Найти себя в нынешней жизни

Вадим Егоров
   
Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, 
а в том, чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым тобою законом 
М.  Аврелий 
 
    Мне – 75, и я счастлив, что дожил до сегодняшнего времени. «Знакомая: « Тебя надо в психушку – страна разворована, все голодают ! ». Понимаю ее озабоченность, но, живя в Подмосковье, не видел погибшего от голодного обморока. А доволен, что могу выразить то, что накопилось в душе и просится наружу.

   
    Как – то летел из Москвы в Иерусалим – поклониться святым местам. При подлете к Тель – Авиву самолет так тряхнуло, что мне, вцепившемуся в подлокотники и вдруг побледневшему, сменный пилот – сидел рядом сказал: «Спокойно, мы часто попадаем в эту яму – воздушная турбулентность. Переход от моря к суше – пустыне » Тряслись минуты две, а показались вечностью.

 
    Так вот, сегодня Россия попала в яму – хаос. Переход к принципиально иной жизни, не хорошей – плохой, а другой – всегда мучителен, а хаос – неизбежен. Но как быстрее из него выбраться? Ругать всех кругом и, конечно, Америку, бесперспективно, а понять новые условия трудно. Но необходимо, особенно нам – старшему поколению. Дети, внуки ждут объективно – внятного разъяснения. Они – на перепутье, однако, пребывание в депрессивном бездействии – губительно.

 
    В чем же отличия новой жизни и почему так непросто к ней приспособиться? К  этим вопросам мне задают и другой: » А справедливы ли рыночные отношения?»  Призываю читателя порассуждать. 
    Веками люди задумывались, как по справедливости распоряжаться материальными благами? На заре человечества при матриархате распределяли поровну: « Всем сестрам по серьгам». Было понятие: у р а в н и т е л ь н а я справедливость. Позднее, при патриархате, когда труд стал сложнее и опаснее, произошло разделение труда: мужчина стал добытчиком, кормильцем, а женщина, в соответствии с природой - хранительницей домашнего очага. И это – в о з н а г р а ж д а ю щ а я справедливость. Появилась мотивация, стремление работать лучше, качественнее. Соответствующей – и оплата труда.

 
    В прошлом ситуация в стране была подобна матриархату. Жили в системе госрегулирования, распределения. Худо, бедно, но хватало всем. К тому же не надо заботиться о здоровье – был врач, воспитании детей – учитель. Какого качества была их работа, не задумывались – не было выбора, да так жили все. И, главное, мысль, что зарплату могут не дать, казалась абсурдной. Я, по распределению попав на производство, спрашивал у мамы: «А за что же платят, работа как следует не сделана?» По ее весьма напряженно – озабоченному взгляду сделал вывод: таких убийственно трудных вопросов лучше не задавать!
   
    У нее – учителя русского языка были свои проблемы. О них не могла поделиться ни с кем, даже с самым близким человеком – сыном. После войны мы остались вдвоем и, сколько себя помню, в доме: отстающие ученики – дополнительные занятия, гора тетрадей и … многократная скорая помощь !? Через много лет узнаю причину: длительное стрессовое состояние. Мамина коллега перед своей кончиной поведала мне: » Она была, не как все мы, не могла исправлять в контрольном диктанте ошибки ребят. И этим тянула школу вниз – был план на двойки! На педсоветах ее ругали: хитро, исподтишка. А я никак не мог понять ее слезы!

   
    Однако, вернемся к сегодняшней жизни  к т. н. рыночным отношениям. Что же это за зверь, рынок? Многих, даже спустя 20 лет, это слово настораживает, пугает! Почему? Во – первых, нам внушали, что он связан с частной собственностью, а  значит, с чем – то вредным для народа. Во – вторых, распространенным было устойчивое выражение: «Не обманешь – не продашь».К тому же, слово « торгаш» вызывало антипатию и черную зависть. Все знали, чем и  как компенсировалась их низкая зарплата. И, в - третьих, к походу на рынок надо готовиться, думать, что купить, как выбирать, торговаться. Знаний и навыков не было. Рынок предъявляет требования и к производителю – от плохого товара, услуг меньше прибыль, выгода. Этим же объясняются повышенные требования к наемному работнику на рынке труда. Мне, как специалисту на ярмарке вакансий, приходится ощущать беспомощность кандидата на достойный заработок. «Зачем Вы меня тестируете, вот же диплом!». Он не понимает взаимосвязи волевых черт, здоровья с профессионализмом и, в итоге, с прибылью, из которой его же зарплата. Хотя это – естественная закономерность. Приятель рассказывал, как был сорван заказ – договор, выручка от которого могла кормить коллектив несколько лет. Причина: менеджер (имел академический диплом) не пришел вовремя на переговоры: «Подумаешь, я задержался ( на 2 часа!), приезжал друг и просидели до утра»

   
    Конечно, пока у нас не цивилизованный рынок и не каждый работодатель – личность. Нередко он не хочет, да и не умеет оценивать работника и его труд. Не дает должностной инструкции. Мол, поручу любую работу, а там как выйдет! Работнику следует остерегаться такого горе – хозяина ( он сам безответственный), фирма долго не продержится и помнить, что: а) в условиях конкуренции он может найти настоящего хозяина, кто оценит его; б) работнику самому выгодно быть личностью: вести здоровый образ жизни, быть дисциплинированным, ответственным. Успех тогда гарантирован и в личной, и в семейной жизни.

 
    Забота о здоровье, внешней и внутренней чистоте раньше не были приоритетом. На меня, делающего вот уже 60 лет в лесу по утрам оздоровительный комплекс, смотрят в округе, как на полусумасшедшего. « И чего ему надо?» , – слышу за спиной. И это не вина, а беда – не видят связи здорового тела, духа с личной пользой. Нас призывали быть сильными, крепкими, но при этом – слабая мотивация труда, заинтересованность в его результатах. Зачем напрягаться – зарплата лодыря и труженика, рабочего и учителя была почти одинаковая. Считаю и алкоголизм психосоматическим заболеванием. Следствием одной из причин: несостоятельности мужчины, как добытчика ,кормильца семьи. Жена друга нередко замечала: » Я – хозяйка в доме, приношу больше денег» Она – рабочая на фабрике, а он – научный сотрудник. Говорю ему: » Будь снисходительней, не переживай – так живут все» Большинство привыкало так жить и стресса не было – возможности и потребности – сбалансированы. Радости от другой жизни мы не ощущали.


    Сегодня желания резко возросли – появилась свобода выбора. Но человеку, ограниченному в возможностях, интересах, слабым духом, свобода кажется мукой, страданием. Ведь хочется благ здесь и сейчас! Он будет обвинять правительство, начальника, тещу, пытаясь таким образом защищаться от самого себя, своих мыслей, совести, ища оправдания беспомощности в благополучии других, полученных, конечно, по его мнению, нечестным путем. Отсюда - возможная озлобленность, переходящая в агрессию. 
Двойные стандарты, противоречия поколениями подтачивали, как тот жук – короед, наши души, дух: корни  мощного дерева – системы прошлой жизни. Конечно, ветер с Запада, Заокеанья сыграл свою роль в его падении, но решающим моментом, на мой взгляд, явился человеческий фактор, неспособный этому ветру противостоять.

 
    Так что же делать, спросит читатель? Понять и, по возможности, принять сердцем новую жизнь. Объяснять другим ее особенности, не противоречащие законам Природы. Появится оптимизм, вера в лучшее. Они станут базой самостоятельного решения жизненных задач. Не говорить: » А мне это надо?»,-  а проявлять гражданскую позицию, отстаивать свои права и, конечно, научиться заботиться о нравственном и физическом здоровье.