ХР Человек совр. вида Знаки-символы ориентации

Александр Суворый
ХР 2.5.37. Эпоха человека современного вида. Знаки-символы ориентации.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НОВОЙ ЭРЫ.

Часть 5. Эпоха человека современного вида.

Глава 37. Знаки-символы ориентации.

Иллюстрации из открытой сети Интернет.


Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен.
Древний каменный век. Средний палеолит.
Плейстоцен. Поздний каменный век. Поздний палеолит.
86 000 до н.э.

Земля. Евразия. Глобальные колебания климата. 86 000 до н.э.

Глобальное похолодание. Калининское оледенение (90 000-75 000 до н.э.). Продолжение стадии похолодания «гляциал Вюрм I С (Перигор VII-IX)» (92 000-85 000 до н.э.). Стадия древнего Верхнего Плейстоцена (134 000-39 000 до н.э.). Уровень мирового океана ниже современного уровня на 15-16 метров.


Африка. Европа. Азия. Крым. Повсеместно. Первобытное современное человечество. Миграции первобытных людей. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Homo sapiens sapiens – раса человечества разумных неоантропов-палеокроманьонцев. Закономерности онтогенеза психики человека. Первобытнообщинный строй (первобытная цивилизация). Тотемизм. Анимизм. Шаманизм. Ведизм. Первобытное язычество. Система ориентации и знаки-символы координат. Точка. Черта. Крест. Круг. Числа и счёт. Рисунки-схемы-карты. 86 000 до н.э.

Красный (кровавый) цвет охры, которой посыпали умерших людей, воспринимается первобытными людьми как цвет жизни (крови), а крови и сердце – как вместилище духа жизни.

Мышление первобытных людей становится символическим, когда часть целого воспринимается как структура-образ жизни, с которой можно совершать магические действия: воспитательные, тренировочные или праздничные.

Речь и язык первобытных людей стали членораздельными, информативными, образными, отражающими чувства, эмоции, настроения, желания, мысли и идеи. Возникновение духовной жизни людей и первого в истории человечества ритуально-мировоззренческого комплекса естественных (природных, стихийных) верований – первобытного язычества (коллективного бессознательного, комплекса древних трансферных условных инстинктов, выраженных в форме традиций, обычаев, обрядов и ритуалов первобытного анимизма и первобытной «иконографии»).

Открытие направлений ориентации «юг» и «север», как понятий «низ» и «верх», «тёплый – холодный» или «ласковый – суровый». Развитие представлений о четырех сторонах света и системы пространственной ориентировки (первобытной системы координат).

Вероятное возникновение символа креста, как деления окружающего мира на четыре стороны света и четыре основных направления.

Возникновение символа точки, как центра места обитания (86 000-85 000 до н.э.).

Косым крестом также отмечаются места нахождения спрятанной добычи на первых картах-схемах – рисунках на земле или песке, условно отображающих окружающую местность. Этому способствовали вынужденные систематические маршрутные походы охотников и собирателей, а также миграции (переселения) семей, родов, общин и племён.

Возникновение первых знаков-символов: точка, крест, линия, круг и первых рисунков.

Зарождение счёта и единиц счёта по числу пальцев на руках (86 000-85 000 до н.э.).

Возможно, люди уже научились считать года, возрасты жизни, различать сезоны года, считать до десяти.

Один – «я» (первый рык, «р-аз», «раз», вой, главный голос, пест, перст, палец, одно лицо, одно, целое).

Два – «двое» (два воя, два голоса, два «я», двои(с)а, двоица, два лица, пара, две части целого».

Три – «трое» (три «я», троя, трои(с)а, троица, три лица, три ипостасное божество, единый Бог в трех лицах, Мать или Отец, Сын и Святой Дух – дух (память, энергия предков), три части целого).

Четыре – «четверо» (четвёрка, четыре, четвери(с)а, четверица, четыре лица, две пары соединённые четами, уравненные, уподобленные, поставленные парами за одно, чета, ровня, двоица, дружка, союз друг другу, четыре части целого).

Пять – «пятеро» (пясть, пястка, кисть руки, ладонь, горсть, мера яства-еды, пятина, пятинка, пятерик, пяток, пять частей целого).

Шесть – «шестеро» (шесть(ра), шесть раз, шестеро, шестак, шестинка, шестачок, один из шести, шест – дым, дом, очаг, двор, тягло, шестина, шестерик – совокупность шести одинаковых, сродных или подобных объектов, шестая часть целого).

Семь – «семеро» (семь-я, семь лиц, семья, семерня – все семеро, суета, торопыга, семерить – множить семью, усемерять, семиться, мельтешить, семенить, семать, семерик – счёт, се-мера, вес или мера в семь единиц, семеричный, семериковый, семерично – семь раз, се(д)мижды, семь частей целого).

Восемь – «восьмеро» (восмерица, осьмерица, осьмица, осьмерик – ось меры, равное количество голосов и лиц, восемь союзных единиц – порядок в семье, счастье, восемь частей целого).

Девять – «девятеро» (девятерня, перебор, заматерелость, девятая, девятины – поминки в девятый день кончины, девятая часть целого или девять – очень много).

Десять – «десятеро» (десть – мера или счёт нового целого, большего, по толщине или обрезу, десятина – десятая часть, одна десятая доля, мера земли, десятня – община, десять домов, тягл, шестов, дымов, десятая часть целого).

Зарождение одухотворённой магии чисел - будущей «нумерологии». При этом одухотворённость означает наполненность духом-значением, смыслом, символами, знаками, намёками, подсказками. Недаром говорится: «Сказка ложь (выдумка), да в ней намёк, добрым молодцам урок».


Западная Европа. Пещера Грант арби де Ля-Ферраси (Савиньяк-де-Мирмон. Дордонь. Франция). Первобытное современное человечество. Первобытнообщинный строй (первобытная цивилизация). Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Первобытное мобильное искусство. Чашечные углубления на камне. 86 000 до н.э.

В пещере Грант абри де Ля-Ферраси (Савиньяк-де-Мирмон, Дордонь, современная Франция) некий неандерталец нанёс поперёк небольшой плитки камня довольно широкие полосы красной краски (охра перемешанная с животным жиром). Неандертальцы ещё не могут нарисовать или вылепить фигуру животного, но возможно, в это время начались первые попытки намеренно изменить форму камня так, чтобы он походил на голову или фигуру животного.

На каменной плите в большом разрушенном убежище Ля-Ферраси неандертальский мастер оставил компактную группу так называемых «чашечных углублений». Несомненно, что эти углубления не носили случайный характер.

Возможно, эти углубления необходимы были для счёта – распределения зёрен или орехов (пищи). В последующие тысячелетия это пещерное убежище превратится в святилище будущего франко-кантабрийского пещерного искусства (33 000-20 100 до н.э.).


Восточная Европа. Северный Кавказ. Ильская стоянка. Первобытное современное человечество. Первобытнообщинный строй (первобытная цивилизация). Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Кавказские разумные неандертальцы. Специализация охотников-неандертальцев. Закономерности онтогенеза психики человека. Обожествление зубров. Анимизм. Тотемизм. Шаманизм. 86 000 до н.э.

Специализация охотников-неандертальцев и охота преимущественно на тех или иных животных обусловлены природными условиями и связанным с ними обилием определённых видов животных.

На Ильской стоянке (Северный Кавказ) кости зубра составляют не менее 60% массы всех костей животных. Здесь остались кости не менее 2000 зубров.

Такие животные становятся объектом почитания для неандертальцев, так как обеспечивают им полноценное существование. Несомненно, что такие животные должны были становиться для людей священными, дорогими, уважаемыми и почитаемыми.

Перенесение на убитых животных ощущений и чувств, возникающих при гибели или смерти родных и близких (одушевление животных и растений, с которыми связано существование рода или общества первобытных людей).

Развитие анимизма, тотемизма и шаманизма (86 000-74 000 до н.э.). Отныне, отнимая жизнь у зубров и иных тотемных (значимых, священных) животных, первобытные люди будут просить (выпрашивать, молить, вымаливать) у них самих и у их структур-образов (изображений) прощение, задабривать их жертвоприношениями и требами (дарообменными вещами, предметами и деяниями).


Весь мир. Повсеместно. Первобытное современное человечество. Первобытнообщинный строй (первобытная цивилизация). Миграции первобытных людей. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Homo sapiens sapiens – раса человечества разумных неоантропов-палеокроманьонцев. Закономерности онтогенеза психики человека. Расогенез. Сходство и отличия поведения. 86 000 до н.э.

Поведение любого живого существа в основном продиктовано и обусловлено сложносоставными врождёнными (безусловными) и благоприобретёнными (трансферными) инстинктами.

Поведение человекообразных обезьян, приматов, гоминид, архантропов-питекантропов, неандертальцев и неоантропов-палеокроманьонцев, людей современного вида также обусловлено инстинктами, но к ним добавляется огромное количество взаимосвязанных сложносоставных условно-безусловных структур-образов, архетипов, привычек, нравов, примеров, обычаев и традиций, имеющих силу и значимость инстинктов.

Возникновение речи, языка, трудовой деятельности и культуры общения революционно изменили поведение всех первобытных людей. При этом в силу генетического и биологического сходства между ними сохранилось очень много общего.

Нет сомнения в том, что самые древние архантропы-питекантропы, неандертальцы и неоантропы-палеокроманьонцы, люди современного вида одинаково выражали чувства радости, гнева, печали, страха, возбуждения.

Все первобытные люди одинаково нежно ласкают и оберегают детёнышей, заботятся о детях, наказывают их за непослушание и поощряют за успехи.

У всех хорошо развита память, стереоскопическое зрение и координация движений.

Все способны приспосабливать или изготавливать орудия-приспособления и пользоваться ими.

Все обладают конкретным (предметным) мышлением и поведением (умеют брать, нести, доставать и т.д.). Все ходят на ногах и действуют руками.

У всех на пальцах не когти, а ногти. У всех 5-6 крестцовых позвонков, 8 коренных зубов и 4 зуба-клыка. У всех сходное строение внутренних органов.

Все подвержены одинаковым болезням: грипп, оспа, холера, брюшной тиф, кишечные расстройства и т.д.

Однако в результате эволюции и расогенеза есть и различия. Позвоночник неоантропа-палеокроманьонца и человека современного вида более подвижен и гибок, он может прогибаться вперёд (лордоза) и назад (кифоза).

Часть черепа для мозга у человека современного вида больше, чем для лица. Сам мозг гораздо крупнее (до 1600 куб. см.) и площадь коры мозга больше.

Мозг человека современного вида имеет сильно развитые мозговые борозды, лобные и височные доли.

Человек современного вида имеет подбородок, вывернутые чувственные губы, ямку в середине верхней губы.

Грудная клетка человека современного вида плоская, а не «бочковидная», как у обезьян, гоминид и питекантропов.

Таз у человека современного вида шире, особенно у женщин. Торс человека современного вида короче, а ноги длиннее, более стройные и прямые в коленном суставе.

Стопа у человека современного вида не плоская, а куполообразная (сводчатая, пружинная).

Ноги больше всего приспособлены для ходьбы, прыжков и бега.

Главное, что человек современного вида имеет не одну, а две сигнальных системы, обладает членораздельной речью, умеет выражать свои чувства, мысли и структуры-образы комплексно (мимикой, жестами, позами, речью), а также имеет сигнально-знаково-символьный язык для общения. Человек современного вида способен мыслить, строить планы, обобщать, исследовать, анализировать, предвидеть и прогнозировать, абстрагироваться.

Жизнь человека современного вида зависит от результатов его труда и общения, жить вне этих категорий он не может. Человек современного вида сознательно ограничивает и обременяет себя общепринятыми правилами поведения (окружающим мнением и оценками), подчиняет свои инстинкты сложносоставным структурам-образам (традициям, обычаям, нормам, идеям и принципам).

Человек вообще остаётся человеком только при условии устойчивого физического, культурного и интеллектуального развития.

Сошедший с этого пути человек неизбежно деградирует, возвращается в животное состояние.