Мой друг Колька

Александр Андриевский
Мухин Николай, бывший мой одноклассник, жил в нашем посёлке на улице «Клубная». Название своё улица получила в двадцатом столетии, в начале тысяча девятьсот семидесятого года. Наверное, от того, что начинается она от железной дороги, возле которой находился лестранхозный клуб, и получила такое название. Похоже было всё на то, что люди, которым было доверено дать названия улицам нашего посёлка в то время,- не мудрствовали лукаво.

Моё самое первое знакомство с Николаем, жившим на ней, состоялось в начале июня месяца, в тысяча девятьсот пятьдесят восьмом году. В том году мне исполнилось всего лишь четыре года. Николай был старше меня на два года.

В тот незабываемый для меня год, отец моего друга – Мухин Андрей Николаевич, работал механиком на электростанции, находящейся во дворе лестранхозного гаража. Электростанция находилась в самом большом здании, бывшим, на его территории.

Источником, вырабатывающим так нужную посёлку электрическую энергию, был отслуживший свою службу на железной дороге паровоз. В своё время, мастера и умельцы сделали ему реконструкцию: поставили его на фундамент, с боков приварили ограждения, лестницы, переходы, установили всевозможные приборы; с правого бока, на нём установили большой маховик. Электростанция
работала на жидком топливе.

На ней  работал отец моего друга; работал он посменно; по двенадцать часов: через двое суток. Работа у него была очень ответственной, а потому он ни на шаг не отлучался от своего рабочего места. 

Электростанция, находилась рядом с бараками, в одном из которых в то время жила наша семья. Я видел часто, как Николай со своим младшим братом, Шуриком - моим ровесником, носили отцу на работу: и обед, и ужин. В правой руке, Николай держал сетку с термосом и продуктами, которые были обёрнуты в газетную бумагу; в левой руке  держал руку своего младшего брата, всегда, когда они проходили возле нашего барака.

Ребятишки, жившие по соседству со мной, называли его Косей. Я не задумывался , в силу своего возраста, почему они его так называли; тогда я думал, что это его настоящее имя.

Однажды, в начале июня месяца, он со своим младшим братом  шёл к отцу  на работу; по дороге,   
рассказывал ему что-то интересное, потому, что Шурик всё время говорил :— Покажи мне, как это он сделал! Покажи!

После просьбы брата, Николай остановился, свёл свои глаза в одну точку, а когда его брат рассмеялся, сказал ему:— Заяц, трепаться не любит!

Вечером, я рассказывал матери о том, что видел во дворе нашего дома двух мальчишек, которые проходили возле нашего дома.

— Мама, — говорил я матери, — один из них, который держал в руках сетку с продуктами, отодвинул в сторону доску, в заборе гаража, а потом они туда прошли.

— Сынок, — отвечала мне мать, —  они,- сыновья Андрея Мухина. Он работает механиком на электростанции. Их семья живёт на берегу речки, возле самых кустов.

Николай очень интересно показал своему брату зайца, когда свёл свои глаза в одну точку. Я долго не мог этого забыть. Однажды, в книжке сказок, которую читала мне старшая сестра Вера, видел в ней, на картинке, нарисованного зайца, который смотрел точно так же, как это сделал Николай, когда свёл свои глаза в одну точку. Это обстоятельство стало причиной того, что мне захотелось познакомиться с ним.

Мне, было всего лишь четыре года; об этом я говорил ; читать и писать, я ещё не умел, а потому просил своих старших сестёр брать в библиотеке сказки, и читать их мне.

Книжки, в которых напечатаны были сказки, как правило, всегда были с картинками. Они нравились 
мне за то, что в них, на каждой странице, или через страницу, были нарисованы картинки. Героями сказок, часто были звери, живущие в лесу, а потому я и видел их. 

Зрительная память у меня была хорошей. Я запоминал то, что было нарисовано на картинках. Из сказок, которые читали мне мои сёстры,  знал о том, что звери живут в лесу;  из  картинок, знал: у зверей, так же как и у людей, есть одежда; они, так же как и люди, живут в домах; у некоторых зверей, такие дома называются норами.

Из сказок, вернее из картинок, на которых были нарисованы звери – герои этих сказок, знал о том, что они, так же как и люди носят: рубашки, брюки, шорты, или шаровары. Из-под шорт, брюк или шаровар, сзади у них торчали хвосты. Меня ничуть это не смущало, потому, что я знал: для хвостов в их  одежде были прорезаны дыры.

Лисы, как наши деревенские женщины, носили: платья, сарафаны; на голове они носили платки. Меня ничуть не смущало то обстоятельство, что из-под платков у лис торчат их уши. У меня, для этого было объяснение: в платках, для их ушей, были прорезаны дыры.

 Медведи, живущие в лесу,так же как и люди, одевались в одежду; на своих ногах – лапах  носили обувь. Я знал о том, что руки и ноги у зверей называются лапами. Этот факт  меня не смущал, потому, что  знал о том, что в свои лапы они могут брать различные предметы. Я твёрдо был убеждён в том, что звери, так же как и люди, разговаривают: об этом, мне  рассказывали мои старшие сёстры.

Как-то однажды, моя старшая сестра Вера, учившаяся в то время во втором классе нашей деревенской школы, принесла из библиотеки книжку сказок. В книжке, которую она мне читала, чуть ли не на каждой странице были нарисованы картинки. На одной из них был нарисован заяц, одетый в одежду. На нём была одета рубашка в клетку, и синие шаровары; поверх рубашки, на поясе, был повязан кушак. Заяц стоял перед пеньком, на котором сидел колобок. В своей левой лапе, он держал сучковатую палку и смотрел на колобка. «Юра» — говорила сестра, указывая пальцем на страницу книги, —  это зая Петя, а это колобок. Колобок поёт песенки Зае Пети.

Несколько дней прошло после незабываемой для меня встречи с Николаем и его младшим братом. Я не знал, как нужно знакомиться с ребятишками, и часто думал о том, как это нужно делать. Всё чаще и чаще, моя зрительная память рисовала в моём воображении два эпизода из моей жизни, которые моя детская интуиция пыталась связать между собою. Я, часто, за это время вспоминал о том, как Вера показывала мне в книжке сказок зайца и говорила: — «Это зая Петя», а ещё  вспоминал о том, как Николай показал своему брату зайца , который сводит свои глаза в одну точку.

— Если бы Косе дать в руки палку, когда он сводит свои глаза в одну точку, то ему можно было бы сказать: — «Кося, а ты зая Петя», — думал я, сравнивая два эпизода из моей детской жизни.

Не знаю, сколько бы ещё времени решался на то, чтобы подойти к незнакомому  мальчишке и познакомиться с ним, если бы сама Судьба не пришла ко мне на помощь. Через неделю, после того, как я видел Николая с его братом, он снова шёл, к отцу на работу. Как всегда, в правой руке, он держал сетку с продуктами, а в левой руке была рука его младшего брата, шедшего рядом с ним.

Жгучее желание познакомиться с ним родилось в моей груди, когда они проходили возле окон нашей квартиры. Я стоял на крыльце веранды и не удержался от желания познакомиться с ним.

Искренне уверенный в том, что выскажу ему похвалу за зайца, которого он хорошо показал младшему брату,  обратился к нему со словами: — «Кося, а ты зая Петя».

После моих слов, произошло то, о чём я, четырёхлетний, несмышленый мальчуган, даже и подумать не мог! Услышав мои слова, Николай остановился. Остановился и Шурик,- его младший брат. Он передал ему сетку с продуктами и повернулся лицом ко мне. Меня до глубины души поразило выражение его лица. До моих слов, совсем ещё недавно, на его лице играла улыбка. Когда же Николай повернулся ко мне, увидел, что у него лицо серьёзное, и очень злое.

— «А ну, повтори мне, что ты только что сказал!», — проговорил он злым голосом, и направился ко мне. Я вытаращил глаза, после его слов: до того я удивлён был тем, что он не услышал ничего из того, что только что ему сказал. Я набрал в грудь воздух, и как можно громче крикнул: — «Кося, а ты зая Петя!».

После того, как он во второй раз услышал от меня слова, которые хотел услышать, раздвинул руки в стороны, и пошёл ко мне. Я хорошо знал о том, что наши деревенские женщины, мужики и ребятишки,  так же раздвигают руки в стороны, когда во дворах  домов ловят куриц.

— «Я тебе сейчас покажу, заю Петю! Я тебя покажу сейчас заю Петю!  — говорил  Николай злым голосом и подходил ко мне. Я понял, что мне угрожает с его стороны опасность, повернулся от него, и с диким воплем  «Мама!»  побежал к подъезду своего дома, открыл двери коридора, и, вскоре, был в своей квартире.

— «Мама»! — стал я рассказывать матери о только что произошедшем событии.— Там, на улице, сейчас, двое пацанов, которые носят обед на электростанцию своему отцу. Тот, который, постарше, чуть не побил меня!

— За что ? — удивилась мать, выслушав меня.

— Мама, я сказал ему: — «Кося, а ты зая Петя!» — Он попросил повторить меня мои слова. Я снова сказал ему: — «Кося, а ты зая Петя!» — Он, после этого, погнался за мной, и чуть было не побил меня!

Мать, выслушав мой рассказ, рассмеялась и сказала мне: — «Сынок, нельзя дразниться! Ты вот дразнишься, а тот мальчишка за это хотел тебя побить. — «Нельзя говорить такие слова! Если ты не будешь дразниться, то тебя никто и никогда не будет обижать на улице».

Мой жизненный багаж, «кладезь мудрости», начинал лишь только заполняться во мне знаниями об окружающей жизни и людях, а потому, я ровным счётом ничего не понял из того, что сказала  мать; понял только одно: говорить незнакомому мальчишке слова, которые говорил, – нельзя! А почему нельзя?  Мне было непонятно!

Мне же в это время по-детски было обидно за то, что меня, за мои хорошие слова и чувства, чуть не побили. Обида на незнакомого мальчишку, которого звали странным именем, недолго жила в моей детской груди.

Обида на него прошла, и мне всё так же хотелось с ним познакомиться.  Судьба, неизвестно почему расположенная ко мне, по-прежнему только и ждала того момента, чтобы исполнить моё искреннее желание познакомиться с ним. В один летний июньский день, Николай, как это всегда бывало, шёл на работу к своему отцу, и нёс ему обед. Шурик, его младший брат, шёл рядом с ним, и о чём-то спрашивал его. Николай улыбался, что-то говорил ему, и они потом долго смеялись.

Я обрадовался, увидев их, проходящими возле нашего дома. Меня же, в этот раз, они словно и не заметили. Я стоял на крыльце веранды и смотрел на них. Когда они прошли возле нашей веранды и подходили к забору гаража,  неожиданно даже для себя самого крикнул:  — «Кося!».

Николай с Шуриком повернулись ко мне и остановились. Николай улыбался, лицо у него было очень доброе. Увидев, что он совсем не обижается на меня, я снова решил похвалить его за то, что он  хорошо показал своему брату зайца, когда сводил свои глаза в одну точку, и сказал ему: — «Кося, ты зая Петя!».

Услышав мои слова, передал сетку с продуктами своему младшему брату.

« Повтори мне, что ты сказал» — проговорил он злым голосом  Его слова и в этот раз не только удивили меня, но и даже очень озадачили. — «Он глухой что-ли? Почему же он не слышит меня?» — подумал я и крикнул громким голосом: — «Кося, ты, зая Петя!». После того, как он услышал, что  крикнул ему, побежал ко мне с явным намерением поймать меня, и побить.

Я увидел, что он хочет поймать меня, а потому сразу же побежал к крыльцу своей веранды. Забежав на крыльцо, повернулся лицом в его сторону, и стал смотреть на него. Он же, в этот раз, не стал догонять меня, а грозил кулаком и говорил: — «Ух, какой шустрый пацан! Я тебя всё-таки поймаю и побью! Я покажу тебе заю Петю! Ты, запомнишь его на всю жизнь!»

Через час, они с братом возвращались домой, и проходили мимо окон нашей квартиры. Я смотрел в кухонное окно, хорошо видел их и думал : "Не буду знакомиться с Косей! Он обманщик! Два раза  обещал мне показать заю Петю. Вместо этого, хочет поймать меня, и побить".

 С этого времени у меня пропало желание знакомиться с интересным деревенским мальчишкой, у которого было очень странное имя. «Всё, больше никогда и ничего не буду говорить ему, если увижу его на улице», — решил я твёрдо, и даже на время забыл о том, что в нашем посёлке есть мальчишка, с которым хотел познакомиться.

Но мои планы и планы неведомой, очень непредсказуемой Судьбы, которая управляет течением человеческой жизни — не совпадали. Она, непредсказуемая Судьба, однажды услышала моё искреннее желание познакомиться с Николаем, и решила твёрдо его осуществить.

Целый месяц прошёл с того времени, как  принял решение не знакомиться с ним. На время,  даже забыл о том, что он живёт в нашем посёлке, и всё так же носит отцу обед на работу. Время, между тем, шло и шло. Я не заметил того, как наступил июль месяц.

На лугу, что находился за тремя бараками, в одном из которых жила наша семья, выросли многочисленные луговые цветы, которых не было ещё в июне месяце. Он находился недалеко от реки, а потому, очень часто, во время ледохода на реке, на нём ещё долго лежали огромные белые льдины.

Река, словно живое существо, во время ледохода, выталкивала на берега свою «ледяную» одежду, От того, что она выталкивала льдины на луг, и часто заливала его своей водой: на нём были многочисленные кочки, и трава вырастала  большой; на нём водились лягушки, живущие в воде,  возле небольших кочек, в ямочках.

Часто, с друзьями, такими же мальчишками по возрасту, ходил на него, чтобы полежать на мягкой зелёной травке; погоняться за лягушатами и бабочками.

Для меня, несмышлённого, деревенского мальчугана, погоняться за лягушатами, живущими на лугу, в воде, и за бабочками, которые летают над цветами — было огромным удовольствием. Поймав лягушонка,  сразу же выпускал его на волю;  мне просто нравился сам процесс охоты на них; ловить же порхающих над луговыми цветами разноцветных бабочек , мне нравилось ещё больше, чем ловить лягушат.

Набегавшись, вдоволь по лугу за лягушатами и бабочками, я обычно шёл к заливу реки, который находился недалеко от нашего дома ; на берегу залива,  любил ложиться на густую траву и смотреть на белые облака, что плыли высоко надо мной, в голубом небе.

Иногда, облака, плывущие в голубом небе, представлялись мне гигантскими белыми бородатыми лицами людей. Я думал, что на небе живут святые люди. Мать говорила мне, что когда Илья-пророк едет в своей колеснице по небу, то всегда идёт дождь, и гремит на небе гром. Всегда, когда смотрел в небо, на белые облака, пытался представить неведомого мне Илью-пророка.

Если бы кто-то из взрослых  людей увидел бы меня, гоняющимся по лугу за бабочками, в незабываемый для меня июльский день то, наверное, подумал бы обо мне: «Сама святая наивность, и  простота пребывают в душе четырёхлетнего ребёнка, бегающего по лугу.  От того, что в нём пребывают эти чувства, он не знает о том, что в мире, кроме хорошего, есть неприятности, делающие жизнь человека непростой, иногда - невыносимой».

Но, я ничего не знал о том, что может произойти со мной, а потому весело и беззаботно гонялся за бабочками, порхающими над цветами; возле кочек, ловил  маленьких несмышленых лягушат и выпускал их на луг.

Занятый наблюдением за лягушатами, нырнувшими под небольшую кочку,  услышал сзади себя шаги, обернулся и замер, увидев Николая.

— Ага! Вот, наконец-то попался мне тот, кто на базаре кусался! — проговорил он, и положил на траву сетку с продуктами.

Я живо поднялся и хотел было бежать. Мой взгляд заскользил по лугу, на котором паслось всего лишь несколько телят. На нём не было ни одного человека. Мне никто не пришёл бы на помощь, если бы я даже и закричал. Ничего не оставалось мне делать, как только отступать от   него назад , и дожидаться того мгновенья, чтобы бежать.

Он, раздвинув руки в стороны, подходил ко мне и говорил: — Ты помнишь, что говорил мне в последний раз?

— Помню,-отвечал я.
— А что я тебе говорил, ты тоже помнишь?

— Помню.

— Повтори.

— Ты обещал показать мне заю Петю, но не показал мне его, — напомнил я ему, совершенно не понимая, почему он спрашивает меня о том, что хорошо знает сам.

— Ну, так вот, я тебе сейчас покажу заю Петю, — проговорил он и быстро подбежал ко мне. Я даже не понял того момента, как оказался у него в руках.

— Вот тебе, Кося! — сказал он, и ударил меня по затылку. — Вот тебе  и зая Петя! – и второй раз ударил меня.

— Я тебе обещал показать заю Петю? — спрашивал меня мой обидчик, увидев то, что я испугался.

Мне ничего не оставалось, как повторять то, что говорит мой обидчик.

— Обещал, — подтвердил его слова.

— А ты ещё будешь дразниться? — спрашивал он.

— Я не дразнился!

— А кто тогда меня Косей называл?

— Я тебя называл Косей.

— Ты что, не знаешь, как меня зовут?

— Знаю.

— Тогда скажи, как меня зовут!

— Кося!

— И тут случилось то, чего  не ждал от своего обидчика. Он, после моих слов, отпустил меня и улыбался.
— Так это же не моё имя! Кося – это кличка!

Я был удивлён:- Как это кличка? – удивлённым голосом говорил ему, - клички бывают только у коров, собак, кошек. Значит это твоё настоящее имя!

— Насчёт кличек, ты правильно сказал мне, — отвечал мой недавний обидчик. После некоторого молчания, добавил несколько слов, что относились к его имени.

— Выходит ты, не знаешь, как меня зовут? Почему, тогда дразнил, когда кричал мне -  «зая Петя»?

— Я тебя совсем не дразнил! Я хотел сказать тебе, что ты хорошо показал своему брату зайца, который сводит свои  глаза  в одну точку.  Мне сестра читала сказку про колобка. В книжке был нарисован заяц,  колобок ему пел песни. Заяц стоял с палкой, которую держал в своей лапе и смотрел, на него.  Он  смотрел на него, точно так , как ты показывал  это своему брату.

— Ага!  — Выходит, я тебя не понял?  Тогда давай мириться и познакомимся!  Ты, не обижаешься на меня за то, что обидел тебя?

— Нет, — ответил я своему бывшему обидчику.

Он улыбнулся после моих слов и сказал:— Меня звать Колька. А тебя как звать?

— Юрка.

— Будем с тобою дружить, Юрка?

— Будем!

— Тогда, можешь приходить ко мне в гости.  Видишь кусты на повороте реки?

— Вижу.

— Ты, считать умеешь?

— Умею - уверенно отвечал я.

— До скольки?

— До трёх.

— Не густо, конечно, но для начала тебе хватит. Видишь кусты?  От них начинаются дома?

— Вижу.

— В третьем доме, от кустов, я живу со своими родителями, и братьями. Приходи ко мне в гости!

После этого, он протянул мне руку и сказал мне, — «Держи краба!».

Я пожал его руку, которую он, неизвестно почему, назвал крабом. Она была такой же рукой, как у всех людей и побежал домой. В моих ушах буквально свистел ветер : настолько быстро бежал домой.  В  груди было огромное чувство радости! Я бежал и думал о том, что обрадую мать, когда скажу ей: — «Мама, ты помнишь, я тебе говорил о двух пацанах, которые носят обед своему отцу на электростанцию? Сейчас, я познакомился со старшим из них. Оказывается, он, хороший мальчишка.Теперь, он,- мой друг! Его зовут  Колька!»