На тихих улочках Риги

Герман Бич
Я этот рассказ написал давным-давно, после того, как был вынужден выехать из Риги.
И после того, это совсем недавно, как президент Латвии сказал, что эсесовцы  Латвии это - герои страны, мне стало не по себе, и я  даю этот рассказ для прочтения читателям прозы.ру               


                На тихих улочках Риги
                (Лирическая новелла)

...Если я закрою глаза, то обязательно въеду туда, где всё ещё живёт моя память, где незримо скитается органическая часть меня самого, где неразрывно сплелись и запутались нити моих прошлых, настоящих и будущих раздумий. Рига. Латвия. Даугава...
        Я закрываю глаза, чтобы чётче видеть все подробности моего "возвращения", чтобы с лёгкостью пушинки стремительно перемещаться по всему городу, подчинившись какой-то скрытой внутренней силе.
Вначале эта сила вынесет меня к рынку с вокзалом и православным храмом. Сквозь поцарапанное стекло вагона я успею увидеть подвешенный на серебряных струнах мост, золотых петушков старинных соборов.
Потом я окажусь у Мильды.* Где опять случится поговорить. Вернее исповедаться. Говорить буду я, а Мильда - торжественно и вдумчиво вслушиваться в каждое моё слово, в каждую интонацию и вопрос.
Как живёшь без меня?
Как долго собираешься жить без меня ещё?
Оттуда с вышины, видна ли тебе та черта или полоска, которая легла между всеми твоими вопрошателями: бывшими и небывшими?
Скажи, Мильда!?..
Как всегда ей помешают ответить праздно шатающиеся люди, голоса лотошников, моторные выхлопы машин и мотоциклов западных образцов. И мне ничего не останется сделать, как только оторваться и понестись над всей площадью Свободы, замыкающей в свой парковый круг и памятник Петру Первому и Иоганну Гердеру, и Бастионную горку и именитый ручей с сутулым мостиком. Бог ты мой! Как много хранят эти камни и тротуары, только вслушайся и услышишь величественные поступи Александра Благословленного, Николая Карамзина, Барклая де Толли, Петра Чаадаева...
Но совсем недавно, всего десять лет назад, а точнее 20 января 1991 года отсюда раздались предательские выстрелы и вместо фотовспышек сверкнули автоматные очереди на поражение знаменитых рижских "омоновцев". А те в своей безысходности взяли штурмом здание латышского МВД. Так всё это было... По чьему же сценарию? По чьему же заказу?..
Петровский парк... Дуб, посаженный самим императором...
Мощёными узкими улочками я выбираюсь к Ратуше. Так и хочется вытянутой рукой помочь ей освободиться от средневековой паутины, появляющейся незаметно в яркие лунные ночи. Её очень много здесь. Серой, пыльной, мифической. Не оттого ли и старые дома, балконы кажутся вовлечёнными в грустную сеть паутинного прошлого?
      Пошёл дождь. Частое и обыденное прибалтийское дело. Дожди прихорашивают мой город до неузнаваемости. И если случится в их разгул появиться внезапно солнцу, то можно стать свидетелем грандиозных световых иллюзий. Качаются золотые блики соборов, хлопают крыльями "петушки", зеркально встают волны Даугавы, бесчисленные ручьи отражённых витрин тоже спешат занять вертикальную стойку. И даже мокрый чёрный асфальт начинает ход в каком-то жиаганально-пространственном искривлении. Брызги мириадов фонтанов из - под колёс бешено мчащихся машин...
И зимой здесь хорошо. И отрадно и легко...
Зима сошествует не то с небес, не то со страниц Андерсена, Райниса, Гофмана - мягкая, приветливая и искристая...
На улицах Риги всегда было много цветов в любое время года. Они везде. На всех перекрёстках улиц. В салонах роскошных авто. На витринах магазинов и в салонах красоты. На всех углах...
Я слышу знакомый писк приближающегося трамвая. Ах, как опять приятно сжалось сердце! В мгновение ока, оказываюсь внутри своего любимого транспорта, почти на ходу. И он несёт меня по заснеженным улицам памяти и любви. Из одного конца Риги в другой. Со всеми подробностями и сюжетами...
Сколько дум проходит передо мной, сколько чудных образов и вдохновляющих токов посещают разум и тело. Как всё это выдерживает сердце?!
Я доезжаю до Саркандаугавы. Мой завод, где я работал свыше двух десятков лет...Районы Пурвциемс, Плявниеки...
До боли знакомо...
Но что-то сегодня не совсем всё так... Не сразу замечаю причину дискомфорта.. .Поменялись и исчезли знакомые надписи на русском языке. Он сошёл с афиш, трибун, транспарантов?!
Рига! Красавица Рига, смогут ли тебя узнать и понять среди тысяч иных европейских городов люди, для которых ты была жемчужиной России?
Твой старый - новый малоизвестный язык сумеет ли он тебя воспеть и прославить, как это делал многие столетия назад русский язык?
       Я ничего не могу с собой поделать... Я открываю глаза. Я должен видеть всё без утайки. И пусть за Ригу это сделает Мильда. И пусть при этом будет знак, что все согласны со мной. И таким знаком - внезапно появившаяся одновременно во всех местах песня:

.- в узких
              улочках
                Риги...

* Мильда – главная статуя на площади Свободы в Риге. Символизирует триединство государства, культуры и божественного покровительства.