ВРЕМЕНА ГОДА. ВЕСЕННИЙ ДЕНЬ
Музыка Е.Гудкова
Стихи Л.Татьяничевой
Партитура этой миниатюры состоит всего из 24 тактов музыки и одной строфы поэтического текста:
Весенний день!
Весенний день,
За сутки землю обойдя,
и, скинув стужи гнёт,
Он капли первого дождя
с весёлых глаз смигнёт.
Весны заждавшихся людей
счастливить будет рад:
Пернатых созовёт гостей
в наш поюневший сад!
Прикажет хмурость отменить:
при встрече с ним изволь
Без промедленья предъявить
улыбку, как пароль!
Весенний день,
Весенний день
Настал!!!
Бескрайний голубой свод небес, почти растаявшие на огромном пространстве снегА, с окрестных холмов и возвышений сбегают мутными ручьями залежавшиеся в лощинах сугробы.
Торжественно и радостно речное половодье уносит последний зимний оплот -разбивающиеся о течение реки бесформенные бело-серые льдины.
Они продолжают таять под воздействием солнечных лучей, проливающих свою благодать на безграничный весенний простор, передаваемый широкими шагами (интервалами) мелодии - запева у басов:
ВЕ-СЕН-НИЙ ДЕНЬ!
Вторя им, подхватывают тему остальные голоса: -
ВЕ - СЕН-НИЙ ДЕНЬ!, -
Далее следует небольшое замедление и остановка на выдержанном хоровом слоге – аккорде ДЕНЬ!…, будто короткое созерцание-огляд всей пробуждающейся от зимних оков шири.
Далее подвижная и устремлённая аккордово - хоровая фраза
ЗА СУТКИ ЗЕМЛЮ ОБОЙДЯ,
- и выразительная интонация -
И, СКИНУВ СТУЖИ ГНЁТ, –
с применением мягко пружинящего пунктирного ритма и лёгкого логического подчёркивания ударного слога фразы – стУжи гнёт…,
ОН КАПЛИ ПЕРВОГО ДОЖДЯ
С ВЕСЁЛЫХ ГЛАЗ СМИГНЁТ... –
следующая фраза, музыкальное развитие которой аналогично предыдущей. Красивый, пряный аккорд завершает её.
Второе предложение Con moto (c движением), - более взволнованное, - развивается на постепенном нарастании звучности (crescendo). Тонально неустойчивые гармония и ладово-неспокойная мелодия в партии сопрано будто изнутри «ломают» зимнестояние, им тесно в его оковах...
Музыка переполняется чувством нетерпения и жажды весеннего обновления: -
ВЕСНЫ ЗАЖДАВШИХСЯ ЛЮДЕЙ
СЧАСТЛИВИТЬ БУДЕТ РАД: -
мысль и её музыкальное воплощение стремятся к разрешению в эмоциональной вершине произведения:
ПЕРНАТЫХ СОЗОВЁТ ГОСТЕЙ
В НАШ ПОЮНЕВШИЙ САД! –
в высокой тесситуре (диапазоне) звучит сильное tutti (вместе) всего хора., словно вырвавшееся на волю всеобщее весеннее оживление.
Уверенной, широкой поступью звучит последнее заключительное предложение – динамическая и смысловая кульминация хора:
ПРИКАЖЕТ ХМУРОСТЬ ОТМЕНИТЬ,
ПРИ ВСТРЕЧЕ С НИМ ИЗВОЛЬ
БЕЗ ПРОМЕДЛЕНЬЯ ПРЕДЪЯВИТЬ
УЛЫБКУ, КАК ПАРОЛЬ… -
Постепенно умиротворяясь, последняя фраза сокровенно звучит в нюансе пиано (тихо): –
УЛЫБКУ, КАК ПАРОЛЬ…
И вновь - тенорА и сопрано в унисон - провозглашают наступление Весны широкой темой, звучавшей у басов в самом начале миниатюры. Только теперь она звучит тембрально более просветлённо, ярко и настойчиво:
ВЕ-СЕН-НИЙ ДЕНЬ!
ВЕ-СЕН-НИЙ ДЕНЬ! - снова вторят им остальные голоса;
НАСТАЛ!!
– проникая пространство, жизнеутверждающе и радостно звенит яркий унисон верхних голосов. На их фоне, истаивая, как бы вторя, в нижнем регистре красиво, бархатно и долго звучит заключительное альтово-басовое четырёхголосие - секундаккорд шестой ступени светлого Ля-мажора…:
ВЕСЕННИЙ ДЕНЬ НАСТАЛ!…
После морозов и метелей в природе воцаряется её величество Весна, с теплом, чириканьем и свистом птиц в синем небе, со звоном ручейков и родников, с ароматом первоцвета, с запахом свежести в прозрачном весеннем воздухе и шелестом ветерка в юной пробуждающейся зелени...
Павлова В.К. 20 декабря 2011год