Изучение психологии поведения методами изобразительной деятельности клиента лежит в основе арт-терапии.
Изобразительный продукт клиента заключает в себе "личностные смыслы", переживания при его спонтанной деятельности. Опытным психологом могут быть рационально истолкованы и раскодированы эти "откровения" изобразительного искусства автора, и это поможет ему понять содержание и символику спонтанного творчества "художника".
В целом в любом человеке, как в подготовленном,так и неподготовленном к изобразительному искусству, природой заложена способность к проецированию своих внутренних состояний в визуальной форме. Считается даже, что основной механизм изобразительной деятельности - это отражение индивидуально-психологические свойства автора, его мироощущения, характера, самооценки [Л.Д.Лебедева, Ю.В.Никонорова, Н.А.Тараканова].
Термин «арт-терапия» (от англ.:art - искусство, artterapy буквально: терапия искусством) ввел в употребление в 1938 г. Андриан Хилл.
Арт-терапия как метод особенно распространена в странах с англоязычным населением и означает чаще всего лечение пластическим изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние клиента. В отечественной литературе используется также термины "изотерапия" или "художественная терапия", однако они не тождественны онглоязычному аналогу и несколько сужают его смысл[Б.Д.Карвасарский].
В книге "Психологическая энциклопедия" под редакцией Б.Д.Карвасарского записано:
"Изучение арт-терапии началось в 20-е годы 20 века с фундаментальных работ Принцхорна (Prinzhorn,1922). В России в 1926 г. вышла первая монография, посвященная арт-терапии, - книга П.И.Карпова "Творчесво душевнобольных и его влияние на развитие науки и техники". В США изобразительные средства в психотерапевтическом процессе впервые применил в 1925 г. Левис при анализе сновидений своих пациентов [c. 42-47].
Большое влияние на развитие арт-терапии оказал психоанализ. В соответствии с принципами психоаналитической концепции конечный продукт творчества пациента расценивался как выражение неосознаваемых процессов, происходящих в его психике (что-то нарисованное карандашом, написанное красками, вылепленное или сконструированное пациентом).
Например, для К. Юнга терапия творчеством являлась способом изучения бессознательного.
Юнг использовал собственное рисование для подтверждения идеи о персональных и универсальных символах и активном воображении пациентов, а это в свою очередь оказало большое влияние на арт-терапевтов.
Как терапевтическая техника, творчество впервые было применено Маргарет Наумбург (Naumburg,1966) в динамической теории терапевтической помощи графическим самовыражением, которая была воспитана в духе традиционного психоанализа, при этом акцент делался на свободные ассоциации и интерпретации. В ходе психоаналитических сессий М. Наумбург предлагала использовать спонтанный рисунок как вспомогательную технику. Возникающая в этом подходе экспрессия, благодаря искусству становилась фундаментом, на основе которого психологи проводили интерпретацию конфликтных ситуаций клиентов.
Сущность подхода М. Наумбург. В своей работе она опиралась на идею З. Фрейда о том, что первичные мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще всего выражаются в форме образов и символов. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, конфликты, воспоминания детства, мечты, то есть те феномены, которые исследуют терапевты во время психоанализа [А.А. Осипова. Общая психокоррекция].
В начале 1950-х гг. продолжательницей работ М. Наумбург стала Эдит Крамер, которая представляла другое отношение к арт-терапии, работая исключительно с детьми. Э. Крамер утверждала, что художественный процесс сам по себе имеет оздоравливающее действие и не требует вербального комментатора. Э. Крамер считала, что задача терапевта состоит в приобщении клиентов к творчеству и в предоставлении им эмоциональной поддержки. В такой арт-терапии ведущий играл роль скорее учителя и художника, нежели пассивного интерпретатора. Возник спор между двумя концепциями - одна подчеркивала творческий аспект художественного опыта, другая делала упор на терапевтический инсайт, полученный при помощи искусства.
Большое влияние на развитие арт-терапии оказала и Ханна Якса Квятковска, включившая ее в процесс диагностики и лечения семей.
Сущность ее подхода. Работая в Национальном институте психического здоровья, X.Я. Квятковска установила, что художественная сессия с участием всех членов семьи действует терапевтически и укрепляет семейные отношения в целом. Семейные рисунки предоставляли большое количество диагностической информации о связях между членами семьи и о том, как они видят свои роли в семье.
Американский арт-терапевт Шон Мак-Нифф рассматривает «исцеляющее творчество» как процесс, включающий в себя ряд стадий создания образа и последующей рефлексии.
Ш. МакНифф описывает различные методы работы, включающие, в частности, работу с образами и эмоциональными реакциями участников групп, разговоры с образами в форме диалогов, их художественное описание, визуализацию и перформанс.
Британский арт-терапевт и художник Андриан Хилл утверждал, что изобразительная деятельность обладает способностью отвлекать пациента от болезненных переживаний и помогает ему концентрировать внимание на процессе выздоровления.
В 1960-х гг. арт-терапия уже считалась отдельной профессией. Стать самостоятельной терапевтической техникой арт-терапии позволило Гуманистическое направление в психологии; при этом в арт-терапии особенное внимание уделяется самому процессу творчества. Это позволило арт-терапевтам обрести новую профессиональную идентичность, и вскоре они начали работать в различных областях науки.
В арт-терапии клиентам предлагают разнообразные занятия изобразительного и художественно-прикладного характера (рисунок, графика, живопись, скульптура, дизайн, мелкая пластика, резьба, выжигание, чеканка, батик, гобелен, мозаика фреска, витраж, всевозможные поделки из меха, кожи, тканей и др.), которые направлены на активизацию общения с психологом или группе в целом для более ясного, тонкого выражения своих переживаний, проблем, внутренних противоречий. с одной стороны, а также творческого самовыражения - с другой. В настоящее время (Копытин,2002)в арт-терапию включаются и такие формы творчества. как видеоарт, инсталяция, перформанс, компьютерное творчество, где визуальный канал коммуникации играет ведущую роль.
Терапевтическое воздействие оказывает и бодиарт.
Боди арт (от английского body art) это искусство украшать тело. В широком смысле к этому понятию относятся: макияж (make up), татуировки и пирсинг (и прочие виды модификации тела), менди (биотату хной) и, собственно, бодипейнтинг (bodypainting) – искусство росписи тела, или боди арт в узком смысле слова.
Современный боди арт находится на стыке графики и живописи, декоративно-прикладного искусства, дизайна, макияжа и стиля, парикмахерского искусства. Ведь мало просто изобразить красивые рисунки на теле. Необходимо создать целостный и полный образ. Боди арт фото - результат совместного труда боди арт художника, боди арт модели, профессионального фотографа, парикмахера, ассистентов… На этом сайте вы найдете портфолио боди арт , информацию о боди арт шоу и не только!
Современные арт-терапевты работают в поликлиниках, центрах социальной помощи, школах, больницах, домах престарелых, консультативных центрах для людей, зависимых от наркотических веществ, проводят индивидуальную и групповую психокоррекцию, участвуют в специальных образовательных программах, работают с детьми с ограниченными возможностями.
Современная арт-терапия делает большой акцент на самом процессе творчества, а не на его продукте, она не требует никаких особых навыков и талантов для участия.
Процесс арт-терапии позволяет сделать неосознаваемое видимым (создание продукта творчества), и посредством вербализации продукта творчества помогает человеку осознать и переработать на новом уровне свой прошлый опыт.
2. Основные понятия и принципы арт-терапии.
Последние десять лет в нашей стране стали временем бурного развития и освоения новых форм психокоррекции. Большой интерес специалистов и потенциальных клиентов вызывает арт-терапия - метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов и в результате нахождением им оптимальных способов решения своих проблем.
Современная арт-терапия рассматривается как междисциплинарное явление.
Она возникла на стыке искусства и науки и вобрала в себя достижения медицины, педагогики, культурологии, социологии и других дисциплин.
Ее методы универсальны и могут быть адаптированы к различным задачам, таким как:
- решение проблем социальной и психологической дезадаптации;
- развитие человеческого потенциала;
- повышение уровня психического, соматического и духовного здоровья и т.д.
Методы арт-терапии предполагают использование клиентом различных форм творческой деятельности с целью выражения своего психического состояния.
В настоящее время арт-терапия рассматривается как инструмент прогрессивной психологической помощи, способствующей формированию здоровой и творческой личности, и реализующий на практике ряд функций социализации личности: адаптационную, коррекционную, мобилизующую, регулятивную, реабилитационную, профилактическую.
Арт-терапия, как метод психологической помощи, может применяться в работе с различными категориями граждан и способствует:
- развитию творческих способностей;
- повышению самооценки и росту самосознания;
- развитию эмоционально-нравственного потенциала;
- формированию умения решать внутренние и групповые проблемы;
- формированию умения выражать эмоции;
- формированию умения разрешать конфликтные ситуации, снятию напряжения, релаксации;
- развитию коммуникативных навыков, навыков социальной поддержки и взаимного доверия;
- «включению» особого способа видения событий окружающего мира (способность видеть целое, одновременно воспринимая части внутри целого, связанные между собой и с целым);
- развитию способности видеть и чувствовать то, что находится непосредственно перед человеком, не рассеивая внимание и не обращаясь к словесным понятиям;
- развитию способности воспринимать мир таким, каков он есть на самом деле.
Арт-терапевтический процесс обладает рядом особенностей, связанных с тем, что отношения клиента и арт-терапевта опосредуются продуктом творческой деятельности клиента (рисунок, история, музыкальное произведение, танец и т.д.) и отражают процесс творческой экспрессии.
Творческие потенции заложены у каждого человека на разной глубине подсознания, и «вытащить» их в сознание возможно, только опираясь на личную индивидуальность [Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества].
Понятие творчества охватывает все формы создания и проявления нового на фоне существующего, стандартного.
Основные этапы процесса творчества
1) создание новых, ранее не существовавших форм материи;
2) изменение, обновление, преобразование и совершенствование существующего;
3) разрушение «старого мира» и построение на его месте нового.
По мнению Б. Эдвардса, творческий человек - это человек, способный по-новому обрабатывать информацию, обычные воспринимаемые органами чувств и доступные всем данные [Б. Эдвардс. Художник внутри Вас. 2000].
Творческая личность интуитивно видит возможности для преобразования обычных данных в новое творение, существенно превосходящее исходное старое. Высвобождение творческого потенциала возможно с помощью арт-терапии.
Сущность работы арт-терапевтов заключается в том, что они ищут символы в образах, пытаясь помочь клиентам лучше познать их внутреннее «Я», одновременно помогая им интегрировать недавно открытое внутреннее «Я» во внешнюю реальность. Таким образом, арт-терапия неразрывно связана с укреплением аутоэкспрессии и понимания.
В настоящее время под арт-терапией понимают использование всех видов искусства. Этот метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне.
Арт-терапия - это метод развития и изменения сознательных и бессознательных сторон психики личности посредством разных форм и видов искусства.
Основная цель арт-терапии - гармонизация внутреннего состояния клиента, то есть восстановление его способности находить оптимальное, способствующее продолжению жизни состояние равновесия.
Задачи арт-терации:
1) акцентировать внимание клиента на его ощущениях и чувствах;
2) создать оптимальные для клиента условия, способствующие наиболее четкой вербализации и проработке тех мыслей и чувств, которые он привык подавлять;
3) помочь клиенту найти социально приемлемый выход как позитивным, так и негативным чувствам.
Основная техника арт-терапевтического воздействия - это техника активного воображения, открывающая клиенту неограниченные возможности для самовыражения и самореализации в продуктах творчества при активном познании своего «Я».
К. Юнг использовал термин «активное воображение» для обозначения такого творческого процесса, в ходе которого человек наблюдает за развитием своей фантазии, не пытаясь сознательно воздействовать на нее.
Вызывая определенные образы с помощью активного воображения, закрепляя их в символической форме, клиент имеет возможность успешно продвигаться в решении своих проблем.
Механизм психологического коррекционного воздействия арт-терапии состоит в том, что творчество позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации с помощью творческих способностей клиента.
Приемы арт-терапии опираются на идею о том, что любой человек, как подготовленный, так и неподготовленный, способен преобразовывать свои внутренние конфликты в визуальные формы.
Коррекционные возможности арт-терапии
Достижение положительных результатов с помощью психокоррекции методом арт-терапии происходит за счет следующих феноменов:
- развитие и усиление внимания к своим чувствам и переживаниям, что повышает самооценку;
- сам процесс творчества, дающий возможность свободно выразить свои чувства, потребности и фантазии в виде продукта творчества (рисунка, коллажа, скульптуры, звуковой композиции, сказочной истории, танца), что является безопасным способом разрядки напряжения;
- возможность заново пережить внутренние конфликты прошлого в результате соприкосновения со своим бессознательным и общения с ним на символическом языке образов в условиях безопасного пространства и безусловной поддержки со стороны психолога;
- возникновение чувства внутреннего контроля и порядка, так как творчество приводит к необходимости организовывать окружающее пространство (формы и цвета, звуки, слова, движения);
- освоение новых форм опыта.
Формы арт-терапии
Арт-терапия имеет три формы - активную, пассивную и смешанную.
Пассивная форма - клиент использует художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.
Активная форма - клиент сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры, истории, музыкальные композиции, спонтанные танцы.
Смешанная форма - клиент использует имеющиеся произведения искусства (музыкальные произведения, картины, сказки и т.п.) для создания своих продуктов творчества.
Символы и образы в арт-терапии
Понятие символа имеет для арт-терапии принципиальное значение.
1. Арт-терапия представляет собой процесс динамической коммуникации, осуществляемой посредством символического «языка» образов.
2. Символы выступают в качестве моста, соединяющего сознательные и бессознательные элементы психической жизни, как клиента, так и арт-терапевта. Используя их в своем творчестве, клиент достигает все большей степени интегрированности между этими элементами, с чем связаны многие положительные лечебно-коррекционные и развивающие эффекты арт-терапии [А.И. Копытин. Теория и практика арт-терапии, 2002].
3. Символ выполняет роль посредника межличностной и внутриличностной коммуникации.
Сущность и значение символов в практической работе с клиентами описаны в работах З. Фрейда и К. Юнга, сравним их научные взгляды.
Основы психодинамического понимания символа были заложены 3. Фрейдом.
По его мнению, символы – это проявление инстинктивных потребностей; они способствуют:
- постепенному осознанию человеком своих потребностей;
- развитию навыков коммуникации и взаимодействия с окружающим предметным миром. Таким образом, для З. Фрейда символы - это деформированные потребности.
К. Юнг придерживался другой точки зрения. По его мнению, символы представляют собой естественный способ психической экспрессии на самых разных стадиях психического развития, включая и зрелую психику. К. Юнг разделил символы на две группы - тесно связанные с динамикой индивидуального и коллективного бессознательного.
Архетипические символы - символы, которые отражают содержание коллективного бессознательного и обозначающие врожденные формы психического опыта.
Свойства архетипических символов:
- имеют устойчивый, зачастую транскультуральный характер;
- отражают наиболее фундаментальные психические свойства и процессы;
- отражают отработанные эволюцией способы разрешения внутрипсихических конфликтов;
- являются проявлением так называемой трансцендентной функции психики, выступающей фактором индивидуации и отражающей ее способность к саморегуляции.
Сущность идей К. Юнга заключается в том, что он рассматривал психику как сложную саморегулирующуюся систему, способную самостоятельно поддерживать определенное равновесие путем включения на тех или иных стадиях развития определенных компенсаторных процессов, призванных преодолеть психическую дисгармонию.
По мнению К. Юнга, причиной психической нестабильности и нездоровья является временное блокирование энергии бессознательного, которая в свою очередь находит выражение в виде символических образов, проявляющихся в творческом воображении или сновидениях человека.
Таким образом, в отличие от 3. Фрейда, считавшего символы проявлением инстинктивных потребностей, К. Юнг подчеркивал следующие важные функции символов:
- символы могут способствовать не только восстановлению психического баланса, но и личностному росту;
- с помощью символов человек способен вступить во взаимодействие с блокированными аспектами бессознательного и их энергией и благодаря этому постепенно прийти к их осознанию и к психической целостности.
Данные различия во взглядах 3. Фрейда и К. Юнга обусловили принципиально различные подходы в практической работе.
Механизм арт-терапии по К. Юнгу.
К. Юнг считал различные виды самостоятельной творческой работы своих пациентов очень важными для лечения и гармонизации личности. Эта работа протекала в форме спонтанного выражения материала бессознательного через изобразительную деятельность, движения и танец, художественные описания и другие виды творческой работы. Одновременно с этим психотерапевт обеспечивал безопасность во взаимодействии пациента с материалом бессознательного через совместный анализ продуктов творческой работы и введение определенных правил обращения с ними.
К. Юнг полагал, что символы, обладая чрезвычайно емким содержанием, не могут получить однозначное толкование. С его точки зрения, более приемлемой является работа с заложенными в символах энергиями путем их спонтанного «транслирования» через образы.
Его подход к практической работе с пациентами характеризуется высокой степенью доверия к их внутренним ресурсам самоисцеления, связанным с гомеостатической функцией коллективного бессознательного.
Для психологического здоровья и стабильного функционирования разума необходимо, чтобы подсознание и сознание были неразрывно связаны между собой и действовали скоординированно. Если связь рвется или «диссоциируется», возникает психическое расстройство. В этом случае символика сновидений играет роль «курьера», передающего послания от инстинктивных частей разума к рациональным [К. Юнг и др. Человек и его символы, 2002].
Именно поэтому К. Юнг придавал большое значение самостоятельной творческой работе пациентов. Кроме того, он постепенно, по мере того как пациент выходил в своем творчестве на уровень коллективного бессознательного, отступал от интерпретации переносов.
Представление о символическом мышлении в дальнейшем было развито представителями теории объектных отношений (М. Кляйн, М. Милнер, Д. Винникотт и др.). Они признавали, что первичные психические процессы также имеют определенное приспособительное значение: изучая отношения матери и ребенка, они обратили внимание на то, что символы, играя большую роль в психической жизни младенца, помогают ему адаптироваться к окружающей среде.
Таким образом, работы разных представителей психодинамического направления о роли символов в психической жизни послужили важным теоретическим обоснованием арт-терапевтической практики. Благодаря этим работам арт-терапевта можно рассматривать в качестве посредника в коммуникации между внешним и внутренним планами психического опыта клиента.
Другим важным следствием психодинамической теории символа является представление об изобразительной работе как особой деятельности, в которой сочетаются регрессивные тенденции и онтогенетически ранние формы взаимодействия с миром, с одной стороны, и эволюционно-прогрессивные тенденции, связанные с творческой функцией психики, с другой стороны.
Вызывая определенные образы с помощью свободных ассоциаций, закрепляя их в символической форме, клиент имеет возможность успешно решать свои проблемы.
По мнению М.Ф. Грегга, с помощью символа можно найти путь к проблеме, вызывая при этом движение сопряженной с проблемой энергии. Поскольку данная энергия уже больше не может находиться в состоянии покоя, то ее обнаружение рождает ток, способный вывести ее на уровень сознания [М.Ф. Грегг. Тайный мир рисунка. 2003].
3. Сущность и этапы арт-терапевтического процесса.
Одна из особенностей арт-терапевтического процесса заключается в том, что отношения клиента и арт-терапевта опосредуются продуктом творческой деятельности клиента и отражают процесс творческой экспрессии.
Творческие потенции у разных людей находятся на разных уровнях бессознательного, и «вытащить» их в область сознательного возможно только учитывая человеческую индивидуальность.
Основные концепции арт-терапевтического процесса следующие
1. Психотерапевтические отношения представляют собой открытую «живую» систему, включающую в себя в качестве основных элементов клиента, психолога и изобразительный материал/продукцию.
2. Система отношений «терапевт-клиент» обладает рядом характеристик, таких как:
- открытость;
- наличие информационных каналов, связывающих ее элементы друг с другом и с внешней средой;
- способность к целеполаганию.
3. Являясь открытой системой, психотерапевтические отношения в арт-терапии имеют определенные структурные и функциональные характеристики.
Структурные характеристики связаны с наличием внешних границ системы психотерапевтических отношений, личностных, а также межличностных границ, определяемых нормами поведения клиента и психолога и ролевыми аспектами их взаимодействия.
К функциональным характеристикам данной системы можно отнести многообразие форм поведения и состояний клиента и психолога в ходе их прямой и опосредованной художественной экспрессии, направленной на достижение психотерапевтического результата.
В качестве внутренних ресурсов и механизмов, необходимых для достижения определенных психотерапевтических результатов могут рассматриваться различные факторы психотерапевтического воздействия и используемые в арт-терапевтическом процессе интервенции.
Происходящие на разных этапах арт-терапевтического процесса системные изменения можно рассматривать на трех основных уровнях:
1) внутриличностном (изменения в состоянии, установках, способах психического реагирования клиента и психолога);
2) межличностном (изменения в отношениях клиента и психолога);
3) социальном (изменения в отношениях клиента с семейным, профессиональным и более широким социальным окружением).
Творческая продукция выступает третьим элементом системы психотерапевтических отношений в арт-терапии и в значительной мере отражает происходящие на разных этапах арт-терапевтического процесса системные изменения разного уровня (внутриличностного, межличностного, социального). Более того, художественная экспрессия и творческая продукция являются не только «зеркалом», но и одним из факторов этих изменений [А.И. Копытин. Теория и практика арт-терапии, 2002].
Основные этапы арт-терапевтического процесса таковы
1) подготовительный этап;
2) этап формирования системы психотерапевтических отношений и начала творческой деятельности клиента;
3) этап укрепления и развития психотерапевтических отношений и наиболее продуктивной творческой деятельности клиента;
4) завершающий этап.
1. Подготовительный этап
Подготовительный этап арт-терапевтического процесса включает следующие стадии:
1) первая встреча с клиентом, получение от него первичных данных и определение показаний для арт-терапии;
2) разъяснение клиенту содержания и особенностей арт-терапевтической работы, основных правил его поведения и тех возможностей для художественной экспрессии, которые имеются в его распоряжении;
3) заключение арт-терапевтического «соглашения», регламентирующего общие цели и условия арт-терапевтической работы, количество, частоту и продолжительность сессий, а также другие моменты;
4) создание «безопасного пространства».
Стадия 1. Основные факторы, обуславливающие показания для применения арт-терапии:
- характер проблем клиента;
- степень имеющихся у него психических или физических ограничений;
- возраст клиента;
- коммуникативные возможности клиента;
- уровень мотивации к арт-терапевтической работе;
- ожидания клиента от арт-терапевтической работы.
Несмотря на то что арт-терапию можно применять к максимально широкому кругу клиентов, перед началом работы необходимо определить, насколько целесообразным может быть ее использование для того или иного клиента.
Следует учесть, что некоторые категории клиентов, обычно не подлежащих вербальной психокоррекции (например, олигофрены; лица с тяжелыми психическими заболеваниями или речевыми нарушениями; лица преклонного возраста с нарушениями памяти и внимания), при определенных условиях могут довольно успешно заниматься с арт-терапевтом индивидуально или в группе. Это связано с тем, что, имея сниженные способности к вербальной коммуникации, они нередко могут выражать свои переживания в изобразительной форме. Даже если некоторые из них не способны создавать художественные образы, простая манипуляция и различные виды игр с изобразительными материалами оказываются очень важными для активизации таких клиентов, тренировки у них сенсомоторных навыков, развития невербального мышления и других функций.
Тем не менее, принято считать, что в качестве самостоятельного лечебно-коррекционного метода арт-терапия подходит, прежде всего, клиентам с негрубой психической патологией в форме неврозов или личностных расстройств.
Более серьезные психические нарушения могут являться препятствием для формирования психотерапевтических отношений. Однако даже в таких случаях арт-терапия может быть использована в качестве одного из элементов комплексной лечебной или реабилитационной программы.
Стадия 2. В ходе первой встречи с клиентом психолог обычно объясняет:
- в чем будет заключаться их совместная работа;
- что клиент может, а что он не может делать (например, портить инвентарь арт-терапевтического кабинета, использовать изобразительные материалы опасным для себя и окружающих образом);
- что эта работа не предполагает наличия каких-либо особенных творческих способностей или навыков изобразительной деятельности и не ставит своей целью создание высокохудожественных произведений;
- что акцент будет сделан на свободном выражении клиентом своих чувств и мыслей с помощью имеющихся в его распоряжении возможностей (изобразительных материалов, музыкальных инструментов и т.п.);
- целесообразно добавить, что это будет необходимо или весьма желательно для достижения положительных результатов арт-терапевтической работы.
Стадия 3. Принципиально важным моментом подготовительного этапа арт-терапевтического процесса является получение от клиента добровольного согласия на проведение арт-терапии, а для этого необходимо предоставить ему информацию о характере, задачах и содержании арт-терапевтической работы.
Чаще всего за этим может следовать обсуждение с клиентом (либо с его родственниками или иными представителями (если клиент несовершеннолетний или имеет ограничения дееспособности)) условий арт-терапевтического соглашения.
Арт-терапевтическое соглашение регламентирует следующие основные цели и содержание арт-терапевтической работы:
- продолжительность каждой сессии;
- общее число сессий;
- частота сессий;
- порядок и размер оплаты услуг специалиста;
- соблюдение конфиденциальности в отношениях специалиста с клиентом;
- условия хранения творческих работ клиента и право его собственности на свою продукцию.
Стадия 4. Безопасное психотерапевтическое пространство является условием достижения клиентом и арт-терапевтом состояния внутренней защищенности, взаимного доверия и открытости.
Поскольку арт-терапевтическая работа может быть связана с использованием различных изобразительных материалов, они также могут рассматриваться в качестве составной части безопасного психотерапевтического пространства, равно как оформление арт-терапевтического кабинета и его оснащение инструментами и материалами.
Арт-терапевтический кабинет обладает уникальной атмосферой - здесь клиенту предоставлены такие условия и средства для выражения им своих чувств и мыслей, которые сложно найти вне его, и действуют такие правила, которые отсутствуют за его пределами.
С этой точки зрения арт-терапевтический кабинет можно рассматривать в качестве своего рода фасилитирующей среды. Понятие «фасилитирующая среда», как известно, было введено
Д.Винникоттом для обозначения той среды, которая создается матерью в ее отношениях с ребенком в первые годы его жизни и позволяет ему свободно манипулировать «транзитными объектами».
Наличие определенных границ обеспечивает возможность поддержания психотерапевтической дистанции. Это также позволяет клиенту отстраниться от внешнего мира и дает ему возможность испытать состояние психологического регресса и одновременно выступать в качестве наблюдателя за собственным поведением.
Основные задачи арт-терапевта на подготовительном этапе
арт-терапевтического процесса
1) создание атмосферы высокой степени терпимости, защищенности и безопасности, необходимой для установления психотерапевтических отношений и перехода клиента к творческой деятельности, что достигается за счет заключения арт-терапевтического соглашения, эмпатических качеств психолога, обозначения пространственно-временных границ арт-терапевтической работы и соответствующего оборудования кабинета;
2) структурирование и организация поведения клиента и его отношений с психологом посредством:
- разъяснения клиенту правил поведения в арт-терапевтическом кабинете;
- определения основных задач и содержания работы;
- знакомства клиента с оборудованием арт-терапевтического кабинета.
2. Этап формирования системы психотерапевтических отношений и начала творческой деятельности клиента
Данный этап арт-терапевтического процесса связан с переходом клиента к творческой деятельности, в ходе которой происходит первоначальное отреагирование им своих чувств, конфликтов и потребностей, а также тех переживаний, которые отражают его отношение к психологу.
Ведущую роль на этом этапе играют:
- профессиональные умения психолога, его опыт и личностные особенности;
- личностные особенности и ожидания клиента, а так же его социальный и культурный опыт;
- способность психолога установить с клиентом эмоциональный резонанс, что является одним из факторов психологической защищенности клиента и эффективного обмена с ним чувствами, представлениями и фантазиями;
- признание психологом потребностей клиента.
Во многих случаях психологу приходится прилагать определенные усилия для вовлечения клиента в творческую работу, так как у клиента срабатывают системы психологической защиты.
Экспрессивное поведение клиента и его творческая деятельность на начальном этапе носят хаотический или деструктивный характер, причем деструктивные тенденции и отрицательные аффекты могут направляться клиентом как на изобразительные материалы и продукцию, так и на самого себя или психолога. Кроме того, в процессе работы с изобразительными материалами клиент часто еще не ощущает себя достаточно защищенным и уверенным в своих силах, что вызывает у него сильную тревогу.
Основные задачи психолога на 2-м этапе арт-терапевтического процесса
1) поддержание атмосферы терпимости, защищенности и безопасности, что достигается за счет высокой эмпатии и недирективной позиции психолога, формулирования четких пространственно-временных границ арт-терапевтической работы;
2) структурирование и организация поведения и изобразительной деятельности клиента путем обозначения правил его поведения, привлечения его внимания к изобрази тельной работе, регулирования количества и качества используемых им изобразительных материалов и другими способами;
3) фасилитация эмоциональной экспрессии путем «присоединения» к клиенту в ходе его изобразительной работы и участия в совместных играх, а также за счет предоставления ему необходимых материалов и средств работы;
4) установление и усиление эмоционального резонанса (раппорта) и обмен с клиентом чувствами, фантазиями, образами и идеями;
5) построение арт-терапевтом диагностических гипотез, позволяющих объяснить поведение клиента, а также причины и механизмы имеющихся у него эмоциональных и поведенческих расстройств;
6) проверка правильности этих гипотез и в случае необходимости их корректировка или полный отказ от них.
3. Этап укрепления и развития психотерапевтических отношений и наиболее продуктивной творческой деятельности клиента
Данный этап арт-терапевтического процесса связан с укреплением психотерапевтических отношений, с консолидацией личности клиента и его постепенным переходом от хаотичного поведения к созданию более сложной творческой продукции; при этом происходит осознание ее психологического содержания и ее связи с внутриличностным и межличностным опытом клиента.
Клиент начинает активнее выражать свои чувства, мысли, потребности и фантазии в творческой работе и в общении с психологом.
В процессе творческой работы клиента происходит актуализация переживаний, отражающих различные аспекты как более раннего, так и текущего его опыта, которые так или иначе запечатлеваются в создаваемой им продукции. Конфронтация с этими переживаниями может быть для клиента весьма болезненной. Углубление и развитие отношений клиента с психологом могут служить одним из факторов провокации, связанных с переносом чувств (например, чувства гнева, вины, утраты и др.). Однако надежные границы психотерапевтического пространства, доверие к психологу и возросшая структурированность поведения и творческой деятельности клиента являются факторами удерживания всех этих переживаний и предупреждения их выплескивания в импульсивных или хаотичных действиях.
Один из факторов удерживания - символические образы. Удерживающая функция художественного образа наиболее ярко проявляется в тех случаях, когда речь идет о слишком сложных и непонятных для клиента чувствах. Работая над созданием серии связанных друг с другом образов или возвращаясь к одной и той же теме или изображению, клиент проецирует на них свои переживания. Эти переживания накапливаются в творческой продукции, словно в контейнере, и находятся в ней до тех пор, пока не начнут осмысляться клиентом и не будут включены им в более сложную систему значений, отражающую его внутренний мир и систему его отношений.
Осознание клиентом содержания его творческой продукции и ее связи с внутренним миром и системой отношений иногда происходит благодаря его самостоятельной работе с образом и взаимодействию с ним (инсайт), независимо от интервенций психолога, однако чаще всего это становится возможным благодаря интерпретации и вербальной обратной связи.
Приемы работы арт-терапевта на 3-м этапе
1) обсуждения, направленные на прояснение скрытого смысла творческой продукции, высказываний и поведения клиента. Как правило, воздерживаясь от собственных оценок, психолог использует вопросы, амплификации и метафоры для того, чтобы помочь клиенту как можно более полно раскрыть этот смысл;
некоторые вопросы могут быть направлены на прояснение смысла эмоциональных реакций или действий клиента, вызванных его взаимодействием с психологом. Параллельно с этим психолог внимательно анализирует собственные реакции и переживания, затрагивающие его отношения с клиентом и его творческой продукцией, поскольку, с одной стороны, они могут быть тонким индикатором происходящих в клиенте изменений, а с другой стороны, отражать собственные эмоциональные проблемы психолога;
3) различные виды игровой деятельности;
4) художественные описания изобразительной продукции;
5) элементы драмотерапевтической работы;
6) движение и танец;
7) работа с голосом.
На третьем этапе арт-терапевтического процесса происходят следующие изменения в отношении клиента к своему творческому продукту.
1. Клиент начинает ощущать определенное «сродство» со своими работами. Они наполняются для него ценностью и смыслом.
2. Развивается способность клиента к различению и осознанию особенностей создаваемой им творческой продукции, ее формы и содержания, а также ее связи с содержанием его внутреннего мира и с системой отношений.
3. Клиенты нередко способны испытывать чувство глубокого внутреннего удовлетворения и радости от процесса художественной экспрессии и ее результатов, но не потому, что созданные ими работы кажутся им красивыми или могут кому-то понравиться (хотя это также может быть немаловажно), но потому, что в их форме и содержании они открывают для себя нечто важное и становятся более спонтанными, искренними и аутентичными в выражении посредством художественной экспрессии своих чувств, мыслей и потребностей.
4. Творческая продукция является для многих клиентов воплощением пережитого нового опыта и свидетельством новых возможностей, открытых в себе. Они начинают более свободно использовать различные материалы и средства творческого самовыражения.
5. Один из признаков происходящих в клиенте изменений - более частое применение им так называемых символических образов.
На третьем этапе арт-терапевтического процесса в состоянии и поведении клиента происходят следующие основные изменения:
1. Исчезает импульсивное, хаотичное поведение, связанное с «выплескиванием» чувств, и происходит переход клиента к творческой деятельности, связанной с созданием визуальных образов.
2. У клиента развивается способность видеть заключенный в создаваемой им продукции смысл и выявлять ее связь с содержанием его внутреннего мира и системой отношений.
3. Клиент получает удовлетворение от творческой деятельности и создаваемых им образов, а также от дальнейшего взаимодействия с ними посредством разных видов творческой работы, рефлексии и анализа.
4. Повышается самооценка клиента, происходит развитие механизмов психологической защиты, и появляется новое восприятие им самого себя и собственных возможностей.
5. Клиент использует новые формы поведения, художественной практики и взаимоотношений с психологом и получает на их основе новый опыт.
6. Происходит укрепление личных границ клиента и его относительное дистанцирование от психолога, что проявляется, в частности, в его меньшем фокусировании на психотерапевтических отношениях и в большем - на творческой деятельности, себе и системе своих отношений.
Происходящие в клиенте на данном этапе арт-терапевтического процесса изменения можно было бы в целом охарактеризовать как движение от бессмысленности к смыслу, от слабости - к силе, от фрагментированности - к интеграции, от зависимости - к самодостаточности.
Основные задачи психолога на данном этапе работы с клиентом
1) поддержание атмосферы терпимости, защищенности и безопасности, а также удержание четких пространственно-временных границ арт-терапевтической работы, необходимых для дальнейшего выражения клиентом различных чувств, потребностей, мыслей и освоения им новых возможностей и опыта;
2) структурирование и организация (в случае необходимости) деятельности клиента и привлечение его внимания к новым материалам, средствам и формам творческой работы;
3) фасилитация эмоциональной экспрессии клиента;
4) дальнейший обмен с клиентом чувствами, ассоциациями, образами и идеями;
5) укрепление личных границ клиента и фокусирование его внимания на различных аспектах его системы отношений, включая отношение к самому себе.
4. Завершающий этап
Завершающий этап арт-терапии является логическим продолжением тех процессов, которые были запущены на предыдущих этапах работы и которые в конечном итоге приводят к достижению определенных психокоррекционных результатов. Данный этап можно также рассматривать как период подведения итогов и оценки результатов психокоррекции.
Психолог и клиент должны стремиться к тому, чтобы момент завершения психокоррекции был ими согласован и чтобы арт-терапевтический процесс не прекращался в одностороннем порядке. Очевидно, что преждевременный выход клиента из арт-терапевтического процесса может нанести ему вред.
Особенности данного этапа. Поскольку завершение терапии может сопровождаться оживлением сильных чувств (утраты, горя, страха, гнева и др.), нередко отражающих пережитый клиентом опыт расставаний, они должны быть специально проработаны. Необходимо также учесть, что сопровождающие этот этап сильные переживания характерны не только для клиента, но и для психолога, а это диктует необходимость адекватного выражения и анализа им своих переживаний.
Основные задачи психолога на завершающем этапе арт-терапевтического процесса:
1) создание условий для выражения клиентом своих чувств и потребностей, а также структурирование и организация при этом его поведения и деятельности;
2) продолжение «диалога» с клиентом, необходимого для его дистанцирования от прошлого опыта, осознания им своих переживаний и оценки результатов арт-терапии;
3) фокусирование внимания клиента на себе и своих внутренних ресурсах, необходимое для укрепления его личных границ, увеличения межличностной дистанции и укрепления веры в свои силы;
4) привлечение внимания клиента к системе его социальных отношений, с тем чтобы подготовить его к встрече с новыми трудностями и использованию новых моделей поведения.
Переживания клиента на завершающем этапе:
- творческая продукция может приобретать драматический оттенок;
- деструктивные проявления клиента с попытками уничтожения ранее созданных работ, так как клиент способен сохранить свой опыт арт-терапевтической работы и созданные им образы в своих воспоминаниях и ему нет необходимости «цепляться» за свою продукцию.
Предоставляя клиенту возможность выразить связанные с завершением арт-терапии сильные чувства и определенным образом структурируя их проявление за счет придания деструкции ритуального, символического характера, психолог в то же время сохраняет с клиентом обратную связь.
Психолог не должен препятствовать отреагированию клиентом своих чувств подобным образом и оставлять его действия без внимания и обсуждения.
Деструктивные проявления на завершающем этапе арт-терапии отмечаются, конечно же, не всегда. Чаще всего клиенты просто оставляют свои работы психологу, теряя к ним интерес. При этом иногда клиент может осознанно или не осознанно делать это в надежде на новую встречу с психологом или на продолжение арт-терапевтической работы. В некоторых случаях клиенту просто негде хранить свои работы.
Определенная категория клиентов выражает желание взять некоторые или все работы с собой, что может свидетельствовать о высокой значимости для них того, что произошло с ними в арт-терапевтическом процессе. Когда клиент забирает с собой какое-либо из созданных им произведений, оно может выступать для него в качестве «транзитного объекта» (Д. Винникотт), и подобно тому как «транзитный объект» помогает ребенку дистанцироваться от матери, так и данное произведение помогает клиенту дистанцироваться от психолога и прийти к самодостаточности. Кроме того, забирая свои работы с собой, клиент может вновь и вновь воз вращаться к ним с целью анализа, что помогает ему лучше осмыслить опыт арт-терапевтического процесса и собственные переживания.
Одним из несомненных достоинств арт-терапии является то, что опыт участия клиента в арт-терапевтической работе облекается в создаваемую им творческую продукцию, что позволяет проводить ее ретроспективный обзор на завершающем этапе арт-терапевтического процесса и помогает ему интегрировать свои чувства и мысли.
В глазах некоторых клиентов их работы могут иметь определенную эстетическую привлекательность. Другие же берут работы с собой, опасаясь, что их могут уничтожить, выбросить или использовать против них. В большинстве случаев подобные опасения можно предупредить или снять, подчеркивая полную конфиденциальность арт-терапевтической работы при заключении арт-терапевтического «соглашения» и сообщая клиенту, как его творческая продукция будет использоваться в дальнейшем.
Используя системные понятия, можно заключить, что на завершающем этапе арт-терапевтического процесса происходит следующее.
1. Прогрессивная дифференциация системы психотерапевтических отношений, продолжающаяся до момента разрушения ее внешних границ, выхода ее элементов в окружающее культурное и социальное пространство и утраты системой ее прежних структурно-функциональных свойств, что связано:
- с укреплением личных границ клиента;
- совершенствованием механизмов его психологической защиты;
- растущим дистанцированием от психолога;
- развитием у клиента новых потребностей и форм поведения;
- интериоризацией клиентом опыта арт-терапевтической работы.
2. Поддержка системой динамического равновесия, обеспечивающего ее адаптацию к изменяющимся внутренним и внешним условиям и последующему переживанию состояния «кризиса» и утраты равновесия.
3. Достижение системой ее целей (что связано с получением определенных психокоррекционных результатов, выражающихся в качественном изменении состояния, поведения, потребностей и социального функционирования клиента).
4. Принципы организации арт-терапевтического процесса.
Различные компоненты понятия «арт-терапевтическое пространство» создают уникальную комбинацию факторов, предоставляющих дополнительные лечебно-коррекционные и развивающие возможности для клиентов.
Оснащение арт-терапевтического кабинета
В настоящее время существуют следующие основные типы арт-терапевтических кабинетов:
- кабинет-студия;
- кабинет для индивидуальной работы;
- кабинет для групповой интерактивной работы;
- арт-терапевтическое отделение и кабинет универсального назначения.
Кабинет-студия
Арт-терапевтический кабинет-студия - наиболее ранняя форма специализированного помещения для художественных занятий. Слово «студия» в данном случае означает, что этот тип арт-терапевтического кабинета чем-то напоминает помещение, предназначенное для работы художника.
В кабинете-студии работают обычно несколько клиентов, которые мало контактируют друг с другом. Каждый из них работает самостоятельно.
По мере развития арт-терапии стали появляться другие типы арт-терапевтических кабинетов, предназначенных для более тесного взаимодействия как между арт-терапевтом и клиентами, так и между отдельными участниками группы. Тем не менее студия до сих пор является наиболее подходящим типом помещения для работы с некоторыми группами клиентов (клиенты психиатрических больниц, лица со сниженным интеллектом и некоторые другие).
В отдельных случаях кабинет-студия может служить и местом для арт-терапевтической работы с невротиками, лицами с соматической патологией. Такая работа отличается значительной степенью свободы участников арт-терапевтической группы.
Кабинет-студия имеет несколько мест для самостоятельной работы клиентов. Места представляют собой, как правило, столы со стульями. На каждом рабочем месте находится необходимый набор всевозможных материалов (бумага разных форматов, краски, восковые мелки или пастель, карандаши и т.д.). На отдельном столе могут находиться заготовки для коллажа, глина и другие материалы на случай, если кто-то из клиентов предпочтет оригинальную изобразительную технику. Обязательным для студии, так же как и других типов помещений для арт-терапевтической работы, является наличие одной или (более предпочтительно) нескольких раковин, обеспечивающих свободный доступ клиентов к воде.
Кабинет-студия имеет зону отдыха с креслами и столом для чаепитий. Здесь посетители студии могут общаться, не мешая другим. Хотя работа в студии рассчитана на определенное время, в течение отдельных сессий клиенты могут работать в присущем каждому из них темпе, по желанию делать перерывы, выходить в фойе (например, для курения).
Кабинет-студия должен иметь специально отведенное место для хранения работ клиентов (при том, что им позволено забирать некоторые работы с собой). Как правило, работы хранятся в индивидуальных папках на столах или в стеллажах.
Арт-терапевтический кабинет для индивидуальной работы
Арт-терапевтический кабинет для индивидуальной работы обычно предназначен для более продолжительного курса занятий как со взрослыми, так и с детьми и подростками. Работа в таком кабинете предполагает тесное взаимодействие между арт-терапевтом и клиентом, в том числе на протяжении всего процесса творческой работы. Арт-терапевт постоянно присутствует при работе и иногда задает уточняющие вопросы.
Для работы клиента имеется стол, стул и весь набор изобразительных средств и различных материалов, расположенных либо на полках, либо на другом столе в непосредственной близости от стола клиента.
«Рабочая зона». Стул арт-терапевта находится рядом со столом клиента. Эта часть помещения называется «рабочей зоной». Здесь иногда могут находиться гончарный круг и резервуар с глиной, «песочница». Некоторые арт-терапевты предоставляют своим клиентам и иные, более редкие материалы и средства изобразительной работы.
Имеются некоторые особенности в оборудовании кабинета, предназначенного для индивидуальной работы с детьми. Они заключаются в наличии большого свободного пространства для игры с предметами или импровизированного исполнения ролей, а так же «кукольного дома» и разнообразных игрушек.
«Чистая зона». В кабинете наряду с «рабочей зоной» имеется «чистая зона» для общения арт-терапевта и клиента после завершения изобразительной работы, проведения вербальной психокоррекции.
Арт-терапевтический кабинет для групповой интерактивной работы
Арт-терапевтический кабинет для групповой интерактивной работы рассчитан как на самостоятельную работу участников группы, так и на их вербальное взаимодействие на этапе обсуждения продуктов изобразительной деятельности. В соответствии с этим кабинет либо должен допускать быструю перестановку мебели, например для посадки клиентов в круг, либо иметь две по-разному оборудованные зоны - «рабочую» для творческой работы и «чистую» - для группового обсуждения.
От кабинета-студии данное помещение отличается еще и тем, что в нем имеется большое разнообразие различных мест для работы, например, несколько вариантов столов и стульев.
Ориентация столов в пространстве может быть различной для предоставления возможности выбора участникам группы, которые занимают то или иное место в соответствии со своими предпочтениями, тем самым обозначая «персональные территории», являющиеся в условиях групповой интерактивной работы элементом «индивидуального психотерапевтического пространства».
У каждого клиента имеется индивидуальный набор самых необходимых материалов. Кроме того, на общем столе находятся другие, более редкие материалы. Помещение должно быть рассчитано на возможность совместной изобразительной работы участников группы (например, для создания общей большой работы бывает необходимо освободить пространство на полу в «рабочей зоне»).
В помещении должны быть одна или две стены для развешивания работ перед началом обсуждения. Их можно использовать и при создании «групповой фрески» или «на стенной газеты».
Некоторые современные кабинеты для групповой интерактивной арт-терапевтической работы нередко оборудованы микрофонами или видеокамерами для аудио- и видеозаписи разных этапов сессии.
При оборудовании кабинетов для индивидуальной и особенно групповой арт-терапевтической работы следует учитывать высокую степень восприимчивости клиентов к мельчайшим особенностям интерьера (окраска стен и мебели, вид из окна и т.д.). Когда клиенты ходят в кабинет на протяжении длительного времени, у них формируется устойчивая система ассоциаций и реакций на ставшую им привычной среду. Любое изменение в ней может восприниматься весьма болезненно и даже нарушать арт-терапевтический процесс. Нужно учитывать, что арт-терапевтический кабинет является не только реальным физическим пространством для клиента, но и символическим пространством, в котором каждый элемент может иметь свои скрытые смыслы и функции.
Большое значение для клиента имеет ощущение «контроля» над происходящим в кабинете, по крайней мере, над ходом творческой работы и ее результатами. Поэтому клиенты должны быть уверены в том, что продукты их творческой деятельности надежно сохраняются в индивидуальных папках или на индивидуальных полках. Если выполнение работ затягивается на несколько сессий, их следует закрывать или переворачивать, чтобы они не стали предметом преждевременного обсуждения и замечаний. Художественное оформление кабинета (например, репродукциями) должно быть минимальным и продуманным.
Арт-терапевтическое отделение и кабинет универсального назначения
Арт-терапевтическое отделение и кабинет универсального назначения являются специализированным комплексом помещений, предназначенных для разных форм арт-терапевтической работы, нередко проводимой параллельно с несколькими клиентами или группами.
Арт-терапевтические отделения стали создаваться сравнительно недавно, главным образом для обслуживания клиентов крупных лечебно-реабилитационных учреждений, посетителей социальных центров, а также для осуществления комплекса различных арт-терапевтических программ, рас считанных на самые разные группы населения.
Дополнительные помещения
Наряду с несколькими помещениями, предназначенными для групповой и индивидуальной работы, в арт-терапевтическом отделении может быть оборудован кинозал для работы с аудио- и видеоматериалами, административные помещения, комната для длительного хранения работ клиентов, кухня или кафе, место ожидания для прибывающих на занятия клиентов.
Оснащение арт-терапевтического процесса
Арт-терапевтическая работа предполагает широкий выбор различных изобразительных материалов и предметов, способствующих творческому самовыражению и снятию эмоционального напряжения:
- краски, карандаши, восковые мелки, пастель;
- журналы, цветная бумага, фольга, текстиль – для создания коллажей или объемных композиций;
- глина, пластилин, дерево, специальное тесто – для лепки;
- бумага для рисования разных форматов и оттенков;
- кисти разных размеров и губки для закрашивания больших пространств;
- ножницы;
- нитки;
- разные типы клея, скотч;
- игрушки;
- музыкальные инструменты;
- ткани;
- коллекция миниатюрных фигурок для песочной терапии;
- две песочницы (ящики для песка).
Качество материалов по возможности должно быть достаточно высоким, так как в противном случае может снизиться ценность самой работы и ее результатов. Необходимо учитывать, что выбор материала может быть связан как с особенностями состояния и личности клиента, так и с динамикой арт-терапевтического процесса в целом. Клиенту должна быть предоставлена возможность самому выбирать материал и средства для изобразительной работы.
Способы регистрации и оценки арт-терапевтической работы
В этом разделе рассматриваются различные способы ведения документации, отражающей арт-терапевтическую работу (как индивидуальную, так и групповую), а также способы оценки ее результатов. Ведение документации необходимо не только для «отчетности» и оценки труда арт-терапевта, но и для динамического анализа работы, позволяющего принимать те или иные решения, связанные с ведением клиентов или групп. Эти документы содержат ценный материал, необходимый для ретроспективного анализа и проведения научных исследований.
Ведение текущей документации
В настоящее время существует несколько основных способов регистрации арт-терапевтической работы.
1. Формализованный бланк заполняется на каждой сессии при проведении как индивидуальной, так и групповой арт-терапии.
Он содержит следующие пункты:
- ФИО клиента (или участников группы);
- дата и время сессии;
- тема;
- используемые клиентом или участниками группы материалы;
- высказывания клиента или участников группы в ходе работы;
- особенности невербальной экспрессии («язык тела») в ходе работы;
- взаимодействие между участниками группы (для групповых форм работы);
- отношение к работе;
- процесс творческой работы (этапы создания образа) клиента или участников группы;
- описание творческого продукта;
- предполагаемое содержание творческого продукта (с точки зрения арт-терапевта);
- осознание содержания творческого продукта самим клиентом или участниками группы (формальное объяснение или инсайт).
2. Развернутое описание по схеме (в основном для тематически ориентированных и аналитических групп) используется преимущественно при групповых формах работы и содержит следующие пункты:
- ФИО участников, отсутствовавшие;
- ведущие (арт-терапевт, ассистент);
- дата и время сессии, какая сессия по счету;
- цель занятия;
- тема, используемые упражнения, задания;
- общая атмосфера в группе (в начале, в середине, в конце сессии), общий характер взаимодействия, ощущения ведущего;
- что происходило в группе, как вели себя отдельные участники (что делали, как участвовали в обсуждении);
- каково было участие арт-терапевта и ассистента в работе группы, их взаимодействие;
- итоги сессии, план дальнейшей работы.
В большинстве случаев перечисленные способы регистрации дополняются небольшими рисунками, выполняемыми арт-терапевтом и имитирующими творческую продукцию клиента или участников группы. В настоящее время предпочтение отдается фотографии готовых работ (или даже отдельных этапов, связанных с их созданием). Иногда используется и видеозапись.
Правила хранения изобразительной продукции
Вся изобразительная продукция сохраняется в течение нескольких лет (обычно не менее трех лет после завершения работы): на обороте рисунка клиент или участники отмечают свою фамилию и дату выполнения работы.
Методы оценки эффективности арт-терапии
Помимо приведенных выше форм записи и регистрации арт-терапевтической работы существуют различные методы ее оценки, в частности совместно с ассистентом, а также совместно с группой.
Оценка арт-терапевтической работы совместно с ассистентом.
Оценка арт-терапевтической работы совместно с ассистентом может предполагать обсуждение целого ряда вопросов, например:
1. Наблюдалось ли проявление положительных эмоций у участников группы, какова была степень их вовлеченности в работу, а также степень их откровенности?
2. Имели ли место отрицательные чувства, проявленные в ходе работы, и насколько адекватно они воспринимались ведущими (арт-терапевтом и ассистентом) и участниками группы?
3. Отмечались ли проявления «незавершенных переживаний» у отдельных участников группы и какой способ их «завершения» был использован?
4. Насколько успешным было взаимодействие арт-терапевта и ассистента?
5. Что получили участники группы от работы?
6. Был ли результат работы позитивным, то есть, имел ли он определенный лечебно-коррекционный или развивающий эффект?
7. Были ли решены основные задачи арт-терапевтической работы с данной группой?
Мнения арт-терапевта и ассистента по отдельным пунктам не всегда совпадают, что может быть связано с субъективным характером их восприятия, разной степенью вовлеченности в групповую динамику, различиями в их ролях и другими причинами.
Однако совместное обсуждение способствует, как правило, более объективному и разностороннему пониманию работы и во многих случаях позволяет его скорректировать.
Возможен и менее формализованный подход к совместной оценке арт-терапевтической работы - путем ее обсуждения в кругу коллег, на семинарах, «баллинтовских группах», конференциях, собраниях профессиональных объединений арт-терапевтов.
Анализ арт-терапевтической работы совместно с группой.
Анализ арт-терапевтической работы совместно с группой предполагает периодический опрос каждого участника (индивидуально или в группе раз в 1-2 месяца) с выяснением:
- оценки общей атмосферы в группе, характера взаимодействия между участниками, степени их вовлеченности в работу;
- оценки степени собственного интереса к происходящему, основных ощущений и чувств, связанных с работой, достигнутых результатов или отмеченных изменений в собственном состоянии;
- предположений или пожеланий относительно дальнейшей работы.
Иногда арт-терапевт прибегает к использованию анкет, которые заполняются участниками и могут быть применены в дальнейшем для ретроспективной оценки, статистического анализа и иных целей.
Сложность оценки эффективности арт-терапевтической работы.
Особую сложность представляет оценка эффективности арт-терапевтической работы (при осуществлении как индивидуальной, так и групповой арт-терапии).
Как и в случае с любым другим методом психокоррекции, это связано с рядом моментов.
1. Все психотерапевтические отношения уникальны. Они определяются не столько характером проблематики клиента или конкретными методами, используемыми специалистом, сколько личностями психолога и клиента. Характер и глубина их отношений - решающие факторы в достижении психокоррекционного результата. Опыт «эффективного» психотерапевтического взаимодействия плохо поддается формализации и механическому воспроизведению, хотя эти процедуры и являются предпосылками для проведения любого сравнительного, основанного на количественном анализе исследования.
2. Сложность оценки эффективности арт-терапевтической работы связана еще и с тем, что она, в отличие от некоторых других психокоррекционных приемов, затрагивает разные сферы и уровни психической деятельности (как сознательные, так и бессознательные психические процессы) и во многих случаях не ставит своей целью коррекцию социального поведения человека или устранение конкретного проявления болезни. Она имеет «инсайт-ориентированный» характер и направлена на изменение мироощущения человека и системы его отношений (включая окружающий мир и самого себя), достижение им либо лучшего понимания своих переживаний, либо такой трансформации их «качества», которая делает человека более аутентичным, творческим, счастливым.
3. При арт-терапевтической работе изменения происходят во «внутреннем плане» и далеко не всегда имеют своим результатом конкретные, «измеримые» проявления в поведении.
4. Модель арт-терапевтической работы не носит «плановый» характер и не может быть воспроизведена.
5. Из наиболее широко распространенных способов оценки эффективности арт-терапевтической работы можно назвать опрос самого клиента и учет осознания им происходящих изменений в его состоянии и системе отношений. Иногда эти критерии дополняются описанием либо в виде развернутых самоотчетов, либо лаконичных ответов на вопросы анкеты или «аналитического интервью».
Важными, хотя не всегда легко уловимыми, являются разнообразные изменения в системе отношений клиента: формирование новых творческих интересов и повышение его самооценки, проявляющееся, в частности, в более радостном, жизнеутверждающем взгляде на мир и вере клиента в свои возможности. Для оценки этих изменений наряду с данными анамнеза (то есть тем, как жил клиент после завершения арт-терапевтической работы) привлекаются результаты экспериментально-психологического исследования, методы социометрии и другие приемы.
Важным источником информации о происходящих изменениях в состоянии и системе отношений клиента является его изобразительная продукция. На что здесь имеет смысл обратить внимание?
1. Наиболее существенным является усиление «символического» характера работ (не имеются в виду конвенциональные символы, выполняющие функцию «знаков»), свидетельствующее о повышении уровня осознанности клиентом своих переживаний.
2. Другое проявление позитивной динамики состояния - это использование новых материалов (красок, глины и т.д.) или форм работы - создание трехмерных или движущихся композиций, применение мультимедийных форм творчества. Эти признаки свидетельствуют об определенном успехе клиента в поиске им своего собственного «стиля», способного передать специфику его мироощущения, а также о повышении самооценки клиента и степени доверия к арт-терапевту.
3. Клиент перестает воспринимать свою работу как «исполнение долга» и начинает рассматривать ее как свободную, творческую игру, способную привести в движение его опыт, «мир» его чувств и мыслей. Он начинает связывать свою работу с «открытиями», позволяющими увидеть новый смысл в привычных материалах и предметах, а также в том, что он воспринимает, чувствует и делает.
4. Повышается самостоятельность и активность клиента, а также его вовлеченность в работу.
Литература:
1. Кочнев В.А. Лекции по арт-терапии в НИЕВ.
2. Психотерапевтическая энциклопедия /под ред. Б.Д.Карвасарского/. СПб.: Питер, 2006.