День снегиря или праздник Тётушки Непогоды

Леденичка
                Глава первая
                Полярная ночь
                В зимнем лесу
Случилось это давным-давно, в красивом сосновом лесу. В одну из длинных, зимних ночей в гнезде клестов появились птенцы. Счастливые родители неустанно носили корм малышам. Благо в тот год урожай шишек был велик. Но птенцы почему-то совсем не росли. Бедные родители отчаялись, они не знали, что им делать. Услышал про их беду сосед лесной Снегирь. Прилетел он, посмотрел на птенцов, жалко ему их стало, и решил он поискать знаменитого лесного доктора Дятла.
Только Снегирь полетел на поиск, слышит, неподалеку звук знакомый звонким эхом по всему лесу раздаётся. Полетел Снегирь к Дятлу и стал уговаривать малышей осмотреть.
-Я доктор конечно, - согласился Дятел, - но лечить я умею деревья, пеньки, кустарники, птиц лечить не умею.
Но выслушав просьбу Снегиря, всё же согласился осмотреть малышей. Прилетел дятел к гнезду, глянул на птенчиков и понял, что им, как маленьким росточкам в лесу, лучей солнышка не хватает. Оттого и растут они хилые, оттого и от еды отказываются. Но где в долгую зимнюю ночь взять тёплых лучей солнца, этого дятел не знал.
-Для деревьев мой рецепт прост, - вздохнув, проговорил Дятел, - это зимний сон. Все растения спят до весны, а вот что с птенцами делать, я не знаю.
Опечалились клесты родители, но Снегирь их утешил. Вспомнил, он как его дедушка рассказывал, что далеко за Северным Полюсом есть терем Солнца. Оно там полярной ночью отдыхает, перед летней страдою. Распрощался лесной Снегирь с соседями клестами и полетел на север терем искать.

                В дороге
Долго ли коротко летел Снегирь, утомился, а остановиться нельзя. Мороз всё крепчает и крепчает, того и гляди замёрзнет в снежной пустыне смелая птица. Смотрит он по сторонам, нигде терема Солнца нет. Вдруг увидел лесной Снегирь впереди, в небе тёмном лучи сияющие развиваются, дугами изгибаются, словно флаги разноцветные.
-Вот оно, Солнце! - воскликнул лесной Снегирь. - Вот его терем, долетел я, долетел.
Махнул он ещё раз крыльями  и обессиленный упал в снег.
Изумилось Северное Сияние такому явлению. Только что оно распрощалось со Снегурочкой, Дедом Морозом, Снеговиком, Снегирем и на тебе ещё один Снегирь.
-Неужели и Снежный Снегирь, как когда-то Снеговик себе копий наделал, - недоумённо подумало Северное Сияние, и, вернувшись в терем Деда Мороза, позвало всех посмотреть на загадочное явление.
Выбежали изумлённые друзья глянуть на чудо и увидели в снегу обычного снегиря.
-Как он попал сюда? - беря в руки птичку, проговорила Снегурочка. - Он ведь не может здесь находиться, здешний климат для  него губительный
-Верно, -  согласился Снежный Снегирь, - только мы снежные существа можем здесь жить в безопасности.
Погладила Снегурочка рукой птичку, дохнула на него, лесной Снегирь и ожил.
-Где, где Солнце? - затараторил очнувшийся Снегирь. - Мне нужно солнце. Мне нужен терем Солнца.
-Зачем тебе Солнце? - изумилась  Снегурочка. - Много солнечного света так же опасно для птичек, как и сильный холод.
-Мне надо не много солнечного света, мне надо один только лучик.
-Но Солнце сейчас далеко, - многозначительно проговорил Снеговичок, - оно на другом, конце планеты на Южном полюсе. Там сейчас самый длинный день.
-И что, - ахнул лесной Снегирь, - я не нашёл Солнца? Теперь маленькие птенчики погибнут.
-Какие птенчики, почему они погибнут?  - вступил в разговор Дед Мороз. - Расскажи толком, что случилось.
И лесной Снегирь поведал историю про клестов.
-Понятно, - выслушав рассказ, проговорило Северное Сиянье, - хорошо, я поговорю со своим дядей, с самим Солнцем, думаю, оно поможет маленьким птенчикам.

                Солнце
Выслушало Солнце своего племянника, и задумалось.
-Хоть не время мне ещё в тех краях показываться, - рассуждало Солнце,  - да жаль мне маленьких птичек и их безутешных родителей. Пожалуй, нарушу я свой порядок, приду в те края на день раньше. Ведь для того я и свечу, что бы жизнь на Земле продолжалась, а из-за одного дня ничего не изменится.
Выглянуло Солнце над сосновым лесом, послало свой лучик на землю. Озарил луч гнездо с птенчиками клестов. Обрадовались малыши, глазки открыли, аппетит у них появился. Стали с того дня они быстро-быстро расти на радость всему лесу. К тому времени решили на это гнездо поглядеть все друзья Деда Мороза. Прилетели они в Санях самоходных вместе с лесным Снегирем, другом клестов.
Радуются клесты, лесного Снегиря благодарят.

                День снегиря
С тех пор над северным полушарием Солнце на день раньше приходить стало. Ночь с этого дня начинает убывать, а день прибавляться.
В лесу же этот день празднуют, как День Снегиря, так решили тогда друзья деда Мороза, доставившие в родной лес отважную птичку, лесного Снегиря. Обрадовались лесные жители такому подарку, как дополнительный  солнечный день, весело его отпраздновали, да так, что на следующий год лишь маленький Снеговичок и Снежный Снегирь вновь захотели на этот праздник пойти. Друзьям Деда Мороза праздник показался очень утомительным. Ведь птицы - народ шумный, крикливый, суетливый. Друзьям Деда Мороза больше с детишками нравится праздники проводить.

                Глава вторая
                Тётушка Непогода
                Встреча
Вот и на этот раз, на праздник пошили  Снежный Снегирь и Маленький Снеговичок. Ходко бежит Маленький Снеговичок на волшебных лыжах. Снегирь на плече у него сидит  по сторонам смотрит, красотой зимнего леса любуется.
Вдруг слышат они, средь лесной тишины чей-то плач эхом раздаётся, то затихнет, то опять слышится, остановились они, прислушались.
-Не иначе девочка где-то плачет, - проговорил Маленький Снеговик, - слышишь, всхлипывает и причитает что-то.
-А мне кажется, это старушка о чём-то горюет, - возразил Снегирь, - ворчание в голосе слышится.
-Но, так или иначе, - согласился Снеговичок,  - надо найти её и помочь. Может, она с дороги сбилась, от стужи замерзает.
Побежали они на голос, и в заснеженным овраге обнаружили тётушку Непогоду.
Она уткнулась в свою старую, пуховую шаль и безутешно рыдала. По этой серой, тяжёлой шали, которая была такой огромной, что обычно тащилась по земле, они её и узнали. С этой шалью тётушка никогда не расставалась, и её можно было легко отличить от других, даже не глядя в лицо.
-Тётушка Непогода, что случилось?  - проговорил Снеговичок, ласково погладив её по плечу.
Тётушка перестала плакать, приподняла голову и глянула на подошедших странников.
-Случилось, не случилось вам-то, какое дело.
-Как так, какое дело,  - возразил Снежный Снегирь, - вы плачьте, а мы что должны мимо проходить.
-Да, идите куда шли, и оставьте меня в покое. Всё равно мне уже никто не поможет.
-Почему? Что случилось? Не таитесь, тётушка, расскажите. У вас что, ваш племянник Ветрулька заболел.
-Да никто не заболел, жив и здоров ваш Ветрулька. Что ему сделается, его все любят, с ним все дружат, а вот меня… мне плохо. Со мной никто не дружит, меня никто никогда ни на один праздник не пригласил.
-Почему никто? - улыбнулся Снеговичок. - Мы Вас приглашаем. Мы сейчас идём на праздник, на День Снегиря, идёмте с нами.
-Эх, маленькие вы ещё,  - грустно улыбнулась Непогода, - не знаете, что делаете. Я же вам весь праздник испорчу, я ведь сама Непогода. Характер у меня такой, стоит мне плясать пойти, так от вашего леса ничего не останется.
-Да, - задумался Снеговичок, - это серьёзно, нам-то что со Снежным Снегирём, мы из волшебного снега состоим, рассыпался снег и вновь собрался, а вот лесу и птичкам туго придётся.

                Идея
-Ха, а я придумал! - воскликнул Снежный Снегирь. - У тебя ведь Снеговичок есть волшебный рюкзак, как у Деда Мороза. Правда, он маленький, но работает безотказно.
-Ну и что, - изумился Снеговичок, - работает мой рюкзак, верно, но что мы туда положим?
-Да как ты не понимаешь, - не унимался Снегирь, - вдумайся в имя тётушки, у неё такое же имя как, у её сестры Погоды, только с частичкой «не», то есть Непогода. Так вот, мы эту частичку и спрячем в твой рюкзачок на временное хранение.
-Хорошо, я согласен, а вы согласитесь, тётушка Непогода? - обратился Снеговичок к Непогоде.
-Это же временно! - не унимался Снежный Снегирь. - Попразднуем, и вы вновь заберёте частичку своего имени, и опять будете сами собой.
-О, милые дети. Как я давно мечтала об этом, что бы хоть на время освободится от своей печали, от этой тяжёлой серой шали, сотканной из дождя и туманов, связанной из нитей гроз и вулканического пепла. Как вы догадались о частичке «не» в моём имени? Эту великую тайну знаем только мы с сестрой Погодой, мы ведь с ней близнецы.
-Близнецы? - в один голос воскликнули изумлённые друзья. - Но ведь вы совсем не похожи.

                Тайна тётушки Непогоды
-Да, время изменило нас, но когда-то мы были на одно лицо.
Было это очень давно, тогда, когда наша матушка Луна была ещё очень молодой. Она была очень красивой и влюбилась в Солнце. Солнце тоже полюбило её. И вскоре у них родились две девочки-близняшки. Мы были так похожи, что нам дали одинаковые имена - Хорошая Погода. Правда, по характеру мы немного отличались. Сестра моя росла тихой и немного романтичной, а я - веселой и задорной. Со мной любили играть все дети звёзд. Я придумывала весёлые игры, и мы целыми днями играли, радуя родителей. Ведь если детям хорошо, хорошо и родителям, так как такие дети хорошо растут, много двигаются, у них хороший аппетит.
Но, однажды, катаясь в лодке дядюшки Месяца по небу, мы так расшалились, что перевернули лодку и выпали из неё. Дети звёзд умели летать, для них падение было не опасным. Они выпорхнули и были таковы, а мы с сестрой полетели в небесную бездну. Сестра испугалась и закричала. Мать Луна увидела её и подхватила, а я боялась кричать, так как чувствовала себя виноватой, ведь я предложила раскачать лодку. Матушка меня и не увидела.
Я пыталась сама за что-нибудь зацепиться, но нигде как назло не было: ни облаков, ни туманов. Я упала на почву, прямо на цветы, которые только что вырастила матушка Земля.
Она очень рассердилась и в сердцах крикнула на меня, что я негодная девчонка. Я попросила прощение и поправила её цветы. На месте сломанных цветов расцвели новые цветочки, ещё красивее прежних. Но Земля - она волшебница, и каждое её слово, особенно сказанное в сердцах, вечно и не меняемо. Так и закрепилось за мной это жуткое проклятие, что бы я ни делала - всё перекрывает частица «не», и моё имя из Хорошей Погоды превратилась в Нехорошую Погоду.
Нас так и стали различать - Хорошая и Нехорошая Погода. С тех пор и дядюшка Месяц перестал со мной дружить. Мою сестру он катает в лодке, а как я приближаюсь, он поворачивает лодку вниз, не желая меня катать. Вот даже люди стали замечать: если месяц кверху рожками, это к хорошей погоде, а если книзу рожками, то к плохой.  Вот и таскаю я теперь на себе этот гнев Земли: серую, тяжёлую шаль, наполненную каплей за каплей частицами «не».
А как надоест мне эта шаль, и скину я её, так тут же поднимется буря, начнется дождь, а зимой начинают кружить метели и бураны. Станет от этого моим плечам легко, и я опять гуляю по небу, похожей на свою сестру. Нас в этот момент никто не различает, хотя, самые внимательные всегда видят на мне эту жуткую частицу «не».

                Частички «не»
Закончив свой рассказ, тетушка Непогода тряхнула шалью, и из нее высыпалось множество маленьких  частичек «не».
-Ой, сколько же их много! - воскликнул Снеговичок. - Как же их собрать воедино, чтобы в рюкзачок положить?
-Не знаю, - вздохнула Непогода, глянув на снег, - но это совсем немного, их тут ещё огромное количество. Вот смотрите сколько.
Она вновь тряхнула шалью и на снег посыпались: «не», «не», «не», и покатились в разные стороны.
-Я придумал! - воскликнул Снежный Снегирь. - Ждите меня, я сейчас.
-Куда он? - вздохнула Непогода. - Я ведь говорю, что со мной никто не хочет дружить.
-Но я же не ушёл, - попытался утешить тётушку Снеговичок.
В это время в лесу раздался непонятный шум и гам, и в следующее мгновение к оврагу прилетела стайка птиц: синиц, воробьев чечёток, снегирей, клестов и даже ворон.
-Тряси, тётушка Непогода, свою шаль! - закричал Снежный Снегирь. - Тряси сильнее, пусть всё отрицательное из неё высыпается.
Тётушка стала трясти шаль, а птицы подхватывали частички «не», и бросали в рюкзачок Маленького Снеговика в уменьшительный карманчик. Вскоре вся шаль рассыпалась, и все частички были собраны в рюкзачок, и тётушка предстала перед своими друзьями в необыкновенном виде. Она была в блестящем парчовом платье и в сияющей золотой короне.
-Как ты похожа на свою сестру Хорошую Погоду! - воскликнул Снеговичок. - Мы недавно были у неё в гостях. Зимовёнку день рождения праздновали, и видели её там.
-Да, было дело, - вздохнула красавица, в которой невозможно было угадать Непогоду, - был праздник, знаю. Я там тоже немного повеселилась. Теперь вы знаете, что я могу на небольшое время быть свободной и очень похожей на мою сестру, вот вы меня и не видели. Но вскоре за моими плечами вновь стала появляться серая шаль, и я ушла с праздника. Устраивать новую снежную бурю, чтобы вновь освободиться от шали, я не стала. Этим я могла случайно испортить праздник моему племянничку, а ему и так от меня досталось. Вот оттого и горевала я сейчас, никому я не мила, никто не желает со мной дружить.
-Как же никто? - возразил Снежный Снегирь. - Когда всё прояснилось со Звездочётом, Дед Мороз простил вас, и пригласил на праздник.
-Э, Дед Мороз - добрая душа, он сердиться-то ни на кого не умеет.
-Ага, не умеет! - воскликнул Снеговичок. - А как он разделался с армией снеговиков, желавшей захватить мир.
-О да, я об этом совсем забыла, всё в своих трудностях живу. Пойдёмте, пойдёмте на праздник, а то мои печальные мысли и воспоминания вновь сплетут тёмную шаль, и скроется в ней вся моя красота.

                Праздник
-Да, да, -  затараторил Снеговичок, - нам и правда пора спешить, а то, и день пройдёт, и праздник пропустим.
-Не пропустим, - хихикнул Снежный Снегирь, и заговорчески прошептал, - праздник в разгаре. Думаете, отчего птицы так быстро сюда слетелись, я им сказал, что они могут участвовать в конкурсе, кто больше соберет частичек «не», вот. Теперь мы должны будем выявить победителя и наградить его.
-Ну и смекалист же ты, малыш, - тоже захихикала тётушка, - только вот чем мы награждать-то будем?
-О, это не проблема, в рюкзачке у Снеговичка призов много. Мы их уже переложили в увеличительный карманчик и теперь наградим победителей.
Первое место в конкурсе занял воробей Чив, второй место - поделили ворон Кар и щегол Ас. Третье место заняла чечётка Чера.
Получив призы, довольные птицы полетели на заветную полянку, где собрались со всего леса птицы. Праздник прошёл весело. Весь день не умолкали голоса птиц, они участвовали во многочисленных конкурсах и шумно чествовали победителей.

                Подруги Пурга и Оттепель
Без тяжёлой тёмной шали тётушку Непогоду никто не узнал.
Уже в конце праздника на полянку прилетели подруги тётушки  Непогоды Пурга и Оттепель. Они узнали о празднике, случайно пролетав неподалеку. Свою же подругу Непогоду они узнавали в любом обличии. Повеселиться подружки любили, хотя вечно спорили кто из них сильнее. Поэтому, увидев их, тётушка Непогода немного испугалась, но подруги обещали оставить на время споры, чтобы просто повеселиться на празднике.
Прибывавшие в хорошем настроении птицы были не против новых гостей, им даже было любопытно увидеть этих подружек вместе, ведь они прекрасно знавшие Пургу и Оттепель никогда не видели их вместе. От того все птицы и даже Снежный Снегирь с маленьким Снеговиком замерли, с любопытством наблюдая, когда подруги принялись играть  на своих музыкальных инструментах, а ещё и приплясывать.
Пурга свистела, звенела, сметая снег с деревьев с тропинок и высоких участков поляны, а Оттепель умудрялась  растапливать снег, он капал, создавая ритмичные мелодии. Звонко ударяясь о землю превращаясь сначала в мокрый снег, легкий лед, ручейки и лужи. Этот снег превращался сначала в мокрые серые комки, которые громко ударяли в барабаны. Затем, превращаясь в капли, дзинькали, перетекая в ручейки, звенели и тут же, застывая льдом, звенели высоким тоном.  Пурге уже не получалось сдуть такой снег, и она подхватывала его в другом месте. Оттепель перехватывала и опять превращала в лёд.
Птицы ликовали, смеялись, наблюдая эту игру превращений, и слушая великолепную мелодию.

                Встревоженные птицы
Но тут на полянку прилетели встревоженные тетерева и белые куропатки и стали что-то говорить Снежному Снегирю. Снегирь подозвал маленького Снеговичка и  тётушку Непогоду. Они, посоветовавшись, объявили исполнение прекрасным, сказали, что подруги Пурга и Оттепель одинаково хорошо играют и танцуют и подарили им одинаковые подарки.
И только после того, как успокоились зимние музыкантши, рассказали всем, что случилось за это время. Оказывается, что подруги музыкантши так увлеклись своим творчеством, что сдули и растопили весь снег на холмах. Спавшие под ним травы и корни деревьев стали мерзнуть, но и в самом лесу снег так уплотнился, что птицам, живущим под снегом, невозможно стало попасть в свои жилища. Теперь им придётся ночевать на деревьях, а зимней ночью очень холодно, не смогут они пережить такой мороз, да и промышлявшие тут поблизости лисы, их могут схватить. Опечалились тетерева и белые куропатки, не знают что делать.
Задумались все остальные, никто не знал, как им помочь. Вороны и воробьи не могли позвать их к себе, ведь они прятались от холода рядом с жилищем людей. Там крупные тетерева и белые куропатки будут очень заметны, и их могут прогнать собаки и кошки. Синички и чечетки ночевали в дуплах деревьев, туда этим большим птицам не поместиться. Клесты, снегири и свиристели ночевали в густых коронах хвойных деревьев. Но белые птицы говорили, что им и там холодно. Они привыкли к тёплым, снежным домам.

                Привычная работа
-Ладно, не печальтесь, выйдя вперёд, - проворила тётушка Непогода, - повеселились и хватит. Пора за своё дело приниматься, на то я и Непогода. Ведь мне во все сезоны приходится исправлять неудачи других. Решит Зимушка Зима позабавиться, позовёт Пургу и Оттепель, повеселится на славу, послушает любимую музыку, а в лесу после этого или гололед или голая земля на буграх. Приходится мне всё свежим снегом заравнивать, тёмные тучи, по небу двигая, снегом все засыпать.
Но Пурга и Оттепель это ещё полбеды, а вот как Буран пробежится, тут уж мне трудно приходится.
-А летом, тётушка Непогода, чем ты занимаешься? - спросил маленький смелый воробей.
-Летом другие проблемы бывают. Зной да Пыльный ветер любимые музыканту у Лета. После их концертов долго мне приходится травы да деревья водой отмывать, силу прибавлять.
-Значит, не все беды от тебя случаются? - спросил Чёрный ворон.
-Не все, но исправлять всё мне приходится.
-Прости нас, тётушка Непогода, - в один голос заговорили птицы, - что о тебе так плохо думаем. Снегопады, метели, а летом дожди и грозы несчастьем считали, ненастьем называли. Теперь мы будем знать, что ты добрые дела делаешь, порядок на земле наводишь.
-Спасибо вам, птички небесные, что признали полезной мою работу, - улыбнулась Непогода, - да только знайте, не зря такое время ненастьем называется, тяжёлая у меня шаль, неповоротливая, ненароком кого и задеть могу. Так что, когда увидите, что надвигается моё время, прячьтесь в укрытие. Ведь такой доброй и красивой я редко бываю, двигать по небу облака - тяжёлая работа. А мне везде успеть надо, поэтому мне ветра помогают, а они сильные и шустрые ребята, лучше на их пути не попадаться.
Поняли тогда птицы, что у Погоды и Непогоды свои дела, что им птичкам - невеличкам к делам сестёр надо приспосабливаться, что надо радоваться каждому дню: и солнечному, и дождливому. Ведь в природе всё взаимосвязано и всё нужно.
Поняла и Непогода, что на неё не сердятся, что её не презирают. Что её работа всем нужна. Поблагодарила она Снегиря и маленького Снеговичка попросила высыпать из рюкзачка все спрятанные частички «не», собрала из них шаль, накинула на плечи и взвилась в небо. Закружился тут же в воздухе красивый, пушистый снег, стал белыми хлопьями укрывать серые, лесные взгорки. Тепло стало травке и корням деревьев, насыпались пушистые сугробы и на полянки, нырнули туда тетерева и белые куропатки, тепло им стало.
-Тетушка Непогода! - крикнул ей вслед Снеговичок. - Если пожелаешь ещё на праздник прийти, скажи нам, мы снова твою шаль в рюкзачок спрячем.
-Спасибо, дорогие друзья, - ответила тётушка Непогода, - непременно воспользуюсь вашим предложением.
Улыбнулась она, взмахнула своей серой шалью, и полетела дальше укрывать снегом тихие равнины, сонные леса.
Природе снегу зимой много накопить надо, чтобы весною наполнились водой родники, реки, и озёра. А это нужно, чтобы летом хватило влаги для растений, а так же для туманов и дожей, которые поля и сады влагою радовать будут. Так, чтобы к осени созрел урожай, а зимой хватило всем питания. И чтобы коротким, зимним днём и долгой, зимней ночью вновь смогли собраться птицы на снежной поляне, чтобы отпраздновать очередной день Снегиря, красная грудка которого озарит зимний небосклон, и начнёт Солнышко день прибавлять, всё живое радовать.

Красочный вариант этой сказки можно прочитать на сайте Страна Дедморозия http://dedmoroz-godgodovitch.narod.ru/ .
Там можно ответить на вопросы и получить приз, а так же поучаствовать в конкурсе.