Авату или чулымская быль. воспоминания выпускника

Равиль Минигаздинов
АВАТУ или чулымская быль. Воспоминания выпускника.

 
Эту небольшую повесть написал в преддверии славной даты в истории Вооруженных сил Советской и Российской Армии, 65 ГОДОВЩИНЫ Ачинского ВАТУ  23 февраля 2013 года.
Училище некогда считавшимся,  как одно из значимых и уважаемых  в авиации военным учебным заведением.
Ни один самолет, ни один летательный аппарат не полетит, если его не подготовит к полёту технический специалист, инженер.

Училище за годы своего существования выпустило десятки тысяч авиационных техников, различной профессии.
Офицеры - техники, окончившие АВАТУ всегда отличались высокой профессиональной, физической и духовной подготовленностью.
Много выпускников были из самого города Ачинска, городов и деревень Сибири, Д.Востока, и многих республик СССР.
В наших рядах были ребята десятков национальностей. Мы были очень дружны и эту дружбу несем через десятилетия!!!
Эта небольшая повесть ---напоминание о большой для нас дате. Напоминание об училище, и о предстоящей дате, поскольку не все мои земляки, ачинцы, да и сами аватушники знают об этой дате.

Дорогие земляки, приветствую вас!
Я один из тех, кто в далеком августовском месяце 1970 года вошел в мир Ачинского Военного-авиационно-технического училища им. 60- летия Ленинского комсомола.
С тех пор, вот уже долгие годы жизни я живу этим миром, и горжусь тем, что был одним из ачинских пацанов, окончивший эту военную Альма-Матер в 1973 году.

Родился я в роддоме, на Карла Маркса, не далеко от центра, у устья речки Тептятки  с Чулымом. В первые годы жил по улице Ленина дом 43, сейчас этого дома  нет, как впрочем тогда и не было очистных у моста. Это сейчас там *помойка*, а раньше это было вожделенное место для многих ачинских пацанов.
А как же!
Тут и вода чистая, кустарники, тихие гавани для рыбалки и купания. Рядом Центр, если что, то кому пивка для рывка – пожалуйста, под рукой, а нам *мелким*  мороженного вкуснейшего, которого в Центральной бане города было всегда предостаточно.

Вскоре мои родители построились в новом районе города, ближе ко 2 – му Ачинску, на СТАРОЙ МЕЛЬНИЦЕ - самом лучшем месте на земле, где мы, пацаны и девчонки 40-50 годов стали дружно жить и сосуществовать на просторах отдельно взятого района ачинской земли.
Мы, СТАРОМЕЛЬНИЧНЫЕ – это звучало гордо!
И как то могли постоять за себя, нас уважали парни с других конфликтных между собой районов города. Может потому что мы находились в центре города и многие из нас учились в разных школах города.

В то время в городе существовали разные группировки ребят: САРОСЕКОВСКИЕ, ВТОРОАЧИНСКИЕ, ПОЧТОВСКИЕ, ПЕРВОАЧИНСКИЕ, МАЗУЛЬСКИЕ, СТРОЙКОВСКИЕ, и ПОЖАРНЫЕ (центр-промышленная). Но не сравнивайте их с теми нашумевшими на всю уже новую страну Россию: Люберецкими, Долгопрудненскими, Солнцевскими, Коптевскими братками – то были другие времена и другие люди.

 Мы не были пай мальчиками и иногда даже  ходили на разборки стенкой по сто человек и более друг на друга. При полном как нам казалось, для нас *вооружении*, которое  невесть откуда было приобретено  нашими крутыми парнями. Прыть, амбиции и энергию молодого необузданного организма пацана, трудно было удержать как домашним, так и школьным, скажем, воспитателям.

Но наши разборки носили в себе не такую агрессию и злость. И зачастую их удавалось погасить в самом зародыше.

И главное, не было среди нас безбашенных ребят, не было тех, кто употреблял наркоту, о которой мы и не особо то знали.

Я помню, рядом с АВАТУ, возле 8 квартирных домов, где сейчас ДК-Ильича были еврейские кладбища, невдалеке от них МТС---механико-технологическая станция. И около них огромные поля конопли. Десятки гектаров.
Какие же были вкусные их семена, которые мы там же на поле жарили, и поедали!
Семена заготавливали птичники, домашние. Из них делали масло, сами кусты тоже пользовались людьми---но чтобы курить??? Нет, никогда я не слышал о этом. 

Потом появились микрорайоны и некогда конфликтовавшие меж собой пацаны стали жить рядышком, в одних домах, и бывшие в прошлом неприятели стали друзьями-товарищами.
Завезенная другом моего зятя Паши Скурихина, в то время курсанта АВАТУ , первая радиоприставка-передатчик, так вообще помирила нас пацанов конца 60 годов. И когда бы я не приезжал в дальнейшем в гости, в Ачинск, первое что я делал, это наслаждался эфиром своего юношества. Та зараза, которая можно сказать зарождалась в стенах АВАТу, и нашего дома, по – моему, жива по сих пор.

Мы взрослели, становились более понятными и в нашу юность уже врывались веяния нового.
В стране, в которой ещё взрывались не разминированные снаряды прошедшей войны, начался бум строительства и развития.

Строилась страна, строился и мой родной Ачинск.

 АГЗ, Кирзавод, после Нефтеперегонный. Не отставал от развития и мой родной, и  самый первый завод, АЗЖБК, в котором я в мае 1968 года начал свою трудовую деятельность.

 Начавшийся бум строительства жилых микрорайонов изменил облик родного города. Он буквально рос на глазах  вверх, в ширь, становился кирпичным и бетонным.

Но наша довольно мирная жизнь пацанов 60 годов была нарушена «химиками», заключенными, которые строили вместе с комсомольцами страны наш город.
Местные пацаны, объединившись между собой, помогали нашей милиции и не дали в городе развиться криминалу. Да, в то время увеличился рост преступности по городу, и благодаря действиям милиции и спецслужб, и конечно же здравой молодежи города, удалось преступность погасить в зародыше.

Но среди тех ребят, «зеков» и комсомольцев – добровольцев было очень много порядочных молодых людей, которым волею судьбы, была уготовлена нелегкая учесть – одним после отбывания срока в тюрьмах и зонах работа на стройках города, другим по комсомольским путевкам тоже та же нелегкая работа в Сибири и в частности в нашем городе.

Их объединяло то, что они вместе работали и жили. В одних и тех же домах в вначале в третьем микрорайоне  и на Стройке.

Но мы дружили с комсомольцами, которые нередко помогали милиции вскрывать преступления на стадии их подготовки, а нас избавить от драки с «химиками».

Среди зеков тоже были порядочные ребята, с которыми мы вели дружбу и часто встречались. Был среди них  хороший товарищ--Вовка Соловьев, Соловей.
Вот уж действительно Соловей. Нет не разбойник с большой дороги, а « птичка певчая» Между прочим, как он говорил сам, хороший товарищ самого  Вовки Высоцкого. Сколько же он знал песен разных жанров и разного народа, а как спевал их!  Когда Высоцкий приезжал на Красноярские столбы, в 60-х годах, он встречался с ним там и привёз записи магнитофонные, выступлений Высотского, в то время пользующиеся  в Ачинске невероятным успехом!
Вечерами под гитару, мы компаниями под 20 человек, пели песни военной тематики и мирной нашей послевоенной жизни советских людей, песни из репертуара Соловья, Высоцкого о людях с нелегкими человеческими судьбами: о ворах, прокурорах, судьях, неверных жёнах и  несчастной любви.  Многие песни, что удивительно, я помню и сейчас.
Но жизнь продолжалась, мы взрослели, время школьных мытарств заканчивалось осознанием нашей *кчемности* в жизни. Впервые мы стали понимать, что пора уже нам, мальчишкам, подумать о своем месте в жизни. Пацаны мирного советского послевоенного времени, выросшие на рассказах наших родителей, дедушек, соседей о *их войне*, с детства игравшие в войнушки и грезившие о подвигах и приключениях, стали страстно мечтать о военной службе и многие связывали её с АВАТУ.
Я жил по соседству с многими людьми, служившими в училище офицерами, сверхсрочниками, гражданскими.

Моя жизнь неразрывно была связана с родителями моих друзей, которые служили и работали в военном училище, бывшими фронтовиками Великой Отечественной войны: майора Петра Бурдина; сверхсрочников - старшин Ивана Доронина, и его брата, Василия Доронина - одного из лучших кулинаров Вооруженных сил; Абеева, водителя, нашего любимца пацанов Котан Ивана, его жены Капитолины, долгие годы проработавшей в вещевой службе АВАТУ и многих других.

Я назвал только тех, чьи дети были моими лучшими друзьями-подругами, моих ближайших соседей по дому.

Большое значение сыграло и то, что я учился в школах, где учились дети военных, с которыми я дружил или незначительно конфликтовал *за местом под солнцем.*
 Нам пацанам, детям гражданских, конечно жилось немного не так вольготнее и на более широкую ногу, как офицерским деткам. И мы видели их жизнь, более комфортную и обеспеченную, и конечно она не могла нам не нравиться.
Для этих детей не стояла проблема с определением их места в жизни--конечно только учеба в АВАТУ, и жизнь связанная с Армией.

Что касалось меня, то в моей жизни был человек, ставший мне подражанием, образцом жизни и поведения - это отец друга, майор Бурдин.
Спустя годы я помню дядю Петю, тетю Аню, живших в своем доме, не вдалеке от дома родителей. На соседней улице---Абаканской.

Мои родители были очень хорошими и правильными людьми. Горячо любившие, а мамочка, до сих пор любящая своих детей, но дяде Петя—это был несколько иной мир, в котором мне было комфортно и серьезно. Это мир военных.

Мы очень хорошо дружили между собой. Нередко моя мама ставила в образец  трудягу офицера.
Д. Петя не курил, употреблял алкоголь совсем мало, а ещё держал большое натуральное хозяйство: коров, бычков, курей, гусей и другую живность. Жили с ним его родители. Дед Илларион---фронтовик, имевший множество боевых орденов.

Ну а дружба с дядей Васей Дорониным -это иная песня, в ней было много острот, юмора, доброты и человечности.
===============================================

Нас окружали военные, нам хотелось бывать в их среде, там где они служили, где были другие военные, где был мир военной авиации!
Так моя судьба по-немногу начала определять свои границы внутреннего самоустройства.
 
Мне хотелось быть среди тех, кто связал свою жизнь с АВАТУ, с Армией.

Обучаясь в средней школе и заканчивая её уже в ШРМ-1, я часто ходил к друзьям в АВАТУ, некоторые уже учились там, а кто успел и закончить его.

Так я познакомился с будущим своим комбатом, а так же и с ротным моего зятя Пашки – легендарными полковником Иваном Ржавиным – героем ВОВ и майором Френкелем, взводными - лейтенантами Гарибян, Ластовка, майором Казаковым В.М-будущим моим ротным, отцом моего товарища по школе Доната капитаном Женишевым, и конечно же с отцом моей одноклассницы --подполковником Козловым Иннокентием Елизаровичом, зам. по тылу училища, сыгравшего свою большую положительную роль при поступлении в АВАТУ и моем *сохранении* в училище, после громкой самоволки моей в карантине, ещё не приняв воинскую присягу. Безусловно помогшего мне найти себя в армии, и дальнейшем определении себя в должности: как говорят, от кого поведешься, тем и станешь.
Я всего лишь 4 года пробыл в технических должностях, сменив их на должности офицера тыла авиации Вооруженных сил, в дальнейшем несколько лет прокомандовав большим коллективом личного состава в воинских частях.

Это потом...

А сейчас, мне, 19 летнему пареньку, закончившему ШРМ-1, успевшему три года поработать на Ачинском заводе ЖБК, АГЗ и хлебозаводе на Ачинск 2. , предстояло поступить и закончить АВАТУ.
 
Это уже другая история.
============================

Дорогой читатель.
 
Находясь вдали от города и быстро пролетевшего времени, всегда вспоминаю мой Ачинск, мой любимый и красивейший край—Красноярье, любимую красавицу реку - Чулым, и милые, обаятельные лица сибиряков.
Но особую ностальгию  всегда вызывает у меня память об АВАТУ.
Его роль в жизни людей его окончивших, невероятно высока.  Основоопределяющая!

АВАТУ являлось гордостью, элитой города, которым гордился советский народ, ачинцы.

Училище сыграло большую роль в жизни многих ачинцев. Наверное не было в городе родни, в которой кто то не связал жизнь с ним: - Кто то работал в нем, кто то его закончил. Многие девчонки мечтали выйти в замуж за курсантика. И повыходили же!!!
 И сколько, образовав офицерские династии!

АВАТУ - нет.

Трагическая история страны и здесь сыграла свою роковую роль.
 
Мы понимаем, что это был не до конца обдуманный шаг – уничтожение училища. Не только его, но и десятки других. Многие возмущены, но есть и те, кто понимает, что это была скорее разумность, но не конца обдуманная, оставившая после себя не хорошую память и руины  от некогда дорогого  нам второго дома.
 
Для чего я так искренне, подробно о своем насущном--- о памяти об АВАТУ и о том, что связано с этим именем?

Потому что хочу сегодняшний год посметь объявить годом АВАТУ,Годом памяти училища, его командиров-преподавателей, рабочих и служащих, солдат срочников, и конечно самих выпускников. Юбилей, его 65 - летие все, кто причастен училищу, хотят праздновать в середине августа 2013 года. Сам же юбилей как я писал, будет 23 февраля , буквально через несколько дней.

Я не был на 60 - летии училища, четыре года назад, но очень хорошо помню, как мы начинали тему подготовки к юбилею, как отмечали юбилей, как со всех концов мира в Ачинск прибыло более 2000 её бывших выпускников.
Помню первым бросили клич ребята из Барнаула Владимир Чикильдик и Александр Буланков, в прошлом выпускники АВАТУ .
=====================================
В самом городе  большое участие в подготовке ЮБИЛЕЯ предприняли бывшие заместители начальника училища полковники Алексей Овчаренко – выпускник 6 роты, 1973 года, Юрий Мельников,  офицеры Андрей Данилов, Евгений Пелихов из Красноярска и многие другие. 

Вначале всю работу Оргядра по подготовке к Юбилею возглавил генерал В. Барабаш – бывший начальник АВАТУ. Скоропостижная смерть его не помешала достойно встретить и провести Юбилей. Дело отца подхватил его сын – Кирилл, тоже выпускник АВАТУ,  и благодаря общим усилиям Оргядра, руководства ВВС и ПВО страны, города, всех прибывших на юбилей выпускников историческое событие состоялось!!!
 
На 65 - летие это число может возрасти, а может и нет. Все будет зависеть от нашей активности. Городу такое мероприятие будет очень полезным и нужным.
 Мы сами, бывшие выпускники училища, с нетерпением ждем этого события.
Нас уже много на просторах инета, в одном только сайте «ОДНОКЛАССНИКИ РУ» более пяти тысяч.
 Хотелось бы чтобы и сами ачинцы приняли участие в обсуждении этой темы, вспоминали об училище, о людях кто его закончил, кто командовал взводами, ротами, батальонами, училищем. Кто преподавал, кто нас одевал, кормил, размещал---------кто был с нами и ради нас!
 
Закончу свою *встречу* с вами ГИМНОМ АВАТУ, который написал к предстоящему юбилею.
Возможно среди читающих найдется хороший композитор и исполнитель, который напишет музыку и исполнит его на нашей Юбилейной встрече, которую мы будем планировать снова на день АВИАЦИИ  18-19 августа 2013 года.

Мой вариант Гимна АВАТУ:

Как же хочется вспомнить всех нас,
Аватушники - братья- техноты.
Вэ-Вэ-Эс и Главкома приказ,
Что собрал нас в курсантские роты,
Русь СВЯТУЮ родную и край,
Красноярье и город сибирский,
Распрекрасный мой ачинский рай,
Бесконечно родной нам и близкий.

припев:

АВАТУ – это гордость народа,
Аватушник твой сын дорогой!
АВАТУ в честь тебя эта ода,
Это быль о любви неземной.


Как же хочется вспомнить всех тех,
Кого нету сейчас рядом с нами,
И друзей своих лучших и всех,
Кто причастен к судьбе Альма-матер.
Кто в курсантском строю до конца,
Прошагал до погон лейтенанта,
Свято выполнив волю отца-
- Чести, совести сына гаранта.

АВАТУ – это гордость народа,
Аватушник твой сын дорогой!
АВАТУ в честь тебя эта ода,
Это быль о любви неземной.

Мы, собравшись все вместе, за вас
Выпьем, наши курсантские жёны!
С нами были всегда в трудный час,
Стали вашими наши погоны.
Вы любили, любви не предав,
Не нарушив святые устои...
Офицерской женою раз став,
Не избрав для себя иной доли!

АВАТУ - это гордость народа,
Аватушник твой сын дорогой!
АВАТУ в честь тебя эта ода,
Это быль о любви неземной.

Как завет, свой мы гимн прочитаем,
А, собравшись все, вместе споём!
Помнить дружбу свою обещаем...
Всех помянем и снова нальём.
Хоть и стали с годами мы старше,
Но в сердцах это имя живёт,
Нет для нас "АВАТУ" слова краше,
Память наша о нём не умрёт!

АВАТУ - это гордость народа,
Аватушник твой сын дорогой!
АВАТУ в честь тебя эта ода,
Это быль о любви неземной.

АВАТУ - это гордость народа,
Аватушник твой сын дорогой!
АВАТУ в честь тебя эта ода,
Как мне жаль, что тебя нет со мной,
Как мне жаль, что тебя нет со мной!

С любовью к вам Равиль Минигаздинов.
 Выпускник 6 роты 1973 года. Полковник в запасе.