Ялджухский врачеватель Шерифали Буба

Али Албанви
В Южном Дагестане, на склоне горы Сенгер, на одном из западных отрогов священного Шалбуздага, располагалось древнее село Ялджух, прославившиеся тем, что в нем, родился и жил известный в регионе, и почитаемый местными лезгинами целитель Шерифали Буба (ум. 1883).


К числу святых, своими односельчанами, Шерифали Буба был причислен за всевозможные чудеса, совершаемым им при жизни. Следует заметить, что в Южном Дагестане к числу святых во многих случаях относили и просто лиц, хорошо знавших арабскую грамоту и совершивших хадж. Но в памяти лезгинского народа, особенно ярко сохранились преданиях именно о святом Шерифали Бубе из лезгинского селения Ялджух.


Пару слов необходимо сказать о многострадальной судьбе жителей села Ялджух. В разные исторические периоды село относилось к различным административным образованиям. Так в  1839 году село Ялджух вошло в состав новообразованного Самурского округа, который в 1929 году был включён в состав Ахтынского района. В 1953 году жители села Ялджух, вместе с жителями сёл Филидзах и Филиф-Гюне были переселены в село Советское Магарамкентского района.   


В селе Ялджух сохранился пир (мавзолей, гробница) святого,  который пользовался большой популярностью и посещался верующими из лезгинских селений. К нему обращались при засухе, при бездетности, при различных болезнях, паломники устраивали у его могилы моления с зикром. Верующие считают, что этот святой и после своей смерти выполняет их просьбы. Шерифали Буба жил, судя по преданиям, в первой половине XIX в. Он считался странным человеком: мог внезапно исчезать и так же внезапно появляться.


Из народных преданий известно, что однажды он исчез в четверг и появился снова в пятницу к утренней молитве и, войдя в мечеть, обратился к собравшимся там мужчинам с сообщением о смерти одного из двух паломников из этого села в Мекке и призвал за него помолиться. Все очень этому удивились, сам Шерифали Буба объяснил свое знание о случившемся тем, что он был в Мекке и принял незримое участие в похоронах. Через 5 месяцев вернулся в село другой паломник и подтвердил, что его спутник умер в Мекке в тот день, о котором говорил Шерифали Буба.


Интересна одежда, которую, по рассказам  носил святой Шерифали Буба: она представляла собою что-то вроде халата, на который он собственноручно нашил сотни разноцветных кусочков ткани таким образом, что он имел вид одежды, сшитой из лоскутков. Кроме того, он нашил несколькими продольными рядами на передней части амулеты «сабабы» На голове Шерифали Буба носил шапку в форме тюбетейки, с макушки которой свисала лента из войлока. Когда его спрашивали, для какой цели он носит эту необычную одежду, он отвечал, что он делает это для того, чтобы над ним смеялись.


По рассказам односельчан, Шерифали Буба обладал силой воздействия на животных. Так, однажды, когда он шел по селению, за ним увязались дети, привлеченные его необычным одеянием, они смеялись над ним, дергали за одежду, приставали с вопросами, и он не мог от них отделаться. Тогда Шерифали Буба пригрозил детям, что если они не прекратят баловаться - придет волк. Ему не поверили и продолжали над ним смеяться, но вдруг дети заметили, что Шерифали Буба смотрит куда-то в сторону, и увидели, что там появилось несколько волков, выжидательно смотревших на детей. Дети испугались и убежали. После этого Шерифали Буба, обращаясь к волкам, поблагодарил их и извинился перед ними за беспокойство, обещал больше не отвлекать их от дел. Волки ушли после этих слов.


К тем же способностям этого святого можно отнести и такой эпизод, когда лошади, которые должны были везти повозку, на которой находился арестованный Шерифали Буба, не трогались с места, пока он им не приказал. Шерифали Буба обладал также даром исцелять больных. Он лечил от всего и всех, кто к нему обращался, но и близко не подпускал тех, кто был отягощен дурными поступками. В памяти сельчан сохранился случай, когда Шерифали Буба попытался вылечить жену своего старшего брата от недуга внезапно охватившего ее. Жена старшего брата обычно позволяла себе пренебрежительное отношение к святому Шерифали Бубе, считала его ненормальным не полноценным человеком, и соответственно не верила в его способности к врачеванию. Но случилось так, что со временем у нее стала болеть рука и чем дальше, тем больше; поразив вначале мягкие ткани, рана затем дошла до кости.


Она, вынуждена была обратиться к целителю Шерифали Бубе за помощью, и тот не отказал ей. Лечил он ее своеобразно: став в комнате напротив, он, то приближался к ней, то удалялся на несколько шагов, повторив это несколько раз. Потом он подошел к ней, взял ее за больную руку, плюнул на рану и на небольшом расстоянии произвел над раной несколько круговых движений, заявив напоследок, что рука больше болеть не будет, и она скоро перестала болеть.


Продолжая повествование о святом Шерифали Бубе, отметим также, что он обладал даром ясновидения. Так, по рассказам, излеченной им невестке он посоветовал сделать жертвоприношение на деньги, которые у нее есть в наличии. Когда невестка стала говорить, что никаких денег у нее нет, он посоветовал опустить руку в правый карман ее верхней одежды «валчаг». Там оказалась каким-то образом затерявшаяся в складках платья серебряная монета, о которой невестка не знала.


Здесь необходимо сделать одно  важное дополнение. В представлениях лезгинских народов Южного Дагестана существовал целый комплекс или набор чудес, которыми владели святые. В числе их часто встречается чудо, связанное с отступлением воды перед святым. К слову, лезгины из селения Ялджух  умели вызывать дожди, делали они это следующим образом: смачивали в воде пеструю одежду святого Шерифали Бубы, оставшуюся после его смерти. После этого, как рассказывают, дождь шел три дня. Со временем, в  результате многократного использования в этом качестве, одежда обветшала и развалилась на куски.


Посох святого Шерифали Бубы использовался для исцеления больных: его обливали водой и давали ее пить больному. Именно в таком качестве до недавнего времени использовался посох Шерифали Бубы его потомками. Но помимо этого, некоторых больных лечили тем, что посохом Шерифали Бубы, держа его вертикально в руке за верхнюю часть, обводили вокруг головы пациента. Известно еще, что святой Шерифали Буба обладал такой способностью, как выходить из запертых помещений. Однажды царские чиновники, за какую-то провинность осудили Шерифали Бубу на три года тюрьмы и приговорили к высылке из селения. Известно, что трехлетний срок он отбывал в тюрьме г. Севастополя и на каждый намаз, по свидетельствам очевидцев выбирался к морскому берегу, хотя все запоры оставались целыми. Усиливали замки, но он все равно во время намаза исчезал из камеры. Ходили слухи, что о необычном узнике было доложено самому царю, который вскоре распорядился его отпустить.


Остановимся еще на такой особенности в характеристике возможностей, которым был наделен святой Шерифали Буба, как предвидение будущего. Рассказывают, что однажды Шерифали Бубу позвали к больному ребенку, которому было всего 7 месяцев. Он посмотрел на него, положил ему руку на голову, изрек следующую загадочную фразу: «Лучше бы тебе умереть сейчас», не стал его лечить и ушел. Но этот ребенок выздоровел, вырос и в день своей свадьбы убил родителей.


Показательна в этом отношении и история несостоявшейся женитьбы Шерифали Бубы. Родственники стали уговаривать его жениться, и, хотя он не хотел, он не стал спорить. Настал день свадьбы и повели невесту в процессии с музыкой по селу, а Шерифали Буба исчез, заявив перед этим, что все это торжество не для него и не для него ведут невесту, она ему не предназначена. И что настоящий жених вот-вот появится.


И так случилось - когда уже процессия с невестой шла по селу, обнаружилось исчезновение Шерифали Бубы, но зато в этот день в село неожиданно для родственников прибыл его двоюродный брат, бедный чабан, который полгода перед тем пробыл с отарой в Ширване. И чтобы не разразился скандал, предложили роль жениха ему, тем более, что он был не женат и не возражал против брака. Таким образом, Шерифали Буба ловко избежал женитьбы.


Во время Кавказской войны, когда Шамиль, взяв Ахты, решил осадить крепость, ему посоветовали обратиться к Шерифали Бубе как к человеку, который знает и предсказывает будущее. Посланцу Шамиля он ответил, что прежде, чем осаждать крепость, надо было спросить его, чтобы избежать позора, так как Шамилю взять Ахтынскую крепость не удастся. Способности провидца Шерифали Бубы проявились и в следующем случае: Шерифали Буба умирая уже в почтенном возрасте, в окружении своих братьев и других родственников. Он попросил похоронить его где-нибудь на полпути между селением Ахты и Мискинджа, чтобы проходящие и проезжающие имели возможность прочесть молитву на его могиле.


Его родные удивились этому и сказали, что лучше было бы похоронить его в родном селе. Шерифали Буба не стал возражать и разрешил похоронить себя там, где родным кажется лучше это сделать. Похоронили его в родном Ялджухе. Над могилой построили мавзолей, где верующие совершали религиозные обряды. Но в 1952 году селение Ялджух вынуждено было переселиться на равнину, и потомки Шерифали Бубы, расстроенные, что приходится оставлять здесь могилу своего знаменитого предка, поняли, что он знал о том, что это место со временем опустеет, еще около 100 лет тому назад.


Отметим также, что целительным даром обладал внучатый племянник Шерифали Бубы, который исцелял душевнобольных, собирая мучавших их джиннов путем особых, необычных процедур - в камышовую трубку. Способ передачи ему дара целителя достоверно не неизвестно, но есть данные о том, как получила этот дар дочь этого племянника. Как рассказывала она сама, когда ей было несколько лет, мать отправила ее за мукой в кладовую. Над ларем с мукой на полке, находился мешочек с остатками одежды святого Шерифали Бубы.


Открыв ларь, она попыталась набрать муки, как вдруг заметила лежащее в муке золотое кольцо. Она попыталась взять его, но оно все время от нее ускользало. Подумала, что, видимо, кольцо упало в ларь из вещей святого, хотя до этого она его в этих лоскутках никогда не видела. Когда она, наконец, набрав муки, вернулась к матери и та стала ругать ее за медлительность, девочка рассказала ей о кольце. Тогда в кладовую вместе с ней пошел отец, чтобы посмотреть на кольцо, но он также ничего не увидел. Девочка же опять его видела. Затем ларь осмотрели и другие члены семьи, но никто ничего не видел, кроме девочки. Тогда отец ей сказал, что кольцо, которое она видит, создается лучом святости, идущим от вещей святого Шерифали Бубы, и то, что кроме нее никто его не видит, означает, что она видимо, унаследовала его способности. И действительно, когда девочка подросла, она стала лечить людей с помощью посоха Шерифали Бубы.  Таким образом, необходимо подытожить, что в истории жителей лезгинского села Ялджух, святой Шерифали Буба, выделялся из среды рядовых сельчан, прежде всего, своей святостью, неординарностью поведения в повседневной жизни — способностью к врачеванию, ясновидению, прорицанию, совершению различных чудес.




Автор: ‘Али Албанви





Литература


1. Асваров Ш. Шейх Шерифали бубадикай [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/Pw8FX, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 28.07.2020). — Яз. лезг.

2. Некоторые полевые материалы о шаманских представлениях, связанных с образами отдельных святых в Южном Дагестане. А. О. Булатов, ст. преподаватель ДГПУ, к.и.н.