ХР Человек совр. вида Классические неандертальцы

Александр Суворый
ХР 2.5.23.  Эпоха человека современного вида. Классические неандертальцы.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НОВОЙ ЭРЫ.

Часть 5. Эпоха человека современного вида.

Глава 23. Классические неандертальцы.

Иллюстрации из открытой сети Интернет.


Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен.
Древний каменный век. Средний палеолит.
128 000 до н.э.

Земля. Евразия. Рисс-Вюрмское межледниковье. Повышение уровня мирового океана. Период Великих миграций первобытного человечества. 128 000 до н.э.

Начало Рисс-Вюрмского и продолжение Микулинского, Земского, Казанцевского (Северная Азия), Сангамонского (Эмианского, Канада) межледниковья (128 000-90 000 до н.э.). Продолжение стадии потепления «интергляциал Рисс/Вюрм» (134 000-110 000 до н.э.). Стадия древнего Верхнего Плейстоцена (134 000-39 000 до н.э.). Завершение Тазовского оледенения в Северной Азии (160 000-127 000 до н.э.). Потепление климата привело к относительно резкому повышению уровня мирового океана. В период 128 000-125 000 до н.э. во времена кульминации потепления климата уровень мирового океана повысится до 12-13 метров выше современного уровня. Период Великих миграций первобытного человечества (195 000-35 000 до н.э.).

Весь мир. Северное полушарие. Евразия. Межледниковье. Потепление климата. Тайга. 128 000 до н.э.

Завершение Рисского оледенения в Западной Европе (160 000-130 000 до н.э.). По мере потепления климата и таяния ледника в Евразии происходит смена сосновых лесов широколиственными, в которых преобладают дуб, лещина, граб. Таёжные леса покрывают Европу значительно севернее, чем теперь. Южная граница европейской тайги проходит примерно на уровне современной Лапландии. В северной части Европы между фазами потепления, когда широко распространились сначала сосновые, а потом широколиственные леса, была еще и фаза возникновения тисовых лесов. В это время были относительно сухое и тёплое лето и мягкая зима. В период кульминации тёплого межледникового периода среднегодовая температура была на 2–2,5° выше современной.

Весь мир. Повсеместно. Африка. Евразия. Первобытное современное человечество. Первобытнообщинный строй. Неандертализация. Неандертальская раса. Homo sapiens neanderthalensis – классический разумный неандерталец. Типичные биологические черты и признаки. 128 000 до н.э.

Характерными чертами и признаками «неандертализации» Homo sapiens neanderthalensis – первобытных людей современного типа и «классического разумного неандертальца» данного времени являются: преимущественно долихоцефалия черепа (голова в мозговой части относительно узка и вытянута в длину); массивный и утолщённый скелет лицевой и мозговой частей черепа; при точке зрения сбоку обводы черепа округлые с центром в районе уха; низкий («убегающий назад» лоб без характерных «шишек»; сравнительно плоское и округлое темя; затылок сильно вытянут и снизу на нём есть выступы для крепления мышц короткой и мощной шеи; при виде сзади череп имеет округлую форму; мозговая часть черепа невысокая, но вытянута назад и вмещает крупный головной мозг; надбровные дуги очень развиты и образуют почти сплошной валик; лицевая часть черепа массивна; скулы широкие; верхняя челюсть вытянута вперёд; при виде спереди широкое лицо закрывает мозговую часть; глазницы круглые и широко расставлены; глаза, вероятно, большие, но почти не видны из-за нависших мохнатых бровей; ротовая полость большая, нижняя челюсть массивная, округлая и почти не имеет подбородка; зубы крупные; форма челюстей и прикус зубов при виде сбоку повторяет форму современных кусачек по металлу. Такая форма черепа и челюстей говорит о сильно развитом жевательном аппарате классических неандертальцев. Возможно, зубами и челюстями они не только едят, но и работают: отгрызают ветки-палки, кору, лыко, стебли растений. Классические неандертальцы среднего роста (около 165 см), массивного телосложения с большой головой своеобразной «неандертальской» формы. Все указанные в совокупности формы черепа типичны только для расы неандертальцев. По объёму мозговой части (1400-1740 куб. см) череп неандертальца превосходит череп современного человека. Обликом от современного человека они отличаются мощными надбровными дугами, выступающим широким носом и скошенным подбородком. Шея мощная, короткая и наклонена вперёд, руки короткие очень сильные, кисти рук «лапообразные». Из-за мощной шеи, массивности тела и небольшого роста классические неандертальцы имеют вид приземистого борца-силача. Таким телосложением, кстати, отличался знаменитый русский былинный богатырь Илья Муромец. Даже дети неандертальцев в раннем возрасте уже выглядели как маленькие взрослые, а к 8-10 годам они уже достигали половой зрелости. Средняя продолжительность жизни неандертальцев составляет 22-23 года. Классические неандертальцы обладают необходимым голосовым аппаратом и могут говорить, как современные люди. Скелет неандертальцев может нести мышечную массу на 30-40% мощнее и тяжелее, чем современный человек. Большой и широкий нос-носоглотка позволяют неандертальцам прогревать вдыхаемый холодный воздух и тем самым снижать риск простудных заболеваний. Однако неандертальцы тратят на 32% больше энергии на ходьбу и бег, чем современный человек, так как укороченные берцовые кости сокращают шаг. Такое мощное тело и организм требовали много калорий. В условиях прохладного или холодного (умеренного) климата ежедневная потребность неандертальцев на 100-350 килокалорий больше, чем потребность в килокалориях современного человека. Классический неандерталец постоянно питался и должен был питаться преимущественно только мясом. Такова была их естественная биологическая предрасположенность к самой высококалорийной пище – мясу. Возможно, и поэтому они были каннибалами.

Африка. Аравийский полуостров. Побережье Красного моря. Эритрея. Абдур. Первобытное современное человечество. Первобытнообщинный строй. Homo sapiens sapiens – раса человечества неоантропов-палеокроманьонцев. Первобытные люди современного вида. Моллюски и иные морепродукты. Раковинные кучи. Обсидиановые ножи. 128 000 до н.э.

Homo sapiens sapiens (неоантропы-палеокроманьонцы, люди современного вида) научились добывать морских моллюсков, рыбу и всевозможные морепродукты. Диета, богата белком и фосфором, весьма способствовала развитию физических и умственных способностей будущего современного человека. Добыть морепродукты было несравнимо проще, чем охотиться в саванне на крупных животных или дичь. Главное, морепродукты были доступны в периоды засухи и похолоданий. Люди, собиратели даров моря, оставили после себя огромные груды пустых (расколотых) раковин от моллюсков. Первобытные люди современного вида занимаются собирательством даров моря на западном побережье Красного моря и к северу от «Врат Скорби». Здесь на прибрежной стоянке человек оставил раздробленные кости крупных млекопитающих и пустые (расколотые) раковины моллюсков. Среди каменных орудий – нож из вулканического стекла (обсидиана), который сделан руками человека современного вида. Пока это самое древнее свидетельство собирательства на прибрежной полосе моря. При этом первобытные люди используют сумки для переноски раковин и других даров моря (возможно, сплетённые из травы и тростника).

Весь мир. Африка. Евразия. Повсеместно. Первобытное современное человечество. Первобытнообщинный строй. Миграции первобытных людей. Homo sapiens – человек разумный. Закономерности онтогенеза психики человека. Обмен и обман. Предприимчивость – оружие слабых. Прошлое, настоящее и будущее время. Формирование первобытнообщинного строя (первобытной цивилизации). 128 000 до н.э.

В сферу хозяйственного, культурного и языкового общения всех первобытных людей, в том числе в дарообменные (торговые) отношения активно включается обман – древнейший животный генетический механизм территориального и сексуального превосходства (доминирования), ложное представление своих нереальных возможностей. Особенно обман, как форма выспрашивания и выманивания пищи, проявляется в процессе делёжки еды и продуктов питания. Возможно, сообразительность, наглость, ловкость и хитрость становятся одним из главных приёмов выживания предприимчивых, но слабых людей. Возникновение в истории человечества культурного первобытнообщинного строя (128 000-120 000 до н.э.). Начало революционной и коренной ломки естественного («животного», инстинктивного) мировоззрения и стадной организации семейно-родственных групп (вожак-самец, самки, детёныши и родичи). Переход к обменно-трудовым отношениям и начало формирования первобытнообщинного строя – первобытной цивилизации (128 000-100 000 до н.э.). Начало осмысления человеком времени как «прошлого», «настоящего» и «будущего» (128 000-100 000 до н.э.). Возможное появление в человеческом языке таких слов-понятий как «до-после», «тогда-когда», «потом», «сегодня», «вчера» и «завтра».

Земля. Антарктида. Потепление климата Антарктики. 128 000 до н.э.
Среднегодовая температура воздуха в Антарктиде почти на 4,5 градуса выше температуры современного Южного Полюса.

Весь мир. Повсеместно. Первобытное современное человечество. Первобытнообщинный строй. Миграции первобытных людей. Закономерности онтогенеза психики человека. Первобытное общество. Архантропы и Homo sapiens – человек разумный. Использование огня архантропами и первобытными людьми современного вида. 128 000 до н.э.

Овладение огнём, его «приручение», умение добывать, разводить, поддерживать, сохранять и переносить является революционным событием в истории человечества. Не все архантропы в равной мере могли использовать огонь, но все знали огонь и относились к нему также стереотипно, как относились друг к другу, к окружающей среде, к животным, хищникам и природным стихиям. Прирученный ласковый тёплый огонь лучины давал свет и тепло, жаркий умеренный огонь костра-очага давал комфортное тепло, здоровье и вкусную жареную или печёную пищу, яростное рвущееся пламя охранных костров обеспечивало защиту от самых грозных хищников – леопардов и пещерных львов. Возможно, большинству архантропов только изредка удавалось получить огонь случайно от естественного пожара и воспламенения дерева от удара молнии, но поддерживать, хранить и переносить огонь они уже умели. Но архантропы рано ощутили оздоровительную и обеззараживающую силу огня. Возможно, именно архантропы стали прыгать через огонь, танцевать вокруг огня и воздавать огню жертвы. Главное значение огня в том, что вечером и ночью, в кромешную тьму и холод природных и климатических катастроф огонь замещал солнце. Поэтому неизбежно и закономерно отношение к огню было сродни отношению к солнцу: безжалостному в тропиках, комфортному в субтропиках и ласковому и живительному в зонах с умеренным климатом. Трепетный, жалящий, весёлый и злой огонь больше всего походил на воплощение духа, заключённого в тех вещах, предметах и объектах, которые попадали в огонь и сгорали в нём. Эти вещи издавали разные запахи и окрашивали пламя огня в разные цвета, давали разный дым. Некоторые растения, грибы и камни-минералы давали дурманящий дым-дух, порождающий мистические структуры-образы, ощущения и грёзы. Поэтому очень рано в среде архантропов возникла естественная традиция смотреть на огонь, слушать огонь, почитать огонь. Огонь отпугивал хищников и помогал загонять большие стада животных в ловушки (обрывы). Мясо, приготовленное на костре и угольях, теряло неприятный запах и вкус, приобретало новый вкус, легче усваивалось и уменьшало опасность кишечных заболеваний. Огонь высушивал одежду и деревянные изделия, делал крепче и твёрже заострённые концы кола-копья. В пещере Чжоукоудянь (Китай) остались рога с обугленными кончиками. При изготовлении каменных орудий возникали жгучие искры, от которых мог возгореться огонь. Обычай вдувать жизнь в маленький дух-огонь со временем трансформировался в устойчивую структуру-образ вдувания жизни в неживое тело или вещь. В пещере Чжоу-Гоу-Тьен (Китай) архантропы-синантропы оставили многочисленные каменные орудия и следы огня: угли, пепел, обгоревшие камни. Каменные и иные орудия труда, жареная и печёная мясная пища способствовали эволюционному уменьшению челюстей, зубов и клыков архантропов. Последним представителям поздних архантропов и новым первобытным людям современного вида уже не нужны были мощные челюсти, клыки и зубы. Лицо и череп архантропов постепенно приобретали современные черты и формы. Владение и пользование огнём первобытными людьми современного вида революционно изменило отношение человека с окружающей средой. В зоне действия света, тепла и восприятия огня образовалось своё человеческое пространство, в пределы которого практически никто не мог своевольно вступить. Огонь костра-очага притягивал, обобщал, собирал, сближал членов общины, создавал общее сознательное ощущение и структуру-образ «дома», места безопасного и тёплого обитания. Огонь стал незаменимым и постоянным членом семьи, рода или общины. В некоторых регионах костры-очаги непрерывно горели в течение сотен и даже тысяч лет, оставив многометровые пласты углей и золы. Огонь костра-очага в темноте ночи был для охотников, возвращающихся в стойбище, сигнальным маяком, желанной целью. Возможно, впервые поздние архантропы и ранние первобытные люди современного вида увидели в мерцающих звёздах на ночном небе огни далёких небесных очагов умерших родителей и предков. Каждый выбирал звезду-огонёк своего предка или созвездие огней – родовой общины небесных предков, а всё звёздное небо – как место обитания всех духов-предков. К ним в ночную высь улетали искры костра-очага, пахучий дым и желания, мысли и чувства смотрящих на огонь первобытных людей.