Выбор выбора

Саша Тумп
    – Весна! – Карл раскачивался в моем кресле-качалке у меня на крыльце. – Выборы…
   – А что по-вашему, по врачебному – «выбор»? – мне было жалко моего кресла.
   – Выбор – это проявление воли индивидуума при решении задачи определения наиболее достаточного или необходимого для его комфорта при множестве альтернатив. О, как! …Хотя можно и по-другому.
   – Давай по-другому.
   – Постоянно действующая исполняемая человеком или другим существом процедура, которая должна восприниматься им, как испытание. Испытание на наличие или отсутствие у него определенных знаний или качеств.
    Ибо он уже предупрежден и ознакомлен, что подобные качества и знания присутствуют у других членов группы особей. О, как!
   …Хотя можно и по-другому. Только зачем? Чтоб ты выбрал из множества определений то, которое тебе больше комфортно и наиболее полно скрывает твою несостоятельность, как члена стаи или как индивидуума?
   Зачем тебе это? Ты же уже когда-то определился – сделал выбор, убедил себя, что ты не самый худший представитель данного вида. Вот и успокойся.
   Или тебе хочется, или есть необходимость, постоянно доказывать самому себе, что твоё решение - выбор правильный?...
    …Понимаешь… Все люди, если мы говорим об этой популяции млекопитающих, делятся крупно на четыре неоднородные и по составу, и по количеств группы. Например, на вопрос – «Хочешь, чтоб страной руководил царь?» одни отвечают: «Нет!», другие – «Да!», третьи – «Не знаю».
   Карл закурил и продолжал покачиваться в моём кресле. Я тоже закурил и сел на ступеньку крыльца.
     – А четвертая? – спросил я.
     – А вот она и есть "двигатель" прогресса, – ответил он.
     – А что такое прогресс?
     – А это просто процесс существования стаи во времени. Процесс изменений в обществе. Так, как большинство в стае считает наиболее удобным и нужным для себя – прогресс, в другую сторону – регресс. Но заметь – большинство считает, а не всё общество - стая. И заметь, истину - куда идут, не знает никто!
     И заметь, что истину всегда не знает именно большинство…
     – Так четвертая-то что говорит?
     – А тебе это надо знать? Подумай, как следует. У тебя есть выбор – «знать – не знать». Заметь, что как бы ты не хотел, а вот в этом случае тебе придется его сделать... - выбор. В картах это называется «на вынуждении». Любое твое решение – неправильно с точки зрения твоего комфорта.
     – Так четвертая-то что говорит?
     – Эх! Эта четвертая… Чтоб им повылазило…
     – Не тяни! Излагай!
     – ...Подлый народ они, я тебе скажу.
    ...Помнишь у Васнецова «Витязь на распутье». И в сказках то же?.. Заметь, что при всем многообразии выбора выбора-то там и нет! Что на языке обывателя и звучит – «Не из чего выбирать». А так ли? Так ли это? Многие ломали над этим голову, но не многим приходило в неё, что есть и четвертая дорога от камня-то. Есть дороженька-то! Есть, милая!
      И у Виктора Михайловича она была на эскизах. И в ранних работах была. Да закрасил он её. Как и последние слова на камне затушевал...
      Картинка-то не простая. А и то... первые эскизы в 1869году, а первая картина в 1878-м! А окончательная-то в 1882-м!
      Вот тебе и выбор!..
      Подошел Полкан покрутился и лег у меня в ногах.
      – Наблюдаешь? И у него, и у нас «выбор» – постоянно исполняемое действие, необходимое и достаточное для жизни. Постоянно исполняемое! И исполняемое исключительно для достижения личного комфорта.
      Ты думаешь, что Полкан думал о тебе, обо мне? Он думал о себе! О себе! – Карл сверху разглядывал нас с Полканом.
     – Итак! Где четвертая дорога? – спросил я.
      – Та – по которой он дошел до камня. Эта же дорога-то и привела его к камню, за которым уже и нет дороги-то. Но до камня-то есть!
      – Ну и…
      – Кто её натоптал-то? Думаешь, все идиоты, кто пришел по ней, поперлись туда – за камень?
       Были ведь и те, кто обратно вернулся этой же дороженькой. Иначе бы, откуда дорога-то была бы? Значит, еще до камня где-то свернул витязь-то не туда. Ошибочка-то раньше была!
       Коня с собой попер, а он ему верил.
       Ворона до беды довел, лучшего друга и советчика. Вот теперь и стоит, думает, каяться перед ними, нет ли?
      – Ворон-то там откуда? – успел вставить вопрос я.
      Карл замолчал на минуту.
      – Да! На ранних картинах нет. На последней – есть! Не сбивай!..
      ...Вот и знаменитое – «Что делать?», поскольку – «Кто виноват?» уже все: и конь и птичка знают. И те, кто из леса выглядывают, знают. И ты знаешь!
      – А лес-то там откуда? – опять перебиваю его я.
      – За спиной...
      – Ясно. Спорно всё это. А четвертая-то группа – что говорит, – возвращаю я разговор в тему.
      – А четвертая?..
        За что её и не любят представители трёх предыдущих стай, говорит: «А что такое – царь? Давайте-ка, мы сначала определимся, о чем Вы меня спрашиваете!» Вот тут и приходит кирдык спрашивателю.
      …А кирдык приходит к нему потому, что он сам не знает, о чем он спрашивает. А он, ведь,сделал уже свой выбор... У него был – «спрашивать или что-то делать, не спрашивая». Вот он и выбрал – «ничего не делать», а только «спрашивать других»: «Что делать?» О, как!
      – ...Давай, слезай с моего кресла. Вон садись к своему Полкану на крыльцо. А то хозяин на холодном сиди, а гости, как у себя дома, – сказал я, вставая.
      Полкан с удивлением взглянул на меня, тоже встал и лег теперь уже около Карла.