Выборы без выбора

Дмитрий Мудриченко
15 мая прошли внеочередные выборы мэра города Шахты. Результат их уже известен практически всем горожанам. Впрочем он, этот результат, был легко предсказуем задолго до дня голосования… В чём же всё-таки суть такого абсолютного отсутствия интриги при выборах в нашем городе и вообще в нынешней России?
Ответить на этот вопрос можно, пользуясь принципами современной политологии и политической философии. Хотя многие интересные разгадки находятся отнюдь не на поверхности. В этой сфере я сошлюсь на свои предыдущие статьи - «Местное самоуправление как зеркало политики» и «Выборы - приговор системе!», опубликованные в «Поле зрения» 20 декабря 2000 года и 23 декабря 2003 года. С тех пор ситуация в нашем обществе, а тем более в нашем городе, по моим соответственно наблюдениям, вовсе не изменилась, по крайней мере в лучшую сторону... В первом материале мы рассмотрели на примере нашего города складывание своеобразной замкнутой касты - «корпорации власти» благодаря существующей в России кланово-корпоративной системе, во втором исследовали фундамент этого явления - «крепостное сознание» нашего народа, как мы это обозначаем. В данном материале предлагается рассмотреть вопрос, как существующее положение дел влияет на духовное, политико-психологическое состояние общества, то есть ментальные основания поведенческих закономерностей электората на примере города Шахты. Кому это полностью понятно, последующий текст может не читать.
Основываясь на теории современного российского социолога С.Б.Морозова, в частности на его работе «Заговор против народов России сегодня», мы наблюдаем складывание в нашей стране на каждом уровне (местном, региональном, общегосударственном) замкнутой «корпорации власти», солидарной внутри и не пускающей к себе «чужаков». Это стало возможно благодаря давно пронизавшей всё общество кланово-корпоративной системе, в свою очередь паразитирующей на «крепостном сознании» нашего общества, некоем «русском адате» (адат в исламе - свод племенных обычаев). Но это далеко не объясняет, почему электорат ведёт себя подчас столь иррационально, я бы сказал, внеразумно.
Начнём с азов нашей выборной демо-кратии, как известно, в ее основе лежит принцип прямого, тайного и равного голосования. Но, находясь на выборах разного уровня на избирательных участках в качестве доверенного лица и наблюдателя при подсчёте голосов, причем не только в Шахтах, я отметил одну странную и немаловажную закономерность поведения нашего электората. Везде часть избирателей, пришедших к урнам, каким-то неимоверным, но вполне объяснимым образом стремится уйти от трёх вышеприведённых принципов голосования!
Так, многие граждане остаются искренне недовольны, когда им объясняют, что нельзя голосовать за другого человека даже с его согласия, в том числе за членов семьи, друзей, собутыльников. Налицо стремление избежать прямого голосования, вроде как «а за меня проголосуют!» («пусть работает железная пила!»).
Далее, я лично наблюдал, как из урн для голосования извлекали паспорта(!) граждан, а на некоторых бюллетенях избиратели проставляли свою фамилию. В ответ на моё удивление старые опытные члены комиссии усмехаясь рассказали, что это не ново, что они ещё в 1990-е находили в урнах военные билеты и прочие удостоверения личности. Здесь признак отказаться от тайности. Такие поступки внутренне очевидно эмоционально обусловлены действием «крепостного сознания»: «Награди меня добрый барин, я проголосовал правильно!». Или, может, наоборот: «Накажи меня строгий барин, я не проголосовал за тебя!».
Что касается принципа равенства при народном волеизъявлении, то, наблюдая за появлением на избирательных участках сильных мира сего, то есть лиц, уже облечённых политической или экономической властью, и за отношением к ним не только рядовых избирателей, но и членов комиссий, трудно было избавиться от мысли о полной фиктивности у нас этого принципа!.. Впрочем, Россия знавала времена непрямых и неравных выборов согласно сословной иерархии: в Российской империи до 1917 года при выборах в Думу один голос дворянина равен был нескольким сотням голосов рабочих.
Таким образом, заметим, что приходящий сейчас у нас на выборы гражданин неосознанно стремится к своего рода «деинициации». Инициация - посвящение, стремление «просвещённого индивида выделиться из толпы, духовно подняться над ней». А в нашем случае находим явление прямо противоположное - очевидно стремление раствориться в толпе, передать право голоса другому, более сильному или уж более умному, если хотите! Подсознательный отказ от тайности выбора вписывается сюда же, стремление не скрыться от барского глаза, быть на виду... Кстати, уклонение от выборов, их игнорирование в абсолютном большинстве также не выступает у нас осознанным протестом, актом гражданского неповиновения, оно, как ни странно, тоже обусловлено «крепостным сознанием»: «А начальники всё уже за нас решили, чего там голосовать!». Сам собой напрашивается определённый вывод, что выбор нашего электората, как и его поведение в целом, является далеко не сознательным волеизъявлением, а продиктован совсем иными мотивами - из мира эмоций, из глубин подсознанья...
Это явление наглядно иллюстрируют прошедшие 15 мая в Шахтах выборы мэра. На первый взгляд, горожане должны были бы проголосовать за кого угодно, только не за выигравшего Дениса Ивановича Станиславова. На поверхности лежали глухое недовольство и возмущение местных избирателей по поводу упорного продвижения в мэры областным руководством ростовчанина, владельца крупного строительного бизнеса, сына чубовского вице-губернатора, и к тому же ностальгия по старому мэру. В общем, многие были настроены против «чужака!».
Но не тут-то было. Вспомним, в нашем случае сознательных оснований поведения электората просто нет. И естественно, граждане проголосовали «как сверху барин приказал!». А то, глядишь, осерчает и денег(!) городу не даст». Или просто не пришли на выборы, считая, что губернатор и прочие чиновники уже всё решили. Так и победил у нас в Шахтах очередной представитель «корпорации власти», - ну а кто же ещё?!
Электорат в России сегодня в любом случае поддержит того, на кого укажут власти предержащие, «им-то сверху-то видней». Любые попытки организованной оппозиции - коммунистов, националистов или, к примеру, либералов призвать избирателей к сознательному выбору в этой ситуации выглядят полностью обречёнными. Отдельные исключения в данном русле лишь подтверждают общее правило.
В современной России уже начали складываться некие псевдосословия. Так, общеизвестно, что рабочая сила у нас в стране не имеет настоящей рыночной стоимости, она многократно занижена. Как назвал этот факт в своей работе «Россия в ожидании» доктор философии Игорь Дмитриевич Коротец, «присутствует тотальная экономия на оплате труда». В этой связи властьимущие и вообще состоятельные классы не только не собираются платить наёмному работнику реальную цену за его труд, но просто не готовы это делать. Я лично был свидетелем, насколько среди облечённых властью и богатством деятелей распространено мнение, что эта чернь должна на них работать просто потому, что они, якобы, высший класс, а те - низший. А оплата труда?! «Да, ладно, надо им чего-то кинуть, чтобы не подохли!». В Шахтах это явление достигло, пожалуй, своего апогея. Таким образом, электорат соответствует сложившейся сейчас в России социально-экономической системе.
От элементов «крепостного сознания» в своём поведении несвободно в той или иной степени подавляющее большинство граждан России, ведь крепостное право как институт государства и общества наша страна отменила, и то, как мы видим, лишь де-юре, всего 150 лет назад. Нынешний год 2011-й в данном случае юбилейный. Так что, соотечественники, с отменой крепостного права вас!

Май 2012 г.