Бессонница

Кот Нетрезвый
Не помню, когда точно это началось.
 Года полтора назад. Может быть, два.
 Я был обычным среднестатистическим жителем Земли. Может быть, чуточку умнее среднего. У меня была обычная жизнь: дом, работа, девушка… Тогда как раз влюбился в одну горячую дамочку, Юлечку, высокую, стройную, сногсшибательную блондиночку. У нас было уже два или три свидания, и я даже уже успел пару раз потискать ее в машине, когда все это вдруг  началось.
 Я перестал спать.

 Сначала все это казалось даже удобным – я просыпался раньше будильника и чувствовал себя весьма бодро. Дальше – хуже. Часами я лежал в своей кровати, пялясь в потолок, считая овечек, пытаясь унять свой мозг, буквально фонтанирующий яркими образами и новыми гениальными, а чаще – наитупейшими идеями. Я перепробовал все возможные народные методы: физические нагрузки, успокоительные, открытые форточки, теплое молоко, ложка меда, расслабляющие ванны, массаж, секс, банка меда… Однажды выпил чуть не половину пузырька настойки валерианы: уснуть не уснул, но волноваться по этому поводу перестал на весь день.
 Я спал по два, максимум – три часа в сутки. Был выжат, словно лимон, апатичен, вял.  Даже просмотр «Титаника» не давал желаемого облегчения. Если бы я знал, что будет дальше, я бы думал, что нахожусь в Раю.
 Через пару месяцев ночной сон для меня закончился.
 Ночь, вторую, третью я не мог уснуть. Дневной сон, те пара часов, что удавалось урвать в рабочие часы, тоже не особенно помогал.  Я был на грани.
 Помню, в тот день у нас было совещание с фирмой, проводящую для нас рекламную кампанию. В то время я работал финансовым директором в конторе, торгующей бытовой электроникой. И, как финансовый директор, должен был обязательно присутствовать на совещании.
 Я опрокинул в себя пять или шесть кружек крепкого кофе и, казалось, неплохо взбодрился. Менеджеры из рекламного агентства, молодой парень и женщина лет сорока, постоянно улыбаясь, подключили свой ноутбук к большому экрану и включили ролик…
 …Когда я очнулся, то обнаружил себя все в том же кабинете для совещаний, за столом для переговоров. В помещении никого не было, кроме меня, а лоб здорово болел. Дотронувшись до него рукой, мною была обнаружена такая здоровая шишка, которая могла бы загородить Кремль.
 Пока я шел по коридору в свой кабинет, коллеги улыбались, освещая мне путь своими
 зубами, а некоторые даже одобрительно похлопывали по плечу. На всякий случай я проверил, застегнута ли у меня ширинка…
 Со мной поравнялся директор по персоналу, мой приятель, Юра. Смеясь, он тоже хлопнул меня по плечу. Это порядком начинало доставать.
 - Ну и штуку ты отмочил, молодца вообще! – заявил он, смеясь.
 - Да, да, да, очень смешно. И что же я сделал, просвети?
 - Ты не помнишь? – мы зашли в мой кабинет, и он закрыл дверь, уселся в кресло напротив меня. – Эти клоуны включили свой ролик, и, знаешь, это была такая халтура, мне даже захотелось немедленно поблевать. Шеф пятнами пошел от негодования или вернувшегося геморроя, в воздухе уже запахло приближающейся грозой, сломанными конечностями… И тут ты так красноречиво впилился башкой в стол и издал смачный, тягучий, продолжительный храп! Давно я так не смеялся! Шеф сказал рекламщикам, что именно вот так реагирует простой обыватель на то дерьмо, которое они принесли под видом рекламы. В общем, заставил их все переделывать. А тебя оставил дремать, как героя дня.
 Юрка любил выражаться образно и никогда не скупился на яркие образы в своих историях. Я закрыл руками глаза и издал стон.
 - Хреново выглядишь, дружище, - сочувственно сказал он.
 - Я не сплю. Уже несколько месяцев проблемы со сном… Не знаю, что за черт.
 - Нервы?
 - Столько успокоительных сожрал, что уж едва ли. Недавно в меня врезался какой-то дебил на «девятке», разбил фару нахрен. И что я сделал?
 - Выбил ему три зуба?
 - Сказал «да и хрен с ним» и поехал домой.
 - Ух. Ты же над своей тачкой трясешься.
 - Ага.
 - Полируешь, вылизываешь круглые сутки.
 - Ага…
 - Да, это странно, - он задумался, завертев в руке ручку. – А знаешь что? Может быть, у тебя опухоль мозга?
 Я убрал руки от глаз и уставился на него.
 Юра серьезно кивнул:
 - Ты б проверился. С этим не шутят, чувак.

 Ненавижу больницы. В них воняет смертью и безнадежностью.
 За пару месяцев я прошел полное обследование. Несколько раз. Врачи качали головами и ничего лучшего не придумывали, кроме как выписывать мне снотворные. Которые не действовали. Ни одного зевка. Даже без «песка в глазах». Ничего. Они разводили руками и направляли меня  к другим врачам, которые точно также разводили руками. Случай, между тем, был интересным и исследовали меня с удовольствием. Обо мне даже написали статью в каком-то научном журнале. Я пытался ее прочитать, но вырубился прямо за рабочим столом. Это стоило мне разбитого носа. Дерьмовая была статья.
 Все действительно вышло из-под контроля. Ночи я по-прежнему проводил без сна. Надо отметить, это даже удобно, если привыкнуть. Столько свободного времени, потраченного впустую, в моей жизни давно не было.
 Но меня начало вырубать. Неожиданно и резко. Я просто отключался. В конце концов, перестал ездить на машине. Испугался, что вырубит за рулем. Я отключался на работе, во время совещаний или просто в коридоре, отключался у друзей, в кинотеатрах, в ресторанах, в транспорте, где угодно. Меня знали во всех депо метрополитена и автобусов, в магазинах. Меня периодически обворовывали, я перестал носить с собой деньги, купил дешевый телефон. Друзья сперва смеялись, подшучивали надо мной. Но потом это стало им надоедать. Еще бы! Если бы у меня дома во время дружеской встречи человек падал, где стоит, разбивая все на своем пути, я бы тоже не смеялся. На работе тоже все быстро перестали веселиться. Меня было невозможно разбудить. Меня били по щекам, поливали водой. Все бесполезно. Какое может быть битье по щекам, если, падая, я запросто мог сломать себе нос и даже не почувствовать этого? Слишком много времени я тратил на врачей, все меньше оставалось на работу. Какому начальнику это понравится? Юлечка тоже была не особенно довольна, когда я пару раз заснул во время секса. По ее словам, я не только позорил ее в ресторанах, вырубаясь прямо в тарелку с супом, но еще и пытался убить, навалившись, когда она «уже почти».
 Все летело к чертям.
 Я был в отчаянии.
 И тогда на моем пороге возник волшебный доктор Сомов. Он прочел ту самую статью, которая однажды помогла мне уснуть, статью про мой странный случай. Когда, вроде бы, все в порядке, но при этом порядка нет.
 Он появился у меня на пороге и заявил, что знает, как мне помочь.
 Я закрыл дверь перед его носом.
 Он постучал в нее ногой, крича, что я просто обязан впустить его. Что всю свою жизнь он занимается изучением сна и ДЕЙСТВИТЕЛЬНО знает, как мне помочь.
 Я впустил его.
 - Я подробно изучил Ваш случай! – сказал этот низкорослый, кругленький старичок в очках и с козлиной бородкой, раскладывая на моем кухонном столе какие-то бумажки, схемы и прочую ерунду. – Анализы и тесты показывают, что Вы – абсолютно здоровый человек, и это невероятно. Ведь должно было быть хоть что-то. Я тщательно изучил все, все показатели, предоставленные мне одним коллегой… надеюсь, Вы не против?
 Я безразлично махнул рукой, сел на диван и стал дожевывать пиццу, начатую ранее, до его прихода, уставился в какое-то телешоу:
 - Знаю, знаю. Я очень интересный медицинский случай. Зашибись радость.
 - Без сомнения! Без сомнения, молодой человек! Поэтому я изучил Вас как можно более подробно. Говорил с Вашей матушкой, учителями, школьным директором и деканом ВУЗа, даже с воспитателями детского сада!
 - Как Вы… - я удивленно вскинул брови.
 - Как я всех их нашел? О, упорство и труд, молодой человек! Упорство и труд! Но не важно, не важно, сейчас это абсолютно не важно. Изучив всю Вашу жизнь, я выяснил одну интересную деталь. Ваши умственные показатели. Намного выше, чем у сверстников. Ваш ум более гибкий, память гораздо более развита, чем у среднестатистического человека.
 - Много стихов учил в детстве. К чему Вы клоните?
 - Вы абсолютно здоровы, но показатели вашего мозга, вот здесь, видите? Повышенная бета активность и при этом практически отсутствует альфа. Они отвечают за покой, умиротворение. Будто Ваш мозг вечно под кофеином. Но иногда вдруг наблюдается резкий всплеск альфа активности. И именно в эти моменты…
 -… я отключаюсь, - закончил я уже более заинтересованно, наклонившись вперед на своем диване.
 - Именно.
 - С чем связаны эти всплески?
 - Этого я не знаю. Но! Я нашел способ подавлять активность бета и стимулировать альфа.
 Он улыбнулся, глядя на меня с искоркой в глазах.
 - Это значит, что…
 - Это значит, что Вы сможете стать таким же, как все!
 В волнении я поднялся и подошел к нему.
 - Мне нужно это лекарство. Это же лекарство?
 - Да. Капсулы. Но есть проблема.
 - Проблема – это то, что вчера я вырубился в общественном туалете на полчаса. Остальное не проблема.
 - Лекарство экспериментальное. Я проверял его только на крысах… - он сделал многозначительную паузу.
 Я задумался лишь на секунду:
 - Крысы живы и здоровы?
 - Да.
 - Отлично. Я буду вашим подопытным кроликом.

 Люди должны больше ценить то, что кажется им само собой разумеющимся. Пока не потеряешь нечто привычное, что, казалось, обычным делом, не сможешь оценить всю прелесть этого обычного дела.
 Как же прекрасно спать по ночам!
 Как здорово не бояться отключиться посреди важного собрания или в кабинете у директора. Как здорово гулять со своей женщиной по улице, не боясь, что в следующую секунду будешь лежать на асфальте с разбитой головой, а ей придется тащить тебя домой на своих руках.
 Как же здорово быть нормальным.
 Экспериментальное лекарство профессора Сомова начало творить чудеса уже на второй день употребления. Я уснул. Просто лег в свою кровать и уснул. Я должен был употреблять по три капсулы после еды ежедневно. Цену он, конечно, загнул не хилую, но это меня мало волновало. Все, что угодно, лишь бы это прекратилось. Этот постоянный страх.
 Друзья и коллеги поздравляли меня с победой, с выздоровлением, и сам я просто летал, а не ходил. Я был счастлив.
 Пока однажды, недели через три, на общем собрании, не представил свой последний финансовый отчет.
 Заглянув в бумаги, я вдруг понял, что это не финансовый отчет. Это какая-то ересь. Цифры, проставленные совершенно от балды, никак не отражающие текущую картину. Никак не отвечающие здравому смыслу. Я не мог вспомнить, как я его составлял. Но выглядел он так, будто его делал пятилетний ребенок.
 Моя спина взмокла от проступившего пота, и я с ужасом уставился на шефа, ждущего, когда я предоставлю ему цифры:
 - Извините, - сказал я. – Взял не те бумаги из дома… завтра отчитаюсь.
 - Вы в порядке? – спросил он меня, глядя на покрывающую мою кожу испарину.
 - Что-то кажется нет… Простите, - пробормотал я, поспешив выскочить прочь из кабинета.
 Я старался убедить себя, что это случайность. Просто мой мозг так долго был перегружен бессонницей, что теперь просто-напросто отыгрывается на мне таким дурацким способом. Конечно, это случайность. Иначе и быть не могло.
 И я даже практически убедил себя в этом. Но вдруг понял, что не могу вспомнить, номер квартиры, в которой я живу.
 Мне пришлось обойти три этажа, прежде чем мой ключи подошел к одной из дверей. Хорошо еще, что никто из соседей не подумал, что я пытаюсь проникнуть в их дом, и не выбил мне челюсть.
 Добравшись до дома,  я встал под холодный душ. Попытался вспомнить всякие мелочи, проверяя свою память. Когда не смог вспомнить, кто написал «Евгения Онегина», какой марки моя машина, что такое дифференциальные уравнения, что-нибудь из таблицы умножения и кто вообще такой Евгений Онегин, я вспотел даже под струями холодной воды.
 Даже не вытерев свое мокрое тело, я схватил телефон и набрал номер доктора Сомова. Я не мог вспомнить его имени.
 - Да, мой мальчик. Ну, каково быть нормальным человеком? – послышался его веселый, бодрый голос.
 - Я… я начал забывать вещи. Я забываю различные… вещи! Даты, имена писателей, математические формулы, химические элементы… я даже некоторые слова не могу вспомнить! Будто мой мозг… будто он… мне даже не хватает слов! Что за чертовщина?!
 - Спокойно, спокойно. Так и должно быть.
 - Что?
 - Да. Твоя память намного сильнее развита, чем у обычного человека. Сейчас ты становишься обычным. Стандартным. Как все.
 Я даже не знал, что на это можно ответить.
 Сомов поспешил успокоить меня, заговорив быстрее:
 - Сейчас это кажется немного пугающим. Но этот процесс, в конце концов, замедлится и будет не столь явным. Твой мозг должен привыкнуть усваивать и выдавать меньший объем информации. Он немного в шоке.
 Профессор рассмеялся, но мне было не до веселья.
 - Я что, превращусь в идиота?
 - Ты станешь обычным человеком. Который может спать по ночам и чувствовать, что он контролирует свое тело. Разве ты не этого хотел?
 Я повесил трубку. Что тут скажешь?
 Разве я не этого хотел?

 Все таблетки были выброшены в тот же день.
 Через два дня я встретился в ресторане с Юлей. Она села на диванчик рядом со мной, прижимаясь к моей груди, и все щебетала о том, как здорово, что я здоров, как здорово, что теперь ей не нужно краснеть и волноваться за меня.
 - Профессор Сомов – просто чудо, - говорила она. – Мы обязательно должны его отблагодарить за это чудесное лекарство.
 Я подумал, что ей неплохо был бы использовать еще какое-нибудь слово, кроме «чудо» и его производных.
 - Кстати об этом, - сказал я осторожно. – Я больше не принимаю лекарство.
 - Что?
 - От него появились побочные эффекты… проблемы с памятью. И с чтением. С усвоением информации, в общем. Поэтому я перестал принимать его.
 - Но ведь без лекарства…
 - Я снова начну засыпать на ходу. Да. И все же, цена слишком высока. Могу ли я пожертвовать своим воображением и своими умственными способностями, чтобы просто спать, как все? Не думаю.
 - Ты отключаешься, словно чертова перегоревшая лампочка! Даже на работе! Даже в ресторанах!
 - Да, я знаю. Но ведь можно найти решение. Я могу работать удаленно и не обязательно все время ходить в рестораны. Мы могли бы есть дома.
 - И что, мне с тобой сидеть целыми днями дома, как с инвалидом каким-то? Да я со скуки сдохну! Просто пей чертовы таблетки и носи блокнот, чтоб не забывать ничего! Мне надоело, что ты позоришь меня. Ты даже машину водить не можешь! Инвалид! Самовлюбленный, эгоистичный инвалид!

 Вот так мы и расстались.
 С работы я уволился на следующий день. Шефу был жаль отпускать меня. Но я убедил его, что от меня мало толку сейчас. Он обещал взять обратно, как только я выздоровею. Хороший человек.
 Машину я продал. Из дома практически не выхожу: в наше время можно и работать прямо из дома, и еду заказывать на дом.
 Практически ни с кем не поддерживал контактов. Обидно, что друзья предпочли забыть о моем существовании, но кто знает, как поступил бы на их месте я.
 Я даже перестал бриться, отрастил вполне себе приличную бороду. В ней иногда застревали крошки еды. Превратился в настоящего йетти.
 Жизнь стала предсказуемой и тихой. Иногда я даже задумывался, не сделал ли ошибку, отказавшись от лекарства. Но потом вспоминал, каково это – чувствовать себя тупым, и тут же отмахивался от этой мысли. Я не совершил ошибку.
 Отрубался я по-прежнему резко, но теперь я мог предугадать, когда это случится. За некоторое время перед приступом, за пару минут, весь мир вдруг становился удивительно ярким, цвета – резкими, будто кто-то подкрутил настройки у меня в голове. 
 Я уже даже начинал привыкать к этой моей тихой, одинокой жизни, когда однажды вечером раздался стук в дверь.
 Посмотрел в глазок. На пороге стояла девушка лет двадцати семи, наверное. Симпатичная, темноволосая девушка. Худенькая и какая-то очень домашняя. Уютная. Странное определение…
 Лицо показалось мне смутно знакомым. Я открыл дверь и внимательно посмотрел на нее. Она точно также внимательно изучала меня.
 - Ну и вид! – заявила она через минуту.
 - Простите?
 - Выглядишь прямо как йети!
 - Мы знакомы? – я нахмурился.
 - Нет. Меня зовут Полина. Можно войти?
 - Зачем?
 И тут глаза ее закатились, и она начала падать. Я вовремя успел ее подхватить. Сначала я подумал, что это обморок. Но потом услышал тихое сопение. Она спала!

 Я положил ее на диван, накрыл пледом.
 Сформулировал в голове множество вопросов.
 Попытался разбудить – не получилось.
 Побрился.
 Включил чайник, заказал пиццу. Заплатил за пиццу, заварил чай.
 Она проспала около сорока минут.
 Затем мы сели за стол, и девушка накинулась на пиццу. Я после сна тоже всегда был голоден.
 Полина начала рассказывать, уплетая еду:
 - Прочитала о тебе в научном журнале статью. Обрадовалась так, что не одна такая. Со мной это примерно месяца четыре происходит. Сначала страшно было, потом интересно. Одиноко, правда.
 Я кивнул:
 - Да. Есть такое.
 Мы помолчали.
 - Ты тоже теперь домосед? – спросила она, улыбнувшись. Кивок. – Я уволилась, работаю через Интернет. Хвала высоким технологиям! С друзьями как-то напряг… Но теперь мы познакомились! Я сначала боялась к тебе идти. А потом подумал: да будь что будет! Выгонит так выгонит!
 - Эффектное было появление!
 - Ага. Подгадала!
 - Я видел тебя раньше? Твое лицо… знакомое такое.
 - Видел, - кивнула она. – Я тебя пару раз в метро из выгона вытаскивала и сидела на скамейке рядом, чтоб не случилось чего.
 Точно! Точно, было такое! Каждый раз мне было так неудобно, что, кажется, я даже не благодарил ее.
 - Спасибо, - сказал я с чувством.
 Она улыбнулась.
 Хорошая улыбка, добрая.
 Я рассказал ей про доктора Сомова, про его лекарство и про то, как я отказался принимать его. Она слушала, обняв чашку ладонями, глядя на стол. Затем кивнула:
 - Правильно. В жопу доктора Сомова.
 И решительно поставила чашку на стол. Затем посмотрела на меня очень внимательно и улыбнулась:
 - Без бороды тебе намного лучше. Симпатичный.
 Я смутился. То ли от того, что долго ни с кем не общался. То ли от того, что долго ни с кем не трахался.
 - Самое странное место, где тебя вырубало? – спросил я, чтобы отвлечься.
 - Концерт Мумий Тролля. Чуть не задавили. У тебя?
 - Театр.
 - Банальщина! – воскликнула она с некоторым вызовом.
 - Я так храпел, что спектакль пришлось закончить на первом акте.
 Она засмеялась.
 - Ладно, неплохо. Самый странный человек, оказавшийся рядом после пробуждения?
 - Бомж. Я уснул на ходу, на улице, а когда проснулся рядом сидел бомж с плакатом «другу на подушку». Столько денег насобирал, удивительно. Как-то я уснул во время секса. Моя бывшая решила, что я пытался ее убить. Я был сверху.
 - Это ерунда. Когда я уснула, мой бывший сказал, что не почувствовал особой разницы.
 - Оу! – воскликнул я, засмеявшись. – Удар ниже пояса!
 - Да. Это были короткие отношения. Засыпал на важных мероприятиях?
 - Конечно.
 - В кино?
 - Постоянно.
 - В тарелке с супом?
 - О, да!
 Мы оба засмеялись. Это было хорошо. Это было как-то очень правильно. Я впервые за долгое время почувствовал себя так свободно с другим человеком. Она была такой же, мы были одинаково ненормальными. Это всегда сближает.
 Мы проговорили несколько часов без остановки и не заметили этого.
 Потом она хотела уйти. Я уговорил ее посмотреть какой-то фильм.
 Потом меня вырубило. Она укрыла меня одеялом и ждала, пока я проснусь.
 Потом мы заказали суши.
 Потом, через полгода, состоялась наша свадьба. Это было то еще торжество. Мы оба вырубились в ЗАГСе, прямо после обмена кольцами.
 Она сказала:
 - Ого, как ярок мир!
 Я сказал:
 - Будто кто-то резкости добавил!
 Мы поцеловались и упали на пол.
 Гости отнесли нас в лимузин и доставили  в ресторан, так что очнулись мы прямо за столом, примерно одновременно.
 Потом у нас родился ребенок. Чудесный, здоровый малыш, который не спит. Совсем. Иногда он будто отключается на несколько минут, не закрывая глаз, а потом снова готов бегать, изучать, познавать. Он очень и очень смышленый. Гораздо более смышленый, чем я, или она. Сначала мы беспокоились за него, но этот парень точно не пропадет.
 У нас с Полиной циклы отключения нормализовались. Они происходят в одно и то же время, на равное количество минут.
 Мы участвовали в нескольких ток-шоу, рассказывая о себе. Заработали денег, но это не самое важно. Важно то, что мы обнаружили таких же, как и мы. Странных, не спящих людей. Это происходит по всему миру, не понятно, почему. Будто эпидемия гриппа. Люди вдруг перестают спать. И все они чуточку умнее, чем среднестатистический житель Земли. Это явление исследуют лучшие врачи, но пока никто ничего не может сказать точно. Что это – некая мутация или подготовка к концу света? Никто не знает ответ на эти вопросы. Да и меня не особенно интересуют ответы.
 Меня интересует мой сын, произносящий свои первые слова, и моя жена, которая только что отключилась в нашей постели.
 Не знаю, когда и почему это все началось.
 Но как же я рад, что так случилось.