Арматура и жизнь

Николай Тернавский
                Арматура и жизнь

Понадобилась мне как-то арматура для беседки дачной, заехал на склад, где раньше покупал стройматериалы. Зашел на просторный почти пустой двор – доски, рейки под навесом, шифер, а вот и металл: швеллер, трубы, уголки… Вот она и арматура лежит, ржавая правда, но очистить, покрасить, на виноградную беседку в самый раз будет.
Иду в контору; там идет чаепитие с неторопливой обстоятельной беседой за жизнь. Да и как ей не быть – предвыходной день – пятница, и время к вечеру, к тому же и покупателей нет. Я, конечно, не в счет.
Здороваюсь, спрашиваю почем арматура.
-Сто. - Отвечает смуглый парень закавказец, лет 25-типяти, сидящий за прилавком, безразлично скользнув по мне матовым взглядом.
-Ох ты… - Не могу сдержать возглас удивления,  и в шутку добавляю: За тонну?..
-Мэтр! – Раздражительно, даже зло бросает он.
- Еще летом была 40, а уже сто, - парирую я.
-Слушай, ты чё хочешь, - инфляция… Слышал, наверное: кризис в мире… – Вторит ему слегка поддатый мужик в фуфайке и сапогах, сидящий в углу бытовки на табурете с кружкой чая в одной руке и дымящей сигаретой в другой.
-Слышь, Алик! - продолжает он, обратившись к  кавказцу за прилавком мужик, затягиваясь, -  я вот купил года три тому дом не дом, а так развалюху: фасад узкий, крыша дырявая, но место удобное. Стоко там во дворе всего было, хозяйка на стройке работала, натаскала стройматериалов горы: трубы, кирпич, правда, плохой, щебенки… И арматуры – не пройти. Она с дочкой по ней ходила, россыпь сантиметров на тридцать и оттакой оберемок под забором. – Мужик  изобразил охват руками. – Я, сознаюсь, думал, оставит мне, если не весь стройматериал, но затоптанную арматуру точно. Ужу даже планировал, куда употреблю: куда ей старой с жирной дочкой возиться со всем этим хламом… У нее правда сын был, но алкаш.
Ты знаешь, все перетаскали – до последней. Она сама жила недалеко, а эту хату раньше купила для дочки, та не захотела там жить и решила купить квартиру… Мне даже жалко их было, на себе таскали. Да, так вот, уже позже соседка рассказала историю с той арматурой. Оказывается мамаша, Валентина ее зовут, сына своего родного посадила в тюрягу за три арматурины. А дело так было: там недалеко жил другой ханурик – корефан хозяйкиного сына, Игорёк. Приходил ко мне в дым пьяный, еле ногами волочил, подошел, на забор повесился и спрашивает у меня, я отмостку делал: «Помощь нужна?». Говорю: «Нет, как-небудь сам обойдусь». А он такой липучий, не уходит, висит на заборе и вводит в курс тамошних событий, кто где живет, чем занимается. А потом говорит:
-Там во дворе арматура была, где она сейчас?
У него, наверное, виды на нее были, как и у меня. Расстроился, узнав, что перетаскали всю, а потом рассказал. «Мы, - говорит, - с Васей, хозяйским сыном, бухнуть захотели. Пошли, договорились на поллитку самогона за две арматурины. Ночью Вася перелез через забор и мне подает одну, а затем другую. А они по забору шуршат. Вторую вытащил, говорю: «Пошли, Вася!» А он мне: «Подожди, еще одну возьмем, чтобы наверняка».  Ага, жадность фраера сгубила – на шум соседка Катька вышла, начала нас кастить. Васька ей так и сяк: мамка разрешила… А она матери васькиной позвонила, та в милицию. И менты нас на базе тёпленькими взяли. Мне вот хе-хе-хе… фингал засветили, и кажется, ребро сломали, но отпустили. А Ваську в СИЗО отправили, уже и суд был – полтора года дали».
Прикинь, Алик, за три арматурины мамаша на  полтора года сына родного в тюрьму упрятала… А позавчера встретил у магазина Валентину, харахорится:
-Ну как дом, огород?..
-Да, пойдет… - говорю ей, хотя подмывает сказать про гнилы трубы, мусор, зарытый по всему огороду. – Ну, а дочка не жалеет, что дом на квартиру поменяла?
-Нет, не жалеет, довольна.
-А как сын?.. Вася, кажется?..
Рукой махнула, лицо как затряслось, и в слёзы:
-Умер, - говорит, - Вася - вот 40 дней вчера отметили. Почти месяц лежал, ничего не ел, на боли в животе жаловался... – И так плачет, так рыдает… – Всего 36 лет было.
Вот и пойми её: сама сына в «профилакторий» определила за три арматурины, а теперь рыдает и оплакивает»…