Казаки своих не сдают!

Елена Домейко
/ из  воспоминаний /

    Довелось мне в том приснопамятном году /1992 году/  сопровождать нашу первую туристическую группу в "поднебесную". Местечко называется Суйфеньхе, что неподалеку от восточной - китайской границы. О том, что собралась шоп-группа я поняла только на маршруте...
    Маршрут был следующий : Минск - Москва - Владивосток - Китай - Владивосток - Хабаровск - Минск .
    Из Минска у нас на поезд до Москвы собралась небольшая отважная группа человек 18-20, в Москве к нам должны были присоединиться еще человек 15 из братского Татарстана (из г.Чистополь).
    Приключения начались с Москвы. До вылета самолета у нас должно было оставаться около 2-х часов, но поезд Минск-Москва почему-то опоздал минут на 25, какие-то нелады были на Белорусском вокзале.
     Так как автобус по Москве заранее невозможно было заказать / бери либо на целый день, либо стой в очереди на маршрутку/, я выбрала второе. "Добрый" дяденька, так называемый "диспетчер" от мафии, узнав, что мы уже опаздываем на регистрацию рейса определил мне сумму. Я ахнула, но побежала советоваться с группой. Мои туристы пожевали, пожевали, но согласились.
     У меня хватило ума держать обозначенную сумму в руке до приезда в аэропорт /замечу, это немаловажная деталь, т.к. если бы отдала деньги сразу, вполне возможно, что мы бы несколько задержались в первопрестольной /.
     А теперь представьте себе: утро рабочего дня, пробки, все спешат... Водитель поначалу соблюдал правила дорожного движения, но через 20 минут я уже не находила себе места - опаздываем ! Все 40 с лишним билетов на самолет у меня в сумочке, чистопольская группа даже не зарегистрируется... Быстро скидываемся еще по нескольку рублей и наш водитель автобуса уже несется по столице как "литерный", т.е по встречной полосе с включенными фарами. В аэропорт мы успели за 15 минут до вылета, немного задержали самолет, но благополучно уселись в наш ТУ . Полет проходил нормально, и утро следующего дня мы встречали во Владивостоке.


    Владивосток нас встретил свежеумывшимся, воздух был изумительный, но ...
    Ночью над городом пронесся сильнейший ураган: поломанные деревья, грязь, глина, первые машины-поливачки. В гостиницу Интурист нас поселить не могут, вышел из строя водопровод, из кранов бежит желто - коричневая суспензия, на улицах стоят бочки с питьевой водой, к ним очереди с ведерками и чайниками...
    Никакой паники - все нормально, жители сказали, что такое у них часто случается...
Пока проходила экскурсия по городу, договорились на пару дней нас поселить на базе за городом, на берегу Тихого океана, где сопки защитили этот уголок от стихии. Оказалось, что это еще и лучше!
    В конце экскурсии по городу, а город нам очень понравился. Точь  в точь  как на картинках.  Посетили старинный православный храм, основанный еще первооткрывателями Золотой бухты.
    Не знаю, помогло нам это или нет, но мы все, не сговариваясь, поставили по свечке старинной иконе. Наверное, Заступница помогла нам, раз обошлись без потерь...
    Не могу не  рассказать  как готовились к переходу советско-китайской границы наши "однополчане"- татары. В те времена юани не были в ходу, поэтому происходил простой обмен / бартером называется/, как у древних.
     Бренд  чистопольцев - командирские часы самых различных моделей. В СССР тогда пользовались огромным спросом, кстати, в Китае тоже.
     Захожу в комнату к друзьям, а там происходит примерка...
Заготовлены эдакие тканевые пояса с кармашками, в них закладываются часы и примеряются на человека. Если он может передвигаться с этим грузом, то все нормально, если нет - лишний вес удаляется. Видя мое удивление, мне объяснили, что дальневосточная таможня проверяет только сумки и пакеты, а что "на тебе" и "в тебе" - им "до фонаря". Я знакома была только с нашей, брестской таможней, поэтому недоуменно пожала плечами. ( Ой, здесь же таможенников полно среди читателей, может я тайны какие раскрываю? Простите, я не со зла!).
     Среди белорусов подобного движения не наблюдалось, все любовались Тихим океаном. Должна заметить - зрелище непровторимое ! Не смотря на конец сентября, в Амурском заливе было тепло и вполне можно было купаться, а закат!? Это просто сказка.


    Наутро прибыли за нами туристические автобусы, мы все погрузились и отправились в "китайское чудо". Для меня был небольшой "сюрприз" - к нашей и без того разношерстной группе присоединили еще группу из Винницы /Украина/ и несколько человек дальневосточников.
    Итак, шоп-тур-группа численностью под 90 человек, и все под мою ответственность. Но, назад ходу нет, только вперед, на погран-переход Градеково. Даешь, Градеково- Суйфеньхе!
    Дальневосточная граница живет тихой и неторопливой жизнью, поэтому приезд такого количества "туристов" вызвал некоторую суматоху у таможни. Не смотря на выходной день, приехал даже начальник.  Вот тут-то меня начали удивлять наши белорусы. Они привезли на бартер шинели / солдатские и офицерские/ и... фетровые шляпы. Все это надели на себя, некоторые не сняли даже погоны!
    Представьте себе зрелище :  на каждом 2-3 шинели / отступление белой гвардии в гражданскую войну/ и на голове 5-6 фетровых шляп. Жаль, что у меня не было с собой фотоаппарата...
    Татары спокойно прошли все таможенные барьеры и уселись в вагоны. Дальневосточники - тоже без проблем. Проблемы начались с украинцами и нашими белорусами. Таможня решила изъять у нас "лишнюю" валюту, пояснив, что мы можем задекларировать только 200 долларов, а мы все записали 500.  У них, якобы, нет указаний на этот счет. По-поводу россиян есть, им можно, а нам нельзя. Вызвали меня к начальнику, делали вид, что запрашивают чуть ли не Москву, а указаний все равно нет.
     Тогда я случайно, сидя за соседним столом от начальника, стала листать какую-то папку с телетайпограммами... О, счастье, нашла указивку  из Москвы от таможенного комитета по-поводу Украины и Белоруссии. Начальник смутился, извинился, сказал, что не читал сей важный документ.
    К тому времени китайский поезд уже задерживался против графика аж на 4 часа.
Ускоренным темпом мы потянулись к таможенному досмотру...

    Все проходило, как говорится, в штатном режиме: таможенный зал постепенно пустел, я проходила последней.., но, вдруг в зале появилась местная милиция и, почему-то в парадной форме. Опишу свой вид: в спортивной форме, небольшая сумка у ног, а на плечи мне кто-то накинул две шинели - одна солдатская рыжая, сверху офицерская парадная голубая, а на плечах майорские погоны, на голове три черные фетровые шляпы. Так как шевелюра у меня дай боже, то шляпы постоянно сползали и норовили свалиться, поэтому их постоянно нужно было придерживать рукой. Это все было очень неудобно, пот струился у меня по спине, проклинала себя за мягкотелость, что согласилась кому-то в угоду  напялить на себя все это, нервничала, досадовала, но ждала...
    И тут произошло то, чего никто не мог предположить! Ко мне со спины быстрым шагом направился сержант -  милиционер и в ярости стал срывать погон с правого плеча... Я,  не долго думая,  резко повернувшись, ударила его в лицо. Из носа у него потекла кровь, и он замахнулся на меня дубинкой. Я  как змея , сощурила глаза и, едва шевеля губами, тихо произнесла :
    - Только посмей меня ударить, скальп сниму !..
    В зале мгновенно наступила зловещая тишина. Но, что-то помешало ему меня ударить, да и когти свои я выставила, показывая, что выполню обещанное... А это было, ни много, ни мало - десять длинных хорошо отточенных "лезвий".
    Кто-то из нашей группы подбежал ко мне, ножичком осторожно снял погоны и положил в карман шинели. Инциндент был исчерпан, а я поспешила к поезду, т.к. китайский паровоз уже и гудел, и свистел, и весь исходился парами. Колокол на перроне в последний раз разразился мелкой дробью, и мы тронулись в китайский "рай".

    Несчастные 50  с  небольшим  километров мы ехали ночью в вагонах без освещения почти 5 часов. Иногда по вагонам проходили очень аккуратные и красивые китаянки,  одетые в темную форму и кипенно-белые блузки, с фонарями в руке, внутри которых ярко светилась лампочка Ильича от батарейки.
    Ненадолго остановились, пограничники вместе с девушками проверили у всех документы, а главное, наличие справок о прививках от СПИДа. Говорили, что  кого-то "сняли" с поезда, но мы все были во всеоружии. Никто не пострадал.

    Суйфеньхе. Тогда это был заштатный, совсем уж провинциальный, пыльный городишко.  Это сейчас /я видела по телевизору / почти столичный город, а тогда...
Поселили нас в лучшую гостиницу в городе. Впечатление было такое, что номера не были убраны от предыдущих гостей, которые порезвились "на славу". На наши претензии никто не обращал внимания, а выделенный нам переводчик куда-то испарился. Растелив  на кровати привезенные с собой шинели, поборов брезгливость, мы решили, что утро вечера мудренее, - надо немного отдохнуть !
    Едва забрезжил рассвет, донеслась громкая приятная музыка. Выглянув в окно, обнаружили, что перед отелем огромная площадь, заполненная местным населением, которое под музыку занимается зарядкой! Зрелище просто великолепное - ими никто не управлял / я имею в виду физрука /, они сами в такт мелодии принимали различные позы: змея, тигр перед прыжком, птичка и т.д.
    Кое-как мы привели себя в порядок - вода и туалеты в  конце коридора, полотенца свои. Интурист. Пошли в ресторан завтракать. Так как мы опоздали  / должны были вчера прибыть/, то нам выставили еду и за вчера. Запах стоял невыносимый, кому-то из наших девушек стало плохо, они удалились. Нам было предложено: салаты, бутылка рисовой водки, залитая сургучом / на каждого/, супчик, на второе огромное блюдо - мясо, тушеное в свежих овощах и т.д.  Для завтрака это непривычно много.  Запах, стоящий в зале, напрочь  отбил у всех аппетит. И тут мы узнаем, что мясо, так остро и аппетитно приготовленное - мясо собаки!!!  В ресторан мы больше не ходили. Оказывается у них это деликатес.  Собак специально выращивают для еды, а шкуры идут на пошив шуб. Да вы, наверное, и сейчас встречаете на улицах наших модниц в рыже-черных длинношерстных шубах.  Так это и есть шубы из китайских собак. Интерес к натуральным шубам у меня пропал навсегда...

    Днем самостоятельно бродили по городу, коммерсанты знакомились с ценами на товары. Но, самое интересное, наступило на следующее утро!  Где-то часа в четыре утра нужно было ехать куда-то на торговлю. Зачем шинели, шляпы и часы?  Для бизнеса. У отеля шум и гам: какие-то  тарахтелки / то ли мотоциклы с прицепами, то ли.../ и ... знаменитые рикши.  Уселись, поехали...Привезли нас на какое - то поле, а посередине - загон для скота. Я ничего не преувеличиваю! В загоне ни полок, ни навеса, и непролазная грязь. Китайцам туда заходить запрещено, только мы со своим товаром. Поставили свои сумки прямо в грязь и недоуменно стали озираться... По громкоговорителю прозвучала какая-то команда, ворота в наш загон затворились и пошло... Китайцы из-за забора пальцем показывали, что их заинтересовало в наших сумках, потом торговались, совали нам в руки юани и, почему-то громко кричали... Тут я увидела, что обращаются ко мне:  "Подлюга, подлюга !.."
Я рассвирипела : " Я те дам, подлюга..."
    Меня успокоили : - это слово - ПОДРУГА. Простое обращение, только в их устах оно так звучит. Когда  по-возвращении  я рассказала этот случай моей знакомой из Швеции, то хохотали до упаду. А когда недавно вновь общались с Таисией, она с удовольствием вспомнила этот случай. Запомнился... В определенное время вновь прозвучала какая-то команда по громкоговорителю и все начали разбегаться. Мне успели сказать:
    - Быстро делай ноги, а то отберут сумки, если не все продали. И милиция вмешиваться не будет, хотя во время торговли нас тщательно охраняли...
    Вот такие там тогда были правила и нравы!

    Особое внимание хочу уделить китайским детям.
    Отношение к ним - большая забота, внимательность и предусмотрительность... Я поняла одно - дети у них - СВЯТОЕ !
    Беспризорников я не наблюдала, диких воплей тоже. Да, бегали малыши-дошкольники и чумазые и сопливые, но ежели "шкодничали", то родители с ними беседовали негромко и что-то внушали. Ни разу не видела и не слышала истерик детей и реву:
    - Хочу!.. Да-а-йй!  Купи...
     У их детей есть все, мне так кажется... Это видно по тому, какими игрушками они играются, в какую одежду одеты. Все зависит от достатка родителей, как и везде. Но детская одежда и обувь изготовлена очень качественно и добротно.
     Халтуры  для детей они не допускают. Ширпотреб у них тогда был только "на экспорт": куртки-пуховики, кроссовки, джинсы и т.д.
     Один примечательный момент. У дошкольников в штанишках внизу разрез и иногда там даже сверкало оголенное тело. Присмотрелась. Точно. Потом сообразила, это для того, чтобы не тратить время на развязывание тесемок, резинок ,  если "приспичит"...
    Дети - они же очень нетерпеливые и подвижные... Интересно !

    Конечно же вызывала зависть их вышивка, ришелье, народные промыслы... Да, национальные ремесла, сложившиеся веками, у каждого народа красивы и достойны уважения и восхищения !
    Ну, вот, пожалуй и все знакомство с Китайской провинцией Пока, поднебесная !
Пора домой.

    Владивосток нас встретил чистым и, мне показалось,  даже радостным. Ликвидированы все последствия урагана, и город, как большая красивая чайка парил в легкой туманной дымке над сопками и океаном. Красиво, ничего не скажешь!
     Разгрузив в все баулы и сумки на привокзальной площади, оставив там свою охрану, половина группы отправилась в гостиницу для приема цивилизации - по душу и горячей воде мы уже соскучились. Не успев ею насладиться, ко мне постучали и поспешно и взволнованно рассказали о том, что произошло на вокзале.
     Оказывается, подъехали на крутых тачках не менее крутые мальчики и предложили свои условия: каждый четвертый баул с "барахлом" добровольно сдать им. Иначе, никто никуда не уедет!  Ну, вот, наступили суровые будни.
    Поначалу я побежала к начальнику охраны отеля Интурист, где мы заселились. Но, пряча глаза, он мне объяснил, что привокзальная площадь - это не их территория. Вот если бы выгрузились хотя бы в холле отеля, вот тогда бы они нас проводили с почестями...
Глядя на него, я очень усомнилась в его словах, но он был непреклонен.
    Побежала на вокзал, мне показали на машины, которые стояли на площадке с полным "боевым комплектом" и "пасли" нас...
    Обратилась к начальнику вокзала за помощью. Он мне объяснил, что у него на весь вокзал только один милиционер, да и то безоружный, и приставить к нам охрану не представляется возможным.
    Все, замкнутый круг!? Конечно, червячок  самобезопасности появился: у меня нет баулов, больших сумок, мой небольшой пакет вряд ли привлечет внимание грабителей.., но,  прочь низменные мысли, -- люди мне доверились, как же я могу их оставить в беде? Надо что-то решать !

    Стоя в раздумьях, обратила внимание на то, что постоянно в поле зрения оказываются наряды казаков. Огляделась - ба, да их тут много: и пешие и конные...
    Что они здесь делают? Лихорадочно стала вспоминать историю...
    Ну, да, сюда всегда привлекали казаков: как для подаваления восстаний, так и наведения порядка. И тут меня осенило - так я же тоже казачка! А если я обращусь к ним за помощью? Не  мудрствуя лукаво, смело направилась к казачьему разъезду во главе с хорунжим. Сбивчиво и путано,  волнуясь объяснила кто мы такие. Почему станичники должны защитить меня и моих белорусов , татар и украинцев...
    Увидела интерес в глазах и сочувствие. Решение было принято быстро. Вместе пошли к начальнику вокзала. Увидев казаков, он сразу же преобразился и даже залебезил перед ними. Тут же предложил один из вариантов: чтобы не маячить на привокзальной площади, нужно перенести все вещи куда-то в укромное место, например, в пустующую детскую комнату милиции и передал от нее мне ключи.
    Разработана была следующая тактика: казаки отгоняют бандитов подальше от вокзала, мы оперативно перемещаемся в ДКМ и сидим там как мыши, вплоть до подачи состава. По его распоряжению состав поезда будет подан,  не как обычно, а на первый путь, и постарается поставить наши вагоны как раз напротив нашего убежища. В нашем распоряжении будет 15 минут, чтобы оперативно погрузиться, зашторить окна и заблокировать двери до Хабаровска.

    Хорунжий со своим нарядом подошел к нашим обидчикам, постучал нагайкой по лобовому стеклу и предложил "друзьям" удалиться. Нехотя, через несколько минут они уехали. Слава богу, мы их больше не видели! Тогда почему-то даже мафия боялась связываться с казаками...
    Хорунжий извинился передо мной, что не смогут нас проводить, т.к. пришло  распоряжение  куда-то ехать на устранение беспорядков. Вокзальный начальник в точности с тактикой сдержал свое слово: пока народ бегал на пятый путь, куда обычно подают состав до Хабаровска, мы погрузились и потихоньку тронулись в путь за новыми приключениями.
 До Минска еще было далеко...

    Хабаровск. Честно говоря, я его почти не видела: ж/д вокзал, погрузка тюков,  аэропорт. Скоро выясняется, что, не смотря на наличие билетов, мы сегодня не улетим в наш родной до боли мегаполис. Люди уже неделю сидят на чемоданах, ожидая своей очереди. Самолет летает через день, обслуживает этот маршрут Минский авиаотряд. Применяю уже испытанный способ. Нахожу командира экипажа.  Беседую:
    - Ребята, неужели вы оставите нас, белорусов здесь? Мы же свои, родные!  К вам подсаживают много транзитников.... Возьмите нас, вместо...
     Здесь тоже нахожу понимание:
    - Под свою ответственность могу взять только 5-6 человек, да и то без вещей....
     Консилиум. Лететь, как оказалось, нужно всем, прямо кровь из носу... Кто-то использует последние дни отпуска, кто-то кормящая мать, у кого-то заканчиваются отгулы и т.д.
     Демократические методы и голосование не приносит результатов... Становлюсь диктатором и принимаю волевое решение: полетят только женщины, остальные вместе со мной остаются до следующего рейса!
    Началась посадка, заканчивается регистрация, но вот беда - наши девушки не хотят расставаться со своими клунками...  Некоторые додумались до того, что стали требовать с меня расписки, что все оставшиеся их вещи я сохраню в целости и сохранности и доставлю в Минск! Это уже было занатто, как говорят белорусы.
     К тому времени улетели украинцы. Оказывается их  уже ждал самолет - чартерный рейс. Мы о таком еще не имели понятия...
     Через некоторое время проводила татар из Чистополя. Немного стало полегче...
     Некоторые наши девушки умудрились часть своих баулов захватить в салон вылетающего самолета. Мы услышали рев двигателей взлетающего самолета и начали вздыхать облегченно.
     Но, не тут-то было! По громкоговорящей связи меня вызывают:
    -Соберите с летного поля свои вещи. Самолет из-за перегрузки не смог подняться, поэтому на ходу выбросили лишний груз !..
     Вот это, да!  Только тогда, волоча за собой эти проклятые сумки со взлетной полосы, до меня дошло, как рисковали наши летчики! Ради чего?  Да, но ведь мы свои, родные!!!
    Через день мы улетели с Дальнего Востока... Тоже, скажу вам: разговор с экипажем по " накатанной схеме":
    - Мы Ваши родные…
    Хабаровские грузчики требовали доплаты, но мы выстроились в цепочку и все погрузили сами, но это уже легко было, "пахло" родным домом... Ну, вот и все.
      Для чего я вам это рассказала, занимая так много времени?  Да потому что я согласна с Е.Евтушенко: - я -"давленыш"!   А люди разные бывают...

Елена Домейко

фото- китайская провинция Суйфенхе - фото с интернета