Белочка

Вера Миреева
Когда я училась в первом классе, мать подарила мне маленькую металлическую брошь – оранжево-золотистую белочку. Мне очень понравился этот подарок, и я долго думала, куда бы его приколоть: то ли на бумазейную желтую кофточ­ку, то ли на клетчатое пла­тье, то ли на свое старень­кое пальтецо с серым ворот­ником из искусственного меха.

После долгих раздумий, обратилась за советом к ма­тери, и та, внимательно выс­лушав меня, сказала: «Давай приколем белочку к твоей коричневой шапочке! Там ее все будут видеть». И дейст­вительно, на связанной ма­миными руками шапочке зо­лотистая белочка смотре­лась, как мне казалось, прекрасно! Я долго любова­лась брошью, много раз при­меряя шапочку перед зерка­лом, а затем отправилась в школу.

Если бы вы только знали, как хорошо было у меня на душе! Радость переполняла мое сердце. Кроме того, я была горда тем, что являюсь обладательницей столь рос­кошной броши. Мне думалось, что все встречающие­ся люди смотрят на мою белочку с восхищением.

Находясь в плену своих, иллюзий, я рисовала себе самые разнообразные радуж­ные картины. Вот, например, я вхожу в класс, и всё вни­мание приковывается ко мне. Меня обступают подру­ги и наперебой спрашивают, где я взяла такую прелест­ную белочку.. Они просят по­держать ее в руках или примерить на платье. Я охот­но разрешаю исполнить же­лание одноклассниц, отчего те приходят в неописуемый восторг. Или заглядываю в своё будущее: я почти взрос­лая и милостиво дарю бе­лочку своей младшей сестре, которой моя брошка нравится
не менее, чем мне самой. Или нет, я подожду отдавать сестре свой подарок. Лучше я приколю брошь к нарядно­му платью и буду носить только в праздники. Когда я выйду к гостям, все ахнут от изумления, увидев прико­лотую к платью мою белоч­ку…

Так я размышляла до тех пор, пока не подошла к под­воротне старого дома с пос­тоянно закрытыми ставнями. В подворотне стояли нес­колько подростков и украд­кой, передавая друг другу после одной-двух затяжек сигарету,  курили. Что-то подсказало мне, чтоб я обош­ла эту подворотню стороной или же повернула назад, чтоб дождаться взрослых прохо­жих.
Но я не успела сделать ни то, ни другое. Один из ребят, внимательно посмотрев на меня, негромко произнес: «Подожди, девочка!» Я не­вольно остановилась. А парень, вразвалочку подойдя ко мне, неторопливо снял с моей шапочки белочку и, также неторопливо, отпра­вился к поджидавшим его товарищам.

От неожиданности я оне­мела и не смогла даже закричать, чтобы позвать на помощь. И вдруг из-за моей спины появился невысокий мужчина в длинном чёрном пальто и в кепке с пуговкой. Увидев происшедшее, он бегом бросился вслед за мальчишкой. Тот, окрылен­ный легко удавшейся про­делкой, не успел даже сообразить, что к нему прибли­жается преследователь, и спокойно стоял рядом с товари­щами.

Подбежав к подросткам, мужчина коротко взмахнул рукой и вырвал мою белочку из рук растерявшегося пар­ня. Затем, не долго думая, он дал наглецу пощечину и толкнул его в спину. А тот, не удержавшись, присел и на карачках пугливо пополз в густые заросли боярышника. Товарищей его как ветром сдуло. После этого он напра­вился ко мне и, подавая на вытянутой руке брошь, ска­зал: «Не бойся, девочка! Иди  спокойно  в  школу».
Я же, пребывая в состоя­нии оцепенения, даже не ска­зала этому человеку спаси­бо и бросилась со всех ног к школьному крыльцу, за­жав в ладошке мамин пода­рок. И лишь очутившись в своем классе, громко разры­далась. Вокруг меня собра­лись одноклассницы, напере­бой стараясь выяснить, что же случилось. Всхлипывая и размазывая по лицу слезы кулачком с зажатой в нем брошью, я рассказала им всё.
«А где же белочка? Куда ты ее дела? Она у тебя?— спрашивали подруга. —По­кажи». И когда я раскрыла свою ладошку, все замол­чали, разглядывая брошь. И лишь одна Регина, през­рительно дёрнув плечиком в ажурном красном свитере, надменно произнесла: «Я-то думала, что здесь что-то приличное, а это всего-нав­сего обыкновенный кусок железа, выкрашенный крас­кой. Такие «брошки» дела­ют из консервных банок и продают на базаре по двадцать копеек. Стоит ли лить слезы?»

Я не придала значения словам Регины: перед гла­зами стояло доброе лицо мо­его благодетеля, возвратив­шего мамин подарок, и мою веру в справедливость этого мира.

Прим.: в рассказе описаны события 1938 года

(Впервые опубликовано в январе 1996 года в газете "Вести Каракалпакстана")