда его увозят?
СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ
Кремировать!
САМАРКАНД
Зачем?
СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ
Брат настоял.
53. ДЕНЬ. УЛИЦА. ВАДИМ. СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ. САМАРКАНД. ФОРТОЧКА.
Вадим выходит из здания больницы. За ним идет Сергей Ильич и Самарканд.
СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ
Вадим, ты-то зачем приехал?
ВАДИМ
Как-никак одноклассник. Да и с трудом верилось...
САМАРКАНД
Теперь убедился?
СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ
Самарканд, иди погуляй. Нам надо переговорить.
Самарканд ничего не отвечает, отходит в сторону. Вадим осматривается по сторонам.
ВАДИМ
Пойдем в машину, нас ждут.
СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ
Кто?
ВАДИМ
Пойдем! Не бойся! Главный свидетель умер, небось, уже горит в аду.
Сцена: Гроб заезжает в кремационную печь.
Вадим и Сергей Ильич садятся в тонированный микроавтобус. В автобусе сидит Форточка.
ФОРТОЧКА
Как не люблю я эти долгие процессы. У нас проще: чик, и ты уже на небесах! Ну, привет, Ильич! Ты последнее время много нервничаешь! Не устал? Может, на покой? Вслед за другом!
ВАДИМ
Ильич, расслабься, говори чего хотел?
СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ
Я боюсь! Опер, как экскаватор, копает, не остановишь. Мне кажется, он обо всем догадывается.
ВАДИМ
Дружище! Когда, кажется, жопу мыть надо. Говори конкретней!
ФОРТОЧКА
Может, тебя того? И нет проблем!
СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ
Проблем полно! Объявился брат! Опер интересовался квартирой...
54. ДЕНЬ. УЛИЦА. МАШИНА. ПОЛИНА. ОПЕР.
Опер на улице подходит к Полине.
ПОЛИНА
Как ваши успехи?
ОПЕР
Пройдемте со мной!
Опер и Полина садятся в микроавтобус.
55. ДЕНЬ. УЛИЦА. МАШИНА. ПОЛИНА. ОПЕР. СПЕЦ.
Опер и Полина садятся в микроавтобус, напичканный радиоаппаратурой. Полина одевает наушники, слушает.
ПОЛИНА
Действуйте!
ОПЕР
Есть, товарищ полковник!
Полина выходит из автобуса, идет в сторону больницы.
56. ДЕНЬ. УЛИЦА. МАШИНА. ПОЛИНА. ОРТЕМ. ОПЕР. ВАДИМ. СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ. ФОРТОЧКА. ОМОН.
ОМОН захватывает машину с Форточкой, Вадимом и Сергеем Ильичем. Их вытаскивают из машины, кладут лицом на землю.
ФОРТОЧКА
(Кричит)
Я буду жаловаться! Это беспредел!
СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ
Я инвалид первой группы! Вы не имеете права!
К лежащим ниц на земле подходит Опер.
ОПЕР
Я обещаю, что лет двадцать, а может и больше, вам жаловаться будет некому, вас никто не услышит!
ВАДИМ
Ты ошибаешься! Опер! У тебя ничего на нас нет!
ОПЕР
Я тоже так думал! Поднимите их.
ОМОН поднимает лежащую троицу. Рядом по тротуару идут, держась за руки, Полина и Ортем.
ПОЛИНА
Майор, благодарю за службу!
ОПЕР
Служу России!
СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ
Этого не может быть! Ты же лежал в гробу!
ОРТЕМ
Ильич, ради жизни иногда можно умереть! Это была моя последняя и самая тяжелая роль.
Сергея Ильича, Вадима и Форточку ОМОН загружает в спецмашину. Ортем и Полина, обнявшись, удаляются по тротуару.
КОНЕЦ.