Их жизнь. В краю голубых озёр. Книга 3. Часть 3

Роман Рассветов
    На фото:Аллочка и Лидочка Гринцевичи.               
    Из дневника Людмилы:
   "2-ое, нет, уже 3-е января 1965 года.  00часов,20 минут ночи... Я уже 3-ий день дома! Как хорошо! Два дня отмечали праздник! У нас были родители Роберта, больше - никого! Своя семья! Неужели я не имею права её назвать своей? Ведь она - будет своей!  Будет!  Вот мы и сблизились с твоей мамой, Роберт! А то боялись друг друга, и кроме "Здравствуйте!", ничего не говорили... Я у неё чувствую второй свой дом...
    Люблю тебя, Робка, люблю! Как не хочется уезжать из дома, бросать маму, папу, братишек, нашу милую Дагду... И глаза тёти Марии, добрые, голубые, как у Тебя... Уже три письма от тебя, Робка!
   3 января. Продолжение. Мама на работе. Я - за неё!  Напекла блинов. Вымыла голову. Братья так изменились ко мне, стали такие ласковые... И вообще, как хорошо дома! С родными!
 
   14 января.  Уехала - 9-го.  8 февраля даю урок по пению. Очень боюсь. Придётся петь, играть на пианино. Ничего, пробьёмся! На стипендию меня назначили, живу на старом месте. Родные Роберта меня провожали, как родную, даже дядя Володя поцеловал... А тётя Мария - чуть не плакала... Эх, жизнь!
   18 января.  Сегодня день практики. Сейчас будет показательный урок по арифметике.   Вечер. Прочла книгу Золототрубова "Звенящая волна". Какой хороший конец! О службе моряков в Заполярье. Где Роберт. А до этого прочла "Мы - военные". Это о Робкиной службе, только в Прибалтике. У нас. В одной - место службы, в другой - род службы. Помешалась я на книгах о военных. Такое лирическое настроение! На душе - очень хорошо!
   Отметили Валюшкиных 17 лет. Распили три бутылки... лимонада! А на закуску - банка консервов... Получила от Роберта письмо! Отличное!  Да, любимый человек кажется самым красивым!
 
   19 января.  Сейчас педагогика. Евгения Ивановна второй год нас учит, а до сих пор всех по фамилиям не знает... Да и я, например, её тоже плохо знаю... Что она за человек? Справедливая, или нет? Добрая, или злая?... Любка попала в больницу, отравилась котлетой... Все, кто вчера питались в столовой - попали в больницу... Второй день от Робки нет письма... Переживаю, а получу письмо, и сразу - растаю...
   21 января.  Простыла, слабость. А завтра - петь в Доме Культуры. Сегодня опять нет почты, почему-то, опять буду без писем...
   23 января.  Вернулась из больницы Анна Дмитриевна. Все ей так рады, а моё сердечко так заколотилось...
   24 января.  Чуть не умерла... Спас укол и таблетки... Сейчас уже полегчало...
   26 января.  Получила два письма от Робки! Господи! Что он пишет!  "Давай во время моего отпуска поженимся!" Спрашивает, верю ли я ему? Обещает, что не тронет меня... "Какая приедешь, такая и уедешь". Верю, Роберт, верю! Но, вряд ли что со свадьбой получится...
   
   Ты просто не понимаешь, что нам тогда ещё труднее будет ждать... Я понимаю, ты хочешь, чтобы мы не разлучались при встрече, даже ночью... А, ведь, мы можем и не встретиться во время твоего отпуска, если я в это время буду работать на практике... Где-нибудь в деревне... Детей, ведь, не бросишь, замены не найдёшь... Вот что, самое страшное! Я тоже, ну очень, соскучилась по тебе, Робка! Слышишь?
 
   30 января.  Любка поехала на практику. С третьего курса уже посылают, по желанию. Я на такое не решаюсь. Хочу учиться, хочу получить хорошие знания.  А Любка, она отчаянная! Говорит, что сдаст экзамены, а ведь приедет в училище только в середине мая. Знаю её цель: приодеться за счёт получки... Даже рукавиц у неё не было, отдала ей свои. Да, не так ещё прекрасна жизнь... Сегодня три месяца, как Робка в Армии... Родной, уже - три месяца!
   31 января.  Сходила в кино "Карамболь". Главный герой очень напоминает брата Вовку... Боюсь, что и будущее Вовки будет не менее странным... Каких друзей ты найдёшь в Риге? Как там сложится твоя жизнь?.. Написала конспект к своему уроку. Как его дам? Очень волнуюсь. Хоть бы совсем не свалиться... Гриппую.
   5 февраля.  Болела гриппом. Живу в пятой комнате: сплю, делаю уроки... А время провожу в третьей, и питаюсь у девочек, с которыми жила в прошлом году. (Тая, Лиза, Рая).
 
    Получила от Вовки письмо. Уехал в Ригу. Устроился на работу на завод "Электроконструктор". Будет электрослесарем. Я рада за него. Вчера девчата рассказали, что тем, у кого мужья служат, дадут направление туда, где муж, нужна только справка с места службы и Свидетельство о браке. Наш выпуск, скорее всего, будет областным. Хочется быть ближе к Робке. Может, в его отпуск, и зарегистрируемся... Мечты... А пока, надо делать уроки...
   9 февраля.  Урок дала на "4"! Мне очень не повезло: было только 7 человек. Пришлось отказаться от нового материала, а то те, кто болен, останутся с пробелом в знаниях, да ещё методист забыла принести пластинку для прослушивания, пришлось на ходу перестраиваться. И, всё же, дала урок без методических ошибок. Все девчата были возмущены, когда она сказала, что "4". Сама же забыла пластинку, а мне оценку снижает!
   
   11февраля.  После урока уже три дня прошло, а я всё никак не отойду от переживаний... На душе как-то неприятно... Вчера письмо от Робки получила, а ответ ещё не написала. Почему? И сама не знаю... Осунулась после болезни, кашляю... Учиться мне стало интереснее, чем раньше! Учителя стали относиться с бОльшим уважением, столько нового узнаю, интересного, уже не надо заставлять себя делать уроки. Я - молодец, что поступила сюда! Сколько у нас секций, кружков! Трудно? Да! Но, зато интересно!
 
   14 февраля.  В одной из записей я писала о водителе... 30 января я ходила на танцы в ДК, впервые. Там был он. Обычно, он меня видел, а я его - только в машине... Я тогда была хороша, девочки мне об этом говорили, да я и сама это знала... Он не сводил с меня глаз... Когда я уходила, он вышел в фойе, и всё смотрел, как я одевалась... Он так ждал моего взгляда... Но мы вышли ватагой, я даже не думала смотреть на него...
   На следующий день я выскочила на улицу из общаги и чуть не сшибла его с ног... У него такие чёрные глаза... А я всю жизнь, очень боюсь чёрных глаз, я страшно чувствительна к ним... Его глаза два дня меня преследовали повсюду... Шла страшная борьба с собой...
   
   Роберт, милый мой, хороший мой, всё же я победила! Теперь он мне безразличен... Ты победил, победила наша любовь... Вчера ложилась и долго-долго думала о тебе... Пока не уснула... Через 10-15 минут должно придти письмо от тебя. Я очень жду его, мой родной, дорогой мой, любимый...
   22 февраля.  Урок по природоведению дала на "5"!
   23 февраля.  Сегодня День СА и ВМФ! Была на сборе в школе, где проходили практику, аккомпанировала хору. Через 5 дней даю урок в 1-м классе по арифметике. С трудом нахожу время даже в дневник записать.
 
   3 марта.  Урок по арифметике дала на "5"! Меня комендант согласилась перевести к моим девчатам, с которыми мы жили в прошлом году. Теперь нас 6 человек: Тая, Рая, Лиза, две Вали и я. Мне с ними - очень хорошо! Часто, после занятий, устраиваем диспуты о жизни, разбираем сложные вопросы... Ведь, 18 лет, это уже немало, правда? Бывают и 5 минутные ссоры, но, всё-равно, вместе нам - хорошо!
   18 марта.  В Космосе - ещё двое! Беляев и Леонов! Ой, как здОрово! Но, почему женщин больше не посылают?
   29 марта.  Приехала Люба. Устроилась она там хорошо! Моя жизнь - неплохая, спорим, смеёмся, зубрим, голодаем, всякое бывает... На личном фронте теперь, всё нормально!
 
   9 апреля.  Почему я нравлюсь девчатам? Почему они меня считают какой-то, не такой, как они?  "Я хочу быть такой, как ты! " Уже сколько раз слышала эти слова!  А мне - больно от этого... Я совсем запуталась. Сколько спорим о любви, а толку! Вот ты, Тая, пишешь, плачешь, а другой позвал, и ты едешь к нему... А как же Вася? Ещё неделю назад ты плакала, что он не сможет заехать к тебе, когда поедет в отпуск, из Армии... Что ты теперь ему скажешь?  "Прости, милый, я замуж выхожу!" Да?
   13 апреля.  Вчера был День Космонавтики. А у нас - день практики. Уроки получились плохие. Две тройки... Одна девушка - до того ревела, что потеряла сознание... Еле в чувство привели! Ну, если из-за этого терять сознание, реветь, убиваться... Что же дальше-то будет? Ведь это - только первые трудности!
   Вчера ко мне подходит первоклассник Подольский, и так это, запросто, говорит:
 - Привет! - А на уроке меня Людмилой Ильиничной называет... Как поступить? Я могла его, конечно, в учительскую отвести, отругать... Но сдержалась, сказала:
 - Здравствуй, Подольский! - И он - покраснел! Надо ли было ещё что-то говорить? 

...Тайка не приехала... Ей сегодня уже надо было быть на уроках... Неприятности будут у девушки... Посмотрела вчера фильм "Три сестры" по Чехову. Не понравился. Особенно не понравилась игра Маргариты Володиной. Ожидала бОльшего. Проходим сейчас Чернышевского "Что делать?" А читать не хочется... Хотя другие книги глотаю одну за другой... Хотя, правда, "Отцы и дети" за одну ночь прочла, оторваться не могла!
   27 апреля.  19-го дала урок развития речи, сегодня дала последний - чтение исторической статьи, по обоим "5"!Хорошо на душе! Завтра еду домой! Тайка тогда, всё же, вышла замуж... Он сейчас у нас. Спит. Такие оба, счастливые! После 1 мая им предстоит разлука на два месяца. Ей дают свободный диплом. Поедет к мужу.
 
   Робка, Робка, как я тебя люблю! Или ты, или - никто! Я дождусь тебя! Так соскучилась по родным! Да и маму Роберта очень хочу увидеть!
   4 мая.  Только приехала из дома. Сижу на занятиях, зеваю... Спать хочу... В поезде - какой там сон! Дома всё хорошо, правда, с деньгами трудновато... Ну, да кому из простых людей легко? Всем трудно с деньгами... Приезжал из Риги Вова, рассказывал о своей жизни, работе... В Риге - Марута, в Дагде - Марута, удобно, не перепутаешь... А так - возмужал, подрос, уже чтобы его поцеловать, становлюсь на носки...
 
   От Робки за 5 дней - одна открытка, и всё! Армия, мало ли что у него могло быть! Я стала очень худенькой... От чего бы это?
   5 мая. От Роберта уже целую неделю нет писем!  Почему? Если бы ты знал, Робка, как это больно! Роберт, будем ли мы вместе? Меня, порой, одолевают сомнения... Я очень люблю тебя! А как ты? Ты ещё никогда не мучился из-за меня, не было испытаний для твоей любви... Трудно сказать, как ты поступишь при первой же неудаче? Может, поверишь лжи? Я очень хочу, чтобы мы были вместе! Всю жизнь! Но ещё недостаточно знаю тебя, нетвёрдо верю тебе!
 
   7 мая.  Пришли два письма от Роберта! Такие хорошие! Если бы я сейчас могла написать тебе, о чём я думала эти дни... На многие мои мысли ответит время... Да и рано ещё писать об этом, подожду... Да, меня тут замуж выдали, прошла по училищу сплетня, что я уехала домой с целью расписаться... Потом, как это часто бывает, сплетня обросла подробностями... Второго мая в Дагде шёл снег... Да и здесь, в Орловщине, тоже...  А сегодня - очень тепло, красивый день! Скоро экзамены.  После них - пионерская практика, в пионерских лагерях, так что в этом году, летние каникулы будут совсем короткие... А как же! Начинается взрослая жизнь! Экзамены: 5июня - диктант; 9-го- русский устно; 14-го- математика.
 
   10 мая. Вчера был День Победы! В Болхове прошла замечательная демонстрация, около 6 тысяч человек, вот!  А сегодня - последний в этом году день практики. Дали уроки на "4" и "5"! Пойду в кино "Казнены на рассвете". Об Александре Ульянове, брате Владимира Ильича...  А сейчас вот, сижу, жду почту, жду писем!  Я так рада, что съездила домой, повидалась с родными! С одноклассницами и одноклассниками! С милой Дагдой!
 
   17 октября! Как я долго не писала! Закрутилась! Завертелась! Экзамены. Практика в пионерском лагере. Короткие каникулы. Письма Роберту. Как-то уже не так тянет, как раньше, к дневнику... Повзрослела, стала увереннее в себе, в своём Любимом, уже верю, что моя жизнь связана с ним, моим Робертом, отцом моих будущих детей... Уже 4-ый курс, последний... Скоро еду работать на два месяца в деревню. Вчера давала последний урок на практике в двухкомплектной школе, в 1-3 классах - арифметика. За урок: "5" и "5"! Как у меня пойдёт работа? Я, почему-то, учить не боюсь, а вот жить в деревне... Ещё не жила... Боязно...
   Говорят, там, как приедешь, с каждым здороваться надо... Хоть ты никого и не знаешь... А на работу - хочется... Неизвестность, хоть и пугает, но и влечёт, правда? Живу на квартире у тёти Липы.
   
   Хочу рассказать о ней: С 9-ти лет работала няней у людей. Потом жила у тётки, была у неё за работницу. В 11 лет выгнала её тётка. Пошла Липа искать свою маму, та где-то по деревням работала, за еду... В их семье детей было много, жили очень бедно, вот мама и нанималась на заработки... Три дня искала Липа маму, всё же, нашла! Исходила 60 км... Потом опять работала нянькой у людей...
    В 14 лет влюбилась в парня. В 16 лет он воспользовался ею и... бросил. Завербовалась она на заработки. В Ленинград. Там двое парней подрались из-за неё. Один зарезал другого. Это случилось на её глазах.
 
    Она скрыла в милиции, что у неё есть родные, боялась их опозорить... И её, ей было 17 лет, с партией беспризорных и арестантов, сослали в Сибирь. Жила там в бараках, работала в голоде и холоде... Спали на соломе - 70 человек в бараке... Болели много, умирали люди... Иногда и спала рядом с мертвецом...
    Познакомилась, сдружилась и слюбилась с одним арестантом, там и родила от него ребёнка. Потом его освободили и он выхлопотал для неё свободу. Поженились, стали жить, поживать, добро наживать... Только посвободнее вздохнули, обокрали их... Всё, что можно, вынесли... Вскоре - война! А у них уже шесть детей!
   
    В войну пять детей умерли от голода и болезней. Мужа - убили... Теперь у неё ещё двое детишек добавилось, от чужих мужей... Младшенькая, Женя, рахитик, глухонемая, отсталая в развитии. Средний сын сейчас в Армии, хороший парень из него получился!  А вот старший... Уже два раза в психушке лежал, 30 лет ему, троих детей бросил, связался с какой-то дебилкой, заделал ей ребёнка, уехал куда-то...
 
    Живёт тётя Липа с Женей очень бедно, нервная сильно, вспыльчивая, иногда на мне свою злость срывает... Мне с нею тяжело, я - обидчивая... Постоянно борюсь с собой, убеждаю себя, что у неё была страшная, беспросветная жизнь, и т.д. Но, мне всё-равно, тяжело с ней.  Я ненавижу  распутных женщин, но, почему-то, уважаю и жалею тётю Липу... Она - удивительно трудолюбивая, никогда чужой копейки не возьмёт...
   
    Работать буду до Нового года. А потом уйду на другую квартиру, где живут мои подруги. Стесняю я тётю Липу, ей неудобно передо мной, за многое... И, с другой стороны, любит мне морали читать... Некому, так хоть мне! Да, я не так трудолюбива, как она, но и не лентяйка же! Пусть не всё у меня так хорошо получается, как у неё, так и опыта у меня, не сравнить с нею! Ещё научусь!
 
    Очень сложно у меня сейчас в душе, столько противоречий, такая борьба с моими внутренними недостатками, я стала суше с людьми, не так добра, как была раньше... Тогда я очень боялась обидеть  человека, а теперь могу,  иногда, и обижаю... А потом - очень стыдно...
    Раньше, мне кажется, я была более решительной, отчаянной даже, теперь я многое взвешиваю, рассчитываю, раздумываю, прежде, чем сделать... Наверное, я лучше была... Сколько во мне наивности было, веры - во всё... Может, это - годы? Скоро мне уже - 19! А разве люди бывают чуткими только в 15-17 лет? Значит, что-то другое на меня подействовало! Я стала очень сильно сдерживать себя... Робка, если бы ты мог мне ответить... Я часто хандрю, то строчу тебе каждый день, то 4-5 дней не пишу... Если мы с тобой увидимся, то я получу ответы на многие вопросы... Как мне необходима эта встреча! Робка! Рыжик...
 
    21 октября.  Сегодня ровно год, как уехал от меня Роберт, когда перед Армией приезжал в Орёл.  И мы встретились с ним, и жили у тёти Маруси... Столько счастливых часов... Ровно год! Милый мой Робка, как давно я не видела тебя! Как давно! Родной мой, любимый, это - тебе! Улыбнись! Ещё лучше, похохочи! Как ты заразительно это делаешь!

    Адам и Ева.              В. Константинов.
                Б. Рацер.

   Пережиток старый - ревность.
   Он рождён в седую древность,
   И, ещё до нашей эры
   Мы найдём его примеры.

   Раз Адам с дороги сбился
   И под сень родного крова
   Вместо часа возвратился
   В 25 минут второго.

   И едва Адам наш кроткий
   На порог ступил ногою,
   Как услышал он: - Ах, вот как!
   Ты всю ночь гулял с другою!

 - Слушай, Ева, дорогая,
   Трезво ты взгляни на вещи:
   Ну, какая ж тут "другая" -
   Больше нет на свете женщин!

   Нет нигде, в пределах Рая,
   Говорю тебе серьёзно,
   Ведь остался без ребра я,
   Чтобы Бог тебя лишь создал!

   И, улик не обнаружив,
   Ева спорить перестала,
   Но, на всякий случай, мужу
   Рёбра все пересчитала...

   Ах, как жаль! Я, автор, с наслаждением, с удовольствием, переписал эти дневники  Людмилы Сорочкиной в книгу. Эти её записи - бесценны! Ибо, никакая фантазия автора не сможет, как бы он ни захотел! сравниться с мыслями, думами, тревогами, переживаниями... Первой, чистой, нежной любовью юной девушки, имеющей такую же душу...
   Да, она - молода, красива, по ней сохнут мальчишки, да и парни тоже; столько соблазнов! А она - верит, ждёт, надеется... когда, казалось бы - чего ждать- то? И... кого ждать? Этого-то? Вредного, противного, не слишком-то красивого, рыжика, забияку, воображалу, драчуна, который срок, вот-вот схлопочет за свои драки?  Он - ветреный, как ветер, сегодня - дует в одну сторону, завтра - совсем в другую, в противоположную...
   Ты - будущий учитель, это ясно! А он? Он, может, завтра в тюрьме будет сидеть? Из какой он семьи? Папа - выпивоха, живут бедно... На кой он тебе? Сколько таких слов она слышала! Но, вопреки всему! Она - верила, что он станет ТАКИМ, как хочет она!
Что он, именно он! Будет отцом её детей! Понимаете? Я - восхищён! А вы?
 
   И мне очень жаль, что часть её дневников затерялась при переездах, что потом, с годами, она редко делала записи в дневник, что Роберт не сохранил, о чём он страшно жалел, когда стал умнее и старше, её письма, боясь, что чужой нескромный глаз прочтёт строки, адресованные только ему...
   А, да что там говорить! "Что имеем, не храним, потерявши - плачем... "А она, она сохранила все его письма! Для неё этот груз, при переездах, был самым ценным, как документы... И ещё, мне хочется записать в эту книгу её стихи, написанные ею, ещё юной, пусть слабые, иногда неумелые, но как много они говорят для неравнодушной души...
 
   Если их подправить, сделать более качественными, что ли, то это уже будут не её стихи, понимаете?  Именно поэтому, я сохраняю их первозданность, их юную душу...  Что ещё... Раз я уж заговорил об этом... Мой вклад в эту книгу минимален.   
   Главные авторы этой книги, они: Людмила и Роберт. А я, я только слегка подтолкнул их в нужном направлении... Дневники писали они. Рассказывал про свою жизнь мне Роберт. Нет, не только про свою жизнь, но и других, дорогих ему людей.  Что получилось? Судить вам, читатель.
   
   Попытка Людмилы написать песню:

   Далеко - далеко,
   Там, где сопки, поросшие лесом,
   Где над бездной озёр
   Ели в зеркало гордо глядят,
   Есть парнишка один,
   Все зовут его там Геркулесом,
   На язык он остёр,
   И его все девчата бранят,
   За гордость девчата бранят.
   Им не ведомо то,
   Что мальчишка тот любит и верен,
   Потому, после танцев,
   Один ходит он, стороной.
   Почему отказал он
   Вчера той красавице Вере?
   Потому, что он в мыслях
   По-прежнему, только с одной,
   Сердцем он -  только с одной!
   Ночью снятся ему
   Руки гордой девчонки далёкой,
   Искры глаз озорных
   И улыбка нетронутых губ...
   Шепчет слово: "Люблю!",
   Называет своей недотрогой,
   Перед лаской его
   Сам, зимою, растаял бы лёд,
   От ласки растаял бы лёд...

            Спор.
   О разлуке многие писали,
   О любви читали вы не раз,
   А признайтесь, много ли слыхали,
   Почему измена есть у нас?

   Говорят привычно: "Изменила,
   Годик только верность и жила..."
   И не знают, совесть как пилила
   Ту девчонку, и обида жгла!

   С выводом, читатель, не спеши,
   Мол, девчонка, пол свой защищает...
   И рукой скептично не маши,
   Не шепчи: "Салага, жизнь не знает!"

   Никого не стану защищать,
   Должное получат оба.
   Те, кто в розовом пенсне
   На мир привык взирать,
   И кто ещё первичен, как омёба...

   Итак, процентных отношений мы не знаем,
   Кто больше, и наглее, изменяет...
   А просто скажем: - Хороши, и те, и эти!
   И все, кто верность искажает в этом свете!

   Но, отчего и почему, она?
   Не может же родиться, вдруг, сама?
   Кто всё придумал, и зачем, вообще,
   Живёт такая гадость на Земле?

   Представим, что измены больше нет...
   И в вере и любви живёт весь свет -
   Ведущий диспута с волненьем смотрит в зал,
   В мечтаниях застыл и, вроде, магом стал...

   Но слышит шёпот из второго ряда:
 - О, батюшки, такого нам не надо!
   В том мире все умрут от скуки,
   Не только люди, даже - мухи!

   Вновь шум и гам, от гула схватишь шок!
   Не привести в порядок сей кагал,
   Но, вот взошёл на сцену паренёк...
   И зал, невольно, сам, вдруг замолчал...

   Тихо, грустно, и слегка смущаясь,
   Начал просто, не кривя душой,
   Боли старой, видно, не касаясь,
   Теперь решил бороться сам с собой:

 - Я любил, она была красива,
   Знала это, нравиться хотела многим,
   И была капризна, и строптива,
   На ласки взгляд бросала, взгляд свой строгий...

   Загадка целая, то, вдруг, грустна,
   Тогда Татьяной Лариной её я звал,
   То, вдруг, покорна и нежна,
   Тогда её, робея, целовал...

   Пощёчиной кончалось это всё,
   Я, вновь, не знал, не понимал её...
   А, как-то раз, с другим застал её...
   Она сама его ласкала горячо...

   Она была прекрасней, чем всегда,
   Глаза, как жемчуги, горели,
   Такая в памяти осталась навсегда...
   Ласкающей любимого у ели...

   Измена? Я был первым у неё,
   Я - нравился, но был не тот...
   А счастье настоящее своё -
   Парнишка медленно, волнуясь, вытер пот,
   
 - А счастье  настоящее своё, она нашла...
   Я встретил их вчера:
   Два радостных, прелестнейших лица...
   Я даже счастлив за исход сего конца...

   Измена, братцы, это тоже вещь!
   И капля правды в шёпоте том есть:
 - Коль не было б измены на Земле -
   О верности б, не слышали нигде!

   Ушёл... Зал в мысли углубился:
 - Измена ль то, что первый раз - ошибся?
 - Разврату места нет! - Решили все.
   Таким изменам, всё же, оставим место на Земле!

           Прости!
   Не люблю я тебя! - Ты слышишь?
   Это очень терзает меня...
   Каждый день в своих письмах пишешь,
   Что я - воздух, и жизнь, для тебя!

   Знаю, верю, чувствую сердцем,
   Что ты предан, и сильно влюблён,
   Что другим не открыта дверца,
   Твоё сердце - пылает огнём...

   Что же делать? Мой друг, посоветуй,
   Нет в душе моей капли огня...
   На судьбу свою ты не сетуй...
   И, прошу, позабудь меня!

   Твои письма - пылают жаром,
   Прочитай, проймёт тебя дрожь,
   А мой разум - покрылся угаром,
   Его словом - уже не проймёшь!

   Вот и тянет к чему-то иному,
   Что-то хочется, что - не пойму!
   Не хочу подать руку другому...
   И тебя я, уже не люблю!

   Мой мальчишка, хороший, милый,
   Позабудь меня, очень прошу!
   И прости, столько лет томила...
   Больше я тебе не напишу...

   За окном небо сыростью давит...
   Осень плачет... Уже третий день...
 
   -"-      -"-     -"-      -"-

   В воскресенье ждала тебя, очень,
   Не могла просто быть одна!
   Не пришёл ты, ни в семь, ни в восемь...
   И обида сердце зажгла...

   А сегодня стоишь, замёрзший,
   И лепечешь, что был вчера,
   Но не в семь, не в восемь,
   А в девятом, но я - не пришла!

   Мне, и жалко тебя, и больно,
   У меня, ведь, есть сын, и вдруг, ты...
   Знаешь это, и всё же, упорно
   Меня вводишь в свои мечты...

   Двадцать два, а тебе - лишь двадцать...
   Что же тянет меня к тебе?
   Может то, что с тобой семнадцать
   Возвращаются, вдруг, ко мне?

   Но, какое имею я право,
   Пережить, вновь, семнадцать лет?
   Может, то, что испытано, старо?
   Юной кротости в этом уж  нет?

   А ты юн, упрям и горяч,
   А мне так хочется счастья...
   Но, тогда, мой мальчик, не плачь!
   Если муж приедет в ненастье!
   
   Вот, и такие фантазии бывали у юной девы...
   А это - первая проба пера Людмилы:
 
   Она стояла посреди незнакомой комнаты в каком-то оцепенении. Четыре пары девичьих глаз  с нескрываемым любопытством смотрели на неё. Яркий румянец залил её щёки. Она назвала своё имя:
 - Людмила. Я буду с вами жить... - Девчата заулыбались и тоже назвали свои имена:
 - Тая.
 - Рая.
 - Лиза.
 - Валя.
   
   Лиза подошла к аккуратно застеленной кровати и сказала:
 - Вот эта - свободная. Располагайся.
 - Спасибо!
 
   Их новая подруга была лет пятнадцати, высокая, тоненькая, с ещё не вполне сформировавшейся фигурой девушки; пушистые длинные косы золотистого цвета, большие серо-голубые глаза, пухлые, яркие, как у ребёнка губы, чуть-чуть вздёрнутый, задорный носик, тонкие тёмные брови - такой была Людмила.  Девушки смотрели на неё с каким-то светлым чувством, с каким смотрят на младших сестёр.
 
   В этот вечер все легли позже положенного времени. В общежитии только и было разговоров, как о новенькой первокурснице, приехавшей из Латвии.  Людмила долго не спала. Ей было интересно в этой новой обстановке и, впервые, так тревожно.
   До сознания дошло то, что было до этого вечера далеко: экзамены сданы. Я - студентка. До мамы - 1000 км. Слёзы комком подошли к горлу.  "Мамочка, мама... - шептали беззвучно губы, - как же я без тебя?" Кончилось детство.
 
   Что ждёт впереди? Как отнесётся к ней этот старый неуютный город?  Уехать так далеко от родных в 15 лет, чтобы найти себя... Не слишком ли смело? А решилось всё быстро.
   Утром проснулась и решила быть учителем... За плечами восемь классов, дома, кроме неё, ещё двое... Попробуй ещё два года и четыре года в институте... А так - всего 4 года, и в 19 лет - ты уже учитель!
 
   А любила она в этой жизни всё: и малышей, и животных, даже одно время мечтала работать в зоопарке, или в цирке...  Влюбилась она и в мальчишку: Рыжик, драксун и гордяк, с голубыми, как небо, глазами... Влюбилась, и всё!
 
   Ну разве можно мучиться так в свои 15 лет? Видеть, как он идёт с сигаретой в зубах и с хмельными глазами, ходит на танцы, провожает девчат и гордится тем, что ему - 17, и школа - уже не для него, а для детей, вроде неё...
 
   А парень умный, начитанный, с одной тройкой закончил среднюю школу.  А вот дружки... И девчонки... Людмила всхлипнула, вспомнив своего Робку, которого так хочет забыть... И - не может...  Первая любовь... Не заметишь, как она ворвётся в сердце... Безжалостна она, и к 15 - летним, и к 20 -летним... У каждого она своя, особая и неповторимая, самая прекрасная в жизни, пусть даже несчастная... Но ворвётся в жизнь такой девчонки... Не видишь - сердце ноет, увидишь - опять сердце ноет...
 
   Новая жизнь подхватила Людмилу и понесла её своим буйным течением! Проверяла на каждом шагу свою жертву. Сдастся? Упадёт? Или победит?  И Людмила победила! Нашла хороших друзей: Рая, Тая, Лиза, Валя... Научилась экономно распределять стипендию. Научилась заставлять себя учиться регулярно, и это ей давалось хуже всего.
   Не хватало не только учебников, но и терпения. Но после первой двойки сказала себе: - Нет! Стала регулярно  посещать Библиотеку и готовиться к занятиям.  В её жизнь вошло много нового и интересного... Но самое интересное - исполнилась её затаённая мечта: музыка!
   
   Людмила стала изучать её с жадностью, отдавала всю себя, и верила, что пальцы станут послушными, станут бегать так, как у Анны Дмитриевны... Как она ей завидовала! Часами сидела девушка у пианино, разучивая упражнения, гаммы  и мечтая о большом... Душа её пела... И дела двигались быстро.
   В учёбе помогала настойчивость, в музыке - отличный слух и страстное желание.  Шло время. Заканчивался первый семестр. Всё чаще перед глазами вставал Роберт. Он был то горд и неприступен для неё, то, вдруг, беззащитен и жалок... И всегда - далёкий, недосягаемый.  Ведь никогда не позволит себе сделать первый шаг эта девушка к такому типу!  Так, по крайней мере, думала она сама...
 
   В комнату вбежала Валя. Её чёрные глаза блестели, улыбка обнажала ряд белоснежных зубов:
 - Девочки! Какая новость!  Колька Воробьёв по уши! Влюблён в Людмилу!
 - Как ты узнала? Быстрее рассказывай! - Задёргала за руку Валю Лиза.
 - Он всё спрашивал меня о ней, прямо замучил! Просил узнать, едет ли она на Новый Год домой, или остаётся в училище? И Богом умолял молчать. Ну, а я не могу! Вот хоть ты меня убей!
 - Да, нашёл, кому доверить!  - Усмехнулась Тая. Её узкие, как щёлочки глаза, при улыбке закрывались совсем.  И сейчас их не стало видно.
   Открылась дверь и на пороге показалась Людмила.
 - Ой, девчонки, умираю от голода!
 - Найдётся в этом доме кабачковая икра для бедняжки? Или всё умяли? - Спросила дежурившая в этот день по комнате Рая.
 - Да, есть ещё, в небольшом количестве, - ответила Лиза.  Валя отвернулась, чтобы не проболтаться, но вскоре не выдержала, подсела к доедавшей икру Людмиле и тихо спросила:
 - Тебе нравится, как поёт Колька Воробьёв, с 4-го "В"?
 - Отлично поёт, - думая о чём-то своём, ответила Людмила.  Валя украдкой подмигнула подругам.
 - А сам Колька тебе нравится?
 - Ничего... А что? - Валя прыснула и отошла к своей кровати.
 - Ты что, Валя, влюбилась в него?  - Всё ещё не особенно вникая в разговор, спросила Людмила.
 - Ой, девочки! - Взвизгнула Валя, схватилась за живот и упала на кровать.  Людмила посмотрела на неё непонимающими глазами и тоже засмеялась, увидев, как из накрашенных глаз подруги покатились чёрные слезинки.
   
   Засмеялись и все.
 - Ну ладно, Валь, хватит тебе, иди умываться! - Сказала Лиза, которая всегда умела сказать последнее слово.  Вечером, уже ложась, Валя спросила Людмилу, едет ли она домой на Новый Год? Услышав в ответ: - Да! - Разочарованно вздохнула и легла.
   В училище Новогодний Бал назначили на 30 число.  Но Людмила не думала о  нём, все её мысли были уже давно дома и, заранее отпросившись у директора, она бежала с небольшим чемоданом на автостанцию... Счастливая, возбуждённая девушка ничего не видела вокруг и думала только о том, что послезавтра утром она уже будет дома...
   Она бежала, несмотря на гололёд, и совсем недалеко от автостанции, поскользнулась и наверняка упала бы, если б сильные руки не подхватили её... 
 
   Подняв глаза, она увидела Кольку Воробьёва, гордость училища - отличника учёбы, замечательного спортсмена и талантливого певца.
   Он стоял, как рак, красный... Его глаза блестели, как у больного. Перевёл взгляд на чемодан и поняв, куда так торопится Людмила, спросил:
 - Вам помочь?
 - Нет, что вы, спасибо! Вы и так мне уже помогли, иначе лежать бы мне здесь, посреди улицы... Какой кошмар! - Воскликнула она, представив эту картину. - Извините, я спешу!
   Печальными глазами смотрел Колька Воробьёв на удаляющуюся фигуру девушки... Так много хотел сказать, но так и не успел сказать самого главного: что не увидит её до мая месяца. 4-ые курсы уезжают на практику...
   Дома ждали Людмилу только 31-го декабря. И, вдруг, звонок ранним утром. Заспанное лицо отца вмиг просияло... Он схватил дочь в объятия и стал осыпать её лицо поцелуями... Вскочила с постели мама и, увидев Людмилу, опустилась безвольно на кровать и, закрыв лицо руками, заплакала...
 
Продолжение: http://www.proza.ru/2012/02/29/1198