Александр Александрович Дейнека родился в мае 1899 г. в городе Курске в семье слесаря-железнодорожника. После окончания школы в 1914 г. поступил в Харьковское художественное училище. В 1919 г. Дейнека некоторое время служил в Красной Армии, но вскоре был командирован оттуда на полиграфический факультет Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас). Основным руководителем Дейнеки был замечательный график Владимир Фаворский, а курс перспективы читал Павел Флоренский.
В 1924 г., так и не закончив Вхутемас, Дейнека начинает сотрудничать в молодых советских журналах, порожденных эпохой культурной революции: «Безбожник», «У станка», «Прожектор», «Красная Нива», «Даешь!». Его работы этой поры отличает плакатная броскость, откровенная публицистичность, монохромная сдержанность колорита (http://proza.ru/2012/02/25/427). В соответствии с тематикой журналов, он рьяно развенчивал духовенство и нэпманов, с подъемом рисовал рабочих и крестьян, охваченных трудовым порывом. Его журнальные рисунки несли в себе заряд неукротимой энергии и душевной бодрости, слитой с искренним восторгом перед красотой обновленной родины.
Постепенно Дейнека начинает пробовать силы в живописи. Отличительной чертой его ранних картин была их «графичность»: особая четкость рисунка, конструктивность композиции, жесткость формы, подчеркнутый лаконизм. Широкую известность принесла ему картина «Оборона Петрограда» (http://proza.ru/2012/02/25/429), написанная к десятилетию Красной Армии. Это полотно, ставшее вскоре одним из символов советского социалистического реализма, далось Дейнеке нелегко. Оно было написано после мучительных, многомесячных размышлений.
В конце 20-х гг. Дейнека увлекся плакатом. В то же время он с упоением иллюстрирует детские книжки. Лучшей его работой в этом жанре стала «Кутерьма» Асеева, вышедшая в 1931 г. В ней нет ни одной цветной иллюстрации: Дейнека нарисовал все белой гуашью на черной бумаге (http://proza.ru/2012/02/25/431).
В 30-е гг. Дейнека пишет заводскую и вузовскую молодежь, физкультурников, детей, современный индустриальный пейзаж. В противовес его раннему творчеству все картины 30-х гг. глубоко лиричны. Если раньше Дейнека мало интересовался цветом, то теперь много работает над колоритом и передачей световоздушной среды. Одной из лучших работ этого периода по праву считается «Мать» (http://proza.ru/2012/02/25/433).
В 1936 г. Дейнеке предложили сделать панно для Советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Работа была удостоена золотой медали. С этого времени начинается горячее увлечение Дейнеки монументальным искусством – живописными панно, фресками, мозаикой. Он делает мозаичные панно для станций московского метро, два больших панно для большого гимнастического зала минского Дома Красной Армии, плафон в Театре Красной Армии в Москве, две огромные наружные фрески на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке и некоторые другие монументальные работы.
Несколько известных живописных полотен были написаны Дейнекой в годы Великой Отечественной войны (http://proza.ru/2012/02/25/435). Самым знаменитым творением художника стала его «Оборона Севастополя» (1942) (http://proza.ru/2012/02/25/438).
В послевоенные годы, когда началась борьба с «формализмом», из Московского института прикладного и декоративного искусства, руководимого Дейнекой, изгнали нескольких преподавателей, в том числе Фаворского. Тогда Дейнека демонстративно оставил пост директора. Он продолжал писать станковые картины. Однако, после замечательного «Раздолья» (1944) удачных работ у него было мало (можно отметить, например «Купальщиц» (1952)). В 1956 г., уже в новой политической обстановке начавшейся «Оттепели» Дейнека пишет две новые картины: «Тракторист» (http://proza.ru/2012/02/25/442) и «У моря», удивительно созвучные новой эпохе.
В последующие годы художник много времени отдавал монументальному искусству, создав несколько больших мозаичных полотен. В их числе «Хорошее утро» (1959-1960), входящее в сюиту мозаичных полотен «Люди страны Советов» (Зв которую Дейнека получил Ленинскую премию). Часть замыслов (например, «Покорители космоса» (http://proza.ru/2012/02/25/444)) так и не была воплощена в жизнь.
Умер Дейнека в год своего семидесятилетия в июне 1969 г.
Реализм http://proza.ru/2023/01/28/1100