Венеция. Мост Риальто. Фото автора.
Перед поездкой в Италию, в разгар февральских морозов, так хотелось почувствовать дыхание весны. Мне казалось, что это обязательно случится в Венеции в ярком кружении Карнавала.
О, как я ошиблась!
Италию накрыл мощный снегопад, и Венеция встретила меня заснеженной, обледеневшей от мороза. Не бывало… Гранд канал серебристо поблескивал тонкими льдинками на темных беспокойных волнах, которые раскачивали грустные, припорошенные мягким снежком гондолы. Впервые за многие-многие годы их праздничный парад был перенесен на закрытие Карнавала. Но шустрые катерки и речные трамвайчики, несмотря на необычно холодную для Венеции погоду, с утроенной энергией трудились: от пристани Троннетто то и дело отправлялись новые и новые группы туристов, жадных до ярких впечатлений, в самое сердце Карнавала – на площадь Сан-Марко. И моя душа нетерпеливо рвалась туда, мысленно подгоняя и без того расторопного матроса быстрее убрать канат, удерживающий наш катерок у причала.
И вот мы устремляемся по Гранд каналу, и взору открывается город, поражающий странной красотой. Теряешь дар речи, немеешь перед нескончаемой чередой великолепнейших средневековых дворцов, ажурных мостов, величественных храмов, неожиданно заснеженных впервые за двадцать пять лет. Лишаешься ощущения реальности: как будто воды канала несут тебя в глубь веков.
И вот ты уже на знаменитой площади Сан-Марко. С высоченной колонны на тебя надменно взирает крылатый лев. Поражает воображение смешением причудливых стилей нежно-розовый Дворец Дожей, изысканно украшенный ярусами колонн, образующих открытые галереи, стрельчатыми окнами, нарядными балконами и восточными куполами. Грациозной красной стрелой устремлена в неожиданно серое небо Венеции стометровая колокольня Кампанила. С нее еще не успели убрать трос, с помощью которого на открытие Карнавала летел над городом Ангел – самая красивая девушка Венеции. В преддверии Карнавала ее выбрали на старинном празднике «Festa delle Marie» (Парад Марий). История древнего праздника такова: 31 января 943 г. двенадцать девушек город выдавал замуж. Дож тоже одарил каждую из них дорогими подарками. И тут случилось неожиданное: напали пираты и похитили красавиц с их приданным. Храбрые венецианцы бросились в погоню, настигли врага и освободили прекрасных девушек. Так, накануне Карнавала в память об этом славном событии от дворца Сан-Пьетро до площади Сан-Марко молодые красивые итальянцы несут на своеобразных носилках 12 блистающих красотой венецианок, 12 Марий, из которых выбирается Ангел Карнавала. А перед «полетом Ангела Карнавала» на город слетает привязанная к тросу бумажная голубка – Коломбина. В полете она взрывается, и на праздничную площадь под ликование публики летит дождь из разноцветных конфетти. Сейчас холодный ветер поднимает с мостовой конфетти и вновь, и вновь кружит ими.
В дни Карнавала площадь Сан-Марко превращается в огромный театр под открытым небом. Карнавал 2012 года посвящен 5 человеческим чувствам: зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусу. Костюмы и маски поражают воображение, голова идет кругом от игры фантазии итальянцев. Невероятно красивы венецианские дамы, разодетые в роскошные платья из парчи, бархата, шелка, которые расшиты жемчугом, «драгоценными камнями», дорогим кружевом... Умопомрачительны шляпы масок, украшенные перьями, цветами, фруктами, шахматными фигурами, башнями, корабликами, нотами… Кавалеры венецианских дам - в старинных камзолах, в седых париках, при шпагах. Маски чинно расхаживают по площади, с удовольствием фотографируются с туристами. Кругом смех, морозный воздух напоен радостью.
То тут, то там разыгрываются короткие комедии дель арте.
А вот кокетливая рослая Коломбина, с пышными накладными формами, весело отплясывает со щупленьким Арлекином рок-н-ролл. Бедный Арлекин! Он еле успевает за своей резвой партнершей.
В этот праздничный день Пьеро, не обращая внимания на порывы холодного ветра, треплющего его свободный шелковый балахон с огромными черными пуговицами и сбивающего остроконечную шапочку, увлеченно жонглирует тарелками, кольцами, фруктами и дарит прохожим свою грустную улыбку и воздушные шары.
Старый развратник Панталоне, в красном камзоле, желтых туфлях с загнутыми носами, разодетый, как попугай, верен себе: он не только строит глазки молоденьким синьоринам, стараясь им понравиться, но и обнимает зазевавшихся туристок.
И вдруг меня оглушил пронзительно громкий кошачий крик. Мне показалось, что я в этой толпе нечаянно наступила на хвост коту. Оглянулась… Какое душевное облегчение – пострадавших нет! Оказалось, это крик маски синего кота. О, как изящны и грациозны его движения, какая по-настоящему кошачья пластика! Нужно сказать, что с этой традиционной маской связана древняя легенда. Когда-то, в стародавние времена, бедный китаец в поисках лучшей доли оказался в далекой Венеции, а всем его богатством был старый кот. Город страдал от крыс и мышей, и кот, несмотря на зрелый возраст, оказался азартным охотником-мышеловом. Дож упросил китайца за большие деньги продать кота. Как ни жалко было китайцу расставаться со старым другом, но не смог он не выполнить желание повелителя Венеции. С тех пор на Карнавале кот - любимая маска венецианцев.
А вот появилась зловещая маска с длинным клювообразным носом, ее черный плащ развевается, как крылья ворона, в руках маски трость – это Лекарь чумы. Такие маски во время эпидемий носили врачи, помещая в клюв пропитанные специальными маслами тампоны, чтобы уберечься от страшной болезни.
Да, встреча с такой маской не из приятных! Но эти впечатления мгновенно вытесняются новыми, радостными, яркими.
Незаметно на город опустились сумерки. Тысяча свечей вспыхнула во Дворце Дожей – там начался бал-маскарад. Праздничная иллюминация осветила и площадь Сан-Марко – она стала сказочной. И вдруг над вечерней морозной Венецией разразилась «Майская гроза» венецианца Вивальди. Музыка хлынула откуда-то сверху - с самой колокольни. Из мостовой забили искристые бенгальские фонтаны огня. В центр образовавшегося квадрата вспорхнули крылатые птицы-молнии, которые в бешеном ритме танца разрезали тьму вечера огненными веерами крыльев. Казалось, музыка хотела укротить огонь, а огонь – музыку. Вот появились мощные гиганты Атланты, выдувающие пламя, вращающие огромные пылающие шары и колеса. Завораживающий танец огня завладел нашими сердцами настолько, что вся площадь замерла в восхищении.
С помощью лазерных лучей на темном фоне неба затрепетали бабочки, не боящиеся разбушевавшейся грозы, которые через мгновение превратились в пульсирующие сердца, среди которых засверкали слова: «Венеция! Карнавал!Венеция! Карнавал!».
Последние аккорды «грозы» – вмиг исчезла и феерия огня. Площадь Сан-Марко взорвалась ликующими криками и аплодисментами.
Так закончился третий день Карнавала, а впереди еще целая неделя карнавального веселья, но я утром уезжала во Флоренцию... к Данте.