Рассказ пятый. Взрослеем...

Люба Ган
        Ну вот, наконец-то позади экзамены по окончании восьмого класса-мы теперь себя почувствовали взрослыми-ведь девятый класс и десятый и мы выходим в большую жизнь!Я собиралась хорошо отдохнуть летом и естественно побольше почитать свои любимые книги, после помощи родителям по хозяйству.. У нас было довольно обширное хозяйство- держали кур, свиней парочку, гусей (которых я постоянно пасла летом на лугах), корова и бычок или тёлочка и тому подобные животные, необходимые для того, чтобы прокормить семью достойно и даже продать  мясо и овощи на рынке, чтобы были деньги для других целей. По тем меркам мы были зажиточные, для нормальной жизни имели практически всё. Телевизор, холодильник (аммиачный) и стиральная машина у нас уже появились в конце 50-х годов, начале 60-х. К маме всегда приходили односельчане одолжить денег и мама никому и никогда не отказывала, и люди были тогда какие-то честные, что ли…,отдавали всегда и были благодарны маме за это.
   Вот так, я только была в предвкушении свободного лета, когда вдруг пришла подруга Валя Букреева и предложила мне вместе с ней поступать в горный техникум. Я вытаращив и так свои большие глазищи, сказала ей:
- Я чё там забыла-то? Что уголь буду копать что ли, после техникума?
-Ты чё, ненормальная, Валя мне парировала,
-Да после окончания горного специалисты хорошо зарабатывают и к тому же, техникум престижный считается, там учатся в основном пацаны, девчонок мало и поступить девочкам туда трудно.Мы с тобой хорошо учимся, и к тому же там работает дядя, он нам поможет.
-Ну может тебе и поможет, а мне-то с какого перепугу он будет помогать? Да и не хочу я вовсе, я хочу после десятого поступать на юриста.
-Люб, ну пойдём, а? Мне одной страшно. А вдвоём веселее будет экзамены сдавать. Валя  при любых наших встречах каждый день продолжала меня звать с собой поступать в этот чёртов техникум! Мне так это надоело, что я ей сказала:
- Скажу маме, что она мне на это ответит. На том и порешили.
      На другой день я вечером маме и папе сказала о таком предложении Вали.
      А в этот же год старший брат Валера тоже стал выпускником, но уже после  десятого класса и очень переживал, что не прошёл военную комиссию,для поступления в  лётное училище на военного лётчика - какие-то  колени у него « не парадные»…Мы посмеивались, а он лежал на кровати и буквально плакал, отвернувшись к стене. Успокоился только тогда, когда его одноклассница Тоня и друг Борис позвали поехать поступать в Иркутский политехнический институт на геологов. Сопоставив все эти события, мама сказала 
 - Ну что, неплохое дело, Валера поедет в Иркутск, а ты если не поступишь в техникум, продолжишь обучение в школе.
    Меня это вполне устраивало, так как я всё-таки в душе авантюристка немного, решила, что конечно же не поступлю, а пусть эти экзамены в техникум станут мне генеральной репетицией перед поступлением в институт.
    И вот мы уже с Валей сдаём экзамены в горный. Диктант я написала на «отлично», письменную работу  по математике написала на «хорошо», а вот с устными экзаменами по математике происходила какая –то ерунда… Для меня геометрия была любимым предметом и теоремы я понимала и решала на раз. Ну, не стала торопиться, всё тщательно ещё раз проверила, проверила и подошла к преподавателю. Принимала у нас приглашённая  математичка-пенсионерка, маленькая такая, худенькая бабулька.  Я тогда уже обратила внимание на одну девочку, что она одна из первых зашла и всё сидит и не выходит, и её не подгоняют сдавать.(Забегая вперёд, хочу сказать, что потом эта девочка-Галка Абрамова стала моей лучшей подругой, с которой мы просидели рядом на всех лекциях 4 года, а потом и вместе работали по направлению и жили в одном подъезде. Дружба оказалась крепкой!)
 Ну и ладно, я стала бойко доказывать теорему и закончив отвечать по билету, вдруг слышу от этого «божьего одуванчика»:
- Неправильно.Идите.
Мне-то и вовсе не очень и хотелось поступать, но я просто привыкла всё делать так, что если делаю что, так делаю как положено, а не как попало! Я стала ей говорить, что у меня всё правильно, а она опять тихонько: «Неправильно». Тут меня такое зло взяло, а так вот как «валят» на экзаменах!!! Фиг вам! Я эту теорему во сне смогу объяснить! А теорема-то действительно была одна из лёгких о « сумме внутренних углов треугольника» . Она же мне говорит:,
- выходите из аудитории, Вы не сдали. Я распсиховалась и поехала домой. Рассказала маме и папе об этой истории, им это не понравилось. На другое утро мама мне говорит:
- собирайся, поедем к дяде Коле. Я же маме в ответ:.
- мам, всё, я уже успокоилась и не хочу в этот дурацкий техникум!
-Так собирайся, я сказала!
У нас родители были строгие и для нас авторитет, не очень-то будешь спорить, не забалуешь… Собралась я, и мы поехали в город к маминому двоюродному брату. Он в то время работал начальником ГАИ, которого все водители боялись, так как он был строг и дисциплину в любом деле считал превыше всего. Дядя Коля попросил меня рассказать, как всё было. Я, конечно с неохотой, всё рассказала. Он позвонил кому-то и мы с ним пошли в техникум,нам принесли мою работу и я видела по лицам взрослых, что произошло что-то нехорошее. В общем меня попросили подождать в коридоре, потом через некоторое время в кабинет к заведующему отделением прошла эта математичка и с таким злом на меня взглянула, что у меня всё внутри похолодело. Вскоре она вышла и мне показалось, что она стала ещё меньше ростом, прошла на меня уже даже не взглянула. Затем пришла другая женщина, как потом оказалось, что это тоже преподаватель математики, но с другого потока. Меня пригласили и попросили переписать письменную  контрольную работу. А по устной работе мне поставили четыре теперь, хотя я знала этот билет на пять!Я приблизительно поняла, что происходит, и так мне было противно, но спорить я уже не стала. Я только несколько раз останавливалась и говорила, что не буду всё-равно в таком техникуме учиться… На меня как прикрикнула мама, что я-то ни в чём не виновата, а просто та училка ошиблась и меня теперь к другой прикрепили, поэтому она должна выставить свою оценку и подпись. А, думаю, ну и фиг с вами! Может всё равно баллов не хватит.
Через дня три мы с Валей поехали узнавать о том, зачислили  ли нас. Валя очень беспокоилась, так как написала на тройки и одну четвёрку. А я.., мне было всё-равно. Я уже настроилась идти в девятый класс своей родной школы. В списках поступивших моя фамилия была, а Валиной не было…не хватило двух баллов.Ей  её дядя не смог помочь, так как у неё при сдаче экзаменов нарушений не было, а он не захотел видимо светиться. Валя плачет, а я злюсь, и успокаиваю её тем, что она-то будет теперь учиться в старшем классе, а я опять буду в малолетках на первом курсе…, и ,так как реально представила всё это, что решила: Не пойду учиться в техникум всё равно! Справедливость восстановили, но теперь я не хочу! Домой приехала с такими воинственными мыслями, но мама меня тут же поставила на место:
-Поступила. Значит будешь учиться! Закончишь и хоть ещё в пять институтов поступай, выучим! А вдруг после 10-го провалишься на экзаменах в институт и что?
   Ну в общем, мне переубедить родителей не получилось…А тут ещё вернулись из Иркутска Валера с друзьями, он поступил, а его друзьям тоже  не хватило для поступления баллов. Мне указали на это, так как Борис и Тоня тоже учились хорошо, а вот не смогли поступить.
      Вот таким образом в один год мы с Валерой в 1967 году покинули родительский дом. Началась другая жизнь…