От внешнего утопизма к внутреннему человеку

Виталий Митропольский
Период с 1860 по 1864 гг. Федор Михайлович Достоевский охарактеризовал как время «перерождения убеждений».

Мучительный переход от идеалов социализма совершался в течение длительного периода столкновения и болезненного познания окружающей действительности.

Творчество писателя достаточно полно отражает этот процесс разрыва с антропологическим утопизмом изначально доброй натуры человека и перехода к христианскому мировоззрению о падшей природе и изначальной свободе личности в выборе добра и зла.

Первые проблески упомянутой эволюции взглядов писателя появились уже в его «Записках из Мертвого дома»(1860), в которых нашли отражение годы, проведенные им на каторге.

В последующем романе Достоевского «Униженные и оскорбленные» (1861)- трагедия его главной героини, во многом, обусловлена ее внутренним противоречивым состоянием, а не внешними причинами неустроенного социального быта.

Внимание к внутреннему человеку, которое искони было свойственно мировоззрению православного человека, и являлось первичным в Житиях святых и мучеников за веру, все более и более овладевало писательским сознанием.

Летние месяцы, проведенные Федором Михайловичем Достоевским за границей в течение двух последующих лет, выплеснулись в два замечательных произведения:  «Зимние очерки о летних впечатлениях» (1862) и «Зимние заметки в летних впечатлениях» (1863).

В эти произведениях ярко отразились два полярно противоположных типа человека: европейского человека, с его идеей внешнего, революционного переустройства мира на основе рационалистических и безбожных оснований, и русского человека, в сердце которого не потускнел божественный идеал Христа и  жажда неотмирной и вечной правды любви к Богу и ближнему.
   
Инфекция демонического романтизма XIX века уже проникла в российское высшее общество, поразив его темным эстетизмом зла, которое было ярко представлено в творчестве Байрона, им в то время увлекалась придворная знать и зарождающаяся интеллигенция.

В поведении главного героя «Записок из подполья» указанное явление проявилось в его малодушном страхе оказаться в глазах других людей смешным и неэстетичным.

Наиболее остро проблема демонического зла выражена в образе Ставрогина – главного «беса» знаменитого романа-предостережения «Бесы»(1870-1871).

Сын деспотичной матери-помещицы и воспитанник либерала-дворянина, поклонника западных «свобод», чуждого собственному народу, хранящему истинную веру – Православную, Ставрогин – типичный представитель духовно мертвого поколения, в котором нигилизм – лишь революционная оболочка, давно прогнившего, консервативного содержания.

Грехи отцов - основной лейтмотив романа...

Отречение и сознательная утрата дворянским сословием обратной, христианской, родственной, человеческой связи со своими крепостными крестьянами, евангельским ближним, которого заповедано любить, а не тяжко угнетать и насиловать, попирая и в себе и в них – Образ Божий и душу человеческую.

В этом романе Достоевский прозрел самую суть  ультрареволюционной теории и практики: цель оправдывает средства, которые в свою очередь подменяют цель социального освобождения еще большим внутренним рабством и кровавой тиранией партийных узурпаторов.

Современное прочтение Достоевского, в контексте перехода от тоталитаризма с его титаническим мировоззрением внешнего переустройства мира, любой ценой и любыми человеческими жертвами, к обществу христианских ценностей и смыслов – жизненно необходимо каждому духовно ответственному человеку.