От марксистского материализма к диалектике человек

Марк Бойков
                От марксистского материализма к диалектическому пониманию человека.
                /Тезисы к VI Конгрессу по философии в Н.Новгороде/            

       Главное в марксизме, по мысли Ленина, - уничтожение классов. Не людей, их составляющих, а общественного неравенства между ними. Классы вместе возникают и вместе же прекращают свое существование, обращаясь в слои по разделению труда. Как историческое образование, классы заканчивают свое существование в переходный от капитализма к социализму период. А далее: социализм и коммунизм предстают как две фазы единой коммунистической формации, где в бесклассовом состоянии происходит стирание граней между городом и деревней, умственным и физическим трудом.
       И.Сталин был верен этому до 1934 г. В докладе XVII партсъезду он еще говорил: "Взять, например, вопрос о построении бесклассового социалистического общества. XVII  конференция партии сказала, что мы идем к созданию бесклассового, социалистического общества"/И.В.С."Вопросы ленинизма",с.504/. А при принятии Конституции победившего социализма в 1936 г. вдруг объявляет об устранении только эксплуататорских классов и возникновении новых "рабочего и крестьянского классов СССР" и, соответственно /с.561/, о "сохранении режима диктатуры рабочего класса… и руководящего положения КПСС". 
       Такой теоретический выверт, фальсифицирующий марксистскую теорию классов, привел к развертыванию массовых репрессий вне всякой исторической логики. Поскольку классового врага уже не было, сохраненная диктатура пролетариата, по инерции занятая борьбой и не ведающая ограничений, обрушилась против собственного народа.
       Скорее всего, Сталин сам не ожидал этого, но повернуть вспять уже не мог. Вряд ли  эти события шли от грубости его характера, злой воли или зоологической кровожадности, как изображают дело либералы. Просто Сталин "подправил" марксизм ради упрочения личной власти, тем осуществив скрытный государственный переворот.
       Хрущев обозначил ситуацию как "культ личности", но ничего не исправил, а привнес свой волюнтаризм. И излом общественного развития продолжился. А далее, в условиях "застоя", люди начали использовать ошибки руководства. Возникшая теневая экономика, с накоплением перекосов и ослаблением управляемости, потребовала "перестройки".
       Однако "перестройка", вместо замены номенклатурного правления подлинным народовластием, уперлась в демагогию и соперничество сложившихся кланов. И ГКЧП развязал руки Ельцину. Сталинский социализм рухнул под ударами нового узурпатора.
       Необходимо поэтому восстановить марксизм в его научной концептуальности и двинуться к материалистическому пониманию человека, то есть, вернуться к той точке отсчета, где человек фактически снял с себя форму классовой принадлежности.
       Коммунистический принцип, по Марксу: "Каждый по способностям, каждому по потребностям", в отличие от платоновского деления на "душу" и "тело", указывает на диалектическое движущее противоречие человека, в котором способности составляют созидательное, а потребности – потребительское начало, которые в зависимости от того или иного превалирования /поведенческой доминанты/ превращают своего носителя либо в созидателя, либо потребителя. Раздвоение единого и познание противоречивых частей его есть альфа и омега диалектики. А для общества именно человек является источником.
       Жизненность общества и успешность самого человека зависят от того, какое из двух начал в нем имеет значение решающего. Таковым в нем выступают способности. Именно ими выделился человек из природы. Ими же он выделяется и в обществе себе подобных.
       Однако способности бывают двоякого рода: умственные и физические. Важны и те и другие. Но даже успешность физических в определяющей степени зависит от развития умственных способностей. Последние тоже делятся: на творческие и рефлексивные, - из коих решающую роль во взаимодействии между собой играют творческие способности, собственно те, которые и делают человека человеком.
       Это говорит о том, что опираться в развитии общественного производства надо не столько на физическую силу и мастерство, сколько на творческие дарования во всех областях его деятельности.
       Однако и это не все. Творческие способности также двуедины. Они выступают как критические и конструктивные. Ни одно умственное действие не может обойтись без активности тех и других. Но ведущими по значимости выступали и выступают конструктивные творческие способности.
       Советский строй, освободивший труженика от классового разделения и гнета, впервые в мире привел к массовой активизации и проявлению творческих дарований во всех сферах общественного бытия. В особенности, в материальном производстве, где к моменту перестройки в 1985 г. в стране насчитывалось около 14 млн. рационализаторов и изобретателей. Однако в борьбе за власть, в результате ельцинского переворота, победу одержали воинствующие потребители в правящей надстройке. С помощью критики и разрушений предшествующих ступеней общественного развития. Необходимо вернуться к истокам. И опереться на новую движущую силу.