После бури и дождя... Часть 8

Светлана Жаворонкова
Так началась моя жизнь в усадьбе. Мы ходили на занятия в поселковую школу, потом делали уроки, занимались уборкой в доме и на территории, рукодельничали, пекли пироги. По вечерам. Тамара Викторовна собирала всех желающих в библиотеке и читала нам книги.

Многое из того, что читала нам наша Тамара, было прочитано мной раньше, но все эти произведения в ее исполнении воспринимались совсем по-другому. Раньше, дома, включив радио, я иногда попадала на радиопостановки, мне очень нравилось их слушать. Делаешь что-нибудь на кухне и слушаешь, по телевизору не так интересно, там видишь лица персонажей, их одежду, обстановку, в которой они находятся и то, что видишь на экране, не всегда совпадает с тем, что хотелось бы видеть, а когда слушаешь, можно все представить так, как хочешь сама.

Чтение Тамары Викторовны было ничуть не хуже радиопостановок. У нее была хорошая дикция и актерские способности. На библиотечные чтения ребята ходили с удовольствием, с собой брали рукоделие. Без дела никто не сидел, кто-то рисовал, кто-то вязал, кто-то шил, вышивал, что-то мастерил. Иногда Тамара Викторовна читала нам письма бывших воспитанников. Писем приходило много, из разных мест. У нее даже был заведен архив, на папках были написаны фамилии ребят и их адреса. В соответствующую папку по мере поступления подшивались письма. Некоторые из них Тамара читала нам в библиотеке. Ребятам разрешалось брать папки из архива и читать письма самим. Мы очень радовались, когда приходили хорошие известия, потому что эти люди вышли из нашей усадьбы, это наши старшие братья и сестры, мы гордились ими и переживали за них.

Вспоминая эти наши библиотечные вечера, я всегда восхищалась мудростью нашей дорогой Тамары. Она понимала, что надо расширять кругозор своих подопечных, но заставить многих из нас качественно учиться в школе, а еще и дополнительно читать книги,  было трудно, и она придумала эти замечательные литературные чтения. На это мероприятие было отведено конкретное время с 20.00 до 21.45, затем все отправлялись готовиться ко сну. Каждый раз, когда наступало время окончания чтений, Тамару Викторовну начинали упрашивать почитать еще хоть капельку, но она была непреклонна, время закончилось, и все должны были идти спать. В комнатах еще долго обсуждали услышанную историю, додумывали, что там будет дальше, а на следующий день с нетерпением ждали, когда будет продолжение.

В усадьбе было несколько телевизоров, видеомагнитофон, но никто их не смотрел, все ждали чтения книг и писем в библиотеке.

Нам не давали скучать, мы всегда были заняты какими-то делами, и это тоже заслуга Тамары Викторовны. Наши двоечники и троечники были настоящими мастерами, они умели делать все.

Тамара Викторовна считала, что учеба, это не самое главное в жизни, если посещаешь уроки и выполняешь там задания, этого для многих наших ребят было вполне достаточно. Трудовое воспитание гораздо важнее. Хороший слесарь, токарь, кузнец и т. д. ничуть не хуже академика. За своих выпускников Тамара Викторовна не переживала, на кусок хлеба они себе всегда смогут заработать. К окончанию школы мальчишки уже имели рабочую специальность, да и по хозяйству они умели делать все, что полагается делать мужчинам. Девочки умели готовить еду, печь торты и пироги, шить, вязать и делать множество всяких других вещей, которые должна уметь делать хорошая хозяйка.

Иван Иванович часто привлекал нас к работе в совхозе, мы помогали на ферме, на прополке грядок, в теплицах. Конечно, не обходилось без неприятностей, бывало всякое, и хулиганили, и дрались, и пытались отлынивать от работы, но все эти коллизии очень умело разрешали Иваныч и Тамара. Их уважали, к ним прислушивались, а они, в свою очередь не заигрывали с нами, разговаривали как с равными. Многие часто бегали то к одному, то к другому посоветоваться по какому-нибудь вопросу.

Свое свободное время, помимо рукоделия и прочих хозяйственных дел, я проводила в библиотеке. Нужно было много заниматься, для того, чтобы поступить в институт. Однажды Тамара Викторовна спросила у меня, достаточно ли в библиотеке литературы для моих занятий, я ответила ей, что у нас в Усадьбе хорошая библиотека и все, что мне нужно, я нахожу здесь. Она улыбнулась, обняла меня и сказала, что вспомнила наш разговор о том, как мне здесь нравится и я тогда ей ответила, что мне у ВАС нравиться, а сегодня я ответила, что У НАС В УСАДЬБЕ хорошая библиотека.

-Я очень рада, Варенька, что теперь ты говоришь «у нас», спасибо тебе за это, мне приятно слышать, что наша Усадьба стала тебе родным домом.

Продолжение http://www.proza.ru/2012/03/12/2030