ХР Человек современного вида Единобрачие

Александр Суворый
ХР 2.5.9.  Эпоха человека современного вида. Первобытное единобрачие.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НОВОЙ ЭРЫ.

Часть 5. Эпоха человека современного вида.

Глава 9. Первобытное единобрачие.

Иллюстрации из открытой сети Интернет.


Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен.
Древний каменный век. Средний палеолит.
220 000 до н.э.

Земля. Евразия. Восточно-Европейская (Русская) равнина. Кульминация Московско-Днепровского оледенения. 220 000 до н.э.

Кульминация Рисского, Самаровского, Заальского, Иллинойского оледенения (230 000-180 000 до н.э.). Днепровское (Московско-Днепровское) оледенение в Восточно-Европейской (Русской) равнине (300 000-100 000 до н.э.). Начало стадии потепления «интергляциал Рисс II/III» (изотопная стадия III 7 верхняя, 220 000-204 000 до н.э.). Стадия позднего Среднего Плейстоцена (310 000-134 000 до н.э.). Максимум Московско-Днепровского оледенения. Льды продвинулись далеко на юг по долинам рек Днепр и Дон. Мощность снежно-ледяных покрытий достигает 2-2,5 км. Центр формирования Европейского ледникового щита был расположен на Скандинавском полуострове, ближе к Северному полюсу данного времени. В течение всего Днепровского оледенения возникли отложения, объединяемые в днепровский горизонт.

Весь мир. Северное полушарие. Великое Оледенение. Понижение уровня Мирового океана. Ледовый материк – Арктика. Северный полюс в Гренландии. Арктида-Гиперборея. 220 000 до н.э.

В максимальную (Днепровскую) ледниковую эпоху льды продвинулись далеко на юг по долинам Днепра, Дона и Волги. Максимальное оледенение Сибири в период Самаровского оледенения. Западно-Сибирская низменность только в этот период подверглась большому покровному оледенению. В последующем только вблизи центров оледенения (Урал, Таймыр и Норильское плато) останутся следы двукратного оледенения. Восточная Сибирь вовсе не подвергнется покровному оледенению, хотя здесь имеются многочисленные ледники, спускающиеся с гор. Оледенение Кавказа, Тянь-Шаня и на Памире будет однократным. Мощность льда на севере Евразии достигает 2-2,5 км. Совокупная площадь ледниковых покровов в Северном полушарии достигает 25 100 000 кв. км (из которых 15 500 000 кв. км приходится на Северную Америку и 9 600 000 кв. км - на Европу и Западную Сибирь). На Северном полюсе ледяные покровы Северной Америки и Евразии смыкались в единый ледниковый материк – Арктику. При этом Северный полюс находится примерно в центре Гренландии. Концентрация воды в ледниках столь велика, что уровень мирового океана понизился на 150-180 метров ниже современного уровня. Практически повсеместно северные мелководные прибрежные моря и проливы высохли и на их месте распространились материковые флора и фауна. Реальное существование легендарной страны Арктиды-Гипербореи (220 000-12 000 до н.э.).

Весь мир. Северное полушарие. Африка. Евразия. Первобытное человечество. Первобытнообщинный строй. Homo (sapiens) helmei – человек дважды разумный. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества разумных неандертальцев. Первобытные люди современного человечества. Угроза голода. Пищевые и поведенческие новации. Инстинкт сохранения рода. Вождь-вожак. Постоянные места обитания-стоянки. Межродовые конфликты и межплеменные войны. 220 000 до н.э.

Период максимального Великого оледенения резко (как всегда в истории человечества) изменил характер поведения первобытных людей. Похолодание климата, резкие и катастрофические проявления климата и погоды, одновременно закаляют животных и первобытных людей, но приводят к вымиранию не приспособленных к жизни в суровых условиях. В такие периоды климатических изменений всегда возрастает угроза гибели животных и людей от бескормицы и голода. Те животные и гоминиды, которые питались только одним или несколькими видами пищевых ресурсов, неизбежно погибают при их исчезновении или оскудении. Первобытные люди сумели выжить в самых суровых условиях, используя своё универсальное качество – всеядность. При этом поиск и опробование новых пищевых ресурсов всегда приводит к появлению поведенческих и технологических новаций. Высокая смертность в семейно-родовых группах от голода, болезней и внешних угроз привела к сплочению первобытных людей. К более сильным и многочисленным семейно-родовым группам (кланам) стали примыкать осиротевшие, потерявшиеся, разобщённые индивиды и группы первобытных людей. Сообща легче было собрать необходимые пищевые ресурсы, охотиться, заниматься хозяйством и воспитанием детей, а главное, защищаться от хищников и врагов. Естественный индивидуальный инстинкт самосохранения развивается до коллективного инстинкта сохранения рода-племени (определенного вида людей). Начало активного формирования первобытных родоплеменных общин - первой искусственной социальной организации сообщества людей по возрасту, полу, характеру труда (деятельности), интеллекту, культуре и языку. Возникновение первобытнообщинного строя (220 000-200 000 до н.э.). Возникновение в семейно-кланово-родовом сообществе вождей – вожаков, предводителей, ведунов-старейшин, вождей-шаманов. Повсеместное заселение людьми вида Homo sapiens neanderthalensis («разумными неандертальцами») предледниковых равнинных территорий Евразии. Возникновение на холмах (крутых берегах) вблизи рек, озёр и морей первых обособленных и специально охраняемых территорий обитания людей (постоянных стоянок, жилищ). Начало межродовых и межплеменных конфликтов и войн за обладание подходящими местами обитания и ресурсами жизнеобеспечения.

Весь мир. Африка. Евразия. Первобытное человечество. Первобытнообщинный строй. Матриархат. Половые отношения. Матерщина. Половой тотемизм. Первобытное единобрачие. 220 000 до н.э.

Возникновение первобытнообщинного строя обусловлено в немалой степени повышением роли и значимости женщины-матери, способной рожать много детей. Кроме этого умение вести хозяйство, воспитывать детей, собирать и готовить пищу, поддерживать и сохранять огонь, лечить болезни и раны, заботиться о мужчинах, хранить памятные вещи и многое другое, - всё это возвеличило женщину-мать, сделало её незаменимой в сообществе первобытных людей. В извечном естественном споре-борьбе мужчин-самцов за обладание наиболее плодовитыми самками произошли кардинальные изменения. Женщины-самки, используя свои умения, навыки и хозяйственные возможности, получили право выбора себе мужчин-самцов. Возникновение первобытно-брачных отношений (220 000-200 000 до н.э.). При этом для мужчины-самца обладание женщинами-самками гарантировало приумножение и сохранение только своего (родного) потомства. Возникновение межродовых и межобщинных половых связей и так называемой «матерщины» - лексики и фразеологии, основанной на употреблении слова «мать» и слов-понятий, характеризующих половые сношения. Изначально «матерщина» использовалась для передачи информации о факте половых сношений с матерью и родства с её детьми или следующими поколениями её детей. Начало перехода к «первобытному единобрачию», по крайней мере, в форме парного брака. Например, самец-мужчина, с помощью друзей похитивший или уведший самку-женщину, вступает по очереди с друзьями в половую связь с ней. После этого женщина считается «женой» организатора похищения. Развитие полового тотемизма (220 000-200 000 до н.э.). Каждый пол имеет свой тотем-знак (эмблему), который традиционно свидетельствует о принадлежности к лицам одного пола. Ранить или убить (разрушить) такой тотем  – значит бросить вызов всем членам этого пола (например, самкам-женщинам). Вообще, нападение на тотем рассматривается как нападение на человека. Деление тотемов-животных соответствует их делению на самцов и самок. Например, тотем-птица считается соответственно старшим братом и старшей сестрой для мужчин и женщин. Развитие искусства в виде наскальных рисунков и резьбы на кости и бивнях мамонтов. Создание первых украшений, подчеркивающих красоту самок-женщин и славу самцов-мужчин. Возможное возникновение брачного обряда – выбора «невесты», соревнования с ней в ловкости и быстроте бега, овладение ею под присмотром родичей и родственников. Совершенствование каменных, костяных и деревянных орудий труда, охоты и боя. Совершенствование членораздельной речи и языка. «Изобретение» новых разнообразных слов, звукосочетаний-понятий, выражений и предложений. Возникновение первых мировоззренческих сексуальных, охотничьих, бытовых  и похоронных ритуалов, обычаев и обрядов. Возникновение общечеловеческой проблемы «отцов и детей» - конфликта мнений между родителями и детьми или конфронтации мировоззрений разных поколений. Возникновение первых идей и мировоззренческих представлений (мифов) об окружающем мире. Развитие первобытной мифологии, интеллекта и абстрактного мышления человека (220 000-74 000 до н.э.). Начало образного (мифологического, сказочного) осмысления и идейного отражения человеком в языке, культуре и искусстве действительного и воображаемого окружающего мира.

Западная Европа. Грот де Фонтешевад (Франция). Первобытное человечество. Первобытнообщинный строй. Homo (sapiens) helmei – человек дважды разумный. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества разумных неандертальцев. Первобытные люди современного человечества. Замедление жизненного цикла (неотения). 220 000 до н.э.

В гроте де Фонтешевад (Оргдей, Шаранта, Франция) остался фрагмент лобной кости черепа неандертальца, но тонкого и лишенного признаков надглазничного валика, как у черепа современного человека (образец Фонтешевад I, слой Е 1, «культура Эвано», Рисс II/III, 220 000-204 000 до н.э.). Другие осколки неандертальских черепов моложе по археологическому возрасту, но гораздо примитивнее (образец Фонтешевад II, осколок лобной и 2 теменные кости). Возможно, эти черепные осколки свидетельствуют о процессе неотении (замедленности жизненного цикла, онтогенеза) неандертальцев во время стадий похолодания климата.

Восточная Европа. Северная Евразия. Новая земля. Арктида-Гиперборея. Мощное оледенение. 220 000 до н.э.

На большие расстояния распространились льды с островов Новой Земли (Новоземельский ледниковый центр), достигая Печоры и северного побережья Кольского полуострова. На Восточно-Европейской (Русской) равнине граница льдов пролегает в районе современных Житомира, Днепропетровска, Воронежа и Волгограда. В Сибири льды достигли максимального распространения, хотя и не продвигались к югу так далеко, как в Европейской части территории будущей России. Граница Самаровского оледенения в Западной Сибири проходит несколько южнее устья реки Иртыш, а восточнее Оби смещалась дальше к северу. В области Урало-Сибирских ледниковых покровов выделяется несколько центров оледенения: на Полярном Урале, в горах Путорана и Бырранга, на Северной Земле, на Анабарском щите. Мощность ледников Сибири не превышает 1 км. Сильная трансгрессия моря на побережье Западной Сибири, вызванная локальным тектоническим прогибанием земной коры.

Восточная Азия. Китай. Первобытное человечество. Homo erectus pekinensis – пекинский человек, синанстроп. 220 000 до н.э.
Обитание на территории Китая древнего «пекинского человека» – Homo erectus pekinensis - синантропа. «Пекинский человек» каннибал, при этом умеет добывать и поддерживать в очаге огонь.

Земля. Первобытное человечество. Homo sapiens – человек разумный. Закономерности онтогенеза психики человека. Первобытное общество. Парный брак и семья. Возникновение семейно-родовых социально-экономических отношений. 220 000 до н.э.

Образование новой семьи, состоящей первоначально из мужчины-самца и женщины-самки, всегда является проблемой для отцовско-материнской семьи и кровнородственного рода (родовой общины). Чем больше мужчина-муж отдавал внимания, заботы и результатов своей трудовой деятельности «своей» женщине-самке и «своим» детёнышам, тем меньше ресурсов доставалось родителям, кровным братьям и сёстрам и их детёнышам, то есть роду или другим членам общины. Изначально известно, что всего на всех поровну никогда не хватает, обязательно кто-то получит неравную по размеру, количеству или качеству часть собранного, добытого или произведённого общими усилиями продукта. Поэтому каждый мужчина или женщина старается уделить «своим» родным и близким большую толику внимания, заботы и защиты, даже в ущерб себе самому. В данное время такое поведение отражает чувство инстинктивной первобытной любви. В результате такого поведения происходило и происходит обособление гаремных, групповых и парных семей. Для такого обособления естественно необходимо, чтобы мужчина (глава семьи, рода, общины) стал кормильцем «своих» женщин и своих детей. Такая целенаправленная деятельность мужчин по обеспечению жизнедеятельности «своих» членов семьи приводит к их постоянным отношениям – брачным отношениям, мужчина берется обеспечивать и опекать свою семью. В результате мужчины и женщины отделяются от своих кровных родителей, сестёр и братьев, создают новые парные семьи-общины. Так как жизнедеятельность людей весьма многообразна и биологически разделяется на мужские и женские функции, то неизбежно и закономерно возникает брачный союз – естественное разделение и объединение семейного труда. При возникновении парного брака целью жизнедеятельности мужа и жены становится обеспечение содержания и воспитания общих детей, поддержание жизнедеятельности друг друга и удовлетворение потребностей друг друга. При этом каждый из членов парного брака пользуется своими способностями и возможностями, а также полученной от своего рода долей общего продукта (в том числе полученным жизненным опытом и результатом воспитания). Объективной необходимостью укрепления парных брачных семей является изменение системы распределения продукта в общине или роде («кто не работает, тот не ест»). С созданием и использованием более совершенных орудий труда повышается роль производительности труда. Распределение благ теперь осуществляется соразмерно трудовому участию каждого. При этом из-за вечной нехватки ресурсов и, увы, уже неизбежной первобытной коррупции, уравнительное распределение вызывает раздражение и справедливое недовольство несогласных. Возникновение парных браков (брачных союзов) неизбежно и закономерно дополнило половые инстинктивные отношения между мужчинами и женщинами отношениями между членами рода и общины, отношениями морали и нравственности, а также имущественными отношениями и отношениями оценки и соразмерности труда и распределяемых (получаемых) благ.