Горняя рейтинг-йога

Леонид Платонов
Более двадцати лет назад, на рассвете зимнего дня, мне посчастливилось уловить идею практики Рейтинг-йоги.  Я ощутил тогда удивительный импульс к улучшению своих человеческих качеств, почувствовал, что меняюсь буквально одномоментно с открытием для себя этой сильной методики. Вскоре её романтический дух и высокая эффективность (уже самой первой увязанной с ней активности) – очаровали меня навсегда.

* * * * * * * *
Поле для приложения нашей практики широко, почти безгранично, но есть ряд простых правил. Одно из них таково: без изначальной альтруистической направленности мышления, или хоть минимальной склонности к ней, опыты с Рейтинг-йогой бессмысленны. Соответственно, обновлённая Рейтинг-йогой деятельность начинается с полезных для человеческого сообщества дел и сберегает в дальнейшем эту направленность, не позволяя доминировать личному. Наша практика взращивает альтруистическое мировоззрение, или она поднимается к своему единству с альтруистическим мировоззрением – наипрочнейшему из возможных для мирного (невоенного) времени.
Непротиворечиво представить практику Рейтинг-йоги, в её синтетической новизне, как систему самооценок: чуткую, динамичную, светскую, обстоятельную, творческую и романтическую; нетривиально использующую мощь числа; состоящую из повседневных опытов распознавания добра и зла с одновременным или последующим усилением первого и ущемлением второго.

Сообщим, что имеется, а чего точно нет в Рейтинг-йоге:

ЕСТЬ:
мера
чуткость
экологичность
романтика
масштаб добрых дел - наибольший из возможных

HET:
веры
Бога (бога)
Учителя (гуру)
существования по понятиям:
«всё равно»,
«слишком поздно»,
«и пусть себе»…

На усмотрение практикующих, либерально, отпущено всё, что касается души и духа: существование таковых, их генезис, метаморфозы, соотнесённость с разумом, роль в универсуме. При том Рейтинг-йога базируется на гуманизме светского образца, внетеизме и романтизме. 

Рассмотрим более пристально качества нашей практики.

ЧУТКОСТЬ. До всякой веры далекие наши предки бережно обходились с чутьем, унаследованным от животного мира. С появлением веры возникло и искушение пренебрегать чутьем, принижая и приглушая это важное качество. В то же самое время у природной сенсорности (чутья) проявилось новое свойство - быстрого различения правды и лжи, что никак не устраивало организаторов всевозможных обманов. Поэтому, для нейтрализации разоблачительного чутья, укреплялись позиции веры: создавались культы вождей и богов, впоследствии доведённые до монархических и монотеистических форм. Вера толкает людей на физическую активность там, где необходимы тщательные предварительные размышления, и удерживает в неподвижности там, где реально нравственны и незаменимы активные действия. Наша сегодняшняя цивилизация недальновидно (чтобы не сказать – безумно) держится веры, задействуя даже столь порочные её формы, как вера в расовое, национальное или социальное превосходство одних людей над другими, или вера во всевластие денег.
Место лживой и стратегически ненадёжной веры в сознании человека и социума необходимо освобождать. При том, что сознание всех уровней остро нуждается в восполнении чуткостью, индивидуальную чуткость слагает ансамбль современно специфицированных (и способных к развитию с помощью практики меры) проекций глубинного, унаследованного от звероподобных предков чутья.
 
ДИНАМИЧНОСТЬ. Внешне практика Рейтинг-йоги выглядит как система самооценок, обнимающая каждый день практикующего. Переход от формально-качественных самооценок - как, например «отлично», «плохо», «прилично» - к полуколичественным, то есть  отображаемым баллами, сопровождается усилением жизнедеятельности практикующего. Дополнительная энергия конструктивной рефлексии помогает перебираться через трудности жизни на удивление благополучно.

СВЕТСКОСТЬ. Избравшие для себя путь йоги во все времена стремились достичь Просветления. Между тем, это феноменальное качество традиционно воспринималось как единение йогина с высшим разумом (то есть с верховным богом). Светский характер мировоззрения и практики Рейтинг-йоги обязывает отыскать наилучшую по внутренней энергетике, но свободную от религиозного мистицизма современную версию Просветления. Она обнаруживается за предпосылкой о том, что итогом истинного Просветления должно стать состояние, в котором человек различал бы  д о б р о   и   з л о  на стратегическом удалении - иначе говоря, понимал, как поступок сегодняшний отразится на жизни людского сообщества через тысячу лет и далее. Самим понятиям добра и зла дается новое, конкретизированное наполнение: они увязываются с долголетием всего человечества. А именно: добро суть мысли, действия и обстоятельства, способствующие максимально долгому существованию сообщества людей; зло – всё, приходящее со стороны активного и самосознающего начала, вольно или невольно подрывающее долголетие Сообщества.

ОБСТОЯТЕЛЬНОСТЬ. Практика оценки добрых дел в виде чисел приобретает силу, когда подробно отображает участие практикующего в общественной жизни, а также в значительной мере охватывает его личные планы. Но особо оберегаемую от посторонних взглядов интимную сторону человеческих отношений отражать нежелательно, во всяком случае ту её часть, которая может, в принципе, выражаться в положительных баллах: не всё на свете нужно рационализировать. А в остальном эффективность системы, её «дальнобойность», прямо связана с количеством стандартных и экстраординарных поступков, которые самостоятельно оцифровываются практикующим Рейтинг-йогу.
 
ТВОРЧЕСТВО. Среди основных значений санскритского слова «йога» выделим следующее: «то, что соответствует». Соответствует мне, Вам, ему... Очень многое в нашей практике наделяется частными свойствами: от интонаций до существенно новых решений главных задач. Магистральный путь меры (чем является Рейтинг-йога) всегда освещён личным творчеством. Даже рутинные и механистичные действия, которые нельзя отменить, наполняются для нас новым смыслом. Юмор, с которым почти всегда коррелирует творческая составляющая в человеке, существенно подкрепляется и приобретает элегантные формы.

* * * * * * * *

Из известных на сегодняшний день подсистем данного направления наилучшим образом разработана и пригодна для инноваций Горняя Рейтинг-йога. Это, образно говоря - альпинизм души, романтическая огранка которого состоит в умозрительном восхождении на вершины мира. Практика альпинизма души требует обзаведения следующими документами: дневником, «лестницей» и альтиграммой.

ДНЕВНИК
Те из своих поступков, которые, на наш искушенный взгляд,  представляются добрыми, отображаем в дневнике в виде чисел. Так в процессе новой этической практики гармонично сочетаются качество и количество. Синтезированный «продукт» называется рейтинг-баллами. Рейтинг-балл служит эквивалентом умозрительного подъема на один сантиметр. Сантиметры подъема обозначаются арабскими цифрами, а метры – римскими. Чтобы подчеркнуть особую роль заслуженных нами метров, обычно обводим римские цифры кружочками и называем «колёсами».   
Для придания большей живости процедуре дневникового отражения добрых дел  цифры можно снабжать всевозможными метками (стрелками, буквами, простыми рисунками), варьировать их толщину и цвет.
Обязательные для нас дневники могут заполняться по-разному, не исключая сопровождающих текстов и иллюстраций. Но главное - сами записи в виде чисел. При этом плюсовать все баллы подряд в хронологическом порядке их проявления или слагать рейтинг-баллы в строки (диагонали, спирали…) по темам - сие на усмотрение практикующего. 
Дневник - очень важная часть работы: вдохновенный труд, отражаемый в нем, даже и состоящий во многом из ведения дневника, гармонизирует нас самих и окружающее пространство.

«ЛЕСТНИЦА»
Без неё все усилия по ведению дневника не получают романтического, воодушевляющего наполнения, совершенно необходимого для нашей практики. Умозрительное начало «лестницы» совпадает с нулём высоты, то есть с «уровнем моря». Отмеренный от нуля высоты и направленный вертикально вверх стометровый отрезок является нулевой «ступенью» (во всяком случае, для автора этой брошюры). Выбор стартового рубежа требует самостоятельного решения: с «уровня моря» или не с «уровня моря», а с какой-либо примечательной высоты - например, со ступени № 12 (наименования ступеней сохранены близкими к авторским):

12 -  Раздвигающий зелёные ветви
13 -  В Арке Света
14 -  Укротитель собственного раздражения
15 -  Наследник явленного мужества
16 -  Восходитель
17 -  На трудном скальном участке
18 -  Рыцарь Меры
19 -  Сто широких шагов к Свободе
20 -  У границы леса
21 -  Панорама Хамар-Дабана
22 -  Омовение в горных ключах

Ступени, визуализируемые через образы альпинистского восхождения, перемежаются с теми, которые обращают к вопросам этическим. Они равноправны, если мы говорим о форме ведения дневника или о начислении баллов за рутинные действия. Разве что на ступенях этических больше внимания заявленным качествам (Мере, Свободе…), и, соответственно, их проявления отражаются укрупнёнными рейтинг-баллами. Спроектировать лестницу (дать названия ступеням) необходимо как можно быстрее, до самого верха, всю полностью! Что, впрочем, не означает жесткой программы действий. Это лишь объявление намерений. И чем скорее мы доведём до своего сведения примерный план предстоящей жизни, тем больше шансов на эффективность практики Рейтинг-йоги. Лестница (декларация наших намерений) может, конечно, претерпевать изменения - как на рабочем своем участке, по согласованию с внешними обстоятельствами, так и на больших высотах, сообразно с внутренним ростом и мировоззренческими подвижками рейтинг-йога.

23 -  Побеждающий раздражение
24 -  Открытый добрым фантазиям
25 -  Сужение материальной сферы
26 -  Сочувствие и сострадание
27 -  На альпийских лугах
28 -  Рыцарь белых снегов
29 -  Зажигающий рубиновый ореол
30 -  Дозорный саянских перевалов
31 -  Льды Гренландии
32 -
             Мастер Рейтинг-йоги
33 -               

Ступени сдвоенные или строенные появляются не от скудоумия разработчика, их назначение - дополнительно подчеркнуть и усилить определённые этические позиции.
 
34 -  Не утративший чувства юмора
35 -  Научившийся извинять
36 -  Бастион над кипящим кратером
37 -  Предрассветные Алтайские горы
38 -  Свет
39 -  Свобода
40 -  За чистый Байкал
41 -  Удостоенный творческих озарений
42 -  Горняя огранка мастерства
43 -  Тернии вмещающий
44 -  Не знающий обид 
45 -  Дозорный Белухи  (4509 м)
46 -  Красоты и тайны купола Антарктиды

Если ступени этические больше обязаны ситуации, складывающейся вокруг рейтинг-йога, и, соответственно, могут располагаться на разных участках лестницы, то ступени «горные» четко привязаны по высоте. Например, ступень 45 относится к диапазону высот от 4500 до 4599, включительно, метров. А высшей точке горы Белуха (восточная) принадлежит отметка 4509 метров, что и определило выбор названия для 45-й ступени.
 
47 -  Сжигающий шелуху
48 -  На ладонях Монблана  (4807 м) 
49 -  Огнеспособный
50 -  В венке Алатау
51 -  Полуденных Фанских гор дивно яркие краски
52 - 
53       Ответственность
54 -            
55 -  Красоты чертоги
56 -  Счастливый избранник Эльбруса  (5642 м) 
57 -  Счастье есть!
58 -  Хранитель тайны Кибо (Килиманджаро)  (5898 м) 
59 -  Лёгкость
60 -  Потаённая ступень
61 -  К исполину Севера - горе Мак-Кинли  (6194 м) 
62 - 
63        Ответственность за страну
64 -    
65 -  Устремлённый к мирам дальним
66 -  Опасный карниз
67 -  Мудрое сердце
68 -  Помышляющий о крыльях
69 -  Дыхание Анд   
70 -  За трепещущий облачный порог
71 -  Рыцарь синей небесной чаши, или Рыцарь хорошей погоды
72 - 
73        Ответственность за Сообщество
74 -

Комментируя названия блоков ступеней 52-54, 62-64 и 72-74, заметим, что социализация личности органично взращивается нашей практикой.

75 -  Над Тянь-Шанем и Памиром
76 -  Потаённая ступень
77 -  Гуманизм и романтика
78 -  По Южной стене
79 -  Врата Беспредельности
80 -  Свидание с Аннапурной, Богиней Урожая  (8091 м) 
81 -  Свидание с Чо Ойю, Бирюзовой богиней  (8153 м) 
82 -  С высоких гор для чистого Байкала
83 -  Потаённая ступень
84 -  На плече Чёрного великана (Макалу) ( 8481 м)
85 -  К несравненной Канченджанге (Канченджунге, Канчефанге) - 
высоте высот Востока и Юга  (8598 м)
86 -  Напутствие К-2 (8611 м)
87 -  Лампада ледяной пустыни
88 -  Витязь Джомолунгмы.

Для жаждущих высоты ещё большей, чем Эверест (8848 метров), где в тесных рамках земной географии нет никакой опоры для рук и ног, найдётся много решений через создание чисто этических, возвышающих душу ступеней. Или уже лететь покорять марсианские горы... Во всех случаях лестнице должно стать реальной суммой намерений для восходящего к Просветлению рейтинг-йога.
Но если подъём по ступеням этическим проецируется в дневнике без существенных технических затруднений, то в отношении «горных» ступеней (может так показаться) процесс осложнён. Тем более, что опыт реального альпинизма имеется далеко не у всех. Взбодримся тем обстоятельством, что альпинизм души не обязывает к участию в длительных и регулярных экспедициях в горы и может совсем обходиться без них. И, хотя реальные альпинистские восхождения, безусловно, прекрасны и ни с чем не сравнимы, мы берём с собой в путешествие не верёвки, не крючья, а творческое воображение и романтическое настроение.
Тем не менее возникает непраздный вопрос: возможно ли Горнюю рейтинг-йогу возвести в ранг образа жизни и не знать ничего, или знать очень мало, о красоте и величии горных вершин? Дело личной чуткости практикующего - отыскать пропорцию между умозрительным и реальным горовосходительством, которая в наилучшей мере отвечала бы его характеру и физическому состоянию. Недостаток горнотуристского и альпинистского опыта некоторым образом может быть возмещён чтением соответствующей литературы, фильмами, фотосюжетами, песнями Визбора и Высоцкого…
«Горы покоряют человека своим могуществом, разнообразием, красотой. В непогоду и в вёдро, в гаснущих красках уходящего дня и в первых лучах восходящего солнца - всегда они прекрасны», - писал Евгений Тамм. Люди с развитым воображением легко видят образы гор в облаках, любуются и воодушевляются ими. Пафос подвигов, связанных с именами Джеймса Меллори, Мориса Эрцога, Эдмунда Хиллари, Тенцинга Норгея, Евгения и Виталия Абалаковых, Кирилла Кузьмина, Михаила Хергиани, Екатерины Ивановой и многих других не должен рассеяться через какие-то десятилетия, но, упорно сопротивляясь времени, призван служить всему миру, пусть даже и опосредованно - через практику Рейтинг-йоги.

АЛЬТИГРАММА
Текущая запись в ней – это рейтинг, то есть внутрисистемный итог всей предыдущей деятельности практикующего. 
Например: располагая в какой-то момент высотой в 6247 метров 10 сантиметров, рейтинг-йог поднялся за один день на 6 метров 57 сантиметров, а за следующий - на 1 метр 94 сантиметра. Тогда:
                … ;  6247/10 ;  6253/67 ;  6255/61 ; …
В тех случаях, когда по каким-то причинам мы не работаем с альтиграммой несколько дней, последующая запись в ней может быть сокращённой. Например:
   … ;  6255/61 ;  6257 ;  6259/2  ; 6264/97 ;  6269/18 ;  6270/85 ; …
сокращаем до:
                … ;  6255/61 ;;;;;  6270/85 ; …
И так далее, подобным образом - до высот 8848 или 9999. Или сверх того.

* * * * * * * *

Горняя рейтинг-йога является «свободочислием» в том смысле, что баллы рождаются зачастую интуитивно, без явного соотнесения с каким-либо эталоном или реестром. Граничащая с легкомыслием креативность скорей приносит плоды, чем промеренный до миллиметра скрупулёзный и консервативный подход к расстановке баллов. Легче лёгкого - как дышать при умеренном ветре с тёплого моря, и так же радостно, как танцевать. Эмансипация чисел (посредством жира и цвета, различных меток или с помощью римских цифр) придаёт нашей практике дополнительное обаяние.
Удивительно, что при всей своей легкости практика Рейтинг-йоги даёт много силы. Силу ей обеспечивают положительные обратные связи: между собственно действием и его отражениями. Отражения в виде баллов служат приводом к новым действиям. А специфицированные единицы рейтинг-йоговских дневников не шумно, но вместе с тем довольно настойчиво требуют репродукции. Последействие, одной из сторон которого является отражение в дневнике, перерастает в преддействие, выражаемое намерением совершения нового действия. Так замыкается круг отражений:  деятельной жизни в баллах, баллов - в усилении жизни.
Связка «действие-отражение» существенно эффективней одной только изолированной деятельности, не подкреплённой внятными отражениями. Рефлексия через рейтинг-дневниковую запись словно бы возвращает новому действию часть энергии предыдущих усилий, подобно высоким процентам на правильно сделанный денежный вклад. Благодаря отражениям, человек, практикующий Горнюю рейтинг-йогу, наделяет простые дела неожиданно новым, глубоким смыслом, заурядные обстоятельства расцвечивает романтикой и оживляет творчеством. Рейтинг-дневниковые записи способствуют концентрации чувств и разума. В ряде случаев эти отметки - дополнительные гарантии от забывчивости. Практика не исключает и «авансовый» подход: сначала запись, а лишь затем, следом, действие. Таким простым способом тоже наращивают объемы полезных усилий.
Горняя рейтинг-йога удивительно эффективна в делах, связанных с самосовершенствованием человека. Она может быть предпочтительным средством решения важных личных задач: укрепления силы воли и расширения недеструктивных свобод; избавления от зависимостей и освобождения от внутренних поработителей (зависти, страха, жадности), формирования адекватных, здоровых реакций на людей и события.
Рейтинг-йога способна на удивительные свершения. Она способствует гуманизации и гигиене мышления. Она - путь роста сознания с бытового уровня до космического. Она же и эффективный путь меры, способный обеспечить наилучший баланс между горним и дольним мирами в сознании человека.
Рассудочного, по-житейски расчётливого поведения бывает мало даже для достижения личного счастья. Проходят годы, и вот однажды с пронзительной ясностью открывается, до какой крайней степени нужен подвиг - не жалкий в своем убожестве пьяный кураж, не случайный шалый прыжок через пропасть обыденности и не избыточный адреналин, отбивающий разум, но подвиг, наполненный гуманизмом, любовью, талантом и мужеством - не на один только час или день, а на всю дальнейшую жизнь. 
Вне пространства активных альтруистических практик быстро устаревают многие вещи: влиятельные политические фигуры сдуваются у нас на глазах; молодецкая удаль, язвительный ум и самовлюблённая красота безнадёжно проигрывают свой спор с ветром времени, забываются, исчезают. Но неподвластными общему одряхлению остаются усилия, что ведут нас к свершениям и открытиям, что по-хорошему отражаются на судьбах людей и благополучии «братьев меньших»: лучшие чаяния, что прибавляют, через активность, хотя бы мгновение к долголетию человечества. Они объективно перерастают в иной масштаб бытия, много больший масштаба обычной человеческой жизни.
Подобное - с альпинизмом, реальным спортивным горовосходитель-ством. По медицинским и возрастным обстоятельствам он для нас, увы, исчерпаем, тогда как альпинизм души теоретически и фактически безграничен. И всякая личная практика Горней Рейтинг-йоги - это первовосхождение.

С Р Ы В Ы
Наша практика нерепрессивна. Но в некоторых случаях вразумить самого себя, а то и резко одёрнуть, полезно. Для этого служат баллы со знаком минус. Переедание, всплеск раздражения, неосмотрительность в поведении могут быть серьёзно наказаны понижением суммарного рейтинга на доли метра или даже на целые метры («колёса»). Это малые срывы. Отражённые в психическом и соматическом состоянии практикующего, они болезненны, но не опасны.
Ступив на путь нашей практики, человек призывается тем к особой ответственности. Поэтому ряд поступков или, наоборот, невмешательств, которые люди далёкие от Рейтинг-йоги склонны себе прощать, забывать, замаливать, перекрывать всевозможными индульгенциями, для нас неприемлем. В рейтинг-йоговском отражении это - большие срывы, ценой в десятки и сотни потерянных метров. Как и в альпинизме реальном, такие срывы смертельно опасны. 

* * * * * * * *

Ответственность автора за Проект была бы ущербной без поисков общих и частных ответов на крайне важный вопрос: может ли Рейтинг-йога способствовать злу? Что, если особь с болезненным самомнением, перевернутой этикой и диктаторскими наклонностями пожелает вооружиться нашей методикой, чтобы системно себя затачивать на циничное обладание всеми и всем?
Существенно отличаясь от джинна, освобожденного из бутылки и рабски послушного освободителю, Горняя рейтинг-йога сама способна  освобождать. Она удивительным образом пробуждает и раскрепощает в человеке то, сокровенное, что Иммануил Кант называл «нравственным законом внутри нас». За годы практики автору этих строк много раз довелось убедиться в том, что слишком жёсткое и подчёркнуто эгоистичное не побуждает к действиям. Напротив, активность в рамках Проекта тормозит подобные умонастроения или требует их пересмотра.
В чём остро нуждается современный мир? Немногим более ста лет назад численность людей на планете составляла лишь четвёртую часть от нынешней, антропогенная нагрузка на живую Природу, вероятно, не превышала первых процентов сегодняшней; совокупная мощь вооружений за это время увеличилась на много порядков: химические средства массового поражения и свалки опасных отходов распространились до трагической неликвидности; остро обозначила себя проблема недостатка питьевой воды… И вот вопрос: при столь быстрых, болезненных и коренных изменениях в жизни социума – допустимо ли, чтобы сумма нравственных императивов осталась во всём наследуемой от прапрадедов, нередактируемой и недополняемой? Между тем, как и прежде, повседневная нравственность очень многими понимается упрощённо, едва ли не как пара-тройка ограничений и пожеланий: любить бога, не прелюбодействовать и не напиваться в хлам. Всего-навсего!
В конце позапрошлого и ещё в начале прошлого века экологичность мышления и действий  очевидной необходимостью не была. Но теперь это так. А поскольку мировые религии высказались на данную тему крайне скупо, то новая норма нравственности – ЭКОЛОГИЧНОСТЬ, сверхактуальная и жизненно необходимая – должна прийти в мир как светская. Тем более, что креационистское мироощущение тормозило её появление, рассматривая живую Природу как «тварь» и перелагая ответственность за её здоровье почти полностью на «Создателя». Рейтинг-йога ставит экологичность среди самых главных мировоззренческих и практических ценностей.
Многоплановые проблемы распространения вооружений, проблемы бедности, наркомании, терроризма – как и другие, угнетающие людей на нашей планете – требуют чрезвычайных усилий Сообщества. Для разрешения этих проблем, даже только для притупления их остроты, недостаточно договоренностей между главами государств и налаженных связей между правительственными чиновниками - необходимо сознательное участие возможно большего числа граждан, чтобы вялая и морально ущербная глобализация наших дней преобразовалась в приемлемую – то есть в существенно более перспективную для выживания людского сообщества. Соответствующая норма нравственности – ПЛАНЕТАРНОЕ МИРОВОСПРИЯТИЕ – также должна войти в нашу жизнь как светская, ибо её приходу реально способствуют светские институты и частные лица, внутренне свободные от религии. Напротив, теономная этика часто соседствует с заносчивой верой в национальное превосходство одних людей над другими. Из этого следует вывод о невозможности планетарного единения на религиозной основе. Никакая богопризнательная мировая всеобщность в будущем не просматривается.
Но перечисленные выше и многие здесь не названные проблемы требуют единства землян. Планетарная общность, хотя и с трудом, но единственно достижима на базе разумной встревоженности за жизнь Сообщества, обеспокоенности угрозами долголетию всего нашего вида. Рейтинг-йог, по определению масштаба своих добрых дел как наибольшего из возможных, уделяет много внимания развитию планетарного мировосприятия.
В полном согласии с признанной нами наипервейшей ценностью, то есть с чаемым долголетием человеческого сообщества, возрастает необычайно и возвышается до ранга нравственной нормы роль ВСЕСТОРОННЕГО ЛИЧНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ. Самосовершенствование необходимо для поддержания тела в состоянии оптимальной работоспособности и эстетической привлекательности. Хороши пробежки по парку, гимнастика по утрам, хатха-йога и тренировки спортивной направленности; неувядаемо хороши походы пешком и на лыжах, велопробеги и сплавы по рекам; прекрасны горнотуристские переходы и альпинистские восхождения! Но безотрадно, когда только этим исчерпывается самосовершенствование человека, когда красота осанки, упругость мышц и благотворная подзарядка от общения с Природой расходуются исключительно эгоистично и не способствуют повышению личной ответственности за общее будущее. Подлинное самосовершенствование включает настойчивое расширение сознания, восходит намерениями и действиями к реальной помощи людям, к целокупному пониманию бытия и поддержке живой Природы. Оно открывает деятельной личности масштаб добрых дел – наибольший из всех возможных.
Самосовершенствование тесно связано с развитием чувства меры. Альтруистичные проявления чувства меры прекрасны. К ним ведут системные действия, при которых оптимизируются соразмерности черт человеческого характера или форм поведения личности, обусловленных чертами характера. Например:
романтики и рутинности,
словопроизнесения и молчания,
присутствия и отсутствия,
участия и неучастия,
применения и неприменения,
открытости и недоступности,
твёрдости и гибкости,
серьёзности и юмора,
решительности и осторожности…
желания покрасоваться и желания самореализоваться.
Усилия будут успешны в русле столь эффективной практики меры, как Рейтинг-йога. Конечно, трудно надеяться, что развитие чувства меры в ближайшее время привьётся в качестве общей нравственной нормы (для россиян, например, чувство меры традиционно не входит в число национальных приоритетов), и всё же - для самой ответственной части Сообщества, располагающей волей, чтобы влиять на развитие человечества - мудрое, чуткое и хотя бы чуть-чуть романтическое восприятие меры необходимо.
«Есть два вида мышления, - писал Мартин Хайдеггер, - причём существование каждого из них оправдано и необходимо для определённых целей: вычисляющее мышление и осмысляющее раздумье». Первое, по определению философа, связано со способностью «брать в расчёт» и «беспрерывно калькулировать новые, все более обещающие и выгодные возможности»; нередко оно отличается «хитроумием планирования и изобретательства», но при этом может идти рука об руку с «равнодушием и полной бездумностью». Осмысляющее раздумье, напротив, не помогает нам «справиться с повседневными делами» и зачастую оно «бесполезно в практической жизни», но открывает возможности получить представление «о смысле, царящем во всём, что есть». Кому-то, с первого взгляда, покажется странным, но вдохновенный труд по развитию чувства меры оптимизирует соотношение названных видов мышления так, что значение осмысляющего раздумья и сила его увеличиваются, опережая по темпам прибытка вычисляющее («калькулирующее») мышление.

* * * * * * * *
Рабочая сторона нашей практики хорошо выразима всего четырьмя словами: мера – востребована, вера – отдыхает. Но драматизм современной нам ситуации именно в том, что механизмы веры нагружены и перегружены почти повсеместно. Обустраеваемое на вере людское сознание, с одной стороны, и вызванные промышленной революцией грандиозные перемены, с другой стороны, в их смешении порождают гибельное для Сообщества противоречие.
Только что есть вера? Неразвитое чувство меры? Или она – торможение, застой и регресс в процессе эволюции разума? Онтологична ли вера?
Мы практикуем йогу и стремимся, следовательно, к Просветлению, обусловленному высоким, истинным знанием. Поэтому не позволяем себе возводить барьер между нашим сознанием и реальностью. Но вера таким барьером является: экранирующим либо косо преломляющим свет, затемняющим поле зрения либо слепящим. Или - она подобна бракованной линзе, выпуклой либо вогнутой. Приведённые обстоятельства «портят зрение» и с современной йогой несовместимы. Едва ли не главная потребительская функция веры (точнее – того, что принято называть «верой») - компенсировать недостаток горнего в обыденной жизни. Тогда как вся наша практика альпинизма души наделяет высоким (горним) обычную жизнь очень щедро.
Современная цивилизация, форма которой - вера (в начальника, бога, «пиастры», расовое превосходство или что-то иное),  обречена. Эгоизм её лидеров, с одной стороны, и безответственность масс, с другой стороны, а также очень быстро растущая пропасть несоответствия между требованиями промышленной революции и зашоренным поведением верующих людей - предопределяют крушение цивилизации веры. Что, впрочем, не означает непременной гибели человеческой популяции или прихода «конца света».
В 1988 году в Прибайкалье проводилась международная социально-экологическая экспертиза, посвящённая проблемам уникального сибирского «моря». В послесловии к этому мероприятию было сказано примерно следующее:
Подобно тому, как берега Средиземного моря когда-то стали колыбелью многих человеческих цивилизаций, так теперь есть существенные предпосылки тому, чтобы бассейн Байкала стал колыбелью новой экологической цивилизации - местом, где возродится новое экологическое мышление.
Трансформация этой чуткой мысли в намерение, а в стратегической перспективе - в спасительную реальность может стать для России национальной идеей № 1. Наши интенции по созданию очага новейшей экологической цивилизации гуманны и бескорыстны. Их национальная принадлежность условна; но через их воплощение россиянам «светит» почётная рента в виде всеобщего уважения, самоуважения и «сбережения народа».
При том сбережение всего Сообщества понимается нами как многостадийный процесс. А способность улавливать тренд развития (оптимальный с позиций заботы о долголетии человечества) – это всегда результат практик меры… шедевром среди которых является Рейтинг-йога. Вместе с этим, усилить названный тренд на нижерасположенных уровнях – национальном, региональном, районном – легче всего при активном содействии Рейтинг-йоги, поскольку она – эффективная инженерия успеха в деле оздоровления настоящего и продления будущего.

Мир станет лучше благодаря Рейтинг-йоге. Вот только пойдёт ли теория метода из России либо, увы, из другой части света? Но хуже всего, если с полувековым опозданием.

Мир и Свет всем желающим приобщиться к системной практике Рейтинг-йоги! Вместе мы обеспечим чаемое долголетие человеческому сообществу. А чуткое и ответственной служение этой цели уже сегодня питает жизнь новым смыслом и позволяет осуществить удивительное восхождение на прежде почти не знаемую человеком и прежде почти не знавшую человека духовную высоту.


КАНОН  РЕЙТИНГ-ЙОГИ
(Проект)

I.    Наша единственная стратегическая цель – долголетие
      человеческого сообщества.
II.   Мы идём к стратегической цели дорогами Просветления.
III.  В наших делах главенствует мера.
IV.   В нас живет романтика творчества и свершений.
V.    Мы действуем в наибольшем (для нас доступном)
      масштабе.
VI.   Без романтики нет Рейтинг-йоги.
VII.  Никакое наше доброе дело не может опираться на веру.
VIII. Безошибочно распознавать: где добро, а где зло -
      в этом суть Просветления.
IX.   У нас нет иной стратегической цели, кроме долголетия
      человеческого сообщества. К этой цели устремлена
      наша общественная активность.